Научная статья на тему 'Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения'

Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Попов А. И.

The summary: theoretical and methodical bases of the organization of system Olympiad movements of students as means of formation of creative competence of the specialist and his creative self-development are considered, the structure of management by Olympiad movement is developed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой компетентности специалиста в условиях олимпиадного движения»

Б.Гейтсом, остается загадкой. Того, чем мы уже располагаем в образовательной сфере, достаточно, чтобы приступить к планомерному созданию электронной образовательной среды.

Есть оцифрованные тексты для компьютера, есть приложения, которые по-новому предлагают их ученику. Любой электронный текст сам превращается в подобие программы, если к нему присоединяются метаданные.

Выбирая тот или иной, ученик получает не только необходимый набор фактов - он выполняет набор операций, предопределяемый меню. Как мы все уже успели убедиться, элементарное разглядывание немногое дает. Надо не только смотреть, но искать и размышлять. Делая информацию более мобильной, мы создаем для этого необходимые условия. Продуманная система текстов-меню для компьютера может превратить элементарную поисковую работу в интеллектуальную деятельность.

Рис. 5

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В УСЛОВИЯХ ОЛИМПИАДНОГО ДВИЖЕНИЯ

А.И. Попов, к.пед. н., доц., член методической комиссии Центральной группы управления Всероссийской студенческой олимпиады Тел.: (0752) 729293,факс (0752) 715514, E-mail:[email protected] Тамбовский государственный технический университет http:// [email protected]

The summary: theoretical and methodical bases of the organization of system Olympiad movements of students as means of formation of creative competence of the specialist and his creative self-development are considered, the structure of management by Olympiad

movement is developed.

Интенсификация жизненного и профессионального пространства человека обуславливает необходимость расширения диапазона его способностей и поиск резервных профессиональных возможностей. Неиссякаемым резервом профессионального роста и личностного развития человека является его творческая активность, поэтому задача развития креативности личности в период профессионального становления является социально значимой.

Первоочередной задачей системы высшего профессионального образования становится формирование творческой компетентности специалиста, включающей наличие креативности мышления, которая, основываясь на имеющейся совокупности знаний, умений, навыков в своей профессиональной области, дает специалисту возможность разрабатывать творческие конкурентоспособные решения проблемных ситуаций с целью прогрессивного преобразования действительности, и психологической готовности к такому преобразованию в современных экстремальных внешних и внутренних условиях индивидуально и в трудовом коллективе.

Выпускник конкурентоспособного вуза - это специалист, осуществляющий профессиональную деятельность на высоком уровне, сознательно изменяющий и развивающий себя в трудовом процессе, вносящий индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности.

Развитие творческого мышления и творческой деятельности студентов рассматривается прежде всего в качестве составной части специально организованного профессионального обучения в вузе [1]. Процесс развития способностей служит предпосылкой развития личности в ходе ее подготовки к активной творческой деятельности, связанной с личной ответственностью, и одновременно он является необходимым условием творческого труда.

Нами сформулированы следующие психолого-педагогические условия воспитания конкурентоспособной личности:

- создание системы выявления творческих личностей и стимулирование развития их творческой компетентности;

- формирование внешней среды в университете, способствующей развитию креативности,

- разработка методологии творческого саморазвития посредством участия в олим-пиадном движении; формирование личностной заинтересованности в получении конкурентоспособного образования через актуализацию потребностей региональной экономики;

- использование сотрудничества в комбинации с внутригрупповой и межгрупповой конкуренцией студентов в познавательной деятельности;

Оптимизация процесса развития креативности предполагает учет особенностей проявления творческих качеств высококреативных участников и создание условий для их полной реализации, поскольку степень актуализации креативного потенциала обучающихся со средними показателями в основном зависит от внешних условий организации творческого процесса и характера межличностных отношений в группе. Суть деятельности преподавателя заключается в такой организации профессионально творческой и учебно-воспитательной работы, которая позволит прежде всего увидеть в обычных, «средних» обучающихся творческие личности, выделить их наиболее разви-

тые способности и создать режим наибольшего благоприятствования, т.е. не только не мешать развитию внутренних резервов, но и способствовать выявлению специфики креативного потенциала личности с помощью включения в различные виды профессионально и социально ориентированной деятельности.

Особая роль в процессе профессионального становления студентов в условиях технического вуза принадлежит олимпиад-ному движению, которое направлено на реализацию трех основных функций обучения: ориентационной, теоретико-методологической и деятельностно-практической.

В творческом саморазвитии через участие в олимпиадном движении можно выделить следующие виды: общее (направленное на приобретение различных практических знаний), профессиональное (направленное на развитие собственных профессиональных устремлений), развивающее (направленное на развитие собственных способностей). На начальном уровне олимпиадного движения самообразовательная деятельность студента превращается в относительно самостоятельную, имеющую свои цели и задачи, свое содержание и определенную организацию. Основной уровень предусматривает переход от создания влечения к познавательной деятельности вообще к ориентации на творческое преобразование окружающей действительности посредством познавательной деятельности. Он характеризуется наличием качественного скачка, обеспечивающего эффективное самоуправление, основанное на минимуме энергетических затрат при высокой отдаче.

В олимпиадном движении делается первый шаг по разрешению противоречия между организованностью социального института и перманентной неорганизованностью творческого процесса через межличностное взаимодействие субъектов олимпиад-ных микрогрупп на основе творческой научно-исследовательской деятельности посредством реализации следующих основных подходов к образованию:

1. Актуализация результатов обучения через обеспечение доминирующей роли творческой деятельности в процессе формирования конкурентоспособной личности.

2. Индивидуализация подготовки, ориентированная на конкретные познавательные потребности личности, на основе решения реальных социально значимых проблемных ситуаций.

3. Формирование нацеленности на непрерывное образование через выход на эвристический и креативный уровни интеллектуальной активности.

4. Предоставление возможности обучающимся вырабатывать и отстаивать собственные суждения по решаемым проблемам.

5. Понимание личностной ценности других людей и возможности учета их мировоззрения при совместной созидательной деятельности субъектов по планированию, оцениванию и корректировке всех мероприятий и решению профессиональных творческих задач.

Олимпиадное движение позволит обучающимся:

- строить межличностные и деловые отношения, вступать во взаимодействие с высококреативной профессиональной средой;

- осуществлять профессиональное творческое саморазвитие;

- проектировать индивидуальную и командную профессиональную деятельность.

Накопленные факты, наблюдения отдельных педагогов, данные, полученные отечественными и зарубежными исследователями, позволяют предположить, что участие студента в творческой деятельности в процессе подготовки к олимпиадам и решении творческих профессиональных задач благотворно сказывается на развитии как интеллектуальных способностей, так узкопрофессиональной подготовки. Следовательно, вовлечение обучающихся в олимпи-адное движение важно не само по себе, а в качестве предпосылки одного из мощных воздействий на становление и развитие личности.

Становится очевидным существование взаимосвязи креативности как интегратив-ной качественной характеристики личности и производственной деятельности во всем многообразии видов и направлений. Участие в олимпиадном движении стимулирует развитие определенных творческих и интеллектуальных способностей, отражающихся на успешности научно-производственной деятельности.

Главным фактором олимпиадного движения является образовательная олимпиад-ная среда, включающая в себя компоненты взаимодействия преподавателя и обучающегося и ориентированная на формирование творческой компетентности личности как важнейший ценности. Олимпиадная среда

предоставляет обучающемуся возможность внутренней и внешней свободы, снимает тревожность, делает восприятие окружающей действительности более открытым, не отказываясь от стрессов, присущих реальной жизни, и объективной критики [2]. Можно констатировать, что олимпиадная среда нейтрализует внешние факторы, ограничивающие возможность удовлетворения личност-но значимых потребностей обучающегося, такие как социально-психологическая дезадаптация в социокультурной среде академической группы, деструктивное влияние части студентов, неуверенность в себе, отсутствие удовлетворения от познавательной деятельности, эмоциональные проблемы на основе неуверенности в дальнейшем профессиональном пути. Это позволяет в олимпи-адном движении удовлетворить потребность «быть личностью», т.е. решить противоречие между необходимостью «быть как все» и стремлением студента к максимальной индивидуализации, способствует культивированию в студенте тех его индивидуальных свойств, которые делают его конкурентоспособным.

Процесс творческого саморазвития в олимпиадной среде следует рассматривать как сочетание трех основных видов деятельности: знакомство с творческой деятельностью личностнозначимых индивидуумов, приобретение навыков организации творческой деятельности и собственно процесса творчества.

Определяющими компонентами данной среды будут:

- социальная среда, основанная на взаимной поддержке и уважении к деятельности членов микрогруппы;

- внутренняя среда личности, когда креативной уровень интеллектуальной активности соответствует социальному заказу общества;

- информационная среда, когда профессионально-ориентированные знания становятся инструментом разрешения профессиональных творческих ситуаций.

В олимпиадном движении используются следующие принципы:

- партнерства, содружества (преподаватель имеет более высокий уровень знаний, но в процессе совместной работы это преимущество хотя и уменьшается, но незначительно за счет активного самообразования педагога);

- доминирования автодидактики (преподаватель создает условия для саморазвития

обучающегося, в т.ч. и дает необходимые дидактические знания);

- воспитывающего образования (основа в олимпиадном движении - не знания как таковые, а высокая мобильность, ответственность, активность, что позволяет говорить о творческой компетентности специалиста);

- разноуровневости (позволяет организовать участие в олимпиадном движении на разных стадиях профессионального становления: олимпиады, конкурсы по специальности, конкурсы выпускных квалификационных работ);

- персонифицированности (учет личных устремлений конкретного участника олим-пиадного движения, защита индивидуального профессионального развития).

Ценность учебно-познавательной творческой деятельности в условиях олимпиад-ного движения заключается не столько в результате, в продукте творчества, сколько в самом процессе. Для членов олимпиадной микрогруппы важнейшим на первом этапе будет то, что они создают, творят, развивают воображение в психологически комфортной среде. При этом совместный поиск творческих решений выступает как средство самовыражения, выражения эмоций и чувств, развития духовной культуры и интеллекта, реализации креативности, полифункционального назначения, взаимопонимания между людьми.

Развитие креативности в системе олимпиадного движения включает следующие аспекты:

1) подготовительный, в результате которого у обучающихся формируется установка на творческое саморазвитие с перспективой профессиональной самореализацией через актуализацию социальной значимости результатов творчества и личностной значимости процесса творчества;

2) созидательный, на котором обучающийся включается в совместную деятельность в рамках олимпиадной микрогруппы под руководством лидера - педагога, обеспечивающего необходимые условия для творчества при решении профессионально-ориентированных задач;

3) результативный, на котором участник олимпиадного движения дает объективную оценку своей работы и планирует дальнейшую деятельность по творческому саморазвитию.

Главными условиями успешности учебно-познавательной деятельности в олимпиадной среде являются:

1. Разработка и использование специальных программ по предметам, сочетающим широту и глубину содержания, творческую направленность и направленность на индивидуальное личностно значимое профессиональное развитие, определяемое мо-тивационной готовностью участника и его индивидуальной креативностью.

2. Использование методики, предполагающей сочетание дифференцированного подхода к каждому участнику олимпиадной микрогруппы с возможностями коллективной работы.

3. Педагогическое мастерство руководителя, создающего творческую атмосферу и положительный микроклимат в группе.

4. Активизация неформального общения студентов и специалистов.

Для координации олимпиадного движения в университете создается Центр студенческого олимпиадного движения, направления и виды деятельности которого представлены на рис.1.

На современном этапе развития олим-пиадного движения наблюдается ряд противоречий. Прежде всего, это противоречия между потребностью в непрерывном процессе творческой учебной деятельности и дискретным характером существующей системы образования в олимпиадных группах; между возрастающей учебно-профессиональной загруженностью студентов и информационными потребностями. Но в контексте психологии творческих способностей нами выдвигается на первое место противоречие между потребностью обучающегося в повышении уровня внутренней мотивации и в эмоциональном удовлетворении от творческой деятельности и степенью ее реализации в существующих условиях.

Преодоление указанных противоречий в системе олимпиадного движения, открывающее перспективу выхода этого движения на новый уровень формирования творческой компетентности специалиста, возможно посредством организации обучения на основе информационных технологий. Новые техно-инфраструктуры начинают определять суть образовательной среды и содержание обучения. Назревает переосмысление роли творческого образования и самообразования,

Рис. 1. Деятельность Центра студенческого олимпиадного движения в университете

теперь менее зависимого от географического положения и более - от интересов профессиональных сообществ, которые учебные заведения призваны удовлетворять посредством подготовки молодых кадров и переподготовки старых. Новые технологии формирования творческой компетентности в условиях обучения на основе информационных технологий прекрасно подходят для оценки успехов обучающихся по результатам их творческой деятельности, а следовательно, и для построения программ, ориентированных на выдачу реальных результатов. Более того, новые технологии и методы позволят однозначно определить те цели и задачи образования, которые долгое время лишь подразумевались, а именно подготовку к принятию решений в условиях неопределенности конкурентной среды, развитие системы ценностей, межкультурное взаимодействие и общение.

Информационные технологии позволяют обучающимся выйти за узкие рамки обучения в олимпиадной микрогруппе посредством организации взаимодействия учителя и обучающихся, расположенных в различных географических регионах.

В связи с этим необходимо выделить новое понятие олимпиадного движения -виртуальную микрогруппу, которая понимается как общность обучающихся, творческое взаимодействие между которыми при совместном разрешении проблемных ситуаций в виде олимпиадных задач происходит по компьютерным сетям.

Руководитель виртуальной олимпиад-ной микрогруппы обеспечивает управление дискуссией путем выработки ее структуры, направления дискуссии в нужное русло и в то же время обеспечения определенной ее свободы, снижения отрицательного воздействия нетактичных и не относящихся к делу

замечаний участников, оказывает содействие дискуссии в тех случаях, когда требуется быстрая техническая помощь, чтобы обобщить результаты дискуссии, представить, поприветствовать или поощрить обучаемых.

Процесс обучения в учебной информационной олимпиадной среде мыслится как некоторая продолженная деятельность, в которой не должно быть перерывов (или они должны быть сведены к минимуму).

Необходимо обратить внимание на следующие педагогические аспекты обучения в виртуальной микрогруппе:

- руководитель не является просто средством доставки содержания курса, а помогает студентам вырабатывать свое собственное понимание материала курса;

- обучение является в высшей степени интерактивным процессом, преподаватель и обучающийся являются участниками диалога, в ходе которого знания каждого из них трансформируются, уточняются, и создаются условия для творческого процесса;

- общение с ведущими специалистами-практиками подчеркивает социальную значимость предстоящей деятельности на основе получаемых знаний;

- обеспечение студентов мощными программными средствами обработки данных предоставляет им возможность выработать собственную творческую позицию при разрешении проблемных ситуаций;

- совместное обучение является высокоструктурированной, системной стратегией, когда обучающиеся работают в небольших группах над одной общей проблемой.

Использование информационных технологий дает возможность обеспечить обучающихся удобными средствами для обучения или общения, предоставляет широкие возможности для групповой работы и более успешного общения с преподавателем, сокращает время для ответа преподавателя, обеспечивает свободный доступ обучающихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам, позволяет ориентироваться на гибкое удовлетворение потребностей обучающихся в познавательной деятельности на основе принципа мотивационной готовности.

Дистанционное образование в учебной информационной среде определяется не столько его носителями и средствами доставки, сколько природой взаимодействия партнеров по обучению. Технология организации олимпиадного движения по дистанци-

онным формам становится частью инфраструктуры учебного заведения.

Традиция персонифицированной олим-пиадной подготовки состояла в том, что любой обучающийся взаимодействовал лишь с преподавателем, но не с другими обучающимися и лишь на стадии олимпиады работал в творческом коллективе. Такой подход весьма индивидуален в том смысле, что учащийся сам выбирает время, место и темп обучения и слишком ориентирован на конкретного обучающегося, если учесть, что отбор материалов, дополнительная поддержка и порядок изучения дисциплин целиком зависят только от конкретной пары Учитель - обучающийся.

Обучение через информационные технологии все более интенсивно развивается по мере того, как обучающиеся получают доступ к большим базам данных, гипермедийным комплексам, видео и тексту с помощью компьютерных сетей, появляется новый тип обучающегося - великолепно оснащенного для учебы, а лучше сказать, целого «сообщества молодых ученых». Обучающиеся сами управляют временем, местом и темпом, широтой охвата и последовательностью учебного материала и, вдобавок, имеют возможность свободно общаться со сверстниками и ведущими специалистами и опытными преподавателями страны.

Можно указать несколько возможных стратегий деятельности учебного заведения инновационного типа в направлении развития дистанционного образования в системе олимпиадного движения под руководством Центральной группы управления ВСО:

1. Использование новых подходов к разработке программ формирования творческой компетентности на основе свойства дистанционного образования позволит устранить различия между формами обучения и организовать единое непрерывное творческое образование

2. Организация и управление развитием системы олимпиадного движения на основе дистанционного образования с целью более гибкого использования новых технологических возможностей в соответствии с нуждами конкретных инновационных программ региона и страны.

3. Создание такой образовательной среды, где технологии будут прежде всего сориентированы на потребности обучающихся в развитии креативности.

4. Использование компьютерной сети как средства обеспечения учебного процес-

са, подготовки и переподготовки педагогов, оперативной методической работы.

Широкое внедрение информационных технологий в образовательный процесс позволит обеспечить выполнение следующих функций:

1. Психологической, заключающейся в повышении внутренней творческой мотивации как основного условия выхода на креативный уровень интеллектуальной активности в результате расширения возможности общения с людьми, имеющими родственные творческие потребности и свойства личности, предметно-информационной обо-гащенности новой информационной микросреды, наличия образцов креативного поведения и новой степени регламентации поведения средой (в данном случае среда только регламентирует когнитивную направленность деятельности), т.е. происходит расширение рамок олимпиадных микрогрупп, позволяющее использовать усиливающий эффект коллективной деятельности в условиях свободы перехода от коллективной деятельности к индивидуальной и обратно.

2. Информационно-научной, реализуемой через наполнение учебной деятельности профессиональным контекстом на основе постоянного использования новых идей, прогрессивных технологий и наиболее актуализированных потребностей современного наукоемкого производства.

3. Консультативной, выражающейся в индивидуальной работе с участниками олимпиадного движения по разрешению различных проблемных ситуаций и коррекции содержания обучения и методов его освоения с учетом психологических особенностей личности обучающегося.

4. Диагностической, которая позволяет проводить более валидное лонгитюдное исследование интеллектуальной активности студента на основе постоянной вовлеченности в творческую деятельность, причем доминирующим фактором такой деятельности становится внутренне мотивированное стремление к познанию, а предоставляемая информационными технологиями возможность постоянного дискуссионного процесса лишь усиливает внутреннюю мотивацию. В некотором смысле, информатизация олим-пиадного движения создает условия для использования олимпиадных задач как основы для методики по диагностированию креативности по аналогии с методом «Креативное поле» Д.Б. Богоявленской [3]. Однако в отличие от «Креативного поля» методика на

основе олимпиадных задач будет специализированной и позволит проводить диагностику с людьми с определенной профессиональной направленностью (инженерный профиль) и достаточно высоким уровнем интеллекта.

5. Развивающей, основанной на оптимальном использовании когнитивного ресурса обучающегося и возможности корректировки проблемной ситуации в сторону небольшого превышения требуемого ей когнитивного ресурса над индивидуальным когнитивным ресурсом студента с целью создания наиболее благоприятных условий для проявления интеллектуальной активности и расширения границ когнитивного ресурса.

Выделим следующие направления использования средств информационных технологий в системе олимпиадного движения:

1) Проведение занятий по дистанционной форме в олимпиадных микрогруппах, которые предоставят обучающимся возможность совместной творческой деятельности с ведущими учеными и методистами в выбранной области.

2) Исследование всеми участниками олимпиадного движения профессионально-ориентированных проблемных ситуаций и представление их в виде олимпиадной задачи, позволяющей активизировать учебно-познавательную деятельность и сформировать творческую компетентность специалиста. Подготовка банка олимпиадных задач.

3) Использование при анализе проблемной ситуации средств вычислительной техники, что дает возможность обучающемуся глубже понять сущность анализируемого процесса.

4) Возможность оперативного обмена идеями по существующим проблемам в процессе подготовки к олимпиадам между студентами.

5) Проведение олимпиад через глобальные информационные сети, что особенно актуально в связи с трудным финансовым положением многих вузов, позволяет выработать у будущих специалистов навык эффективной деятельности в условиях повышенной ответственности и ограничения материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

В современных условиях олимпиадное движение не только выступает как средство активизации и укрепления свойств и способностей, необходимых в профессиональной деятельности человека, но и становится

специфической формой познания действительности, неотъемлемой частью образовательного процесса, без овладения которой становиться проблематичным плодотворное развитие личности, и главное переход от направляемой учебно-познавательной деятельности саморазвивающейся научно-исследовательской. Человек, воспитанный в условиях творческого отношения к действи-

тельности, способен на самые неожиданные открытия и свершения, которые будут двигать общество вперед по пути прогресса. Олимпиадное движение активно используется в учебном процессе в Тамбовском государственном техническом университете и позволяет повысить качество профессиональной подготовки специалистов инженерного профиля.

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Попов А.И. Решение творческих профессиональных задач: Уч. пособие. Тамбов, Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004.

2. Попов А.И. Олимпиадное движение в системе конкурентоспособности технического университета //Развитие творческих способностей личности в условиях олимпиадного движения: Материалы ме-ждунар. научн. - метод. конф. - Тамбов, 2005. - С.75-80.

3. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. - М.: Изд. центр «Академия», 2002.

О МЕХАНИЗМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОДНОЗНАЧНОЙ АУТЕНТИФИКАЦИИ ДАННЫХ (НА ПРИМЕРЕ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ)

В.В.Поляков, к.т.н., доц. каф. Прикладной математики и кибернетики Тел.:8-8142-71-10-68, E-mail:[email protected] Р.В.Воронов, к.т.н., ст. преп. каф. Прикладной математики и кибернетики Тел.: 8-8142-71-10-68, E-mail: [email protected], [email protected] Л.В.Щеголева, к.т.н., доц. каф. Прикладной математики и кибернетики Тел.: 8-8142-71-10-68, E-mail: [email protected], [email protected] Петрозаводский государственный университет http://www.petrsu.ru

The problem of interaction trained and the teacher in distance education system when confirm of integrity and authorship of messages is required is considered in this article. The mechanism providing the authentication of the data is offered.

Для полноценного учебного процесса любая форма обучения, в том числе и дистанционная, требует от обучаемого самостоятельного выполнения заданий - рефератов, контрольных работ и др. (далее КР), с последующей их проверкой и обсуждением достигнутых результатов с преподавателем. Очевидная проблема заключается в том, что проверка КР требует от преподавателя существенных временных затрат и, к тому же, может повторяться многократно, если работа не проходит проверку с первого предъявления.

Поэтому вполне естественно стремление к проверке КР, хотя бы частичной, в автоматическом режиме. Действительно, в некоторых случаях первоначальная проверка на соответствие КР определенным формальным правилам может осуществляться автоматически, и лишь затем к ней подключается преподаватель (назовем такой подход двухэтапным). Например, в работах, имеющих форму произвольного текста, характерных для гуманитарных дисциплин, автоматически может выполняться проверка пунктуации, синтаксиса и, возможно, осуществляться контроль на использование чужих результатов (плагиат). Но дать качественную оценку содержания такой работы способен только квалифицированный специалист. Сходные проблемы возникают при проверке компьютерных программ - проверить работоспособность программы можно автоматически, однако установить соответ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.