УДК 372.8 DOI: 10.31862/2218-8711-2022-5-169-175
ББК 74
ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
DIGITAL COMPETENCES FORMATION OF A FOREIGN LANGUAGE TEACHER
Мифтахутдинова Анастасия Николаевна
Доцент кафедры романской филологии, второго иностранного языка и лингводидактики ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет», доцент, кандидат педагогических наук E-mail: [email protected]
Miftakhutdinova Anastasiia N.
Assistant Professor at the Department of Romance Philology, Second Foreign Language and Linguistic Didactics, Udmurt State University, Associate Professor, PhD in Education
E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье представлено авторское понимание требований, предъявляемых к современному учителю иностранных языков в условиях цифрового образования. Представлена система подготовки студентов будущих учителей иностранного языка, обладающих цифровыми компетенциями, а также описан опыт формирования цифровых компетенций у преподавателей Института языка и литературы.
Abstract. The article deals with the author's understanding of the requirements for a modern teacher of foreign languages in the context of digital education. The article presents the system of training students -future teachers of foreign languages - who have digital competencies, and describes the experience of developing digital competencies in lecturers at the Institute of Language and Literature.
Ключевые слова: учитель иностранного языка, профессиональные требования, цифровое образование, цифровые компетенции, образовательная программа.
Keywords: a foreign language teacher, professional requirements, digital education, digital competencies, an educational program.
Для цитирования: Мифтахутдинова А. Н. Формирование цифровых компетенций учителя
Cite as: Miftakhutdinova A. N. Digital competences formation of a foreign
Ф 1 Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
© Мифтахутдинова А. Н., 2022
иностранных языков // Проблемы современного Language teacher. Problemy sovremennogo образования. 2022. № 5. С. 169-175. DOI: obrazovaniya. 2022, No. 5, pp. 169-175. DOI:
10.3 1 862/22 1 8-8711-20 2 2-5-169-175. 10.31862/2218-8711-2022-5-169-175.
Институт языка и литературы Удмуртского государственного университета (классический университет, а изначально педагогический институт), готовит учителей и преподавателей иностранных языков (английский, немецкий, французский, китайский, испанский) для Удмуртской республики и близлежащих регионов. Десятилетиями в Институте выстраивалась классическая система подготовки кадров, формировались научные школы: «Языковое и межкультурное образование и воспитание в полиэтническом регионе» (рук. д-р пед. н. А. Н. Утехина), «Методология сравнения языков и лингвокультур в диахронии и синхронии» (рук. д-р филол. н. Т. И. Зеленина), «Деятельностное обучение языку/языкам в культуре» (рук. д-р пед. н. И. Б. Ворожцова) [1]. Однако в связи с новыми вызовами - цифровая трансформация образования, необходимость формирования цифровых компетенций учителя - возникла потребность в кардинальном обновлении системы подготовки.
Обозначим основные документы, которые обязывают актуализировать образовательные программы подготовки бакалавров.
Уже в профессиональном стандарте «Педагог» были заложены элементы цифровых компетенций педагога. Учитель должен владеть информационно-коммуникационной компетентностью, которая композиционно состоит из:
• общепользовательской - это элементарное знание компьютера, знание пакета Microsoft Office (основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, форматами PowerPoint), умение пользоваться интернет-сервисами (электронная почта, браузеры), мультимедийным оборудованием и т. д.;
• общепедагогической ЙКТ-компетентность предполагает методически грамотное использование веб-ресурсов, обучающих программ для достижения целей урока, умение организовать обучение в компьютерном классе, умение вести документацию в электронной среде образовательного учреждения;
• предметно-педагогической ЙКТ-компетентность включает в себя способность оптимизировать процесс обучения своему предмету с использование информационных технологий [2].
Кроме этого, в профстандарте также затронуто поведение в мире виртуальной реальности и социальных сетях. Педагог должен знать законы развития личности и поведения в виртуальной среде. Знают ли это наши педагоги? Вряд ли, поскольку стали частью этой среды уже во взрослом возрасте, поэтому и учить правилам поведения в виртуальном мире подрастающие поколения сложно.
Стратегия развития информационного общества 2017-2030 (Указ Президента РФ от 9 мая 2017 г. № 203), целью которой является развитие общества знаний, стала основой для развития информационного пространства РФ, внедрения информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики, в том числе образования. Уже в этом документе, предвосхищающем последствия эпидемии Covid-19, обозначена
необходимость развития дистанционного и электронного обучения при реализации образовательных программ, создание технологических платформ [3].
На основе задач, обозначенных в указе президента РФ от 07.05.2018 г. № 214 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», был разработан национальный проект Образование, в котором одним из показателей обозначена цифровая трансформация системы образования, предполагающая помимо решения проблем всеобщего доступа к цифровой образовательной среде, также повышение квалификации педагогических кадров в сфере информационных технологий [4].
Подытоживая вышеуказанные документы, становится очевидным корректировка программ подготовки преподавателей иностранного языка. Современная наука активно занимается разработками теоретических основ формирования цифровых компетенций в высшей школе (Н. В. Апатова, Е. С. Полат, И. В. Роберт), изучает вопросы подготовки педагогических кадров в условиях информатизации образования (А. Ю. Кравцова, A. A. Кузнецов, C. B. Панюкова, И. В. Роберт).
Предметом анализа нашего исследования стала образовательная программа подготовки бакалавров по направлению 45.03.02 Лингвистика (профиль Теория и методика преподавания языков и культур), готовящая преподавателей английского, немецкого, французского и китайского языков. Кроме этого, следует отметить роль преподавателей в процессе подготовки специалистов нового формата, которым приходится самим обучаться для того, чтобы эффективно работать в электронной информационно-образовательной среде вуза, грамотно использовать ресурсы сети Интернет и организовывать онлайн-обучение.
Остановимся на основных понятиях нашего исследования - цифровые компетенции и цифровое образование. М. Е. Вайндорф-Сысоева, М. Л. Субочева, проанализировав определения В. Н. Погодина, В. Н. Платонова, А. М. Кондакова, М. Ракова, сделали вывод о том, что цифровое образование - это «процесс организации взаимодействия между обучающими и обучающимися при движении от цели к результату в цифровой образовательной среде, основными средствами которой являются цифровые технологии, цифровые инструменты и цифровые следы как результаты учебной и профессиональной деятельности в цифровом формате» [5, с. 29]. Следовательно, в условиях цифрового образования учитель должен владеть цифровыми технологиями, цифровыми инструментами, это человек, способный оставить цифровой след.
Цифровые технологии для изучения английского языка - подкасты ^astbox, Apple podcasts, podcasts in VK), технологии для работы с лексикой (Memrise, Ouizlet, Lingualeo, Duolingo), онлайн-словари (McMillan, Multitran, Urban Dictionary, Cambridge Dictionary, Woordhund, Reverso Context), технологии для общения с носителями языка (Italki.ru, InterPals.net, Mylanguageexchange.com, Rosettastone.com, Tandem), для отработки фонетики (Forvo.com, Upodn.com, Am-en.ru), а также социальные сети, тематические сайты.
Цифровые инструменты - виртуальные доски JAM BOARD, PADLET, MIRO, онлайн-опросники, скринкасты, системы для создания тестов; сервисы для организации образовательного процесса в дистанционном формате (GoogleClassroom, например), интерактивные презентации и инфографика, образовательный веб-квест, интерактивные
упражнения через онлайн-сервисы, интерактивные игры, викторины, кроссворды в он-лайн-сервисах, онлайн-сервисы для создания анимации и видеороликов.
Цифровой след - загруженные в сети Интернет презентации, видео, комментарии в сетях, блоги, сетевые проекты и т. д.
Если учитель владеет всеми этими инструментами и технологиями, то можно утверждать, что он владеет цифровой компетентностью. Это подтверждают и выводы, сделанные в работе Д. С. Константиновой и М. М. Кудаевой, в которой представлены различные трактовки характеристики цифровых компетенций в России и зарубежных странах [6]. По их мнению, учитель, обладая цифровой компетентностью, умеет работать в электронной информационно-образовательной среде, применяет различные информационно-коммуникативные средства, использует ресурсы сети Интернет для организации работы обучающихся на занятиях и за их пределами.
Для того чтобы выяснить, насколько активно в настоящее время учителя стали использовать цифровые технологии, нами был проведен опрос среди учителей иностранного языка школ г. Ижевска. В опросе принял участие 41 респондент, 70% из которых используют интернет-технологии почти каждый урок, совмещая традиционные и современные методы обучения, 10% стараются использовать все преимущества Интернета на каждом уроке. Но есть и те, кто прибегает к помощи новых информационных технологий довольно редко, не чаще одного раза в месяц, пару раз в месяц или только во время дистанционного обучения.
Причина тому кроется в трудностях, с которыми можно столкнуться в ходе использования интернет-технологий: сложно привыкнуть, невозможно тратить много времени на поиск или подготовку новых информационных технологий, отсутствие положительной обратной связи со стороны учеников. Все это заставляет некоторых возвращаться к традиционному методу обучения. Иногда возникают и технические проблемы, но зачастую они не пугают учителей. Они обращаются за помощью к ученикам, коллегам, освоившим уже эту технологию, или пытаются решить проблему самостоятельно, просматривая обучающие ролики.
Благодаря результатам опроса было выявлено, что интернет-технологии больше применяются к аудиальной деятельности, поскольку Интернет помогает погрузиться в языковую среду через прослушивание самих носителей и лучше понимать речь на слух, что является крайне важным аспектом в овладении иностранным языком.
И на втором месте по использованию интернет-технологий стоит онлайн-тести-рование, ввиду того, что это способ эффективно, просто и быстро проверить знания учеников, не тратя времени на проверку тетрадей. В целом, учителя пользуются цифровыми технологиями с целью обеспечить учеников необходимыми аутентичными материалами, разнообразить уроки/виды деятельности, повысить мотивацию и активность учеников, а также сделать более эффективным контроль учеников.
Судя о системе формирования цифровых компетенций у преподавателей и студентов, необходимо остановиться на следующих составляющих: подготовка преподавателей (учебная и научная деятельность), подготовка студентов (учебная и про-ектно-научная деятельность). В данном случае, техническая оснащенность учебного процесса не подлежит обсуждению, поскольку это первоочередная задача. В Институте
функционируют 3 компьютерных класса, общей вместимостью на 40 студентов; каждая аудитория Института оснащена современными компьютерами, мультимедийным и демонстрационным оборудованием с выделенным выходом в Интернет.
Подготовка преподавателей. Учебная деятельность. С 2019 г. Институт организовывает практико-ориентированные курсы повышения квалификации в рамках научно-образовательного форума «Международная неделя многоязычия в УдГУ»: 2022 г. -«Многоязычие в цифровом образовательном пространстве»; 2021 г. - «Перспективные технологии современного языкового образования: смешанные и дистанционные формы»; 2020 г. - «Цифровизация учебного процесса (иностранные языки)»; 2019 г. - «Игро-педагогика и многоязычие: инновационные технологии для педагога» [7].
Курсы ведут как привлеченные специалисты, так и преподаватели Института, делятся своим опытом и разработками. Кроме этого, многие преподаватели прошли курсы в АНО ВО «Университет Иннополис» в рамках проекта «Кадры для цифровой экономики», что позволило модернизировать учебные дисциплины, создать новые курсы, актуализировать образовательные программы. В настоящее время 40% преподавателей разработали свои курсы в системе электронного обучения Moodle.
Научная деятельность преподавателей. Для повышения эффективности проведения научных исследований преподавателям был предложен курс «Введение в интеллектуальный анализ данных для лингвистов», в рамках которого у преподавателей формируются компетенции в области сбора, обработки и синхронизация исходных данных; применения специализированных математических методов и моделей; содержательной интерпретации полученных результатов. Эти компетенции позволят реализовывать проекты научного и прикладного типа в области автоматической обработки больших данных, что позволит вывести науку на другой качественный уровень и реализовать в Институте проект «Искусственный интеллект в филологии».
Подготовка студентов. Учебная деятельность. Во все образовательные программы института включен модуль «Введение в информационные технологии и системы искусственного интеллекта», который содержит такие дисциплины, как «Цифровая культура, цифровой профессионализм и основы искусственного интеллекта», «Информационные технологии в лингвистике».
В рамках этих дисциплин у студентов формируется в первую очередь общепрофессиональная компетенция - способен понимать принципы работы современных информационных технологий и использовать их для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-6 в ФГОС ВО по Лингвистике).
В ходе освоения этих дисциплин студенты, помимо овладения практическими навыками работы в электронной среде, учатся проводить экспертизу лингвистических программных продуктов, использовать их в учебной и научно-исследовательской деятельности, знакомятся с понятием компьютерной лингвистики, электронными корпусами, электронными словарями на русском и иностранных языках [8].
В методическом модуле представлены дисциплины: «Организация обучения в цифровой среде», «Педагогический дизайн цифрового урока». Студены изучают основные направления реализации цифровой дидактики в иноязычном образовании, овладевают
стратегиями организации урока иностранного языка с помощью различных цифровых инструментов и способами проектирования и конструирования научно-образовательной деятельности в иноязычном образовании с учётом требований цифрового общества [6].
Подготовка студентов. Проектно-научная деятельность. Разработка идей проектных работ студентов непосредственно связана с цифровой составляющей. Если студент разрабатывает проект-мероприятие, то уже нет необходимости проводить его в оффлайн формате. Онлайн-викторины, веб-квесты, интеллектуальные игры, проводимые онлайн, позволили охватить больший объем желающих, а сами студенты в ходе разработки и реализации проектов приобретают новые цифровые знания и навыки, осваивают новые цифровые инструменты.
В настоящее время и работодатели (в нашем случае, в первую очередь, это государственные школы с гуманитарным/языковым уклоном и частные лингвистические клубы/центры) заинтересованы в продуктах цифрового формата - курс на образовательной платформе, веб-квест, электронный учебник, онлайн-тренажеры, мастер-классы для учителей по использованию цифровых инструментов.
За последние 2 года количество выпускных квалификационных работ студентов по вопросам дистанционного, электронного, смешанного обучения выросло в 5 раз. В качестве примера приведем такие темы, как Веб-квест как эффективная технология формирования познавательных универсальных учебных действий (на уроках английского языка), Дидактические возможности Miro в преподавании китайского языка, Дидактические функции интернет-технологий в процессе обучения и изучения иностранного языка и т. д.
В заключение отметим, что вызовы современного общества подталкивают учителей к постоянному развитию, к формированию новых компетенций, в частности, цифровой компетенции, содержание которой корректируется в зависимости от развития интернет-технологий. Для того чтобы сформировать молодые кадры для цифровой экономики, учителям необходимо самим постоянно повышать свою квалификацию и осваивать новые технологии.
Список литературы
1. Научные школы и направления УдГУ. URL: http://school.udsu.ru/ (дата обращения: 20.06.2022).
2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (с изм. и доп.). URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_155553/ (дата обращения: 20.03.2022).
3. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы». URL: https://base.garant. ru/71670570/ (дата обращения: 20.03.2022).
4. Национальный проект «Образование». URL: https://edu.gov.ru/national-project/ (дата обращения: 20.03.2022).
5. Вайндорф-Сысоева М. Е., Субочева М. Л. «Цифровое образование» как системообразующая категория: подходы к определению // Вестн. Московского гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. 2018. № 3. С. 25-36.
6. Константинова Д. С., Кудаева М. М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. 2020. Т. 7, № 11. С. 1055-1072.
7. Международная неделя многоязычия в УдГУ. URL: https://f-iiyl.udsu.ru/udsu_Lingua/ nedelya_mnogoyazychiya (дата обращения: 20.06.2022).
8. Основная образовательная программа по направлению 45.03.02 Лингвистика. Профиль «Теория и методика преподавания языков и культур». URL: https://Ludsu.ru/04-education#table-6-rowlevel-2 (строка 485) (дата обращения: 20.06.2022).
References
1. Nauchnye shkoly i napravleniya UdGU. Available at: http://school.udsu.ru/ (accessed: 20.06.2022).
2. Prikaz Ministerstva truda i sotsialnoy zashchity RF ot 18.10.2013 No. 544n "Ob utverzhdenii professionalnogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatelnost v sfere doshkolnogo, nachalnogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel, uchitel)" (s izm. i dop.). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_155553/ (accessed: 20.03.2022).
3. Ukaz Prezidenta RF ot 09.05.2017 No. 203 "O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017-2030 gody". Available at: https://base.garant. ru/71670570/ (accessed: 20.03.2022).
4. Natsionalnyy proekt "Obrazovanie". Available at: https://edu.gov.ru/national-project/ (accessed: 20.03.2022).
5. Vayndorf-Sysoeva M. E., Subocheva M. L. "Tsifrovoe obrazovanie" kak sistemoobrazuyushchaya kategoriya: podkhody k opredeleniyu. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: Pedagogika. 2018, No. 3, pp. 25-36.
6. Konstantinova D. S., Kudaeva M. M. Tsifrovye kompetentsii kak osnova transformatsii professionalnogo obrazovaniya. Ekonomika truda. 2020, Vol. 7, No. 11, pp. 1055-1072.
7. Mezhdunarodnaya nedelya mnogoyazychiya v UdGU. Available at: https://f-iiyl.udsu.ru/ udsu_Lingua/nedelya_mnogoyazychiya (accessed: 20.06.2022).
8. Osnovnaya obrazovatelnaya programma po napravleniyu 45.03.02 Lingvistika. Profil "Teoriya i metodika prepodavaniya yazykov i kultur". Available at: https://Ludsu.ru/04-education#table-6-rowlevel-2 (line 485) (accessed: 20.06.2022).
Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2022, № 5
Статья поступила в редакцию 03.04.2022 The article was received on 03.04.2022