Научная статья на тему 'Формирование творческой самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения'

Формирование творческой самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
156
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Матюхова Дарья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения»

художественно-коммуникативной деятельности и придает ей ярко выраженный эмоционально-эстетический характер. Другими словами, артистизм учителя музыки - это его способность вызывать у школьников аффективно-эстетические переживания заданного качества, приводящие к более глубокому восприятию, усвоению музыкального материала и его выражению в активных и разнообразных видах музыкальной деятельности.

Артистизм учителя проявляется в действиях, которые должны быть наполнены особой выразительностью, соответствовать природе урока музыки как урока искусства, его специфике. В конечном счете, каждое действие учителя на уроке музыки направлено на реализацию важнейшей задачи: способствовать воспитанию в детях любви и понимания музыки, способствовать развитию их эмоциональной сферы, нравственных качеств личности, духовной культуры. При этом если мы имеем в виду воспитание этнокультурной толерантности, то первостепенное значение приобретает систематическое и органичное включение в содержание урока не только музыки своего народа, но и других народов мира и на этой основе формирование осознанного приятия детьми различных музыкальных культур, а значит и уважения к их представителям.

Креативный характер деятельности учителя музыки по формированию этнокультурной толерантности у школьников проявляется в поисках музыкального материала, наиболее соответ-

ствующего особенностям национального состава учащихся данного класса, уровню их общей и музыкальной культуры, а также в принятии нестандартных решений по отношению к применяемым способам организации урока и методам общения с детьми.

Личностная профессиональная позиция учителя музыки выражается прежде всего в понимании возможностей реализации задачи воспитания у учащихся этнокультурной толерантности средствами музыкального искусства, в отношении выбора наиболее предпочтительных учебных программ, в разработке и апробации своих педагогических новаций в этом направлении.

Как показало специально проведенное исследование, педагог-музыкант, обладающий вышеперечисленными качествами личности, получает дополнительный и очень важный шанс для формирования у школьников этнокультурной толерантности в процессе музыкального образования.

Библиографический список

1. Надирова Л.Л. Струны общности: теоретические основы развития эмпатии у студентов музыкально-педагогических факультетов. - Владимир: ВГПУ 1999.

2. Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 837 с.

3. Чернявская В. С. Развитие педагогической толерантности. Пособие для психологов и педагогов. - М.: АПКиПРО, 2005.

Д.В. Матюхова

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ

Проблема формирования творческой самостоятельности учащихся по-прежнему является актуальной, так как преобразовательные задачи могут решать только люди, духовно раскрепощенные, способные инициативно и независимо мыслить, активно участвовать в создании материальных и культурных ценностей, в управлении производством, в совершенствовании общественных отношений, то есть люди творчески самостоятельные.

В настоящее время сформировались различные подходы к понятию творческая самостоятельность. Большинство авторов (А.Г. Асмолов,

К.К. Платонов и другие) сходятся в том, что творческая самостоятельность - это способность человека выполнять определенную деятельность в новых условиях. Представителям данной группы авторов свойственны следующие определения:

1. Творческая самостоятельность - способность человека «действовать в неопределенных ситуациях» (А.Г. Асмолов [1]).

2. Творческая самостоятельность - «способность выполнять определенную деятельность или действия в новых условиях, образовавшаяся на основе ранее приобретенных знаний и навыков» (А.Б. Ительсон [2]).

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

Д.В. Матюхова

3. Творческая самостоятельность школьника -его «стремление к применению новых приемов в решении поставленной учебной задачи, поиск путей преодоления затруднений, потребность вносить элементы новизны в способы выполнения задания» (Л.В. Степанова [3]).

Мы разделяем подход к определению творческой самостоятельности, предложенный В.А. Бухваловым, который рассматривает творческую самостоятельность как качество личности. Под творческой самостоятельностью мы понимаем качество личности, включающее интеллектуальный, мотивационный и волевой компоненты ее структуры и проявляющееся в личнос-тно ориентированной, социально преобразующей деятельности.

В настоящее время не существует единого подхода к формированию творческой самостоятельности учащихся.

Анализ теоретических работ Н.С. Лейтеса, А.И. Савенкова, М.А. Холодной, А.В. Хуторского, позволил нам сформулировать принципы формирования творческой самостоятельности.

1. Принцип актуализации учебной мотивации требует оказания педагогической помощи ученику в осмыслении им выбора учебного предмета в осознании личностного смысла его изучения, соотнесении сформулированного смысла приобретения новых знаний со своими познавательными интересами.

2. В соответствии с принципом обеспечения субъективной позиции ученика он привлекается к активному участию в целеполагании, в планировании и оценке результатов своей учебной деятельности.

3. Принцип смещения акцента с обучения на учение предполагает перенос центра тяжести на самостоятельную работу ученика - ее организацию, самостоятельное овладение учебной информацией из разных источников, экспериментирование и решение задач, выполнение творческих заданий.

4. Принцип ориентации не столько на усвоение новой информации, сколько на ее творческую переработку требует от учителя включения специальных заданий с целью развития умений мыслительной деятельности, обогащения исследовательского опыта учащихся.

Успех в формировании творческой самостоятельности учащихся во многом зависит от выбора форм обучения, использования эффективных

систем заданий, а также умелым руководством учителя учебной деятельностью.

Центральным понятием при внедрении технологии формирования творческой самостоятельности является педагогическое сопровождение со стороны педагогического сообщества, которое предполагает создание условий, достаточно длительное присутствие, консультирование, содействие для решения индивидуальных, личностных и профессиональных проблем ученика при эффективной деловой и межличностной коммуникации.

Мы пришли к выводу, что, так как творческая самостоятельность определяет индивидуальность личности, то ее следует формировать в условиях индивидуализации обучения.

Теоретический анализ современных теорий развития личности (В.И. Слободчиков, Р. Селман, и др.), убеждает, что создание условий для формирование творческой самостоятельности учащихся является ведущей целью и ценностью общественного устройства, ибо только такие условия обеспечивают реализацию способности каждого отдельного человека к творчеству и самостоятельности.

Формируя творческую самостоятельность учащихся, мы определили следующие условия, которые влияют на успешность индивидуализации:

1) формирование творческой самостоятельности учащихся в условиях индивидуализации обучения обеспечивается комплексным диагностическим сопровождением;

2) создание проблемной ситуации, которая способствует формированию творческой самостоятельности учащихся;

3) осуществление индивидуализации обучения направлено на повышение роли индивидуальной и индивидуально-групповой форм работы с учащимися;

4) индивидуализация обеспечивает для каждого индивидуальные средства, приемы формирования творческой самостоятельности;

5) подготовка учителей к осуществлению индивидуализации обучения носит системный характер;

6) мотивация - осознание учащимися и преподавателем особенности и необходимости формирования творческой самостоятельности;

7) индивидуализация педагогической помощи.

Опыт формирования творческой самостоятельности учащихся был предпринят нами на базе государственного оздоровительно-образователь-

Таблица

Группа Возможности учащихся

1 Учащихся первой группы отличает стремление понять, запомнить, воспроизвести знания, овладеть способами его применения по данному учителем образцу. Но они не способны анализировать, применять теорию на практике.

2 Ученики второй группы свободно применяют знания в знакомой, стандартной ситуации. Однако деятельность учащихся данной группы обычно направляется учителем.

3 Учащиеся третьей группы характеризуются стремлением проникнуть в сущность явлений и рассмотреть их взаимосвязи, применить свои знания в новой ситуации. У школьников наблюдается наличие познавательного интереса при условии некоторой поддержки со стороны учителя.

4 Учащихся четвертой группы отличает умение ставить перед собой цель, формулировать учебную проблему, планировать этапы ее решения.

ного учреждения санаторной школы-интернат «Клещевка» Шуйского района Ивановской области, учебный процесс которого характеризуется частой сменой контингента детей, совместной работой одновременно нескольких педагогов с группами детей, объединением детей, обучающихся по различным программам в единую группу, созданием разновозрастных классов. Мы пришли к выводу целесообразности формирования творческой самостоятельности в 5-6 классах.

Для формирующего этапа эксперимента была разработана программа, которая включала в себя как индивидуальное сопровождение каждого ученика, так и групповую работу.

Разрабатывая программу индивидуальной поддержки, мы учитывали такие качества личности учащегося, как знание им собственных возможностей, умение ставить цели, способность создавать новые образы, способность формулировать свое оценочное суждение, способность к творческому воображению и др.

Вслед за Инге Унт мы выделили следующие особенности учащихся, которые в первую очередь учитывают при индивидуализации учебной работы:

1. Обучаемость, то есть общие умственные способности (в том числе креативность), а также специальные способности.

2. Учебные умения, которые нагляднее всего проявляются в самостоятельной работе учащихся с учебным материалом: при восприятии и обработке нового материала, при выделении из него существенного, его структурирования и связывания нового материала с ранее пройденным, при обобщении учебного материала, повторении и его применении.

3. Обученность, которая состоит как из программных, так и внепрограммных знаний, умений и навыков.

4. Познавательные интересы, которые по определению Г.И. Щукиной, являются «мощным побудителем активности личности» [4].

Наблюдение за учащимися на уроках по математике, тестирование, внеурочные занятия, индивидуальная работа позволили нам выделить четыре группы учеников.

Сопоставляя группу с возможностями учащихся, воспользуемся таблицей.

С учетом определения творческой самостоятельности, мы соотнесли каждую группу учащихся с уровнями сформированности творческой самостоятельности (1уровень, 2 уровень, 3 уровень, 4 уровень).

Для учащихся, относящихся к каждому из четырех уровней сформированности творческой самостоятельности, мы составили задачи и упражнения познавательного и практического характера, которые, во-первых, корректируют работу учащихся, во-вторых, способствуют восхождению учеников к более высокому уровню, в-третьих, положительно влияют на познавательный интерес учащихся.

Кроме индивидуальной поддержки была создана программа направления «Развитие логического мышления школьников». Эта программа для занятий в утреннее и вечернее время.

Утренние занятия (уроки математики) включают в себя решение нестандартных, логических, занимательных задач; геометрических задач, задач на формирование умения пользоваться приемом сравнения. А также упражнения, направленные на формирование и развитие внимания, памяти, речи; задания на анализ отношений, классификацию; текстовые задачи (с не сформулированным вопросом, с неполным составом условия, с излишними данными, прямые и обратные задачи) и др.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ

В.А. Редько

Вечерние занятия - мероприятия «Поле чудес», «Ителлектуал-шоу», «Брэйн-ринг», «Звездный час», «Виват, Эрудиты», и др.

Данная программа является практико-ориенти-рованной и состоит из нескольких занятий подобной структуры: вводный теоретический блок (вводное повторение, условия игры или конкурса), содержательно-практический блок (выполнение задания, игра, конкурсная программа) и итоговый блок (подведение итогов занятия самостоятельно или с помощью педагога, награждение победителей).

Реализация программы направления «Развитие логического мышления школьников» направлена на:

- расширение возможностей для творческого развития личности ребенка, реализации его потенциальных возможностей;

- интеграцию основного и дополнительного образования в условиях реформирования структуры и содержания общего среднего образования;

- приобретение учащимися дополнительных, не входящих в госстандарт, знаний по математике, логике, психологии;

- приобретение устойчивой мотивации к самообразованию;

- сохранение и обогащение интеллектуального потенциала личности ребенка.

Библиографический список

1. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. -М.: Изд-во МГУ 1979.

2. Ительсон А.Б. Лекции по современным проблемам психологии обучения. - Владимир, 1972.

3. Степанова Л.В. Развитие творческой самостоятельности учащихся 5-6 классов в процессе домашней учебной работы: Дис. ... канд. пед. наук. - Якутск, 1999.

4. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.: Педагогика, 1990.

В.А. Редько

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОДЕЙСТВИЕ УЧАЩИМСЯ В САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Многие актуальные проблемы связаны с информатизацией образования. Потребности современного общества диктуют активное внедрение информационных технологий в среднюю школу. Статья отражает теоретический анализ проводимого исследования проблемы педагогического сопровождения использования учащимися образовательных возможностей сети Интернет.

В проекте стандарта медиаобразования говорится о том, что учащиеся, завершившие общее среднее образование, должны уметь целенаправленно искать информацию, грамотно ее интерпретировать, а также иметь представление об инструментарии подготовки, передачи, получения информации и первоначальные умения работы с этим инструментарием.

Исходя из того, мы представляем медиаобра-зовательные умения, показывающие готовность школьника к дальнейшей работе с информацией в сети Интернет и жизни в высокотехнологическом обществе. Это умения:

- пользоваться компьютером, информационными ресурсами;

- пользоваться поисковыми системами и каталогами;

- целенаправленно находить нужную информацию;

- понимать адресную направленность информации, критически осмысливать ее, формировать

и обосновывать альтернативные взгляды, интерпретировать информацию;

- сохранять и использовать информацию в повседневной жизни;

- перерабатывать и представлять информацию1.

Если человек обладает всеми перечисленными выше умениями, то он работает в Сети осознанно, а не спонтанно, использует ее образовательный потенциал. Подростки, так или иначе, будут встречаться с материалами совершенно различного характера, как позитивной, так и негативной направленности, даже если они ее и не ищут специально. В связи со свободным течением информации в сети возрастает ответственность педагогов при обучении инструментальным и медиаобразовательным навыкам деятельности, которые поднимают человека на более высокий уровень информационных и интеллектуальных возможностей.

Овладев необходимыми интеллектуальными умениями, подростки смогут перейти на осознан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.