групп с дифференцированным содержанием воспитательной работы в них. В-третьих, в соответствии с возможностями родителей воспитанников, их имущественным и социальным положением возрастала потребность в специальной организации социального взаимодействия, как внутри конкретной возрастной группы, так и между разными возрастами. Все это вместе взятое стимулировало поиск и включение в систему воспитания кадетских корпусов новых элементов, составляющих в будущем ее основу.
Приведенные примеры содержания воспитания в кадетских корпусах позволяют сделать вывод о том, что исторически сложилась традиция индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивающего формирование воспитывающей среды на основе индивидуально-личностных интересов, социального опыта обучающихся и реализации миссии учреждения [3].
Стратегия личностного развития подростков в воспитывающей среде современной кадетской школы основывается на исторических традициях кадетского образования, учитывает специфику деятельности кадетской школы как инновационного образовательного учреждения, аккумулирует и интегрирует опыт воспитания, накопленный,
как в системе российского образования, в целом, так и кадетского воспитания, в частности.
Библиографический список
1. Воспитательное пространство: Опыт региона: Монография / под ред. Н.М.Рассадина. - Кострома: Студия оперативной полиграфии «Авантитул», 2006. - 211 с.
2. Сериков В.В.. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: Монография. -Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.
3. Титова Т.Н. К вопросу об истории кадетских школ России. // Педагогика и психология как ресурс развития современного общества: Материалы международной научной конференции: В 2-х т. Т. 1. Педагогика / отв. ред. А.А.Романов; Ряз. гос. ун-т имени С.А.Есенина.- Рязань, 2007. - С. 153-157.
4. Тихомирова Е.И. Становление школьника-лидера в воспитывающей среде школы: Монография. - Самара, Изд-во СГПУ 2001. - 220 с.
5. Тихомирова Е.И. Социальная педагогика: Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб.заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 144 с.
6. Тихомирова Е.И. «Солнечное ожерелье»: Учебное пособие для студентов, социальных технологов, педагогов. - Самара: Изд-во СГПУ 2006. - 180 с.
Е.В. Абрамов
ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ОБУЧАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ
ИЗУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКИ
В последние годы проблема формирования творческих умений у учащихся в школе приобрела особую актуальность, поскольку, как свидетельствуют данные многочисленных исследований А.М. Матюшкина, Н.Н. Подьякова, Я.А. Пономарева и др., низкий уровень сформированно-сти творчества, отрицательное отношение к учению, познанию нового являются основной причиной неуспеваемости учащихся. Анализ работы по проблеме показал, что большинство исследователей обращает внимание на общедидактические аспекты формирования творческих умений в процессе обучения. При этом уточнение о том, что это формирование осуществляется именно на уроках математики, в основном носит иллюстративный характер. В работах по теории и методике обучения математике приоритетно исследуются проблемы формирования умений,
обеспечивающих творческий характер познания, а не творческих по своей сути. В работах Я.А. Ваг-раменко, Б.И. Зобова, А.Х. Ина, К.К. Колина, М.П. Лапчика, И.В. Роберт и др. обращается внимание на то, что электронные образовательные ресурсы являются эффективным средством при обучении конкретным предметам. В работах В.А-. Далингера, В.М. Монахова, А.Я. Цукаря и др. разрабатываются технологии использования электронных учебников при обучении учащихся математике. В работах психологов Л.К. Максимова, В.В. Рубцова, М.А. Холодной, Д.И. Фельдштейна и др. представлены разработки занятий, обеспечивающих развитие творчества с использованием электронных образовательных ресурсов. Однако, исследователи практически не обращают внимание на дидактический потенциал электронных образовательных ресурсов в формировании
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1 © Абрамов Е.В., 2007
творческих умений на уроках математики.
Целью нашей работы является научное обоснование и построение методической системы формирования творческих умений у учащихся старших классов на уроках математики с использованием электронных образовательных ресурсов.
В рамках проведенного нами исследования было установлено, что творчество состоит из следующих компонентов: мировоззренческий, мотивационный, содержательно-операционный и эмоционально-волевой, а содержательно-операционный компонент в своем составе содержит творческие умения. По мнению Я.А. Пономарева и А.Г. Спиркина, особое место в названном компоненте занимают интеллектуально-логические и интеллектуально-эвристические умения. Нам близка позиция В.И. Андреева, который выделяет в данном компоненте интеллектуально-логические, интеллектуально-эвристические, организационные и коммуникативные умения.
Анализ ранее выполненных исследований позволил определить состав группы интеллектуально-логических умений. Среди них следует выделить такие, как умение сравнивать, анализировать, расчленять объект познания на элементы, выделять главное, отбрасывать второстепенное, описывать явления, процессы, логически связно излагать свои мысли, давать определения, устанавливать родовой признак и видовые отличия явления, предмета, объяснять, обосновывать, систематизировать и классифицировать. Группа интеллектуально-эвристических умений включает такие как умение генерировать идеи, выдвигать гипотезы, фантазировать, устанавливать новые связи между компонентами творческой задачи, проводить оценочные действия (независимость суждений, критичность мышления), переносить знания в новые ситуации. Выделение среди творческих умений группы организационных умений не бесспорно, однако, по нашему мнению, именно эти умения позволяют реализовывать творческий процесс и получать в результате деятельности качественно новые продукты. К основным организационным умениям мы относим умения видеть цель и проявлять интеллектуальные и волевые усилия для ее достижения, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль, самооценку личностью своих возможностей, индивидуальных качеств и достижений в учебно-творческой деятельности, отстаивать свою точку зрения и убеждать других, избегать конфликты и успешно их разрешать.
Анализ работ по проблеме исследования позволяет заключить, что для творческих умений как умений должна быть характерна связь с субъектом деятельности, представленность результатов овладения деятельностью. При этом учебно-творческая ситуация становится тем средством, которое позволяет не только проявить данное умение, но и стимулировать его развитие. Аспект творчества отражается следующими характеристиками: предполагается развитие субъекта и получение субъективно нового результата. Для творческих умений ученика должна быть характерна связь не с творчеством как таковым, а с учебно-творческой деятельностью.
Творческие умения субъекта - это такие умения, которые позволяют реализовать учебно-творческую деятельность и получить субъективно новый для учащегося результат.
К настоящему времени нет единого психологического критерия творческой деятельности. Один из наиболее распространенных критериев связывает творческую деятельность с появлением психических новообразований: перцептивных образов (по В.П. Зинченко), знаний (по В.В. Давыдову), целей и смыслов (по А.Н. Леонтьеву и
О.К. Тихомирову), способов действий (по Я.А. Пономареву), речевых высказываний (по А.А. Леонтьеву), познавательной мотивации (по А.М. Матюшкину и М.И. Махмутову).
Для теории обучения особо важен вопрос о том, какая деятельность наиболее благоприятна для развития творческих умений в старшем школьном возрасте. Мы разделяем позицию В.И. Андреева, Я.А. Пономарева, П.М. Якобсона о том, что это учебно-творческая деятельность, представляющая собой один из видов учебной деятельности, направленный на реализацию себя в учебнотворческой ситуации, получение в ее рамках результата, обладающего субъективной новизной, значимостью и прогрессивностью для развития личности и, особенно, ее творческих умений. Учебно-творческая деятельность представляет собой сочетание усвоенных по образцу привычных действий, с одной стороны, и самостоятельно найденных действий, с другой. Она предполагает самостоятельный поиск, создание или конструирование какого-то нового продукта, немыслима без осознания цели поиска, без потребности в самосовершенствовании, без воображения, эмоций. Таким образом, учебно-творческая деятельность может быть ориентирована на реше-
ние либо учебных проблем (Т.В. Кудрявцев, А.И. Матюшкин, М.И. Махмутов), либо творческих задач и заданий (В.И. Андреев, Ю.Н. Кулют-кин, Д. Пойа, В.Г. Разумовский и др.). При этом происходит либо открытие в процессе решения учебной проблемы нового знания (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн и др.); либо появление новых целей (А.Н. Леонтьев, О.К. Тихомиров и др.); либо открытие новых способов деятельности (Ю.Н. Кулюткин, Я.А. Пономарев и др.); либо на основе полученных знаний создание ориентировочной основы действий (Н.Ф. Талызина).
В ходе теоретического моделирования нами была разработана модель процесса формирования творческих умений, которая включает три этапа: мотивационный, содержательно-операционный, и оценочно-рефлексивный.
На первом этапе предполагалось вовлечение учащихся в деятельность по решению учебнотворческих задач для формирования положительного отношения к реализации творческих умений. Данный этап по временным рамкам совпал с изучением алгебраического материала учащимися факультета дополнительного образования Волжского института строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Цель этапа: сформировать устойчивый интерес к учебнотворческой деятельности.
Задачи этапа: 1) создать в группе соответствующий микроклимат для организации учебнотворческой деятельности и решения учебно-творческих задач; 2) возбудить интерес к учебно-творческой деятельности; 3) способствовать созданию ситуаций успеха, радости открытий, эмоционального восприятия результатов деятельности.
Применяемые средства вносят значительные изменения в методы обучения. Использовались дидактические, ролевые игры и учебно-творческие задачи следующих видов: задачи-проблемы, задачи-парадоксы, задачи скрытого вопроса, задачи на формулировку проблемы, задачи на выявление наиболее эффективных эвристик, задачи на уточнение требований и ограничений; организация ситуаций свободного выбора заданий и стимулирования эмоциональных состояний, способствующих зарождению творческих стремлений; использование электронных презентаций; компьютерных логических игр (шахматы, крестики-нолики и др.); электронных образовательных ресурсов на CD-дисках («1С: Школа. Математика,
5-11 кл. Практикум», «1С: Репетитор. Математика (часть I)», «1С: Образовательная коллекция. Математика. Хитрые задачки» и др.); математических пакетов (Maple, MathCAD и др.). На данном этапе в основном задания направлены на формирование мотивов творческого усвоения знаний и стремления к любознательности, интересу к творческой деятельности, к лидерству, к творческим достижениям, к определению ориентиров в творческой деятельности и др. Форма работы выбиралась так, чтобы показать связь математики с другими науками (история, биология, информатика, литература и др.). Основным средством на данном этапе выступают учебно-творческие ситуации «Проверь свое решение на компьютере», «Найди время для творчества», «Я и компьютер». Для нестандартной формы предъявления материала могут использоваться электронные презентации или дидактические игры, реализованные на компьютере.
Второй этап формирования творческих умений у учащихся факультета дополнительного образования был направлен на приоритетное формирование содержательно-операционного компонента творчества и приблизительно совпал с изучением и систематизацией материала курса планиметрии и стереометрии. Цель этапа: сформировать стержневые показатели творчества, отражающие систему интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических умений.
Задачи этапа: 1) формировать умения выделять главное, сравнивать, объяснять, давать определения, описывать явления и процессы; 2) стимулировать учащихся к проявлению активности при решении учебно-творческих задач, инициативы в работе.
Применяемые средства вносят изменения в методы обучения. Использовались игры, а также следующие виды учебно-творческих задач: задачи-проблемы; задачи с избытком информации; задачи с недостатком информации; на выбор оптимального решения; на оптимизацию процесса, функционирования объекта; на обнаружение ошибок; на проверку результата; на оценку результата; на разработку алгоритма; на уточнение цели; на поиск способа решения, который противоположен наиболее очевидному; задачи на определение понятий; на доказательство; на установление причинно-следственных связей; использование электронных справочников («1С: Образовательная коллекция. Стереометрия, 10-11 кл.», «1С: Образовательная коллекция. Алгебра, 7-11
Педагогика. Психология. Социальная работа. Акмеология. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
41
кл.» и др.), математических пакетов (Maple, MathCAD и др.), электронных учебников («1С:Шю-ла. Математика, 5-11 кл. Практикум», «1С: Образовательная коллекция. Планиметрия, 7-9 кл.» и др.), энциклопедий (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, Большой Энциклопедический словарь и др.). На данном этапе в основном задания направлены на формирование таких интеллектуально-логических и интеллектуально-эвристических умений как: анализировать, расчленять объект познания на элементы; выделять главное, отбрасывать второстепенное; описывать явления, процессы, логически связно излагать свои мысли; давать определения, устанавливать родовой признак и видовые отличия явления, предмета; систематизировать и классифицировать; генерировать идеи, выдвигать гипотезы; устанавливать новые связи между компонентами творческой задачи; переносить знания в новые ситуации. На данном этапе основным средством обучения являются такие учебно-творческие ситуации как «Решаем с помощью компьютера», «Проверь свое решение на компьютере», «Найди время для творчества», «Я и компьютер». Также могут использоваться математические пакеты (Maple, MathCAD и др.), обучающие программы («1С:Репетитор. Математика (часть I)», «1С:Обра-зовательная коллекция. Планиметрия, 7-9 кл.» и др.), «поисковики», web-сайты (Бука, 1 С и др.).
На третьем этапе формирования творческих умений у учащихся факультета дополнительного образования обращалось внимание на приоритетное формирование группы организационных умений. Данный этап по временным рамкам совпал с изучением и систематизацией материала раздела «Элементы математического анализа». Цель этапа: сформировать организационные умения в условиях коллективно-распределительной деятельности.
Задачи этапа: 1) создать микроклимат, способствующий организации учебно-творческой деятельности в группах и малых коллективах; 2) способствовать включению учащихся в коллективный процесс решения учебно-творческих задач, стимулируя у них заинтересованность в совместном выполнении заданий, сотрудничестве и взаимопомощи и обеспечивая распределение функций между участниками работы на основе информационно-коммуникационных технологий; 3) формировать умения планировать и прогнозировать собственную деятельность; работать с информацией.
Применяемые средства вносят значительные изменения в методы обучения: насыщение всех
этапов урока групповыми и коллективными формами выполнения заданий; учебно-творческие задачи на распределение обязанностей в процессе коллективно-творческой деятельности; на поиск средств взаимопомощи и сотрудничества, на планирование деятельности; использование возможностей программ офисных приложений (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access и др.), математических пакетов (Maple, MathCAD и др.), экспертных систем, web-сайтов. На данном этапе в основном задания направлены на формирование таких организационных умений, как: планировать свою деятельность; самооценка личностью своих возможностей, личностных качеств и достижений в учебно-творческой деятельности; отстаивать свою точку зрения и убеждать других; избегать конфликты и успешно их разрешать. Для данного этапа основным средством формирования творческих умений у учащихся выступают учебно-творческие ситуации «Решаем с помощью компьютера», «Проверь свое решение на компьютере», «Найди время для творчества», «Познай себя». На третьем этапе использовались возможности программы офисных приложений (MS Word, MS Excel, MS PowerPoint, MS Access и др.) легко доступных любому пользователю, математические пакеты (Maple, MathCAD и др.), экспертные системы, web-сайты (об истории математики, о интересных фактах, о необычных доказательствах и т. д.). На данном этапе работы большое распространение получает использование, так называемых, больших динамических пар.
Представленная модель процесса формирования творческих умений прошла длительную апробацию в Волжском институте строительства и технологий (филиал) Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Опытно-экспериментальным путем доказана ее эффективность.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности (основы педагогики творчества). - Казань: КазГУ, 1988.
2. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству - М.: Знание, 1981.
3. Волков И.П. Учим творчеству - М.: Педагогика, 1982.
4. Матюшкин А.М. Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. - 1989. - N° 6.
5. Пономарев Я.А. Психология творчества. -М.: Просвещение, 1976.