Научная статья на тему 'Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку'

Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ АВТОНОМИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / РОЛЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / ACADEMIC AUTONOMY / STUDENTS' INDEPENDENT WORK / EDUCATIONAL ONLINE PLATFORM / FOREIGN LANGUAGE TEACHING / TEACHER'S ROLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Молчанская Оксана Яковлевна

Развитие у студентов умений учебной автономии актуальная проблема современной педагогики в целом и методики преподавания иностранного языка в частности. Статья посвящена использованию образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку как одному из способов решения этой проблемы. Рассмотрены различные трактовки понятия учебной автономии, а также представлены и проанализированы результаты анкетирования студентов с целью выявления степени сформированности у них умений учебной автономии. Автор предлагает собственное определение термина «образовательная онлайн-платформа», подробно описывает особенности организации одной из популярных онлайн-платформ Coursera. В статье также представлен алгоритм формирования у студентов учебной автономии в процессе обучения иностранному языку с использованием упомянутой онлайн-платформы. Особое внимание уделяется роли преподавателя в данном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Молчанская Оксана Яковлевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forming Students ''Academic Autonomy Using Educational Online Platforms in the Process of Foreign Language Teaching

Developing students’ autonomy in learning is an actual problem of modern pedagogy in general and foreign language teaching methodology in particular. The article is devoted to the use of educational online platforms as one of many possible ways to solve the problem. The author considers various interpretations of the concept of learner autonomy and provides the results of questionnaire survey aimed at determining students’ autonomy level. The researcher also defines the term ‘educational online platform’, gives a detailed description of one of the most popular online platforms Coursera and presents the procedure of fostering students’ autonomy in language learning using it. Special attention is given to the role of teacher in this process.

Текст научной работы на тему «Формирование учебной автономии студентов с использованием образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку»

УДК 378 ББК 74.58

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ АВТОНОМИИ СТУДЕНТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

I О.Я. Молчанская

108

Аннотация. Развитие у студентов умений учебной автономии — актуальная проблема современной педагогики в целом и методики преподавания иностранного языка в частности. Статья посвящена использованию образовательных онлайн-платформ в процессе обучения иностранному языку как одному из способов решения этой проблемы. Рассмотрены различные трактовки понятия учебной автономии, а также представлены и проанализированы результаты анкетирования студентов с целью выявления степени сформированности у них умений учебной автономии. Автор предлагает собственное определение термина «образовательная онлайн-платформа», подробно описывает особенности организации одной из популярных онлайн-плат-форм — Coursera. В статье также представлен алгоритм формирол вания у студентов учебной автономии в процессе обучения иностранному языку с использованием упомянутой онлайн-платформы. Особое внимание уделяется роли преподавателя в данном процессе.

Ключевые слова: учебная автономия, самостоятельная работа студентов, образовательная онлайн-платформа, обучение иностранному языку, роль преподавателя.

FORMING STUDENTS 'ACADEMIC AUTONOMY

USING EDUCATIONAL ONLINE PLATFORMS

IN THE PROCESS OF FOREIGN LANGUAGE TEACHING

I O.Ya. Molchanskaya

Abstract. Developing students' autonomy in learning is an actual problem of modern pedagogy in general and foreign language teaching methodology in particular. The article is devoted to the use of educational online platforms as one of many possible ways to solve the problem. The author considers various interpretations of the concept of learner autonomy and provides the results of

questionnaire survey aimed at determining students' autonomy level. The researcher also defines the term 'educational online platform', gives a detailed description of one of the most popular online platforms Coursera and presents the procedure of fostering students' autonomy in language learning using it. Special attention is given to the role of teacher in this process.

Keywords: academic autonomy, students' independent work, educational online platform, foreign language teaching, teacher's role.

настоящее время, в условиях двух--Цуровневой системы высшего образования, а также с учетом современных высоких требований к выпускнику вуза, подчеркивающих важность стремления к образованию в течение всей жизни, не вызывает сомнений необходимость развития у студентов умений учебной автономии.

В исследовательской литературе существует множество определений данного термина. Так, автономия рассматривается как «способность к независимым и самостоятельным действиям, критической рефлексии, принятию решений» [1, с. 81], как «способность субъекта самостоятельно осуществлять свою учебную деятельность, активно и осознанно управлять ею, осуществляя рефлексию и коррекцию учебной деятельности, и, накапливая индивидуальный опыт, ответственно и независимо принимать квалифицированные решения относительно собственного учения в различных учебных контекстах при определенной степени обособленности / независимости от преподавателя и принятии на себя его функций» [2, с. 12]. При этом отмечается ее связь с пониманием ответственности каждого обучающегося за результат и процесс учебного труда [3].

Ознакомившись с различными трактовками учебной автономии,

можно сказать, что владение ею подразумевает самостоятельное управление собственным учением, включает в себя постановку целей, организацию учебного процесса, а также оценку проделанной работы.

Однако, несмотря на признанную важность автономии, практика показывает, что студенты вуза не обладают в достаточной мере умениями организации самостоятельной учебной деятельности. Так, опрос, проведенный среди студентов 1 курса филологического факультета (направление «Лингвистика», профиль «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур») ПГУ им. Т.Г. Шевченко (Молдова, Приднестровье, г. Тирасполь), показал, что в 109 основной своей массе студенты не обладают умениями автономного обучения. Отвечая на вопрос относительно цели обучения в вузе, большинство опрошенных (95%) отметили, что хотят научиться общаться на иностранном языке (включив в это понятие развитие умений чтения, письма и понимания иноязычной речи на слух). Лишь 5% студентов упомянули о приобретении умений научно-исследовательской деятельности как обязательном результате обучения в университете. Так как большинство респондентов не видят необходимости в развитии умений научно-иссле-

ВЕК

110

довательской работы, можно предположить, что они рассматривают свое обучение только как процесс, которым руководит преподаватель.

Отвечая на вопрос, касающийся используемого способа получения знаний, 60% опрошенных отметили аудиторную работу с преподавателем, 36% предпочитают сочетать вышеупомянутый способ получения информации с работой с учебником, CD и DVD дисками, 4% студентов практикуют работу с онлайн-курсами. Безусловно, данные показатели говорят о низком уровне учебной автономии у студентов и их зависимости от преподавателя.

Кроме того, все опрошенные считают, что преподаватель играет важную (если не главную) роль в процессе изучения ими иностранного языка (помогает выявить пробелы в знаниях, оказывает помощь в случае возникновения трудностей, создает условия использования языка в процессе общения, осуществляет регулярный контроль знаний, отмечает успехи и пр.). Данные результаты демонстрируют, что студенты не представляют возможным овладение иностранным языком без руководства преподавателя. Объяснить это можно тем, что с самого начала изучения иностранного языка обучаемые строго следуют инструкциям учителя, выполняя предлагаемые им задания, что приводит к полному отсутствию у них умений автономии, когда им предоставляется возможность самостоятельно выбирать задания, а иногда и целые курсы, прохождение которых им необходимо для достижения поставленных в ходе обучения целей. Следует отметить, что описанная ситуация харак-

терна и для изучения других школьных предметов и характеризует систему получения знаний в отечественной образовательной среде в целом. Между тем, в условиях современной системы образования самообразование и самообучение ставятся во главу угла [4, с. 158].

Так как студенты изначально не обладают умениями самостоятельного учения, их (умения) необходимо развивать, постепенно переходя от ситуации, когда учебным процессом управляет преподаватель, к ситуации, где студент берет на себя эти функции. Однако, как считает Д. Литтл, автономия не предполагает полную независимость от учителя [1]. Более того, Е.Н. Соловова отмечает важность сотрудничества преподавателя и учащегося: учебная автономия предполагает «равную / разделенную ответственность учащихся и педагогов за результаты учебного труда» [3, с. 83].

Задача преподавателя в данном случае, с одной стороны, — заинтересовать студентов в планировании своего самостоятельного учения, а с другой — предоставить им необходимую поддержку в осуществлении данного процесса. В.В. Борщева и Я.Г. Григорян в связи с этим предлагают ряд рекомендаций для преподавателей иностранного языка по формированию и развитию учебной автономии студентов, которые включают совместное планирование учебного процесса; предоставление учащимся различных способов самостоятельного изучения материала; ознакомление их с ресурсами интернета; интегрирование инновационных технологий в процесс изучения языка; формирование учебных стратегий учащихся; оказание содействия в форми-

ровании групп самообучения; использование технологии портфолио; регулярное коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы с внесением коррективов в учебный план группы и привлечением студентов к постоянной рефлексии и саморефлексии [5, с. 47-48]. Таким образом, развитие учебной автономии не ведет к ослаблению роли преподавателя, а меняет ее таким образом, что он лишь предлагает помощь в процессе изучения иностранного языка.

Автономия может проявляться в разных формах и единого способа ее формирования не существует [6]. Вариантом решения проблемы может быть использование образовательных онлайн-платформ как одного из видов информационно-коммуникационных технологий.

Следует отметить, что бурное развитие информационно-коммуникационных технологий в целом предлагает огромный спектр возможностей их применения для формирования учебной автономии студентов. Идея использования ИКТ заинтересовала ученых достаточно давно (в рамках проблемы индивидуализации обучения), в результате появились обучающие машины Пресси, Скиннера, программированное обучение, компьютеризированная система обучения и др. В настоящее время, когда педагоги обладают намного более обширным набором ИКТ, последние представляют собой огромный потенциал для использования их в различных целях, одна из которых — формирование у учащихся умений самостоятельной работы и, в конечном итоге, учебной автономии.

Так, онлайн-обучение предлагает все возрастающие возможности его

применения для развития учебной автономии студентов, так как его использование требует от обучаемых выступать в роли активных субъектов, способных самостоятельно выбирать и выполнять задания для достижения поставленной цели. Чтобы процесс мог проходить успешно, студенты должны, в первую очередь, адекватно оценивать свои способности и уровень владения языком. Кроме того, им придется столкнуться с вопросом самостоятельного распределения своего учебного времени, что также может представлять достаточно серьезную проблему, так как они приучены подстраиваться под предлагаемое вузом расписание, а это не требует от них проявления автономии.

Говоря о таком явлении в современном образовании, как образовательная онлайн-платформа, следует отметить, что данный ресурс в интернет-пространстве называют по-разному: онлайн-платформой, платформой для онлайн-образования, платформой онлайн-образования, образовательной платформой, платформой открытого образования, образователь- 111 ной площадкой. Автору данной статьи более всего импонирует термин «образовательная онлайн-платфор-ма», так как именно он, вероятно, наиболее точно и полно отражает суть явления, которое обозначает.

Изучение особенностей функционирования различных образовательных онлайн-платформ позволяет нам определить данный термин как работающий в онлайн-режиме сервис, предоставляющий доступ к курсам по различным дисциплинам и обеспечивающий дистанционное взаимодействие между основными участниками образовательного процесса.

112

Сегодня существует ряд образовательных онлайн-платформ, предоставляющих возможность изучать английский язык. Наиболее попуи лярными являются Coursera, edX, Futurelearn, Udemy, Khan Academy, Openlearning, Alison, Stanford Online, Canvas, Yale.

Покажем на примере онлайн-платформы Coursera, каким образом студенты могут самостоятельно организовать свою учебную деятельность. Онлайн-платформа Coursera начала работу в 2012 году. Тогда же в разделе «Образование» рейтинга веб-сайтов журнала "Time" она заняла первое место. Список организаций-партнеров платформы постоянно расширяется, увеличивается количество курсов и студентов, работающих с ними. С Coursera сотрудничают всемирно известные образовательные учреждения США (Стэн-форд, Принстон, Калифорнийский, Колумбийский университеты), университеты отдельных штатов (Теннесси, Нью-Йорк, Небраска), ведущие культурные организации (например, Музей естествознания США), в последнее время этот список пополнился отечественными вузами НИУ ВШЭ, Физтех и СПбГУ.

Для начала работы с данной платформой необходима регистрация. После нее студент может выбрать, платные или бесплатные курсы он бы хотел пройти. Задав фильтр Free courses, обучаемый попадает в каталог предлагаемых курсов, который включает «Бизнес», «Социальные науки», «Компьютерные науки», «Науки о данных», «Гуманитарные науки и искусства», «Медико-биологические науки», «Естественно-технические науки», «Личностное развитие»,

«Изучение языков», «Математика и логика». Пользователь выбирает «Изучение языков». В этой категории представлено 83 курса. Есть при этом опция выбора языка курса и субтитров. Она особенно полезна студентам с невысоким уровнем владения языком, которым субтитры могут облегчить процесс восприятия информации, предлагаемой в видеороликах. Задав активные фильтры по отбору курсов «Английский», «Изучение языков», «Язык преподавания: Английский», пользователь может перейти непосредственно к выбору курса.

Выбрав заинтересовавший его курс, обучаемый попадает на страницу с подробной информацией о нем, включающую обзор курса, его программу, часто задаваемые вопросы, данные о его авторах, стоимость, а также отзывы людей, уже его прошедших.

В блоке «Обзор» дается краткая характеристика курса, говорится, на кого он рассчитан и чему конкретно научится пользователь, пройдя его. Таким образом, обучаемый уже на этом этапе может определить, полезен ли будет данный материал именно ему.

Кроме того, здесь же можно ознакомиться с детальной информацией о преподавателях, ведущих курс (указываются их имена, настоящее и прошлые места работы, стаж, степень и наличие у них различного рода сертификатов, связанных с их квалификацией).

Помимо этого, отмечается уровень английского языка обучаемого, длительность всего курса и количество часов в неделю, которое необходимо будет посвятить работе с ним,

язык курса и условия, которые необходимо будет выполнить для освоения программы.

В блоке «Программа курса» подробно расписано по неделям, что именно выучит пользователь, с указанием количества и названий видео, материалов для самостоятельного изучения, тренировочных тестов и оцениваемых заданий. Следует отметить, что даже при прохождении бесплатных курсов для получения доступа ко всем заданиям, а также сертификата о прохождении необходимо внести определенную плату, так как данная платформа является коммерческой, но обучаемым предоставляется возможность пройти бесплатно весь курс, для этого необходимо заполнить форму с просьбой предоставления финансовой помощи.

Далее опишем возможный алгоритм формирования учебной автономии студентов, изучающих иностранный язык, с использованием данной платформы.

На начальном этапе формирования учебной автономии процесс работы с платформой необходимо осуществлять под руководством преподавателя, задача которого — сформировать позитивный настрой и максимально заинтересовать студента в работе с данным ресурсом. Кроме того, он также знакомит студента с особенностями работы с платформой и предлагает область, в которой данному конкретному студенту будет целесообразно выбрать курс.

На втором этапе преподаватель помогает студенту, с учетом его индивидуальных особенностей, уровня владения языком, проблем с усвоением определенного учебного материала, а также предпочтений, выбрать

необходимый курс. Затем обсуждаются задачи и цели его прохождения.

На третьем этапе обучаемый переходит к ознакомлению с материалами курса и выполнению предлагаемых заданий. Теперь можно говорить о частичной автономии студента, так как он способен к автономной учебной деятельности без участия преподавателя.

Четвертый этап предполагает самостоятельную оценку студентом достигнутых результатов, сопоставление ожидаемого и полученного результата, рефлексию и коррекционную работу в случае ее необходимости.

Следует отметить, что для продолжения формирования у студентов учебной автономии при обучении их иностранному языку в дальнейшем целесообразно предложить им в обязательном порядке пройти выбранный на этот раз самостоятельно курс и предоставить результаты преподавателю. Однако, как справедливо отмечается в исследовательской литературе, преподавателю при этом необходимо продумать, каким образом можно интегрировать работу с 113 платформой в общий план работы по изучаемой дисциплине, утвержденный кафедрой, а также как организовать дополнительные формы контроля деятельности студентов в массовых открытых онлайн-курсах [7].

Применение описанного выше алгоритма со временем способно сформировать у студентов тот уровень учебной автономии, который позволит им самостоятельно, без задания преподавателя, выбирать необходимый им курс и осуществлять самооценку его прохождения. Это ведет к формированию умения самостоятельно принимать решения от-

носительно необходимости изучения того или иного материала, грамотно планировать свое учебное время, а также стремления к постоянному саморазвитию в процессе самообразования, что, в конечном итоге, ведет к формированию учебной автономии.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Little, D. Autonomy in language learning: Some theoretical and practical considerations [Text] / D. Little // Teaching modern languages, Ed. A. Swarbrick. — London, Routledge, 1994, pp. 81-87.

2. Коряковцева, Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык [Текст] / Н.Ф. Коряковцева. — М.: Изд-во АРКТИ, 2002. — 173 с.

3. Соловова, Е.Н. Методическая подготовка и переподготовка учителей иностранного языка: интегративно-рефлексивный подход: монография [Текст] / Е. Н. Соловова.

— М.: Глосса-Пресс, 2004. — 336 с.

4. Климентьева, В.В. Возможности реализации непрерывного образования через массовые открытые онлайн курсы [Текст] / В.В. Климентьева // Преподаватель XXI век. — 2017. — № 3. — С. 153-159.

114 5. Борщева, В.В. Развитие учебной автономии студентов в процессе изучения иностранного языка в неязыковом вузе [Текст] / В.В. Борщева, Я.Г. Григорян // Педагогика и психология образования. — 2014. — № 1. — С. 43-48.

6. Benson, P. Teaching and researching autonomy in language learning [ТехЦ / P. Benson.

— London: Longman, 2001. — 114 p.

7. Борщева, В.В. Использование массовых открытых онлайн курсов в обучении ан-

глийскому языку студентов нелигвистиче-ских направлений подготовки [Текст] / В.В. Борщева, В.С. Кашпарова, В.Ю. Си-ницын // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 1. — С. 18-28.

REFERENCES

1. Benson P., Teaching and researching autonomy in language learning, London, Longman, 2001, 114 p.

2. Borshcheva V.V., Grigoryan Ya.G., Razvitie uchebnoi avtonomii studentov v protsesse izucheniya inostrannogo yazyka v neyazyko-vom vuze, Pedagogika i psikhologiya obra-zovaniya, 2014, No. 1, pp. 43-48. (in Russian)

3. Borshcheva V.V., Kashparova V.S., Sinitsyn V.Yu., Ispolzovanie massovykh otkrytykh onlain kursov v obuchenii angliiskomu ya-zyku studentov neligvisticheskikh naprav-lenii podgotovki, Pedagogika i psikhologiya obrazovaniya, 2017, No. 1, pp. 18-28. (in Russian)

4. Klimenteva V.V., Vozmozhnosti realizatsii nepreryvnogo obrazovaniya cherez mass-ovye otkrytye onlain kursy, Prepodavatel XXI vek, 2017, No. 3, pp. 153-159. (in Russian)

5. Koryakovtseva N.F., Sovremennaya metodi-ka organizatsii samostoyatelnoi raboty izuchayushchikh inostrannyiyazyk, Moscow, 2002, 173 p. (in Russian)

6. Little D., "Autonomy in language learning: Some theoretical and practical considerations", in: Teaching modern languages, Ed. A. Swarbrick, London, Routledge, 1994, pp. 81-87.

7. Solovova E.N., Metodicheskaya podgotovka i perepodgotovka uchitelei inostrannogo ya-zyka: integrativno—refleksivnyi podkhod: monografiya, Moscow, Glossa-Press, 2004, 336 p. (in Russian)

Молчанская Оксана Яковлевна, аспирантка, Московский педагогический государственный

университет, molchanskaya2008@mail.ru Molchanskaya O.Ya., Post-graduate Student, Moscow State University of Education, molchanskaya2008@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.