МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Рабочая пульсовая стоимость 1 минуты занятия составила в первом варианте - 15,8±5,5 уд./мин., во втором - 11,6±1,6 уд./мин., в третьем - 13,8±3,8 уд./мин. Выявлены суммарные энерготраты проведенных уроков: 417,3±15,4 ккал, 460,0±28,5 ккал, 421,4±18,3 ккал соответственно.
В среднем из общего числа исследуемых улучшение общего самочувствия после занятия отметили -27,3% студенток, без изменения - 63,6%, ухудшение - 9,1%. Необходимо уточнить, что в отдельных случаях после выполнения заданий по третьему варианту, незначительное количество студенток отмечали дискомфортные состояния (головокружения, усталость, головная боль), которые в течение короткого времени исчезали.
Выводы:
1. Субъективно для девушек самым нагрузочным был третий вариант занятия. На уроках по 1-му и 2-му вариантам физическая нагрузка для 100% студенток была «средняя».
2. Объективная оценка переносимости нагрузки с использованием методов функциональной диагностики подтвердила, что наиболее нагрузочным по объему и интенсивности был первый вариант занятия.
3. Исходя из данных исследования, для студенток с ВСД более предпочтительными являются занятия, включающие упражнения Хатха-йоги, калланетики, пилатеса, стретчинга.
Список использованной литературы:
1.Матвеева Т.В. Функциональное состояние студентов с вегето-сосудистой дистонией, занимающихся физической культурой /Т.В. Матвеева //Известия Тульского университета.- 2013.- №1.- С.127-130.
2. Пивоварова Е.В. Эффективность профилированного физического воспитания студенток с синдромом вегетативной дисфункции / Е.В. Пивоварова, В.Б. Мандриков, И.А. Ушакова //Вестник Волгоградского государственного медицинского университета: Изд-во ВолгГМУ, 2014.- №4 (52).- С. 25-27.
3.Пивоварова Е.В. Состояние здоровья студенток специального учебного отделения с синдромом вегетативной дисфункции / Е.В. Пивоварова, И.А. Ушакова //Наука и образование: векторы развития : материалы III Международной науч.-практ. конф. /гл. ред. Нечаев. - Чебоксары : Экспертно-методический центр, 2015. - С. 295-297.
© Пивоварова Е.В., Ушакова И.А., 2016
УДК 371
Л.О. Попова,
магистрант ИППО ГАОУ ВО МГПУ, воспитатель МБДОУ № 2 г. Солнечногорск
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЭСТЕТИЧНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ
ОБУЧЕНИЯ ПРАВИЛАМ ЭТИКЕТА
Аннотация
Статья посвящена вопросу формирования у младших школьников на основе обучения правилам этикета эстетичности поведения, воспитывая с помощью правил этикета у школьников культуру поведения и уважения к людям.
Ключевые слова:
Правила этикета, обучение, эстетичность поведения, младшие школьники
У младших школьников формирование эстетичности поведения неразрывно связано с обучением правилам этикета, поскольку все его правила опираются на красоту поведенческих действий. Мы стремимся, проявляя уважение к людям, понравиться им красотой своей речи, движений, внешнего облика.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Для рассмотрения проблемы в научном плане мы обратились к таким понятиям как «поведение», «эстетичность», «эстетичность поведения».
«Поведение - это образ жизни и действий. В поведении проступает сущность личности человека, особенность его характера и темперамента, потребность, взгляды, убеждения, вкусы, привычки и желания» [1, с.2 ].
Понятие «эстетичность» указывает на изящность и красоту поведения. Красивое поведение ценилось с давних времен, юношей и девушек воспитывали так, чтобы они могли себя показать в обществе культурными, красиво воспитанными, знали правила поведения, принятые тогда в обществе. И хотя с годами многое претерпело изменение, но умение изящно и красиво себя вести приветствовалось во все времена.
Мы много думали над тем, как же могут влиять правила этикета на формирование у младших школьников эстетичности поведения?
Ответ на этот вопрос дан И.Н. Курочкиной, которая отмечает: «Мы понимаем этикет как установленный в обществе порядок, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, характеризуемых уважением к окружающим людям и стремление доставить им удовольствие своим обхождением, манерам поведения, внешним обликом» [1, с.8 ].
Формируя у младших школьников эстетичность поведения, мы тем самым создаем благоприятные условия для закрепления правил этикета, которое ведется с помощью разных компонентов, факторов и средств, таких как социальное и близкое окружение, художественная литература, произведения искусства и многое другое, что создает красоту поведения.
Мы рассматриваем процесс эстетичности поведения как целенаправленное формирование в человеке эстетического отношения к действительности. Это общественно значимая деятельность, осуществляемая обществом, а также его представителями и специализированными институтами, по отношению к конкретной личности, группе, коллективу. Главное, что мы выделяем в этой деятельности, - выработка у младшего школьника ориентира в мире эстетических и художественных ценностей, соответствующих сложившимся в обществе представлениям.
Это целенаправленный процесс, обучение правилам этикета не может проходить без определенных, уже сложившихся норм поведения. Нормы и правила ребенок впитывает с рождения, начиная с правил поведения дома, в детском саду, в школе, в общественных местах.
Сегодня воспитание культуры поведения у подрастающего поколения тесно связано с обязательным обучением правилам этикета. Начинать это обучение надо как можно раньше, обязательно учитывая возрастные особенности детей. В начальной школе это обучение продолжается с опорой на новое положение ребенка, на его возросшие, по сравнению с предыдущим периодом жизни, возможности и новые требования, предъявляемые к нему, на новые условия общения, взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Опираясь на труды И.Н. Курочкиной, мы отмечаем три важнейшие основы этикета такие как: морально-нравственная, формально-организационная и эстетическая. Говоря о морально нравственной основе, необходимо, прежде всего, подчеркнуть: она несет в себе нравственную нагрузку, которая являясь практическим отражением в поведении личности норм морали, укрепляет состояние общества. Вместе с тем, она связана и с эстетическим проявлением себя в освоении жизни общества.
«Формально-организационная основа этикета обнаруживается в наглядном проявлении человеком уважения и доброжелательности к людям, в выполнении ряда общественных поведенческих операций, в придании нравственному требованию уважения конкретной поведенческой формы». [1, с.11]. Добавим: эта поведенческая форма непременно должна демонстрироваться в красоте и изяществе.
Таким образом, эстетическая основа обязательна: соблюдая правила этикета, надо совершать эстетичные действия, например: красиво сидеть, стоять, ходить, красиво говорить, выглядеть изящно и элегантно, и т.д.
Соблюдение этикета связано с эстетикой поведенческих действий, потому среди принципов, как мы видим, указан принцип эстетичности поведения.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Как отмечает И.Н. Курочкина, есть семь принципов этикета:
1. Целесообразность соблюдения правил этикета.
2. Нравственно-моральная требовательность.
3. Прочность поведенческих манер.
4. В поведении нет мелочей.
5. Эстетичность поведения.
6. Уважение к национальным обычаям и традициям.
7. Требовательное отношение к собственному поведению и доброжелательное к поведению людей. [2, с. 16-17 ].
Благодаря пониманию правил этикета, школьник осознает, чтобы стать интересным собеседником, оставлять о себе у окружающих приятное впечатление, демонстрировать им свое уважение и устанавливать с ними доброжелательные отношения, он должен красиво и опрятно выглядеть. Одежда, к примеру, не только защищает человека от холода, но и влияет на настроение и самочувствие, создает впечатление о том, кто ее носит, способствует хорошей работе и отдыху, придает уверенности в себе [3, с.68].
Педагоги, занимающиеся вопросами этикета, указывают на то, что знание этикетных правил помогает человеку ценить чужой труд. Младший школьник понимает, что соблюдая порядок в своей комнате, в классе, на парте и относясь к вещам, книгам бережно, он проявляет уважение к людям, которые прилагали большие усилия, создавая порядок, красоту окружающих его вещей, предметов, помещений. Кроме того, чистота и порядок помогают человеку быть уверенным в себе, в отношениях с окружающими.
Как указывает И.Н. Курочкина в ряде своих работ, при обучении правилам этикета, ребенок постепенно осознает, что в отношениях с окружающими важна не только внешняя красота, но и душевная, красота мыслей, высказываний. Соблюдение правил этикета помогает развивать эмоциональную отзывчивость: искренне радоваться чужим успехам, сопереживать неудачам, адекватно воспринимать чужую оценку, считаться с чувствами, желаниями и настроением других.
Как мы видим, благодаря внедрению этикета в поведение у школьников появляется возможность рассматривать любые явления с разных точек зрения; применять знания из различных областей в решении конкретной задачи; самостоятельно проводить творческие исследования, при этом, опираясь и на эстетичность поведения, ибо она привлекает к нему партнеров, помощников, сотоварищей по общему творческому делу. Большое значение имеет создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга, интерес к эстетически значимым предметам и явлениям. Но также необходимы знания школьника о самом себе, о мире человеческих взаимоотношений.
На основе всех этих знаний у младшего школьника развиваются способности эстетического восприятия таких социально-психологических качеств человека, которые обеспечивают ему комфортное существование в социуме. Мы убеждены: знание и соблюдение правил этикета помогает ему увидеть и позитивно оценить лучшие качества личности, способствующие доброжелательно-уважительным взаимоотношениям с окружающими людьми.
Осуществляя эстетическое воспитание, учителю, как известно, необходимо учитывать возрастные особенности развития мышления, восприятия, памяти, воображения детей и строить воспитательный и образовательный процесс в соответствии с этими особенностями.
Ему также необходимо знать и учитывать возрастные особенности развития познавательной сферы младших школьников. И не забывать в процессе обучения, общения, разных видов совместной с детьми деятельности об эстетике своего собственного поведения и поведения школьников.
Дети мыслят конкретно и склонны понимать все буквально, поэтому в занятиях с младшими школьниками мы стараемся избегать всяких переносных значений. Если нужно дать детям известные общие положения мы конкретизируем их примером, иллюстрацией, поведенческим действием и т.д. То же относится к новым понятиям (вводимым понятиям, таким как «этикет», «эстетика поведения», «красота манер и речи»): новые понятия должны иллюстрироваться опытом ребенка, картинами, наглядными пособиями, поведенческими действиями учителя и учеников.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №10-2/2016 ISSN 2410-6070
Для понимания новых понятий необходимы знания, но отдельных, отрывочных знаний недостаточно. Мы связываем эти знания так, чтобы учащимся стал понятен смысл целого. Применительно к нашей теме: смысл красивого, эстетичного поведения, в котором проявляется уважение к окружающим людям, желание им нравиться, доставлять им удовольствие своими действиями, словами и обхождением.
В процессе обучения детей правилам этикета и отработки навыков уважительного и красивого поведения, обращенного к людям, мы проводим также работу по эстетическому воспитанию. Школьник должен знать, как можно красиво и правильно вести себя на уроке, во внеурочное время, дарить друзьям и получать от них подарки, принимать гостей, красиво сервировать стол, уступать место в общественном месте. Все это он может почерпнуть из уроков этикета, которые, мы считаем, необходимо проводить в школе, конечно, подключая в этот процесс родителей.
Исходя из вышесказанного, отметим: красота, изящество речи (приветствие, обращение, высказывание и т.п.), поведения в классе на уроке и вне школьной жизни, в ситуации застолья и в других ситуациях, формируются у школьников благодаря культуре поведения, которая в настоящее время тесно связана с владением правилами этикета. Их необходимо соблюдать, чтобы проявлять уважение к людям, делая это красиво. Так мы усиливаем процесс воспитания эстетичности поведения.
Учащиеся познают красоту человеческих отношений, поведенческих манер, речевых этикетных оборотов. Без знаний правил этикета невозможно воспитать в ребенке умение видеть красивое и прекрасное, умение сопереживать и уступать и это необходимо облечь в эстетичную поведенческую форму. Такой формой является этикет, без его знания и соблюдения, личность не может стать красивой, изящной, эстетичной, нравственной и гармоничной в полной мере. Список использованной литературы:
1. Курочкина, И.Н. Уроки этикета в начальной школе: Учебно-методическое пособие. - М.: Экон-информ, 2014. - 240 с.
2. Курочкина, И.Н. Этикет как социальное явление и его значение в педагогической деятельности. - М.: Экон-информ, 2012. - 147 с.
3. Соломенникова, О.А. Радость творчества. - М.: Мозаика-Синтез,2008. - 201 с.
© Попова Л.О., 2016
УДК 378
Ю.А.Райсвих
к.п.н., доцент Е.Б. Быстрай доктор пед наук, профессор, Т.В. Штыкова
к.п.н., доцент
кафедры немецкого языка и МОНЯ факультета иностранных языков
ФГБОУ ВО "ЮУрГГПУ" г. Челябинск, Российская Федерация
ИНТЕРАКТИВНАЯ ДИДАКТИКО-КОММУНИКАТИВНАЯ СРЕДА КАК ТЕХНОЛОГИЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ (СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА) К МЕЖКУЛЬТУРНОМУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЮ В ЕВРОКОНТЕКСТЕ
Аннотация
Подготовка будущих учителей к межкультурному взаимодействию с помощью дидактико-коммуникативной среды, под которой мы понимаем целенаправленно созданную технологию организации