ISSN 2311-9411 (Online) ISSN 2079-6714 (Print)
Проблемы учета
ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО И НЕГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРОВ ПО МСФО И РСБУ
Эмилия Сергеевна Дружиловская
кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Института экономики и предпринимательства, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского - Национальный исследовательский университет, Нижний Новгород, Российская Федерация
История статьи:
Принята 17.05.2016 Принята в доработанном виде 02.06.2016 Одобрена 10.06.2016
Ключевые слова: учетная политика, правила формирования и изменения учетной политики, организации государственного (общественного) и негосударственного секторов, история формирования российских и международных требований к учетной политике, российские нормативные документы по бухгалтерскому учету, Международные стандарты финансовой отчетности
Аннотация
Тема. Основополагающим при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности является формирование учетной политики. Вместе с тем в настоящее время как в системе российских, так и в системе международных стандартов решены не все вопросы в отношении разработки учетной политики организаций государственного (общественного) и негосударственного секторов. Таким образом, исследование вопросов формирования учетной политики указанных организаций по отечественным и международным стандартам является очень актуальным.
Цели. Цель настоящей работы состоит в исследовании российских и международных требований к учетной политике организаций государственного и негосударственного секторов, определение их современного соотношения и перспектив развития. Методология. В статье применялись такие методы как сравнительный анализ, систематизация, метод группировки, логический и системный подходы.
Результаты. В представленной работе проанализированы регламентации российских и международных стандартов по формированию учетной политики организаций государственного и негосударственного секторов, исследовано их историческое развитие, определены их современное соотношение и перспективы развития в будущем. Автором обоснованы предложения по разработке содержания нового федерального стандарта бухгалтерского учета организаций государственного сектора, посвященного формированию учетной политики.
Область применения результатов. Результаты исследования могут быть полезны широкому кругу читателей, интересующихся вопросами формирования учетной политики по российским и международным стандартам государственного и негосударственного секторов, а также могут использоваться при разработке и совершенствовании соответствующих нормативных документов по бухгалтерскому учету, в практической работе бухгалтерий организаций и в учебном процессе высших учебных заведений.
Выводы и значимость. Сделан вывод о постепенном сближении правил формирования учетной политики организаций государственного и негосударственного секторов, а также сближении отечественных и международных требований к указанной политике.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Формирование учетной политики является основополагающим при ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности. В системе российских нормативных документов по бухгалтерскому учету негосударственного сектора вопросам формирования учетной политики посвящено одноименное ПБУ 1/2008. В системе отечественных бухгалтерских нормативных документов государственного сектора пока отсутствует отдельный стандарт, устанавливающий правила составления учетной политики организаций данного сектора. Отдельные требования к учетной политике указанных организаций содержатся в настоящее время в Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов
государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России № 157н от 01.12.2010 [10] (далее - Приказ № 157н). Вместе с тем утвержденной приказом Минфина России № 64н от 10.04.2015 Программой разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора [11] предусмотрено создание специального федерального стандарта «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки». Проект данного стандарта [14] планируется направить на экспертизу в декабре
2016 г. В июне 2018 г. предусмотрено принятие указанного стандарта. Дата вступления в силу данного документа назначена на 1 января 2020 г. Очевидно, что основой для разработки названного документа будет являться соответствующий стандарт из системы Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора (далее - МСФО ОС), на основе которых в настоящее время согласно планам Минфина России осуществляется реформирование российского бухгалтерского учета организаций государственного сектора.
На наш взгляд, при создании указанного отечественного федерального стандарта можно также использовать некоторые регламентации ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Отметим, что данное ПБУ [9] в свою очередь разработано с учетом требований Международных стандартов финансовой отчетности, в первую очередь МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки».
Исследуем регламентации российских и международных стандартов по формированию учетной политики организаций государственного и негосударственного секторов и рассмотрим возможные требования будущего проекта отечественного федерального стандарта бухгалтерского учета государственного сектора «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки».
В системе Международных стандартов финансовой отчетности общественного сектора названным ранее вопросам посвящен МСФО ОС 3 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» [17] (англ. IPSAS 3 -Accounting policies, changes in accounting estimates and errors). Данный стандарт был утвержден Советом по МСФО ОС (англ. The International Public Sector Accounting Standards Board (IPSASB)) в мае 2000 г. и скорректирован в последующие годы (в том числе пересмотрен в 2006 г.). Указанный стандарт разработан на основе МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» [8, 15, 16], принятого Советом по МСФО (англ. The International Accounting Standards Board (IASB)), и содержит в целом аналогичные последнему регламентации по формированию учетной политики организаций. Так, МСФО ОС 3 содержит идентичное МСФО (IAS) 8 определение учетной политики (англ. accounting policies). Рассматривая соотношение российских и международных стандартов государственного и негосударственного секторов,
отметим, что определение учетной политики пока отсутствует в основном отечественном нормативном документе, устанавливающем правила формирования указанной политики государственных (муниципальных) учреждений -Приказе № 157н. Для организаций же негосударственного сектора ПБУ 1/2008 предусмотрено определение учетной политики, являющееся частичным аналогом определения, представленного в международных стандартах (табл. 1).
Как видно из табл. 1, и в отечественных, и в международных стандартах под учетной политикой понимается совокупность методов, способов, принципов, подходов и правил. При этом в российском ПБУ в определении данной политики акцент делается на способы ведения бухгалтерского учета, а в МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 - на способах, применяемых для подготовки и представления финансовой отчетности.
Отметим, что в этом и состоит одно из принципиальных отличий международных стандартов (и государственного, и негосударственного секторов) от многих национальных стандартов (то есть стандартов определенной страны): в первых из них представлены не подробные правила ведения учета, а основные принципы формирования финансовой отчетности.
С одной стороны, это позволяет применять международные стандарты в разных странах и посредством представления большей свободы выбора в ряде случаев дает организациям возможности формирования более реалистичной и достоверной отчетной информации. Однако, с другой стороны, отсутствие в МСФО и МСФО ОС конкретных правил ведения учета требует от организаций больших затрат времени и сил при реализации на практике регламентаций международных стандартов, а также приводит к возникновению рисков неправильной интерпретации на практике требований указанных стандартов.
На основе сказанного можно сделать вывод о том, что национальные стандарты учета и отчетности по многим вопросам должны содержать более подробные регламентации по сравнению с международными стандартами.
Таким образом, при разработке российских федеральных стандартов бухгалтерского учета государственного и негосударственного секторов
на основе международных стандартов целесообразным является представление по ряду вопросов более детальных правил и рекомендаций по сравнению с МСФО и МСФО ОС. Так, например, в будущий федеральный стандарт бухгалтерского учета государственного сектора «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки» можно включить отсутствующие в международных стандартах, но содержащиеся в современных российских нормативных
документах (Приказе № 157н и ПБУ 1/2008) регламентации по формированию учетной политики (в том числе указания на то, кто разрабатывает и кто утверждает данную политику, что может входить в состав учетной политики, допущения и требования к учетной политике и др.).
Продолжая исследования отечественных и международных требований к учетной политике, проанализируем правила ее составления. Обратим внимание на то, что регламентации МСФО ОС 3 по указанным вопросам в целом аналогичны МСФО (IAS) 8. Такой вывод подтверждается данными табл. 2.
Сопоставляя представленные в табл. 2 международные правила формирования учетной политики с регламентациями российских нормативных документов по бухгалтерскому учету, обратим внимание на следующее. Практически все предусмотренные МСФО ОС 3 (аналогичные МСФО (IAS) 8) положения по созданию и изменению учетной политики в настоящее время отсутствуют в Приказе № 157н. Так, в данном приказе не представлены общий подход к выбору указанной политики, требование последовательности применения учетной политики, правила разработки такой политики при отсутствии какого-либо нормативного документа, специально применимого к операции или условию, а также возможность и порядок учета изменений учетной политики. В отличие от Приказа № 157н, в российском нормативном документе по бухгалтерскому учету негосударственного сектора - ПБУ 1/2008 -представлена целостная система регламентаций по формированию учетной политики организаций указанного сектора. При этом аналогично МСФО (IAS) 8 в ПБУ 1/2008 содержатся основные требования к указанной политике, правила ее разработки в случаях отсутствия по конкретному вопросу в нормативных документах способов ведения учета, а также регламентации по изменению учетной политики. Отметим также, что
данное ПБУ разрешает использовать положения МСФО при утверждении в учетной политике способов ведения учета, не установленных в российских нормативных документах. Вместе с тем регламентации ПБУ 1/2008 не являются полным аналогом подходов, предусмотренных МСФО (IAS) 8, и предусматривают не только несколько отличающиеся от международных принципы формирования учетной политики, но и ряд дополнительных требований к данной политике.
Так, например, в отличие от указанного международного стандарта в ранее названном ПБУ говорится о том, что сформированная учетная политика, применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (приказа, распоряжения и т.п.).
Вновь созданная организация, а также организация, возникшая в результате реорганизации, оформляют свою учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня государственной регистрации.
Учетная политика формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем организации. Отметим, что перечисленные регламентации ПБУ 1/2008 в целом не противоречат международному аналогу, а содержат более уточненные и детализированные правила создания учетной политики, характерные для национальных стандартов бухгалтерского учета.
Проводя сравнение российских и международных регламентаций по созданию учетной политики организаций государственного и негосударственного секторов, заметим, что наименьшая степень проработанности отечественных правил формирования учетной политики организаций государственного сектора объясняется в том числе тем, что данные правила стали разрабатываться гораздо позже чем российские требования к учетной политике организаций негосударственного сектора. Обратим внимание на то, что наибольшую степень апробации на практике имеют международные стандарты формирования учетной политики, история создания и совершенствования которых насчитывает более 40 лет (табл. 3).
Как видно из табл. 3, работа по созданию регламентаций по формированию учетной политики как в системе РСБУ, так и в системе МСФО для организаций негосударственного сектора была начата гораздо раньше по сравнению с аналогичной работой в отношении организаций государственного сектора. При этом международные требования к учетной политике как общественного, так и необщественного секторов были сформированы намного раньше соответствующих российских требований. В результате наименее проработанными в настоящее время являются отечественные правила формирования учетной политики организаций государственного сектора. Вместе с тем, как свидетельствуют данные табл. 3, на ближайшее время Минфином России запланированы активные действия по созданию современной системы регламентаций по составлению указанной учетной политики организаций.
Вполне возможно, что указанная система будет включать многие требования, аналогичные представленным в табл. 2 международным правилам.
Кроме того, на наш взгляд, в новый федеральный стандарт бухгалтерского учета государственного сектора «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки» целесообразно включить предусмотренные действующие в настоящее время Приказом № 157н и ПБУ 1/2008 регламентации по формированию учетной политики:
1) указания на то, что может входить в состав данной политики (представлены в Приказе № 157н и ПБУ 1/2008);
2) информация о том, кто разрабатывает и кто утверждает указанную политику (содержатся в ПБУ 1/2008);
3) допущения и требования к учетной политике, которые можно доработать с учетом регламентаций МСФО ОС 3 (утверждены в ПБУ 1/2008);
4) сроки разработки и начала применения сформированной учетной политики, в том числе для вновь созданной организации и организации, возникшей в результате реорганизации (перечислены в ПБУ 1/2008).
В результате в новом стандарте будут оптимально сочетаться необходимая для национальных стандартов степень детализации бухгалтерских регламентаций и предусмотренная Минфином России степень соответствия российских правил международным требованиям.
Рассматривая отечественные и международные подходы к формированию учетной политики организаций государственного и негосударственного секторов, обратим внимание на то, что их совершенствование и сближение будет достигаться также за счет реформирования российских и международных регламентаций по учету и отражению в отчетности различных видов активов, обязательств, капитала, доходов и расходов указанных организаций. Последние были подробно исследованы в [1-7, 13 и др.].
Заметим, что совершенствование названных регламентаций будет также способствовать формированию реалистичной информации о деятельности организаций, позволяющей пользователям принимать правильные экономические решения в отношении данных организаций. Анализ последних проведен в [12].
Таблица 1
Определения учетной политики в российских и международных стандартах
Приказ № 157н ПБУ 1/2008 МСФО ОС 3 МСФО 8
Определение отсутствует Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета -первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности Учетная политика -конкретные методы, основы, допущения, правила и способы, применяемые организацией для подготовки и представления финансовой отчетности Учетная политика -конкретные принципы, основы, общепринятые условия, правила и практические подходы, применяемые организацией при подготовке и представлении финансовой отчетности
Источник: составлено автором Таблица 2
Основные регламентации МСФО ОС 3 и МСФО (IAS) 8 по формированию учетной политики
Группы регламентаций
МСФО ОС 3
МСФО (IAS) 8
1. Общие положения по выбору учетной политики
В МСФО ОС приводится учетная политика, результатом которой, согласно выводам Совета по МСФО ОС, является финансовая отчетность, содержащая уместную и надежную информацию об операциях, других событиях и условиях, к которым применяется эта политика. Учетная политика может не применяться, если эффект от ее применения несущественен. Однако не следует допускать или оставлять неисправленными несущественные отклонения от МСФО ОС для того, чтобы добиться определенного представления финансового положения организации, результата ее финансовой деятельности или потоков денежных средств
МСФО устанавливают учетную политику, которая, по заключению Совета по МСФО, приводит к формированию финансовой отчетности, содержащей уместную и надежную информацию об операциях, прочих событиях и условиях, к которым данная учетная политика применяется. Применение указанной учетной политики не является обязательным в тех случаях, когда эффект от ее применения является несущественным. Однако неправильно допускать несущественные отступления от МСФО или оставлять такие отступления неисправленными, с тем чтобы достичь определенного представления финансового положения, финансовых результатов или денежных потоков организации_
2. Разработка учетной политики при отсутствии какого-либо МСФО, специально применимого к операции или условию
При отсутствии конкретного МСФО ОС, напрямую применимого к операции, другому событию или условию, руководство должно использовать собственное профессиональное суждение для разработки и применения учетной политики, обеспечивающей представление информации, которая:
1) уместна при принятии решений, необходимых пользователям;
2) надежна в том, что финансовая отчетность:
а) достоверно представляет финансовое положение, результаты финансовой деятельности и денежные потоки организации;
б) отражает экономическую сущность операций, других событий и условий, а не только их юридическую форму;
в) является нейтральной, то есть, лишена предвзятости;
г) соответствует правилу осмотрительности;
д) является полной во всех существенных отношениях.
При этом руководство организации обращается к следующим источникам и рассматривает их применимость (в порядке по мере убывания):
1) требования МСФО ОС, затрагивающие аналогичные или связанные вопросы;
2) определения, критерии признания и оценки активов, обязательств, доходов и расходов, описанных в других МСФО ОС._
В случае отсутствия какого-либо МСФО, специально применимого к операции, прочему событию или условию, руководство должно использовать собственное суждение при разработке и применении учетной политики для формирования информации, которая:
1) уместна для пользователей при принятии ими экономических решений;
2) надежна в том смысле, что информация в финансовой отчетности:
а) правдиво представляет финансовое положение, финансовые результаты и денежные потоки организации;
б) отражает экономическое содержание операций, прочих событий и условий, а не только их юридическую форму;
в) является нейтральной, то есть свободной от предвзятости;
г) соответствует осмотрительности;
д) является полной во всех существенных отношениях.
При этом руководство должно обращаться к следующим источникам и рассматривать их применимость в порядке очередности по убыванию:
1) требования МСФО, затрагивающие аналогичные и связанные вопросы;
2) определения, критерии признания и_
Руководство организации может также принять во внимание:
1) новейшие документы других организаций, разрабатывающих стандарты;
2) принятую в коммерческом или общественном секторе практику, но лишь в той и только в той степени, в которой они не противоречат источникам, упомянутым выше.
К примерам можно отнести документы СМСФО, включая Концептуальные основы финансовой отчетности, МСФО и Интерпретации, разработанные Комитетом по разъяснениям международной финансовой отчетности (КРМФО) или бывшим Постоянным комитетом по интерпретации (ПКИ)_
концепции оценки активов, обязательств, доходов и расходов, содержащиеся в Концептуальных основах финансовой отчетности.
Руководство также может рассматривать самые последние официальные материалы других устанавливающих стандарты органов, которые используют схожие концептуальные основы для разработки стандартов бухгалтерского учета, прочую литературу по бухгалтерскому учету и принятую отраслевую практику в части, не противоречащей источникам, указанным ранее
3. Последовательность применения учетной
политики
Организация должна выбрать и последовательно применять свою учетную политику ко всем аналогичным операциям, другим событиям и условиям, кроме случаев, когда МСФО ОС специально требует или разрешает разбивку статей по категориям, для которых следует выбрать другую учетную политику. Если Стандарт требует или разрешает разбивку статей по таким категориям, то для каждой категории должна быть выбрана и последовательно применяться соответствующая учетная политика
Организация должна выбрать и применять учетную политику последовательно для аналогичных операций, прочих событий и условий, если только какой-либо МСФО специально не требует или не разрешает деление статей по категориям, для которых может быть уместна разная учетная политика. Если какой-либо МСФО требует или допускает такое деление по категориям, то для каждой такой категории следует выбрать соответствующую учетную политику и применять ее последовательно
4. Изменения учетной политики
Организация должна вносить изменения в учетную политику только в том случае, если:
а) это требуется согласно МСФО ОС, или
б) это приведет к представлению более надежной и более уместной информации о влиянии операций, других событий и условий на финансовое положение, результаты финансовой деятельности или потоки денежных средств организации.
Переход от одного метода учета к другому методу учета представляет собой изменение в учетной политике. Изменение в порядке учета, признания или оценки, отражения в отчетности операции, события и условия в рамках одного метода учета рассматривается как изменение в учетной политике.
Следующие действия не являются изменениями учетной политики:
а) применение учетной политики к операциям, другим событиям или условиям, отличающимся по существу от ранее происходивших операций, других событий или условий, и;
б) применение новой учетной политики к операциям, другим событиям или условиям, которые не происходили ранее, или не были существенными.
Организация должна учитывать изменения в учетной политике, являющиеся результатом первоначального применения МСФО ОС в соответствии со специальными переходными положениями, если таковые имеются в данном Стандарте. Если организация изменяет учетную политику при первоначальном применении МСФО ОС, который не содержит специальных переходных положений, применимых к данному изменению, либо изменяет учетную политику добровольно, она должна учитывать изменения в учетной политике ретроспективно. Раннее применение Стандарта не является добровольным изменением в учетной политике.
Организация должна вносить изменения в учетную политику, только если данное изменение:
а) требуется каким-либо МСФО; или
б) приведет к тому, что финансовая отчетность будет содержать надежную и более уместную информацию о влиянии операций, прочих событий или условий на финансовое положение, финансовые результаты или денежные потоки организации.
Не являются изменениями в учетной политике:
а) применение учетной политики в отношении операций, прочих событий или условий, отличающихся по своей сути от операций, прочих событий или условий, ранее имевших место;
б) применение новой учетной политики в отношении операций, событий или условий, которые ранее не имели место или были несущественными.
Организация должна учитывать изменение в учетной политике, возникающее в результате первоначального применения какого-либо МСФО в соответствии со специальными переходными положениями, при их наличии в данном МСФО. В том случае, когда организация меняет учетную политику при первоначальном применении какого-либо МСФО, который не содержит специальных переходных положений, применимых к данному изменению, или добровольно меняет учетную политику, она должна применять данное изменение ретроспективно.
Досрочное применение какого-либо МСФО не является добровольным изменением в учетной политике.
При ретроспективном применении_
При ретроспективном учете изменений в указанной политике организация должна скорректировать начальное сальдо по каждому затронутому компоненту чистых активов / капитала в самом раннем из представленных периодов, а также другие сравнительные суммы, раскрытые в каждом из предыдущих представленных периодов, таким образом, как если бы новая учетная политика использовалась всегда.
Изменение в учетной политике должно учитываться ретроспективно, за исключением случаев, когда становится практически неосуществимым определение влияния, которое изменение в учетной политике оказало бы в конкретный период, или же его кумулятивного эффекта.
Когда практически неосуществимо определить влияние, которое изменение в учетной политике оказало бы в конкретном периоде на сравнительную информацию за один или более представленных прошлых периодов, организация должна применить новую учетную политику к балансовой стоимости активов и обязательств на начало наиболее раннего из периодов, на которые практически осуществимо распространить ретроспективный подход, (а таким периодом может быть и текущий период), и должна соответствующим образом скорректировать начальное сальдо по каждому затронутому компоненту чистых активов / капитала в данном периоде.
В случае практической неосуществимости определения в начале текущего периода кумулятивного эффекта от применения новой учетной политики ко всем предшествующим периодам, организация должна скорректировать сравнительную информацию для того, чтобы перспективно применить новую учетную политику как можно с более ранней даты, какую позволяет практическая осуществимость
изменения в учетной политике организация должна скорректировать остаток на начало периода каждого затронутого данным изменением компонента капитала для самого раннего из представленных предыдущих периодов, а также других сравнительных данных, раскрытых за каждый из представленных предыдущих периодов, как если бы новая учетная политика применялась всегда. Изменение в учетной политике должно применяться ретроспективно, за исключением случаев, когда практически неосуществимо определить влияние данного изменения применительно к определенному периоду либо кумулятивное влияние данного изменения. Когда практически неосуществимо определить влияние изменения в учетной политике применительно к определенному периоду на сравнительную информацию за один или более из представленных предыдущих периодов, организация должна применять новую учетную политику к балансовой стоимости активов и обязательств по состоянию на начало самого раннего периода, для которого ретроспективное применение практически осуществимо и который может являться текущим периодом, и сделать соответствующую корректировку остатка на начало периода каждого затронутого изменением компонента капитала для данного периода.
Когда практически неосуществимо определить на начало текущего периода кумулятивное влияние от применения новой учетной политики ко всем предыдущим периодам, организация должна скорректировать сравнительную информацию для того, чтобы применить новую учетную политику перспективно с самой ранней даты, с которой применение практически осуществимо_
Источник: составлено автором Таблица 3
Основные «вехи» в формировании российских и международных требований к учетной политике организаций
Годы Российские нормативные документы по бухгалтерскому учету Международные стандарты
государственного сектора негосударственного сектора МСФО ОС МСФО
1974 Представлен для общественного обсуждения проект МСФО (IAS) 1 «Раскрытие учетной политики» (англ. «Disclosure of Accounting Policies»)
1975 - - - Утвержден МСФО (IAS) 1 «Раскрытие учетной политики»
1976 Представлен для общественного обсуждения проект МСФО (IAS) 8 «Исправление в отчете о прибылях и убытках неординарных элементов и изменения в бухгалтерских оценках и учетной политике» (англ. «The Treatment in the Income Statement of Unusual
Items and Changes in Accounting Estimates and Accounting Policies»)
1978 Принят МСФО (IAS) 8 «Необычные и предыдущие элементы и период изменения в учетной политике» (англ. «Unusual and Prior Period Items and Changes in Accounting Policies»)
1992 Приказом Минфина России от 20.03.1992 № 10 утверждено Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ, требующее обеспечить «соблюдение в течение отчетного года принятой учетной политики (методики) отражения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, определенной исходя из правил, приведенных в настоящем Положении, и условий хозяйствования» Представлен для общественного обсуждения проект нового МСФО (IAS) 8 «Чрезвычайные расходы, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» (англ. «Extraordinary Items, Fundamental Errors and Changes in Accounting Policies»)
1993 Утвержден новый МСФО (IAS) 8 «Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в учетной политике» (англ. «Net Profit or Loss for the Period, Fundamental Errors and Changes in Accounting Policies»)
1994 Утвержден первый российский нормативный документ, посвященный формированию учетной политики - ПБУ 1/94 «Учетная политика предприятия»
1995 - - - Вступил в силу новый МСФО (IAS) 8
1998 Принято новое ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»
2000 Принят МСФО ОС 3 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» (англ. «Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors»)
2003 Принята новая версия МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки» (англ. «Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors»)
2005 - - - Вступил в силу обновленный МСФО (IAS) 8
2006 - - Пересмотрен МСФО ОС 3 -
2008 Утверждено новое ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Данным документом предусмотрена возможность использования организацией регламентаций МСФО при формировании учетной политики
2010 Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н утверждены Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкция по применению. В данном документе установлено требование формирования организацией государственного сектора своей учетной политики, исходя из особенностей своей структуры, отраслевых и иных особенностей деятельности учреждения и выполняемых им в соответствии с законодательством РФ полномочий. До принятия указанного документа в Приказе Минфина России от 30.12.2008 № 148н «Об утверждении Инструкции по бюджетному учету» говорилось о государственной учетной политике Внесены поправки в МСФО ОС 3
2011 - - Внесены новые поправки в МСФО ОС 3 -
2015 Утверждена Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора, предполагающая создание федерального стандарта «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки»
2016 Запланировано направление на экспертизу проекта федерального стандарта бухгалтерского учета организаций государственного сектора «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки»
2018 Предусмотрено принятие федерального стандарта «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки»
2020 Запланировано вступление в силу федерального стандарта «Учетная политика, изменения учетных оценок и ошибки»
Источник: составлено автором
Список литературы
1. Дружиловская Т.Ю., Игонина Т.В. Совершенствование бухгалтерского учета обязательств по налогу на прибыль в России и сближение его с требованиями МСФО // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 28. С. 2-11.
2. Дружиловская Т.Ю. Новые требования к составу бухгалтерской отчетности и составлению бухгалтерского баланса в российских стандартах бухгалтерского учета и в международных стандартах финансовой отчетности // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 4. С. 2-13.
3. Дружиловская Т.Ю., Ромашова С.М. Показатели доходов, расходов и финансовых результатов в учете и отчетности: теоретический и практический аспекты // Международный бухгалтерский учет. 2014. № 31. С. 2-11.
4. Дружиловская Э.С. Концептуальные основы оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2011. № 2-1. С. 272-278.
5. Дружиловская Э. С. Современный взгляд на историю оценки как элемента метода бухгалтерского учета // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2010. № 5-1. С. 270-276.
6. Дружиловская Э.С. Учет основных средств бюджетных учреждений в РСБУ, проектах новых РСБУ и в МСФО // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2014. № 6. С. 2-9.
7. Мизиковский Е.А., Дружиловская Э.С. Требования к оценке активов в российском бухгалтерском учете // Аудиторские ведомости. 2007. № 11. С. 40-50.
8. МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения оценочных значений и ошибки»: введен в действие на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 28.12.2015 № 217н.
9. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008): утверждено приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н.
10. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
11. Программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора: утверждена приказом Минфина России от 10.04.2015 № 64н.
12. Суходоева Л.Ф., Суходоев Д.В., Стожарова Т.В. Информационное пространство коммерческих взаимодействий // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6-2 (59-2). С. 747-752.
13. Туякова З.С. Учет финансовых резервов постоянно действующего предприятия // Все для бухгалтера. 2010. № 1. С. 2-9.
14. Федеральные стандарты для государственного сектора. Официальный сайт Минфина России. URL: http: //minfin. ru/ ru/perfomance/budget/bu^gs/sfo/.
15. IAS 8 - Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors. URL: http: //www.iasplus.com/en/standards/ias/ias 8.
16. Unaccompanied Standards. URL: http://www.ifrs.org/IFRSs/Pages/IFRS.aspx.
17. IPSAS 3 - Accounting Policies, Changes in Accounting Estimates and Errors. URL: http: //www.ifac. org/system/files/publications/file s/ipsas-3-accounting.