формирование туристическо-
рекреационного КЛАСТЕРА КАК ПУТь
диверсификации региональной экономики
Б.Б. Дондоков,
старший преподаватель Агинского филиала Восточно-Сибирского государственного технологического университета (г Улан-Удэ) В статье рассматриваются вопросы диверсификации структуры экономики региона. Показано, что развитие сферы услуг, в частности туризма, является основным направлением диверсификации Байкальского региона. Раскрыта эффективность кластерной формы организации экономики.
Ключевые слова: диверсификация, региональная экономика, социально-экономическое развитие, кластеры, этнический туризм.
УДК 332.132; ББК 65.9
Развитие регионов России в настоящее время, как правило, основано на использовании природно-ресурсного и производственного потенциала, сформированного во времена плановой экономики. Сырьевая направленность и диспропорциональность структуры региональной экономики делает ее неустойчивой в период экономических кризисов и не конкурентоспособной в период роста экономики. Изменение структуры экономики стало объективной необходимостью и насущной задачей развития регионов.
В основе изменения структуры экономики лежат как пропорциональные сдвиги производства, так и диверсификация, т.е. создание нового или качественное развитие старого бизнеса с изменением приоритетов в инвестировании и текущем менеджменте секторами и отраслями народного хозяйства. Такие изменения становятся эффективными только в случае системного воздействия на экономику, что требует внедрения новых форм организации региональной экономики. Одной из перспективных форм, обеспечивающих высокий мультипликативный эффект для всех отраслей, является кластерная организация производства [1].
Одним из направлений диверсификации экономики в сырьевых регионах является использование потенциала отраслей сферы услуг, в том числе туристического потенциала. Данные отрасли требуют меньших затрат на организацию, чем, например, инновационно-промышленный комплекс и дают сравнительно быстрый эффект, хотя при этом возникают достаточно высокие риски.
Структура экономики региона является следствием системных и ситуационных факторов, влияющих на размещение производительных сил, пропорции объемы производства и величину используемых для этого ресурсов. Экономический рост, таким образом, ограничен предельной производительностью (отдачей) существующей экономической системы. В основе изменения структуры экономики и как следствие изменения темпов экономического роста могут лежать пропорциональные сдвиги в экономической системе, т.е. увеличение относительного производства определенной отрасли за счет снижения доли другой. Изменение пропорций, по мнению автора, не приводит к качественному росту, так как специфика используемых ресурсов и производственных возможностей не позволяет осуществить полного замещения одной отрасли другими.
Еще одним направлением изменения структуры экономики является диверсификация, т.е. создание нового или качественное развитие старого бизнеса с изменением приоритетов в инвестировании и текущем менеджменте секторами и отраслями народного хозяйства. Основными направлениями диверсификации являются как модернизация экономического потенциала, так и его инновационное развитие (рис. 1).
Диверсификация экономики региона, по нашему мнению, представляет собой непрерывный процесс, направленный как на обеспечение текущих конкурентных преимуществ, так и на формирование стратегической устойчивости социально-экономического развития. Процесс диверсификации является откликом экономической системы на существующие или прогнозные изменения в ситуациях, вызывающих возмущения в региональной экономической системе и влияющих на показатели ее функционирования [2].
Рис. 1. Виды диверсификационных стратегии региона
Диверсификация позволяет обеспечить конкурентоспособность региона, под которой необходимо понимать способность региона обеспечить такие условия для деятельности экономики, которые формируют инвестиционную и социальную привлекательность региона для бизнеса и населения и, как следствие, обеспечивают целевые темпы экономического роста, а также макро и микроэкономическое показатели. Темпы интенсивности диверсификационного процесса зависят от множества факторов и могут изменяться от замедленных до ускоренных.
Диверсификационный процесс, по мнению автора, является управляемым и отвечает следующим принципам: непрерывность и целенаправленность; системность и комплексность; гибкость и альтернативность; эффективность.
Одним из способов диверсификационных изменений региональной экономики является развитие ее кластерной организации. Кластер, как форма организации производства в экономике региона, изначально предполагает самостоятельность, стихийность и спонтанность создания, что вытекает из самого термина. Однако определенная степень управляемости при создании, развитии и функционировании кластера существует и требует своего методического обеспечения.
Одной из ключевых задач управления кластерами является их классификация, которая позволяет обеспечить развитие экономики региона (табл. 1).
Пользуясь данной классификацией, можно оценить вероятность создания кластеров на базе действующих и проектируемых предприятий в регионе.
Кластеры также целесообразно разделять с позиции обеспечения стратегической эффективности, рисков формирования и развития, влияния на конкурентоспособность и степени инновационности.
При формировании кластеров с учетом спроса и предложения экономических субъектов на микро-, мезо- и макроуровне проводится оценка потенциала промышленности, с точки зрения соблюдения интересов участников экономической политики (табл. 2).
Кластер необходимо рассматривать как одну из интеграционных форм организации производства в экономике региона, основанную на балансе интересов, как его участников, так и других субъектов социально-экономической системы. Поэтому кластеры являются перспективной формой организации
производства, обеспечивающей высокий мультипликативный и коммулятивный эффект.
Таблица 1
Кластерные формы организации региональной экономики
Признак классификации Вид кластера
По отраслевой направленности Машиностроение; Строительство; Агропищевой; Транспортный и др.
По функциональному содержанию Транспортно-логистический; Образовательный; Информационный; Промышленный и др.
По охвату территории Локальный (местный); Региональный; Межрегиональный; Международный.
По рискам реализации Целевой (программный); Рыночный; Инициативный.
По конкурентоспособности Системный; Конъюнктурный; Предпринимательский.
По инновационности Традиционный; Модернизированный; Инновационный.
По стратегической эффективности Оперативный; Тактический; Стратегический.
Таблица 2
Основные подходы к формированию кластеров
Подход Сущность
Ориентация на потенциал Развитие имеющихся предприятий, модернизация и внедрение инноваций с целью закрепления и расширения их доли
Ориентация на баланс Формирование предприятий по удовлетворению внутреннего спроса (городского, республиканского, межрегионального)
Ориентация на конъюнктуру Анализ рыночного спроса и создание кластеров по его удовлетворению
Ориентация на предпринимательскую активность Создание новых производств, ориентированных на вхождение в международное разделение труда
Кластеры вносят в организацию производства новые для экономики российских регионов принципы:
— инновационность форм и методов кооперирования;
— многоотраслевая интеграция;
— открытость и межрегиональное (международное сотрудничество);
— самоуправляемость и отсутствие необходимости в государственном администрировании.
Особенно высока роль кластерной организации в регионах, требующих экологосберегающей политики, которые традиционно развивались по сырьевому типу. Противоречия в развитии подобных регионов, ярким представителем которых является Бурятия, достигли своего апогея. Практически все крупные проекты развития сырьевого бизнеса не находят поддержки в процессе обязательной экологической экспертизы.
Назрела острая необходимость кластерного развития экологосберегающих и информационноориентированных отраслей, не приносящих региону высокой экологической нагрузки, но в рамках кластерной политики позволяющих комплексно развивать экономику региона. Для этого регион должен оценить свой потенциал в отраслях сферы услуг. В Республике Бурятия к таким перспективным отраслям относится туристско-рекреационный комплекс.
Целью диверсификационного развития региона является достижение стратегической устойчивости, под которой следует по-
нимать обеспечение возможности реализации программ социально-экономического развития в условиях нарастания внешних и внутренних изменений системного и ситуационного характера. Основными направлениями диверсификации регионов будут те отрасли и виды экономической деятельности, которые дают максимум интегрального долгосрочного эффекта для всех уровней социально-экономической системы региона (табл. 3).
Таблица 3
Система показателей диверсификационного развития по уровням социальноэкономической системы
Уровень системы Показатели эффективности диверсификации
Социоэкономические системы (общество и семья) Уровень жизни Качество жизни
Микроэкономические системы (предприятия) Стратегические доходы Контроль над рынком
Мидиэкономические системы (территории) Социальная привлекательность Инвестиционная привлекательность
Мезоэкономические системы (отрасли и кластеры) Добавленная стоимость Ресурсопотребление
Макроэкономические системы (регионы) Пропорции производства Прирост ВВП
Мегаэкономичские системы (государства) Мировое распределение труда Мировая торговля
Таким образом, интегральный эффект от диверсификации экономики региона будет складываться из суммы эффектов по всем уровням системы, представленной в табл. 3:
Эинт = Ксэс * Эсэс + Кмик * Эмик + Кмид * Эмид +
+ Кмез * Эмез + Кмак * Эмак + Кмег * Эмег (1)
где К — вес данного уровня системы в диверсификационном эффекте, = 1. Вес каждого уровня устанавливается в зависимости от приоритетов организаций, проводящих диверсифи-кационный анализ. В идеальном случае должно соблюдаться равенство приоритетов.
Эффективность диверсификации, проявляющуюся на каждом уровне системы по отдельным ее показателям. (Эй для сопоставимости можно определять в темпах прироста иго показателя:
Э = (Пк - Пн)/Пн (2)
Очевидно, что выбор направлений диверсификации зависит также от системы ограничений устанавливаемых на всех уровнях экономической системы (табл. 4).
Таблица 4
Система ограничений диверсификационного
развития по уровням экономической системы
Уровень системы Показатели ограниченности диверсификации
Социоэкономические системы (общество и семьи) Численность населения
Микроэкономические системы (предприятия) Риски
Мидиэкономические системы (территории) Экология
Мезоэкономические системы (отрасли и кластеры) Монопольность
Макроэкономические системы (регионы) Ресурсный потенциал
Мегаэкономические системы (государства) Безопасность
По каждому уровню экономических систем устанавливается критериальное значение показателя, выход за который нежелателен в процессе разработки и реализации диверсификацион-ной стратегии. Представленная система ограничений диверсификации может быть расширена и уточнена в зависимости от цели диверсификационного анализа.
Предложенная модель позволяет оценить возможное влияние формирующихся кластеров на экономику региона в ком-
плексе и соответственно выбрать приоритетные для региона кластеры. Выбор определенной стратегии диверсификации опирается не только на исходный потенциал, но и на определенные предпосылки, которые могут привести к необходимости изменения потенциала при определенных условиях. К таким условиям относятся объективные и субъективные предпосылки диверсификации. К таким предпосылкам относятся:
— необходимость следования общемировой тенденции перехода к информационной экономике — экономике инновационных технологий и услуг, что легче осуществить в период реструктуризации экономик;
— процессы глобализации и интеграции ведут к росту потребности вхождения экономики региона в мировое экономическое сообщество, для чего необходим ускоренный рост;
— «сетевая» экономика, являющаяся в настоящее время основой формирования промышленных и других отраслей, ведет к росту позиций региона и, соответственно, требует наращивания его производственных возможностей для размещения сетевых предприятий;
— геополитические условия диктуют необходимость наличия на территории Сибири крупных центров (на расстоянии около 500 км), являющихся основой для концентрации экономической деятельности и недопустимости «локальных» потерь ресурсов территорий (в том числе за счет вытеснением бизнесом стран-соседей);
— возрастает необходимость повышения привлекательности и эффективности региона для бизнеса, что возможно за счет эффекта масштаба и, соответственно, снижения транзакционных и трансформационных издержек.
В случае выбора стратегии диверсиффикации к положительным сторонам относится концентрация ресурсов экономики и резервов общества, рост экономической активности и инициативы населения, реализация потенциала личности и общества.
К отрицательным сторонам относится сложность планирования ресурсов и риски их возможных потерь при неполном достижении конечной цели.
Туризм в Республике Бурятия может стать основной отраслью экономики, адаптированной к условиям особого режима хозяйственной деятельности на Байкальской природной территории. Создание особой экономической зоны (ОЭЗ) с самого начала рассматривается правительством республики как одно из необходимых условий формирования мощного туристического кластера. Кластер «Туризм» поведет за собой обеспечивающие: «Пищевой», «Восточная медицина», «Рыба», «Строительный» [3].
ОЭЗ «Байкальская гавань» должна стать тем ядром кластера, которое активизирует развитие туризма на всей Байкальской природной территории, поднимет качество туристских услуг на международный уровень. Создание ОЭЗ позволит значительно увеличить долю секторов с высокой добавленной стоимостью в структуре экономики Бурятии. Вклад туризма в ВРП республики к 2026 г. увеличится в 10 раз и составит 6,4%, вклад смежных отраслей — в 24 раза и 26,4%, соответственно.
Развитие туристического и смежных секторов экономики обеспечит значительное увеличение объема ежегодных поступлений в бюджеты всех уровней от деятельности резидентов и обслуживающих их региональных компаний. К 2026 г. число занятых в туристическом секторе составит более 50 тыс. человек. Кроме того, увеличение доходов населения повлечет за собой рост емкости потребительского рынка республики и в целом качества жизни. Вклад туризма и смежных отраслей в занятость региона составит в 2026 г. 9,7%.
Программы и проекты по формированию индустрии туризма в Республики Бурятия обусловлены прежним и новым имиджем территории, а эффективное позиционирование образа города Улан-Удэ на международном и межрегиональном уровнях представляется одним из серьезнейших условий для привлечения инвестиций. Создание туристического кластера сопряжено с
необходимостью значительных инвестиций, прежде всего в создание транспортных и сервисных инфраструктур. Очевидно, что без участия экономики, инфраструктуры и кадров города Улан-Удэ создать полноценный и эффективный туристический кластер в регионе невозможно.
Если Республика в развитии туристического кластера опирается на «байкальский фактор», то для Улан-Удэ более важен «фактор предбайкальский» [4]. Поэтому следует осознать следующие культурные образы и стратегические модели:
1. Улан-Удэ — столица Республики Бурятия, окаймляющей озеро Байкал.
2. Улан-Удэ — культурная столица Байкальского региона.
3. Улан-Удэ — центр буддизма России, один из крупнейших и значительнейших центров буддизма в Евразии.
4. Улан-Удэ — ворота в Южную и Юго-восточную Азию.
Эти четыре позиции не являются взаимоисключающими,
а являются взаимодополняющими друг друга моделями и образами.
Если республиканский приоритет состоит в создании маршрута «аэропорт — курортная зона» и в развитии самой ОЭЗ, то городской интерес — в «перехвате» туристического потока, в его перераспределении, в предоставлении полноценного, гибкого, тонко специфицированного пакета городских услуг. Поэтому Улан-Удэ должен стать не воротами Байкала, а самостоятельным туристическим центром, учитывающим интересы как европейских, так и азиатских туристов.
Основными проектами развития туризма на первом этап будут:
Туристско-деловой центр.
В настоящее время одной из задач туристического сектора экономики является организация инфраструктуры туризма.
Определение на первом этапе работы перечня туристских маршрутов и экологических экскурсий, а также составление их полных описаний позволяет на втором этапе перейти к подготовке справочного издания, включающего иллюстрированные описания для знакомства с охраняемой территорией всех, желающих ее посетить. Ясно, что для создания туристско-деловых и визитно-информационных центров необходимы инвестиции. А для дальнейшей устойчивой работы необходимо, чтобы их работа была рентабельна. Для выполнения этих требований предлагается создание головного визитно-информационного центра на базе г. Улан-Удэ (в район Верхней Березовки).
Центр восточной медицины.
Спецификой оздоровительного туризма республики может стать восточная медицина.
Реализация подобного туристического проекта потребует как от города, так и от Республики достаточно масштабных вложений: во-первых, в инфраструктуру (гостиницы, лечебные корпуса), а во-вторых, в формирование на базе имеющихся знаний и методов лечения качественного безопасного продукта, пригодного для иностранных туристов.
Этнический туризм
Одной из важнейших основ перспективного развития культуры города и мощнейшим ресурсом его развития является бурятская культура и этнос.
В настоящее время актуальным является внедрение этнических видов туризма, таких как конный туризм, стрельба из лука и др. Сочетание данных видов национальных традиций Республики Бурятия в виде туристической услуги позволит обеспечить зрелищность и привлекательность для приезжающих на отдых и лечение, а также может явиться реальной идеей привлечения туристов во все районы республики.
Таким образом, выбранная в качестве основного направления диверсификации региона отрасль туризма и соответствующие ей виды экономической деятельности позволят обеспечить максимум интегрального долгосрочного эффекта развития для всех уровней социально-экономической системы Республики Бурятия.
Литература
1. Портер М. Международная конкуренция. — М.: Международные отношения, 1993.
2. Беломестнов В.Г., Богданова О.П., Беломестнова И.А. Межрегиональная интеграция: перспективы и проблемы.- Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2010.
3. Стратегия социально-экономического развития Республики Бурятия до 2017 г. — Улан-Удэ, 2008.
4. Улан-Удэ — стратегия социально-экономического развития до 2020 г / Под ред. Г.А. Айдаева, В.Г. Гаврилова, З.Г. Сангадиева, В.Г. Беломестнова. — Улан-Удэ: Администрация г. Улан-Удэ, 2009.