УДК 378.078
В. П. Окулич-Казарин, Д. М. Садыкоеа, Л. П. Цыплакоеа,
Е. А. Обручникова
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ I ГРУППЫ
Дидактическая задача - это задача управления учебно-познавательной деятельностью, т. е. учением. К первой группе дидактических задач относятся действия, составляющие учебную деятельность (учебные действия), и задачи, на решение которых направлены эти действия (учебные задачи) [1 ].
На рисунке приведены обобщенные показатели проявления дидактических умений I группы (далее - учебных умений) обучающихся, полученные в результате экспериментальной работы авторов.
□ Умения работать с источниками информации ЕЗ Умения мыслительной деятельности
14 лет 15 лет 16 лет 17 лет 18 лет 19 лет Средние показатели уровня проявлении учебных умений
Констатирующий эксперимент проводился в начале учебного года в период с 2002 по 2006 гг. Измерения уровня проявления учебных умений осуществлялись согласно рекомендациям [2]. Возрасту 14 и 17 лет соответствуют ученики 8 и 11 классов. Возрасту 18 и 19 лет - студенты 1 и 2 курсов. Констатирующий эксперимент проводился в Институте индустрии моды (1 и 2 курсы), Иркутском государственном техническом университете (1 и 2 курсы), Московском государственном университете культуры и искусств (1 и 2 курсы), Саранской гимназии № 12 (8 и 11 классы), Всероссийской конференции обучающихся «Юность. Наука. Культура» (11 класс, 1 и 2 курсы), всего более 400 человек. Нижняя возрастная группа обследованного контингента выбрана в соответствии с рекомендациями [2]. Верхняя возрастная группа обследованного контингента выбрана в соответствии с рекомендациями [1; 3; 4], так как, овладение учебными умениями в высшем учебном заведении заканчивается только к концу первого - началу второго учебного года (!!!). То есть, в течение первого учебного года, до завершения периода адаптации студента к обучению в условиях лекционно-семинарской системы, эффективность учебно-познавательной деятельности не позволяет обеспечить высокого качества образовательных услуг [1; 3-6].
Анализ экспериментальных данных, представленных на рисунке, позволяет сформулировать следующие наблюдения.
1. Умения работать с источниками информации незначительно превышают умения мыслительной деятельности как у школьников, так и у студентов.
2. При обучении в школе уровень проявления учебных умений снижается к 11 классу. Возможно, что это - закономерный итог работы школы. Хотя, не исключено, что зависимость имеет экстремум. Это требует дополнительного исследования.
3. Уровень проявления учебных умений у первокурсников соответствует таковому у учеников 11 класса. Что частично развеивает миф о сложности адаптации первокурсников в лекционно-семинарской системе - просто у них низкий уровень учебных умений. Возможно, что имеет место экстремум. Например, к концу 11 класса учебные умения школьников возрастают, а за летние каникулы - снижаются. Это требует дополнительного исследования.
4. Уровень проявления учебных умений у студентов 2 курса выше, чем у первокурсников. Высшая школа в течение года формирует необходимый уровень учебных умений.
Целью настоящего исследования является разработка универсальной методики ускоренного формирования у обучающихся учебных умений. Под универсальностью методики понимается её применимость к школьникам, студентам, слушателям курсов повышения квалификации очной и заочной форм обучения.
В результате проведенного комплекса теоретических, информационных и экспериментальных исследований была разработана методика ускоренного формирования у обучающихся учебных умений. Она оформлена в виде Программы «Я -Отличник», продолжительность которой составляет 12 ауд-.час. В её основу положены образовательные игры [7; 8], Для ускоренного формирования учебных умений рекомендуется строгое соблюдение методически обоснованной последовательности использования серии из 4 обучающих игр: «Суть», «Самое главное», «Конспект-2», «Пятерка».
При обучении по Программе обучающиеся знакомятся с основами самостоятельной работы, обеспечивающей добывание, переработку, хранение и применение необходимых знаний; научной организации труда; гигиеной умственной деятельности и т. п.; приобретают навыки работы с книгой, справочной литературой, библиографическим аппаратом, конспектирования и т. п. С точки зрения практической деятельности в нашей методике используются упражнения по освоению приемов выделения главной мысли, анализа и синтеза, дедукции и индукции, конспектирования и реферирования, элементы скорочтения [7-12]. Повышению учебной мотивации способствует повышенный уровень позитивного эмоционального фона, сопровождающего учебно-игровой процесс.
В целях эмпирической проверки разработанной методики был проведен формирующий педагогический эксперимент со студентами первого курса специальности «Коммуникативный менеджмент». Продолжительность эксперимента составила 3 недели в начале учебного года (по 4 ауд.час. в неделю). Его задачей было повышение уровня проявления учебных умений первокурсников (48 человек). Учебные умения [2] измерялись в экспериментальной группе на входе в эксперимент и на выходе из него. Низкому уровню проявления отдельного умения соответствуют оценки 1, 2, 3 (т. е. «удовлетворительно» и ниже). Среднему уровню - оценка 4 («хорошо»), высокому уровню - 5 («отлично»).
Результаты эксперимента сведены в таблице.
Средние показатели результатов «ускоренного формирования» учебных
умений студентов первого курса (экспериментальная группа)
№ п/п Наименование «группы умений» Низкий (1-3) Средний (4) Высокий (5)
На входе На выходе На входе На выходе На входе На выходе
Умения воспринимать информацию, работать с источниками информации
1 Умение работать с книгой | 41,17 37,50 47,06 29,17 11,76 33,33
2 Умение сосредоточиться 23,53 8,33 76,47 70,83 0,00 20,83
3 Умение наблюдать 35,29 8,33 35,29 50,00 29,41 41,67
Умения мыслительной деятельности
1 Умение логически мыслить 41,17 29,17 35,29 45,83 23,53 25,00
2 Умение выделять главное 47,06 16,67 29,41 45,83 23,53 37,50
Сравнительный анализ данных на входе в эксперимент и на выходе из него показал повышение, в среднем на 16-24%, уровня проявления всех групп учебных умений. При сравнении с результатами студентов второго курса (прошедшими традиционную учебно-социальную адаптацию к вузу, см. рис.) отмечено достижение уровней проявления учебных умений в группах второго курса.
У восьмиклассников, после прохождения Программы «Я - Отличник», уровень проявления учебных умений увеличился на 7-13%, у одиннадцатиклассников — на 10-16%.
ВЫВОД:
В результате проведенных исследований разработана методика и доказана возможность ускоренного (12 ауд. час.) формирования высокого уровня проявления у обучающихся дидактических умений I группы.
Библиографический список
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В, А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А, И. Мищенко и др. - 3-е изд. - М.: Школа-Пресс, 2000. - 512 с.
2. Се л ев ко, Г. К., Маркова, Н. П., Левина, О. Г. Научи себя учиться. - М.; Народное образование, 2001. - 192 с.
_________УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА...______________
3. Педагогика и психология высшей школы. Серия “Учебники, учебные пособия” / Под ред. С.И. Самыгина. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — 544 с.
4. Фефилова, В. Л, Режим дня в процессе адаптации студентов первых курсов к вузовским условиям (на материале пед. институтов): Автореф. дис. канд. пед. наук/М., 1982. - 18 с.
5. Окулич-Казарин, В. П., Давыдов, С. Г. Управление образовательными системами. Учебное пособие. - М.: ИССО, 2006. - 83 с.
6. Коновченко, С. В., Царев А. И. Организация личного труда студентов. - Ростов-на-Дону: Изд-во СКАГС, 1999.— 25 с.
7. Окулич-Казарин, В. П. Цыплакова, Л. II. Игровые методы обучения: Учебно-методическое пособие. - Москва, МОЮИ, 2007. - 16 с.
8. Сластенин, В. А., Окулич-Казарин, В. П., Савельев, Б. А., 1Ш, патент, 2179745 (Способ изучения текстового учебного материала посредством игры), 2002.
9. Леванова, Е. А., Волошина, А. Г., Плешаков, В. А. и др. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2006. - 208 с.
10. Миллер, С. Психология игры. Пер. с англ. - Спб.: Университетская книга, 1999.-320 с.
11. Альберт, Г. И. Использование нетрадиционных форм работы в УДО - эффективный путь совершенствования образовательного процесса // Теория и практика дополнительного образования, 2006, — №3. - С. 27 - 32.
12. Маэа]) МШиуик], Л*, патент, 2860456 В2, (Обучающий материал для формирования способности моментального чтения), С09В19/08. Изобретения стран мира, вып. 96, 2000, № 1.-е. 20.
УДК 378.02
Е. Д. Нелунова
УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА В МУЛЬТИМЕДИЙНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Интенсивное внедрение информационных и коммуникационных технологий в образовательные структуры обуславливает новое осмысление концепций и принципов гуманистической педагогики.
В этой связи перед педагогическим обществом стоит сложнейшая задача воспитания молодого поколения в духе преемственности культуры и образования в условиях «быстроменяющегося мира» [12]. В грядущем информационном обществе личность должна осознать свою историческую роль в планетарном развитии, и вместе с тем, продвигать этот процесс в позитивном направлении, вступая в диалог с окружающим миром и при этом, познавая себя в мире, самоорганизовываться, самопрезентироваться и само-развивагься [4].