Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities
Print ISSN 1810-0201, Online ISSN 2782-5825
https ://vestsutmb. elpub. ru
Научная статья УДК 37.03
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1680-1687
R Check for updates
Формирование вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий
Мария Викторовна Яненко
ФГБОУ ВО «Российская академия музыки им. Гнесиных» 121069, Российская Федерация, г. Москва, ул. Поварская, 30-36 [email protected]
Актуальность. Современная образовательная система ориентирована на различные виды деятельности, что связано с использованием инновационных технологий. Педагогическая технология представляет собой совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов и приемов обучения, воспитательных средств. Актуальность проблемы использования инновационных образовательных технологий для формирования вокально-исполнительской культуры студентов связана с необходимостью гармоничного сочетания старых и новых методов обучения, чтобы обеспечить устойчивое развитие и раскрытие потенциала молодых исполнителей. Цель исследования - раскрытие особенностей формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий.
Материалы и методы. Проведен анализ научной литературы и образовательных ресурсов. С помощью метода систематизации упорядочена информация и обоснованы организационно-педагогические условия для реализации инновационных форм и технологий обучения студентов вокально-исполнительской культуре.
Результаты исследования. Образовательные инновационные технологии наиболее перспективны для формирования вокально-исполнительской культуры студентов, если в учебный план введены новые учебные дисциплины, ориентированные на новейшие исследования в области музыкальной культуры и вокального искусства; в учебном процессе происходит использование интерактивных технологий, мобильных приложений и онлайн-ресурсов, что позволяет создать гибкую образовательную среду и дает возможность предоставлять доступ к большому количеству информации и материалов для изучения вокального искусства; применяются технологии виртуальной реальности, что позволяет погрузиться в атмосферу музыкального произведения и почувствовать себя исполнителем на сцене. Выводы. Процесс формирования вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий является сложным и многоаспектным процессом, требующим комплексного подхода. Использование традиционных и инновационных подходов в сочетании друг с другом позволяет студентам получить комплексное представление о вокальном искусстве, развить свои творческие способности, актерское мастерство, адаптироваться к современным условиям.
Ключевые слова: традиции, инновации, технологии, культура, студенты, вокал, образование Благодарности и финансирование. О финансировании исследования не сообщалось. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
1680
© Яненко М.В., 2024
Для цитирования: Яненко М.В. Формирование вокально-исполнительской культуры студентов средствами образовательных инновационных технологий // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2024. Т. 29. № 6. С. 1680-1687. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1680-1687
Original article
https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1680-1687
Students' vocal and performing culture development by means of educational innovative technologies
Maria V. Yanenko
Gnesin Russian Academy of Music 30-36 Povarskaya St., Moscow, 121069, Russian Federation [email protected]
Importance. The modern educational system is focused on various types of activities, which is associated with the use of innovative technologies. Pedagogical technology is a set of psychological and pedagogical attitudes that determine a special set and arrangement of forms, methods, ways and techniques of teaching, educational means. The relevance of the problem of using innovative educational technologies to develop students' vocal and performing culture is associated with the need for a harmonious combination of old and new teaching methods in order to ensure sustainable development and disclosure of the potential of young performers. The purpose of the study is to reveal the features of the formation of students' vocal and performing culture by means of educational innovative technologies.
Materials and Methods. Scientific literature and educational resources are analyzed. Information is systematized and organizational and pedagogical conditions for innovative forms and techniques of teaching students vocal and performing culture are substantiated.
Results and Discussion. Educational innovative technologies are the most promising to develop students' vocal and performing culture if the curriculum contains new disciplines aimed at the latest research in the field of musical culture and vocal art; the use of interactive technologies, mobile apps and online-resources allows to create a flexible educational environment and creates access to more information and materials for studying vocal art; the application of virtual reality technologies allows to immerse in the musical composition and feel like a performer on stage. Conclusion. The process of developing students' vocal and performing culture by means of educational innovative technologies is complex and multifaceted and requires a comprehensive approach. Simultaneous use of traditional and innovative approaches allows students to gain a complex comprehension of vocal art, develop creative abilities in theatre art, and adjust to contemporary conditions.
Keywords: traditions, innovations, technologies, culture, students, vocals, education Acknowledgments and Funding. No funding was reported for this research. Conflict of Interests. The author declares no conflict of interest.
For citation: Yanenko, M.V. (2024). Students' vocal performance culture development by means of educational innovative technologies. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye nauki = Tambov University Review. Series: Humanities, vol. 29, no. 6, pp. 1680-1687. https://doi.org/10.20310/1810-0201-2024-29-6-1680-1687
1681
АКТУАЛЬНОСТЬ
Актуальность проблемы использования новых образовательных технологий в обучении студентов музыкальных специальностей связана с необходимостью гармоничного сочетания старых и новых методов обучения, чтобы обеспечить устойчивое развитие и раскрытие потенциала молодых исполнителей.
Традиционные подходы основаны на изучении классических образцов вокального искусства и передаче опыта предыдущих поколений. Инновационные подходы включают использование современных технологий, методик и подходов, которые позволяют студентам адаптироваться к быстро меняющимся требованиям рынка и постоянно расширять свои навыки и знания.
Одна из основных задач учебных заведений творческой направленности связана с раскрытием музыкальных способностей студентов и возможностью творческой самореализации. Для этого необходимо сочетание как традиционных методов обучения, так и использование инноваций.
Современная образовательная система ориентирована на различные виды деятельности, что связано с использованием инновационных технологий. Только комплексный подход, сочетающий традиционные и инновационные методы, позволит полноценно развиваться каждому студенту, раскрывая его способности и профессиональные качества.
МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализ научной литературы позволил провести исследование современных методов и технологий обучения, что позволит формировать навыки и установки вокально-исполнительской культуры студентов. В целях выявления особенностей применения инновационных методик для вокального образования были проанализированы различные образовательные ресурсы, используемые при обучении вокалу (онлайн-платформы, мобильные приложения и др.). Метод систематизации позволил упорядочить информа-
цию и обосновать организационно-педагогические условия для использования инноваций в образовательной среде.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В разные исторические периоды и в разных национальных школах существовали свои подходы к развитию исполнительских и вокальных навыков. По мнению Н.Х. Нур-гаяновой, «...исторические этапы формирования вокально-исполнительской культуры и отдельных вокально-педагогических концепций; цивилизационного подхода позволили раскрыть предпосылки зарождения и становления вокально-исполнительской культуры, начиная с древнейших времен и вплоть до взаимодействия вокально-исполнительских и педагогических традиций в XX столетии» [1].
Литературные свидетельства прошлого говорят нам о том, что вокальное искусство развивалось еще в античном мире. Достаточно вспомнить произведения Гомера, Софокла Эсхила и других авторов, которые исполняли свои произведения под аккомпанемент струнного инструмента.
Велико было развитие музыкального искусства в странах Древнего Востока. Различные памятники материальной культуры дают нам возможность проследить значение песнопений, гимнов и других видов музыкального творчества в культуре народов Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая. По мнению исследователей, самое древнее искусство профессионального пения появилось в Китае. В Древнем Египте музыка сопровождала различные ритуалы и была средством развлечения разных слоев общества. В Древней Индии без певцов не проходил ни один магический обряд.
Музыка Средневековья представляет собой богатое и разнообразное явление, включающее в себя множество жанров, форм и музыкальных традиций.
В целом музыка Средневековья охватывает довольно большой период (с V по XV века). Для этого периода характерно григорианское пение, органум, мотет и месса. Ре-
1682
читация и пение становятся основными жанрами этой музыки. Появляются собственные музыкальные культуры с самостоятельными системами ладов, жанров и форм, а также исполнители (барды, трубадуры, гусляры, бандуристы, кобзари и др.). Европейское искусство развивалось в форме культового и народного пения.
Появление христианства послужило основой для распространения церковного пения и создания специальных групп (чаще всего в монастырях), где учили пению для сопровождения богослужения. До Х-Х11 веков пение было одноголосное, лишь затем появилось многоголосное. В этот период голос, слово, идея постепенно сливаются вместе и приспосабливаются для создания непосредственного впечатления на слушателей.
ХУ1-ХУИ века стали временем создания школ пения. Их становление и развитие связано с желанием исполнять музыкальные произведения с различной тесситурой и овладением техникой исполнения двух октав.
Окончательно сформировалось вокально-исполнительское искусство лишь с возникновением оперы. Италия, в частности, Флоренция в XVI веке, стала местом, где получила свое развитие итальянская опера. Преподавателями были известные певцы, которые обучали своих учеников технике дыхания, звуковедения, звукоизвлечения.
В XVII веке стали создаваться вокальные школы в Западной Европе. Каждая школа имела свой стиль исполнения и характер певческого звука. Но итальянская школа была эталоном вокального мастерства.
Исследователи древнерусского церковного пения отмечают, что становление древнерусской певческой традиции происходило как приспособление византийского пения к русским условиям.
Древние письменные источники свидетельствуют, что церковное пение проходило на двух языках (греческом и славянском). Однако пение на Руси приспосабливалось к местным условиям, что было связано с существовавшими еще славянскими языческими традициями.
К тому же исполнительская культура опиралась на церковное искусство и русскую народную песню, которые обладали высокой вокальной культурой, а затем стала развиваться в трех основных направлениях (народное, религиозное, светское).
Существует довольно большое количество научных исследований, где анализируются вопросы формирования вокальных навыков, исполнительского мастерства музыканта, традиционных методов формирования вокальных и исполнительских навыков обучающихся (Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева [2], Л.Г. Арчажникова [3], Л.А. Безбородова, М.А. Безбородова [4], В.Г. Ражников [5], Г.М. Цыпин [6] и др.).
Большинство из перечисленных авторов опираются на традиционную систему развития вокального искусства, собственные методы и приемы формирования вокально-исполнительской культуры студентов.
Но время не стоит на месте, и необходимо создавать новые условия для качественного развития и обновления взглядов на музыкальное образование. Одним из важных аспектов в формировании современной вокально-исполнительской культуры является применение инновационных подходов и технологий в обучении.
Формирование вокально-исполнительской культуры - сложный и многогранный процесс. Требования к вокальной подготовке специалистов многогранны. Это художественные, психологические, теоретические, практические, технические аспекты, взаимодействующие между собой и влияющие на качество исполнения произведения.
Интегративный подход в образовании довольно активно развивают такие исследователи, как (Т.А. Бусыгина, А.Л. Бусыгина [7], Н.В. Кузьмина [8], А.И. Щербакова [9] и др.). По их мнению, содержательный, личностный и деятельностный компоненты образовательного процесса должны быть взаимосвязаны между собой.
Вокально-исполнительская подготовка ориентирована на творческое развитие личности, направлена на технические аспекты
1683
развития голосового аппарата, овладение основами актерского мастерства, умением интерпретации музыкального текста и возможностью передачи чувств, эмоций, заложенных автором в исполняемом произведении. Певец должен уметь анализировать музыкальное произведение, понимать его структуру и драматургию заложенного подтекста, для того чтобы создать на сцене яркое и запоминающее исполнение.
Особое значение для подготовки вокалиста и формирования вокально-исполнительской культуры имеет правильная постановка дыхания, дикции и артикуляции. Именно они помогают певцу не только контролировать свой голос в различных регистрах, но и регулировать силу звука и его чистоту.
Еще один важный аспект для подготовки артиста любого уровня - психологический. Знание психологии, основных требований к выходу на сцену позволяет развивать уверенность в себе, самоконтроль, стрессо-устойчивость. Каждый, кто хоть раз выходил на сцену, знает, как важно сохранить спокойствие и сосредоточиться на исполнении произведения.
В своем исследовании Ю.Б. Сетдикова отмечает, что «вокальное исполнительство является частью искусства и одним из видов художественного творчества. Оно характеризуется структурно-функциональной двойственностью и представляет собой особую специфическую разновидность художественно-творческой деятельности» [10, с. 189].
Инновационные подходы, которые сегодня применяются к формированию вокально-исполнительской культуры студентов, строятся на использовании современных методик и технологий. Они способствуют развитию индивидуальных способностей и талантов молодых исполнителей, развивают мотива-ционную сферу личности студентов.
Мы согласны с И.М. Сигал, что «студент-вокалист должен понимать особенности существующих вокальных национальных школ и исполнительских стилей, владеть способностью к углубленному прочтению и расшифровке авторского (редакторского)
нотного текста, владеть методологией анализа и оценки различных исполнительских интерпретаций. Преподаватель, ориентируясь на эталоны вокального исполнительского искусства, должен научить студентов владению вокальной техникой» [11, с. 100].
Сегодня недостаточно учебно-методических пособий, которые опираются на последние научные исследования в области вокального и исполнительского искусства. Необходимы учебники, направленные на психолого-педагогическую коррекцию процесса формирования профессиональной культуры музыканта-исполнителя [12, с. 66].
К инновациям следует отнести интерактивное обучение (использование мультимедийных материалов, видеоуроков, аудиозаписей и интерактивных упражнений для самостоятельного изучения вокальных техник и стилей); индивидуальное сопровождение, что включает в себя предоставление персональных консультаций и рекомендаций по выбору репертуара, постановке голоса и преодолению трудностей в обучении.
Еще одним инновационным направлением является применение цифровых технологий, влияющих на систему обучения пению. XXI век все активнее включает в образовательный процесс цифровые технологии и инновации в преподавании вокала, которые используются в дополнении к традиционным методикам.
Интересно исследование Я. Шаньнина «Технологии и инновации в вокальном образовании: от классических методик к цифровым решениям», где автор отмечает, что существует достаточное количество методов и программных средств, способных проводить анализ и коррекцию певческого голоса. Эти методы позволяют оценить акустические характеристики звука (громкость, частота, точность интонирования) [13].
К примеру, существует система Sound Analysis. С помощью нее можно находить отклонения в частотном спектре, и это позволяет педагогу по вокалу разработать программу коррекции голоса под каждого студента отдельно [14].
1684
Нельзя отрицать значимую роль онлайн-курсов и видеоуроков, размещенных на специализированных платформах. Например, на платформе MasterQass можно прослушать мастер-классы самых известных педагогов вокала. [15, с. 17]. Подобные курсы направлены на поэтапное овладение студентами техникой пения, повторяя упражнения и получая обратную связь. Использование цифровых технологий вместе с традиционными занятиями свидетельствуют об эффективности их применения для овладения вокальными навыками.
ВЫВОДЫ
Таким образом, образовательные инновационные технологии наиболее перспективны для формирования вокально-исполнительской культуры студентов, если:
- в учебный план введены новые учебные дисциплины, ориентированные на но-
вейшие исследования в области музыкальной культуры и вокального искусства;
- в учебном процессе происходит использование интерактивных технологий, мобильных приложений и онлайн-ресурсов, что позволяет создать гибкую образовательную среду и дает возможность предоставлять доступ к большому количеству информации и материалов для изучения вокального искусства;
- применяются технологии виртуальной реальности, что позволяет погрузиться в атмосферу музыкального произведения и почувствовать себя исполнителем на сцене.
Использование инновационных образовательных технологий в сочетании с традиционными методиками обучения позволяет студентам получить комплексное представление о вокальном искусстве, развить свои творческие способности, актерское мастерство, адаптироваться к современным условиям и успешно реализовывать свой потенциал.
Список источников
1. Нургаянова Н.Х. Формирование вокально-исполнительской культуры будущего педагога-музыканта как педагогическая проблема // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. № 3 (21). C. 232-237. https://elibrary.ru/nccxld
2. Абдуллин Э.Б., Николаева Е.В. О философии музыкального образования: сущность, предназначение, направленность // Философские науки. 2010. № 1. С. 144-153. https://elibrary.ru/ndhxcb
3. Арчажникова Л.Г. К вопросу исследования функциональной структуры музыкально-педагогической деятельности // Вопросы фортепианной педагогики. М.: Изд-во МГПИ, 1980. С. 19-31.
4. Безбородова Л.А, Безбородова М.А. Эмоциональная стрессоустойчивость младших школьников в условиях досуговой деятельности // Мир науки. Педагогика и психология. 2023. Т. 11. № 4. С. 1-12. https ://elibrary.ru/xivdum
5. Ражников В.Г. Альбом настроений: Поэзия. Живопись. Музыка: История печали. Остановка под солнцем. Триумфальная арка. Завороженный город. М.: Раменское, 2000. 87 с. https://elibrary.ru/qxorqx
6. Цыпин Г.М. Психология творческой деятельности. Музыка и другие искусства. М.: Юрайт, 2017. 119 с. https ://elibrary.ru/zeaxaz
7. Бусыгина Т.А., Бусыгина А.Л. Влияние эмоциональности педагога на оценку студентами его педагогического имиджа // Самарский научный вестник. 2013. № 4 (5). С. 44-45. https://elibrary.ru/rwvmbb
8. Исследования гуманитарных систем. Теория педагогической системы Н.В. Кузьминой: генезис и следствия / сост. А.А. Остапенко. Краснодар: Парабеллум, 2013. Вып. 1. 90 с.
9. Щербакова А.И. Философия музыки и музыкального образования в формировании гуманитарной реальности XXI века: к проблеме рождения и становления научной школы // Вестник кафедры ЮНЕСКО Музыкальное искусство и образование. 2015. № 2 (10). С. 68-73. https://elibrary.ru/ulgoqh
10. Сетдикова Ю.Б. Некоторые аспекты работы со студентом над освоением вокальных произведений различных жанров, стилей и направлений // Материалы научно-практической конференции вокального факультета МГУКИ. Вып. 2. М.: МГУКИ, 2005. С. 184-189.
1685
11. Сигал И.М. Формирование профессиональных компетенций у студентов-вокалистов в процессе вузовской подготовки // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2020. Т. 22. № 75. С. 99-103. https://doi.org/10.37313/2413-9645-2020-22-75-99-103, https://elibrary.ru/wfqnir
12. Буранок О.М., Сигал И.М. Интегративный подход к формированию литературно-музыкальной компетенции будущих вокалистов и хормейстеров // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные, медико-биологические науки. 2015. Т. 17. № 1. С. 64-67.
13. Шаньнин Я. Технологии и инновации в вокальном образовании: от классических методик к цифровым решениям // Культура и цивилизация. 2023. Т. 13. № 11. С. 111-119. https://doi.org/10.34670/AR.2023.15.41.017, https://elibrary.ru/bbpatr
14. Дегтярева Д.В., Радциг Е.Ю. Электроглоттография - объективный метод оценки голосовой функции у детей // Вестник оториноларингологии. 2013. № 6. С. 28-30. https://elibrary.ru/rtegcl
15. Саргсян Н.Г. О квантитативном методе анализа хореографических и музыкальных элементах (на примере музыкально-кинетографических партитур С.С. Джуджева и С.С. Лисициан) // Ученые записки Российской академии музыки им. Гнесиных. 2016. № 1 (16). С. 13-21. https://elibrary.ru/vuysjr
References
1. Nurgayanova N.Kh. (2010). Formation of the vocal performing culture of future teachers of music as a pedagogical problem. Vestnik Tatarskogo gosudarstvennogo gumanitarno-pedagogicheskogo universiteta, no. 3 (21), pp. 232-237. (In Russ.) https://elibrary.ru/nccxld
2. Abdullin E.B., Nikolaeva E.V. (2010). About musical education philosophy: essence, purpose, orientation.
Filosofskie nauki = Russian Journal of Philosophical Sciences, no. 1, pp. 144-153. (In Russ.) https ://elibrary.ru/ndhxcb
3. Archazhnikova L.G. (1980). On the issue of functional structure of musical education activity research. Voprosy fortepiannoi pedagogiki. Moscow, MSPI Publ., pp. 19-31. (In Russ.)
4. Bezborodova L.A, Bezborodova M.A. (2023). Emotional resilience of younger students in terms of leisure activity. Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya = World of Science. Pedagogy and Psychology, vol. 11, no. 4, pp. 1-12. (In Russ.) https://elibrary.ru/xivdum
5. Razhnikov V.G. (2000). Mood Album: Poetics. Painting. Music: History of Sorrow. Stop Under the Sun. Triumphal Arch. Enchanted city. Moscow, Ramenskoe Publ., 87 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/qxorqx
6. Tsypin G.M. (2017). Psychology of Creative Activity. Music and Other Arts. Moscow, Urait Publ., 119 p. (In Russ.) https://elibrary.ru/zeaxaz
7. Busygina T.A., Busygina A.L. (2013). Influence of the teachers' emotionality on the students' assessment of their pedagogical image. Samarskii nauchnyi vestnik = Samara Journal of Science, no. 4 (5), pp. 44-45. (In Russ.) https://elibrary.ru/rwvmbb
8. Ostapenko A.A. (compiler). (2013). Humanitarian System Research. Theory of N.V. Kuz'mina Pedagogical Systems: Genesis and Consequences. Krasnodar, Parabellum Publ., issue 1, 90 p. (In Russ.)
9. Shcherbakova A.I. (2015). The philosophy of music and music education in shaping the humanitarian reality of the XXI century: the problem of the birth and formation of a scientific school. Vestnik kafedry YUNESKO Muzykal'noe iskusstvo i obrazovanie = Bulletin of the UNESCO Chair Musical Art and Education, no. 2 (10), pp. 68-73. (In Russ.) https://elibrary.ru/ulgoqh
10. Setdikova Yu.B. (2005). Some aspects of working with a student on mastering vocal works of various genres, styles and directions. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii vokal 'nogo fakul 'teta MGUKI. Vyp. 2 = Proceedings of MGUKI Vocal Department Scientific and Practical Conference. Moscow, MGUKI Publ., issue 2, pp. 184-189. (In Russ.)
11. Sigal I.M. (2020). Formation of professional competencies soloists-vocalists in the process of training at the university. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial 'nye, gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki = Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences Scientific Center. Social, Humanitarian, Medicobiological Science, vol. 22, no. 75, pp. 99-103. (In Russ.) https://doi.org/10.37313/2413-9645-2020-22-75-99-103, https://elibrary.ru/wfqnir
12. Buranok O.M., Sigal I.M. (2015). Integrative approach to developing literature competence in future vocalists and choirmasters. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial'nye,
1686
gumanitarnye, mediko-biologicheskie nauki = Izvestiya of the Samara Russian Academy of Sciences Scientific Center. Social, Humanitarian, Medicobiological Science, vol. 17, no. 1, pp. 64-67. (In Russ.)
13. Shan'nin Ya. (2023). Technologies and innovations in vocal education: from classical techniques to digital solutions. Kul'tura i tsivilizatsiya = Culture and Civilization, vol. 13, no. 11, pp. 111-119. (In Russ.) https://doi.org/10.34670/AR.2023.15.41.017, https://elibrary.ru/bbpatr
14. Degtyareva D.V., Radtsig E.Yu. (2013). Electroglottography - an objective method for the evaluation of the vocal function in the children: reliability and validity. Vestnik otorinolaringologii = Russian Bulletin of Oto-rhinolaryngology, no. 6, pp. 28-30. (In Russ.) https://elibrary.ru/rtegcl
15. Sargsyan N.G. (2016). On the quantitative method of analysis of choreographic and musical elements: the musical-kinetographic scores of S.S. Dzhudzhev and S.S. Lisitsian. Uchenye zapiski Rossiiskoi akademii muzyki im. Gnesinykh = Scholarly Papers of Russian Gnesins Academy of Music, no. 1 (16), pp. 13-21. (In Russ.) https://elibrary.ru/vuysjr
Информация об авторе
Яненко Мария Викторовна, доцент кафедры сольного пения № 1, Российская академия музыки им. Гнесиных, г. Москва, Российская Федерация. https://orcid.org/0009-0006-7297-9408 mvyan.home@gmail. com
Поступила в редакцию 13.08.2024 Одобрена после рецензирования 05.11.2024 Принята к публикации 22.11.2024
Information about the author
Maria V. Yanenko, Associate Professor of Solo Singing Department no. 1, Gnesin Russian Academy of Music, Moscow, Russian Federation.
https://orcid.org/0009-0006-7297-9408 [email protected]
Received 13.08.2024 Approved 05.11.2024 Accepted 22.11.2024
1687