УДК 94(574)
Формирование узбекского этноса
А. Назаров, О. Авезов. Бухарский государственный университет (Бухара, Узбекистан)
Психологическая наука, ориентированная на всестороннее изучение полной картины формирования и проявления индивидуальных и социально специфических качеств людей, должна учитывать этническое своеобразие развития последних. Этнический фактор в этом процессе играет огромную, а порой и решающую роль. Под его воздействием развивается совершенно своеобразный индивид с присущим только его «этническому типу» умом, чувствами, волей, способностями, интересами, настроениями, обычаями и привычками, формами взаимодействия и поведения. Более того, по тем же самым причинам представители разных этносов в соответствии со своими традициями и привычками по-разному и не в одно и то же время подходят к этапу физической, моральной, духовной, психологической и профессиональной зрелости. Известно, например, что у азиатских, африканских и некоторых латиноамериканских народов, в отличие от европейских, этот этап наступает несколько раньше. Специфические представления о самой зрелости и путях ее достижения существуют у представителей разных этнических общностей: у славян они одни, у арабов другие, у японцев, китайцев и вьетнамцев - третьи. Точно так же обстоит дело и в нашей стране. Необходимо четко знать, каковы взгляды по этому вопросу у представителей конкретных народов, и, соответственно принимая их во внимание, учитывать в практике жизни и деятельности.
Суверенитет и независимость Республики Узбекистан неизбежно актуализируют такие проблемы, как развитие этнического самосознания, возрождение традиций и обычаев. Наряду с решением сложнейших общественно-политических, социально-экономических и других вопросов появляется потребность в возрождении культурных и исторических корней,
которые сохранили этнос и способствовали его самобытности и неповторимости.
Не исключено, а наоборот подчеркивается, влияние на узбекский этнос и его развитие, происходившее в многолетней общечеловеческой культуре и в истории других этносов.
Культура, форма и образ жизни, составляя основу общественного устройства и человеческой деятельности, являются главными определяющими этнического сознания, характера и самобытности народа.
Социально-исторический образ жизни выступает как показатель типичного вида жизнедеятельности этноса на определенном этапе его развития. При этом, социально-предметные особенности образа жизни (заданные социокультурной средой) выступают как источник развития и закрепления этнического сознания, этнических стереотипов поведения и в целом, как потенциальные возможности развития культуры этноса (воспроизводства культуры).
Культура и образование во все исторические эпохи узбекского этноса были тесно связаны с религией. Они отвечали за передачу традиций, обрядов, ритуалов узбекского народа другим поколениям.
В данной статье отмечается, что этнокультурные и этнопсихологические особенности народа особенно ярко запечатлены в народной мудрости, проявляются в действиях и поступках людей.
Справедливо будет отметить и такие черты этнического сознания узбеков, как почитание старших, образованных людей. Характерной чертой этноса является уважительное отношение к больным людям и инвалидам. Традиционно в этнической среде уважительное отношение к соседям и взаимопомощь между соседями и особенно среди родственников.
Формирование психологии узбекского народа проходило под воздействием интеграции древнего оседло-земледельческого ирано- и тюр-коязычного населения оазисов современного Узбекистана и кочевых народов степной части Средней Азии. На территории оазисов нынешнего Узбекистана в свое время располагались три ханства - Хивинское, Бухарское и Кокандское, где важной политической и военной силой были кочевые пле-
мена. Скотоводы постепенно стали переходить к земледелию. Этот процесс длился несколько столетий и завершился в XIX веке.
На формировании узбекского народа отразилось и то обстоятельство, что оно проходило одновременно и в значительной мере на одной и той же территории, что и становление таджикского этноса. В развитии узбекского этноса наблюдались те же, что и у таджиков, процессы - образование больших территориально-хозяйственных комплексов, таких, как Хорезм, Фергана, оазисы бассейна Сурхан-Дарьи и т.д. У населения этих регионов выработались свои особенности материальной и духовной культуры, своя этнопсихологическая специфика.
Узбеки сохранили огромную любовь к родной земле. За многовековую историю им не раз приходилось брать в руки оружие и защищать свою отчизну, свои жилища. Все это утверждало в их сознании высокое чувство патриотизма. Любовь к своей земле, своему краю дополнялась общей гордостью за свой народ.
Узбеки чистоплотны. С незапамятных времен считалось обязательным не только систематически подметать комнату, двор, но и улицу у ворот или калитки. Эта традиция живет и сегодня. И если в другом регионе страны узбеки по собственной инициативе отвечают за уборку территории, можно быть уверенным, что чистота и порядок будут поддерживаться постоянно и добросовестно.
Социологические и психологические исследования показывают, что узбеки хорошо относятся к выполнению своих профессиональных обязанностей, терпеливо переносят жизненные тяготы и лишения, очень чутки к оценкам окружающих, выше всего почитают своих родителей и родственников, боятся, когда до последних доходят слухи об их слабом прилежании или недостаточной профессиональной компетентности. К сожалению, в настоящее время для узбеков стало непрестижно занятие производительным физическим трудом, поэтому многие стремятся занять должности в сфере материального распределения, торговли.
К этнопсихологическим особенностям узбеков относятся также решительность, обдуманность, доверчивость, доброжелательность, отзывчивость, особенно в начальный период их нахождения в многонациональ-
ном коллективе, готовность прийти на помощь, умение владеть своими чувствами. Вместе с тем, некоторым из них присущи замкнутость, стеснительность, малообщительность, настороженное отношение к выходцам из других регионов, в том числе из Прибалтики и Закавказья.
Узбеки высоко ценят уважительное отношение к культуре своего народа, истории, этническим чувствам, обычаям, традициям. Если в полиэтническим коллективе сложился устойчивый, здоровый морально-психологический климат, они проявляют трудолюбие, исполнительность, добросовестность. В тех же коллективах, где сложилась напряженная морально-нравственная атмосфера, они склонны к конфликтам, тяжело переживают оскорбления, проявляют злопамятность, способны совершать необдуманные поступки.
Издавна значительная часть узбекского населения была сплочена кровнородственными узами, общностью совместного труда. Сегодня эта традиция дает о себе знать в поведении узбеков, особенно сельских жителей, проявляется в стремлении образовывать устойчивые земляческие группы, живущие иногда по закону круговой поруки. В последнем случае такие группы приобретают иногда негативную общественную направленность, так как преследуют узко эгоистические интересы. Порой они агрессивно относятся к представителям других этносов, стремятся подчинить своему влиянию выходцев из других регионов Средней Азии.
Узбеки очень переживают отрыв от дома, от родных и близких. С родителями и родственниками они поддерживают тесные связи, советуются по многим вопросам, откровенно пишут им о своих неудачах и недостатках. Привыкание к новым трудовым условиям в большинстве случаев протекает довольно сложно. Узбекская пословица: «И службу не нарушай, и дружбу не разрушай».
Сказываются существенные различия в образе жизни при переезде в другой регион. Частично сгладить остроту переживаемых чувств позволяет общение с земляками, прослушивание этнической музыки, песен, участие в концертах художественной самодеятельности. При доброжелательном к ним отношении узбеки не скрывают своих чувств и пережива-
ний, готовы с радостью поделиться новостями с родины, рассказать о своей семье, о сложившихся отношениях.
В этой связи психологические и этнические особенности каждого этноса, включают в себя и историческое переплетение происходящего в общечеловеческой культуре. Вместе с тем, этнотипическое в каждом народе существует и это проявляется в ее жизни.
Сложный характер и предметная направленность обрядов, традиции и нравы узбекского народа обнаруживаются почти во всех сферах жизнедеятельности этноса; в манере беседы; во взаимоотношениях мужа и жены в семье; традициях питания, чаепитии, бережливости; уважении к родителям и старшим; в этике невесты и жениха; правилах поведения на улице и в обществе; свадебных обрядах и во всех религиозных обрядах и празднествах.
Эти данные свидетельствуют о том, что история, культура, форма и образ жизни узбекского народа, социокультурная среда являются основными критериями этнического сознания, самосознания, национального характера, его самобытности и стереотипов поведения. Результаты исследования доказали, что этническое самосознание, традиции, обряды, ритуалы, вкусы, нравы, привычки узбекского народа во многом зависят от образования и культуры.
Выделенные черты этнопсихологического своеобразия узбекского народа (высокая нравственность; порядочность; честность; благородство; скромность; отзывчивость; смелость; решительность; тактичность; терпеливость; выдержка; самообладание; реалистичность; чувство глубокого личного достоинства; степенность, обдуманность решений и действий и др.) и типичные проявления этнокультуры (сопереживание к родным, близким и окружающим; многодетность и любовь к детям; почитание стариков, родителей и младших; уважение старших, больных, инвалидов; бережное отношение к вещам; умение соблюдать дисциплину и порядок; тяга к знаниям и почитание образованных людей; бережное отношение к традициям, обычаям своего народа; религиозность; взаимовыдержка и взаимовыручка; преобладающая роль общественного мнения; чистота и санитарное состояние жилища; любовь и бережное
отношение к истории и культуре; трудолюбие; патриотизм; гостеприимство и др. явились определяющими средствами развития этнического самосознания и его самобытности.
© А. Назаров, О. Авезов, 2014. © «PEM: Psychology. Educology. Medicine», 2014.
— • —