Научная статья на тему 'Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6 классов на уроках истории'

Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6 классов на уроках истории Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1886
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ / РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УСТНАЯ РЕЧЬ / HISTORY / WRITTEN SPEECH / SPEECH ACTIVITY / ORAL SPEECH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернова Елена Николаевна

В статье представлен опыт работы учителя по развитию устной и письменной речи учащихся 5–6-х классов на уроках истории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of oral and written speech of students of the 5th-

The paper presents teacher’s experience of formation of oral and written speech of students of 5th-6th grades at the lessons of history.

Текст научной работы на тему «Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6 классов на уроках истории»

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15074 УДК 372.893

Чернова Е. Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15074. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15074.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Чернов а Елена Николаевна,

учитель истории МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 21», [email protected]

г. Калуга

Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов

на уроках истории

Аннотация. В статье представлен опыт работы учителя по развитию устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории.

Ключевые слова: история, письменная речь, речевая деятельность, устная речь. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Умение свободно, грамотно и четко излагать свои мысли - одно из главных требований современной жизни. В связи с этим одной из приоритетных задач образования в современной школе является развитие речи учащихся. Особенно значимо это в условиях, когда в жизни современных детей всю большую роль играют телевизор, компьютер, Интернет. Проблема связной, четкой, правильной речи детей и взрослых стала по-настоящему актуальной. Речь многих современных детей бедна, часто они не могут выразить свои мысли.

С этой проблемой сталкиваются многие учителя, в том числе и на уроках истории. Поэтому наша задача - развивать умение красиво говорить, формировать культуру речи. Современное образование предъявляет высокие требования к уровню подготовки выпускников школы. В процессе обучения истории учащиеся должны не просто знать основные исторические факты, усвоить понятийный аппарат, но и должны уметь сравнивать, анализировать, высказывать свое мнение. Школьник должен уметь свободно выражать свои мысли как в устной, так и в письменной форме. Развитие навыков письменной речи на уроках истории не менее важно, чем развитие устной речи, особенно при подготовке к итоговой аттестации. На экзамене именно задания со свободным развернутым ответом вызывают у выпускников наибольшие трудности. Поэтому значение письменной речи на уроках истории не стоит недооценивать.

Речь - это процесс порождения и восприятия речевых высказываний, совокупность способов осуществления речевой деятельности [1].

В зависимости от средств и способов речи психологи, в частности А. А. Леонтьев, выделяют следующие формы речевого общения: устная речь, письменная речь, внутренняя речь [2].

Речь устная - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь [3]. Устная речь может быть диалогической и монологической.

Монологическая устная речь достаточно сложная форма речи. В отличие от диалога, она предполагает логичное, развернутое, последовательное высказывание, обращенное к собеседнику с целью сообщения информации.

Еще одной формой речи является письменная речь. Она может выступать в различных формах: в форме письменного сообщения, доклада, письменного повествования, письменного выражения мысли в форме рассуждения и т. д.

Благодаря речи происходит общение между людьми, передача информации (как в устной, так и в письменной форме). Устная и письменная речь связаны между собой, а также с мышлением, вниманием и памятью человека. Поэтому развитие речи важно для учебной деятельности школьника.

Развитие речи учащихся происходит на всех учебных предметах, но традиционно главная роль отводится предметам гуманитарного цикла - русскому языку, литературе, истории.

r\j Л r\j

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15074 УДК 372.893

Чернова Е. Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15074.

0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15074.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Кроме общих требований, таких как содержательность, логичность, последовательность речи, есть и специфические для преподавания истории. Это использование в рассказе исторической лексики и владение соответствующей терминологией [4].

Развивая грамотную речь учащихся, важно уже с 5-го класса научить их основным видам монологической речи, а также кратко (выделение главного, определение понятий) и развернуто отвечать на вопросы, составлять план, рецензировать ответы. Большую роль играют и различные письменные творческие задания (исторические сочинения от лица очевидца, путешественника, участника событий), которые помогают выразить свое отношение к исторической эпохе в игровой форме. Приемы формирования устной и письменной речи разнообразны, и их использование зависит от возрастных и психологических особенностей учащихся.

Остановимся на некоторых приемах формирования устной и письменной монологической речи учащихся, используемых в 5-6-х классах.

Работа над грамотной и правильной речью начинается с обогащения словарного запаса. Поэтому большая роль отводится словарной работе. Ученики должны знать исторические термины и свободно оперировать ими. Уже с первого урока истории в 5-м классе учитель вводит исторические термины: история, исторический источник, археология. С каждым уроков количество терминов увеличивается.

Как правило, для закрепления терминов применяются стандартные словарные диктанты. Но больший интерес для школьников представляют различные игровые приемы, например составление кроссворда. Составляя кроссворд, дети учатся правильно формулировать термины, а разгадывая кроссворд, составленный соседом по парте, закрепляют их.

Не очень много времени на уроке занимают и другие игровые приемы для закрепления словарных слов, например «историческая перестрелка». Учитель называет понятия, а ученики должны быстро дать им самое короткое определение.

Например:

фараон - правитель Египта;

жрец - служитель храма;

вельможа - знатный человек;

папирус - тростник;

оазис - островок зелени;

иероглифы - знаки письма.

Или задание «Найди соответствие» - его можно применять на обобщающем уроке, когда словарный запас по теме достаточно большой. Ученику предлагаются карточки с терминами и их определениями. Задача учащегося - подобрать термину определение.

Подобные формы работы не только способствуют накоплению словарного запаса, но и развивают познавательную активность учеников, внимание, создают положительный настрой на уроке.

Следующим видом устного выступления на уроке истории является пересказ текста параграфа. В ходе пересказа ученик показывает знание дат, фактов, имен исторических деятелей, умение объяснять причины и значения событий.

Однако очень часто ученикам трудно сформулировать мысль, и их необходимо направить в ответе. Определенные сложности возникают и с выделением главного в устном ответе. Часто пятиклассники пересказывают близко к тексту, практически наизусть вызубрив содержание всего параграфа. Поэтому ученик, забыв очередное слово, останавливается, запинается, возникают ненужные паузы, и ему трудно продолжить свой рассказ. Это может стать и причиной низкой успеваемости ученика -

г>л

2 ~

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15074 УДК 372.893

Чернова Е. Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15074. -0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15074.htm. -Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

он в ыполнил домашнее задание дома, но, выйдя к доске в классе, растерялся и не смог ответить. Поэтому важно научить детей не вызубривать текст параграфа, а свободно отвечать на поставленный вопрос.

На помощь учащимся придет памятка для устного ответа.

Памятка для устного ответа на уроке истории.

1. Внимательно выслушай вопрос.

2. Ответ должен состоять из трех частей:

а) вступление (отметь важность и значимость темы);

б) основная часть (раскрытие вопроса);

в) заключение (вывод).

3. Ответ должен быть логическим, последовательным, полным (указаны необходимые факты, даты, имена, при необходимости - работа с картой).

Более сложной формой устной речи является самостоятельное высказывание на заданную тему. Это может быть анализ ответа одноклассника или характеристика исторических событий, деятелей, рассказ по наглядному пособию. На помощь учащимся здесь опять же приходят различные памятки и алгоритмы.

Анализ ответа одноклассника очень важен, так как он помогает грамотнее выстраивать свой собственный рассказ. Анализируя ошибки одноклассников, ученики будут стараться не допускать подобного в своих ответах.

Данный прием имеет свои трудности. Иногда ученику сложно оценить ответ друга или несимпатичного ему одноклассника. Поэтому важное условие положительного эффекта данного метода - ученики должны четко знать критерии устного ответа, и тогда детям легче будет им следовать. Эти критерии должны быть выработаны вместе с учениками и понятны каждому ребенку. Когда дети четко знают критерии ответа, они могут и свой ответ построить правильно.

План-памятка для оценки устного ответа на уроках истории в 5-6-х классах

1. Внимательно выслушай ответ одноклассника.

2. По существу ли вопроса отвечал твой одноклассник?

3. Правильно ли воспроизведены в ответе факты, даты, названия событий, географических объектов, имена, фамилии?

4. Насколько логично, грамотно, правильно построен ответ?

5. Были ли в ответе речевые ошибки (повторы, паузы)?

6. Есть ли вывод в конце выступления?

7. Попробуй оценить ответ.

Характеристика исторического деятеля или события

Одним из умений, которыми должны овладеть ученики на уроках истории, является характеристика события или исторического персонажа. Составляя характеристику, учащийся выделяет главные, существенные черты и особенности исторических событий или исторических деятелей.

Чтобы в полной мере овладеть данным умением, можно предложить ребятам памятки для характеристики исторического деятеля или события. Они могут быть записаны или вклеены в тетрадь. Памятка поможет выделить главное в тексте и структурировать ответ. Ответ, подготовленный по плану, будет последовательным и содержательным.

Памятка для характеристики исторического деятеля

1. Годы жизни и/или правления.

2. Краткая биография (происхождение, воспитание).

3. Основные черты характера, данные природой.

rw о ^

КОНТ тшт

Чернова Е. Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15074.

0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15074.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

научно-методический электронный журнал ART 15074 УДК 372.893

4. Основные направления деятельности (цели, задачи, пути достижения лей, в чьих интересах действовал).

5. Результаты деятельности: для государства, народа, для развития культуры.

6. Оценка деятельности современниками, учеными.

7. Ваше мнение об историческом деятеле.

С помощью этой памятки ученики без труда смогут охарактеризовать таких исторических деятелей, как Карл Великий, Жанна д’Арк, княгиня Ольга, Иван Калита, Иван Грозный и других.

В 5-6-х классах учащимся можно предложить памятки для характеристики таких исторических событий, как войны и народные движения.

Памятка для описания войн и сражений

1. Годы войны.

2. Участники войны.

3. Причины и повод войны.

4. Подготовка к войне (соотношение сил, планы сторон).

5. Ход войны (основные этапы, главные сражения).

6. Окончание войны (условия мира, итоги).

7. Причины победы (поражения).

8. Значения войны, последствия войны.

Пользуясь этой памяткой, учащиеся могут описать Ливонскую войну или, например, Куликовскую битву.

Подобные алгоритмы помогут учащимся не только структурировать знания по теме, но и построить связный и подробный ответ. Важное условие - систематичность применения этого метода. Таким образом алгоритм полностью закрепится в памяти школьника, и он сможет составлять рассказ о событии логично и последовательно.

Рассказ по наглядному пособию

Значение иллюстративного материала на уроках истории велико. Он помогает создавать конкретные представления об исторических событиях, способствует обогащению знаний учащихся, иллюстрирует теоретический материал, служит средством эмоционального воздействия на школьника. Иллюстрация показывает ученикам, как жили наши предки, как выглядели, как развивалось их хозяйство, чем занимались. Работа с иллюстрацией позволяет получить большую историческую информацию, развивает воображение. Среди наглядных пособий, которые применяются на уроках истории, можно выделить учебную картину и художественные произведения исторической живописи.

Одним из приемов работы с картинами является рассказ. В данном случае ученики уже не воспроизводят заученный заранее текст, а высказывают собственные мысли. Тем не менее целесообразно предложить учащимся план, по которому они смогут выстроить свой ответ.

Примером работы с наглядным пособием может стать учебная картина «Поселок первобытных земледельцев и скотоводов в Европе». Работа с этой картиной может проводиться на обобщающем уроке по теме «Жизнь первобытных людей». На данной картине представлены ключевые моменты темы, которые учащийся может осветить в своем ответе.

Работая с данной картиной, ученик сможет составить устный рассказ о том, как жили первобытные люди. Примерный рассказ учащегося должен содержать описание жилища первобытных людей и их основных занятий. Мужчины занимались охотой, ремеслом, рыболовством, скотоводством. Женщины занимались ткачеством, расти-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

rw Д IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал ART 15074 УДК 372.893

Чернова Е. Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15074.

0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15074.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

ранием зерна на зернотерке, ведением домашнего хозяйства. О развитии ремесла свидетельствуют орудия труда и оружие, изображенные на картине, и одежда людей.

На этапе объяснения нового материала можно использовать картину «Войско фараона в походе». Можно попросить учеников рассказать о вооружении египетских воинов. Ученик расскажет, что воины были вооружены копьями, щитами, топорами, что войско было пешим и конным.

Памятка для работы с наглядным пособием

1. Определи название картины, имя художника, время создания.

2. Внимательно рассмотри, что изображено на картине. Опиши, какому событию посвящена картина.

3. Опиши внешность изображенных людей, их одежду, окружающие предметы (оружие, орудия труда, жилище и др.).

4. Опиши занятия людей по картине. Расскажи, что нового и необычного ты

увидел.

Кроме учебных картин можно использовать и произведения известных художников. Очень продуктивной может стать работа с картинами А. Васнецова. Например, по картине «Двор князя» учащиеся составят рассказ о жизни и быте княжеской семьи.

Не менее важным, чем развитие устной речи, является развитие письменной речи. Ученики должны грамотно излагать свои мысли на бумаге. В отличие от устной речи, письменная речь может быть более подготовленной и менее спонтанной. На уроках истории могут использоваться различные виды письменных работ. В 56-х классах это могут быть исторические сочинения и составление плана параграфа.

Составление плана параграфа

Составление плана по параграфу помогает учащимся логически осмыслить его содержание, выделить главное. Планы могут быть простыми, то есть передавать самую важную информацию, или сложными, содержащими полную, конкретную информацию. Сложный план позволяет более детально раскрыть содержание параграфа и помочь при подготовке устного ответа.

Памятка для составления плана

1. Запишите в тетрадь тему и номер параграфа.

2. Внимательно прочтите текст параграфа.

3. Разделите его на основные смысловые части и озаглавьте их (можно использовать названия пунктов параграфа).

4. Каждому абзацу в тексте параграфа придумайте свое название.

5. Запишите план в тетрадь.

Примером письменной монологической речи является историческое сочинение, где учащийся от лица очевидца описывает какое-либо событие. В 5-м классе дети достаточно ярко и эмоционально описывают свое присутствие на Олимпийских играх или участие в Греко-персидских войнах. В 6-м классе это может быть описание жизни феодала, рыцаря или крестьянина.

Основой таких рассказов должно быть правильное отображение жизни, занятий людей в соответствующую эпоху. Сочинение - это творческая работа ученика, и все же к ней существует ряд требований.

Требования к сочинению

1. Повествование ведется от первого лица.

2. В рассказе присутствуют исторические термины, географические названия, соответствующие теме сочинения.

3. Сочинение должно отражать жизнь соответствующей эпохи.

(V Г IV

КОНТ ТЕПТ

научно-методический электронный журнал

ART 15074 УДК 372.893

Чернова Е. Н. Формирование устной и письменной речи учащихся 5-6-х классов на уроках истории // Концепт. - 2015. - № 03 (март). - ART 15074.

0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15074.htm. Гос. рег. Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.

Итак, существует множество приемов по формированию грамотной устной и письменной речи учащихся, которые можно использовать на уроках истории. Приме-

нение их на том или ином уроке зависит о темы урока, возраста и уровня подготовки учащихся. Чтобы работа над формированием грамотной, красивой устной и письменной речи была эффективной, проводить ее стоит систематически.

Ссылки на источники

1. Глухов В. П., Ковшиков В. А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. - М.: АСТ, 2007. - 223 с.

2. Леонтьев А. А. Функции и формы речи // Основы теории речевой деятельности. - М.: Наука, 1974. - 368 с.

3. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. - 672 с.

4. Федотова Е. Ю. Развитие речи учащихся на уроках истории с применением интерактивной доски

// Педагогическое мастерство: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). - М.: Буки-Веди, 2012. - С. 355-357. ISSN 2304-120Х

О 3

Elena Chernova,

Teacher of history, school №21, Kaluga

illonochkal [email protected]

Formation of oral and written speech of pupils of 5th-6th grades at the lessons of history 9 772304 1 201 59

Abstract. The paper presents teacher’s experience of formation of oral and written speech of students of 5th-

6th grades at the lessons of history.

Key words: history, written speech, oral speech, speech activity.

References

1. Gluhov, V. P. & Kovshikov, V. A. (2007) Psiholingvistika. Teorija rechevoj dejatel'nosti, AST, Moscow, 223 p. (in Russian).

2. Leont'ev, A. A. (1974) “Funkcii i formy rechi”, Osnovy teorii rechevoj dejatel'nosti, Nauka, Moscow, 368 p. (in Russian).

3. Meshherjakov, B. G. & Zinchenko, V. P. (eds.) (2003) Bol'shoj psihologicheskij slovar', Prajm-EVROZNAK, Moscow, 672 p. (in Russian).

4. Fedotova, E. Ju. (2012) “Razvitie rechi uchashhihsja na urokah istorii s primeneniem interaktivnoj do-ski”, Pedagogicheskoe masterstvo: materialy mezhdunar. nauch. konf. (g. Moskva, aprel' 2012 g.), Buki-Vedi, Moscow, pp. 355-357 (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»; Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук

r>J

6 ~

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.