Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ'

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
150
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОГИСТИЧЕСКИЙ РЫНОК / ИННОВАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ЦИФРОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Лопаткин Г. А.

В статье проведен анализ существующего подхода к формированию цифровой платформы транспортного комплекса, рассматривается создание экосреды транспортной отрасли, возможность интеграции системы «Платон» и системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в цифровую национальную платформу транспортного комплекса страны. Анализируются альтернативные варианты быстрого внедрения цифровой национальной платформы транспортного комплекса на основе технологии распределенного реестра. Предложена технологическая схема внедрения новых технологий и ее основные этапы внедрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF THE DIGITAL LOGISTIC STRUCTURE OF MANAGEMENT OF MOTOR TRANSPORTATION

The article analyzes the existing approach to the formation of a digital platform for the transport complex, considers the creation of an environmental environment for the transport industry, the possibility of integrating the Platon system and the ERA-GLONASS system into the digital national platform of the country's transport complex. We analyze alternative options for the rapid implementation of the digital national platform of the transport complex based on distributed registry technology. The technological scheme of introducing new technologies, and its main stages of implementation are proposed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ»

УДК 656.073.7

Лопаткин Г.А.

ФОРМИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТНЫМИ ПЕРЕВОЗКАМИ

Аннотация

В статье проведен анализ существующего подхода к формированию цифровой платформы транспортного комплекса, рассматривается создание экосреды транспортной отрасли, возможность интеграции системы «Платон» и системы «ЭРА-ГЛОНАСС» в цифровую национальную платформу транспортного комплекса страны. Анализируются альтернативные варианты быстрого внедрения цифровой национальной платформы транспортного комплекса на основе технологии распределенного реестра. Предложена технологическая схема внедрения новых технологий и ее основные этапы внедрения.

Ключевые слова

Логистический рынок, инновации, информационная система, цифровая транспортная платформа, цифровизация транспортной отрасли.

JEL: L92, O32

Lopatkin G.A.

FORMATION OF THE DIGITAL LOGISTIC STRUCTURE OF MANAGEMENT OF MOTOR TRANSPORTATION

Annotation

The article analyzes the existing approach to the formation of a digital platform for the transport complex, considers the creation of an environmental environment for the transport industry, the possibility of integrating the Platon system and the ERA-GLONASS system into the digital national platform of the country's transport complex. We analyze alternative options for the rapid implementation of the digital national platform of the transport complex based on distributed registry technology. The technological scheme of introducing new technologies, and its main stages of implementation are proposed.

Keywords

Logistics market, innovation, information system, digital transport platform, digitaliza-tion of the transport industry.

Введение. Транспортная отрасль является значимым сегментом национальной экономики, в структуре образования стоимости товаров и услуг ее доля достигает 7%. Проводимое капитальное строительство транспортной инфраструктуры увеличивает вклад в объем финансовых инвестиций в основ-

ной капитал. Транспорт является важнейшей составляющей внутренней и внешней национальной торговли, направленной на сбалансированное развитие транспортной инфраструктуры, обеспечивающей рост объемов торгового оборота. Показатель грузооборота национальной транспортной отрасли

показывает устойчивый рост несколько предшествующих лет. Так, в 2018 году величина российского грузооборота выросла на 2,8%, а перевезенный объем грузов вырос на 2,4%. Следующий, 2019 год стал более сложным годом для транспортной системы страны, общий прирост за 8 месяцев составил 1,8%, после чего наметился спад, продолжающийся до конца года. Сокращение грузооборота в конце года обусловлено развивающимися кризисными явлениями не только в национальной, но и мировой экономике.

Грузовые автомобильные перевозки в России достаточно распространены и продолжают свое развитие, при значительной протяженности страны с запада на восток они выполняются в основном на небольшие расстояния. В США и Китае доля автотранспорта в структуре объема перевезенных грузов занимает значительный сегмент, однако доля автомобильных перевозок в структуре грузооборота в России значительно ниже и составляет около 5% против ~40% в США и ~34% в Китае.

Проблемы. Основными драйверами грузовых автоперевозок являются: розничная торговля, электронная коммерция и рост перевозок сельскохозяйственных грузов. В 2018 году возрос экспортный грузопоток в страны ЕС, снизился импортный оборот в обратном направлении.

Сокращение импорта прослеживается последние шесть лет, что обусловлено санкционной политикой в отношении Российской Федерации. Сложность сотрудничества российских перевозчиков с европейскими поставщиками заключается в высоких экологических требованиях к грузовому автотранспорту, который на российском рынке грузовых перевозок состоит из автомобилей с большим сроком эксплуатации, что не соответствует требованиям к автомобилям классом не ниже «Евро-5», а

в ряде городов Европы должно быть не ниже «Евро-6».

На фоне сокращения грузовых перевозок с ЕС происходит переориентация осваиваемых направлений автотранспортными компаниями, обусловленная возрастающим грузовым потоком в страны Юго-Восточной Азии, такие как КНР. Стимулирование грузооборота произошло за счет подписанного межправительственного соглашения о международном автомобильном сообщении между РФ и КНР в июне 2018 года. В предшествующем периоде перевоз грузов между Россией и Китаем осуществлялся по приграничной зоне в рамках согласованных маршрутов. С января 2019 года в рамках подписанного соглашения осуществляется свободное движение перевозчиков на территории Китая и России с соблюдением ряда условий. Для развития международных перевозок и транзитного потенциала Россия участвует в расширении сотрудничества с зарубежными странами, в том числе со странами ЕАЭС [1].

Из негативных последствий изменения технологии перевозок мы можем выделить рост конкуренции со стороны китайских перевозчиков на перевозку прежде всего импортных грузов, идущих из Китая. Драйвером роста автомобильного грузопотока из КНР в РФ является доставка интернет-магазинов, возросшая в 2018 году в 1,6 раза, прирост которой идет значительными темпами. Вторым основным показателем удобства грузового автотранспорта является доставка грузов от ворот до ворот.

Решения. Основным направлением роста рынка автомобильных грузоперевозок является внедрение цифровых технологий. В рамках государственной программы «Цифровая экономика» Министерство транспорта РФ планировало к концу 2019 года запустить цифровую платформу транспортного комплекса (далее - ЦПТК) на основе сервисов «Платон» и «ГЛОНАСС» [2]. Капи-

талоемкость инвестиций на реализацию всей программы до 2022 года составляет порядка 450 млрд руб. Плановый запуск системы в полном объеме начнет функционировать в 2022 году, запуск системы направлен на тотальное снижение издержек и унификацию транс-портно-логистических решений на одной цифровой платформе. ЦПТК объединит все данные о деятельности субъектов рынка перевозок и данные инфраструктуры, нацеленные на обеспечение контроля качества транспортных услуг.

Цифровые сервисы позволят ввести транспортный контроллинг не только в части внутрироссийских перевозок, но и транзита, экспорта и импорта посредством оснащения электронными метками (датчиками), электронными пломбами практически все виды грузов для обеспечения их видимости для навигационных систем и систем дорожного контроля. Примером могут служить RFID-метки. Это метки радиочастотной идентификации, являющиеся неотъемлемым компонентом ЯРГО-сис-темы. Минтранс планировал завершение разработки концепции цифровой платформы транспортного комплекса России на 14 декабря 2018 года, что следовало из материалов сайта государственных закупок.

Планировалось создать общую организационно-функциональную схему ЦПТК и интеграционные структуры, совместимые с другими системами Минтранса - АСУ ТК (информационно-аналитической системой регулирования на транспорте), ЕГИС ОТБ (единой государственной информационной системой обеспечения транспортной безопасности), ЭРА-ГЛОНАСС, а также системой «Платон».

Вторым по значимости вопросом после внедрения единой цифровой платформы транспортного комплекса является вопрос разработки отраслевых стандартов для управления системами данных. Отраслевые стандарты будут

диктовать правила свободного информационного обмена между базами государственных систем, частными и частно-государственными корпоративными информационными платформами, существующими и вновь разрабатываемыми программными сервисами для перевозчиков и заказчиков грузоперевозок. Это позволит обеспечить работу операционной среды цифровой платформы транспортного комплекса страны, включающей в себя «онлайн-площадку» приложений на всех видах транспорта.

Создание совместимых отраслевых операционных систем, сопряженных с другими государственными информационными системами, является ключевой задачей цифровой трансформации транспортной отрасли. Национальный транспортный комплекс является крупнейшим потребителем цифровых технологий и решений. Цифровая трансформация отрасли без значительных капиталовложений в инфраструктуру обеспечит рост производительности, безопасности и качества самих транспортных систем.

Создание информационной платформы позволит на ней размещать реестры перевозчиков, электронный документооборот, в том числе связанный с Государственным таможенным комитетом РФ. Данная программа развивается в рамках национальной программы «Цифровая экономика» [3]. Формирование единой цифровой платформы с общими стандартами и протоколами обмена данных обеспечит их юридическую актуальность, повысит кибербез-опасность, позволит сформировать и предоставить открытый доступ для всех операторов систем, перейти к полному электронному документообороту, расширить мультимодальность грузовых перевозок.

Планы реализации проекта цифровой платформы транспортного комплекса базируются на имеющейся

структуре автотранспортного комплекса страны, который представлен на рисунке 1, где видны задействованные субъекты в логистической цепи поставок продукции.

На рисунке 1 представлены основные субъекты автотранспортного рынка грузовых перевозок:

- заказчики перевозок, отправители или контрактодержатели;

- грузополучатели или контрак-тодержатели;

- транспортные компании, обычно владеющие своим парком грузового автотранспорта;

- владельцы грузового автотранспорта, индивидуальные предприниматели или физические лица;

- экспедиционные компании, компании-агенты, которые могут сами владеть грузовым автотранспортом либо заключать субподрядные договора на выполнение грузовых перевозок;

- страховые компании, страхующие перевозимые грузы в онлайн-доступе либо через страховых агентов, таковыми могут являться и сами экспедиторские компании.

Данная структура содержит в себе несколько технологических блоков, представляющих объединенный блок -современные электронные логистические платформы, ориентированные на размещение услуг транспортных и экспедиционных компаний, на удобство поиска исполнителей грузовых перевозок. Отдельным сервисом выступает электронный сервис, раскрывающий данные Федеральной налоговой службы, позволяющий в среднесрочной перспективе иметь данные о перевозчике и его отношениях с фискальными органами, раскрывать данные об уплачиваемых налогах, соответственно, рисках недоставки груза.

V

Рисунок 1 - Существующая организационно-функциональная схема логистического рынка перевозок57

31 Разработано автором.

Формируется среда, ориентированная по региональным признакам, обуславливающая отмеченные выше тенденции ограниченного плеча доставляемого груза и обусловленная плохой информативностью, отсутствием надежности как заказчиков, так и исполнителей грузовых перевозок, что вместе ведет к замыканию перевозчиков на нескольких регионах, которые можно условно разделить на европейскую часть РФ, уральскую часть РФ, сибирскую часть РФ, забайкальскую часть РФ и дальневосточный регион. Отметим недостатки сформированных электронных ресурсов:

- территориальная ограниченность ресурсов или транспортно-логис-тических площадок;

- ограниченная прозрачность исполнителей перевозок, транспортных компаний и частных перевозчиков;

- отсутствие или частичное страхование грузов и грузоперевозок, ответственности, сроков исполнения договорных обязательств, нераскрытие текущей информации о страховщиках перевозчика, экспедитора, груза как договорной цели перевозки;

- отсутствие страхования рисков исполнения заказов на перевозку, страхования рисков, обусловленных открытой информацией цифрового электронного ресурса;

- риски перевозчика, обусловленные недобросовестностью экспедиторов, являющихся плательщиками по отношению к перевозчикам;

- риски отсутствия текущего мониторинга перевозки, местоположения и скорости передвижения груза, соответствия заявленному ранее графику перевозки.

Вышеназванные риски формируют высоко рисковую среду перевозок, наполненную не только профессиональными рисками, рисками неиспол-

нения договорных обязательств по перевозке, криминальными рисками, но и рисками, обусловленными занятием коммерческими перевозками без регистрации в ФНС.

Проводимый анализ формирования цифровой среды в сфере грузовых автоперевозок со стороны Министерства транспорта РФ говорит о том, что в ^-сфере существует в настоящее время несколько основных подходов по разработке и реализации концепции цифровой платформы транспортного комплекса. Первый подход основан на формировании вычислительных центров, обладающих большой вычислительной мощностью, разнесенных по стране на несколько условно сформированных регионов, которые работают на единой операционной системе, совместимой с государственными базами данных, которые отражают основные сведения о правовых и технологических данных субъектов логистического рынка перевозок. Обработка происходит по заданному алгоритму, определяющему основные и второстепенные информационные процессы, зависимые от:

- вычислительной мощности информационных центров;

- устойчивости и производительности информационных сетей;

- скорости размещения и получения информационных откликов по проводимым операциям, емкости вычислительных хранилищ информации.

Второй путь заключается в использовании информационных мощностей региональных операторов, использовании технологии не слияния баз данных, а построения вычислительного процесса на работе с распределенными базами данных, или технологии блок-чейн.

Использование технологии распределенных реестров позволяет фор-

мировать в облачном информационном пространстве операционную среду, в безусловном порядке имеющую возможность формировать высокий уровень доступа, при необходимости работать в режиме 24/7 для обработки поступающей и запрашиваемой информации [4].

Технология блокчейн является предметом достаточно пристального внимания, но описание ее технической реализации не является целью данной статьи.

Возвращаясь к ходу реализации концепции цифровой платформы транспортного комплекса Министерством транспорта РФ, мы можем сделать предварительный вывод, что принцип построения был выбран по первому варианту посредством построения больших цифровых комплексов, требующих для реализации значительных материальных и финансовых ресурсов, построения новых цифровых комплексов по аналогии с цифровым вычислительным комплексом в г. Обнинске. Цифровой комплекс в г. Обнинске был направлен на обработку данных ФНС для построения перекрестной сверки информации, поступающей от региональных отделений налоговой службы.

В условиях растущего мирового финансового кризиса мы предлагаем формирование модели достижения заданных целей, сопровождаемой минимальными финансовыми, информационно-ресурсными мощностями, при минимальных исполнительских сроках. Формируемая цифровая платформа транспортного комплекса страны основывается на имеющемся ресурсном потенциале с выстраиванием недостающих звеньев, которые нет необходимости разрабатывать. Базовой технологией является технология распределенного реестра с операционными возможностя-

ми подключения к ресурсным источникам информации, таковыми являются:

- база данных ФНС по юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям;

- база данных ФНС транспортных компаний и логистических компаний;

- база данных РЭО МВД учетных данных грузовых автотранспортных средств;

- базы данных страховых компаний в разрезе заключенных договоров, страхования ответственности рисков перевозок, ОСАГО, текущего страхования грузов;

- базы текущих данных системы «ПЛАТОН», обеспечивающих текущие данные по маршруту движения, графику и возможной загруженности автомобилей;

- базы текущих данных системы «ЭРА-ГЛОНАСС», обеспечивающих текущие данные по маршруту движения и графику движения автомобилей.

Рассмотрим систему «ПЛАТОН», которая была внедрена как система контроля перевозчиков государством. Система была запущена в конце 2015 года в пилотном режиме АО «Росавтодор». Полный запуск системы «ПЛАТОН» состоялся в 2017 году, система проводит учет текущих данных по перемещающимся грузовым автомобилям страны с целью взимания налога [5].

В настоящее время система «Платон» является крупнейшим телекоммуникационным проектом России, аккумулирующим базы данных по участникам дорожного движения на большей части регионов России. В состав системы «ПЛАТОН» включены: дата-центр управления и мониторинга, соответствующий требованиям Uptime Institute Tier III, 138 Центров обслуживания пользователей, системы мобильного контроля, включающие 100 автомоби-

лей, 481 систему стационарного контроля, геоинформационную систему.

Начиная с января 2019 года проводится поэтапный запуск автоматизированной системы весогабаритного контроля движения автотранспортных средств на трассах федерального значения (далее - АСВГК) для выявления перегруженных грузовых автомобилей. Данные о транспортном потоке формируют в системы АСВГК текущую базу по движущимся через контрольные посты грузовым автомобилям, что является дополнительной базой данных для использования цифровой платформы транспортного комплекса.

Дополнительным источником данных служат разработанные и тестируемые электронные навигационные пломбы, позволяющие фиксировать пересечение учетных пунктов контроля. Параллельно навигационным блокам широко планируется использовать систему «ГЛОНАСС». Данная система устанавливается на грузовых автомобилях, ее аппаратная реализация БУ 1201 включает в себя коммуникационный модуль, работающий по системам GSM/GPRS, и навигационный блок, использующий данные систем «ГЛО-НАСС/GPS». Данная система позволяет в текущем режиме определять местоположение перевозчика. Данные системы могут дублировать данные систем «ПЛАТОН» и «АСВГК», формируя данные о текущем местоположении, скорости передвижения, выборе маршрута, времени и сроках доставки грузов.

Опираясь на вышеназванные системы контроля текущих данных по передвижению грузового автотранспорта, мы можем сформировать структуру цифровой экосферы логистики национальной транспортной системы. На рисунке 2 приведена поэтапная схема формирования цифровой транспортной

платформы, которую условно можно разделить на несколько этапов формирования.

Первый этап заключается в формировании условно-постоянных актуальных баз данных субъектов логистики в операционных системах или операционной среде, совместимых с современным платформенным ПО и сформированных на принципах Big Data.

На втором этапе происходит формирование операционного пространства, совместимого с логистическим ПО с одинаковым принципом построения, формирующим доступ к цифровой платформе, построенной по технологии распределенных реестров с имеющимися ключами или смарт-контрактами, позволяющими формировать заданное операционное задание с целью его поэтапного исполнения.

Третий этап состоит в цифровом подписании посредством криптографических ключей смарт-контракта, подтверждающего исполнение заключенного договора посредством формирования первичного перечня электронного документооборота.

Четвертый этап заключается в осуществлении текущего контроллинга, отслеживающего временные интервалы и сроки исполнения контракта на перевозку посредством коммуникации с системами текущих баз данных, с актуализацией временных и загрузочных данных по транспортным каналам.

Пятый этап заключается в физическом завершении доставки, формировании конечного электронного документооборота, охватывающего всех субъектов логистической цепи.

Шестой этап - конечный контроллинг и анализ транспортного плеча, выдача аналитики, рекомендаций, формирование статистики.

32

Рисунок 2 - Построение цифровой экосферы логистики

32 Разработано автором.

Выводы. Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что:

- представленная схема формирования цифровой транспортной платформы является оптимальной в сложившихся условиях кризиса;

- финансовая реализация цифровой транспортной платформы исключает фундаментальные затраты на формирование больших вычислительных центров;

- представленная схема формирования цифровой транспортной платформы на основе блокчейна сократит временное плечо формирования платформы, ускорит ее внедрение в национальную транспортную систему;

- позволит привлечь альтернативные источники финансирования за счет использования акционерного капитала частных транспортных и логистических компаний;

- обеспечит настройку и эффективное использование операционных систем текущего мониторинга, таких как «ПЛАТОН», «ЭРА-ГЛОНАСС» [6], «АСВГК»;

- придаст дополнительную динамику экономике страны, обеспечивая ее скорейшее восстановление после Пандемии COVID-19 и запуск отраслей, наиболее пострадавших от экономического спада;

- обеспечит обязательное страхование ответственности на каждом этапе перевозки, обеспечит удешевление страховых продуктов;

- увеличит эффективность использования грузового автотранспорта и качества услуг;

- увеличит скорость доставки грузов;

- повысит конкурентоспособность российского транспортного рынка на международном рынке автомобильных перевозчиков;

- повысит транзитный национальный потенциал грузоперевозок.

Цифровизация логистического рынка страны, переход на цифровую платформенную экономику позволит сформировать экономические драйверы роста национального пространства, перевести на следующий уровень маркетинговые и менеджерские услуги, задать векторы роста перехода на использование искусственного интеллекта в сфере принятия решений и электронной торговли, выбора и формирования оптимального использования финансовых и материальных ресурсов.

Библиографический список

1. Григорьев М.Н., Уваров С.А. Роль евразийских транспортных коридоров в формировании пространства логистического взаимодействия между странами ЕврАзЭС и АТР // Инновационная наука. - 2015. - № 11 (1). - С. 66-69.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Комарова В. Минтранс дал две недели на создание цифровой транспортной платформы // Информационное агентство «РБК» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://www.rbc.ru/ business/13/11/2018/5be5c8e99a7947dcb5 68ecb9.

3. Единая цифровая платформа объединит все сервисы для транспорта и логистики России // Пресс-центр Министерства транспорта Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://mintrans.ru/press-center/news/9352.

4. Pham L. This company added the word «Blockchain» to its name and saw its shares surge 394 % // Bloomberg [Электронный режим]. - Режим доступа: https://www.bloomberg.com/news/articles/ 2017-10-27/what-s-in-a-name-u-k-stock-surges-394-on-blockchain-rebrand.

5. Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» от 03.07.2016 № 249-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2 00492/.

6. Электронной пломбе на основе технологий АО «ГЛОНАСС» - три года // Оператор государственной автоматизированной информационной системы ЭРА-ГЛОНАСС [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://aoglonass.ru/ novosti/novosti-ao/elektronnoj-plombe-na-osnove-tehnologij-ao-glonass-tri-goda/.

Bibliographic list

1. Grigoryev M.N., Uvarov S.A. The role of Eurasian transport corridors in the formation of the space of logistic interaction between the countries of the EurAsEC and the Asia-Pacific region // Innovation science. - 2015. - No. 11 (1). - Pp. 66-69.

2. Komarova V. Ministry of Transport gave two weeks to create a digital transport platform // Information Agency «RBC» [Electronic resource]. - Access mode: https://www.rbc.ru/business/13/11/ 2018/5be5c8e99a7947dcb568ecb9.

3. A single digital platform will combine all services for transport and lo-

gistics in Russia // Press Center of the Ministry of Transport of the Russian Federation [Electronic resource]. - Access mode: https://mintrans.ru/press-center/news/9352.

4. Pham L. This company added the word «Blockchain» to its name and saw its shares surge 394 % // Bloomberg [Electronic resource]. - Access mode: https://www.bloomberg.com/news/articles/ 2017-10-27/what-s-in-a-name-u-k-stock-surges-394-on-blockchain-rebrand.

5. Federal Law «On Amendments to Part Two of the Tax Code of the Russian Federation» dated 03.07.2016 № 249-FZ [Electronic resource]. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/cons_d oc_LAW_200492/.

6. An electronic seal based on the technologies of GLONASS JSC is three years // Operator of the state automated information system ERA-GLONASS [Electronic resource]. - Access mode: https://aoglonass.ru/novosti/novosti -ao/ elektronnoj-plombe-na-osnove-tehnologij-ao-glonass-tri-goda/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.