Формирование услуг рекреативно-оздоровительной направленности Москвы в структуре делового туризма
Андропова Елена Михайловна
ст. преподаватель кафедры «Рекреации и спортивно-оздоровительного туризма» ФГБОУ ВО «Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма» (ГЦОЛИФК), [email protected];
Романенков Алексей Игоревич
доцент кафедры «Защита в чрезвычайных ситуациях» ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, [email protected]
Токарев Дмитрий Анатольевич,
ст. преподаватель кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева, [email protected].
В статье рассмотрены особенности организации услуг рекреативно-оздоровительной направленности Москвы для туристов, совершающих MICE поездки. Сегодня деловой туризм — это одно из наиболее популярных направлений путешествий и один из наиболее экономически эффективных видов туризма в мире. Деловые туры по понятным причинам относятся к сегменту индивидуального туризма: специфика поездки подразумевает составление личной программы - от бронирования авиабилетов и отеля до составления графика встреч, обеспечения трансфером и дополнительной культурной программой. В поисках компании, занимающейся организацией деловых поездок, главными критериями выбора должны быть надёжность и профессионализм, ведь переиграть условия поездки в жёстких условиях бизнес-графика будет довольно сложно. Кроме прочего, от умения турагентства грамотно распланировать программу путешествия зависит и успех самого предприятия [2, 5]. Деловой туризм можно успешно дополнить экскурсионным, познавательным, лечебно-оздоровительным - ведь в той же Москве можно не только вести деловые переговоры и заключать коммерческие контракты, но и получить удовольствие от посещения различных спа-салонов, оздоровительных центров, уникальных русских бань, открытых бассейнов и многих других учреждений рекреационно-восстановительного характера. В связи с этим, изучение и анализ особенностей организации услуг рекреативно-оздоровительной направленности г. Москвы для туристов, совершающих MICE поездки, поможет в разработке рекомендаций, позволяющих продвигать и развивать данные услуги на территории Российской Федерации в целом и Москвы, в частности [1].
Ключевые слова: Рекреативно-оздоровительные услуги, MICE-туризм, Москва, деловой туризм, туристская индустрия.
Для анализа и обобщения данных о рекреационно-оздоровительном туризме, целью которого было выявить какие оздоровительные услуги предпочитают М1СЕ-туристы была разработана специальная анкета с вопросами, касающимися М1СЕ-туризма. В анкетном опросе приняли участие 53 туриста, которые в своем большинстве являлись представителями стран Евросоюза (Германия, Франция, Италия и Великобритания).
Анализируя результаты опроса, можно говорить о том, что 42 человека из 53 бизнес-туристов, а это - 80 %, приезжают на территорию России с М1СЕ-целями, остальные же 20 % (11 человек) для других видов туризма. Результаты опроса показали, что 60% туристов посещают с целью делового туризма столицу России -Москву. В тоже время, 32% опрошенных приезжают в Санкт-Петербург с целью бизнес-туризма, в то время, как в такой крупный и достаточно развитый по Европейским меркам город Казань едут лишь 8% респондентов. На основании опроса было выявлено что Екатеринбург, Красноярск и другие города России пользуются пусть небольшим, но все, же спросом для рабочих визитов иностранных граждан.
Иностранные бизнес-туристы (72%) в среднем посещают Москву 1-2 раза в месяц, а 28% туристов более часто посещают российскую столицу - порядка 3-4 раз в месяц. (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Частота посещений бизнес-туристами Москвы.
Подавляющее большинство иностранных бизнес-туристов (85%) останавливаются исключительно в отелях категории 4* и 5*. Отели категории 3* выбирают 14% респондентов, а 1% туристов готовы к проживанию в отелях категории 1*-2* (Рисунок 2).
По длительности поездки у иностранных туристов преобладает 5-6 дневные командировки - 85%, более 7 дней командировка длится у 10% опрошенных, и на 1-4 дня приезжают 5% туристов (Рисунок 3).
X X
о
го А с.
X
го m
о
м о
to
Рисунок 2 - Категории гостиниц, выбираемых иностранными туристами в рамках М1СЕ-поездок.
Анализируя вопрос о расходах, которые готовы потратить бизнес-туристы, посещающие Москву с деловыми целями на дополнительные услуги оздоровительной направленности было установлено, что большинство респондентов (56%) готовы потратить от 50$ до 100$, на сумму до 50$ согласилось 40%, и 4% опрошенных готовы затратить на данные услуги более 100$ (Рисунок 5).
После проведения анкетирования иностранных туристов, было установлено, что большинство туристов (54%) хотят видеть в гостиничной инфраструктуре бассейн. Наличие собственного тренажерного зала должно быть по мнению 21% опрошенных и сауны 19% соответственно. 6% респондентов высказались за спа-салон (Рисунок 6).
Рисунок 3 - Длительность командировки в Москву у иностранных граждан.
Рисунок 6 - Предпочтения в дополнительных оздоровительных услугах в гостинице иностранных клиентов
о
см
О Ш
т
X
<
т о х
X
Иностранные туристы, посещающие Москву с деловыми целями, предпочитают останавливаться в одноместных номерах 54% опрошенных выбирают одноместный номер, 38% предпочитают стандартные двухместные номера и лишь 3% туристов не отказались бы жить в апартаментах, а 5% выбирают люксы (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Категории номеров в гостиницах, предпочитаемые иностранными туристами, при совершении бизнес поездок в Москву.
Рисунок 5 - Расходы на услуги рекреативно-оздоровительной направленности в течение деловой поездки в Москву (на 1 человека).
В части, касающийся дополнительных услуг, которыми бы хотели воспользоваться туристы во время совей бизнес-поездки преобладает сауна и бассейн, а также участие в национальных оздоровительных мероприятиях (например, купание в проруби).
Таблица 1
Пожелания бизнес-туристов о предоставляемых услугах в
Категории гостиниц Виды предоставляемых услуг Кол-во опрашиваемых респондентов Расходы
5*-4* Вариант питания -ВВ, бесплатная сеть wifi на территории всего отеля, услуги спа-направленности сауна, бассейн, тренажерный зал, спа-центр)и мероприятия рекреативно-оздоровительного характера 85% более 100$ (4% респ.)
3* Вариант питания -ВВ, бесплатная сеть wifi на территории всего отеля, услуги спа-направленности (сауна, бассейн) Наличие нескольких тренажеров. 10% от 50$ до 100$ (56% респ.)
1*-2* Вариант питания -RO, наличие wifi в холле около рецепции. 5% до 50$ (40% респ.)
Из данных, представленных в таблице 1 можно сделать вывод, что иностранные туристы в большинстве своем предпочитают останавливаться в отелях 4-5* категории и готовы платить за дополнительные услуги за комфорт, наличие дополнительных услуг рекреативно-оздоровительной направленности и возможность посетить экскурсию. Благодаря этому, Российским гостиницам можно получать хорошую прибыль при правильной организации данного процесса. Главное предоставить разнообразные и качественные услуги [4].
Исходя из результатов анкетирования иностранных бизнес-туристов была составлена таблица 2, в которой главную роль играло обобщение предпочтений М1СЕ-ту-ристов в сфере рекреативно-оздоровительных услуг, предоставляемых гостиничными предприятиями.
Таблица 2
Основные характеристики зарубежных туристов в рамках
Характеристики при MICE-туризма иностранные MICE-туристы
наиболее популярный город посещения Москва
средняя продолжительность поездки 5-7 дней
предпочтение в оздоровительных услугах бассейн, тренажерный зал
услуги спа-салона массаж
пакет гостиничных услуг питание BB, бесплатный wifi на территории всего отеля, услуги оздоровительной и спа-направленности
средние расходы От 50$ до 100$
Исходя из обобщения данных, представленных в таблице 2 можно констатировать, что услугами оздоровительного и спа-характера такими, как бассейн, сауна и тренажерный зал при их наличии. Действительно, для людей, совершающих деловые поездки необходимы услуги, которые находятся в быстрой доступности, просты в использовании и по реальной стоимости. Внедрение и правильное рекламирование дополнительных услуг можно активно использовать, как привлечение клиентов, так и увеличение прибыли для отелей, расположенных не только в Москве, но и в других субъектах РФ. В особенности по тому, что, не смотря на политическую и экономическую ситуацию MICE туризм продолжает развиваться, а соответственно люди нуждаются гостиничных услугах. В то же время, тенденция к ведению здорового образа жизни становится все более и более популярной среди российских граждан. Ведь для работы нужна хорошая атмосфера и возможность отдохнуть после трудового дня, благодаря этому рекреативно-оздоровительные услуги, при хорошей организации будут только способствовать развитию данного направления в гостиничной индустрии [3].
Полученные результаты позволили определить основные критерии при организации мероприятий гостиничной и оздоровительной деятельности в как в Москве в частности, так и в России в целом:
- экономическая и политическая ситуация страны в условиях внешней мирового кризиса и санкций;
- несоответствие требований и качества обслуживания мировым стандартам;
- повышенный уровень цен на дополнительные услуги гостиничной инфраструктуры;
- недостаточное правовое обеспечение;
- недостаточное качество обслуживания в гостиничной отрасли;
- недостаточное количество квалифицированных специалистов в области туристской и рекреационно-оздоровительной отрасли;
- недостаточное участие во внутренних и международных рекламных кампаниях;
- слаборазвитая материально-техническая база гостиничных и оздоровительных предприятий.
Для того, чтобы разрешить проблему организации рекреативно-оздоровительного процесса в Российских гостиницах необходим ряд мероприятий, которые представлены в данной работе в виде рекомендаций. Так, гостиница, принимая клиентов должна предлагать клиенту не только стандартный пакет услуг, но и ряд сопутствующих - экскурсии и рекреативно-оздоровительные услуги.
В связи с тем, что самым популярным местом посещения деловых туристов является город Москва, необходимо понимание в отношении материально-технической базы учреждения и пригодна ли она для организации таких видов услуг.
При организации оздоровительной деятельности в гостинице необходимо понимать, что люди, совершающие деловые поездки имеют ограниченное время и напряженный график и не стоит им предлагать удаленные экскурсии или процедуры, занимающие длительное время. А также должен быть достаточно гибкий график работы предоставления дополнительных услуг.
Литература
1. Андропова Е.М., Кутьин И.В., Романенков А.И. Анализ ассортимента рынка туристских услуг, предоставляемых для российских и зарубежных граждан в рамках делового туризма / В сборнике: Россия-Казахстан: приграничное сотрудничество, музейно-туристиче-ский потенциал, проекты и маршруты к событиям мирового уровня сборник статей Международной научно-практической конференции. 2016. С. 22.
2. Горбунова К.В., Андропова Е.М. Менеджмент рекреативно-оздоровительной деятельности клиентов в рамках MICE туризма (на примере отеля «Кебур Палас» г. Москва) / В сборнике: Наука, фитнес, рекреация-2015. Материалы Всероссийской конференции с международным участием. РГУФКСМиТ. 2015. С. 12-18.
3. Лихолетов В.В.Мл. Деловой туризм в России: рост и продвижение в регионы / В сборнике: Наука ЮУрГУ. Материалы 67-й научной конференции. 2015. С. 822830.
4. Очирова Т.Б. Формирование и развитие делового туризма (MICE) в России / Журнал правовых и экономических исследований. 2010. № 1. С. 83-85.
5. Чимитдоржиева О. Г. Деловой туризм: методологические аспекты / Вестник ОрелГИЭТ. 2010. № 2 (12). С. 85-92.
Formation of recreational and health services of Moscow in the
structure of business tourism Andropova E.M., Romanenkov A.I., Tokarev D.A.
Russian state university of physical culture, sport, youth and tourism, Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy The article discusses the peculiarities of the organization of recreational and health services of Moscow for tourists making MICE trips. Today, business tourism is one of the most popular travel destinations and one of the most cost-effective types of tourism in the world. Business tours for obvious reasons belong
X X О го А С.
X
го m
о
м о
to
to the segment of individual tourism: the specificity of the trip implies drawing up a personal program - from booking flights and hotel to drawing up a schedule of meetings, providing a transfer and an additional cultural program. In the search for a business travel company, the main criteria of choice should be reliability and professionalism, because it will be difficult to replay the terms of the trip in tight conditions of the business schedule. Among other things, the success of the enterprise depends on the ability of the travel agency to properly plan the travel program [2, 5].
Business tourism can be successfully supplemented by excursion, cognitive, medical and health - because in the same Moscow it is possible not only to conduct business negotiations and conclude commercial contracts, but also to enjoy visiting various spa, health centers, unique Russian baths, outdoor pools and many other recreational and rehabilitation institutions.
In this regard, the study and analysis of the peculiarities of the organization of recreational and health services in Moscow for tourists making MICE trips will help in the development of recommendations allowing to promote and develop these services in the territory of the Russian Federation as a whole and Moscow, in particular [1].
Keywords: Recreational and health services, MICE tourism,
Moscow, business tourism, tourist industry. References
1. Andropova E.M., Kutin I.V., Romanenkov A.I. Analysis of the
assortment of the market of tourist services provided for Russian and foreign citizens as part of business tourism / In the collection: Russia-Kazakhstan: cross-border cooperation, museum-tourist potential, projects and routes to world-class events, collection of articles of the International Scientific and Practical Conference. 2016.S. 22.
2. Gorbunova K.V., Andropova E.M. Management of recreational
and recreational activities of clients within the framework of MICE tourism (for example, the hotel "Kebur Palace", Moscow) / In the collection: Science, Fitness, Recreation-2015. Materials of the All-Russian Conference with international participation. RSUFKSMiT. 2015.S. 12-18.
3. Likholetov V.V. Business Tourism in Russia: Growth and Promotion in the Regions / In collection: Science SUSU. Materials of the 67th scientific conference. 2015.S. 822-830.
4. Ochirova TB Formation and development of business tourism
(MICE) In Russia / Journal of Legal and Economic Research. 2010. No. 1. S. 83-85.
5. Chimitdorzhieva OG Business tourism: methodological aspects /
Bulletin of OrelGIET. 2010. No. 2 (12). S. 85-92.
o
CN
O HI
m x
<
m o x
X