гоок i^s
S О I
4 X ro О s oß
к ^ о
Ш го m
5 I го ^ О £P ^ S vo К и О s и
Q. Ш
ш о
I— Q.
Библиографический список
1. Бим И.Л. К проблеме профильного обучения иностранным языкам на старшей ступени полной средней школы // Иностранные языки в школе. 2004. № 6. С. 8-14.
2. Дмитренко Т.А. Современные методологические подходы к технологии подготовки преподавателей иностранных языков: Монография. М., 2015.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 г. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006 (дата обращения: 14.02.2017).
4. Пассов Е.И. Комммуникативное иноязычное образование: готовим к диалогу культур: Пособие для учителей. Минск, 2003.
5. Суйская В.С. Обучение межкультурному диалогическому общению будущих бакалавров в ходе социально-ролевого взаимодействия: Дис. ... канд. пед. наук. Н. Новгород, 2013.
6. ФГОС ВО. URL: http://fgosvo.ru/ (дата обращения: 22.02.2017).
7. Щукин А.Н. Методика обучения речевому общению на иностранном языке. М., 2011.
Э.И. Сокольникова, А.Ю. Романенко, Э.А. Хапалажева
Формирование
творческой активности студентов в условиях образовательной среды вуза
В статье анализируется опыт повышения уровня творческой активности в процессе профессиональной подготовки в вузе на современном этапе; исследуются некоторые направления активизации творческого потенциала студентов: проектное обучение, формирование индивидуального профессионального творческого стиля, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.
Ключевые слова: творческая активность, вуз, проектное обучение, индивидуальный профессиональный творческий стиль, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.
В процессе обучения в вузе становление личности происходит в процессе ее творческого развития через приобщение к социокультурным и духовным ценностям, к профессиональному опыту через формирование творческой индивидуальности, готовности к профессиональному росту. Исследование творческого потенциала личности - одна из важнейших задач инновационного социально-гуманитарного знания. Одним из важных факторов развития личности является ее собственная активность в деятельности, направленной на формирование тех или иных качеств в соответствии с ее идеалом.
В основу нашего изучения опыта формирования творческой активности и повышения ее уровня положены концепции и теории, исследующие на теоретико-методологическом уровне: учебную деятельность (Ю.К. Бабанский, В.В. Давыдов, И.Я. Лернер, М.И. Матюшкин и др.), личностную активность (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А.В. Петровский, М.И. Махмутов, М.Г. Ярошевский и др.), творческую активность (В.И. Андреев, С.И. Архангельский, Е.С. Полат, В.Г. Разумовский, С.М. Рубинштейн, Е.П. Торранс и др.).
В.В. Давыдов считает, что основные этапы становления личности неотделимы от развития ее творческих возможностей, а «личностью является человек, обладающий определенным творческим потенциалом» [2]. Современное общество также предъявляет заказ на творческую активность личности, ориентированной на знания и использование новых технологий в профессиональной деятельности; на специалиста, обладающего творческим мышлением, высоким уровнем развития интеллекта, высокой работоспособностью, общей воспитанностью, способностью свободно ориентироваться в изменяющихся условиях окружающего мира.
Понятие «творческая активность» используется в различных сферах человеческой деятельности (социальной, педагогической, научной, производственной и др.), а отдельные вопросы, связанные с этим феноменом, недостаточно изучены. Однако исследование сущности творческой активности является актуальным, востребованным и трактуется различными авторами в соответствии с авторскими предпочтениями.
Так, И.С. Якиманская рассматривает творческую активность как системообразующее качество личности. Она утверждает, что принцип активности личности - основополагающий принцип обучения и воспитания. Любая человеческая активность связана с индивидуальными целями и намерениями, потребностями человека, его эмоционально избирательным отношением к действительности [7].
о §
го
ч: vo
ш о
го о к
ЪС ' —
Р Ец о понятию: «творческая активность - это качество личности, выража-
В.Б. Филимонова, например, дает следующее определение данному
л го
о о.
ющее интенсивность ее деятельности по созданию новых или совер-^ о о шенствованию существующих продуктов, содержание и устойчивость которой определяется совокупностью направленности и готовности ^ (внутренней и внешней) к осуществлению такой деятельности» [6].
Развитие творческой активности в образовательной среде чрезвычайно важно для эффективной учебы и будущей профессиональной деятельности студентов. Этому способствует осознанное накопление и усвоение системы знаний в профессиональной области, перенос усвоенных знаний в научно-исследовательскую и проектную работу, проводимую в процессе аудиторных занятий; внеаудиторная деятельность, направленная на профессионально-творческое саморазвитие и самореализацию; формирование индивидуального творческого стиля и пр. Таким образом, мы заключаем, что творческая активность крайне необходима в учебной деятельности.
При этом следует помнить, что на современном этапе перед образованием стоит задача не только формирования творческой личности, но и создания условий для ее самореализации и саморазвития, проявления готовности к развитию собственного творческого потенциала на знани-евом, мотивационном, процессуальном, эмоционально-волевом и рефлексивном уровнях.
Для исследования условий, способствующих формированию творческой активности студентов, мы решили проанализировать опыт применения некоторых технологий, содействующих повышению уровня творческого потенциала личности и используемых в современных образовательных условиях.
Творческая активность является инструментом творческого развития личности, которая в условиях образовательной среды вуза осуществляется по ряду направлений: проектное обучение, формирование индивидуального профессионального творческого стиля, научно-исследовательская внеаудиторная деятельность, моделирование профессиональной деятельности.
1. Проектное обучение
Проект - это проявление творческой активности. Проектирование как основной вид учебной деятельности занимает особое место в арсенале инновационных педагогических средств и методов в современной системе образования. Интерес к методам проектов со стороны учебных заведений сегодня очень велик. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать психологические и педагогические условия его
¡± о о Я
Ф о
выполнения, при которых студенты самостоятельно и охотно приобре- | тают знания из различных источников, учатся пользоваться знаниями § для решения практических задач, осваивают коммуникативные умения, 5 работая в различных группах, развивают у себя исследовательские уме- 1 ния и системное мышление, проявляют индивидуальные творческие | способности.
Кроме этого, студенты получают знания о себе и своих возможно- чю стях, ограничениях, проблемах; у них стимулируется мотивация к самоизменению через полученные результаты в реализованных проектах, приобретается навык работы с научной литературой, интернет- и мультимедиа-ресурсами. В ходе проектной деятельности комплексные компетенции, включающие развитие творческой активности, развиваются естественно, порой даже без специальной педагогической поддержки. Например, участие студентов в профессиональных конкурсах и турнирах различных направлений и уровней (профмастерство, хореография, спорт, эстрадные выступления, КВН и пр.) дает возможность личностного роста на основе самореализации, приобретения опыта, мотивированности на профессиональное развитие, общение в профессиональной среде, а также позволяет оценить результаты в сфере собственных профессиональных достижений и др.
Приведем пример. В Московском педагогическом государственном университете ежегодно проводится профессиональный конкурс «Педагогический дебют». Он выявляет увлеченных педагогической деятельностью студентов, раскрывает их творческий и профессиональный потенциал, обогащает педагогическим опытом, помогает проявить свою индивидуальность и творческую натуру, показать мастерство молодого педагога, доказать самому себе, коллегам по учебе и преподавателям педагогическую готовность стать лучшим из лучших в своей профессии [4].
2. Индивидуальный профессиональный творческий стиль
Осмысление студентом будущей профессии происходит на основе изучения опыта педагогической деятельности на теоретическом и практическом материале в процессе учебной и самостоятельной деятельности. Получение системной целостности профессиональных знаний, умений и навыков позволяет ему успешно решать профессиональные задачи на творческом уровне и выступает качественной характеристикой становления специалиста, проявления его индивидуальности.
Способность будущего специалиста к творческой самореализации в профессиональной сфере характеризует его подготовленность к целенаправленному и эффективному освоению современных технологий
106
I I
го о ^
1 о I в профессиональной деятельности в процессе разрешения различных
В е^ о профессиональных проблем. Развитие индивидуального стиля специ-
5 о а. алиста включает широкое использование индивидуальных образова-
ы I о „ .
§ у ° тельных траекторий с определением профессионально-типологической
Ф
о -е- принадлежности, а готовность его к этой деятельности демонстрирует
к с сформированность устойчивой структурно-функциональной системы интегративных личностных качеств. Для выстраивания индивидуального образовательного маршрута необходимы умения решать профессиональные задачи с использованием современных гуманитарных и педагогических технологий (кейсовых, проектных, рефлексивных, социального взаимодействия и др.), мотивированность на образовательные результаты. Немаловажным является сформированность творческой активности.
Например, технологии, ведущие к активизации студенческой творческой активности и повышающие потенциал социокультурной среды вуза, должны быть направлены на обучение способам творческого решения задач и проблем, приобретение навыков конструктивного взаимодействия, формирование установки на творческую самореализацию, освоение методов творческой деятельности. Здесь необходимо упомянуть активизацию участия студентов в студенческом самоуправлении, благотворительной деятельности, волонтерском и добровольческом движении, социальных экспедициях, работе творческих мастерских, в студенческих субботах и пр. Выбор направления деятельности зависит от индивидуальных предпочтений самого студента.
Например, интересен опыт волонтерской деятельности Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, где студенты проявляют свою творческую активность, участвуя в социальных проектах «Подари новый год ветерану», «Помни», «Неделя добра», «Молодежный десант», «День донора» и т.д. [5]. Или организация студенческого самоуправления «Мир и молодежь» в Магнитогорском государственном университете, где творческая активность студентов обеспечивается соответствием принимаемых решений жизненным интересам каждого студента [3].
3. Научно-исследовательская внеаудиторная работа
Данный вид деятельности студента направлен на углубление мотивации к профессиональной деятельности, используя его собственный творческий потенциал. Это может быть участие в научно-исследовательской, опытно-конструкторской или методической работе, проводимой на той или иной кафедре вуза или по индивидуальному плану.
Принцип сочетания научной работы с обучением является действенным фактором в формировании инновационно-творческой компетентности будущего специалиста, а также способствует развитию у него самостоятельности и инициативности, индивидуального профессионального стиля, творческих способностей, без чего невозможно осуществление профессиональной деятельности на высоком уровне.
Научно-исследовательская работа проявляется в привлечении студентов к проведению научных изысканий, экспериментов, наблюдений по конкретным темам, связана с изучением научной, научно-популярной, справочной литературы, подбором научно-познавательного материала, необходимого для раскрытия того или иного вопроса, мотивируя и обеспечивая успешную адаптацию выпускника к реальному инновационному профессиональному процессу. Данный вид работы может быть:
- управляемым со стороны преподавателя, или, скорее, стимулирующим, так он первоначально транслирует знания о способах творческой деятельности и ее проявлениях, актуализирует потребности студентов в развитии творческого потенциала, а в дальнейшем обучает умениям и навыкам творческого саморазвития;
- самостоятельным или самообразовательным, но требующим постоянной обратной связи. Однако при этом следует учитывать, что без самостоятельности не будет проявлений творчества или она будет ограничена.
В контексте проведения внеаудиторной деятельности студентов, мы полагаем, что научно-исследовательская работа может дать ощутимые результаты только в том случае, если она становится органической частью учебного процесса и является его продолжением, когда студенты видят в ней эффективное средство расширения своего педагогического и общенаучного кругозора, средство подготовки к профессиональной деятельности.
4. Моделирование будущей профессиональной деятельности
Формирование прогностических умений у студентов в образовательной среде вуза является важным фактором повышения уровня творческой активности. Конструируя свой образец предстоящей деятельности и отрабатывая его в учебной аудитории или во внеаудиторных мероприятиях, студенты получают наглядное представление о том, насколько совпадает планирование (от целеполагания до конечного результата) с реальным воплощением конкретной деятельности на практике; возможность по реакции сокурсников и преподавателей увидеть себя
о §
го ср ч: ю
ф о
/
го О ^
io! со стороны или иметь более полное представление об использовании
кЕ^о различных приемов, способов, методик и технологий в целостной про-
CDfüm
socP фессиональной цепочке. На практике часто наблюдается моделиро-
S S vo .
g у 0 вание целостных фрагментов педагогической деятельности на осно-
Q. CU
о ве использования предметно-технологического и социально-ролевого
_ ^ содержания. При этом происходит обмен опытом, выявление проблем, нахождение оптимальных путей их решения, способствующих формированию у студентов умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми (вступление в коммуникацию с партнером по общению, установление контакта с собеседником, умение вести себя в соответствии с ситуацией общения) и др.
Моделирование производится в специально созданных условиях: в аудитории, лаборатории, музее, студии и пр. Обстановка, оборудование, наглядный материал с помощью мультимедиаресурсов может быть максимально приближен к профессиональным условиям. При этом находят свое творческое применение навыки использования средств визуальной наглядности в виде презентаций, мультимедийных средств, с помощью которых воссоздается профессиональная действительность, при этом приемами эмоционально-интеллектуального стимулирования создается эффект сопереживания происходящему. Такую деятельность А.А. Вербицкий называет «квазипрофессиональной», находящейся на грани учебной и профессиональной, имитирующей будущую профессиональную деятельность, одну из форм активного обучения, ориентированного на профессиональную подготовку студентов [1]. Такая технология предполагает со стороны студента участие в самостоятельном подборе необходимой литературы, разработке мультимедийных презентаций, подборе профессиональных кейс-заданий и др.
Таким образом, на основе исследования мы делаем выводы, что образовательная среда высшего учебного заведения способна активизировать творческий потенциал студентов на основе реализации целей, задач и принципов творческой педагогики, которые включают проектное обучение, создание условий для развития индивидуального профессионального творческого стиля и проективных умений, научно-исследовательскую работу. Мы также отмечаем, что содержание всех видов формирования творческой активности должно культивировать единство творческой профессиональной индивидуальности на основе использования как традиционных, так и инновационных образовательных технологий.
Библиографический список
1. Вербицкий А.А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения: Материалы к четвертому заседанию метод. семинара «Россия в болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М., 2004.
2. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 1986.
3. Колмогорова О.А., Орехова Т.Ф. Из опыта организации студенческого самоуправления // Сибирский педагогический журнал. 2007. № 7. С. 41-51.
4. Московский педагогический государственный университет. Официальный сайт МПГУ. URL: Ы1р://мпгу.рф/ (дата обращения: 14.02.2017).
5. Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. Официальный сайт УрФу. URL: http://urfu.ru/ru/ (дата обращения: 22.01.2017).
6. Филимонова В.Б. Проблема определения творческой активности личности в педагогических исследования // Концепт. 2014. № 10. С. 51-55.
7. Якиманская И.С. Принцип активности в педагогической психологии // Вопросы психологии. 1989. № 6. С. 5-13.
о §
го ср
Ч vo Ф О