УДК 378
Тарханова Ирина Юрьевна
доктор педагогических наук, доцент Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ УНИВЕРСИТЕТСКОЙ СРЕДЫ
Статья подготовлена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации
в рамках государственного задания на научно-исследовательскую работу (№ 27.12674.2018/12.1).
Универсальные компетенции являются одной из инноваций модернизированного Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования, единых (по уровням образования) для всех областей образования. Универсальные компетенции являются значимым инструментом унификации образовательных результатов и обеспечения преемственности уровней высшего образования и отражают ожидания современного общества в части социально-личностного позиционирования в нем выпускника образовательной программы высшего образования соответствующего уровня и потенциальной готовности его к самореализации и саморазвитию. Само понятие «универсальные» предполагает, что они присутствуют везде - во всех модулях образовательной программы и в различных видах деятельности. Это влечёт за собой идею оценки средового компонента образовательных программ, а именно наличие видов деятельности аутентичных для формирования универсальных компетенций. Дискуссионным в таком случае становится вопрос о том, что это за виды деятельности. Данная статья посвящена оценке возможностей различных составляющих средового компонента образовательных программ для формирования универсальных компетенций.
Ключевые слова: высшее образование, универсальные компетенции, образовательный результат, оценка, формирование.
Изменения, происходящие в современном обществе, определяют новые черты образования, среди которых важной характеристикой является универсальность. Универсальность высшего образования как его качественная определенность, была продекларирована Всемирной конференцией по высшему образованию, проведенной ЮНЕСКО в 2009 году. Были выделены основания для универсального и конкретного подходов к высшему образованию XXI века, выраженные постулатом «думать глобально, а действовать с учетом конкретных условий» [10, с. 11]. Суть же универсальности высшего образования в европейских исследованиях сгруппирована вокруг ряда аксиологических принципов, расшифровывающих сущность универсальности, ведущим из которых является принцип универсальности образовательного результата, суть которого заключается в том, что высшее образование призвано давать не столько знания, сколько призвано формировать личность готовую к самореализации в условиях социальной динамики [12, с. 179].
Российские реалии также подтверждают выделенные ЮНЕСКО тенденции. Работник с высшим образованием в России в настоящее время сталкивается с наиболее высокой степенью изменчивости требований к его профессиональной деятельности [3]. Сложный умственный труд оказывается наиболее подвижным, поскольку современная экономическая система основана на включение в трудовую деятельность все новых и новых достижений науки, которые вносят существенные изменения в содержание и формы практически любого труда [6, с. 15]. И именно выпускник вуза, благодаря овладению универсальными видами
умственного труда, обладает большими возможностями для самореализации в постоянно меняющемся обществе, именно к человеку с высшим образованием предъявляются требования быть универсальным как в плане изменения своей общей культуры, так и реализации профессиональных знаний в различных условиях производства. Таким образом, универсальность образовательного результата высшего образования является базой для успешной адаптации к специфическим требованиям общественной, семейной, досуговой, политической жизни и многообразию социальных коммуникаций.
Ответом на перечисленные вызовы стали Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, актуализированные с учётом требований профессиональных стандартов (ФГОС ВО 3++). Одной из новаций данного поколения стандартов является формулировка универсальных компетенций, единых (по уровням образования) для всех областей образования. Установленные во ФГОС ВО 3++ универсальные компетенции являются значимым инструментом универсализации образовательного результата высшего образования и отражают ожидания современного общества в части социально-личностного позиционирования в нем выпускника вуза и потенциальной готовности его к самореализации и саморазвитию в условиях постоянной социальной динамики.
В российской традиции понятие «компетенция» имеет несколько определений: компетенция как способность человека мобилизовать в ходе профессиональной деятельности приобретенные знания и умения; компетенция как способность,
© Тарханова И.Ю., 2018
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 3
123
основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, приобретаемых во всех типах образовательной практики (формальной и неформальной). Иначе говоря, компетенции можно рассматривать как меру образовательного успеха и роста личности, проявляющихся в ее действиях в определенных профессиональных ситуациях [5, с. 23].
По мнению профессора Э.Ф. Зеера категория универсальные компетенции отражают способности индивида справляться с самыми различными социально-профессиональными задачами, что обеспечивает молодому специалисту динамическую профессиональность: успешную адаптацию и мобильность [4, с. 41]. Категория универсальности, в данном случае, преломляется через способность человека устанавливать связи между знанием и реальной ситуацией, осуществлять принятие верного образовательного направления и вырабатывать алгоритм действий по его реализации в условиях неопределенности, являющиеся основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных составляющих [8, с. 26.]. Таким образом, в самом общем виде универсальные компетенции можно определить как неспецифичные для работы в определенной профессии или отрасли, но очень важные для работы, образования и жизни в целом.
Исходя из анализа формулировок, универсальные компетенции предполагают не столько обладание знаниями, умениями и навыками, но и способствуют формированию метапредметных результатов, выходящих за рамки учебного процесса и обеспечивающих готовность студента продуктивно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Таким образом, формирование универсальных компетенций должно происходить не только в учебной деятельности, но и в ходе производственной практики, научно-исследовательской работы и внеучебной составляющей образовательного процесса. Далее охарактеризуем основные механизмы формирования универсальных компетенций средствами различных видов деятельности.
Принимая за основной концепт то, что природа компетенции деятельностная, а не знаниевая [14], становится очевидным, что освоить её в виде информации невозможно, компетентным можно стать только через поиск, опыт и выбор моделей поведения. Поэтому в учебном процессе на первое место выходит не информированность обучающегося, а умение решать проблемы, возникающие в ситуациях познания и объяснения феноменов профессиональной деятельности, при освоении современной техники и технологий, во взаимодействии участников обучения. И здесь следует согласится с В.И. Байденко, что универсальные (общие, ключевые) компетенции не формируются в виде «преподавания» на предметно-содержательном уровне, а развиваются за счет их систематического
интегрирования в образовательный процесс путём расширения его интерактивности [1].
Таким образом, контексте формирования универсальных компетенций, учебная деятельность в вузе должна соответствовать ряду требований: реализовывать деятельностный подход и обеспечивать субъектную позицию студента, создавать условия для социально-коммуникативного взаимодействия её субъектов, предусматривать возможность обучения в ситуациях неопределенности; обеспечивать возможность для проведения самооценки и рефлексии; решать задачи подготовки выпускников к дальнейшей реализации себя не только в профессиональной, но и в более широкой социальной деятельности [7]. Данная задача достигается посредством образовательных технологий, соответствующих идеологии универсальных компетенций. В данном случае эффективность образовательной программы проявляется в использовании новых форм организации образовательного процесса (способов формирования компетенций) -кейсы, деловые игры, имитационные учебные комплексы, интерактивные образовательные технологии, и возможностью их применения в различных видах деятельности. При этом механизм, обеспечивающий достижение указанной возможности, должен обеспечивать выполнение как минимум трёх взаимодополняющих условий:
1) формирование опыта деятельности;
2) развитие мотивации к деятельности;
3) интегративность университетской среды [11].
Наличие данных условий в образовательной
программе позволяет утверждать, что формирование универсальных компетенций заложено в неё технологически.
Приобрести универсальные компетенции только в процессе учебной деятельности невозможно. Для этого должны быть созданы специальные условия, которые побуждали бы обучающихся к целенаправленному формированию компонентов компетенций и их совершенствованию. Решение данной задачи оптимально обеспечивается в ходе учебной и производственной практики. Практика как форма профессиональной подготовки студентов, обучающихся по программам различного уровня является обязательной частью ФГОС ВО, её прохождение обязательно для всех студентов, обучающихся по программам высшего образования. Целью практики является не только формирование универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, но и на их основе, овладение видами профессиональной деятельности на уровне, соответствующем квалификации «бакалавр», «специалист» и «магистр».
Учебная и производственная практика способствует установлению и укреплению связи теоретических знаний с практическими ситуациями их применения; развитию профессионально-значи-
124
Вестник КГУ ^ 2018
мых личностных качеств обучающихся в ходе реальных ситуаций производственной деятельности; созданию условий для развития у обучающихся способностей самостоятельно планировать ход решения профессиональных задач, определять условия и ограничения применения способов их решения; формированию у студентов творческого и исследовательского подходов к профессиональной деятельности; развитию навыков анализа, обобщения, интерпретации и оценки своего опыта [9].
В ходе производственной практики, как вида образовательной деятельности, акцент смещается с факторов процесса обучения на образовательные результаты: способность к профессиональной деятельности, проектирование, программирование развития, оцениваемые с позиции успешности дальнейшей профессиональной карьеры и востребованности выпускника рынком труда. В таблице 1 представлены возможности формирования универсальных компетенций в ходе практик.
Ряд универсальных компетенций органично формируются средствами научно-исследовательской деятельности. Научно-исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее
неизвестным решением, это приобретение обучающимися универсального способа освоения действительности, активизации их личностной позиции в образовательном процессе на основе приобретения самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного студента [2].
Научно-исследовательская деятельность студентов может быть отражена в учебном плане как самостоятельный вид деятельности (курсовая и выпускная квалификационная работа, научно-исследовательская практика и научно-исследовательская работа магистрантов), а может быть интегрирована в другие виды деятельности: выполнение учебных заданий, содержащих элементы научных исследований; выполнение заданий научно-исследовательского характера в период учебных и производственных практик; участие в работе студенческих научных обществ и др. В таблице 2 представлены возможности формирования универсальных компетенций в ходе научно-исследовательской деятельности студентов.
Высоким потенциалом формирования универсальных компетенций обладает внеучебная деятельность, которая создает условия, способствую-
Таблица 1
Возможности формирования универсальных компетенций в ходе учебной и производственной практики
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Возможности приобретения опыта в ходе учебной и производственной практики
Системное и критическое мышление Опыт анализа профессиональных задач, составления и реализации плана их решения Опыт поиска и оценки информации, необходимой для решения профессиональных задач Опыт самооценки успешности решения профессиональных задач
Разработка и реализация проектов Опыт участия в реальных профессиональных проектах в рамках заданной роли Опыт работы в раках зоны своей ответственности с учетом имеющихся ресурсов и ограничений, действующих правовых норм Опыт составления проектной документации Опыт презентации результатов своей деятельности
Командная работа и лидерство Опыт реализации различных ролей в командной работе Опыт учета интересов и потребностей других участников профессиональной деятельности Опыт анализа последствий своего поведения в профессиональных интеракциях Опыт соблюдения норм корпоративной этики
Коммуникация Опыт выбора и апробации стиля делового общения Опыт аргументации и отстаивания своей точки зрения Опыт работы с профессиональными текстами Опыт ведения деловой переписки Опыт публичного выступления
Межкультурное взаимодействие Опыт взаимодействия с представителями различных социальных и культурных групп Опыт адаптации правил взаимодействия применительно к контексту общения в профессиональной сфере Опыт учёта индивидуально-психологических особенностей партнеров по профессиональному взаимодействию
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбереже-ние) Опыт управления временем при решении профессиональных задач Опыт определения приоритетов в решении профессиональных задач Опыт анализа требований рынка труда и соотнесения с ними своих возможностей и перспектив Опыт планирования физической нагрузки в ходе выполнения профессиональных задач Опыт применения здоровьесберегающих технологий профессиональной деятельности
Безопасность жизнедеятельности Опыт практического выполнения правил техники безопасности в условиях реальной профессиональной деятельности Опыт разъяснения данных правил другим участникам профессиональной деятельности
Таблица 2
Возможности формирования универсальных компетенций в ходе научно-исследовательской деятельности студентов
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Возможности приобретения опыта в ходе научно-исследовательской деятельности
Системное и критическое мышление Опыт планирования исследования Опыт сбора и анализа информации, ее обработки Опыт определения критериев и показателей достижения цели Опыт фиксирования промежуточных и итоговых результатов исследовательской работы Опыт применения полученных результатов исследовательской работы в практической деятельности
Разработка и реализация проектов Опыт инновационного мышления Опыт постановки цели и конкретизации её в перечне задач Опыт выбора оптимальных способов достижения цели Опыт научной кооперации
Командная работа и лидерство Опыт учета результатов исследований предшественников Опыт согласования идей с членами научной группы Опыт отстаивания своей позиции и участия в дискуссии Опыт презентации результатов своего исследования Опыт подведения итогов и анализа результатов работы научной группы
Коммуникация Опыт написания научных текстов и подготовки научных докладов и публикаций Опыт участия в научных коммуникациях: семинарах, конференциях, симпозиумах Опыт использования современных коммуникационных технологий
Межкультурное взаимодействие Опыт учета социо-культурных факторов в ходе определения актуальности научного исследования Опыт учёта индивидуально-психологических особенностей партнеров по научному взаимодействию
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьесбережение) Опыт управления временем при решении научно-исследовательских задач Опыт определения приоритетов в исследовательской деятльности Опыт планирования физической нагрузки в ходе выполнения научного исследования Опыт применения здоровьесберегающих технологий исследовательской деятельности, в том числе технологий безопасного обращения с оборудованием и пользования компьютерной техникой
Безопасность жизнедеятельности Опыт практического выполнения правил техники безопасности в условиях лабораторных исследований Опыт выполнения правил информационной безопасности
щие активному включению студентов в различные виды социальной практики, развитию и проявлению их способностей, раскрытию потенциалов. Внеучебная деятельность, ориентированная на добровольное самоопределение, свободу выбора видов деятельности, характеризуется спецификой целевых установок и содержания, целостностью, структурностью, взаимосвязью субъектов, управляемостью и саморегулированием.
Во внеучебную деятельность оказывается вовлеченным практически каждый студент, но степень этого вовлечения различна: на формирование универсальных компетенций активных студентов данный вид деятельности влияет непосредственно, на других опосредованно [13]. В связи с этим, в рамках ОПОП должно быть предусмотрено максимально вариативное наполнение внеучебной деятельности формами и методами работы, направленными на формирование универсальных компетенций. Это позволит включить внеучебную деятельность в решение задач достижения интегрированного образовательного результата. В таблице 3 представлены возможности формирования универсальных компетенций в различных видах внеучебной деятельности студентов.
Таким образом, наличие в содержании образовательной программы перечисленных выше видов деятельности позволяет судить о наличии условий для формирования универсальных компетенций обучающихся в ходе её освоения. При этом комбинация составляющих образовательной среды должна быть сформирована таким образом, чтобы предоставить всем участникам образовательного процесса максимум возможностей для продуктивного формирования универсальных компетенций.
Универсальность предлагаемого подхода заключается ещё и в том, что каждый вуз, в зависимости от направленности профессиональной подготовки может варьировать широту представленности средовых факторов, направленных на формирование тех или иных универсальных компетенций. Так командная работа и лидерство (УК-3) являются принципиально важными составляющими профессиональной успешности для будущих педагогов или инженеров, а представителям некоторых творческих профессий, например музыкантам, нужны меньше. Соответственно в дизайне образовательной среды консерватории проектной деятельности будет отведено
126
Вестник КГУ 2018
Таблица 3
Возможности формирования универсальных компетенций в различных видах внеучебной деятельности студентов
Наименование категории (группы) универсальных компетенций Формы организации внеучебной деятельности Возможности приобретения опыта в ходе внеучебной деятельности
Системное и критическое мышление Междисциплинарные и социальные проекты Студенческие научные сообщества Опыт анализа проблемной ситуации Опыт инновационного мышления Опыт сбора и анализа информации, ее обработки и презентации Опыт обоснования и аргументации предлагаемых решений
Разработка и реализация проектов Междисциплинарные, социальные и творческие проекты Опыт проблематизации и целеполагания Опыт индивидуального и группового планирования Опыт взаимодействия с участниками проекта и партнерами Опыт организации деятельности
Командная работа и лидерство Студенческое самоуправление Тренинги Коллективные творческие дела Опыт реализации различных командных ролей Опыт координации своих действий в процессе решения совместных задач Опыт организации и руководства командой
Коммуникация Все формы организации внеучебной деятельности Опыт выбора и применения приемлемого стиля общения (научный, официально-деловой, художественный, публицистический, разговорный) Опыт использования вербальных и невербальных средств коммуникации Опыт составления различных типов текстов Опыт участия в дискуссиях Опыт подготовки и проведения переговоров
Межкультурное взаимодействие Мероприятия по гражданскому, патриотическому воспитанию Коллективные творческие дела Опыт организации диалогового взаимодействия с людьми, независимо от их национальной и культурной принадлежности, взглядов и убеждений Опыт конструктивного межкультурного взаимодействия в личностной и профессиональной сферах Опыт толерантного отношения к индивидуальным и групповым различиям
Самоорганизация и саморазвитие (в том числе здоровьес-бережение) Конференции Конкурсы Олимпиады Спортивные соревнования Опыт тайм-менеджмента Опыт самоанализа и рефлексии Опыт построения планов и программ саморазвития Опыт освоения новых видов деятельности Опыт выбора приоритетов деятельности Опыт применения здоровьесберегающих технологий деятельности Опыт планирования рабочего и свободного времени для оптимального сочетания физической и умственной нагрузки и обеспечения работоспособности
Безопасность жизнедеятельности Профилактические мероприятия Опыт идентификации опасных и вредных факторов в рамках осуществляемой деятельности (трудовой, образовательной, досуговой и др.) Опыт личного безопасного поведения, умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли в чрезвычайных ситуациях
меньше места, чем в педагогическом или техническом университете.
Таким образом, оценка качества образовательной программы может включать в себя фиксацию наличия средовых характеристик и форм реализации образовательных программ, направленных на формирование универсальных компетенций. Спроектировав сквозную, комплексную и вариативную систему формирования универсальных компетенций с привлечением всех средств университетской среды мы значительно увеличиваем вероятность подготовки кадров способных внедрять новые технологические решения, управлять проектами, креативных, умеющих системно и критически мыслить, готовых к командной работе.
Библиографический список
1. Байденко В.И. Болонский процесс: современный этап // Высшее образование в России. - 2015. -№ 10. - С. 52-60.
2. Бородина Т.С. Реализация компетентностно-го подхода в высшем профессиональном образовании посредством интеграции учебной и научно-исследовательской деятельности студентов // Грани познания: Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ - 2012. - № 5 (19). - С. 38-41.
3. Двенадцать решений для нового образования: доклад центра стратегических разработок и высшей школы экономики. - М., 2018. - С. 13 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// fgosvo.ru/uploadfiles/proekty%20doc/ED_Print.pdf.
(дата обращения: 28.04.2018).
4. Зеер Э.Ф., Заводчиков Д. П. Идентификация универсальных компетенций выпускников работодателем // Высшее образование в России. - 2007. -№ 11. - С. 39-45.
5. Зимняя И.А., Лаптева М.Д., Морозова Н.А. Социальные компетентности выпускников вузов в контексте государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования и проекта TUNING // Высшее образование сегодня. - 2007. - № 11. - С. 22-27.
6. Петрова Н.Н., Абсалямова С.Г. Изменения в характере и содержании труда в эпоху цифровой экономики // Техника и технология транспорта. -2017. - № 4 (5). - С. 15.
7. Профессиональная педагогика: в 2 ч. / под общ. ред. В .И. Блинова. - М.: Юрайт, 2017. - Ч. 2. - 353 с.
8. Пузанков Д.В. Проблемы оценивания результатов обучения при компетентностном задании требований к выпускнику вуза / Д.В. Пузанков, Н.Н. Кузьмин, А.А. Шехонин и др. // Материалы симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика». - М., 2016. - С. 25-28.
9. Тарханова И.Ю. Формирование ключевых профессиональных компетенций студентов специальности «социальная педагогика» в ходе педагогической практики // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. - 2010. - Т. 16. - № 1. - С. 131-134.
10. Communiqué of the world conference on higher education (2009). - Published by the United Nations educational, scientific and cultural organization. - ED 2009/C0NF.402/2. - 14 р.
11. Dorman, J.P. The development and validation of an instrument to assess institutional-level environment in universities // Learning Environments Research. -1998. - T. 1. - № 3. - С. 333-352.
12. Erling E., Richardson J. Measuring the academic skills of university students: E valuation of a diagnostic procedure // Assessing Writing. - 2010. -Vol. 15. - No. 3. - P. 177-193.
13. Fedotova О. Contemporary Politics of Russian Universities in the Development of Human Capital: The New 0rganizational Platform and Role of the Initiative // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 141. - Pp. 1177-1181.
14. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification. Development and Release. - Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.
References
1. Bajdenko VI. Bolonskij process: sovremennyj ehtap // Vysshee obrazovanie v Rossii. - 2015. -№ 10. - S. 52-60.
2. Borodina T.S. Realizaciya kompetentnostnogo podhoda v vysshem professional'nom obrazovanii posredstvom integracii uchebnoj i nauchno-
issledovatel'skoj deyatel'nosti studentov // Grani poznaniya: EHlektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal VGSPU. - 2012. - № 5 (19). - S. 38-41.
3. Dvenadcat' reshenij dlya novogo obrazovaniya: doklad centra strategicheskih razrabotok i vysshej shkoly ehkonomiki. - M., 2018. - S. 13 [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ proekty%20doc/ED_Print.pdf. (data obrashcheniya: 28.04.2018).
4. Zeer EH.F., Zavodchikov D.P. Identifikaciya universal'nyh kompetencij vypusknikov rabotodatelem // Vysshee obrazovanie v Rossii. -2007. - № 11. - S. 39-45.
5. Zimnyaya I.A., Lapteva M.D., Morozova N.A. Social'nye kompetentnosti vypusknikov vuzov v kontekste gosudarstvennyh obrazovatel'nyh standartov vysshego professional'nogo obrazovaniya i proekta TUNING // Vysshee obrazovanie segodnya. - 2007. -№ 11. - S. 22-27.
6. Petrova N.N., Absalyamova S.G. Izmeneniya v haraktere i soderzhanii truda v ehpohu cifrovoj ehkonomiki // Tekhnika i tekhnologiya transporta. -2017. - № 4 (5). - S. 15.
7. Professional'naya pedagogika: v 2 ch. / pod obshch. red. VI. Blinova. - M.: YUrajt, 2017. - CH. 2. - 353 s.
8. Puzankov D.V. Problemy ocenivaniya rezul'tatov obucheniya pri kompetentnostnom zadanii trebovanij k vypuskniku vuza / D.V Puzankov, N.N. Kuz'min, A.A. SHekhonin i dr. // Materialy simpoziuma «Kvalimetriya v obrazovanii: metodologiya, metodika, praktika». - M., 2016. - S. 25-28.
9. Tarhanova I.YU. Formirovanie klyuchevyh professional'nyh kompetencij studentov special'nosti «social'naya pedagogika» v hode pedagogicheskoj praktiki // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta im. N.A. Nekrasova. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Social'naya rabota. YUvenologiya. Sociokinetika. - 2010. - T. 16. - № 1. - S. 131-134.
10. Communiqué of the world conference on higher education (2009). - Published by the United Nations educational, scientific and cultural organization. - ED 2009/C0NF.402/2. - 14 r.
11. Dorman, J.P. The development and validation of an instrument to assess institutional-level environment in universities // Learning Environments Research. -1998. - T. 1. - № 3. - S. 333-352.
12. Erling E., Richardson J. Measuring the academic skills of university students: E valuation of a diagnostic procedure // Assessing Writing. - 2010. -Vol. 15. - No. 3. - P. 177-193.
13. Fedotova 0. Contemporary Politics of Russian Universities in the Development of Human Capital: The New 0rganizational Platform and Role of the Initiative // Procedia - Social and Behavioral Sciences. - 2014. - Vol. 141. - Pp. 1177-1181.
14. Raven J. Competence in Modern Society: Its Identification. Development and Release. - Oxford: Oxford Psychologists Press, 1984.
Вестник КГУ 2018
128