Научная статья на тему 'Формирование творческого мышления как интегрального психологического феномена'

Формирование творческого мышления как интегрального психологического феномена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1151
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТВОРЧЕСТВО / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ШКОЛЬНИКОВ / КОНЦЕПЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА / CREATIVITY / CREATIVE THINKING OF SCHOOLCHILDREN / CONCEPTION OF CREATIVE THINKING AS AN INTEGRATIVE PHENOMENON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чернецкая Надежда Игоревна

В статье описываются и обосновываются принципы, которые должны лежать в основе формирования творческого мышления современных школьников. Эти принципы отражают сущность авторской концепции творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of creative thinking as an integrative psychological phenomenon

The paper concerns description and substantiation of principiums that are supposed to be a basis of formation of schoolchildren’s creative thinking in contemporary school conditions. These principiums are at one point a result of author’s summarization and at another point they are reflecting the main essence of author’s conception of schoolchildren’s creative thinking as an integrative psychological phenomenon

Текст научной работы на тему «Формирование творческого мышления как интегрального психологического феномена»

Н. И. Чернецкая

(Иркутск)

Формирование творческого мышления

КАК ИНТЕГРАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ФЕНОМЕНА

В статье описываются и обосновываются принципы, которые должны лежать в основе формирования творческого мышления современных школьников. Эти принципы отражают сущность авторской концепции творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена

Проблема творческого мышления школьников является довольно хорошо разработанной в современной психологии, однако из-за многоаспектности самого феномена творческого мышления эти исследования, будучи интересными, глубокими и продуктивными, зачастую разобщены относительно друг друга, базируются на совершенно разных подходах и сфокусированы на разных элементах изучаемого феномена.

Обобщение принципов формирования творческого мышления в условиях школы следует начать с известных общеметодологических подходов, принятых в психологии: качественный подход, предполагающий, что психика ребенка обладает качественно другими характеристиками, чем психика взрослого человека; возрастной подход, учитывающий, что психическое развитие на каждом возрастном этапе подчиняется определенным возрастным закономерностям, имеет свою специфику; культурно-исторический подход, рассматривающий формирование психики в онтогенезе как феномен культурного происхождения; личностный подход, предполагающий, что поведение ребенка определяется непосредственными и широкими мотивами; деятельностный подход - деятельность наравне с обучением рассматривается как движущая сила психического развития.

Эти подходы определяют ряд принципов, на которых должны строиться современные психологические программы формирования познавательных функций у школьников:

- принципы на основе культурно-исторического подхода: активности, инициативности, субъектности, опора на зону ближайшего развития, опора на обучение как движущую силу развития («обучение ведет за собой развитие», где обучение понимается в контексте

понятия «зона ближайшего развития»], опора на среду как источник развития ребенка (воздействия среды сами меняются в зависимости от того, на какие психологические особенности ребенка они накладываются], специфичность развивающего эффекта в зависимости от возраста, интерференция условий развития;

- принципы на основе личностного подхода: ведущей роли личностного развития по отношению к интеллектуальному и физическому; уникальности и самоценности развития ребенка в школьном детстве; амплификации развития в противоположность принципу интенсификации, расширение возможностей развития психики ребенка за счет максимального развития всех специфически детских видов деятельности, в результате чего происходит обогащение, подпитывание развития психики через специально организованную систему обучения и воспитания, благодаря чему деятельность из инструмента педагогического воздействия трансформируется в средство саморазвития ребенка;

- принципы на основе деятельностного и возрастного подходов: деятельность является движущей силой развития ребенка, принцип интериоризации и экстериоризации как механизмы развития и обучения, неравномерность (гетерохронность] развития и формирования психических действий, ведущая роль сензитивных периодов развития, когда важно осваивать определенное культурное содержание в наиболее благоприятный для этого период и строить этот процесс на основе возможностей ребенка.

Ряду авторов принадлежит разработка свода принципов, характеризующих процессы развития в период школьного детства. Знание и понимание их необходимо для орга-

низации эффективного взаимодействия со школьниками, построения содержательных и эффективных развивающих программ [2, 5, 6, 7]. Приведем здесь лишь те принципы, которые отличны от перечисленных ранее и дополняют их: творческий характер развития (главным в развитии должно стать не усвоение опыта, а его порождение], ведущая роль социокультурного контекста развития (программы развития школьников должны быть наполнены культурными и историческими контекстами и параллелями], совместная деятельность и общение как движущая сила развития, как средство обучения и воспитания, непреходящая ценность всех этапов детского развития, принцип единства аффекта и интеллекта, или принцип активного деятеля, опора на символизацию.

Перейдем к более содержательно специфичным принципам, связанным с самой сущностью творческого мышления и определяющим особенности формирующей работы с ним.

Выделены следующие условия формирования творческого мышления учащихся [2, 3, 5, 15]: паритет заданий дивергентного и конвергентного типа, то есть задания дивергентного типа должны не только присутствовать как равномерные, но и в некоторых предметных занятиях доминировать, доминирование развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью, сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического использования, доминирование исследовательской практики над репродуктивным усвоением знаний, ориентация на интеллектуальную инициативу, неприятие конформизма - необходимо исключать все моменты, требующие конформистских решений, формирование способностей к критичности и лояльности в оценке идей, стремление к максимально глубокому исследованию проблемы, высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем, индивидуализация - создание условий для полноценного проявления и развития специфичных личностных функций субъектов образовательного процесса, про-блематизация - ориентация на постановку перед детьми проблемных ситуаций.

При построении программ для формирования творческого мышления эти принципы дополняются и другими [4, 8, 9, 10]: обучать

учащихся искать разные пути достижения цели и затем выбирать наилучший, обеспечивать их достаточным количеством пособий и упражнений для выработки и тренировки творческих навыков, обучать их задавать необходимые вопросы и определять само наличие задачи, обучать их определять качество идеи по ее последствиям, вознаграждать оригинальные и полезные идеи, следя за тем, чтобы учащиеся получали удовольствие от самого творческого процесса, предлагать учащимся находить решения в нестандартных ситуациях, доказать важность проявления настойчивости при неудачах, предлагать учащимся составлять приблизительный план поиска решений.

Существуют и своеобразные принципы «воспитания творческой личности» [1], поддержание которых снизит «антитворческий» характер обычного школьного образования: не подавлять интуицию ученика, следует поощрить за попытку использовать интуицию и направить на дальнейший логический анализ выдвинутой идеи, формировать у учащегося уверенность в своих силах, веру в свою способность решить задачу, опираться на положительные эмоции, стимулировать стремление учащегося к самостоятельному выбору целей, задач и средств их решения, поощрять склонность к рискованному поведению, не допускать формирования конформного мышления, бороться с ориентацией на мнение большинства, развивать воображение и не подавлять склонность к фантазированию, формировать чувствительность к противоречиям, умение обнаруживать и сознательно формулировать их, использовать в обучении задачи открытого типа, шире применять проблемные методы обучения, которые стимулируют установку на открытие нового знания, обучение специальным эвристическим приемам решения задач различного типа, совместная с преподавателем исследовательская деятельность, поощрять стремление быть самим собой, слушать свое «Я».

Мы полагаем, что все приведенные выше обобщенные принципы можно дополнить и особыми принципами, содержательно и эмпирически вытекающими из разрабатываемой нами авторской концепции творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена [13].

Мы полагаем, что творческое мышление нуждается в том, чтобы быть «возвращен-

ным» в понятийную область мышления. Нам кажется правомерным предполагать, что творческое мышление опирается на все виды мышления в их взаимосвязях, так что реализация творческого мышления возможна лишь при условии гармоничной интеграции всех видов в его структуре. В результате творческое мышление уже нельзя прямолинейно противопоставлять «нетворческому», а необходимо понимать его как высшую форму мышления, как его высший уровень, как результат интеграции наиболее сложных форм мышления (прогностического, дивергентного, гипотетического, продуктивного и т.д.] [11, 12, 13, 14].

Трактуя творческое мышление школьников как интегральный по отношению к отдельным видам и формам мышления психологический феномен, мы можем дополнить вышеназванные принципы формирующей работы с творческим мышлением в условиях школы и рядом другим - вытекающих из концепции творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена [15]:

- принцип направленности формирования творческого мышления на интеграцию его компонентов. Творческое мышление является интегральным образованием и может развиваться именно через последовательную интеграцию отдельных видов мышления. Это означает, что основная задача формирующей программы заключается не в тренировке отдельных параметров мышления, а в обеспечении их интеграции;

- принцип взаимодетерминации отдельных видов мышления в структуре творческого. Некоторые виды мышления развиваются не сами по себе, а оказывают существенное влияние на другие виды, до некоторой степени являются их детерминантами. Так, например, абстрактное мышление может оказывать влияние на теоретическое, продуктивное, словесное, образное и системное мышление. Следовательно, в формирующей программе необходимы учет таких связей и опора на них - можно использовать какие-то отдельные виды мышления как инструмент развивающего воздействия по отношению к другим видам мышления;

- принцип воссоздания естественного онтогенеза творческого мышления. Виды мышления, предлагаемые в разных классификациях, оказались связанными между собой

значимыми связями как внутри этих классификаций, так и между ними. Естественный онтогенез творческого мышления, заключающийся в установлении взаимосвязей между видами мышления, должен быть воссоздан и ускорен в искусственной форме в формирующей программе;

- принцип развития комплексных видов мышления через более узкие и относительно простые виды мышления. Так, развивая системное, продуктивное, дивергентное мышление, необходимо первоначально обеспечить достаточно высокий уровень логического, образного, словесного мышления. Вообще, в развивающей программе необходимо искусственно воссоздавать и стимулировать порядковые отношения (в генетическом и онтогенетическом планах] между свойствами и видами мышления (логичность, образность, абстрактность - первичные; системность, продуктивность - вторичные; дивергент-ность, прогностичность - третичные];

- принцип учета онтогенетической рядо-положенности отдельных видов мышления в развитии. Виды мышления, развивающиеся примерно в один и тот же возрастной период, должны развиваться параллельно и в формирующей программе, так как это может усилить развивающий эффект данной программы;

- принцип согласования содержания и когнитивных механизмов отдельных видов мышления в структуре творческого. Сходные по содержанию и когнитивным механизмам виды мышления (например, абстрактное и логическое, которые часто объединяют в абстрактно-логическое, подчеркивая тем самым их сущностное единство], должны развиваться в программе во взаимосвязи;

- принцип взаимосвязанного развития по цели и функциям видов мышления. Некоторые виды мышления в структуре творческого становятся более эффективными, если их развивать во взаимосвязи с другими видами, отличающимися от них по целям, функциям или содержанию. Так, например, логическое мышление становится еще более эффективным, если связывается с прогностическим: логическое мышление обеспечивает саму структуру решения задачи, а прогностическое мышление экстраполирует эту структуру на будущее. Формировать такие виды мышления в изоляции нецелесообразно;

- принцип использования некоторых видов мышления как универсальных опосре-

дующих компонентов в структуре творческого мышления. Универсальным опосредующим звеном в структуре творческого мышления могут выступать словесное и образное мышление. Поэтому, во-первых, конкретные упражнения или занятия формирующей программы должны использовать словесный и образный материал, давая остальным видам мышления проявиться в содержательно различном контексте; во-вторых, названные виды мышления можно целенаправленно связывать с другими видами, расширяя взаимосвязи в структуре творческого мышления;

- принцип опоры на взаимосвязи между содержательно противоположными видами мышления. Некоторые содержательно противоположные виды мышления, например, теоретическое и практическое, тем не менее оказываются связанными между собой в структуре творческого мышления, и в процессе целенаправленного развития творческого мышления эти связи необходимо усиливать, развивая тем самым разные стороны творческого мышления, в частности его диалектическую способность, и повышая интеллектуальный потенциал учащегося в целом;

- принцип системного развития высших видов мышления в структуре творческого. Высшие виды мышления (системное, дивергентное, прогностическое, продуктивное] функционируют не по отдельности, а образуют единую систему и в рамках развивающей программы развиваться должны во взаимосвязанном виде. Именно эти виды мышления можно считать ключевыми компонентами творческого мышления и одновременно критериями его развития.

Обобщая приведенные выше принципы, можно сформулировать несколько положе-

ний, на которые должны опираться формирующие творческое мышление школьников программы:

- творческое мышление является не исключительным, а относительно универсальным психическим феноменом, поэтому в программе развития творческого мышления, основанной на концепции творческого мышления школьников как интегрального психологического феномена, могут участвовать все желающие школьники; никакого специального отбора не требуется;

- развивающая / формирующая творческое мышление программа - это не программа по выявлению и развитию одаренных детей, а программа оптимизации мышления учащегося с целью вывода этого мышления на высший уровень - творческий;

- в такой программе некорректно и нецелесообразно говорить о наличии или отсутствии творческого мышления, поскольку потенциал развития творческого мышления -это потенциал сочетанного развития отдельных видов мышления, входящих в его структуру;

- основное содержание такой развивающей программы заключается не в тренировке навыков изобретательства или «натаскивании» по беглости, гибкости и оригинальности, а в развитии компонентов мышления в их корреляционных, факторных отношениях.

Эти положения указывают на то, что интегральная природа творческого мышления школьников может развиваться на управляемых условиях, и главное, к чему должна стремиться такая формирующая программа - это воссоздание и стимулирование естественных интегральных отношений в структуре творческого мышления школьника.

Литература

1. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. - М. : Прогресс, 1990. - 127 с.

2. Волков И. П. Учим творчеству // Педагогический поиск. -1987. - 142 с.

3. Вяхирева Е. А. Развитие творческого мышления младших школьников в процессе личностно-ориентированного обучения.

- М. : МЦНТИ, 1998. - 253 с.

4. Гатанов Ю. Б. Курс развития творческого мышления. Программа «Умное поколение». Вып. 1-5. - СПб. : ГМНПП «ИМАТОН», 1998.

5. Григорович Л. А. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления личности. -Новосибирск : Изд-во НГУ, 1996. - 195 с.

6. Данилова В. Л. Практическое обучение решению творческих задач в США // Вопр. психологии. - 1976. - № 4. - С. 114-130.

7. Доснон О. Развитие креативности : креативность и обучение : когнитивное обучение : современное состояние и перспективы. - М. : Изд-во института психологии РАН, 1997.

8. Карпова Е. В. Программа «Развитие интеллекта и креативности детей в условиях семейного взаимопонимания» // Программы психологической коррекционно-развивающей работы в образовательных учреждениях. - СПб. : Речь, 1999. - С. 47-70.

9. Медакова И. Ю. Дидактические основы формирования творческого системного мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. - Л. : ЛГУ, 1996. - 224 с.

10. Меерович М. И. Технология творческого мышления. -Минск : Харвест АСТ, 2000. - 186 с.

11. Чернецкая Н. И. Особенности развития творческого мышления в младшем школьном и подростковом возрасте [Электронный ресурс] // Концепт. - 2012. - № 8 (август). - ART 12108. -URL: http://www.covenok.ru/koncept/2012/12108.htm (дата обращения 14.05.2013)

12. Чернецкая Н. И. Интегральная концепция творческого мышления в контексте компетентностного подхода в современном образовании // Вестник педагогических инноваций. -№4(24). - 2010. - С. 67-75.

13. Чернецкая Н. И. Интегральная концепция творческого мышления и его развития у школьников : монография. -Иркутск: Изд-во ИГУ, 2012. - 321 с.

14. Чернецкая Н. И. Принципы развития творческого мышления школьников на основе его интегральной концепции // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2012. - Т. 12. - № 1. - С. 76-79.

15. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности школьника // Вопр. психологии. - 1996. - № 3. - С. 28-34.

---------^-----------

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.