УДК 371.14
ГРЕБЕННИКОВА Вероника Михайловна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ГРЕБЕННИКОВ Олег Владимирович, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ЩЕРБИНА Анна Ивановна, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
ФОРМИРОВАНИЕ ТЬЮТОРСКОЙ ПОЗИЦИИ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье рассматриваются вопросы формирования тью-торской позиции педагога в условиях инклюзивного образования. Переход на новые образовательные стандарты актуализирует проблемы, связанные с разработкой нового содержания, индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъекта собственной деятельности, с подготовкой педагога-профессионала, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности». В связи с этим актуальной становится проблема формирования особой позиции педагога, получившей определение - «тьюторская». Термином тьюторство обозначают оказание помощи учащемуся, создание условий для его саморазвития, поддержка и сопровождение его в процессе обучения. несмотря на рост исследований в области тьюторской деятельности общее ее понимание пока еще не выработано. Отсутствуют и единые методические требования к подготовке тьюторов и формированию тьюторской позиции. Авторы предположили, чем больше педагог ориентирован на недирективный (личностно-ориентированный подход), тем в большей степени, у него может быть сформирована тьюторская позиция. При этом ценности директивного образования пока еще не только сохраняются, но и продолжают носить доминирующий характер. Для формирования тьюторской позиции педагогов необходимо обозначать значимость организации этой работы в различных форматах: организации семинаров; проведения обучающих программ; обучающих тренингов; деловых игр; лекций; в рамках институтов повышения квалификации.
Ключевые слова: тьюторская позиция педагога, инклюзивное образование, личностно-ориентированное образование
Veronica M. GREBENNIKOVA, Kuban State University, Krasnodar, Russia
Oleg V. GREBENNIKOV
Kuban State University, Krasnodar, Russia
Anna I. SHCHERBINA
Kuban State University, Krasnodar, Russia
FORMATION OF TUTOR'S POSITION OF THE TEACHER IN INCLUSIVE EDUCATIO
The article deals with the formation of tutor's position of the teacher in the conditions of inclusive education. The transition to new educational standards initiates the problems associated with the development of the new content and individualized strategies for students' development as subjects of their own activities, as well as training programs for a professional educator capable of designing space for students finding their own individual subjectivity. Therefore, there is a need for the formation of a special position of the teacher, identified as 'tutor's p o-sition'. By the term 'tutoring' we mean teacher's assistance, creation of conditions for student's self-development, including teacher's support in the learning environment. Despite the increase in the overall tutor research activities, its common understanding has not yet been worked out. There are no uniform methodological requirements for the training of tutors and further development of tutor's position. We hypothesized that the more the teacher focuses on non-directive (student-centered) approach, the better the tutor's position is. At the same time the values of directive education remain dominant. To form tutor's position of the teacher we need to highlight the importance of the realization of this work in a variety of formats: the organization of seminars, training programs, training sessions, business games and lectures in advanced training institutions.
Keywords: tutor's position of the teacher, inclusive education, personality-oriented education
На сегодняшний день в Российской Федерации идет интенсивное становление и развитие системы инклюзивных школ, что в свою очередь требует не только материально-технического обеспечения, но и подготовки специалистов для образовательных организаций инклюзивного типа.
В условиях модернизации всей системы образования, введения новых федеральных образовательных стандартов значительно возрастает роль педагога как активного субъекта педагогического процесса, повышаются требования к его личностным и профессиональным качествам, социальной и профессиональной позиции, что отражено в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года».
Таким образом, основной ориентацией специалистов, развивающих процессы инклюзии в системе образования, должно стать качество процесса включения и сопровождения всех его участников, поиски эффективных технологий, анализ успешных практик, оценка динамики психологических и системных изменений.
Цели формирующегося инклюзивного образования находятся в принципиально иной системе координат, нежели цели существующих в настоящий момент систем общего и специального образования. Представляется важным отметить тот факт, что инклюзивное образование направлено не на ликвидацию сложившейся системы специального (коррекционного) образования, а на соединение,
взаимопроникновение и взаимоответственность слабо связанных между собой систем общего и специального образования. При этом, необходимо отметить, что главным при создании системы инклюзивного образования является наличие людей, готовых к изменениям [1].
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что переход на новые образовательные стандарты актуализирует проблемы, связанные с разработкой нового содержания, индивидуализированных стратегий развития ученика в качестве субъекта собственной деятельности, с подготовкой педагога-профессионала, способного проектировать пространство «обретения учащимися собственной, индивидуальной субъектности» [2]. В связи с этим актуальной становится проблема формирования особой позиции педагога, получившей определение - «тьютор-ская». Термином тьюторство обозначают оказание помощи учащемуся, создание условий для его саморазвития, поддержка и сопровождение его в процессе обучения, что является особо важным и необходимым в процессе внедрения инклюзивного образования в школу.
С внедрением нового поколения образовательных стандартов, признанием необходимости «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей» (Федеральный закон «Об образовании в российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3)[3], наконец, с официальным закреплением должности тьютора в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования, тьюторство стало рассматриваться и с точки зрения поиска практических подходов к подготовке специалистов в данной сфере[4]. Так, в работе Н. В. Рыбалкиной предпринята попытка создать функциональную модель сопровождения тьютором индивидуальной образовательной траектории, Е. А. Александрова рассматривала тьюторство как деятельность по сопровождению одаренных детей, Е. Б. Колосова - в контексте развития системы дополнительного образования, А. П. Махов - исследовал подходы к процессу формирования тьюторской позиции.
В перечисленных выше и некоторых других работах институт тьюторства рассматривается с разных позиций и в различных аспектах педагогического сопровождения. Но несмотря на рост исследований в области тьюторской деятельности общее ее понимание пока еще не выработано. Отсутствуют и единые методические требования к подготовке тьюторов и формированию тьюторской позиции.
К настоящему времени, в педагогической теории и практике сложился ряд противоречий:
- между признанием необходимости внедрения в педагогическую деятельность тьютор-ского подхода и недостаточной разработанностью данной проблемы в теории и практике;
- между возросшей ролью педагогического сопровождения и низкими темпами развития института тьюторства.
Указанные противоречия позволили сформулировать проблему нашегои сследования, которая заключается в необходимости поиска подходов к формированию тьюторской позиции педагога, технологий и педагогических условий, способствующих эффективности этого процесса.
В качестве гипотезы мы выдвинули предположение о том, что формирование тьюторской позиции педагога будет успешной, если в ее основу будет положен процессуально-деятельностный подход. Показателями сформированности тьюторской позиции выступают тью-торские компетентности и профессиональная готовность педагога к реализации тьюторского действия.
Теоретическими основаниями тьюторской деятельности выступают концепции индивидуализации обучения и открытость образовательного пространства.
Тьютор является посредником между разными субъектами - ученик, учителя, родители и др. Своей деятельностью тьютор связывает в образовании своего тьюторанта процессы учения, самовоспитания, формирования образа жизни. При этом тюторская позиция существенно отличается от учительской. Тьютор занимает позицию сопровождения деятельности ученика, т. е. цели этой деятельности определяются самим учащимся на основе его индивидуальных интересов, направленностей. Обучаемый самостоятельно осуществляет реальную деятельность, а тьютор занимает позицию «советника», «сопровождающего», «поддерживающего».
Тьюторская позиция может быть сформирована только в новой модели образования, исходя из этого, технологии формирования тьюторской позиции можно рассматривать как технологии открытого образования, построенные на основах позиционного самоопределения и формирования индивидуальной образовательной траектории, стержнем которой является освоение тьюторского действия.
Анализ направлений модернизации российского образования позволяет сделать вывод о том, что ведущей идеей формирующейся модели, особенно отчетливо проявившейся в содержании, целях и задачах ФГОС нового поколения выступает идея психолого-педагогического со-
провождения. Сравнение сущности психолого-педагогического сопровождения и тьюторства показывает, что в основе этих направлений педагогической деятельности лежат одни и те же идеи: открытого образовательного пространства и индивидуализации процесса обучения. Этот факт позволяет сделать важный в контексте исследования вывод - об актуальности формирования тьюторской позиции для всех педагогов, вне зависимости от занимаемой ими должности.
Изучение представлений педагогов о тьюторской деятельности было проведено на базе общеобразовательных школ г. Краснодара, реализующих модель инклюзивного образования.
Всего в исследовании приняли участие 64 педагога. Для оценки уровня сформированно-сти тьюторской позиции использовалась методика В. Е Клочко «Опросник для педагогов», позволяющая выявить профессиональную ориентацию педагога на ценности директивного (тарди-ционного) и недирективного (личностно-ориентированного) подходов в образовании. Чем больше респондент был ориентирован на личностно-ориентированный подход, тем в большей степени, по нашему мнению, у него была сформирована тьюторская позиция.
Результаты исследования показали, что несмотря на очевидный «поворот» российской системы образования к личностно-ориентированной модели, ценности директивного образования пока еще не только сохраняются, но и продолжают носить доминирующий характер.
Так, подавляющее большинство опрошенных считали, что центром системы образования является содержание учебных предметов, которые дети должны усвоить (средний балл по группе опрошенных составил +1,45 балла). По-прежнему доминирует представление о том, что послушный ученик, прилежный и старательный, предпочтительнее ученика своевольного и на все имеющего свое мнение (+1,23).
В еще большей степени были солидарны педагоги с утверждением о том, что школьное обучение - это комплекс наук, адаптированных к задачам школы (+1,57), а также с тем, что хорошие педагогические технологии должны предоставлять хорошие возможности для передачи и усвоения знаний (+1,34).
В значительно меньшей степени разделяли педагоги ценности личностно-ориентированного свойства:
- необходимость переструктурирования содержания образования определяется главной целью - развитием растущего человека (+0,2);
- учитель - только посредник (медиатор) между культурой и формирующимся человеком, а не транслятор ее в сознание обучаемого (-0,8);
- главное, что ребенок должен освоить, лежит не во вне, а внутри, в пространстве человеческой субъективности (-0,65);
- формировать в человеке творческую потребность в самоизменении важнее, чем передавать ему глубокие и прочные знания (+0,32);
- ученик должен воспитываться как творец культуры уже в самом процессе обучения (0,25);
- радость учения как творчества со временем станет основным состоянием ученика на уроке (-0,24);
- цель личностного развития должна определять конкретное содержание и формы преподавания (+0,32).
В целом, если сравнивать директивные и личностно-ориентированные ценности, то приоритет педагогов был отдан именно ценностям директивным, а, следовательно, и традиционным моделям обучения и взаимодействия с учащимися
Представил интерес и анализ ориентаций педагога в зависимости от ступени образования. Так, педагоги начальной школы оказались в несколько большей степени ориентированы на личностные ценности, что обусловлено, по нашему мнению, спецификой работы с детьми на начальном этапе
В целом проведенное исследование подтвердило значимость формирования тьюторской позиции педагогов, а также необходимость организации этой работы в различных форматах: организации семинаров; проведения обучающих программ; обучающих тренингов; деловых игр; лекций; в рамках повышения квалификации и др.
Помимо этого, предлагаются и комплексные программы обучения. В частности, в работе рассмотрена модель А. П. Махова, которая носит комплексный характер и рассматривает «формирование тьюторской позиции» в качестве управленческой технологии, включающей инструментально-содержательные средства и рефлексивные механизмы профессиональной деятельности: тьюторское действие, рефлексия и рефлексивное управление, позиционное самоопределение, конечным результатом которой является становление тьюторской позиции педагога [5].
Процесс профессионального развития тьютора рассматривается как переход от специалиста к позиции профессионала и эксперта. В каждой из ситуаций осуществляется освоение специфического содержания с целью формирования тьюторской позиции. Так, ситуации специалист соответствует когнитивный уровень владения содержанием и предметный вектор направленности профессионально-педагогической деятельности; ситуации «профессионал» -технологический - социальный вектор; ситуации «эксперт» - ценностно-смысловой - антропологический.
Исследования подтверждают, что готовность к реализации тьюторского действия у педагогов, которые участвуют в программах формирования тьюторской позиции статистически значительно выше, чем у рядовых педагогов, не прошедших специального обучения. Аналогичным образом, обучение позволяет развить способность выполнять тьюторскую деятельность по заранее освоенным алгоритмам и шаблонам (технологический уровень). Таким образом, специально отрабатываемые и реализуемые технологии формирования тьюторской позиции педагога способствуют профессиональному развитию педагога и целенаправленно обеспечивают реализацию системы тьюторских действий.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Гребенникова В.М. Развитие инклюзивного образования в Российской федерации: проблемы и перспективы //Фундаментальные исследования. -2015. - № 2. - С.4292-4296
2. Гребенникова В.М., Щербина А.И. Стратегия включения инклюзивной образовательной среды с учётом «Индекса инклюзии»// Успехи современной науки и образования. - 2016. - № 1. - С. 69-72.
3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. №53 (ч. 1). Ст. 7598
4. Рыбалкина, Н.В. К истории тьюторства / Н.В. Рыбалкина // Тьюторство: концепции, технологии, опыт. Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: Принт, 2005. - 205 с.
5. Махов А.П. Научно-практические основы формирования тьюторской позиции педагога: Дис.канд.пед.наук. -Нижний Новгород-2012
REFERENCE
1. Grebennikova V. M. The development of inclusive education in the Russian Federation: problems and prospects [Grebennikova V.M. Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossiyskoy federatsii: problemy i perspektivy] // Basic Research. -2015. - № 2. - S.4292-4296
2. Grebennikova V.M., Sherbina A.I The strategy for integrating the inclusive educational environment taking into account the "Inclusion Index" [Grebennikova V.M., Shcherbina A.I. Strategiya vklyucheniya inklyuzivnoy obrazovatel'noy sredy s uchetom «Indeksa inklyuzii»] // Successes of modern science and education. - 2016. - № 1. - S. 69-72.
3. Federal Law of 29.12.2012 number 273-FZ (ed. Of 12.30.2015) "On Education in the Russian Federation" [Feder-al'nyy zakon ot 29.12.2012 № 273-FZ (red. ot 30.12.2015) «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii»]// Meeting of the legislation of the Russian Federation. 31.12.2012. №53 (h. 1). Art. 7598
4. Rybalkina, N. In. The history of tutoring / N. In. Rybalkina // Tutoring: concepts, technology, experience. Jubilee collection dedicated to the 10th anniversary of tutoring conferences [Rybalkina, N.V. K istorii t'yutorstva / N.V. Rybalkina // T'yutorstvo: kontseptsii, tekhnologii, opyt. Yubileynyy sbornik, posvyashchennyy 10-letiyu t'yutorskikh konferentsiy]. 1996-2005. - Tomsk: Print, 2005. - 205 with
5. Makhov A.P. Scientific and practical bases of formation of the tutoring teacher's positions: Dis.kand.ped.nauk [Makhov A.P. Nauchno-prakticheskie osnovy formirovaniya t'yutorskoy pozitsii pedagoga]. - Nizhny Novgorod 2012
Информация об авторе
Гребенникова Вероника Михайловна, доктор педагогических наук, профессор, декан факультета педагогики, психологии и коммуника-тивистики, Кубанский государственный университет,
г. Краснодар, Россия
Гребенников Олег Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологии и предпринимательств, Кубанский государственный университет, г. Краснодар, Россия
Information about the author
Veronica M. Grebennikova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Department of Pedagogy and Psychology, Dean of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communicative Studies, Kuban State University Krasnodar, Russia
Oleg V. Grebennikov, PhD, associate professor of the Department of Technology and Business, Kuban State University Krasnodar, Russia
Щербина Анна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологи, Кубанский государственный университет, г. Краснодар Россия
Получена: 15.05.2016
Для цитирования статьи: Гребенникова В.М., Гребенников О.В., Щербина А.И. Формирование тьюторской позиции педагога в условиях инклюзивного образования, Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 5. Часть 3. с.- 195-199
Anna I. Shcherbina, Ph.D., assistant professor of the Department of Preschool Pedagogy and Psychology, Kuban State University Krasnodar, Russia
Received: 15.05.2016
For article citation: Grebennikova V.M., Grebennikov. O.V, Shcherbina A.I., Formation of tutor's position of the teacher in inclusive education, Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. № 5. Part 3. p.- 195-199