REFERENCES
1. Amosov, N.M. (2000), "Health for myself", Physical Education in school, No. 4, pp.
2.
2. Bayevsky, R.M. and Berseneva, A. P. (1997), Evaluation of adaptive capacity of the organism and the risk of disease, Medicine, Moscow, Russia.
3. Balsevich, V. K. and Shestakov, M. P. (1997), "The concept of alternative forms of organization of physical education schoolchildren", Sport, spiritual values, culture, Vol. 7, pp. 232-237.
4. Volkov, N.I. (2000), "Motor activity and rational nutrition of schoolchildren", Physical culture: upbringing, education, training, No. 3, pp. 13-18.
5. Osipova, V.V. (2012), “Influence of basic factors of mental development and motor correction on success of training of elementary-school students’, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.86, No. 4, pp. 98-101.
6. Sergeev, A.A. (2012), “Regulatory requirements for physical training of senior schoolchildren”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol.87, No. 5, pp. 122-124.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 13.10.2012.
УДК 796
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСШЕГО ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Константин Николаевич Ефременков, кандидат педагогических наук, доцент,
Ирина Анатольевна Ефременкова, кандидат педагогических наук, доцент, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Максим Михайлович Ковылин, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,
Москва
Аннотация
В статье рассматривается модель олимпийского образования в условиях модернизации системы профессионально-педагогической подготовки студентов высших учебных заведений физической культуры. Для сбора информации использовалась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разделяет два класса ценностей: терминальные ценности-цели - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то к чему он стремиться сейчас и в будущем; инструментальные ценности-средства - убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным для достижения какой-либо цели в жизни. То есть инструментальные ценности выступают в качестве средства (инструмента), с помощью которого можно реализовывать терминальные ценности.
Ключевые слова: ценностные ориентации, модель, олимпийское образование.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.10.92.p61-65
FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF STUDENTS AT REALIZATION OF MODEL OF THE OLYMPIC EDUCATION IN THE CONDITIONS OF THE HIGHER PHYSICAL CULTURE AND SPORTS EDUCATION
Konstantin Nikolaevich Efremenkov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Irina Anatolievna Efremenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher,
The Smolensk State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism,
Maksim Michaylovich Kovylin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Moscow
Annotation
The model of the Olympic education in conditions of modernization of the higher educational establishments system of the professionally-pedagogical preparation of the students is researched in the article. The M. Rokich technique for research of the valuable orientations has been used for the information collection. This technique is based on the direct ranging of the list of values. M. Rokich finds two classes of values: terminal values-purposes are main objectives of the person, they reflect long-term vital prospect, to what the one aspires now and in the future; tool values-means - belief that some image of action or property of the personality is preferable for achievement of any purpose in life. That is to say the tool values represent themselves as mean (tool) by means of which it is possible to realize the terminal values.
Keywords: valuable orientations, model, Olympic education.
ВВЕДЕНИЕ
Главная задача, сформулированная в рамках исследования, состояла в выяснении особенностей индивидуального проявления ценностных ориентаций студентов контрольной и экспериментальной групп (СГ АФКСТ) до и после применения разработанной модели олимпийского образования, применяемой в профессиональной подготовке бакалавров в высших учебных заведениях физической культуры [1,2,3]. Изучением было охвачено 140 студентов (30 девушек и 40 юношей - экспериментальная группа (ЭГ-1) и 30 девушек, 40 юношей - контрольная группа (КГ -1)).
Для сбора информации использовалась методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич разделяет два класса ценностей: терминальные ценности-цели - это основные цели человека, они отражают долговременную жизненную перспективу, то к чему он стремиться сейчас и в будущем; инструментальные ценности-средства - убеждения в том, что какой-то образ действия или свойство личности является предпочтительным для достижения какой-либо цели в жизни. То есть инструментальные ценности выступают в качестве средства (инструмента), с помощью которого можно реализовывать терминальные ценности.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Респондентам были предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом) в алфавитном порядке (сначала набор терминальных, а затем инструментальных ценностей). После чего испытуемые должны были присвоить каждой ценности свой ранговый номер, с учетом их значимости как принципов, которыми они руководствуются в своей жизни.
Наибольший интерес для нас составили те ценности, которые в ранговой системе заняли первые шесть позиций (т.е. набрали наименьшее количество баллов), а также вошедшие в последнюю шестерку (13-18) и набравшие соответственно наибольшее количество баллов, поскольку они более точно характеризуют общую направленность ценностного потенциала каждой группы подростков.
Основной ценностью-целью, исходя из степени важности в ряду ценностей, было здоровье (физическое и психическое). Здоровье было поставлено на 1 место. Далее (при-
мерно на равных) следовали такие ценности, как наличие хороших друзей, любовь и счастливая семейная жизнь. И затем уже назывались другие ценности (интересная работа, уверенность в себе, жизненная мудрость, материально обеспеченная жизнь и др.). Материальный достаток в основном располагается ближе к середине шкалы, он также служит лишь средством к исполнению других потребностей и интересов. Можно установить, что здоровье, любовь, дружба и счастливая семейная жизнь являются наиболее важными жизненными ценностями сегодняшних студентов. Среди ценностей-средств (или качеств личности) лидировала такая этическая ценность, как воспитанность. На втором месте жизнерадостность. Эту ценность считают очень актуальной в наше время. Третью позицию делят аккуратность и образованность, и за ними следуют ответственность, честность, независимость, смелость в отстаивании своего мнения, чуткость.
Мы уверены, что одним из условий эффективного влияния на ценностные ориентации студентов является использование потенциала олимпийского образования. Полученные в результате исследования данные представлены в таблице 1 и позволяют наглядно проанализировать ценностные ориентации студентов контрольной и экспериментальной групп в динамике с (2007 по 2011 год).
ВЫВОДЫ
Проследив динамику развития ценностных ориентации у студентов контрольной и экспериментальной групп можно сделать следующие основные выводы:
1. Общими для всех студентов экспериментальной группы терминальными ценностями являются:
- среди наиболее значимых: здоровье, друзья, семья, любовь и уверенность в себе;
- среди менее значимых: активная деятельная жизнь, интересная работа и общественное признание;
- среди наименее значимых: красота, счастье других, продуктивность жизни, творчество и развлечения.
Для студентов контрольной группы:
- наиболее значимы: здоровье, друзья, интересная работа, семья и любовь;
- менее значимы: красота, общественное признание, жизненная мудрость, свобода, материальный достаток, уверенность в себе и познание;
- наименее значимы: развлечения, счастье других людей, творчество и продуктивность жизни.
2. Среди инструментальных ценностей большое количество выборов-совпадений у студентов экспериментальной группы получили следующие ценности:
- наиболее значимые: воспитанность, аккуратность, смелость в отстаивании своего мнения; честность, жизнерадостность, ответственность и образованность;
- менее значимыми являются: самоконтроль, твердая воля и терпимость;
- наименее значимыми являются: исполнительность, рационализм, широта взглядов, трудолюбие, высокие требования к жизни и непримиримость к недостаткам в себе и других.
Для студентов контрольной группы:
- самыми значимыми ценностями-средствами: аккуратность, воспитанность, жизнерадостность, образованность, независимость и ответственность;
- менее значимыми: смелость в отстаивании своего мнения, чуткость, самоконтроль, непримиримость к недостаткам в себе и других;
- наименее значимыми: твердую волю, терпимость, исполнительность, широту взглядов, высокие требования к жизни и трудолюбие (эффективность в делах).
При сравнении данных, отображающих процесс формирования ценностных ориентации, выявилась следующая особенность: и среди терминальных, и среди инструмен-
тальных ценностей у студентов экспериментальной группы наблюдается большее количество абсолютных (одинаковых) выборов. Это дает основание предполагать, что процесс развития ценностных ориентаций у студентов экспериментальной группы, занимающихся по разработанной модели олимпийского образования, отличает большая динамичность, устойчивость и целенаправленность.
Таблица 1
Ценностные ориентации студентов контрольной и экспериментальной групп
(общие результаты)
Ранг Т - ценности (А) Р » я -і И - ценности (Б)
ЭГ-1 N КГ-1 N ЭГ-1 N КГ-1 N
Наиболее значимые ценности
1 здоровье 77 здоровье 90 1 воспитанность 146 аккуратность 110
2 друзья 148 семья 92 2 смелость во взглядах 162 образованность 129
3 семья 164 любовь 99 3 аккуратность 181 ответствен- ность 132
4 уверенность в себе 166 материальная обеспеченность 113 4 честность 189 жизнерадост- ность 143
5 любовь 196 друзья 142 5 образованность 192 смелость во мнении 144
6 познание 225 интересная работа 162 6 жизнерадостность 207 воспитанность 156
Менее значимые ценности
7 общественное признание 227 активная, деятельная жизнь 220 7 твердая воля 215 рационализм 195
8 свобода 255 общественное признание 234 8 ответственность 217 чуткость 208
9 интересная работа 236 красота 239 9 независимость 231 самоконтроль 214
110 жизненная мудрость 243 свобода 243 10 самоконтроль 234 непримиримость к недостаткам 220
111 активная, деят. жизнь 247 жизненная мудрость 256 11 терпимость 243 честность 226
112 развитие 252 уверенность в себе 259 12 чуткость 243 независимость 226
Наименее значимые ценности
13 материальная обеспечен- ность 257 познание 263 13 исполнительность 259 твердая воля 235
14 красота 268 развлечения 264 14 рационализм 268 исполнитель- ность 226
15 счастье других 300 продуктивная жизнь 286 15 широта взглядов 273 терпимость 247
16 продуктив ная жизнь 304 развитие 297 16 эффективность в делах 274 высокие запросы 258
17 творчество 324 счастье других 306 17 высокие запросы 362 эффективность в делах 258
18 развлечения 337 творчество 323 18 непримиримость к недостаткам 388 широта взглядов 278
Примечание: N - К-во выборов в баллах.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование в условиях модернизации образовательного процесса высших учебных заведений физической культуры России / К.Н. Ефременков, И.А. Ефременкова, М.М. Ковылин // Олимпийский бюллетень. № 12. -Москва : Русь-Олимп, 2011. - С. 350-357.
2. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование как фактор модернизации системы профессиональной подготовки студентов спортивных вузов / К.Н. Ефременков, А.Г. Егоров, Р.А. Пирожников // Олимпийское движение и социальные процессы : материалы научно-практической конференции. - Саранск, 2011. - С. 277-281.
3. Ефременков, К.Н. Экспериментальная модель олимпийского образования в условиях реформирования системы высшего физкультурного образования России / К. Н. Ефременков, А.С. Силкин, М.М. Ковылин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2011. - № 2 (72). - С. 29-37.
REFERENCES
1. Efremenkov, K.N., Efremenkova, I.A., and Kovylin, M.M. (2011), “Olympic education in the conditions of modernization of educational process of higher educational institutions of physical culture of Russia”, Olympic bulletin, No. 12, Moscow, publishing house “Russia Olympus”, pp. 350-357.
2. Efremenkov, K.N., Egorov, A.G. and Pirozhnikov R.A. (2011), “Olympic education as factor of modernization of system of vocational training of students of sports higher education institutions”, Materials of scientific and practical conference "Olympic movement and so-cialprocesses", Saransk, pp. 277-281.
3. Efremenkov, K.N., Silkin, A.S. and Kovylin, M.M. (2011), “Experimental model of the Olympic education in conditions of reformation of the system of higher physical education in Russia”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 Vol. 72, pp. 29-37.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.10.2012.
УДК 796(470.47)
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Эдуард Николаевич Калдариков, соискатель,
Калмыцкий государственный университет, Элиста
Аннотация
В работе анализировались относительные показатели развития физической культуры и спорта в Республике Калмыкия в период 2010-2011 годы. Количество спортивных сооружений на 1 млн. населения превышает среднероссийский уровень, а показатели единовременной пропускной способности спортивных сооружений на 1 млн. населения (46 757,6 чел.) совпадают со среднероссийскими результатами (46 826,2 чел.).
В Республике Калмыкия отмечается преимущество по количеству единовременной пропускной способности спортивных сооружений на 1 000 занимающихся физической культурой и спортом, относительному количеству плоскостных спортивных сооружений (на 1 млн. населения), относительному показателю количества спортивных залов, проявляется отставание республиканских показателей по количеству стадионов и количеству плавательных бассейнов, количеству занимающихся на одного физкультурного работника (78,8 чел.). Существенное отставание республики выявлено в количестве подготовленных спортсменов массовых разрядов на одного физкультурного работника (1,20 разрядников) и показателей финансирования физической культуры и спорта (48,4 рубля на одного жителя).
Основные перспективные направления развития физической культуры и спорта в Республи-