Научная статья на тему 'Формирование творческой готовности к профессионально-личностному саморазвитию будущих инженеров средствами иностранного языка'

Формирование творческой готовности к профессионально-личностному саморазвитию будущих инженеров средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
191
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ / ЛИЧНОСТНОЕ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / САМОРАЗВИТИЕ / СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БУДУЩИЕ ИНЖЕНЕРЫ / PROFESSIONAL / PERSONAL / SELF-DETERMINATION / SELF-DEVELOPMENT / COOPERATION / FUTURE ENGINEERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Бехтер Анна Юрьевна

В данной статье анализируется проблема формирования творческой готовности к профессионально-личностному саморазвитию будущего специалиста средствами иностранного языка; рассматриваются также различные подходы разных исследователей по данному вопросу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мещеряков Анатолий Семенович, Бехтер Анна Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование творческой готовности к профессионально-личностному саморазвитию будущих инженеров средствами иностранного языка»

ПЕДАГОГИКА

УДК 378

А. С. Мещеряков, А. Ю. Бехтер

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ САМОРАЗВИТИЮ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА1

Аннотация. В данной статье анализируется проблема формирования творческой готовности к профессионально-личностному саморазвитию будущего специалиста средствами иностранного языка; рассматриваются также различные подходы разных исследователей по данному вопросу.

Ключевые слова: профессиональное, личностное, самоопределение, саморазвитие, совместная деятельность, будущие инженеры.

Abstract. The article runs about the analysis of the problem of developing creative availability to self-develop professionally and personally for being a future specialist by means of studying a foreign language; different scientific investigations are also considered here.

Keywords: professional, personal, self-determination, self-development, cooperation, future engineers.

Актуальность обозначенной проблемы связана с тем, что идеалом будущего мира становится молодой человек, свободно владеющий иностранным языком или несколькими иностранными языками. Многие студенты высших учебных заведений стараются наряду с освоением основной профессии совершенствовать и знание иностранного языка. Вузовский курс продолжает школьный, поэтому обучение иностранному языку в вузе должно обеспечить преемственность в языковой подготовке студентов.

Многие исследователи считают, что профессиональная подготовка специалистов будущего выявляет два приоритета: язык в неразрывной связи с культурой и профессиональные знания, причем названные направления прослеживаются по всем областям подготовки специалистов в контексте «технологического» или «личностного» подходов.

Любая совокупность материальных и духовных ценностей, по мнению И. Я. Лернера, является продуктом общественно-технической деятельности человечества и каждого человека в отдельности. А поэтому знание, навык, любое чувство, любые отношения можно, по его мнению, рассматривать как различные проявления деятельности, деятельность, способ ее осуществления как форму сосуществования всех компонентов культуры, как достояние личности [1].

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РГНФ, в рамках проекта № 09-06-28616 а/В «Сопровождение личностного и профессионального самоопределения студентов».

Культура, как личностный аспект человеческого бытия, всей истории общества, конкретизируется посредством понятий «творчество», «сущностные силы человека», «духовное богатство», «духовное совершенствование». В ней, несмотря на всю внешнюю противоположность «технологического» и «личностного» подхода нельзя не признать их известного сходства, наличия у них точек соприкосновения (И. М. Орешников) [2].

С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективизируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением (С. М. Вишнякова) [3].

В статье «Об интеллигентности» (где речь шла о необходимости изучения иностранных языков как средства гуманизации профессионального образования) В. П. Катаев еще в 1986 г. писал: «Изучение языков (не одного едва-едва, как сейчас, а двух, трех - по-настоящему), живописи, музыки, истории, культуры наряду с всеобщей историей, литературой, географией... это все знания удивительные. Знания с секретом. Их можно сравнить с фундаментальными науками: сами они, может быть, и не дают практических рекомендаций, но без них невозможно развитие ни одного научного направления, невозможно развитие конкретных наук во имя практических целей» [4].

По мнению К. Д. Ушинского, иностранный язык выступает как индикатор нравственного применения учения, показателем которого является не столько количество знаний, сколько то, на что они пойдут, в какие взгляды и убеждения сложатся и какое окажут влияние на образ мыслей, чувств и поведения обучаемого [5].

И. А. Зимняя считает, что иностранный язык, как всякий другой язык, является средством формирования мысли, и поэтому процесс обучения не будет развивающим, если он не вносит изменений в структуру личности [6].

Принимая эту позицию авторов, мы в своем исследовании ориентируемся на поиск технологии, требующей сосредоточиться на понятии «готовность к ПЛС будущих инженеров в неязыковом вузе средствами иностранного языка» с тем, чтобы ее сформированность рассматривать как ожидаемый результат экспериментального процесса профессиональной подготовки.

Проблема готовности к различным видам деятельности, определение путей ее формирования является предметом изучения многих исследователей. Наиболее существенные результаты опубликованы в трудах П. П. Блонского,

A. Н. Леонтьева, В. Н. Мясищева, Б. Г. Ананьева, С. Л. Рубинштейна, С. Т. Шацкого, Д. И. Узнадзе и др.

В современной психолого-педагогической литературе понятие готовности к выполнению профессиональной деятельности употребляется в различных значениях. Готовность определяется как наличие способностей (Н. Д. Левитов, С. Л. Рубинштейн, Б. Г. Ананьев); как качество личности (К. К. Платонов); как психологическое условие успешности выполнения деятельности (И. Д. Ладанов); как совокупность убеждений личности, знаний

о профессиональных и практических умениях и навыках (Р. В. Романенко,

B. В. Сериков); как целостное образование личности, интегрирующее мотивационный, содержательный и операциональный компоненты (Л. В. Кондрашова,

А. И. Мищенко, В. А. Сластенин и др.).

Большое внимание уделяется конкретным видам готовности: к профессиональному самоопределению, профессиональному саморазвитию (Г. И. Ильи-

на); к профессиональному самообразованию, психологической готовности к профессиональной деятельности.

В большинстве из них готовность личности к определенному виду деятельности рассматривается в единстве трех составляющих ее компонентов: мотивационно-целевого, содержательного и процессуального (В. В. Сериков и др.). При этом в первый компонент готовности включаются личностные свойства, которые определяют направленность будущей деятельности и обеспечивают ее действенность и интенсивность на основе функционирования механизмов воли.

Поскольку мы имеем дело с изучением готовности к ПЛС как будущего специалиста технического направления в профессиональной деятельности посредством иностранного языка, то для нас важным моментом является выделение в педагогическом процессе по изучению иностранного языка тех видов форм и методов учебной и внеучебной работы студентов, которые влияют на развитие значимых для будущего специалиста качеств личности. Качества личности, в нашем понимании, - это сложные структурные компоненты личности, предопределяющие поведение личности в социальной и природной среде.

Соглашаясь с И. А. Зимней, мы рассматриваем готовность к ПЛС в профессиональной деятельности как самостоятельную активность субъекта образования в русле личностно-деятельностного подхода, в процессе совместной деятельности преподавателя и студента.

Результаты наблюдения показывают, что с ростом готовности к профессионально-личностному саморазвитию в деятельности преподавателя и студента меняются ориентиры. В деятельности преподавателя роль планирования и контроля на начальном этапе формирования готовности ПЛС преобразуется в действия согласования и коррекции. Эти действия носят рекомендательный, практико-ориентирующий характер и направлены в основном на достижение результатов в обучении. В деятельности студента преобладает активность, в результате которой студент становится субъектом деятельности, в которой сам организует, планирует, контролирует и корректирует свои достижения и результаты обучения.

Сегодня это очень важно, так как XXI век коренным образом изменил социокультурный контекст изучения иностранного языка, его функции и профессиональную значимость на рынке труда, что, в свою очередь, влияет на усиление мотивации по его изучению на всех уровнях деятельности, в том числе и профессиональной. Для успешной деятельности каждому специалисту необходимы зарубежные информационные издания и связи со специалистами других стран.

Языковые, ресурсные и информационные барьеры до Болонского процесса не давали возможности сближения систем высшего профессионального образования к мировым стандартам.

Сегодня возможности общения студенческой молодежи и будущих специалистов с зарубежными коллегами представляются благодаря быстро-развивающимся международным контактам, развитию глобальных компьютерных сетей. Изменения характера международных связей нашего государства, интернационализация всех сфер общественной жизни, создание единого образовательного пространства в рамках Болонской конвенции делают иностранный язык востребованным и в профессиональной деятельности специа-

листа инженерного профиля. В России разработан новый Перечень направлений (по номенклатуре, структуре и содержанию) подготовки специалистов в области техники и технологий с учетом мировой практики формирования образовательных программ при сохранении лучших традиций российского инженерного образования (фундаментальности, практической ориентации и др.). Планируется расширение практики трудоустройства специалистов в области техники и технологий с квалификацией бакалавра - на инженерные должности в промышленности, а с квалификацией магистра - на должности конструктора и прикладного исследователя в проектных организациях, обогащающих модернизацию национальной системы образования и подготовку специалистов по разным направлениям.

Своеобразие инженерной деятельности по сравнению с другими видами человеческой практики заключается в изобретательстве, конструировании, проектировании, создании систем, преобразующих материалы, энергию, информацию в более полезную форму. Онтогенез инженерной деятельности выражается в развитии способов и приемов работы, в рационализации технологии, в изобретательстве, в обогащении технического инструментария, в расширении области его применения. В результате онтогенеза субъекта ему становятся доступными все более сложные профессиональные задачи по созданию и обслуживанию инженерных систем (М. Ю. Резник, Г. В. Суходольский) [7, 8]. Следовательно, и функции, которые выполняет современный инженер в своей профессиональной деятельности, должны быть весьма разнообразны. Так, в исследованиях Б. А. Душкова, Б. Ф. Ломова, Б. А. Смирнова выделены конструктивная, организаторская, управленческая, гностическая, информационная, исследовательская, изобретательская, коммуникативная, перцептивная функции [9, 10].

Такое разнообразие выполняемых ими функций способствует профессиональному становлению и развитию личности, обеспечивает специалисту инженерного профиля достаточную мобильность на рынке труда, возможность оперативно осваивать технические новшества с учетом развития мировых тенденций в технической политике, творчески пользоваться усваиваемой информацией (в том числе и иноязычной): уметь ее найти, переработать и применить в своей инженерной деятельности, успех которой зависит прежде всего от его способности работать с людьми.

Большая часть рабочего дня инженера уходит на общение. Он должен уметь вести деловую беседу, переговоры, совещания, решать служебные вопросы по телефону, работать с документами, вести деловую переписку, проявляя высокий уровень компетентности. И здесь перцептивной стороной общения выступает процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением на этой основе определенных межличностных отношений. Социально-перцептивный компонент общения включает умения ориентироваться в коммуникативной ситуации, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать эмоциональное состояние партнеров по общению, прогнозировать их возможные реакции в процессе профессионального общения. В исследовании мы из четырех основных функций социальной перцепции, выделенных Н. И. Шевандриным: 1) познание себя; 2) познание партнера по общению; 3) организация совместной деятельности на основе взаимопонимания; 4) установление эмоциональных отношений [11], ориентировались на три первые. Были использованы вербаль-

ные и невербальные средства общения, как на родном, так и на иностранном языках, направленные только на организацию взаимодействия людей в их совместной деятельности. По мнению В. В. Горшковой, совместная деятельность - это процесс сопряженных усилий субъектов, в которых на основе принципиальной эгалитарности и стремления к интерактивному результату реализуется право каждого на непрерывность и своеобразие собственного развития [12].

В настоящее время в системе обучения студентов технических специальностей университета иностранному языку все большее распространение получают методы активного социально-психологического обучения - дискуссионные методы, игровые и многое другое. Учитывая минимальное количество времени на изучение иностранного языка в неязыковом вузе, необходимо обучать студентов осуществлять деловые контакты на элементарном уровне - посредством обмена этикетными деловыми письмами и письмами-бланками, а также ответами на них. Соответственно, у студентов должны быть сформированы речевые умения, необходимые для реализации таких коммуникативных намерений, как информирование, побуждение, отказ, согласие, уклонение от принятия решения и т.д. С этой целью нами было разработано учебное пособие по обучению составления деловых писем на английском языке (А. Ю. Бехтер) [13], которое было успешно апробировано на кафедре «Английский язык» Пензенского государственного унтверситета.

Оперирование студентами языковыми средствами общения в процессе говорения, аудирования, чтения и письма на занятиях по английскому языку, в контексте высказываний В. В. Горшковой, дало им возможность приобрести знания и умения в аудиториях вуза, необходимые для нравственного самоопределения, саморазвития, творчества в будущей социальной и профессиональной сферах деятельности.

В связи с чем мы полагаем, что главной задачей педагога в вузе является создание условий для развития творческой личности, ее способности к саморазвитию, самосовершенствованию, к компетентностно-ориентированной подготовке, ибо саморазвиваться творчески означает преодоление пути постепенного качественного изменения самосознания, формирования внутренней готовности к всестороннему раскрытию своей индивидуальности в обучении и деятельности через самообучение, самообразование и самореализацию (В. И. Щеголь, Т. А. Михайловская) [14]. Какими же мотивами в обучающей, а впоследствии и в производственной деятельности должны руководствоваться современные студенты? Ведь мотив есть то, ради чего осуществляется деятельность, он определяет смысл того, что делает человек. Именно мотив провоцирует студента на его творческую готовность к ПЛС, на самостоятельные действия.

Наши наблюдения дают нам основание утверждать, что основными мотивами человека должны выступать рост его профессионального мастерства и общекультурное развитие во всех проявлениях. Для этого, согласно А. Н. Леонтьеву, мы и стараемся обеспечить студенту его деятельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества, чтобы жизненная и деятельностная составляющие образовательного процесса были тесно взаимосвязаны и направлены на творческое саморазвитие личности. Свои убеждения мы подкрепляем словами В. Н. Мясищева: «Изучая деятельность, не должно забывать о ее носителе - личности, о человеке, а изучая личность,

нельзя забывать о том, что изучать ее можно только в деятельности» [15]. Сегодня особенно это важно для будущей инженерной деятельности, так как изменяется политика в сфере технического образования. Она направлена на решение задач по подготовке конкурентоспособных специалистов, социально защищенных качеством и профессионально-деятельностными возможностями этого образования, готовых лично принимать самостоятельные нестандартные решения.

Поскольку профессионально-личностное саморазвитие студента проходит в условиях, когда его ведущей деятельностью является учебная, то один из путей формирования готовности к саморазвитию осуществляется через учебную деятельность, в частности, через групповую или индивидуальную самостоятельную учебную деятельность. Планирование и организация самостоятельной учебной деятельности в нашем исследовании имело следующие цели:

- помощь личности в познании себя и партнера;

- самоопределение и самореализация на основе взаимопонимания;

- формирование самоуправляющих механизмов личности, готовой к регулированию своего психологического состояния и самораскрытию творческого потенциала.

Профессионально-личностное становление студента в процессе обучения в вузе позволяет сформировать зрелую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям в соответствии со своими жизненными позициями и ценностными ориентациями. С целью выявления факторов, способствующих организации совместной деятельности преподавателя и студентов в учебном процессе, нами были разработаны анкеты (как для преподавателей, так и для студентов)1.

Проведенное анкетирование показало, что дидактическая адаптация студентов технических специальностей прежде всего зависит от качества организации учебного процесса на факультетах и в вузе, от профессиональной направленности учебных дисциплин. Социально-психологическая адаптация студентов связана с психологической готовностью студентов к получению знаний по специальности, с формированием у них устойчивой мотивации к получению диплома по выбранной профессии. На успешность ПЛС также

1 Из всех вопросов, заданных студентам и преподавателям, хочется выделить (руководствуясь целями данной статьи) следующие. Для преподавателей: 1) на какие категории Вы преимущественно опираетесь при выборе форм организации учебной деятельности студентов: а) возраст и реальные возможности студентов; б) степень трудности учебного материала; в) уровень развития личностных качеств студентов, в том числе развитие их инициативы, самостоятельности; г) объем учебного материала; д) степень новизны учебного материала; е) рациональность использования времени студентов и преподавателя? 2) Как Вы работаете над профессиональноличностным развитием студентов? 3) Каким образом Вы совершенствуете технику педагогического сотрудничества преподавателя и студента в поиске новых идей, в решении учебных проблем? Для студентов: 1) Как Вы считаете, «Вы учитесь» или «Вас учат»? 2) Чувствуете ли Вы уважение и взаимопонимание со стороны преподавателя? 3) Необходима ли Вам какая-либо помощь преподавателя (если «да», то какая)? 4) Способствует ли внеаудиторная самостоятельная работа, по Вашему мнению, раскрытию Вашего творческого потенциала? 5) Какие творческие задания, по Вашему мнению, помогают Вам самореализоваться?

влияет складывающаяся система деловых и межличностных отношений среди студентов и преподавателей в студенческой группе.

Анализ результатов исследования показывает, что для повышения требований к качеству владения студентами технических факультетов иностранным языком и использованию его в профессиональной деятельности разработанные в процессе профессиональной подготовки специалистов идеи, методы и подходы должны охватывать все ступени, все звенья единой образовательной системы, в которой просматривается восхождение каждого человека по «лестнице» становления личности, ее профессионального саморазвития.

Ступени такой «лестницы» представлены Э. П. Комаровой в виде последовательного движения человека ко все более высоким достижениям в своем образовательном уровне следующей схемой: грамотность ^ образованность ^ профессиональная компетентность ^ культура ^ менталитет [16].

Однако в рамках нашего исследования мы полагаем, что эта лестница «восхождения» человека не имеет логического начала и конца. Ведь весь образ жизни человека есть накопление индивидуального опыта, обеспечивающего ему устойчивость и изменчивость жизнедеятельности и предпосылки к саморазвитию. Психологи доказали, что человек от рождения получает разнообразные психофизиологические задатки (ДНК), в которых заложены необходимые и достаточные внутренние условия - возможности, «первичный духовно-природный капитал» для выполнения индивидуального предназначения на Земле.

В исследованиях К. Я. Вазиной, Э. Ф. Зеера, А. И. Павловой, О. А. Рулей,

Н. О. Садовниковой и других авторов мы находим этому подтверждение. А именно: главным из этих задатков выдвигается «духовно-природный механизм, обеспечивающий непрерывное духовное саморазвитие в течение жизни человека. Он лежит в основе творчества, сотворения себя, накопления индивидуального опыта.

Саморазвитие человека есть накопление индивидуального опыта в течение всей жизни, ибо «каждому человеку природой предназначено развивать заложенные от рождения возможности. непрерывно творя, созидая себя и мир» [17].

«Опыт выступает универсальной формой процесса и результата духов-но-сенсорно-интелектуально-биологического проявления индивидуальности человека в течение всей жизни» [17]. Еще более конкретно, касательно к процессу обучения, находим у Дж. Локка: «Вообще же не мешает, в интересах наших учебных занятий, изредка изучать самих себя, т.е. свои способности и дефекты. Почти каждому человеку присущи свои духовные дарования и природные способности, как и свои дефекты и слабости. Если мы обратим на них внимание и изучим их, нам не только легче будет найти средство для исправления своих слабостей, но мы будем также лучше знать, как обратиться к тем вещам, для которых мы лучше всего подходим, и так приспособиться в ходе наших занятий, чтобы мы могли извлечь из них наибольшую пользу» [18].

Накапливая индивидуальный опыт, человек осознает первоочередную цель своей жизни - «познать себя - как уникальный духовно-природный са-моразвивающийся механизм - и перейти на режим саморазвития для выполнения своего жизненного опыта» [19]. Этот механизм и лежит в основе творчества, сотворения себя и накопления индивидуального опыта.

Почему во все времена представители передовой мысли и призывали человека познавать прежде всего себя, так как они понимали, что добро и зло в самом человеке, в его индивидуальности, а индивидуальность они понимали как:

- «уникальность, особенность, необычность, непохожесть, интерес-

ность;

- символ проявления жизненной шкалы ценностей;

- инструмент посредничества, взаимосвязи между людьми, мирозданием, творцом» [17].

Таким образом, схему «лестницы» восхождения человека, мы полагаем, необходимо представить следующим образом: психофизиологические задатки как внутренние условия (возможности, «первичный духовно-природный капитал») ^ грамотность ^ образованность ^ профессиональная компетентность ^ культура ^ менталитет ^ энергия творчества, созидания, накопления индивидуального опыта.

В заключении можно констатировать, что в процессе профессиональноличностного саморазвития студент обретает личное место в образовательном пространстве вуза, которое позволяет ему самоактуализироваться в общественной и профессиональной жизни, определить личную позицию, отношение к фактам и явлениям. Педагогам основное внимание необходимо уделять развитию способностей студентов, определять взаимосвязь, интеграцию (пространственную, временную, культурную, социальную, историческую, понятийную, образную связь и др.), задавать и отвечать на вопросы, искать и находить общий смысл культурных процессов, происходящих в России и странах изучаемого языка.

Список литературы

1. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер. - М. : Педагогика, 1981.

2. Орешников, И. М. Что такое гуманитарные культуры? / И. М. Орешников. -Саранск : Изд-во Мордовск. ун-та, 1992. - 148 с.

3. Вишнякова, С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика / С. М. Вишнякова. - М. : НМЦСПО, 1999. -538 с.

4. Катаев, В. П. Об интеллигентности / В. П. Катаев // Литературная газета. -1986. - 1 января. - С. 4.

5. Ушинский, К. Д. Собр. соч. : в 11 т. / К. Д. Ушинский. - М. : Изд-во АПН РСФСР, 1948. - Т. 2. - 552 с.

6. Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе / И. А. Зимняя. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

7. Резник, М. Ю. Социальная инженерия: предметная область и границы применения / М. Ю. Резник // Социологические исследования. - 1994. - № 2. - С. 87-96.

8. Суходольский, Г. В. Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности : дис. ... д-ра психол. наук. / Г. В. Суходольский. - Л., 1982. - 407 с.

9. Душков, Б. А. Хрестоматия по инженерной психологии / Б. А. Душков, Б. Ф. Ломов, Б. А. Смирнов. - М. : Высш. шк., 1996. - 287 с.

10. Ломов, Б. Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Педагогика, 1991. - 295 с.

11. Шевандрин, Н. И. Социальная психология в образовании / Н. И. Шеванд-рин. - М. : ВЛАДОС, 1995. - 544 с.

12. Горшкова, В. В. Педагогика отношений / В. В. Горшкова. - Комсомольск-на-Амуре, 1995. - 105 с.

13. Бехтер, А. Ю. Деловое письмо : учеб. пособие / А. Ю. Бехтер, Д. П. Казанни-кова. - Пенза : Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2008. - 72 с.

14. Щеголь, В. И. Формирование творческой самообразовательно-рефлексивной компетентности студентов / В. И. Щеголь, Т. А. Михайловская // Профессиональная педагогика: сущность, содержание, перспективы развития : материалы юбил. Междунар. науч.-практ. конф. : в 2 ч. - М. : МПГУ, 2005. - Ч. 2. - 789 с.

15. Мясищев, В. Н. Проблемы отношений человека и его место в психологии /

B. Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5. - С. 142-154.

16. Комарова, Э. П. Теоретические основы профессионального обучения иноязычному опосредованному общению в неязыковом вузе : дис. ... д-ра пед. наук / Комарова Э. П. - Воронеж, 2001. - 337 с.

17. Вазина, К. Я. Опыт - универсальная форма саморазвития индивидуальности человека в течение жизни / К. Я. Вазина // Человек. Образование. Профессия : сб. науч. ст. - Н. Новгород, 2009. - 407 с.

18. Локк, Дж. Обучение / Дж. Локк // Педагогические сочинения. - М., 1939. -

C. 299.

19. Глоссарий по психологии профессионального развития / сост.: А. М. Павлова, О. А. Рулей, Н. О. Садовникова ; под общ. ред. Э. Ф. Зеера. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф. пед. ун-та, 2006. - 62 с.

Мещеряков Анатолий Семенович доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой профессиональной педагогики и психологии, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

Бехтер Анна Юрьевна старший преподаватель, кафедра английского языка, Пензенский государственный университет

E-mail: [email protected]

Meshcheryakov Anatoly Semenovich Doctor of pedagogic sciences, professor, head of sub-department of professional pedagogy and psychology,

Penza State University

Bekhter Anna Yuryevna

Senior lecturer, sub-department

of English language, Penza State University

УДК 378 Мещеряков, А. С.

Формирование творческой готовности к профессиональноличностному саморазвитию будущих инженеров средствами иностранного языка / А. С. Мещеряков, А. Ю. Бехтер // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2010. - № 4 (16). -

С. 130-138.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.