ф
^ Образование в сфере культуры
(^Нормирование творческих качеств
ЛИЧНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УДК 378.02:37.016
Н. К. Бакланова
Московский городской педагогический университет
В статье утверждается значимость и доказывается возможность формирования творческих качеств специалистов социальной сферы в процессе профессиональной подготовки в вузе. Обосновывается необходимость дополнения компетентностно-ориентированного подхода к обучению целостным, деятельностным, личностным и индивидуально-творческим подходами, определяющими авторскую концепцию профессионального мастерства специалиста.
Ключевые слова: творческие качества, компетентостно-ориентированный подход, концепция профессионального мастерства, психолого-педагогические условия формирования творческих качеств.
The article states the importance and proves the possibility of formation of creative character traits of a specialist in a social sphere in the course of professional training. The necessity of supplementing competence oriented approaches to teaching with holistic, activity and individual creative approaches, determining author’s conception of professional excellence of a teacher is justified.
Keywords: creative traits, competence oriented approach, conception of professional excellence of a teacher, psychoeducational conditions of creative traits formation.
В настоящее время велика потребность в социальных педагогах, социальных работниках, обладающих такими качествами, как способность к творческому решению проблем, предприимчивость, креативность, которые в сложных и противоречивых условиях определяют жизнеспособность личности и результативность ее деятельности.
Необходимость формирования свободной творческой личности специалиста социальной сферы обусловлена жесткими требованиями рыночной экономики, происходящими преобразованиями, новыми национальными, региональными условиями, возрастанием роли менеджмента и маркетинга в учреждениях образовательной и социальной сферы. В ситуации возникновения
новых направлений деятельности только свободная творческая личность, обладающая активностью, готовностью рисковать, уверенная в своих силах, способна к созданию и воплощению новых творческих идей, саморазвитию, самореализации, и, таким образом, к эффективной профессиональной деятельности.
Подготовка бакалавра по направлению 050400 «Психолого-педагогическое образование» предполагает формирование у него профессиональной мобильности — важнейшего для бакалавра качества, объединяющего высокую адаптивность и развитые творческие способности, что позволяет быстро и активно реагировать на запросы рынка труда в условиях непредсказуемости проис-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 180-185 181
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 181
Ф
19.03.2013 12:30:57
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
ходящих перемен, овладевать новыми технологиями, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности.
Однако компетентностное задание результатов обучения бакалавра психологопедагогического образования в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования не определяет в полной мере необходимого результата обучения современного специалиста социальной сферы — формирования его творческих и профессионально важных качеств (профессиональная направленность, профессиональное творческое мышление, профессиональное самосознание, профессиональные творческие способности и др.). Формулировки компетенций в ФГОС ВПО, такие как «способен использовать...», «способен учитывать.», «способен формировать.», означают применение знаний для использования., учета., формирования. и определяют, по сути, умения личности. Вместе с тем, известно, что само по себе наличие знаний, умений и навыков не гарантирует наличия соответствующих качеств личности, ее творческих способностей и творческого потенциала.
Напомним, что творческие способности — это способности к новым, нестандартным, оригинальным и социально значимым решениям, творческой деятельности, обладающей такими качествами, как новизна, нестандартность, оригинальность и социальная значимость, а творческая деятельность в широком понимании — это деятельность, которая способствует развитию [8].
В связи с этим считаем, что реализация компе те нтностно-ориентированного обучения, имеющего целью подготовку компетентного специалиста в процессе формирования системы компетенций (как знаний, умений и ценностей личности), требует дополнения обязательным формированием творческих качеств, наличие которых будет способствовать профессиональной мобильности будущего бакалавра психолого-педагогического образования, возмож-
ности сориентироваться в условиях меняющейся рыночной экономики, расширит рамки его трудовой деятельности, обеспечит возможность профессионального самосовершенствования и самореализации.
Обладая своей спецификой, профессиональная деятельность социального педагога, социального работника, специалиста социально-культурной деятельности, направленная на формирование и развитие личности, сама по себе уже является творческой. В ней не существует стандартных решений, которые могли бы быть в готовом виде использованы в педагогической, коммуникативной, организаторской и других видах профессиональной деятельности бакалавра психолого-педагогического образования.
Проблемы педагогического творчества, творческого развития личности, значения творчества в профессиональной деятельности нашли отражение в исследованиях отечественных педагогов и психологов В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова, Б.Ф. Ломова, К.К. Платонова и др. [2]. Важность творчества в деятельности специалистов социальной сферы — социальных работников — подчеркивает А.И. Арнольдов, называя ее «индивидуально-творческой, штучной», «непрерывным творческим процессом», а идеального социального работника — «мастером педагогики» [1].
Подход к формированию личности бакалавра с позиций концепции профессионального мастерства в русле авторской научной школы «Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля» позволяет дополнить требования компетентностно-ориентированного подхода целостным, деятельностным, личностным и индивидуальнотворческим [2; 9].
Рассматривая профессиональное мастерство как психологический феномен, мы определяем его, в соответствии с указанными методологическими подходами, как целостную систему, качественный уровень профессиональной деятельности, интеграль-
182
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 182
Ф
19.03.2013 12:30:57
ф
ф
ное качество личности и как синтез профессионализма, творчества и духовности.
Мастерство, предполагая уникальность, неповторимость автора, оригинальность решения им профессиональных задач, связано с творчеством. Мастерство невозможно без профессионализма, без овладения суммой профессиональных знаний, умений, навыков, без «школы», но оно никогда не сводится к профессионализму. В.Э. Мейерхольд говорил: «Школа и творчество — разные вещи. Не всегда тот, кто получает пятерки в актерском училище, будет потом великим актером... Уроки чистописания нужны вовсе не затем, чтобы писать потом каллиграфическим почерком. Каллиграфия, не создавая почерка, дает ему правильную опору, как всякая школа. Но прав был Серов, который говорил, что портрет хорош тогда, когда в нем есть “волшебная ошибка”. “Волшебная ошибка” — новые, непривычные, оригинальные идеи, замыслы, приемы, способы действий — результат творчества» [5, с. 213].
Формирование в процессе профессиональной подготовки основ профессионального мастерства как интегрального качества личности и синтеза профессионализма, творчества и духовности не противоречит компетентностному заданию результатов профессиональной подготовки бакалавров психолого-педагогического образования как совокупности общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных и др. компетенций, а дополняет его.
Вопрос определения и классификации компетенций в настоящее время является дискуссионным. Так, А.К. Маркова считает, что компетенции — уже профессионализма [7]. По мнению Н.В. Кузьминой, компетентность по отношению к профессионализму является одной из составляющих его структуры [6]. Вышеизложенное обусловливает возможность и необходимость акцентировать внимание на формировании профессионально важных и творческих качеств личности бакалавра в процессе профессиональной подготовки.
^ Образование в сфере культуры
В соответствии с концепцией профессионального мастерства динамику формирования личности бакалавра психологопедагогического образования мы связываем с его творческим развитием. При этом творчество — не просто «добавка» к профессионализму. Оно определяет новый уровень всех качеств личности — творческий. Психические новообразования, являющиеся показателями профессионального мастерства и системообразующими компонентами в его структуре, — профессиональная направленность, профессиональное мышление и профессиональное самосознание — должны соответствовать этому творческому уровню [2].
Основным условием формирования творческих качеств личности в процессе профессиональной подготовки является участие студентов в творческой деятельности. Творческая деятельность студентов в вузе возможна при создании соответствующих технологических условий ее организации, отношений преподавателя и студентов, способствующих творчеству, их диалогическому, субъект-субъектному общению и формированию определенных личностных качеств: творческой направленности, творческого мышления, творческих способностей (педагогических, коммуникативных, организаторских), а также соответствующих особенностей познавательной, эмоциональноволевой сферы: творческого воображения, образной памяти и др., в том числе, по Я.А. Пономареву, развитого внутреннего плана действий как способности действовать «в уме» [8].
Технологические условия организации творческой деятельности студентов — это ориентация содержания, форм и методов обучения на творческое развитие личности, творческая направленность учебных курсов; соотнесение учебных целей и задач со смыслами и целями профессиональной деятельности; обучение не готовым образцам, а способам решения профессиональных задач. Большое значение имеют изучение психологии творчества и конкретных приемов твор-
183
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 183
Ф
19.03.2013 12:30:57
ф
ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 1 (51) январь-февраль ^
ческой деятельности; организация совместной деятельности преподавателя и студентов при решении творческих задач.
В выполненных под нашим руководством диссертационных исследованиях [3; 4] показана возможность развития творческих качеств личности социального педагога в процессе профессиональной подготовки.
Исследуя проблему формирования профессиональной устойчивости социального педагога в процессе подготовки в вузе, Е.А. Журавлева в качестве составляющих профессиональной устойчивости как интегрального качества личности выделяет профессиональную направленность, профессиональное самосознание и готовность к самостоятельному творческому решению профессиональных задач (профессиональное творческое мышление).
В качестве психолого-педагогических условий формирования профессиональной устойчивости социального педагога в вузе выявлены:
• направленность подготовки на формирование знаний, умений, навыков и качеств личности, необходимых в профессиональной деятельности социального педагога (в том числе обучение знаниям, умениям и навыкам снятия агрессии, противостояния негативному воздействию, саморегуляции);
• формирование творческого мышления — центрального звена творческой деятельности — как готовности к творческому решению профессиональных задач, что потребовало выполнения творческих заданий на преодоление трудностей, проигрывания проблемных ситуаций, возникающих в социальнопедагогической деятельности, использования трениговых упражнений, ролевых и деловых
игр, «мозгового штурма» и др.;
• использование потенциала психологопедагогических дисциплин (прежде всего, социальной педагогики и социальной психологии) и их профилированное преподавание;
• осуществление психолого-педагогического сопровождения [3].
Исследование П.А. Степичева посвящено проблеме формирования направленности социального педагога на профессиональное творчество в процессе обучения иностранному языку.
Выявлены педагогические условия этого формирования: профилированное преподавание; организация творческой аудиторной и внеаудиторной деятельности и использование потенциала иностранного языка; разработка содержания, форм, методов и средств обучения (проблемные задания, упражнения к текстам, авторские игры, виртуальные педагогические мастерские, рейтинговые паспорта, мастер-классы и др.), составивших авторскую технологию и направленных на достижение заранее заданного результата — направленности социального педагога на профессиональное творчество; создание ситуаций успеха, положительных эмоциональных переживаний на занятиях; предоставление студентам самостоятельности, определенной свободы выбора содержания, форм, методов, средств обучения и контроля; использование информационнокоммуникационных технологий в обучении
[4].
Выполненные исследования подтвердили возможность формирования в процессе профессиональной подготовки в вузе необходимых современному специалисту социальной сферы творческих качеств.
Примечания
1. Арнольдов, А. И. Живой мир социальной педагогики. (В поддержку актуальной науки) / А. И. Арнольдов. — Москва, 1999.
2. Бакланова, Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учебное пособие [для аспирантов, слушателей курсов повышения квалификации, преподавателей, студентов] / Н. К. Бакланова. — Москва : МГУКИ, 2003.
3. Бакланова, Н. К. Профессиональная устойчивость будущих социальных педагогов: по материалам исследования / Н. К. Бакланова, Е. А. Журавлева // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. — Москва : МГПИ, 2004.
184
Ф
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 184
Ф
19.03.2013 12:30:57
ф
^ Образование в сфере культуры
4. Бакланова, Н. К. Формирование направленности учителя на профессиональное творчество / Н. К. Бакланова, П. А. Степичев // Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института. — Москва : МГПИ, 2010. — Т. 8.
5. Гладков, А. Мейерхольд говорит / А. Гладков // Новый мир. — 1961. — № 8. — С. 213.
6. Кузьмина, Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — Москва : Высш. шк., 1990.
7. Маркова, А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — Москва, 1996.
8. Пономарев, Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев. — Москва : Педагогика, 1976.
9. Профессиональное мастерство и успешность деятельности специалиста педагогического профиля : монография / под науч. ред. Н. К. Баклановой. — Москва : Экон-информ, 2012.
(^Подготовка бакалавров педагогического
ОБРАЗОВАНИЯ К КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ФАКУЛЬТЕТАХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВУЗОВ
УДК 378.02:37.016
И. В. Сахнова, М. А. Лидов
Московский педагогический государственный университет
В статье рассматриваются основные педагогические условия, формы и методы оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурно-просветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады на музыкальных факультетах педагогических вузов. Раскрывается содержание понятий культурно-просветительская деятельность и культурнопросветительская практика бакалавров педагогического образования.
Ключевые слова: музыкальное искусство эстрады, оптимизация, педагогическое образование, бакалавр педагогического образования.
This article discusses the main pedagogical conditions, forms and methods of optimization of Bachelor teacher education to cultural and educational activities in modern pop music on the music faculties of pedagogy. The content of concepts of cultural and educational activities and cultural-educational practice of undergraduate teacher education.
Keywords: art of music pop, optimization, teacher education, teacher education bachelor's degree.
Решение проблемы повышения эффективности профессионального образования, в частности оптимизации подготовки бакалавров педагогического образования к культурнопросветительской деятельности в условиях современной музыкальной эстрады на музыкальных факультетах педагогических вузов, требует, в первую очередь, знания особен-
ностей и специфики данной сферы профессиональной деятельности. Именно поэтому необходим анализ структуры, содержания и тенденций развития сферы современного эстрадного музыкального искусства.
Научная традиция изучения отечественной эстрады отражена в работах М.И. Зильбербрандта [4], Е.Д. Уваровой [12; 13],
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (51) январь-февраль 2013 185-191 185
02_Vestnik_MGUKI_2013_1_+.indd 185
Ф
19.03.2013 12:30:57