Научная статья на тему 'Формирование центров экономического роста и развития региональных экономических кластеров'

Формирование центров экономического роста и развития региональных экономических кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
434
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КЛАСТЕРЫ / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ КЛАСТЕРОВ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / НАУЧНОЕ И КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕНТРОВ / REGIONAL ECONOMIC CLUSTERS / MECHANISM OF FORMATION OF THE CENTERS OF ECONOMIC GROWTH AND DEVELOPMENT OF REGIONAL CLUSTERS / INSTITUTIONAL PROVIDING / ECONOMICAL AND ORGANIZATIONAL PROVIDING / INFORMATION SUPPORT / SCIENTIFIC AND STAFFING OF FORMATION OF THE CENTERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Николаевна

В данной статье раскрывается проблема механизма формирования центров экономического роста и развития региональных кластеров. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что структурная композиция механизма формирования центров экономического роста и развития региональных экономических кластеров может быть представлена в единстве четырех блоков. Автором предложены сравнительные характеристики вариантов выбора формата центра экономического роста и развития региональных экономических кластеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article the problem of the mechanism of formation of the centers of economic growth and development of regional clusters reveal. In work the author accents the main attention on that the structural composition of the mechanism of formation of the centers of economic growth and development of regional economic clusters can be presented in unity of four blocks. The author offered comparative characteristics of options of a choice of a format of the center of economic growth and development of regional economic clusters.

Текст научной работы на тему «Формирование центров экономического роста и развития региональных экономических кластеров»

РАЗДЕЛ 1. СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНОВ И ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

И.Н. Ковалева

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕНТРОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КЛАСТЕРОВ

Аннотация

В данной статье раскрывается проблема механизма формирования центров экономического роста и развития региональных кластеров. Основное внимание в работе автор акцентирует на том, что структурная композиция механизма формирования центров экономического роста и развития региональных экономических кластеров может быть представлена в единстве четырех блоков. Автором предложены сравнительные характеристики вариантов выбора формата центра экономического роста и развития региональных экономических кластеров.

Annotation

In this article the problem of the mechanism of formation of the centers of economic growth and development of regional clusters reveal. In work the author accents the main attention on that the structural composition of the mechanism of formation of the centers of economic growth and development of regional economic clusters can be presented in unity of four blocks. The author offered comparative characteristics of options of a choice of a format of the center of economic growth and development of regional economic clusters.

Ключевые слова

Региональные экономические кластеры, механизм формирования центров экономического роста и развития региональных кластеров; институциональное обеспечение, экономико-организационное обеспечение, информационное обеспечение, научное и кадровое обеспечение формирования центров.

Keywords

regional economic clusters, mechanism of formation of the centers of economic growth and development of regional clusters; institutional providing, economical and organizational providing, information support, scientific and staffing of formation of the centers.

В последней четверти XX в. практика управления корпорациями доказала состоятельность так называемой модели формирования региональных экономических кластеров (РЭК), что позволяет определять конкурентоспособность страны через регионы, в которых имеются РЭК. Наиболее известными исследователями РЭК в качестве субъектов формирования конкурентных преимуществ являются: М. Портер [1], А.А. Мигранян [2], Т.В. Цихан [3]. Под

региональным экономическим кластером понимается сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных предприятий и организаций, объединенных по совокупности экономических интересов и/или функциональному признаку и обеспечивающих повышение своей конкурентоспособности за счет синергетического эффекта от взаимодействия. «Устойчивое развитие регионального экономического кластера» предлагается трактовать как разви-

тие участников регионального экономического кластера, основанное на совокупности системных изменений в их деятельности, обеспечивающих стабильный экономический рост и сбалансированных по критерию эффективного использования экономических, экологических и социальных факторов.

Ключевым мероприятием координации региональных кластерных инициатив, направленных на повышение конкурентоспособности региона, является формирование центров экономического роста и развития региональных кластеров как структур, координирующих реализацию стратегий и программ в целом, осуществляющих оперативное управление ключевыми проектами.

Механизм формирования центров экономического роста и развития РЭК в общем виде можно определить как совокупность форм, методов и инструментов [4], посредством которых региональные власти совместно с менеджментом предприятий в составе РЭК, способны обеспечить эффективную разработку и реализацию планов и программ устойчивого развития РЭК.

Надо полагать, что структурная композиция искомого механизма формирования центров экономического роста и развития РЭК может быть представлена в единстве 4-х основных блоков. Каждый из них имеет инвариантную (общую для любых РЭК) и специфическую (избирательную для конкретного РЭК) составляющую.

1. Институциональное обеспечение формирования центров экономического роста и развития РЭК. Прежде всего, оно включает институт общественно-частного партнерства, предпочтительные формы и инструменты которого используются применительно к определенным планам и программам устойчивого развития РЭК.

Другой компонент институционального обеспечения - выбор непосредственного формата центра эконо-

мического роста и развития РЭК. Его выбор из числа действующих структур или создание нового - задача, до сих пор остающаяся вне поля продуктивных действий региональных властей многих регионов, и для Карачаево-Черкесской Республики, в частности.

Надо заметить, что в зарубежной практике апробированы разные варианты решения этой задачи: специализированные агентства по развитию РЭК, которые относятся к категории организаций, приравненных к органам администрации; назначение координаторов

РЭК (выбираемых из профессорской среды), организующих взаимодействие участников внутри РЭК; создание комиссий, которые определяют участников будущих РЭК, помогают им преодолевать возникающие организационные и финансовые трудности, способствуют укреплению и развитию уже созданных РЭК. Для этих целей они используют первоначальный капитал, выделяемый органами власти, привлекают средства частных компаний в проекты развития РЭК.

Систематизация существенных характеристик, присущих анализируемым вариантам создания центров экономического роста и развития РЭК, представлена в таблице 1 (см. ниже).

Продуктивные элементы этого опыта должны быть учтены в российской практике посредством выработки системы требований определения параметров формирования центров экономического роста и развития РЭК

Эффективный и адаптивный центр экономического роста и развития РЭК, исходя из существующих целей и задач повышения конкурентоспособности региона, должен быть в состоянии осуществлять полный цикл управления (от плановой проработки проектов устойчивого развития предприятий в составе РЭК до их реализации и контроля результатов);

Таблица 1. Сравнительные характеристики вариантов выбора формата центра экономического роста и развития РЭК в зарубежной практике

Варианты Достоинства Ограничения

1 2 3

Создание специализированного агентства по развитию конкретных РЭК, которое относится к категории организаций, приравненных к органам администрации -обеспечение профессионализации управления; -ограничение компетенций только постановкой и решением задач, связанных с развитием процессов повышения устойчивости развития РЭК. -отнесенность к административным структурам, что, во-первых, ослабляет стимулы к идентификации и реализации интересов частного бизнеса как основного участника РЭК, во-вторых, препятствует формированию модели управления, способной оперативно воспринимать изменения внешней среды и адаптироваться к ним; -отсутствие собственных или привлеченных инвестиционных ресурсов, использование которых находится в компетенции агентств

Назначение координаторов РЭК (выбираемых из профессорской среды), организующих взаимодействие участников внутри РЭК -обеспечение профессионализации деятельности, связанной с оценкой инновационного потенциала результатов НИОКР и определением сфер его реализации; -формирование эффективных коммуникаций между разработчиками новаций и органом управления их внедрением -недостаточная компетентность представителей профессорской среды в области современной практики управления; -отсутствие собственной ресурсной базы, необходимой для реализации принятых управленческих решений

Создание комиссий, которые определяют участников будущих РЭК, помогают им преодолевать возникающие организационные и финансовые трудности, способствуют укреплению и развитию уже созданных РЭК. Для этих целей они используют первоначальный капитал, выделяемый органами власти, привлекают средства частных компаний -ориентация деятельности на решение не только организационных, но и финансовых проблем развития РЭК; -использование различных источников финансирования. -повышенная степень зависимости от органа (администрации региона), их учредившего; -преимущественно дискретный характер их деятельности

иметь финансовые ресурсы, необходимые для решения определенного перечня задач управления процессами повышения устойчивости развития РЭК; быть укомплектован кадрами, владеющими современными методами проектного, программно-целевого и стратегического управления развитием бизнеса и территорий; иметь возможность эффективной интеграции в бизнес-

сообщество, действовать в рамках орга-

низационной культуры, изначально ориентированной на согласование интересов государства и бизнеса; принимать решения в реальном масштабе времени.

Учитывая эти требования, можно полагать, что для Карачаево-Черкесской республики при формировании центра экономического роста и развития РЭК наиболее предпочтительным вариантом является создание специализированной организации, учредителями которой

станут, с одной стороны, органы исполнительной власти республики, с другой, бизнес, интересы которого связаны с развитием процесса повышения устойчивости развития РЭК, с третьей - ведущие представители экспертного сообщества (из системы высшей школы и науки республики).

Такой состав учредителей необходим, во-первых, для диффузии знаний и навыков современного менеджмента в сфере формирования и развития РЭК республики, во-вторых, для обеспечения разнообразия источников финансирования реализации принятых управленческих решений, в-третьих, для обеспечения профессионализации деятельности, связанной с оценкой инновационного потенциала результатов НИОКР, обоснованием перспектив, условий и механизмов реализации планов и программ устойчивого развития РЭК.

Главная цель такой организации -реализация конкурентных преимуществ региона посредством создания и развития РЭК. Иными словами, у нее изначально отсутствует ориентация на собственный коммерческий успех. Это обстоятельство делает целесообразным ее учреждение в форме некоммерческой организации (предпочтительно, некоммерческого партнерства), дающей ее участникам равные права на управление РЭК.

Наделение этой организации компетенциями по управлению процессами повышения устойчивости развития РЭК в целях повышения конкурентоспособности региона соответствует объявленному государством курсу на передачу части своих полномочий саморегули-руемым организациям, рассматриваемым в качестве эффективного института согласования интересов участников рынка и государства.

В компетенцию названной организации оправданно отнести решение основных задач, которые сейчас выполняет в Карачаево-Черкесской Республике

Агентство по социально-

экономическому развитию и инновационной политике КЧР: выдвижение инициатив в области формирования и развития РЭК (определение предпосылок, условий и факторов, актуализирующих принятие соответствующих институциональных решений); обоснование рациональной модели построения взаимодействий между предприятиями в составе РЭК (выбор типа РЭК, определение структуры РЭК, основных видов его деятельности, связей между участниками); проведение маркетинговых исследований для оценки потенциала рынков сбыта конечной продукции предприятий в составе РЭК; разработку стратегии и программы формирования и развития конкретного РЭК, содержащей необходимое экономико-

организационное обеспечение государственного управления; мобилизацию и использование финансовых ресурсов, необходимых для инфраструктурного и научно-методического сопровождения проекта формирования и развития РЭК; оказание информационно-

консультативных услуг предприятиям в составе РЭК; проведение PR (Public Relations) акций по продвижению продукции РЭК на национальный и мировой рынки; осуществление мониторинга состояния и результатов процесса повышения устойчивости развития РЭК; лоббирование интересов РЭК в органах государственной власти федерального и регионального уровня; организацию переподготовки и повышения квалификации работников (рабочих, специалистов, менеджеров) предприятий в составе РЭК.

2. Экономико-организационное обеспечение формирования центров экономического роста и развития РЭК. В числе его основных элементов: стратегии и целевые программы формирования и развития РЭК, федеральный и региональный заказы на продукцию и услуги, оказываемые участниками РЭК;

долевое (с участием государства и частного бизнеса) финансирование, налоговое стимулирование разработки новых видов инновационной продукции и услуг; гранты на выполнение НИОКР; обустроенные земельные участки, передаваемые под реализацию инвестиционных проектов, связанных с организацией новых производств на предприятиях в составе РЭК. В рамках блока организационно-экономического обеспечения формирования центров экономического роста и развития РЭК особое внимание следует обратить на содержательную характеристику региональных целевых программ как ключевого инструмента программно-целевого управления процессами повышения потенциала устойчивости развития РЭК. Региональные власти, хотя и позиционируют их в качестве необходимых и важных, однако, не имеют опыта их продуктивной разработки [5]. Надо заметить, что этот инструмент относится к инвариантным, то есть должен применяться независимо от специфики региона и создаваемых в нем РЭК.

Такие программы должны включать прогнозно-аналитический и организационно-экономический блоки и содержать: цели развития и повышения конкурентоспособности региона, муниципальных образований, для достижения которых служит реализация планов и программ устойчивого развития РЭК; сферы (отрасли, виды экономической деятельности, территории) реализации планов и программ устойчивого развития РЭК; предпочтительный вариант структуры РЭК (состав базовых организаций его ядра и периферии), базовую функцию РЭК; эффекты, достигаемые в процессе осуществления планов и программ устойчивого развития РЭК; систему мероприятий, необходимых для каждого этапа жизненного цикла РЭК, и прогнозные оценки их ресурсного обеспечения; систему показателей устойчивости развития, необходимую для оцен-

ки состояния и результатов процесса формирования и развития РЭК (промежуточной, итоговой).

3. Информационное обеспечение формирования центров экономического роста и развития РЭК. Оно включает базы данных об участниках РЭК, видах и характеристиках производимой в них продукции, а также результаты мониторинга состояния и итогов процессов повышения потенциала устойчивости развития РЭК и конкурентоспособности региона. В свою очередь, формирование эффективной системы мониторинга требует [6], в первую очередь, обоснования принципов его организации применительно к оценке процессов устойчивого развития РЭК.

В числе наиболее значимых при формировании центров экономического роста и развития РЭК могут быть выделены принципы:

- необходимого, достаточного и достоверного информационного обеспечения: в использовании данных государственной статистики, результатов финансово-хозяйственной деятельности участников РЭК, экспертных оценок, позволяющих адекватно отражать состояние, динамику развития и результаты процесса повышения устойчивости РЭК и роста конкурентоспособности региона;

- институционализации правового обеспечения мониторинга: предусматривает наделение центра экономического роста и развития РЭК полномочиями на организацию мониторинга и анализ его результатов;

- комплексности: предполагает

учет многообразных проявлений результатов процессов повышения устойчивости развития РЭК и роста конкурентоспособности региона (освоение новой продукции, выход на новые сегменты национального и мирового рынка товаров и услуг; создание новых рабочих мест);

- сочетания непрерывности и периодичности: постоянное и регулярное наблюдение за состоянием и результатами процесса повышения устойчивости развития РЭК, а также расчет и анализ показателей через установленные промежутки времени;

- открытости и прозрачности: транспарентность информации, отражающей состояние и динамику развития процессов повышения устойчивости развития РЭК для всех заинтересованных субъектов, в том числе инорегио-нальных и зарубежных.

Эффективность системы мониторинга в значительной мере определяется составом используемых показателей устойчивого развития РЭК.

Необходимо также отметить, что важным компонентом информационного обеспечения формирования центров экономического роста и развития РЭК выступают инструменты, используемые при проведении РЯ-кампаний инвестиционной привлекательности РЭК: проведение конференций для потенциальных инвесторов, адресная рассылка информации по инвестиционным возможностям, организация участия в международных выставках.

4. Научное и кадровое обеспечение формирования центров экономического роста и развития РЭК. Необходимо заметить, что в основе конкурентных преимуществ, реализуемых РЭК, лежит наличие организаций, формирующих образовательный и креативный потенциал [7]. В Карачаево-Черкесской Республике сегодня достаточно высок уровень развития высшей школы и науки. Надо полагать, что организации, осуществляющие научно-образовательную

деятельность, не следует выделять в отдельный РЭК. В этом случае можно ожидать дальнейшего обособления высшей школы от реального сектора производства, начало которому было положено около двадцати лет назад. Образование, научно-исследовательс-

кую деятельность целесообразно рассматривать в качестве необходимых участников РЭК.

Функционируя в составе вышеперечисленных РЭК, они обеспечат существенные преимущества за счет следующих видов деятельности: разработки и внедрения 1Т-технологий, формирования элементов «новой экономики»; экспорта образовательных и научных услуг, переподготовки и повышения квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики; разработки и апробации новых методов лечения, медицинской аппаратуры.

Образовательная и научно-

исследовательская деятельность организаций высшей школы в составе РЭК призвана также обеспечить: развитие экспорта образовательных и научных услуг; переподготовку и повышение квалификации кадров руководителей и специалистов для инновационной экономики; развитие человеческого капитала и инновационного потенциала региона; повышение уровня инновационности социально-экономической системы региона; экспансию на мировые рынки интеллектуальных (образовательных и научных) услуг; экспансию предприятий РЭК на мировые рынки продукции и капитала.

Необходимо также отметить, что построение механизма формирования центров экономического роста и развития РЭК в качестве первоочередных мер требует сегодня обязательного определения области функционирования РЭК республики в связи с необходимостью повышения технического уровня производственных площадок РЭК на основе технологического перевооружения инженерной инфраструктуры и развития транспортных коммуникаций, включающих объекты логистики. При этом в качестве источников привлечения инвестиций в процессы модернизации промышленных производств предприятий в

составе РЭК, технического перевооружения инженерной и развития других видов инфраструктур могут быть использованы проекты ГЧП и приоритетные региональные инвестпроекты и программы в соответствии с принятыми критериями формирования центра экономического роста и развития РЭК.

Библиографический список

1. Портер М.Э. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость [Текст] / М. Э. Портер. - М.: Альпина бизнес букс, 2008. - 485 с.

2. Мигранян А.А. Теоретические аспекты формирования конкурентоспособных кластеров в стране с переходной экономикой [Текст] А.А. Мигранян // Вопросы теории и практики управления. - 2001. - №8 - С.17.

3. Цихан Т.В. Кластерная теория экономического развития [Текст] / Т.В. Цихан // Теория и практика управления. -2003. - №5. - С. 24.

4. Региональная экономическая политика субъекта Федерации: принципы,

формы и методы реализации / под ред. А С. Новосёлова; ИЭОПП СО РАН. -Новосибирск, 2010. - 519 с.

5. Татаркин А. И. Как оценить и эффективно использовать потенциал региона [Текст] / А. И. Татаркин // Федерализм.

- 2008. - № 1. - С. 43-59.

6. Татуев А.А. Нарастающий кризис регионального развития России // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2009. - Том

7. № 3. - 2009. - С.34-39.

7. Ускова Т.В. Теория и методология управления устойчивым социальноэкономическим развитием региона: ав-

тореф. дис. ... д-ра экон.наук.- Вологда: Ин-т проблем региона, экономики РАН, 2010. - 46с.

Bibliographic list

1. E. Porter's. Competitive advantage: how to reach a good result and to provide its stability [Text]/m.-M: Alpina business of axle boxes, 2008.-485p.

2. Migranyan A.A. Theoretical aspects of formation of competitive clusters in the country with an economy in transition A.A.Migranyan's [Text]//Questions of the theory and practice of management. -2001. - № 8 - P. П.

3. Tsikhan T.V. Klasterny theory of economic development of [Text] / T.V. Tsik-han//Theory and practice of management.

- 200З. - № 5. - P. 24.

4. Regional economic policy of the subject of Federation: principles, forms and realization methods / under the editorship of. A.S.Novosyolova; ИЭОПП Siberian Branch of the Russian Academy of Science. - Novosibirsk, 2010. - 519 p.

5. Tatarkin A. I. How to estimate and effectively to use capacity of the region [Text] / A.I.Tatarkin//Federalism. - 2008.

- № 1. - P. 4З-59.

6. Tatuyev A.A. Accruing crisis of regional development of Russia//the Economic messenger of the Rostov state university.-2009.-V Т, №З.-2009.-?.З4-З9.

Т. Uskovа T.V. Theory and methodology of management of sustainable social and economic development of the region: author's abstract of the dissertation of the doctor of ekononomichesky sciences-Vologda: Institute of problems of the region of economy of the Russian Academy of Sciences, 2010. - 46 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.