Научная статья на тему 'Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета'

Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
105
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна

Изменения в системе аграрного образования требуют взглянуть под особым углом на проблему профессиональной подготовки студентов. Цель работы проанализировать процесс формирования творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мизюрова Эльвира Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Creative approach formation to the students’ professional training at agrarian university

Changes in the agrarian education system need looking from the special point of view at the students’ professional training problem. The aim of the work is to analyze the process of the creative approach formation to the students’ professional training at the agrarian university.

Текст научной работы на тему «Формирование творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета»

Статья поступила в редакцию 20.07.2017

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОДХОДА К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ АГРАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА

Эльвира Юрьевна Мизюрова, кандидат педагогических наук, доцент,

Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова (СГАУ им. Н.И. Вавилова), Саратов

Аннотация

Изменения в системе аграрного образования требуют взглянуть под особым углом на проблему профессиональной подготовки студентов. Цель работы - проанализировать процесс формирования творческого подхода к профессиональной подготовке студентов аграрного университета.

Ключевые слова: творчество, творческий подход, профессиональная подготовка, самостоятельная работа.

CREATIVE APPROACH FORMATION TO THE STUDENTS' PROFESSIONAL TRAINING AT AGRARIAN UNIVERSITY

Elvira Yurievna Mizyurova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Vavilov Saratov State Agrarian University

Annotation

Changes in the agrarian education system need looking from the special point of view at the students' professional training problem. The aim of the work is to analyze the process of the creative approach formation to the students' professional training at the agrarian university.

Keywords: creativity, creative approach, professional training, independent work.

ВВЕДЕНИЕ

Высшее образование современной России выходит на новый уровень, который характеризуется высоким развитием научно-технологической и инновационной составляющих. Современный вуз должен иметь отлаженную, эффективную систему управления качеством подготовки будущих специалистов с учетом требований современного рынка труда и потребностей региона. В настоящее время развитие высшего образования диктует свои правила, и любой вуз, желающий сохранить за собой лидирующие позиции на современном рынке образовательных услуг, просто не может и не имеет права их игнорировать. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации подвело итоги рейтинга аграрных вузов 2017 года. В соответствии с пороговыми критериями отбора лидирующих вузов Саратовский государственный аграрный университет имени Н.И. Вавилова доказал высокую эффективность образовательной, научной и воспитательной деятельности и занял 1 место среди 54 аграрных вузов России. Внутривузовская система управления качеством подготовки специалистов в нашем университете позволяет преподавателям и студентам организовывать и контролировать учебный процесс в соответствии с государственным образовательным стандартом, начиная с приема на первый курс и завершая выполнением выпускной квалификационной работы. Система включает в себя порядок и требования к чтению лекций, проведению лабораторно-практических работ и семинарских занятий, курсовому проектированию, организации самостоятельной работы студентов, учебных и производственных практик [1]. Специалист XXI века, в эпоху жесткой конкуренции людей и идей, - это высокопрофессиональная личность, способная творчески мыслить, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность. Самый эффективный путь подготовки будущего специалиста - формирование у студента осознанной потребности в самостоятельном стремлении к профессионализму, развитие

механизма самоорганизации умственной деятельности, творческого потенциала и профессионального мышления. Динамизм современной эпохи требует от студентов постоянно совершенствовать свой профессиональный уровень. Преподаватели гуманитарных дисциплин нацеливают студентов именно на такую творческую жизнедеятельность.

МЕТОДИКА

Заметна позитивная роль иностранного языка в сфере профессиональной подготовки. Иностранный язык рассматривается как: одно из средств, обеспечивающее доступ к любому виду информации; средство межнационального и международного сотрудничества и кооперации в науке, общественных видах деятельности; средство преодоления национально-культурной ограниченности в различных сферах жизнедеятельности общества; одно из средств снятия лингвистического барьера при обеспечении права людей (особенно молодежи) на свободное перемещение в мире, при выборе места, форм, видов получения образования и работы, проведения досуга, участия в различных международных организациях [2]. Предмет «Иностранный язык» благодаря своей специфике способен создать условия для формирования творческого подхода к профессиональной подготовке студентов, поскольку, во-первых, акцентирует направленность на профессию, связанную с практическим применением иностранного языка, и, во-вторых, актуализирует установку на широкое личностно-профессиональное самовыражение личности, создавая при этом все необходимые условия для творческого ее раскрытия, а именно: возможность обсуждения реальных жизненных проблем; создание комфортности и положительного климата в группе; удовлетворение разнообразных интересов обучаемых, в том числе ориентированных на будущую профессию; развитие мышления, памяти, мыслительных операций; обучение работать самостоятельно [3]. Таким образом, обучение не должно давать знания ради самих знаний, формировать навыки только ради профессиональной деятельности. Знания и навыки должны помогать человеку жить в согласии с природой и обществом, понимать себя и находиться в согласии с самим собой. «Образование - такая же инфраструктура будущей экономики знаний, как нефтяные трубопроводы...., и требует не меньшего внимания и инвестиций»[4]. Инновационным подходом в профессиональной подготовке специалиста является компетентностный подход, позволяющий привести образование в соответствие с потребностями рынка труда. Компетентностный подход позволяет:

- максимально приблизить процесс профессионального образования к потребностям сферы современного профессионального труда, формализованного в перечне компетенций;

- интегрировать традиционное понимание овладения профессией как определенной суммой знаний, умений и навыков, фиксируемых квалификационной характеристикой и подходом, предполагающим формирование профессионально значимых качеств личности;

- обеспечить деятельностную основу образовательного процесса.

Образовательным результатом в концепции организации учебного процесса на основе компетентностного подхода выступает совокупность профессиональных компетенций выпускника, каждая из которых характеризуются определенным набором умений, позволяющих освоить основные виды деятельности специалиста. Для эффективной подготовки творчески мыслящих специалистов в период обучения в вузе важно понимать сущность процесса творчества. Пробуждение творческого потенциала личности студента в вузе - насущная задача профессиональной подготовки. В силу того, что профессиональная подготовка студентов аграрного вуза включает много разнообразных предметов, зачастую содержание всех предметов не объединяется в целостную научную картину, поскольку преподносится в виде отдельных элементов, не связанных между собой, проблема профессиональной подготовки специалиста остро актуальна и требует квалифици-

рованного решения.

Для анализа возникающих у студентов сложностей при организации обучения в рамках дисциплины «Иностранный язык" преподаватели нашей кафедры провели собеседование и анкетирование студентов, испытывающих сложности с обучением. Нами были разработаны тест для определения уровня самостоятельности обучения и тест для определения качественных характеристик сформированности у студентов умений управлять учебной деятельностью. В результате проведенной работы мы определили следующий перечень проблем:

- у студентов очень мало опыта иноязычного общения в реальной жизни и они плохо осознают свои потребности, поэтому учебные ситуации не осознаются ими как реальные;

- обучаемые часто используют стратегию избегания при решении коммуникативных задач в учебных целях, что выражается в том, что они используют только хорошо известные лексико-грамматические структуры, так как это позволяет избежать ошибок; в других случаях, из-за боязни сделать языковую ошибку обучаемые вообще пассивно осуществляют учебные действия;

- обучаемые не умеют работать в парах и группах;

- студенты не осознают, что цель учебного задания заключается в усвоении способа действия, и, следовательно, неэффективно осуществляют учебную деятельность;

- студенты не умеют пользоваться англо-английскими словарями, так как школа ориентирует их на использование только англо-русского словаря;

- студенты плохо умеют работать без контроля преподавателя;

- студенты не осведомлены о критериальных показателях усвоения информации;

- не все студенты хотят выражать собственное мнение, чувства и делиться опытом;

- студенты не осознают своей ответственности за результаты обучения и часто занимают пассивную позицию, полагая, что доминирующую роль на занятии должен играть преподаватель;

- студентам не хватает учебных навыков, и они не развивают у себя умение учиться;

- овладение необходимыми учебными навыками чаще всего происходит стихийно, методом проб и ошибок.

Эффективность процесса обучения иностранному языку можно значительно повысить, если решить следующие задачи:

- целенаправленно сформировать у студентов комплекс необходимых учебных умений;

- сформировать у студентов установку на активное участие в процессе усвоения иностранного языка;

- помочь студентам выработать индивидуальный учебный стиль и научить учитывать в учебной деятельности свои индивидуальные особенности.

Методические рекомендации для руководителей УМО вузов Российской Федерации указывают на актуализацию творческого потенциала студентов через внедрение в высшем профессиональном образовании инновационных методов. Инновационность появляется тогда, когда сами преподаватели и руководители учебного заведения дальше не могут в рамках традиционных форм (и содержания) решать задачи по подготовке специалистов. Появляется ситуация востребованности новых технологий, соответствующих новым целям и задачам. Проведение ролевых игр, круглых столов, телемостов позволяет реализовать принцип межпредметных связей и сделать иностранный язык средством изучения основной специальности. Подтверждением этого является проведение на нашей кафедре телемоста. В данном мероприятии принимали участие студенты-первокурсники

нашего университета и студенты аграрного вуза г. Гедолло (Венгрия). Была выбрала тема "Значение иностранного языка для современного специалиста аграрного профиля". Проведенный телемост дал возможность успешно решить основную задачу - обучение общению на иностранном языке посредством реального общения. Он создал условия для активной мыслительной деятельности ее участников, стимулировал интеллектуальную деятельность студентов, научил прогнозировать и исследовать. Студенческие олимпиады в нашем университете проходят в виде соревнований студентов в творческом применении знаний и умений по дисциплинам, изучаемым в вузе, а также в профессиональной подготовленности будущих специалистов. Студенческие олимпиады проводятся с целью совершенствования качества подготовки специалистов, а также для повышения интереса студентов к избранной профессии. К преподавателям нашей кафедры обратились преподаватели кафедры "Технология и организация общественного питания" за помощью в проведении олимпиады по дисциплине «Этикет гостеприимства". Проведению олимпиады предшествует подготовительный этап, во время которого преподаватели нашей кафедры разрабатывали тесты, перечень теоретических вопросов, темы рефератов и практических заданий на иностранном языке. Среди студентов проводилась работа по привлечению их к участию в олимпиаде, и формировались команды. Олимпиада по этикету гостеприимства проходила среди студентов 2 курса. В программе олимпиады была отражена специфика обслуживания иностранных туристов из Греции, Египта, Африки. В процессе подготовки к олимпиаде студенты изучали специальную и вспомогательную литературу по культуре, традициям и обычаям разных народов, изучали их литературное наследие. В первый день проведения олимпиады студенты зачитали рефераты по выбранной тематике, ответили на тестовые задания и теоретические вопросы. Во второй день выполнялись практические задания - сервировка тематических столов, представление их в стихах или прозе, иногда с музыкальным сопровождением. Преподаватели оценивали соблюдение техники сервировки столов, соответствие ее тематике, глубину воплощения идеи, выставляли итоговую оценку. Олимпиада позволяет студентам показать знание теоретических основ дисциплины, а также проявить эрудицию, раскрыть творческий потенциал, продемонстрировать практические навыки.

ВЫВОДЫ

В заключение важно отметить - роль преподавателя сводится к созданию благоприятного микроклимата, необходимой культуры общения студентов, координации их деятельности. В его руках должны быть невидимые нити организации и управления творческой деятельностью студентов. Изложенная методика позволяет включить в обучение иностранному языку элементы проблемности, придать творческий характер самостоятельной работе обучаемых под руководством преподавателя, стимулировать их профессиональную подготовку в процессе обучения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ларионов, С.В. Система управления качеством образования в Саратовском государственном аграрном университете им. Н.И. Вавилова / С.В. Ларионов // Актуальные проблемы процесса обучения: модернизация аграрного образования. Материалы Международной учебно-методической конференции. Часть 2. - ФГОУВПО «Саратовский ГАУ", 2007. - С.5-11

2. Мизюрова, Э.Ю. Формирование межкультурной компетенции в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку в аграрном вузе / Э.Ю. Мизюрова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 1 (33). -С.187-192.

3. Мизюрова, Э.Ю. Развитие творческого потенциала студентов младших курсов аграрного вуза как фактор повышения качества лингвистического образования. / Э.Ю. Мизюрова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 9 (139). - С.96-102

4. Сурков, В.И. Национализация будущего / В.И. Сурков // Эксперт - 2006. - № 43. - С.

REFERENCES

1. Larionov, S.V. (2007), "Control system for the education quality in the Vavilov Saratov State Agrarian University", Actual problems of education process: Modernization of the agrarian education: proceedings of the International educational and methodic conference, part 2, Saratov, pp 5-11.

2. Mizyurova, E.Yu. (2015), "Formation of the intercultural competence in the process of professionally-oriented foreign language teaching in an agrarian university", University Proceedings Volga Region. Humanities, Vol. 33, No.1, pp 187-192.

3. Mizyurova, E.Yu. (2016), "Creative potential development of junior students of the agrarian university as the factor of quality improvement in linguistic education", Uchenye zapiski universiteta imeniP.F. Lesgafta, Vol.139, No.9, pp 96-102.

4. Surkov, V.I. (2006), "Nationalization of the future", Expert, No 43, pp 106.

Контактная информация: Elvmiz @mail.ru.

Статья поступила в редакцию 27.07.2017

УДК 796.386

ВЛИЯНИЕ КОФЕИНА НА ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ

НАСТОЛЬНЫМ ТЕННИСОМ

Олег Борисович Немцев, доктор педагогических наук, профессор, Владимир Ильич Сидоров, кандидат педагогических наук, Адыгейский государственный университет (АГУ), Майкоп; Ирина Николаевна Грекалова, кандидат педагогических наук, Краснодарский государственный институт культуры (КГИК), Краснодар; Марина Николаевна Мартынова, Белла Малхазовна Гогодзе, Адыгейский государственный университет (АГУ),

Майкоп

Аннотация

Целью исследования являлась оценка возможности влияния на психическое состояние и эффективность соревновательной деятельности студентов-игроков в настольный теннис при помощи приёма кофеина. В исследовании приняли участие девять игроков в настольный теннис со стажем занятий 2-4 года: пять женщин (возраст 19,9 ± 1,7 года, рост 167,6 ± 6,9 см, вес 65,8 ± 12,1 кг) и четверо мужчин (возраст 20,7 ± 1,8 года, рост 177,4 ± 6,4 см, вес 94,8 ± 16,6 кг). В обычном состоянии и через 50 минут после приёма кофеина (перорально, 5,3 ± 0,2 мг/кг) определялись точность попадания в мишень после выполнения наката слева и скорость полёта мяча при этом (использовалась программа видеоанализа Kinovea, скорость съёмки 240 Гц), время простой и сложной зрительно-моторной реакции (использовалась программное обеспечение Reaction Time Test 1). Было установлено, что все рассматриваемые показатели в обследованной группе оказались идентичными в обычных условиях и после приёма кофеина (p > 0,05). Однако, у отдельных испытуемых было зафиксировано достоверное улучшение точности попадания в мишень при выполнении наката слева (p = 0,012) и повышение скорости полёта мяча (p = 0,000), что позволяет считать необходимым изучение и учёт индивидуальных особенностей реакции игроков в настольный теннис на приём кофеина.

Ключевые слова: время зрительно-моторной реакции, целевая точность, накат слева.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.