Формирование взаимовыгодных отношений в системе технологического обслуживания сельхозпредприятий
Т. П. Соколова, к.э.н, Е. В. Власова, Самарский государственный экономический университет
Низкая обеспеченность сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами производства, и в частности, техникой, их неспособность в сложившихся экономических условиях воспроизводить изношенный машинно-тракторный парк, обусловили необходимость рынка технологических услуг и стали причиной создания машинно-технологических станций (МТС). В России функционируют около 850 МТС, в которых сосредоточено более 7,4 тыс. тракторов и 4 тыс. зерноуборочных комбайнов.
В Самарской области работают 12 МТС, оснащенных 186 тракторами и 266 зерноуборочными комбайнами. Систему МТС образуют две крупные организации, выполняющие работы на площади, составляющей 50% от общей площади обслуживания, и небольшие механизированные отряды, оказывающие услуги на площади 8—9 тыс. га. Силами МТС обрабатывается 10% всех посевных площадей региона. Однако зоны обслуживания станций не соответствуют наиболее острой потреб-
ности сельхозпредприятий в технологических услугах, а ориентированы на платежеспособный спрос.
Накопленный опыт деятельности МТС позволяет оценить эффективность этих формирований. К преимуществам использования техники в составе МТС относится, прежде всего, повышение годовой наработки в 1,6—2 раза по сравнению с сельхозпредприятиями [1]. Годовая выработка на один трактор в ООО МТС «Губернская» Пензенской области достигает 2500 усл.эт.га, в МТС ФГУ «Поволжская МИС» Самарской области — 2000 усл.эт.га. Успешный опыт работы отдельных МТС позволяет сделать вывод о том, что в их составе техника используется более эффективно и в условиях интенсивного уменьшения общего парка сельхозмашин способна решить технико-технологическую проблему. Но это не относится ко всем станциям. Так, по Самарской области среднегодовая выработка на один трактор составляет 780 ус.эт.га, или 65% от нормы (1205 усл.эт.га [2]).
Низкая интенсивность использования техники в отдельных МТС связана с рядом негативных моментов в их организации. Среди них — созда-
ние МТС в целях обеспечения дальнейшей деятельности закредитованных предприятий под «новой вывеской», без груза накопленных обязательств, недостатки в организационно-экономических вопросах формирования технической базы. В итоге сегодня многие МТС оснащены устаревшей техникой, которая многие годы использовалась на сельскохозяйственных предприятиях.
Более эффективно в МТС используется уборочная техника. Комбайны, входящие в состав МТС, составляют 6% от наличия в области, в сезон они убирают не менее 12% площади. Нагрузка на один комбайн составит 444 га, что в 1,5 раза больше норматива (288 физ.га [2]).
К слабым сторонам МТС следует отнести факторы, которые снижают эффективность работы сельскохозяйственных предприятий, пользующихся услугами МТС, — это, прежде всего, высокая стоимость услуг.
Ожидаемого снижения затрат за счет интенсивного использования техники в МТС не произошло. Полагалось, что за счет роста годовой выработки на единицу техники себестоимость гектара выполненных работ сократится, поскольку постоянные расходы — амортизация — будут делиться на больший объем работ. То есть амортизация за час работы машины имеет обратно пропорциональную зависимость от ее годовой выработки. Однако производственно-технический потенциал техники ограничен, он выражается в часах полезной работы. В связи с этим амортизация за один час рассчитывается, исходя из амортизационного ресурса машины, не зависит от фактической годовой загрузки и на протяжении всего срока службы остается постоянной. Таким образом, интенсивная эксплуатация техники не оказывает влияния на себестоимость услуг, а лишь сокращает амортизационный период, что, впрочем, является сильной стороной МТС, поскольку делает более доступным использование кредитов банков и лизинга.
Большинство МТС созданы в форме не зависимых от потребителей коммерческих организаций, они оказывают услуги по ценам, превышающим затраты, которые складываются у сельхозпредприятий при работе с собственной аналогич-
ной техникой. В стоимость услуг входят дополнительные накладные расходы, прибыль МТС, а также ее более высокие налоги. Завышение расценок также связано с рисками неплатежей.
Оказывая технологические услуги, МТС совместно с сельхозпредприятиями участвуют в процессе производства, а с другой стороны — вступают с ним и в экономическую борьбу за право обладания большей частью совместно произведенной продукции. Главной задачей в рамках формирования эффективных взаимоотношений между сельхозпредприятиями и МТС становится разработка экономических параметров (границ) эффективного взаимодействия участников рынка технологических услуг.
Сельхозпредприятия могут оценивать целесообразность пользования услугами МТС на основе сопоставления показателей эффективности производства продукции совместно с МТС и производства продукции предприятием самостоятельно. Эффективно привлечение МТС тогда, когда прирост урожайности культур в денежной оценке не меньше увеличения удельных затрат, их отношение должно быть > 1.
В Самарской области предприятия, которые воспользовались услугами МТС при подготовке, посеве и уходе за посевами, увеличили свой доход, поскольку дополнительные затраты окупились приростом урожайности (табл. 1). Но на уборке зерновых прибавка урожая не компенсировала затраты на оплату работ, выполненных МТС, что связано с дороговизной данного вида услуг. На уборочных работах взаимоотношения МТС с сельскохозяйственными предприятиями строятся более жестко. Поскольку уборка — финишная операция в производстве продукции, чтобы не потерять урожай, хозяйства вынуждены соглашаться с условиями МТС.
Данные табл. 1 также показывают, что на эффективность технологического обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей оказывает существенное влияние складывающаяся ценовая конъюнктура рынка сельскохозяйственной продукции. Поэтому особое значение для участников производственного процесса в его начальной стадии имеет уровень цен, который с
1. Расчет эффективности совместной производственной деятельности МТС и сельскохозяйственных предприятий Самарской области в 2003 г.
Наименование показателей Виды работ
вспашка сплошная культивация междурядная обработка диско- вание бороно- вание посев уборка зерновых
Прирост удельных затрат, руб./га 339 128 76 128 52 273 763
Прирост урожайности, ц/га 2 1,5 1,5 1,5 1 1,5 2
Отношение прироста урожайности в денежной оценке к приросту удельных затрат при цене реализации:
Средней (185,4 руб./ц) 1,1 2,2 3,7 2,2 3,6 1,0 0,5
По рыночным каналам (200,0 руб./ц) 1,2 2,3 3,9 2,3 3,8 1,1 0,5
По госзакупкам (262,3 руб./ц) 1,5 3,1 5,2 3,1 5,0 1,4 0,7
По внутренним каналам (160 руб./ц) 0,9 1,9 3,2 1,9 3,1 0,9 0,4
максимальной величиной вероятности можно ожидать в период реализации готовой продукции.
Этот факт требует от государства совершенствования системы регулирования ценообразования с целью создания стабильных макроэкономических условий. В рамках этой системы МТС могут оказаться незаменимым инструментом, как это показано на рис. 1.
В рамках этой схемы предусмотрено насыщение МТС техникой через лизинговую компанию, которая работает с производителями техники и МТС. Государственный продовольственный заготовительный фонд через своих рыночных операторов осуществляет плановые закупки продовольствия по жестко установленным ценам. При этом в счет сданной продукции этот же фонд производит взаиморасчеты МТС с лизинговой компанией.
В данной схеме государство может рассматривать МТС в качестве инструмента дотирования и устанавливать свои расценки на производимую продукцию и технические услуги, руководствуясь при этом в первую очередь интересами сохранения и укрепления собственного сельскохозяйственного производства.
В Самарской области закупками продовольствия для нужд области занимаются ГУП СО «Фонд содействия развитию АПК» и «Самараоб-лагропромснаб», который входит в систему «Ро-сагроснаба». Эти организации за счет собственных и бюджетных средств осуществляют авансирование сельхозпредприятий ГСМ запасными частями, семенами и минеральными удобрениями в период проведения весеннее-полевых работ и после уборки урожая получают готовую продукцию или денежные средства. Эти формирования могли бы взять на себя функции операторов МТС, организуя им взаиморасчеты с лизинговыми компаниями за счет сельскохозяйственной продук-
ции, поставляемой предприятиями по фиксированным ценам в счет оплаты услуг МТС, оказанных по установленным тарифам.
Оказывая услуги сельскохозяйственным предприятиям, станции затрачивают свой труд, который создает валовой и прибавочный продукт. Однако зачастую его распределение происходит непропорционально затратам труда станций и сельхозпредприятий (табл. 2).
Приведенные данные показывают, что в основном МТС на единицу своего вложенного труда получают больше продукции, чем сельскохозяйственные предприятия. Так, затраты труда на уборочных работах составляют в среднем 16% от всех затрат на производство продукции, однако станциями оплата данного вида работ установлена на уровне 28% от полученного урожая. По другим видам работ тарифы более справедливые. Тарифы за 1 гектар выполненных работ на вспашке и посеве незначительно превышают долю затрат труда на их выполнение. Соответствуют доли участия в создании валовой продукции и расценки за 1 га междурядной обработки, дискования и боронования почв. Спрос на данные виды услуг значительно отстает от предложения. В результате конкурентной борьбы МТС снижают тарифы на оказание этих услуг, и цены на них устанавливаются на уровне их стоимости, которая пропорциональна затратам труда.
По расчетным данным, в среднем 1 чел./ч работы в МТС оплачивается по более высокому тарифу, чем в сельскохозяйственных организациях. Так, в 2003 г. на 1 чел./ч затраченного труда в МТС Самарской области было получено 1,9 ц зерна, тогда как в сельскохозяйственных предприятиях — только 0,9 ц, что свидетельствует о несправедливости существующих в настоящее время тарифов МТС на предлагаемые услуги.
Рис. 1 - Схема реализации государственного регулирования ценообразования
2. Распределение валового продукта между сельскохозяйственными предприятиями и МТС Самарской области
Показатель Вспашка Сплошная культивация Междурядная обработка Диско- вание Бороно- вание Посев Уборка зерновых
Тариф за 1 га выполненных работ в % от урожая 13 5 3 5 4 11 28
Затраты труда на 1 га выполненных работ, чел./час. 1,3 0,24 0,32 0,64 0,4 0,9 1,76
в % от общих затрат 10 2 3 5 3 7 16
На наш взгляд, расценки на услуги, оказываемые МТС, должны быть пропорциональны их вкладу в совместно произведенную продукцию. Это позволит повысить заинтересованность станций в конечном результате своего труда, повысить качество производимых работ. Справедливое распределение продукции между ее совместными производителями увеличит спрос на услуги МТС и позволит более эффективно использовать их производственный потенциал. Доведение загрузки тракторного парка МТС Самарской области до нормативного уровня позволит увеличить объем производимых работ со 142 тыс.ус.эт.га до 245 тыс.ус.эт.га, или в 1,5 раза.
Для повышения эффективности работы МТС необходимо внедрение практики использования договоров простых товариществ совместной деятельности по производству сельскохозяйственной продукции. В рамках данного договора МТС уже
не оказывает услуги, а участвует в совместном выращивании продукции, получая свой процент от выращенного урожая пропорционально вкладу в производство сельскохозяйственной продукции. Это позволит сохранить единство технологического процесса и разделить функции и обязанности между участниками совместной производственной деятельности: МТС и сельхозпредприятиями. При таком подходе удельный вес расходов МТС в совокупных производственных затратах выступает в качестве комплексной относительной расценки на технологические услуги, оказываемые сельскохозяйственному товаропроизводителю.
Литература
1 Светлые и темные стороны МТС / В. М. Пронин, В. А. Прокопенко // Агро-Информ. — 2002. — Февраль.
2 Сборник нормативных материалов на работы, выполняемые машинно-технологическими станциями (МТС). — М., 2001.