Психология
УДК 371.322.3
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Колесова Оксана Вячеславовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени К. Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Тивикова Светлана Константиновна ГБОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ НЕСТАНДАРТНЫХ АРИФМЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Аннотация. Статья посвящена важной и значимой для начального общего образования теме -формированию творческого мышления младших школьников на уроках математики. Проанализированы подходы к формированию творческого мышления обучающихся начальных классов, описаны основные виды нестандартных арифметических задач, показано, каким образом возможно организовать процесс формирования творческого мышления на уроках математики в начальной школе. Для подтверждения гипотезы проведен педагогический эксперимент, включающий в себя три части: констатирующую, формирующую, контрольную.
Ключевые слова: творческое мышление, нестандартные задачи, младший школьник.
Annоtation. The article is devoted to an important and significant topic for elementary general education - the formation of creative thinking of younger students in mathematics lessons. The approaches to the formation of creative thinking of primary school students are analyzed, the main types of non-standard arithmetic problems are described, it is shown how it is possible to organize the process of forming creative thinking in mathematics lessons in elementary school. To confirm the hypothesis, a pedagogical experiment was carried out, which includes three parts: ascertaining, forming, control.
Keywords: creativity, creative thinking, non-standard tasks, Junior high school student.
Введение. Современные стандарты второго поколения начального общего образования указывают на важность развития творческой составляющей личности каждого школьника. Во-первых, необходимо формировать творческую личность, способную реагировать на быстро изменяющиеся реалии жизни и трудовой деятельности. Во-вторых, нужно подготовить людей, которые смогли бы обслужить современное производство, а также быть максимально востребованы в выбранной профессии, гибко перестраивая свой режим, распорядок в связи с различными обстоятельствами. Именно поэтому, одной из важных задач школы, в том числе и начальной, является создание и применение таких методов и приемов обучения, которые будет благоприятно влиять на формирование творческого мышления учеников.
Современная система образования задает новые ориентиры в социуме и предъявляет требования к формированию творческой личности, поэтому актуальность формирования творческого мышления детей обусловлена интенсивными преобразованиями. В школах всегда востребованы те дети, которые умеют учиться, хорошо адаптируются к различным жизненным обстоятельствам, которые способны найти нестандартное решение. Таким образом, учителю необходимо формировать творческую личность детей, развивать в них стремление к активной творческой деятельности и использование своих возможностей максимально продуктивно, также необходимо, чтобы дети приобретали умения для формирования творческого мышления. Несмотря на благоприятные последствия в формировании творческого мышления, в современном учебном процессе существуют факторы, которые сдерживают формирование и развитие творческого потенциала детей [3].
Первый фактор - это противоречие между необходимостью в применении творческого подхода в обучении и опорой, в основном, на репродуктивную деятельность детей младшего школьного возраста, где различные средства развития творческого мышления обучающихся, используются недостаточно.
Второй фактор - это противоречие между направленностью образовательного учреждения на индивидуально - личностное развитие детей и коллективностью в процессе обучения. С одной стороны, в центре учебного процесса стоит личность ребенка, для которой необходимо создать благоприятные условия для развития внутреннего потенциала. С другой стороны, обучение носит коллективный характер, что ограничивает возможности развития творчества у детей.
Для того, что мышление школьника было максимально продуктивным, его необходимо развивать с творческой направленности, ориентируясь на возможности ученика [8]. Невозможно не отметить то, что привычный режим мышления ограничивает свободу новый идей у детей. Именно поэтому необходимо давать задания, которые связаны с незнакомыми ситуациями, при их решении ребенок будет прилагать собственные творческие усилия [6].
В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, предполагающий обеспечивать развитие творческого потенциала детей, обогащать формы взаимодействия с другими людьми в процессе познавательной деятельности [10]. Наше исследование направлено выявление взаимосвязи между формированием творческого мышления и использованием нестандартных задач на уроке математики.
Изложение основного материала статьи. Понятие «творческое мышление» рассматривается отечественными и зарубежными учеными: В.Н. Дружинин, В.С. Юркевич, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, Дж. Гилфорд, П. Торранс, в концепции Н. Воллаха и Н. Когана, в тестах С. Медника и др. [2]. Большинство исследователей считает, что творческое мышление связано с процессом преобразования окружающей действительности, и это не только материальная среда, но и интеллектуальные продукты деятельности.
Р. Немов отмечает, что творческое мышление не всегда взаимосвязано с одним из видов мышления, например, словесно-логическим, оно также может быть практическим или образным [7].
В существующей системе образования почти не содержатся специальные меры, которые были бы направлены на последовательное и регулярное выявление динамики развития у учащихся творческого мышления. Например, в исследованиях М.С. Бернштейна, П.П. Блонского, М. Вертгеймера, В.Н. Дружинина
[3] раскрываются проблемы, которые связаны с исследованием возрастных особенностей формирования творческого мышления учащихся начальных классов.
В современной литературе творческое мышление представлено как процесс, описанный как качественно (в виде характеристик), так и количественно (в виде показателей и результатов тестов и тестовых методик). Однако в рамках такого предмета, как математика, исследований, посвященных формированию творческого мышления явно недостаточно.
Понятно, что в начальных классах только закладываются основы творческого мышления, но именно в этот период необходимо делать первые шаги в этом направлении. Младшие школьники наиболее восприимчивы к новой информации и новым способам действия, у детей проявляется потребность и желание в обучении, и здесь, главное, подкреплять их желание чем-то новым, нестандартным [2]. Для формирования творческого мышления важен тот факт, что отношение между процессами мышления и речи не постоянны, а переменны, то есть мышление и речь развиваются не параллельно и не равномерно, поэтому учителю нужно использовать такие методы и приемы обучения, при которых эти процессы шли почти бы вровень.
Современный государственный стандарт уделяет огромное внимание развитию математических способностей младших школьников. Формировать математические способности - очень важно. Именно поэтому учителю необходимо создать такую атмосферу, в которой каждый ребенок мог бы проявлять свою инициативу, самостоятельность, а также свои знания, умения и навыки, творческие возможности. Но математика - сложный предмет, и чтобы формировать у учащихся творческое мышление, необходимо выходить за рамки учебного материала и использовать нестандартные задачи в процессе обучения [4].
Нестандартные задачи позволяют осуществлять мыслительный процесс, который связан с применением понятий, с их оперированием, а также с различными математическими конструкциями. Ребенок должен понимать и принимать учебную задачу, то есть необходимо соотнесение с потребностно-мотивационной сферой личности. То есть нестандартные задачи должны быть понятны ребенку, но в то же время вызывать затруднение, что является важным для формирования творческого мышления.
Наиболее точно понятие «нестандартная задача» сформулировал А.З. Зак: «Нестандартные задачи - это такие, для которых в курсе математики не имеется общих правил и положений, определяющих точную программу их решения» [5]. Д.А. Сергеева уточняет это понятие, вводит определение нестандартная арифметическая задача: «это текстовая задача, в которой требуется вычислить значение некоторой величины с помощью арифметических операций над числами, и для которой в курсе математики нет общих правил и положений, определяющих точную программу решения» [9].
Таким образом, польза от работы с нестандартными арифметическими задачами несомненна и заключается в следующем. Нестандартные арифметические задачи: развивают вариативность и гибкость мышления; формируют альтернативный подход к анализу ситуации; приучают к использованию необычных приемов и методов решения.
Мы предлагаем ввести последовательные этапы для более эффективной работы с нестандартными арифметическими задачами. Вначале необходима разминка для настроя на работу, активизации полученных ранее знаний. Это может быть устный счет в виде математического или комбинированного диктанта. На втором этапе целесообразно применять простые задачи, которые будут являться катализаторами для появления мотивационной готовности к решению сложных задач. Затем нужно давать возможность работы в группах, где предъявляются более сложные, частично-поисковые задачи. И, наконец, можно приступать к решению сложных нестандартных задач различных типов.
При выявлении уровней сформированности творческого мышления была сконструирована диагностическая методика, включавшая в себя методики: «Использование предмета» (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), «Выражения» (Дж. Гилфорд и П. Торренс в модификации Е. Туник), тест креативности П.Торренса. которая была реализована авторами эмпирического исследования на базе школ г. Нижнего Новгорода. Объём целевой выборки составил 160 человек (80 человек составляли экспериментальную группу и 80 контрольную). Все младшие школьники изучали математику по учебно-методическому комплексу «Школа России» (авторы Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В.).
Анализ результатов исследования уровней сформированности творческого мышления показал более высокий уровень творческого мышления в контрольной группе по сравнению с экспериментальной.
Низкий уровень творческого мышления был диагностирован у 15% респондентов контрольной группы и 17% экспериментальной группы, средний уровень у 68% третьеклассников контрольной группы и 80% экспериментальной группы, высокий уровень - 17% и 3% в контрольной и экспериментальной группе соответственно.
На формирующем этапе эксперимента была осуществлена разработка и апробация системы нестандартных арифметических задач для формирования и развития творческого мышления младших школьников.
При использовании нестандартных задач использовались следующие приемы работы: изучение условия задачи; выдвижение плана; поиск аналогий; сравнительные чертежи; разбиение задачи на части; решение одной задачи несколькими способами; приём разбора готовой задачи.
Нами была разработана система работы с нестандартными заданиями на уроках математики, направленная на формирование творческого мышления школьника. Мы предложили использовать 4 блока нестандартных математических задач. Приведем примеры таких заданий.
1 .Задания, направленные на умение увидеть «необычный» ответ:
• У кого больше ног - у 6 пауков или у 8 жуков?
• Хитрый кот сидел у аквариума и вылавливал рыбок. Сколько всего рыбок он сможет выловить, если в аквариуме их 15, а кот поймал 9 рыбок?
• В феврале 2016 года ленивец Гоша в зоопарке проспал 3 недели. Сколько дней он бодрствовал?
2. Задания, связанные с решением геометрических задач:
• Какое самое маленькое количество одинаковых треугольников нужно использовать, чтобы сложить квадрат?
• Третьеклассники на уроке технологии делали геометрическое лото для первоклассников. На каждой карточке в линию были расположены квадрат, прямоугольник, круг и треугольник. Геометрические фигуры
третьеклассники клеили так, что все они, кроме квадрата находились в разных местах. Сколько вариантов карточек лото могут получить третьеклассники?
• Сколько вершин у 15 пятиугольников и 16 шестиугольников?
3. Комбинаторные задачи:
• Алиса раскрашивает геометрические фигуры в разные цвета - синий, красный, зеленый и желтый. У нее есть квадрат, круг, треугольник и прямоугольник. Квадрат - не зеленый и не синий, треугольник - не красный и не синий. Прямоугольник - желтого цвета. Какого цвета получился круг?
• В вазе лежат яблоко, банан, груша и киви. Ребята взяли по фрукту. Настя взяла киви, Света не любит груши, но банан ей не достался, Митя не стал брать яблоко, а Надя съела грушу. Какой фрукт достался Свете?
• В наборе 6 фломастеров. Четвертым лежит зеленый фломастер, между зеленым и черным -коричневый, первый фломастер - не желтый, а второй - не красный. Синий фломастер лежит перед зеленым. Найди правильный порядок фломастеров в коробке.
4. Арифметические задачи:
• Юля ходит в «Школу будущего первоклассника» и учится писать цифры. Она уже научилась писать цифры 1 и 7. Сколько всего чисел от 1 до 30 она сможет написать?
• Разность двух чисел равна 5. Одно число в 2 раза меньше другого. Какие это числа?
• Нина задумала число. Разделила его на 2, вычла из результата 2, прибавила 4 и прибавила еще 1. Она получила число на 1 большее, чем самая большая цифра. Какое число задумала Нина?
• Выполните действие: к самому большому двухзначному числу прибавьте самое маленькое трехзначное число. Сколько нужно прибавить к результату, чтобы получить половину тысячи?
Выводы. На контрольном этапе, цель которого выявить эффективность разработанной системы использования нестандартных арифметических задач с точки зрения ее влияния на формирование творческого мышления младших школьников, нами проанализированы полученные результаты. В экспериментальной группе резко изменился уровень сформированности творческого мышления. Низкий уровень показали 5% обучающихся, средний 52%, высокий - 43%. В контрольной группе показатель уровня сформированности творческого мышления практически не изменился: 15% низкого уровня, 66% среднего уровня и 19% высокого уровня.
Таким образом, использование нестандартных арифметических задач на уроках математики привело к достаточно существенному изменению уровня сформированности творческого мышления третьеклассников. Следовательно, для формирования творческого мышления школьников, необходимо использование сложных, нестандартных заданий.
Литература:
1. Бернштейн М.С. О природе научного творчества // Вопросы философии. - 1986. - № 5. - С. 131-142.
2. Гин С. Как развивать креативность у детей. Методическое пособие для учителя начальных классов. -М: Вита-Пресс, 2018. - 168 с.
3. Деменева Н.Н., Колесова О.В. Оценка эффективности реализации компетентностного подхода в обучении математике в начальной школе // Вестник Мининского университета. - 2018. - Том 6. - №3. - С. 7. DOI:10.26795/2307-1281-2018-6-3-7
4. Зайцева С.А., Новикова Н.А. Роль олимпиадных заданий в развитии познавательных интересов у школьников // Актуальные вопросы реализации ФГОС дошкольного и начального общего образования. Сб. по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, НГПУ им. К. Минина. -2017. - С. 449-452
5. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников. - М.: Педагогика, 2010. - 324 с.
6. Млодинов, Л. Гибкое мышление в эпоху перемен. - М: 'Ъ^еЬоок / Гаятри", 2019. - 263 с.
7. Немов, Р.С. Психология. Книга 1: общие основы психологию. - М.: Владос, 2016. - 758 с.
8. Рубинштейн, С. Основы общей психологии. - М: АСТ, 2020. - 1413 с.
9. Сергеева, Д.А. Нестандартные арифметические задачи — одно из средств формирования исследовательских умений // Начальная школа. - 2013. - №11. - с. 62-65.
10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования третьего поколения. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
Психология
УДК 159.9
кандидат психологических наук, доцент кафедры практической и специальной психологии Зиновьева Людмила Васильевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск); старший преподаватель кафедры практической и специальной психологии Ганпанцурова Ольга Борисовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Новосибирский государственный педагогический университет» (г. Новосибирск)
ДЕСКРИПТИВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В АСПЕКТЕ ЭМЕРДЖЕНТНОСТИ РОЛЕВОГО ОПЫТА
Аннотация. В статье анализируются дескриптивные компоненты коммуникативных навыков в аспекте эмерджентности социально-ролевого опыта субъекта. Приводится содержательный анализ гибких социальных компетенций согласно представлениям отечественных и зарубежных исследований. Интерактивная гибкость рассматривается в классе кросс-функциональности. Представлен проект дескриптивной модели репертуара коммуникативных навыков, которая отражает специфику преобразований в соответствии с условиями взаимодействия субъекта, в частности - диада, группа и виртуальная среда.
Ключевые слова: коммуникативные навыки, интерактивная гибкость, социально-ролевая эмерджентность.