УДК373.5.016:811.161.1
Остренкова Марина Анатольевна
кандидат филологических наук, доцент Ярославский филиал Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина
ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ВЗГЛЯДА НА РУССКИЙ ЯЗЫК КАК НА ЯВЛЕНИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДА В ПРОЦЕССЕ ПОСТИЖЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ СМЫСЛОВ КОНСТАНТЫ СЛОВО
В статье рассматривается вопрос о дидактических возможностях и аксиологическом потенциале программной темы «Алфавит», позволяющей актуализировать ценностные смыслы константы национальной культуры Слово с целью донести до сознания школьников духовную сущность слова. В статью включены материалы опытного обучения и их методическое обоснование.
Ключевые слова: духовная сущность слова, культурная информация, константа национальной культуры, ценностные смыслы константы.
Формулируя аксиому современной линг-вометодики «русский язык необходимо изучать как систему языковых единиц, репрезентирующих национальный образ мира, национальные культурные традиции, нормы и ценности», мы подчёркиваем значимость той проблемы, которая находится далеко за рамками школьной дидактики, - проблемы экологии русского слова. Экологический аспект изучения русского языка включает и сохранение структурно-языковых норм и соблюдение их в речи, и формирование уважительного отношения к языку. Конечно, соблюдение норм в собственной речи есть, прежде всего, результат знания и сформированного навыка. Способствовать усвоению школьниками норм на прагматическом уровне и осуществлять контроль за речью должно и иное знание - экстралингвисти-ческое, отражающее духовную сущность языка. Опора на неязыковую информацию - информацию о факте языка как культурно-историческом явлении - позволит учителю-словеснику и ученикам решать более успешно приоритетную задачу формирования языковой и коммуникативной компетенций. Формирование уважения к русской культуре, частью которой является язык, невозможно без последовательной актуализации культурной информации, являющейся ключом к пониманию как самого языка (конкретного языкового явления), так и человека - носителя этноязыковой картины мира.
Организация опытного обучения в заявленном аспекте, осуществляемого автором в рамках научного исследования, включала систематическое изучение языковых единиц и репрезентируемых ими констант национальной культуры с целью актуализировать их ценностный смысл. Константу культуры мы понимаем вслед за Ю.С. Степановым как «устойчивый» и «постоянный» концепт, «в операциях» с которым состоит «в значительной степени» духовная культура всякого общества [5, с. 5]. Под ценностным смыслом понимается результат познания действительности, подвергающийся оценке и являющийся регулятором поведения человека, взаимодействия людей, взаимоотношений, вы-
страиваемых между человеком и окружающей действительностью. Выбранная в качестве дидактической единицы константа Слово позволяет уже на первом этапе (это лингвокультуроведческий модуль «Константа русской культуры Слово», адресованный учащимся 4-5 классов) провести изучение её образных, понятийных признаков и ценностных смыслов.
В статье содержится описание экспериментального обучения1. Публикуемые дидактические материалы являются частью лингвокультуроведчес-кого модуля «Константа русской культуры Слово», разработанного с целью организовать систематическое изучение ценностных смыслов семантически соотнесенных понятий слово, язык, речь в русской культуре и сформировать представление у школьников о духовной, этической - ценностной составляющей этих понятий. Программная тема «Алфавит» допускает актуализацию культурной информации, которая расширит кругозор учащихся и привнесёт мировоззренческое начало в осмысление таких реалий, как азбука, буква, слово, русский язык, поскольку эта информация соотносится с важнейшими для русской культуры и русского языка событиями - Крещением Руси и созданием славянской азбуки. Система этических норм, жизненных правил, богоугодных помыслов, отражённых в буквенных именах, - именно это и составляет содержание понятия «ценностные смыслы» слова применительно к изучению и повторению темы «Алфавит».
Вся система упражнений, а именно: работа с текстом о создании кириллицы, исследование (частичное) буквенных имён кириллицы, работа с текстом о буквицах древнерусского письма и их семантике, анализ текста-образца (загадки о букве), чтение текста, интерпретирующего символику буквицы-отгадки - подчинена одной цели - донести до сознания учащихся представление о духовном содержании буквенного имени и азбуке (кириллице) как системе ценностей, правил, которые постигались и усваивались русским человеком вместе с буквенными именами. Индивидуальный проект
© Остренкова М.А., 2013
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 4
11
«Не просто буква», завершающий всю работу, призван систематизировать знания и подвергнуть новую для учащихся культурную информацию субъективному осмыслению.
В опытном обучении были использованы два варианта апробации тематически связанных упражнений: на одном уроке и на разных этапах нескольких уроков. В первом случае упражнения составили дидактическую основу одного урока «Азбука -к мудрости ступенька». (Дважды проведённое толкование пословицы - в начале урока и на этапе рефлексии в конце урока - позволяет сопоставить эксплицитный смысл «без знания азбуки невозможно постичь науки» и актуализировать новую информацию: «азбучные имена помогают человеку осознать главное в жизни, учат жить по божьему слову, а значит, делают человека мудрым».) Другой вариант предполагал рассредоточенную работу на этапе повторения четырёх уроков.
Прокомментируем каждый этап работы. Первое упражнение создаёт «культурный контекст» темы «Алфавит» и задаёт культуроведческий вектор изучения темы; оно включает работу с текстом о кириллице (составленном по материалам учебного пособия В.Ф. Ивановой «Современная русская орфография») и вопросы, предваряющие эту работу, о Дне славянской письменности и культуры, об эмблеме праздника, о роли Кирилла и Мефодия в деле просвещения славян.
Работа с кириллицей, направленная на «декодирование» и осмысление буквенных имён, призвана помочь школьникам увидеть в азбуке отражение важных понятий, ценностей, которые должны быть восприняты человеком как непреложные истины и нормы. Учитель на своё усмотрение выберет буквенные имена; мы ограничились изучением ценностных смыслов буквенных имён «Аз», «Слово» и «Ук», мотивация выбора которых отражена в представленных ниже методических комментариях и фрагментах учебного диалога.
Наблюдения над графическим образом «Аз» в глаголице и сообщение учителя о христианской символике (крест) и о семантике буквы, определение её места в азбучном порядке подводят учащихся к восприятию важной культурной информации: «такая форма начальной буквы глаголического алфавита возникла не случайно, а была сознательно придана ей автором глаголицы, чтобы указать, что изучение азбуки - богоугодное дело и поэтому должно начинаться с крестного знамения» [2, с. 79].
Семантика имён «Слово» и «Ук» и их духовный смысл выявляется в процессе эвристической беседы: Обратите внимание на букву Оу Что же обозначает буквенное имя УК? Включите пропущенные слова в русские народные пословицы -Корень (ученья) горек, да плод его сладок. Век живи - век (учись). Без муки нет и (науки.) Что общего в их морфемном составе? Сравните об-
щую часть слова и буквенное имя. Предложите свое толкование этого имени. (УК- «учение, научение, наука».)
Постижение духовной сущности буквенного имени «Слово» происходит в процессе наблюдения над переносным и прямым значениями фразеологизма азбучные истины, лексическим разбором слова истина («То, что существует в действительности, что отражает действительность, правда» [3, с. 221]), ответа на вопрос Почему Слово было азбучной истиной? Дать полноценный ответ учащимся поможет, во-первых, фрагмент текста «Проглас к Евангелию»: Слушайте ныне, народы славянские,/ Слушайте Слово, от Бога пришедшее:/Сло-во же кормит души человеческие,/Слово же крепит сердца и умы,/Слово же готовит к познанию Бога [1, с. 16]. И, во-вторых, решение поисковой задачи: прочитайте словарную статью слова сословие, предложите своё толкование этого слова (найдите в слове исторический корень и приставку, приведите примеры слов с приставкой со-, какое значение имеет приставка со-?)
Составление словаря буквы кириллицы, предполагающее выбор буквенного имени и включение в Словарь слов и фразеологизмов, которые, по мнению школьников, раскрывают важное понятие, названное этой буквой, позволит проверить степень осознанного восприятия учащимися новой для них культурной информации.
Осмысление азбучного имени в книжной культуре продолжается в процессе работы с буквицами древнерусского письма. Работая с текстом К. Кедрова, объясняющим и назначение слова, и восприятие слова человеком Древней Руси, ученики узнают и о живописном образе букв, во-первых, знакомясь с некоторыми буквицами, созданными художницей Н.А. Виноградовой, а во-вторых, с материалами презентации «Федоровское Евангелие - рукотворное чудо». Презентация знакомит школьников с уникальным произведением древнерусской книжности Х^в., хранящимся в собрании Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, и позволяет увидеть живописный образ буквиц Древней Руси, созданных шесть веков назад.
Упражнение. Прочитайте текст Константина Кедрова. Какую мысль доказывает автор? Подтвердите эту мысль наблюдениями над образами буквиц и их символическими значениями (см.: Буквицы древнерусского письма. 24 открытки. - М.: Изобразительное искусство, 1984 г.).
Начертания букв славянского алфавита дают нам возможность увидеть мир глазами наших пращуров. Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименование буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли. И хотя для большинства современных читателей буква
есть буква... Для древнерусского человека само начертание букв таило в себе чертёж мира. Здесь можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы рек...
В мельчайший порошок растирались изумруды и рубины, а из них приготовлялась краска, доныне не смываемая, не тускнеющая. Но как бы ни были дороги материалы, из которых творились буквицы, ещё дороже для нас само начертание, говорящее о безграничной талантливости русского человека, о силе его воображения, а также о том, как наш далекий предок представлял себе мир...
Последнее (простое) предложение используется в качестве вопроса и предполагает наблюдения над живописными образами буквиц «Буки», «Веди», «Глаголь», «Рцы», «Слово» (имена которых входят в номинативное поле константы Слово), их интерпретацию и проверку собственного толкования по текстовому комментарию на открытках.
Включённая в систему упражнений, направленных на присвоение ценностных смыслов Слова, работа с текстом стихотворения В.И. Майкова
о букве «Рцы» подготавливает школьников к написанию творческой работы - загадки о букве кириллицы (предшествующие ей задания были нацелены на сбор материала - как языкового, так и экстралингвистического). Частичный лексический анализ текста, отражающего языковые нормы XIX века, привлекается для того, чтобы предупредить непонимание текста и показать очевидную общность слов литературных языков разных эпох. Вопрос о приёмах, использованных В.И. Майковым для создания загадки (а это включение слов, имеющих в составе букву Р, слов, оканчивающихся на -рцы), и о тех, которые могут быть использованы ребятами с этой же целью (описание предмета, названного буквой; перечисление предметов, обладающих признаком, названным буквой, например, признаком «твердый» (Твердо), способностью мыслить (Мыслете), указание на важность того или иного предмета, признака или действия в жизни человека; использование тропов, позволяющих создать эффект двойного видения реалии), - эти методически продуктивные приёмы, во-первых, помогают «закодировать» собранный на предшествующих этапах работы материал. А во-вторых, - помочь школьникам в эвристическом осмыслении этих понятий - эвристическом, потому что учащиеся, несмотря на имеющиеся (общие для всех) знания с культурным компонентом, полученные на уроках повторения темы «Алфавит», будут апеллировать и к индивидуальному опыту - и языковому, и опыту освоения и осмысления внеязыковой действительности. Приводимые творческие опыты школьников наглядно свидетельствуют об этом.
Рисунок этот смысла полон -В нём кроткий зверь изображён.
Готов он будущее встретить,
Какое Бог пошлёт ему.
А под ногами змей коварный,
Тварь Божью хочет искусить.
Но кроткий зверь, хранимый Богом,
Бесстрашно бьётся с ним.
(Еуки)
(Иван Орлов)
В моём рисунке спрятан псалмопевец.
Он - царь, он и на гуслях век игрец.
И этот образ призывает,
Что ведь добро во всех бывает.
Ты догадайся, как меня зовут?
И помыслы плохие все из головы уйдут!
(Довро)
(Мальцева Любовь)
Он убивает и вонзает Кинжал, наточенный камнями,
В греховного зверька.
Ведь этот зверь же означает «греховных помыслов гурьба».
(Люди)
(Николай Сысоев)
Эта буква так тверда,
Зверя - птицу - человека изобразит она. Справа, слева держит знанье,
Достигнуть этого можно через старанье.
(Твердо)
(Иван Плотников)
Эта буквица - (Живот),
В нем и горы, много вод,
Звери, рыба, птичий род,
С нею дружит весь народ.
(Фёдор Пюллен )
Связан Сокол, есть колпак,
Сняли с Сокола колпак,
Сокол устремился в даль.
Для него же лень есть враг,
Чужда для него печаль.
(Слово)
(Исманский Игорь)
Наблюдения над живописными образами буквиц и анализ текстовых комментариев к ним, составление поэтической загадки о букве, помогающие оценить замысел и его художественное воплощение и понять символику, отражающую сакраль-ность знания, транслируемого буквой, подготавливает школьников к выполнению индивидуального проекта «Не просто буква». Вопросы С какой целью создаём проект? Почему его разработка является необходимой? Кому он будет адресован? Что я, как автор, хочу узнать, создавая проект, и потом сообщить другому? К каким словарям будем обращаться? и др. ориентируют школьников на целостное осмысление предстоящей рабо-
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ N° 4
13
ты, включающее и моделирование речевой ситуации, и определение степени актуальности, и гипотетическую оценку востребованности работы. Проект включает следующие структурно-содержательные элементы: обоснование проекта, связное высказывание на микротему (с привлечением творческих работ), заключение, требующее от автора умений делать выводы и давать оценку собственной работе.
Более глубокое осмысление буквенных имён и поиск духовных ценностей славянской азбуки возможно провести в старших классах. В рамках экспериментального обучения было организовано исследование «Сакральные смыслы славянской азбуки» в рамках модульного обучения (лингвокульту-роведческий модуль «Константа русской культуры Слово» для учащихся старшей школы). В основу исследования положена методическая интерпретация научных положений статьи Л.В. Савельевой «Сакральный смысл славянской азбуки»; также для разработки были использованы материалы монографий Т.И. Вендиной «Из кирилло-мефодиевско-го наследия в языке русской культуры» и «Средневековый человек в зеркале старославянского языка», В.А. Истрина «1100 лет славянской азбуки». Лингвокультуроведческое исследование включает филологический (частичный) анализ духовных текстов, в том числе и текста азбучной молитвы, составление Словаря частей речи буквенных имён кириллицы, определение форм глаголов и их (форм) семантики, наблюдения над контекстами (из Национального корпуса русского языка) употребления буквенных имён, чтение фрагментов научной работы Л.В. Савельевой, помогающих школьникам установить смысловую и грамматическую связь между буквенными именами - вся проводимая работа направлена на поиск (и составление) зашифрованного в азбуке текста и ответа на вопрос исследования Почему текст славянской азбуки назван исследователем [речь идёт о Л.В. Савельевой] «напутственным словом» Кирилла [4]? Домашнее задание включает анализ стихотворения И.А. Бунина «Слово» и написание сочинения «Лишь Слову жизнь дана».
Экспликация культурного компонента при изучении языковых единиц разных уровней предупреждает (или корректирует) наивное и ущербное представление школьников о языке как системе правописных правил (один из самых распространённых ответов анкеты, проведённой нами перед опытным обучением), способствует формированию у школьников целостного образа русского языка (и как языковой системы, и как структурированного культурного знания, сохраняемого и аккумулируемого языком), стимулирует познавательный интерес к изучению русского языка и, как следствие, вызывает положительную рефлексию - языковую, эмоциональную, этическую на русский язык как явление духовной культуры народа.
Примечание
1 Материалы прошли апробацию в шк. №39, №58 г. Ярославля (2009-2011 гг.) и в Православной классической Гимназии-пансионе Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка (2013 г.). Выражаю признательность Ольге Евгеньевне Минеевой, учителю русского языка и литературы шк. №58, и Елене Викторовне Барышевой, учителю начальных классов Православной классической Гимназии-пансиона Свято-Алексиевской Пустыни памяти протоиерея Василия Лесняка. В 5-х классах шк. №39 опытное обучение проводил автор.
Библиографический список
1. Вендина Т.И. Из кирилло-мефодиевского наследия в языке русской культуры. - М.: Институт славяноведения РАН, 2007. - 336 с.
2. Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. -М.: Наука, 1988. - 192 с. [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.ruscorpora.ru.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1985. - 797 с.
4. Савельева Л.В. Сакральный смысл славянской азбуки (Напутственное слово Первоучителя славян) // Север. - 1993. - № 9. - С. 152-158.
5. Степанов Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования. - М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.