Научная статья на тему 'Формирование управления по результатам в рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России'

Формирование управления по результатам в рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫБА / ОТРАСЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕТОДОЛОГИЯ / РЫБОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ / РЕГИОН

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жук А. П.

(Продолжение. Начало в № 16). Качеству управления в хозяйственной деятельности уделяется возрастающее внимание. Актуальность приобретает решение проблем управления на уровне национальной отрасли. В статье выявляются теоретические основы методологии формирования рыбохозяйственной деятельности (РХД) на отраслевом уровне. Предлагаются методологические основы формирования новой формы РХД в условиях Дальнего Востока России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование управления по результатам в рыбной отрасли в условиях Дальнего Востока России»

ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ В РЫБНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ*

А.П. ЖУК, кандидат экономических наук Автономная некоммерческая организация Научно-технический центр «Дальрыбтехника» (г. Владивосток)

Качеству управления в хозяйственной деятельности уделяется возрастающее внимание. Актуальность приобретает решение проблем управления на уровне национальной отрасли. В статье выявляются теоретические основы методологии формирования рыбохозяйственной деятельности (РХД) на отраслевом уровне. Предлагаются методологические основы формирования новой формы РХД в условиях Дальнего Востока России.

Ключевые слова: рыба, отрасль, управление, деятельность, методология, рыбохозяйственный, регион.

Концептуальные основы развития Дальнего Востока в аспекте стратегии территориального социально-экономического и геостратегического развития России. Открытая система ведения региональной экономики ДВР предполагает выявление всей системы предпосылок и факторов как внешних, так и внутренних, обусловливающих их воздействие на ход формирования и развитие политических, экономических и социальных событий в регионе. Они прямо воздействуют и на необходимость формирования целенаправленного развития рыбной отрасли, как одной из системообразующих в региональной экономике. Поэтому перед нами стоит задача провести анализ хода современных процессов развития, происходящих как в АТР, так и в целом мире, и трансформировать их воздействие в русле выполнения национальных интересов.

Вызовы современной эпохи. На смене веков, а тем более тысячелетий, рождаются многие исследования по осмыслению итогов ушедшего века и прогнозированию проблем дальнейшего развития. Мировым научным сообществом признан факт наличия фундаментальных изменений в условиях существования человеческой цивилизации. Они

* Продолжение. Начало в № 16.

приводят к качественно новому состоянию — «ци-вилизационному сдвигу».

Глобализация и национальный менталитет. К вызовам России в современную эпоху можно отнести глобализацию мировой экономики и человеческого сообщества. Глобализация исходно нацелена на формирование метаобщества, поглощающим локальные цивилизации, имеющие свою национально-государственную и историческую специфику. Практически отсутствуют социально-экономические критерии в текущих процессах глобализации. Существует проблема межстранового, межгосударственного уровня, носящая глобальный характер по своей сути. В присвоении плодов глобализации винить только транснациональные корпорации не следует, поскольку они только одно из проявлений глобализации [11].

Менталитет российского общества формируется историей развития страны и вытекающим отсюда образом жизни, многонациональностью состава населения, евразийским геополитическим положением страны, географическими размерами, традициями населяющих ее народов, природно-климатическими условиями, спецификой развития федеральных начал. Отсюда менталитет конкретного общества имеет ярко выраженный национально-государственный окрас.

Отмечается, что проводимая сегодня глобализация экономических и финансовых отношений практически не связана с инновационно-инвестиционными и воспроизводственными потребностями мирового сообщества. Мировое сообщество устранено от участия в распределении инвестиционных ресурсов. Управляет здесь мировая финансовая элита, регулируя финансовые потоки в собственных интересах и провоцируя разного масштаба кризисы.

Экономическая безопасность. Начало XXI в. характеризуется усложнением межстрановых отношений, ростом терроризма и т. д. Глобализация финансовых рынков ускорила товарно-денежные отношения, увеличила масштабы перелива капитала, что способствовало экономическому росту, но и привела к усилению факторов риска в бизнесе и в государственной политике.

Геополитическая стратегия выступает определяющей в системе: «геополитика — национальные интересы — экономическая безопасность» [26]. Моделируется система экономической безопасности: концепция национальной безопасности — национальные интересы России в сфере экономики — индикаторы экономической безопасности, их пороговые значения — организация экономической безопасности — правовое обеспечение экономической безопасности.

Концепция национальной безопасности формулируется следующими основными положениями: место России в мировом сообществе; национальные интересы России; угрозы национальной безопасности; обеспечение национальной безопасности. Национальные интересы охватывают широкий круг приоритетов:

• способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства;

• приемлемый уровень жизни населения и возможность его повышения;

• сохранение единого экономического пространства;

• обоснованная степень государственного регулирования, отвечающая критериям эффективности и социальной направленности экономики; Угрозы экономической безопасности включают

и такие индикаторы:

• утрата производственного потенциала из-за высокого износа фондов;

• низкая инвестиционная активность;

• низкая конкурентоспособность продукции. Состав пороговых индикаторов включает индикаторы макроэкономики, в том числе и такой, как доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов. В качестве пороговых значений индикаторов предлагается такой их предельный уровень, несоблюдение которого исключает нормальное развитие экономики, социальной сферы и обусловливает тенденции разрушительного характера в сфере производства и потребления.

Рыбное хозяйство вносит важный вклад в обеспечение национальной продовольственной

безопасности и рассматривается в первую очередь как источник обеспечения российского населения продуктами питания. Несмотря на существенное снижение среднедушевого потребления рыбных продуктов (с 20,3 кг в 1990 г. до 9,8 кг в 2005 г. за счет национальной отрасли), их роль по-прежнему остается значительной. Доля рыбных продуктов в общем балансе потребления населением животных белков составляет около 10 %. Однако порогового значения функционального уровня рыбной промышленности и продовольственного обеспечения российского населения рыбными продуктами на сегодня не установлено.

Направления поиска российского ответа. Отмечается, что выбранные в начале 1990-х гг. реформы, как стратегия ответа на вызовы, оказалась им не адекватной. Произошло перерастание вызова в угрозу существования России.

Однако существуют исторические, базовые экономические предпосылки формирования перспективного развития. Реализация этих предпосылок предполагает выработку стратегического ответа, адекватного современной действительности.

Оптимистический сценарий развития предложен Институтом экономики РАН. На первом этапе экономический рост обеспечивается загрузкой имеющихся мощностей при частичном закрытии национальной экономики (защитная стратегия). На втором этапе осуществляется реформирование институциональных основ, обеспечивающих организацию конкурентоспособной экономики (адаптационная стратегия) и паритетное вхождение в мировое экономическое пространство. На третьем этапе осуществляется стратегия прорыва для завоевания лидирующих позиций (активная стратегия).

Национально-государственные образования определяются их географическими, природными, климатическими условиями, геополитическим положением, цивилизационной принадлежностью и т. п. В этих условиях формируется специфическая система национально-государственных ценностей и приоритетов. Поэтому из-за недоучета этого реализации единых общечеловеческих стратегий ответа не имеют сегодня успеха.

Отсюда подчеркивается, что стратегия ответа России исходно должна иметь ярко выраженный национально-государственный характер, а основным критерием ее адекватности должно стать соответствие долгосрочным интересам страны.

Россия имеет исторически накопленный методологический и теоретический потенциал своей

экономической науки. Основной ее характерной чертой было внесение в предмет политико-экономического исследования национального начала, при котором политическая экономия является наукой познания закономерностей жизни конкретной нации, народа, объединенного соответствующим государством.

Особенности России в значительной степени предопределяют то, что единая по своему типу общественного устройства страны стратегия ее ответа будет иметь ряд существенных региональных модификаций [28].

Стратегия регионального развития ДВР. Теоретическое обоснование, как система научных разработок, долгосрочного территориального и регионального развития в СССР сформировалась в середине 1970-х гг. Многие компоненты методологического характера сохраняют научную обоснованность.

Региональная стратегия социально-экономического развития России в условиях новых политических и экономических реалий была выдвинута в работе [18].

В основу стратегии закладываются следующие принципы, имеющие значение для формирования функционирования ведущей отрасли ДВР — рыбной:

• необходимость поддержания территориальных пропорций в экономике;

• обеспечение эффективного функционирования общероссийского рынка;

• активизация региональной политики федерального центра;

• совершенствование правовых, институциональных, экономических механизмов. Развитие ДВР основывается на обосновании

стратегии социально-экономического развития России с учетом требований развития ее территорий [7]. Учет разнообразия региональных климатических, погодных, геополитических, исторических, социально-экономических особенностей и требования достижения эффективного развития единого экономического пространства становится необходимым в формировании развития территорий. При этом формируемая экономическая система должна быть открытой для международного экономического сотрудничества.

Негативные тенденции регионального развития России связывались с усиливающейся дифференциацией уровней социально-экономического развития регионов, обнаружением проблемных регионов (кризисные, отсталые, депрессивные),

дезинтеграцией экономического пространства. Региональная политика в содержании своем должна осуществлять увязку формирования и реализации мероприятий сформулированной стратегии. Как отмечается, Россия столкнется с рядом явлений, влияние которых на ее экономическое пространство неоднозначно. В их ряду:

• нарастающая зависимость российских регионов от соседних зарубежных экономических группировок;

• необходимость обеспечения экономического роста на новой качественной основе;

• ужесточение экологических требований в связи с принятием парадигмы устойчивого природопользования;

• трансформация к постиндустриальному и информационному обществу с отличительными региональными функциями.

Главной целью стратегии регионального развития провозглашается укрепление единого экономического пространства России, ее политической целостности и безопасности, гармоничное развитие регионов. В основу этого закладывается оптимальная специализация в общероссийском и международном разделении труда, использование ресурсного потенциала и конкурентных преимуществ.

Отмечается, что мировые геополитические, экономические, экологические тенденции в значительной мере будут определять территориальное развитие России. Это обусловливается через действие следующих основных факторов в долгосрочной перспективе:

• нарастающей интеграцией российской экономики в мировую;

• разнообразием геополитической ситуации и геополитических приоритетов по периметру государственной границы России;

• особенным географическим расположением российской территории как резервной геосистемы природных ресурсов и условий мирового значения.

Подчеркивается, что реализация геостратегических интересов России в процессе глобализации особенно отразится на эволюции экономического пространства в приморских территориях. Прямые выходы Тихого океанов ставят проблемы развития прибрежных регионов, освоения и использования морских ресурсов в число имеющих огромное экономическое значение. Развитие внешнеэкономических связей приграничных и приморских регионов должно компенсировать их удаленность

РЕгиомьнАя экономика: теория и практика

51

от центров страны, но и одновременно обеспечивать экономическую интеграцию территорий и усиление экономического единства России.

Усиление интереса мирового сообщества к традиционным ресурсам России, к ее малозаселенным территориям, как к стратегическому резерву общепланетарного значения, настоятельно выдвигает разработку национальной концепции включения этих территорий в международное сотрудничество.

К главным проблемам стратегии регионального развития на национальном уровне отнесены и такие:

• адаптация хозяйствующих субъектов к требованиям рыночной экономики и устойчивого развития (включая структурную перестройку, экологизацию производств и т. п.);

• модернизация системы расселения на новой градостроительной доктрине;

• регулирование миграционных потоков с целью стабилизации численности населения Севера, стимулирования заселения юга Дальнего Востока и ряда приграничных районов. Направления стратегии реализуются через

выполнение крупных региональных программ, имеющих общегосударственное значение. В их ряду стоит необходимость решения проблем развития ДВР с учетом его интеграции в экономическое пространство Азиатско-Тихоокеанского региона.

Геостратегические факторы, как требования направленного развития рыбной отрасли. Существует настоятельная необходимость обеспечения экономического роста национальной экономики на ДВР [5]. Рыбная промышленность — одна из основных экономик национального хозяйства ДВР на тихоокеанском побережье, стратегическое значение которого многократно возрастает в связи с активно происходящими в мире и, особенно, на сопредельных территориях, экономическими, политическими процессами.

Из этого вытекает следующая методологическая посылка. При переходе к рыночной экономике и принятой концепции развития регионов в открытой системе обнаруживается комплекс внешних предпосылок и факторов, стихийно довлеющих над ходом национального развития. В этих условиях становится необходимым выявление абсолютных преимуществ национальной региональной экономики в формате межстрановых взаимоотношений (геостратегических преимуществ). Реализация таких преимуществ становится необходимой компонентой самоорганизации национальной

региональной экономики. И это прямо относится к рыбной отрасли, как ведущей и специализированной отрасли региональной экономики.

Одновременно трансформация таких преимуществ в абсолютные региональные межотраслевые преимущества обусловливает региональные сравнительные преимущества отрасли на внут-рироссийском рынке, которые целенаправленно используются по вектору национальной цели.

Из приведенной методологической посылки вытекает очередная компонента миссии РХД. Исходя из большой масштабности ведения РХД на ДВР и глобального значения РХД в тихоокеанском регионе, ее функция заключается в роли «моста» в кооперации, интеграции со странами мира и в процессах глобализации с одновременным обеспечением и укреплением единства экономического пространства России.

Основные теоретические аспекты рационального природопользования и устойчивого развития в условиях Дальневосточного региона. Концепция устойчивого развития. Мировое сообщество провозгласило концепцию устойчивого развития. В связи с этим РФ приняла свою концепцию перехода к устойчивому развитию и выработала стратегию устойчивого развития России [16, 21]. Официально признается равноценность экологической, экономической и социальной составляющей в развитии российского общества.

В центре преобразований — экологизация всех основных видов деятельности человечества, самого человека, изменение его сознания. Не следует всегда ставить во главу угла принцип экономической эффективности

В ряду основных принципов устойчивого развития отмечены и такие принципы:

• рациональное природопользование должно основываться на неистощительном использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов;

• защита окружающей среды должна быть основана на предваряющем принятии эффективных мер по недопущению ухудшения состояния окружающей среды;

• хозяйственная деятельность человека должна становиться социально и экологически безопасной и сопровождаться формированием экологизированной системы экономического развития.

Стратегия природопользования на региональном уровне. Основным принципом рационального природопользования должно явиться такое оптимальное сочетание использования общих свойств

геосистем и их компонентов на том или ином уровне, при котором бы не уничтожались и необратимо не изменялись общие свойства геосистем более высоких иерархических уровней [22]. Для процесса рационализации природопользования характерны глобальный, региональный, районный и локальный уровни. Как указывается, главный путь реализации рационального природопользования проходит через методы управления — социально-экономические, административные, моральные, — составляющие организационно-эконономичес-кий механизм формирования и развития рационального природопользования.

Критерии и принципы структурной перестройки хозяйственной деятельности должны отвечать целям сохранения окружающей среды. Экологизация — это ориентированный на сохранение и улучшение качества природной среды процесс последовательного внедрения юридических, управленческих, технологических и других решений, позволяющих повышать эффективность использования естественных ресурсов и снижать антропогенную нагрузку на природную среду.

В области рыбохозяйственного природопользования Конференцией ФАО 31 октября 1995 г. был принят «Кодекс ведения ответственного рыболовства» [14]. В Кодексе провозглашается принцип необходимости учета рыбохозяйствен-ных интересов государства и интегрирования их в управление, планирование и развитие прибрежных районов, т. е. предполагается, что РХД должна быть базой развития побережья. Кодекс предусматривает следующие основные цели:

• установление принципов РХД с учетом связанных с ней биологических, технологических, экономических, социальных и природоохранных аспектов;

• установление принципов и критериев разработки и осуществления национальной политики ответственного сохранения промысловых ресурсов;

• являться эталонным документом по созданию и совершенствованию правовой и институциональной структуры;

• обеспечение вклада рыбного хозяйства в продовольственное обеспечение, исходя из приоритета потребностей местного населения;

• содействие сохранению окружающей водной среды;

• установление норм поведения для рыбохозяйс-твующих субъектов.

Основная задача управления — принятие мер,

направленных на поддержание или восстановление запасов на уровне максимально устойчивого вылова, с учетом соответствующих экологических и экономических факторов.

Отмечается, что такие меры должны обеспечивать:

• недопущение избыточных добывающих мощностей (при их наличии через механизм сокращения), при эффективной экономике добычи;

• формирование экономических условий работы рыбной промышленности, способствующих ответственному рыболовству;

• сохранение биологического разнообразия районов обитания и экосистем;

• разработку и использование селективных и экологически безопасных и рентабельных орудий лова;

• включение рыболовства в прибрежное управление.

То есть, выводится необходимость осуществления эколого-экономического согласования хозяйственной деятельности в рыбной отрасли РФ.

Территориальный аспект устойчивого развития. Отмечается, что территориальное развитие России на долгосрочную перспективу в существенной мере будет определяться внутренними и мировыми экологическими, экономическими и геополитическими тенденциями:

• интеграция российских регионов в мировую экономику с различными географическими приоритетами;

• дифференциация геополитической ситуации и геополитических интересов по периметру государственной границы России;

• усиление особой роли северных и восточных районов, как резервной ресурсной зоны России и экологической зоны мирового значения.

Специфика геоэкономического и геополитического положении России в современном мире заключается в том, что она соприкасается с крупнейшими мировыми экономическими группировками. Основная цель стратегии территориального развития России — сохранение целостности страны при достижении оптимальной специализации и комплексности хозяйства регионов, обеспечивающих их эффективное экономическое и социальное развитие, безопасности страны в целом с учетом взаимодействия с внешним миром.

Прежняя стратегическая парадигма территориального развития России — экономическое

освоение Востока при поддержке западных регионов, или сдвиг производительных сил на Восток, уже не является определяющей в трансформациях российского экономического пространства. Еще в меньшей степени это отвечает стратегическим целям и задачам на XXI в.

Генеральным направлением регионального развития является усиление собственной экономической базы путем структурной перестройки хозяйства, адекватной требованиям рыночной экономики. В региональной политике все более надо руководствоваться не только чисто экономическими, но и комплексными критериями, соответствующими устойчивому развитию.

Объектом региональной политики становятся экономико-социально-природные комплексы. В качестве обобщающего экологического критерия устойчивого развития выступает хозяйственная емкость территории, определяющая размеры допустимой нагрузки на природную среду. Это предполагает необходимость дополнительных критериев и конкретных разработок экологической допустимости по каждому хозяйственному проекту.

Особенности Дальневосточного региона в связи с проблемой рационального природопользования. Главной чертой природных условий ДВР является очень высокая пространственно-временная изменчивость природных условий, что определяет значительно меньшую в сравнении с западными районами России устойчивость экосистем [12]. Главная черта растительного и животного мира — уникальность генетического фонда благодаря большому числу реликтовых, а также редких и исчезающих видов. Специфической чертой территории является своеобразное сочетание ресурсов. Отсюда характер межресурсных связей, усугубленный малой устойчивостью экосистем, крайне осложняет, а порой исключает эксплуатацию на одной территории нескольких ресурсов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Высокая доля добывающей промышленности (выше в три раза, чем по России) определяет и характер воздействия хозяйства и расселения на природную среду. В прибрежной зоне складывается особый характер антропогенного воздействия на морскую среду в результате развития городов, портов и их прибрежных хозяйств. Особенностью размещения производительных сил является их локализация вдоль транспортных магистралей. Это и определило четко выраженный линейно-узловой характер территориальной структуры хозяйства и расселения в регионе [2]. Для большинства районов характерна очаговость размещения отдельных

промышленных центров и монофункциональность их структуры.

К особенностям региона относится комплексный характер влияния на хозяйственную деятельность длинного ряда региональных факторов основных групп: физико-географических, экономико-географических, технико-экономических, социально-экономических, исторических. Дифференциация затрат на строительство в дальневосточном регионе достигает 210 %, а по сравнению с 1-м районом строительства сметная стоимость объекта увеличивается в 2,74 раза.

Необходимо отметить, что с позиции ведения рыбопромысловой практики комплекс физико-географических факторов на дальневосточном рыбопромышленном бассейне имеет дифференцированное воздействие. Так, в Приморье, на Сахалине, южных Курилах данные факторы не исключают добычу ВБР в течение всего года из-за отсутствия чрезмерной ледовитости акваторий промысла в сравнении с акваториями, прилегающими к берегам Камчатки, Хабаровского края, Магаданской области. И в таких менее жестких физико-географических условиях плотность рыбацких поселков на побережье выше.

Особенностями формирования системы хозяйственного освоения океана являются следующие [19]:

• океаническая среда в отличие от природной среды суши более динамична. Напряженность антропогенной нагрузки сказывается не локально, как в условиях суши, а носит глобальный характер;

• хозяйственное освоение ресурсов и пространств океана носит комплексные черты: при добыче одного вида сырья скрытно используются и другие ресурсы; формируются сложные экономические системы — производства, представляющие собой совокупность орудий труда, предметов труда и рабочей силы.

При хозяйственном освоении океана встают две проблемы — проблема интенсификации изъятия ресурса и проблема сохранения экологического равновесия. Поэтому ставится задача умения осуществлять хозяйственную деятельность в пределах резерва устойчивости географической системы. В таком случае океаническая среда может выступать как стабильная производительная сила.

Стратегия комплексного управления прибрежной зоной. В последнее время в научной литературе все чаще рассматриваются принципы и методы научного планирования в условиях прибрежной зоны

(ПЗ). Подход основывается на учете экологической, социополитической и экономической компонент [13]. Отсюда необходимым элементом всех видов природопользования в ПЗ является планирование — процесс разработки и принятия решений, направленных на достижение цели. Прибрежная зона рассматривается как природный объект. Ее «тело» составляет прибрежная экосистема. Рациональное использование ресурсов береговой зоны, снижение антропогенной нагрузки на нее, преодоление конфликтов между различными берегопользователями возможно только на основе комплексного подхода к планированию. При таком подходе береговая зона рассматривается как единая эколого-социо-эко-номическая система и как объект планирования. Данная система включает в себя:

• конкретную экосистему, включающую биотическую компоненту (биологическое сообщество, или биоценоз) и абиотическую (биотоп);

• социально-экономическую надстройку в виде объектов экономики и социальной инфраструктуры;

• административно очерченную зону, на которой правительство или местная администрация вправе принимать решения. Отмечается, что система может устойчиво

функционировать, если внутри нее соблюдаются основные «законы береговой зоны». Признается уникальность каждой экосистемы. Комплексно охраняются природные биотопы, образующие «тело» эколого-социо-экономической системы. Осознается, что процессы в береговой зоне могут быть поняты только при рассмотрении эколого-социо-экономической системы в целом. Экосистему нельзя заставить производить больше продукции или быть более устойчивой, чем это полагается по естественным «законам береговой зоны».

Стратегический план (СП) обобщает данные анализа состояния объекта управления в долгосрочной перспективе, раскрывает цели, направления, этапы развития управляемой системы.

Оперативное планирование (ОП) осуществляется в контексте, создаваемом СП. По уровню интегрированности план, который охватывает один особый сектор ПЗ, назван объектным. Он включает, например, план управления природными ресурсами (рыбными, рекреационными, минеральными). Планы, охватывающие развитие различных секторов, определяются как интегрированные планы.

Региональный план стратегического развития в мировой практике является уже признанным стержневым элементом в системе методов, обес-

печивающих развитие регионов. При этом план развития носит индикативный, рекомендательный характер и охватывает лишь основные стратегические цели и направления развития региона, не просчитывая все параметры развития.

Институт экономических исследований ДВО РАН в 2001 г. предложил в политике природопользования использовать двухэтапную программу действий [14]. На первом этапе решают вопросы ликвидации хаотичности в природопользовании, которая обусловлена стихийностью действия кризиса, появления теневой экономики, ненормальной правовой и экономической средой, отсутствием четких концепций и программ развития в секторе природопользования. Длительность первого этапа 10 и более лет.

На втором этапе реализуются крупные проекты развития отдельных территорий на базе комплексного природно-ресурсного потенциала с решением проблем устойчивого развития и достижением социальных, экологических и экономических целей. Для этого в каждом проекте осуществляются: определение целей; функционально-целевое зонирование территории; оценка природно-ресурсного потенциала и возможностей его использования; оценка экономической эффективности природопользования; составление проекта и единой администрации территории.

Таким образом, исходя из изложенного, становится необходимым формирование рыбо-хозяйствования, согласованного с состоянием природы и ее законами развития, которое позволяет природе обеспечивать обществу настоящего времени удовлетворять допустимые потребности, и тем не ставить под угрозу способность природы обеспечивать допустимые потребности будущих поколений. Требуется выработка механизмов системы рыбохозяйствования, исключающих экологические, экономические, социально-политические кризисы. Это прежде означает необходимость введения в русло нашего исследования следующего методологического принципа — принимать рыбохозяйствование в прибрежной зоне как эколого-социо-экономическую систему с учетом современной региональной специфики дальневосточной окраины России. Ставится задача перехода от постановки задачи охраны окружающей среды за счет экономического роста к постановке той же задачи наряду с экономическим ростом.

Исходя из того, что РХД составляет ведущую компоненту в системе регионального природопользования, вытекает очередная компонента ее мис-

сии. Миссия заключается в том, что формирование и развитие РХД на ДВР должно вобрать в себя лидирующую роль в формировании рационального и устойчивого регионального природопользования.

Выполнение миссии РХД на ДВР возможно лишь на достижении устойчивого экономического существования. А это означает иные формы и методы хозяйствования. Достижение устойчивого функционирования РХД в свою очередь основывается на достижении баланса социальных, экологических, и экономических аспектов развития базисных системообразующих объектов.

Нахождение новой формы РХД в современных условиях ДВР по обеспечению выполнения ее интегрированной миссии становится целью нашего следующего этапа исследования.

Новая форма рыбохозяйственной деятельности и ее структурные компоненты. Формирование и развитие РХД Дальнего Востока на основе концепции и стратегии устойчивого развития дополняются учетом действия других неотъемлемых факторов — социально-политического и геостратегического положения ДВР.

Формирование и развитие рыбной промышленности ДВР требуется переводить в формат требований выдвинутой концепции устойчивого регионального развития [15]. Это должно проявляться в такой форме РХД, которая воплощала бы взаимосвязи устойчивой экологической, экономической и социальной деятельности хозяйствующих субъектов [9]. Такой подход дает возможность комплексно рассматривать ее поведение с позиций новых задач экономического и социального развития региональной системы (социально-эко-лого-экономической системы).

Хозяйственная деятельность русских переселенцев (конец Х1Х — начало ХХ вв.) по добыче и переработке биоресурсов была основой их закрепления на побережье. До 1950-х гг. промысел велся у побережья, сырец перерабатывался на берегу.

В 1930-х гг. произошло огосударствление экономики. В конце 1950-х гг. рыбная промышленность была ориентирована на освоение наиболее массовых рыбных запасов в открытых районах морей. Сформировалась экспедиционная форма промысловой практики. Эффективность капитальных вложений была весьма высокой. В данной стратегии развития рыбной промышленности береговая рыбопереработка не могла конкурировать с морской экспедиционной при решении задач получения максимальных объемов в условиях валового хозяйствования.

Однако с ходом времени объективно обнаружилась необходимость обозначения прежней формы рыбохозяйственной практики. Она была названа «прибрежным рыболовством». Но, по сути, произошла зауженная понятийная трансформация комплексного события — добыча, береговая переработка, формирование социально-экономического уклада местных поселений. Произошло выхолащивание социально-экономической сути, что породило размытость трактовки этого понятия, поскольку обнаружились различия в требованиях по смысловой нагрузке.

В 1988 г. рыбная отрасль достигла наивысших валовых показателей. Именно экспедиционной формой промысла в доминанте обеспечивалось полное освоение и использование массовых промысловых объектов в отечественной исключительной экономической зоне (ИЭЗ). До этого года был экстенсивный тип экономического роста. В условиях же действия фактора ограниченности биоресурсов требовалось обеспечение интенсивной формы экономического роста. А это требовало и изменений в управлении отраслью.

Социально-экономические системы прибрежных поселений из-за утери вертикального управления и горизонтальных связей в годы «реформ» в первую очередь подверглись разрушению. Были порождены социальные, экономические, социально-политические проблемы. Родился фактор «северов», вызвавший отток населения с уже экономически освоенных географических пространств.

В силу утери управления отраслью добывающий флот на бассейне бесконтрольно продолжал пополняться. Численность судов на промысле в отечественной ИЭЗ увеличилась, в том числе из-за счет сворачивания промысла за ее пределами. Это привело к несоблюдению эколого-экономического баланса — соответствия промысловых мощностей сырьевым ресурсам. Уровень квоты на среднесписочное добывающее судно снижался и стал значительно ниже достигнутых в прошлом производственных показателей в условиях различных форм государственной поддержки. Суда перестали использоваться в полную нагрузку. Результаты промысла по судну снижались и не покрывали издержки. Это обусловило повышенную цену предложения. Ситуация усугублялась из-за действия возрастающего налогового пресса. В целом экономика добывающего флота становилась убыточной. Сформировался экономический фактор необходимости достижения превышения результатов над затратами, что стало исходным моментом к не квотируемому вылову.

Повышенные экономические издержки окраинных регионов в отсутствие компенсационного экономичного механизма обуславливают получение меньшей прибыли. Это вызывает сужение региональной экономики.

В этих условиях функционирование и развитие экспедиционной формы промысла может иметь негативные последствия — ослабление экономики окраинных регионов, усиление их зависимости от экономик зарубежных стран. Материально-техническая база экспедиционной формы промысла морально и физически стареет.

Преодоление складывающихся негативных тенденций в геостратегии возможно лишь за счет экономического насыщения окраинных территорий.

Промышленное рыболовство в форме экспедиционного промысла с переработкой на плаву — это, прежде всего, ориентация на извлечение прибыли.

Перспективная база рыболовства без технологической обработки на борту может обеспечить хранение уловов в охлажденном и мороженом виде и доставку их на берег для полной и глубокой переработки.

Продовольственная проблема на Земле становится все более актуальной. Это обстоятельство формирует необходимость обеспечения полной и эффективной утилизации добытого сырья. В условиях интенсивной экономики требуется вырабатывать большую стоимость товарной продукции из 1 ед. массы сырца с обеспечением снижения издержек на создание 1 ед. товарной стоимости.

Переработка уловов на берегу может обеспечивать выпуск больше пищевой продукции из 1 тонны добытого сырья, чем это обеспечивает переработка на плаву, и в более широком ассортименте под потребности рынка.

Рыбохозяйственная деятельность с переработкой на берегу выступает экономической формой рационального освоения и использования ресурсов. Такое хозяйствование потому эколого-экономи-чески согласовано, поскольку реализует принцип — «самый лучший способ охраны биоресурсов — это рациональное их освоение и использование». Она функционирует с целью формирования социально-экономического уклада местных поселений на прибрежных территориях.

Таким образом, новая форма хозяйствования в условиях российского Дальнего Востока выстраивается и на социально-экономическом, экологическом, политическом и геостратегиче-

ких аспектах. Но основу, т. е. «тело», новой формы рыбохозяйствования составляет эколого-экономи-ческое согласование. Потому правомочно новую форму РХД обозначить как эколого-экономически согласованную рыбохозяйственную деятельность — ЭЭСРХД.

Такая форма рыбохозяйствования привносит организационно-хозяйственные сдвиги как в прибрежной (береговой) зоне, так и в морском экспедиционном промысле. Потому частной формой ее проявления является прибрежная рыбохозяйственная деятельность (ПРХД) и морской экпедиционно-береговой промысел (МЭБП). Материальную структуру ПРХД представляют: суда флота прибрежного рыболовства, вырастные сооружения марикультуры, комплекс береговых обрабатывающих производств (БРОП) переработки уловов прибрежной зоны, морского экспедиционного промысла, объектов марикультуры; функциональную — прибрежное рыболовство, ма-рикультура, переработка. Материальную структуру МЭБП представляют добывающие суда морского экспедиционного промысла, транспортные суда; функциональную - добыча, сортировка, хранение, передача на траспортные суда, доставка сырца на берег на технологическую переработку.

Под эколого-экономически согласованной ры-бохозяйственной деятельностью, проявляющейся в форме прибрежной РХД и морского экспедиционно-берегового промысла, следует понимать добычу и воспроизводство морских биоресурсов, их переработку на береговых обрабатывающих мощностях, охватывающие взаимосвязи устойчивой экологической, экономической и социальной деятельности хозяйствующих субъектов.

Понятие ЭЭСРХД основывается на следующих составляющих:

• биоресурсы дальневосточных морей;

• материально-техническая база рыболовства;

• поставка уловов в виде сырца на берег;

• материально-техническая база береговой рыбопереработки;

• социально-экономический уклад прибрежных местных поселений;

• удовлетворение интересов отечественного потребителя;

• экономическая самостоятельность рыбохо-зяйственной деятельности.

В современных условиях, когда в регионах сложился большой потенциал трудовых ресурсов, возможно формирование новой материально-технической базы рыболовства (на основе флота

среднетоннажных и малотоннажных судов) и береговой рыбопереработки, доминирующая роль практики морского экспедиционного промысла (с рыбообработкой на борту судна) не является абсолютной необходимостью. Именно ЭЭСРХД, как форма практики природохозяйствования, является основной опорной точкой, заводимой в концепцию возрождения рыбной промышленности ДВР.

Таким образом, в данном разделе рассмотрены вопросы управления рыбной отраслью по результатам, дан комплекс внешних предпосылок и факторов, влияющих на национальное развитие в условиях открытой системы регионального развития, сформулированы требования к эколого-социо-эко-номически согласованной самоорганизации одной из региональных экономик — рыбной промышленности. По совокупности это представляет основы обоснования новой формы рыбохозяйственной деятельности экономики — ЭЭСРХД.

Последовательным становится необходимость выработки подходов к формированию ЭЭСРХД на Дальнем Востоке.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сорокин Д. Вызовы нового века и стратегический ответ России // Вопросы экономики. 2001. № 11. С. 34-50.

2. Иванченко В. Глобализация и общественный менталитет // Вопросы экономики. — 2001. — № 12. С. 146-150.

3. Сенчагов В. Экономическая безопасность как основа обеспечения национальной безопасности России // Вопросы экономики. 2001. № 8. С. 64-79.

4. Лившиц А. Я., Новиков А. В., Смирнягин Л. В. Региональная стратегия. // Регион: экономика и социология, 1994. № 3.

5. Гранберг А. Г. Стратегия территориального социально-экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. 2001. № 9. С. 15-27.

6. Бакланов П. Я. Геополитическое положение Дальнего Востока России как стратегический фактор развития региона // Проблемы эконо-

мической политики на российском Дальнем Востоке. Мат-лы медунар. науч.-практ. конф. (28 февраля-1 марта, 2001). — Хабаровск. 2001. С. 69-74.

7. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Зеленый мир, 1996. № 12.

8. Основные положения стратегии устойчивого развития России // Бюллетень «Использование и охрана природных ресурсов в России». 2002. № 9,10. С. 13-135.

9. Поярков Б. В. Основные теоретические аспекты рационального природопользования на региональном уровне // Кн. Рациональное природопользование в условиях Дальнего Востока. — Владивосток: АН СССР ДВНЦ ТИГ. 1981. С. 7 — 40.

10. Кодекс ведения ответственного рыболовства. ФАО, Рим, 1995. — 65 с.

11. Авдеев Ю. А, Бакланов П. Я., Коноваленко В. Г. Особенности дальневосточного региона в связи с проблемой рационального природопользования // Кн. Рациональное природопользование в условиях Дальнего Востока. — Владивосток: АН СССР ДВНЦ ТИГ. 1981. С. 41-49.

12. Орлов В. И., Турецкий В. С., Савалей В. В., Быков В. Н., Гладун В. И., Краева М. И. и др. Экономические проблемы освоения океана: теория и практика. — М.: Наука, 1991. — 200 с.

13. Кононенко М. Р., Шилин М. Б. Стратегии планирования в комплексом управлении прибрежной зоной. // Российский государственный гидрометеорологический университет. — Санкт-Петербург, 2003. — 151 с.

14. Экономическая политика: Региональное измерение. Под ред. Минакира П. А. 15. Владивосток: Дальнаука, 2001. — 234 с.

15. Бакланов П. Я. Дальневосточный регион России: Проблемы и предпосылки устойчивого развития. Владивосток: Дальнаука, 2001. — 144 с.

16. Жук А. П. Методология формирования конкурентоспособности рыбной отрасли Дальнего Востока. // Региональная экономика: теория и практика. 2007. № 9 (48). С. 48—56.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.