УДК 378.016
ФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНТЕКСТА С.Р. Соловьёва
В статье рассматривается формирование управленческих компетенций. Представлены способы развития управленческих компетенций студентов вуза
Ключевые слова: компетенция, компетентность, управленческие компетенции, формирование компетенции
Управленческие компетенции выступают как основа и залог успеха в создании ключевых, компетенций для социальной и профессиональной адаптации выпускника XXI века, его продвижения и дальнейшего развития. Поэтому целью данного исследования стала, определение необходимых управленческих компетенций и способов их формирования у студентов вуза.
Актуальность темы обусловлена тем, что эффективное использование управленческих компетенций является составной частью решения вопроса о повышения конкурентоспособности будущих специалистов, формирования и развития преимуществ с целью успешной самореализации в профессиональной и социальной деятельности.
Задачи исследования: осуществить анализ
теоретических подходов к данной проблеме разработать и описать формирование управленческих компетенций в рамках психологопедагогического контекста.
При изучении трудов по данной теме, были рассмотрены: концепции, подходы и представления о самореализации личности (А. Адлер, Л. А. Коростылева, А. Маслоу, К. Юнг и др.); личностнодеятельностный подход (Б.Г. Ананьев, К.А. Абульханова-Славская, А.Н. Леонтьев и др.); работы, описывающие феномен карьеры (Л.Г. Почебут, Э. Шейн, Л.Б. Шнейдер, В.А. Чикер и др.);труды по межличностному взаимодействию (Г.М. Андреева, И.Н. Обозов, В.Н. Панферов и др.), по руководству и лидерству (B.C.Агапов, И.П. Волков, А.Л. Журавлев, Ю.А. Лунев, Л.М. Митина, Е.Г. Молл, П. Мучински, Д. Нъюстром, Б.Д. Парыгин, А.Л. Свенцицкий, СВ. Сарычев, Л.И. Уманский, А.С. Чернышев и др.).
Приступая к исследованию, прежде всего, необходимо разобрать само понятие
«компетенции». Проанализировав различные определения, мы выделяем взгляды И.Катуниной, которая рассматривает два основных
существующих направления по этому поводу: компетентностный и психолого-педагогический.[1]
Направление, разрабатываемое в рамках компетентностного подхода в образовании (А.Г.Бермус, Е.В.Бондаревская, С.В.Кульневич,., А.К. Маркова,В.И.Местечкина, В.В.Серикова,
Соловьёва Светлана Ростиславовна - ВГТУ,
преподаватель, тел. (495) 273-05-28, e-mail:
А.В.Хуторской, В.М.Шепель) предполагает рассматривать компетенцию как результат обучения и воспитания, способность решать задачи, что даёт возможность обеспечивать необходимое качество, способность действовать в соответствии со стандартами с акцентом на
формирование системного набора компетенций, а не просто на получение знаний и умений. В этой связи компетенция включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов.
С точки зрения психологического подхода к определению компетенций (Мак Клеланд Д.,
Спенсер Л., Спенсер С., Уиддет С., Холлифорд С.) человек предстает как личность, субъект, обладающий ценностями, потребностями, мотивами, знаниями и др., способный демонстрировать поведение, приводящее к
эффективному выполнению работы. Эта позиция, которая берёт корни из психологии, и
рассматривает человека как "независимый объект природы", т.е. как личность, субъект, обладающий ценностями, потребностями, мотивами, знаниями и др. В трудах Д.МакКлеланд, Л. Спенсер, С. Спенсер, С. Уиддет, С. Холлифорд компетенция
представляется как важный поведенческий аспект, который проявляется в эффективном действии. Компетенции понимаются с точки зрения данного подхода как полезные качества, включая знания, умения, способности, прочие характеристики личности, позволяющие добиваться определенных результатов.
Мы считаем необходимым чётко разграничить значения «компетентности» и «компетенции» и определить данные понятия для применения к процессу обучения: «Компетенция» - социальная норма требований к образовательной подготовке студента, понимаемая как интегрированная совокупность характеристик личности
(психофизиологических, врожденных личностных качеств (способностей), ценностно-личностных установок, мотивов, знаний, умений и навыков в определенной области) которая актуализируется, формируется и развивается в процессе образовательной и практической деятельности, в соответствии с установленными уровнями. «Компетентность» представляет собой определенный состав компетенций личности
обучающегося, с четко установленными уровнями формирования каждой компетенции.
В основных требованиях к подготовке выпускников формирование управленческих компетенций занимает важное место, так как они играют важную роль при адаптации будущих специалистов после окончания учебного заведения.
Ориентируясь на переход системы высшего образования к стандартам третьего поколения, предлагается модель, разработанная в рамках компетентностного подхода:
Формирование управленческих компетенций проводится на основе распределения по уровням: бакалавриат и магистратура, с учетом психофизиологических особенностей, мотивов, задач и установок личности, выделенных в трудах М.Лайл Спенсер-мл. и Сайн М. Спенсер. В данном подходе выделено 5 типов базовых качеств явлений компетенции как устойчивой части человеческой личности, которые могут предопределять поведение человека во множестве ситуаций:
1) мотивы; 2) психофизиологические
особенности; 3) Я-концепция - установки,
ценности или образ Я-человека; 4) знание; 5) навыки. Перечисленные в трудах исследователей базовые качества показаны в определенном развитии и влиянии друг на друга. Именно их необходимо учитывать при уровневом
формировании управленческих компетенций на базе предлагаемой модели. Она представляется следующим образом:
- 1-ый уровень (бакалавриат) формирование базовых управленческих компетенций (которые входят в состав общекультурных). - 2ой уровень (магистратура) формирование компетенций для организационно-управленческой деятельности.
Исходя из общих требований к выпускнику вуза на примере требований к формированию «Компетенций выпускника - РГГУ.РУ»[2] нами определена необходимость развития следующих компетенций в зависимости от уровня обучения в вузе: ¡уровень (бакалавриат, 1- 4 курсы): 1 курс
- Способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень. К-01
- Способность порождать новые идеи
(креативность). К-02
- Способность к адаптации к новым
ситуациям, к изменению социокультурных и социальных условий деятельности, переоценке накопленного опыта. К-03 (Под компетенцией К-03 понимается рефлексивное отношение к уровню своей квалификации, способность к критической самооценке, мобильность, способность
переориентироваться на приобретение новых компетенций для будущей продуктивной работы в новой области или ситуации).
- Способность пользоваться русским и
иностранным языками как средством делового общения. К04 (Под компетенцией ОК-4 понимается способность к пониманию, речетворчеству и
текстопорождению на русском и иностранном языке, состоящем из элементарных, требуемых для социального и профессионального общения фраз).
2 - 3 курсы
- Способность использовать на практике
навыки и умения в организации научноисследовательских и научно-производственных работ, в управлении коллективом, влиять на формирование целей команды, воздействовать на ее социально-психологический климат в нужном для достижения целей направлении, оценивать качество результатов деятельности. К-05 (Под
компетенцией К-05 понимается формирование организаторских и управленческих способностей выпускника в сфере приложения
профессиональных усилий, в частности, способность к организации научных, образовательных, экспертно-аналитических и культурных мероприятий и эффективному управлению коллективом, лидерство, умение координировать деятельность других людей и оценивать ее успешность и эффективность).
- Готовность к принятию ответственности за
свои решения в рамках профессиональной компетенции, способность принимать
нестандартные решения, разрешать элементарные проблемные ситуации к-06. (Под компетенцией ОК-6 понимается владение основным арсеналом социальных ролей (от роли подчиненного до роли руководителя), ответственное отношение к общему делу и его результатам, способность действовать в меняющейся обстановке, управлять ситуацией в непредсказуемых условиях).
II уровень (магистратура): формирование
компетенций для организационно-управленческой деятельности:
- Способность формулировать и решать задачи, связанные с реализацией организационноуправленческих функций, умением использовать для их осуществления различные методы изученных наук. К-19
- Умение организовывать работу
исполнителей, принимать управленческие решения. К-20 (Под компетенцией ПК-20 понимается
способность управлять деятельностью коллектива, принимать решения, основанные на глубоком анализе сложившейся ситуации).
- Способность к подготовке аналитической информации (с учетом исторического контекста) для принятия решений. К-21
- Способность к использованию баз данных и информационных систем при реализации организационно-управленческих функций. К-22
Деятельность, к которой должен быть подготовлен выпускник российского вуза -многогранна, она требует достаточно хорошо развитых общекультурных, профессиональных и управленческих компетенций. Их формирование должно стать неотъемлемой частью учебного процесса. Сегодня работа специалиста любого направления или менеджера по управлению персоналом включает в себя все больше лидерских
задач, решение которых требует применения сформированной управленческой компетенции.
Поэтому важно определить понятие выделенной компетенции. Нам наиболее близка позиция А.В.Хуторского. Он определяет управленческую компетенцию как интегральное качество субъекта управления, сочетающее в себе значимые для эффективного осуществления управленческой деятельности мотивационно ценностные, когнитивные, мировоззренческие, коммуникативные составляющие (установки, способности, знания, умения и др.), выраженные в терминах наблюдаемого поведения». [3]
Если рассматривать управленческие
компетенции с позиции того, что это - основная сила, приводящая к осуществлению успешных перемен, то возникает необходимость их формирования у студентов уже при обучении вузе.
Структура управленческой компетенции
справедливо определена исследователем
И.Катуниной с помощью трехмерной матрицы, что было учтено при разработке новой модели:
1) уровень формирования управленческих компетенций (индивидуальный, групповой,
общеорганизационный); 2) разновидность
капитала, лежащего в основе компетенции
(человеческий, социальный, организационный); 3) статус компетенции (функциональная, ключевая, динамическая). [1]
Под формированием компетенции будем понимать накопление основ знаний и навыков, черт характера и моделей поведения, которые требуются для выполнения определенного уровня заданий.
Для практического достижения поставленных целей в процессе обучения на основе разработанной уровневой модели, предлагается соединить метод группового обучения «Кейс стади» с индивидуальным формированием управленческих компетенций на базе деловой игры. Преподавателю при этом следует не просто излагать материалы, но проводить обмен мнениями по существу темы (управляемая дискуссия). После ознакомления с логикой решения задач - проводить деловые игры, разбирая реальные бизнесситуации (используя и развивая метод сазе-зйдёу), с закреплением полученных знаний в ситуативных разработках индивидуально и по группам.
Ю.П. Сурмин описывает «Кейс-метод» как разновидность анализа, которая формирует свое особенное содержание аналитической
деятельности. В трудах [4,5] описывается последовательность применения данного метода:
1. Проводится вводная лекция, в которой преподавателем освещаются основные аспекты, которым следует уделить внимание при рассмотрении проблемной ситуации (кейса) и предлагается инструментарий для решения данной проблемы.
2. Обучающиеся изучают и анализируют ситуацию в группах. После чего они генерируют различные идеи относительно решения данной
проблемы, и затем оформляют их для презентации. Количество обучающихся в группе не должно, по возможности превышать 6-7 человек.
3. Проводится презентация, на которой предлагаются решения поставленной проблемы.
4. По окончании презентации устраивается пресс - конференция.
5. Ведущий подводит итоги. Предлагает своё решение проблемы в заключительном слове.
Если в обычной практике обучение в вузе выступает как познавательный процесс, то в случае применения группового метода кейс - стади всё построено на формировании конкретных навыков и умений, которые трансформируются в итоге в новое поведение.
Как показывает опыт применения описанных методов, при коллективной деятельности некоторые студенты могут стараться больше других проявить себя, не давая высказаться остальным участникам. Поэтому предлагается разработка индивидуальных творческих заданий по деловым ситуациям с выступлением студента на заданную тему. Так, чтобы каждый член обучаемой группы реализовывал возможность активного участия и развивал навыки восприятия другого партнёра, учился внимательно слушать и делать правильные выводы.
В рамках данного направления студентам целесообразно в различных режимах работать над заданиями, нацеленными на формирование управленческих компетенций с использованием возможностей интернет.
По окончании важно подводить итоги работы, комментировать сложные моменты.
Данный метод помогает не только вырабатывать навыки автономной деятельности, но и формировать умение аргументировано излагать свою позицию, рассматривать альтернативные точки зрения и учитывать их для выработки наиболее рационального решения проблемы.
В избранном нами направлении делается акцент на формирование управленческих навыков. Непосредственно метод кейс - стади выступает лишь как одно из средств для достижения поставленной задачи, так как он лучше работает на выработку групповых компетенций, а для индивидуального формирования управленческих компетенций, которые приведут к наибольшей персональной эффективности, необходимы несколько иные формы работы. Рассмотрим применительно к обучению в вузе формирование пяти необходимых компетенций, требуемых для эффективной работы на федеральной
государственной и гражданской службе: «Уверенность в себе», «Успешность»,
«Инициативность», «Командная работа» и
«Коммуникабельность». 1) «Уверенность в себе» -вера в возможность управлять ситуацией и справляться с возникающими в ходе подготовки трудностями. Данная компетенция формируется у студента при добровольном выполнении более сложных творческих сложных заданий.
Уверенность в себе проявляется в том, что студент не боится брать ответственность на себя, проявляет инициативу, выполняя более трудное задание. В межличностном взаимодействии в процессе деловой игры уверенность характеризуется сочетанием таких качеств, как хладнокровие и напористость, умение слушать и слышать различные точки зрения и умение отстаивать даже непопулярные позиции 2) «Успешность» -
способность студента достигать целей в решении сложных вопросов с максимальной самоотдачей и эффективно. Члены обучаемой группы с данной компетенцией, выкладываются на 100%, нацелены на полное решение проблемы, работают с огоньком. 3) «Инициативность» - способность и стремление студента выдвинуть идею, взять на себя основную ответственность за выполнение групповых кейсов, делать больше, чем того требует задание. Формирование компетенций
«Успешности» и «Инициативности» очень взаимосвязано. Оно зависит от возможности преподавателя выделить аудиторное время и стимулировать работу в данном направлении. 4) «Командная работа» - совместная деятельность группы студентов, направленная на достижение поставленной преподавателем цели. Она должна быть построена на принципах взаимной поддержки, разделении полномочий, дифференциации уровней ответственности. Для развития компетенции «Командная работа» необходимы: постановка
понятных целей, правильной мотивации участников команды, делегирование
ответственности и налаживание системы коммуникации между студентами. В свою очередь, индивидуально, каждый должен быть лояльным группе, поддерживать общепринятые решения, не стараться занимать доминирующее положение. Важно понимать и принимать необходимость делиться информацией и возникающими идеями. Для студента, обучающегося командной работе, нужна обратная связь от преподавателя и других членов группы.5) «Коммуникабельность» -способность подключения механизмов
коммуникации, является одним из источников эффективности деятельности. Преподаватель может играть ключевую роль, в формировании коммуникабельности,выделяя для студентов лучшие примеры проявления данной компетенции, контролируя выполнение практических заданий. Достаточно ценны также, советы преподавателя в специфических ситуациях, проведение обратной связи по их выполнению. Примерами таких заданий являются подготовка и выступления с
презентациями, деловые игры по темам: «участие во встрече с партнёрами», «проведение телефонных переговоров» и др.
Использование разработанной уровневой модели с учётом психофизиологических факторов, даёт возможность формирования
у будущих специалистов знаний об основных управленческих компетенциях, развития навыков формулирования индивидуальных целей, разработки специфических основных областей деятельности, постановки планирования и решения задач. На базе применения модели в учебном процессе будущий специалист/менеджер научится быстрому выделению ключевых критериев наиболее актуальных дел, определению основной линии поведения, применению способов сокращения «форс-мажорных» ситуаций и контролю исполнения поставленных задач.
Обладая сформированными во время обучения в вузе перечисленными компетенциями, выпускник получит возможность чувствовать и понимать психологические особенности будущих партнеров, эффективно использовать свой потенциал в трудовой деятельности и легко адаптироваться в социальной среде. Убеждая других, он сможет проявлять гибкость и добиваться больших результатов, вдохновляя людей на пути к успеху и прогрессу.
Литература
1. Катунина И. Управленческие компетенции в контексте организационного развития: содержание и структура // И. Катунина "Кадровик. Кадровый менеджмент", ежемес. научно-практ. журн. / учредитель ИД «Панорама». - М.: Изд-во «Политэкономиздат», 2010, N 3
2. Компетенции выпускника - РГГУ.РУ код доступа: magistratura.rggu.rrnarticle.html...
3. Хуторской А.В. Технология проектирования
ключевых и предметных компетенций // Компетенции в образовании: Опыт проектирования: Сб. науч. тр. / Под ред. А.В. Хуторского. М.: Научно-внедренческое
предприятие "ИНЭК", 2007. 327 с.
4. Сурмин Ю. П. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода. — Киев: Центр инноваций и развития, 2002. — 286 с. ISBN 966-7345-43-2.
5. Комарова Э.П. Инновационное поле языкового
образования в контексте компетентностного подхода // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы
профессионального образования: подходы и
перспективы», - Воронеж, Изд-во: «Научная книга», 2013
BopoHe^CKHHrocygapcTBeHHbiHTexHHHecKHHyHHBepcHTeT
FORMATION OF MANAGERIAL COMPETENCIES IN THE PROCESS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL CONTEXT S.R. Solovyova
The paper discusses the theoretical essentials of managerial competency formation. It provides the methods of managerial competencies of the students
Key words: competence, managerial competency, the formation of competency