ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
ФОРМИРОВАНИЕ ТУРИСТСКО-ИННОВАЦИОННОГО КЛАСТЕРА В РЕГИОНЕ (НА ПРИМЕРЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ)
А.А. Андреева,
аспирант кафедры экономики и финансов Российской международной академии туризма (г. Химки)
andreeva.alexandra@ymail.com
В статье рассматривается понятие, а также основные характеристики кластерного подхода к развитию туризма на региональном уровне. Обоснована необходимость включения в кластерный механизм развития туризма инновационной составляющей. Приведены рекомендации по формированию туристского-инновационного кластера в Ярославской области.
Ключевые слова: туризм, туристский кластер, туристский потенциал региона, инновации, инновационно-кластерное развитие.
УДК 338.48:001.895 ББК 65.9 (2 Рос.)
Высокая конкуренция на международном туристском рынке, слабо развитая туристская инфраструктура, отсутствие комплексного подхода к развитию туризма в РФ — все эти факторы указывают на острую необходимость внедрения новой системы организации сферы туризма на федеральном и региональном уровнях, перед которой ставятся следующие задачи:
• продвижение России как туристской дестинации на мировом и внутреннем рынке;
• стимулирование развития малого и среднего бизнеса во всех профильных для туризма сферах;
• привлечение инвестиций для реализации инновационных проектов в сфере туризма, а так же для строительства и восстановления объектов туристской инфраструктуры;
• развитие транспортной доступности и повышение качества предоставляемых транспортных услуг.
Можно выделить две диаметрально противоположные концепции развития сферы туризма в РФ. Первая концепция основывается на положении о переходе туристской отрасли на со-регулирование [7, с. 203]. Данная концепция предполагает создание саморегулирующихся организаций, при этом к полномочиям государства будут относится: разработка стратегии развития национального туризма; инвестирование туристской инфраструктуры, проведения научных исследований и разработок; контроль уровня качества туристских услуг путем проведения стандартизации и сертификации.
Вторая концепция предложена С. Губановым и относится к национальной экономике в целом, соответственно и к сфере туризма. Концепция предполагает переход от стихийного частного капитализма к созданию вертикально интегрированных государственных корпораций [6]. За счет отказа от извлечения прибыли из промежуточного производства появляется возможность значительно снизить стоимость продукции. Для успешного развития национального туризма снижение стоимости турпродукта является объективной необходимостью.
По сравнению с первой, вторая концепция имеет ряд стратегически важных преимуществ. Это, во-первых, отказ от извлечения прибыли из промежуточного производства, а, во-вторых, возможность долгосрочного планирования.
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)» предусматривает развитие регионального туризма на основе кластерного подхода, который представляет собой сосредоточение на ограниченной территории предприятий и организаций, занимающихся разработкой, производством, продвижением и продажей туристского продукта, а также деятельностью, смежной с туризмом и рекреационными услугами [1].
Кластер — объединение предприятий, поставщиков оборудования, комплектующих, специализированных производственных и сервисных услуг, научно-исследовательских и образовательных организаций, связанных отношениями территориальной близости и функциональной зависимости в сфере производства и реализации товаров и услуг [5].
На наш взгляд именно кластерная структура организации регионального туризма наиболее полно соответствует концепции вертикальной интеграции. Главное условие отказа
от извлечения прибыли из промежуточного производства достигается за счет функциональной зависимости всех звеньев кластера друг от друга. Поэтому данная статья будет посвящена именно кластерному подходу к организации туризма на региональном уровне.
Рассмотрим подробнее характеристики кластерной структуры организации регионального туризма.
По географическому признаку выделяют отраслевые и пространственные кластеры. Первые объединяют предприятия одной отрасли, вторые — географически сконцентрированные предприятия смежных отраслей. В сфере туризма наиболее приемлем второй вид кластеров, так как формирование туристского продукта и его реализация требуют координации предприятий, формально относящихся к различным отраслям хозяйствования, но сосредоточенных на одной территории (дестинации). Пространственный кластер предполагает установление контактов между частными предприятиями, органами власти, образовательными учреждениями, НИИ и др., позволяет создавать и продвигать «брэнд» региона [9, с. 287].
Можно выделить следующие черты пространственного кластера:
• развитие кластера происходит в соответствии с единой целью и по единой стратегии;
• участники кластера географически локализованы;
• участники кластера беспрепятственно обмениваются информацией между собой;
• в систему кластера входят все структуры, обеспечивающие его функционирование, в том числе профильные образовательные учреждения и объекты инфраструктуры.
По инновационной активности выделяют следующие типы кластеров [8]:
1. инновационные кластеры;
2. кластеры, способствующие инновационному развитию;
3. кластеры, заимствующие инновации.
Инновационный кластер в своей базе имеет научно-исследовательские и образовательные центры. Доля инновационной продукции в общем объеме производимой продукции в рамках данного типа кластера является подавляющей.
В рамках кластера, способствующего инновационному развитию, осуществление инновационной деятельности происходит не на системной основе, а отдельными предприятиями.
В рамках кластера, заимствующего инновации, отсутствуют центры генерации инноваций.
С точки зрения принадлежности к определенной отрасли можно выделить [8]:
• процессные кластеры (металлургическая, химическая и другие процессные отрасли);
• дискретные кластеры (автомобилестроение, судостроение и т.п.);
• туристские кластеры (включают организации различных отраслей, связанные с обслуживанием туристов);
• транспортно-логистические кластеры (объединяют объекты инфраструктуры и предприятия специализирующиеся на хранении и перевозке грузов и пассажиров).
230
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
За счет доступности информации между участниками кластера, облегчения входа предприятий на рынок, повышения конкурентоспособности малых и средних предприятий кластер сглаживает недостатки современной рыночной структуры.
Сегодня для повышения конкурентоспособности региона недостаточно сформировать кластерную структуру производства, необходимо создать структуру, главной целью которой будет создание и реализация инновационного потенциала той или иной территории. Такую структуру можно именовать «инновационный кластер».
Наиболее распространенным является понятие «инновационно-технологический кластер», так как чаще всего инновации ассоциируются с производственной сферой деятельности.
«Инновационно-технологический кластер — группа организаций, объединенные материальными, финансовыми и информационными потоками, производящие конкурентоспособный конечный продукт, конкурирующие, но вместе с тем кооперирующиеся друг с другом, являющиеся движущей силой и бизнес стратегией в формировании нового технологического уклада, основанного на способности создавать и осваивать принципиально новые прорывные технологии и являющегося необходимым условием сохранения национального суверенитета, за счет объединения в один экономический блок фундаментальных научных и проектных разработок, высокотехнологического производства, соответствующего инфраструктурного обслуживания» [8, с. 13].
Развитие той или иной отрасли хозяйствования на основе кластерного подхода базируется на общей стратегии. Единая глобальная цель, стратегия, а иногда и единый бренд, дают кластерной структуре значительные конкурентные преимущества.
Развитие туристских кластеров на территории Российской Федерации идет достаточно медленными темпами, на это имеются следующие причины:
• недостаточное инвестирование в туристскую инфраструктуру;
• слабое использование механизма государственно-частного партнерства;
• слабо проработанная политика кластеризации на уровне регионов;
• несоответствие российского туристского продукта мировым стандартам качества;
• отсутствие развитой туристской инфраструктуры в большинстве регионов РФ;
• сложность бюрократической системы, что не позволяет быстро совершенствовать законодательную базу в сфере туризма в соответствии с меняющимися условиями.
По мнению автора, для устранения приведенных негативных факторов требуется совершенствование кластерного механизма за счет включения в него инновационной составляющей.
Инновационная составляющая туристского кластера обусловлена высокой конкуренцией в туристской отрасли, так как инновации — это не только новый продукт или услуга, но и способ снижения издержек. В связи с этим можно говорить о необходимости внедрения новой более эффективной структуры, которая носит название «туристско-инновационный кластер».
Туристско-инновационный кластер — это объединение в рамках одной территории частных и государственных организаций, а так же органов местного самоуправления на основе общих финансовых и информационных потоков с целью создания конечного высоко конкурентного туристского продукта (услуги) на основе инновационных разработок.
Выделить туристско-инновационный кластер среди других кластеров и агломераций в сфере туризма можно по следующим критериям:
• особая структура участников кластера, так как помимо поставщиков туристских услуг, турагентов и туроператоров в состав кластера входят научные, исследовательские, консалтинговые, страховые и образовательные организации;
• развитая инновационная инфраструктура, стимулирующая приток высококвалифицированных специалистов, а так же инвестиций;
• высокая доля инновационной продукции в общем объеме производства.
К основным преимуществам туристско-инновационного кластера относятся:
1) Координация деятельности всех отраслей и субъектов туристской деятельности, включая научно-исследовательские организации и профильные образовательные учреждения;
2) Реализация механизма государственно-частного партнерства в сфере создания и внедрения туристских инноваций;
3) Привлечение инвестиций на строительство и реконструкцию новых объектов, на создание и восстановление объектов инфраструктуры, на исследования, разработку и внедрение результатов инновационной деятельности;
4) Создание единого бренда региона, что облегчает его продвижение как туристской дестинации на российском и мировом рынках, а так же увеличение интереса российских и международных туристов, повышение качества и снижение издержек за счет инновационной составляющей.
Туристско-инновационный кластер является эффективным механизмом межотраслевой координации развития туризма, а так же значительно упрощает процесс разработки и внедрения инноваций для малых и средних предприятий, за счет консолидации усилий, а так же поддержки региональных властей.
Для успешного формирования туристско-инновационного кластера необходимы следующие условия:
• обеспечение необходимого стабильного финансирования инновационной деятельности;
• создание (развитие) инновационной инфраструктуры, которая включает в себя все структуры, обеспечивающие инновационную деятельность;
• поддержка спроса на инновационную продукцию;
• создание и развитие системы подготовки и переподготовки кадров, информационной среды, научного потенциала.
Основным звеном, объединяющим все составляющие кластера, являются региональные и местные органы власти. В туризме крайне важно создать единый «бренд» территории, для того чтобы сформировать четкие ассоциации у туристов. С одной стороны, положительный имидж региона как туристской дестинации является стимулом для развития всех участников кластера. С другой стороны, положительный имидж региона формируется за счет всех участников кластера, что накладывает на них и определенную ответственность. При высоком уровне конкуренции внутри самого кластера, обязательным условием является информационная открытость, обмен информацией, что значительно облегчает вход на рынок новых участников.
Инициатива по созданию кластера чаще всего исходит от бизнес структур, однако в сфере туризма практика доказывает обратное. Создание туристских кластеров является одной из первостепенных задач региональных властей, так как только государство при нынешней экономической ситуации может финансировать создание необходимой туристской инфраструктуры, отсутствие которой является серьезным барьером для вхождения частного капитала в отрасль [10]. Следовательно, ведущая роль в создании туристских кластеров принадлежит региональному правительству.
Рассмотрим необходимость формирования туристско-инновационного кластера на примере Ярославской области.
Согласно «Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года» туризм признан приоритетным направлением развития региона. Приоритетность туризма как стратегического направления развития области находится на четвертом месте после промышленного, транспортно-логистического и научно-технического направления и относится к группе стратегических приоритетов второго порядка [3]. Связано это, прежде всего, с тем, что промышленность и транспортно-логистический сектор являются бюджетоформирующими отраслями, в то время как доля поступлений от туризма в областной бюджет является на сегодняшний день незначительной.
Данная стратегия предусматривает так же формирование на территории Ярославской области туристского кластера.
23 1
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Одним из реальных шагов на пути формирования туристского кластера в Ярославской области можно считать учреждение координационного совета по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера. Функции Совета: координация деятельности всех участников кластера; планирование развития кластера; рассмотрение предложений по совершенствованию кластерного механизма; разработка предложений по привлечению инвестиций, рациональному использованию ресурсов, повышению конкурентоспособности, обновлению законодательной базы в сфере туризма и другое. [2]
Стратегическое управление развитием туристского кластера в Ярославской области осуществляется на основе программно-целевого планирования, основными преимуществами которого являются: комплексный подход к решению проблем развития туризма в регионе; согласованность между сроками достижения поставленных целей и наличием необходимых ресурсов; реализация проектов в соответствии с их приоритетностью и другие.
Благодаря реализации целевых программ развития туризма в области, количество туристов и экскурсантов, посетивших Ярославскую область в 2002 году, составляло 476 тысяч, а в 2012 — более 2 млн человек. Объем предоставленных туристских и гостиничных услуг за этот период увеличился с 230 млн рублей до 4,2 млрд рублей [10]. По данным Федерального агентства по туризму Ярославская область занимает четвертое место по числу посетителей среди регионов Центрального федерального округа после Москвы, Московской и Владимирской областей.
Положительной тенденцией является так же активное внедрение механизма государственно-частного партнерства, так как интеграция в рамках государственно-частного партнерства является одной из разновидностей инновационных кластеров.
В Ярославской области принят региональный закон о государственно-частном партнерстве. На данный момент область занимает 4 место в рейтинге регионов РФ по готовности к реализации проектов государственно-частного партнерства [12]. Для составления данного рейтинга учитывались следующие показатели: опыт реализации проектов государственно-частного партнерства; развитость законодательства в данной сфере; привлекательность региона для инвесторов; наличие плана развития государственно-частного партнерства в регионе. В настоящее время в регионе реализуется 3 проекта государственно-частного партнерства в сфере туризма, из них один инфраструктурный проект и два проекта по созданию материальной базы туризма.
Несмотря на значительные успехи в развитии туризма на территории Ярославской области имеются и значительные недостатки в системе организации туристской деятельности в данном регионе.
Основным недостатком существующей системы организации туризма в Ярославской области является недостаточное внимание со стороны органов государственного управления и частных организаций к научно-исследовательским работам и образовательным проектам в области туризма. Прикладные научно-исследовательские работы — неотъемлемая часть механизма, двигающего развитие любой отрасли хозяйствования вперед, и туризм не является исключением. Однако, среди приоритетных проектов в сфере туризма отсутствуют научные и образовательные проекты. На научные разработки в 2012 году выделено лишь 3 млн 305 тыс. рублей, что составля-
ет лишь 0,4% от общего финансирования целевой программы развития туризма в регионе. На обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, работающих в сфере туризма выделено 300 тыс. рублей, а на совершенствование научного обеспечения развития въездного и внутреннего туризма в области в 2012 году средств выделено не было [4].
Такая ситуация ведет к потере интереса туристов из-за отсутствия инновационных предложений со стороны туристских компаний области, а так же системы подготовки и переподготовки туристских кадров, что сказывается на уровне качества предоставляемых услуг.
Так же отличительной особенностью туристского рынка Ярославского региона является его ненасыщенность. Данная ситуация ведет к следующим негативным последствиям: ослабление конкуренции на туристском рынке, что в свою отрицательно очередь сказывается на ценах на региональный туристский продукт; узкий ассортимент предложений со стороны поставщиков туристских услуг, что ведет к неудовлетворенности туристов. Так, по данным социологических исследований, туристы, посещающие Ярославскую область, намереваются потратить во время путешествия в два раза больше денежных средств, чем они тратят на самом деле [11].
Вышесказанное доказывает необходимость совершенствования существующего подхода к формированию туристского кластера в Ярославской области и позволяет сделать вывод о необходимости включения в механизм туристского кластера инновационной составляющей, что позволит устранить имеющиеся недостатки в системе организации туристской деятельности в регионе.
Таким образом, можно сформулировать основные рекомендации по формированию туристско-инновационного кластера в Ярославской области.
1. Одним из приоритетных направлений развития туризма в области должно стать увеличение количества и разнообразия предоставляемых туристских услуг за счет разработки и внедрения инновационных продуктов и услуг. Такая необходимость обусловлена тем, что по данным социологических исследований туристы намереваются потратить во время путешествия денежных средств в два раза больше, чем они тратят на самом деле.
2. Основными направлениями работы органов государственной власти по формированию туристско-инновационного кластера должны быть: финансовое, организационное и информационное содействие инновационным разработкам, продвижение туристского бренда региона, организация комфортной правовой и налоговой среды для всех участников кластера.
3. Создание туристско-инновационного кластера должно базироваться на существующих предприятиях на территории области, с привлечением научно-исследовательских и образовательных центров, с формированием инновационной инфраструктуры.
Таким образом, в данной статье обоснована необходимость внедрения инновационной составляющей в развитие кластерного подхода к организации туризма в регионе. На примере Ярославской области показана объективная потребность в инновациях, как в процессе создания туристского продукта и оказания туристских услуг, так и в сфере управления развитием регионального туризма. На наш взгляд кластерная система организации туризма является на сегодняшний день наиболее эффективной с условием инновационного подхода ко всем составляющим кластерного механизма.
Литература
1. Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 № 644 (ред. от 18.09.2012) «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 — 2018 годы)». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_135611 / (дата обращения 28.12.2013).
2. Постановление правительства Ярославской области от 14.08.2009 № 850-п г. Ярославль «О координационном совете по созданию и развитию туристско-рекреационного кластера в Ярославской области». URL: http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/ Pages/korsov_turizm.aspx (дата обращения 28.12.2013).
3. Постановление Губернатора Ярославской области от 22.06.2007 № 572 «О Стратегии социально-экономического развития Ярославской области до 2030 года». URL: http://www.gosbook.ru/node/27090 (дата обращения 19.12.2013).
4. Постановление Правительства Ярославской области от 19.07.2010 № 533-п (в редакции постановления Правительства области от 29.04.2013 № 464-п) «Об областной целевой программе развития туризма и отдыха в Ярославской области на 20112015 годы». URL: http://www.yarregion.ru/depts/tourism/tmpPages/docs.aspx (дата обращения 19.12.2013).
232
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
5. «Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации» (утв. Минэкономразвития РФ 26.12.2008 № 20615-ак/д19). URL: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/innovations/development/ doc1248781537747 (дата обращения 19.12.2013).
6. Губанов С. Неоиндустриализация плюс вертикальная интеграция // Экономист. — 2008. — №9. — С. 3-27.
7. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — Ростов н/Д: Изд. центр «МарТ»; Феникс, 2010. — 244 с.
8. Напольских Д.Л. Методологические проблемы идентификации и классификации инновационных кластеров // Инновационные технологии управления и права. — 2012. — № 3(4). — С. 31-49.
9. Павленко Д.Ю. Теоретические и практические аспекты формирования и развития инновационно-технологических кластеров на примере Ярославской области: Автореф. дисс. ... канд. экон. Наук. — М., 2012. — 26 с.
10. Пилипенко И.В. Конкурентоспособность регионов и кластерная политика в России // Модернизация экономики и глобализация. В 3-х кн. Кн.3. / Отв. ред. Е.Г. Ясин. — М.: Изд. дом ГУ-ВШЭ, 2009. — С. 285-293.
11. Агентство по туризму Ярославской области. URL: http://www.yarregion.ru/depts/Tourism/default.aspx (дата обращения
28.12.2013) .
12. Портал органов государственной власти Ярославской области. URL: http://www.yarregion.ru (Дата обращения
25.12.2013) .
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ В РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
Е.А. Майорова,
аспирант кафедры торговой политики Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (г. Москва)
e_mayorova@mail.ru
Статья посвящена анализу и оценке экономической эффективности использования нематериальных активов ведущими международными организациями сетевой розничной торговли. Исследование включает анализ нематериальных активов как части имущества торговых организаций, оценку эффективности нематериальных активов на основе результативности, оценку эффективности нематериальных активов на основе рыночной стоимости, а также факторный анализ влияния изменения объема и рентабельности нематериальных активов на изменение прибыли.
Ключевые слова: нематериальные активы, розничная торговля, анализ, оценка, эффективность.
УДК 339.37 ББК 65.421
Происходящее в настоящее время смещение экономических приоритетов в сторону нематериальных активов (далее — НМА) определяет повышение их значимости для хозяйствующих субъектов различных отраслей экономики, в том числе розничной торговли. Современные торговые организации обладают положительной деловой репутацией, узнаваемым брендом, реализуют товары под собственными торговыми марками (в том числе под собственным наименованием), используют новейшие технологические разработки. Вовлечение НМА в финансово-хозяйственную деятельность торговых компаний способствует повышению их инвестиционной привлекательности, результативности и конкурентоспособности. В контексте активного применения НМА в розничной торговле представляются актуальными вопросы анализа и оценки их экономической эффективности.
Отдельные аспекты указанной проблематики стали предметом изучения многих российских и зарубежных экономистов. Г. Азгальдов, А. Аксёнов, Н. Карпова, А. Козырев, Б. Лев,
В. Макаров, Б. Мильнер, Р. Рейли, Д. Хитчнер, Р. Швайс в своих исследованиях рассмотрели понятие НМА, предложили методики оценки их стоимости и эффективности, проанализировали нематериальную составляющую компаний различных сфер деятельности. Вопросам функционирования розничных торговых организаций посвящены работы Ю. Баженова, Б. Бермана, Л. Брагина, Г. Иванова, Т. Кента, А. Коробкина, Л. Кравченко, О. Омара, А. Соломатина, И. Стукаловой, Дж. Эванса. В трудах перечисленных ученых проанализированы особенности хозяйственной деятельности торговых структур, выявлены факторы, определяющие их эффективность, разработаны способы оценки эффективности использования в торговле отдельных видов ресурсов. Признавая научные результаты указанных авторов, необходимо отметить, что в настоящее время вопросы анализа и оценки экономической эффективности НМА как
части имущества торговых организаций с учетом специфики отрасли остаются практически не изученными.
Актуальность и недостаточная разработанность рассматриваемой проблематики определили цель настоящей статьи — проанализировать и оценить экономическую эффективность использования НМА в розничной торговле (на примере ведущих международных торговых сетей).
Проведение обозначенного исследования предполагает обоснованный выбор соответствующей методики. Изучение многочисленных научных и практических разработок ([1], [2], [3], [4] и др.) показало, что современный инструментарий анализа и оценки экономической эффективности НМА достаточно широк и включает большое количество разнообразных показателей и критериев. Для достижения поставленной цели представляется оптимальным применить набор основных (базовых) показателей, соответствующих трем направлениям оценки эффективности НМА (Таблица 1). По нашему мнению, такая методика позволит составить достаточно четкое представление об эффективности использовании НМА в розничной торговле, поскольку, с одной стороны, она ограничена только теми показателями, которые применимы для торговли и характеристики всей подотрасли в целом, но в то же время учитывает многогранность категории «эффективность» и включает критерии разной направленности. Обязательным условием получения полноценных результатов и формулирования объективных выводов при этом является изучение выбранных показателей в динамике.
В качестве объекта исследования были выбраны 20 сетевых торговых организаций (Falabella, Fast Retailing, H&M, Inditex, PPR, Target, Tesco, Wesfarmers, Woolworths и др.), которые присутствуют на фондовом рынке и в настоящий момент обладают наибольшей капитализацией, что позволяет рассматривать их в качестве наиболее успешных (ведущих) представителей отрасли. Головные офисы указанных компаний расположены
233