ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
EDUCATIONAL SPACE OF PHYSICAL TRAINING AND SPORTS
УДК 373. 037.1 ББК 74.100.55 Б 38
Е.В. Бедеева
Преподаватель кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: [email protected]
Н.В. Пушкина
Старший преподаватель кафедры физической культуры и медико-биологических дисциплин Армавирского государственного педагогического университета; Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
(Рецензирована)
Аннотация. Рассматривается проблема формирования волевых качеств дошкольников на занятиях по физической культуре. Показано, что слабая разработанность многих аспектов проблемы отражается и на практике воспитания детей, поскольку педагоги не располагают научно обоснованными методами формирования и объективной оценки волевых качеств, в результате этого педагогическая деятельность, направленная на формирование воли, носит в большинстве случаев декларативный характер. Выполненный анализ и обобщение научных представлений о сущности и особенностях развития волевой сферы дошкольников, а также имеющего опыта организации физического воспитания позволили определить содержание экспериментальной программы, учитывающей индивидуальные особенности детей, главным образом, по свойствам психодинамики. Разработанные и проведённые занятия, мероприятия и игры оказали дифференцированное влияние на детей с разным типом поведения и обеспечили эффективность процесса формирования волевых качеств личности дошкольника.
Ключевые слова: волевые качества, личность дошкольника, физическое воспитание, факторы развития, типологические характеристики, методики диагностики.
E.V. Bedeeva
Teacher of Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines, Armavir
State Pedagogical University; E-mail: [email protected]
N.V. Pushkina
Senior teacher of Department of Physical Culture and Biomedical Disciplines,
Armavir State Pedagogical University E-mail: [email protected]
FORMATION OF STRONG-WILLED QUALITIES IN PRESCHOOL CHILDREN IN PROCESS OF PHYSICAL
TRAINING
Abstract. The paper discusses the problem of formation of strong-willed qualities in preschool children during physical culture classroom hours. The weak degree of development of many aspects of this problem has an affect on education of children since teachers do not possess evidence-based methods of formation and objective assessment of strong-willed qualities. As a result, the pedagogical activity directed to formation of will has in most cases declarative character. The made analysis and synthesis of scientific ideas of essence and features of development of strong-willed qualities in preschool children, as well as the available experience in the organization of physical training have made it possible to define contents of the experimental program considering specific features of children, mainly for properties of psychodynamics. The developed and given classes, actions and games have exerted the differentiated impact on children with different types of behavior and have provided efficiency of process of formation of strong-willed qualities of the personality of the preschool child.
Keywords: strong-willed qualities, personality of the preschool child, physical training, development factors, typological characteristics, diagnostics techniques.
Проблема воспитания воли у человека, определения механизмов регуляции волевого поведения, детерминант волевого развития до сих пор остаётся дискуссионной. Становление и развитие воли и произвольности поведения являются центральной линией формирования личности ребёнка.
В отечественной психологии и педагогике раскрытию отдельных аспектов проблемы формирования волевых качеств личности посвящены исследования закономерностей развития выдержки (Р.Л. Кварц-хава), ответственности (Л.С. Славина), смелости (Т.И. Агафонов), организованности (В.А. Гольянова), настойчивости (А.И. Голубева; Н.Д. Левитов), дисциплинированности (В.И. Аснин) и др. Эти работы имеют в большей степени педагогическую, чем психологическую направленность.
Теория воли, разработанная Д.Н. Узнадзе, основывается на том,
что побуждение к любому действию определяется наличием установки. Смена установок (с непосредственной, актуальной на воображаемую, мыслимую) и составляет существо волевого акта [1].
В рамках регулятивного подхода к пониманию воли и произвольности было выполнено множество конкретных экспериментальных исследований, в которых использовались различные варианты и условия саморегуляции деятельности, эмоциональных состояний, отдельных психических и психофизиологических процессов (Б.Г. Ананьев, О.А. Ко-нопкин, П.А. Рудик и др.). В самостоятельную проблему в рамках этого подхода выделяются исследования произвольных движений и познавательных процессов - внимания, памяти, мышления [2].
Анализ специальной литературы показал, что при рассмотрении явлений воли исследователи сталкиваются с крайней неоднозначностью
понимания этого феномена. К ним относятся и преодоление препятствий на пути к цели, и выбор самой цели, и волевые качества личности, и смена установки, и соподчинение мотивов, и проблема выбора, и саморегуляция деятельности, и ещё многое другое.
Размытость и неоднозначность определения сущности воли не позволяет более или менее определённо ответить на вопрос, что именно развивается: способность преодолевать препятствия посредством волевых усилий; способность к свободному выбору; саморегуляция; волевые качества личности. И главный вопрос, который остаётся открытым, каковы те базисные психологические образования, которые лежат в основе всех этих проявлений, объединяют их в единую область психической реальности.
Наиболее значимым является начальный период становления воли - дошкольный период онтогенеза. Слабая разработанность проблемы отражается и на практике воспитания детей, поскольку педагоги не располагают научно обоснованными методами формирования волевых качеств. В результате педагогическая деятельность, направленная на формирование воли, носит в большинстве случаев декларативный характер [3, 4].
Основным фактором развития у дошкольников воли и произвольности является участие взрослого в формировании волевых процессов (особенно на ранних этапах его развития), это не менее важно, чем в становлении произвольных процессов [5, 6, 7]. Поэтому мы полагаем, что развитие воли и произвольности в онтогенезе можно исследовать только в контексте общения и совместной жизнедеятельности ребёнка со взрослым.
Педагогический эксперимент проводился в 2017 году на базе МДОУ № 42 г. Армавира. В ходе опытно-экспериментальной работы решались следующие задачи:
1. Выявить особенности развития волевых качеств дошкольников, входящих в структуру волевой сферы на занятиях по физической культуре.
2. Научно обосновать и экспериментально подтвердить эффективность разработанных средств и методов формирования волевых качеств дошкольников на занятиях по физической культуре.
3. Разработать практические рекомендации по формированию волевой сферы у дошкольников в процессе физического воспитания.
Анализ психолого-педагогической литературы, а также результаты проведённого нами констатирующего эксперимента позволили определить группу основных волевых качеств личности дошкольника, от которых зависит успешность их обучения и воспитания. Было выявлено, что средства и возможности физического воспитания в формировании волевой сферы дошкольника педагогами ДОУ практически не используются, остаются неизученными и не имеют должного научного обоснования.
Исходя из гипотезы исследования, мы представили свой взгляд на сущность, структуру и содержание волевых качеств личности дошкольника, попытались выявить педагогические условия, актуализирующие использование средств физического воспитания в формировании этих качеств.
Для определения уровня развития волевых качеств использовались общепринятые и адаптированные для дошкольников тесты, контрольные задания. Выбор диагностических методик, позволяющих определить уровень развития воли и произвольности, осуществлялся с учетом особенностей внешних и внутренних действий дошкольника, в которых проявляется волевое качество.
В качестве основных были приняты адаптированные нами для детей дошкольного возраста методики
диагностики: А.И. Высоцкого - наблюдения и оценки проявления волевых качеств; Г.А Калашникова - выявления уровня смелости; Мак-Кери - оценки упорства при сохранении концентрации внимания; авторская методика оценки умения детей сдерживать побуждения под влиянием различных ограничительных мотивов.
Испытуемыми в исследовании были 50 дошкольников в возрасте 6 лет. 26 детей составило контрольную группу и 24 - экспериментальную. С каждым ребёнком были проведены контрольные и экспериментальные педагогические «срезы». Все замеры проводились экспериментатором. В процессе экспериментальной работы градаций по половому признаку не производилось.
Исследование проводилось в течение трёх месяцев и включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В ходе его выявлялись типологические характеристики и особенности личности детей, позволяющие организовать индивидуальный подход при проведении экспериментальной работы.
По характеру поведения на занятиях во время «срезов» в констатирующем эксперименте все испытуемые разделились на 4 группы: дисциплинированные активные дети; недисциплинированные активные дети; дисциплинированные пассивные дети; недисциплинированные пассивные дети.
На формирующем этапе в экспериментальной группе в течение трёх месяцев систематически и интенсивно проводились специально организованные занятия и игры с правилами, направленными на формирование волевых качеств. В содержание занятий и прогулок включались игры, собранные и описанные в методическом пособии В.Л. Страковской [8]. Все игры имели совместный характер и проходили при активном участии воспитателя группы. Воспитатели при этом
выполняли две роли - участника и организатора игры. С каждым воспитателем, участвовавшим в эксперименте, предварительно проводились беседы и обучение игре.
Важным и основным фактором распределения объема и интенсивности упражнений, направленных на формирование воли, являлся индивидуальный подход, учитывающий индивидуальные особенности детей, главным образом, по свойствам психодинамики [9].
Проведённые занятия, мероприятия и игры оказали дифференцированное влияние на детей с разным типом поведения: пассивные и робкие дети стали более раскованными и активными, импульсивные и «неуравновешенные» стали более сосредоточенными и дисциплинированными. У детей контрольной группы никаких изменений в поведении на занятиях не произошло; показатели дисциплинированности и активности во всех подгруппах остались примерно на том же уровне. Этот факт может свидетельствовать о том, что наблюдаемые в экспериментальной группе позитивные изменения явились следствием проведённых занятий и игр.
В результате проведённой работы в экспериментальной группе произошли значительные изменения в уровне развития практически всех волевых качеств. Наиболее значимые приросты (в баллах) обнаружены в развитии дисциплинированности - 1,4; инициативности - 1,5; настойчивости - 1,5. На основании этого можно судить об эффективности использованных средств и методов физического воспитания в формировании волевых качеств у дошкольников.
Проведённое исследование дало возможность сделать ряд практических рекомендаций, направленных на формирование волевых качеств личности дошкольника в процессе физического воспитания:
- включать специальные упражнения, задания и игры, направленные
на развитие волевых качеств в содержание занятий по физическому воспитанию и в учебно-воспитательный процесс дошкольного образовательного учреждения;
- содержание волевого воспитания подбирать с учётом возрастных и типологических характеристик дошкольников;
- процесс формирования волевых качеств планировать поэтапно, с учётом психофизиологических механизмов последовательного их становления в дошкольном периоде онтогенеза.
Поиск возможностей использования средств физического воспитания в развитии волевой сферы
дошкольника показал необходимость повышения уровня специальной подготовки в этом направлении специалистов дошкольного образования.
Среди основных вопросов, требующих дальнейшего рассмотрения, можно назвать следующие:
- осуществление развивающих возможностей средств физического воспитания в формировании воли при интеграции их со средствами других видов деятельности и предметов;
- психолого-педагогической диагностики волевых проявлений;
- организации педагогической поддержки в воспитании волевых качеств дошкольников.
Примечания:
1. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М., 1966. С. 407.
2. Ананьев Б.Г. Развитие воли и характера в процессе дошкольного воспитания // Избранные психологические труды. 1980. Т. 2. С. 82-102.
3. Божович Л.И. Что такое воля? // Семья и школа. 1981. № 1. С. 32-35.
4. Bryden R. On taking liberties with will // Pilosophy. 1975. P. 50.
5. Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М., 1960. 458 с.
6. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2000. 288 с.
7. Баранникова Е.А., Петьков В.А. Педагогическая поддержка развития личности дошкольников // Культурная жизнь Юга России. 2008. № 2. С. 58-60.
8. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М., 1994. 288 с.
9. Шульга Т.И. Психологические основы формирования воли. Пятигорск, 1993. 531 с.
References:
1. Uznadze D.N. Psychological research. M., 1966. P. 407.
2. Ananyev B.G. Development of will and character in the process of preschool education // Selected psychological works. 1980. Vol. 2. P. 82-102.
3. Bozhovich L.I. What is will? // Family and school. 1981. No. 1. P. 32-35.
4. Bryden R. On taking liberties with will // Pilosophy. 1975. P. 50.
5. Zaporozhets A.V. The development of voluntary movements. M., 1960. 458 pp.
6. Ilyin E.P. Psychology of the will. SPb.: Piter, 2000. 288 pp.
7. Barannikova E.A., Petkov V.A. Pedagogical support of the development of the personality of preschool children // Cultural life of the South of Russia. 2008. No. 2. P. 58-60.
8. Strakovskaya V.L. 300 outdoor games for children's health. M., 1994. 288 pp.
9. Shulga T.I. Psychological bases of the formation of the will. Pyatigorsk, 1993. 531 pp.