^ Социально-культурная деятельность
(Ф^ОРМИРОВА НИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ
УДК 316.61+378
К. В. Бернадская
Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
В статье обосновывается тезис о том, что необходимым условием подготовки специалиста в социально-культурной сфере является формирование ценностных ориентаций, общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности в освоении актуальной культуры. Рассматривая в общем виде развитие личности как процесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду, автор выделяет три фазы её становления: адаптация как усвоение действующих ценностей и норм, овладение соответствующими средствами и формами деятельности; индивидуализация, порождаемая обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персонализации; интеграция, определяющаяся противоречием между стремлением индивида быть идеально представленным своими особенностями и отличиями в обществе и потребностью общества принять те его особенности, которые способствуют её совершенствованию и тем самым развитию.
Ключевые слова: ценностные ориентации, специалист социально-культурной сферы, развитие личности, профессиональное образование, социально-культурная деятельность.
K. V. Bernadskaya
St. Petersburg State University of Culture and Arts, Ministry of Culture of the Russian Federation (Minkultury), Dvortsovaya naberezhnaya, 2, St. Petersburg, Russian Federation, 91186
FORMATION OF VALUABLE ORIENTATIONS OF EXPERTS OF WELFARE SPHERE
In article the thesis that a necessary condition of preparation of the expert in welfare sphere is formation of valuable orientations, common cultural knowledge, skills and constant requirement for development of actual culture is proved. Considering in a general view development of the person as process and result of occurrence of the person in the new welfare environment, the author allocates three phases of its formation: adaptation as mastering ofoperating values and norms, mastering by corresponding means and activity forms; the individualization generated by becoming aggravated contradictions between necessity «to be such, as all» and aspiration of the individual to the maximum personification; the integration defined by the contradiction between aspiration of the individual to be ideal, presented by the features and differences in a society and requirement of a society to accept those its features which promote its perfection and by that to development.
Keywords: valuable orientations, the expert of welfare sphere, development of the person, vocational training, welfare activity.
ВЕРНАДСКАЯ КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА — аспирантка кафедры социально-культурной деятельности Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств 125
BERNADSKAYA KSENIYA VLADIMIROVNA — doctoral student of Department of socio-cultural activity, St. Petersburg State University of Culture and Arts
e-mail: 9571507@mail.ru © Бернадская К. В., 2014
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
Утвердившая себя креативно-информационная цивилизация предъявляет высокие требования к нравственному облику человека, к его гражданской позиции, уровню общекультурного развития, ценностным ори-ентациям.
Существенные усложнения отношений в системах «человек — природа», «человек — техника», «человек — современные информационные технологии», как и усложнение всей социально-экономической и духовной жизни общества детерминировали значительное повышение требований к интеллектуальной, политической, экономической, технической, правовой, экологической, нравственной, эстетической и физической культуре специалиста. Особое значение это приобретает для специалистов социально-культурной сферы, которые своим обликом и ценностными ориентациями должны служить примером широким слоям населения, вовлечённым в процесс создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры.
Ведущей проблемой приведения личностных качеств специа ли ста в со от вет ст вие с новыми требованиями современного общества выступает проблема соотношения саморазвития и профессиональной деятельности, стреж нем которой яв ляет ся дос ти-жение диалектического единства профессионального мастерства, общекультурного раз ви тия и цен но ст ных ори ен та ций.
Стрежневую функцию в разрешении данной про бле мы при ня ла на себя сис тема не-пре рыв ного обра зова ния как ком плекс государственных и негосударственных образовательных и культурно-просветительских учреждений, которые обеспечивают организационное и содержательное един-ст во и пре иму ще ст вен ную взаи мо связь всех звеньев, совместно решают задачи общегуманитарной, естественнонаучной, социально-экономической, политехнической, нравственно-эстетической и профессиональной подготовки каждого человека с учётом актуальных и перспективных общественных
потребностей и стремления личности к самообразованию и самосовершенствованию.
Непрерывное образование не только закладывает основы знания наук, мировоззрения, вла дения про фессией, влияет на общее интеллектуальное развитие человека. Оно ста новит ся ре шаю щим фак тором становления личности как субъекта культуры, формируя её культурную ком петентность, которая находит своё выражение в совокупности знаний, умений, навыков и ценностных ори ен таций, позво ляю щих осоз нан но вос прини мать процессы и яв ления обществен ной жиз ни, про яв лять соци аль ную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в жизни общества.
Если ещё вчера качество подготовки специалиста было достаточно оценивать по уровню его про фессиональной ком пе тент-ности, то в XXI веке без оценки уровня его культуры и ценностных ориентаций говорить о специа ли сте нель зя.
Последовательное формирование цен-ностно-ориентационных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребно сти в ос вое нии ак ту аль ной культу ры, то есть той части культуры обществ, которая находится в повседневном функционировании, является не желательным, а необходимым условием подготовки специалиста в любой сфере профессиональной деятельности.
Если в XX веке личность рассматривалась через призму образований, то в XXI веке, наоборот, проблему образования необходимо рассматривать через призму личности. Образование креативно-информационной цивилизации исходит не из «образа знания», а из «образа человека». В силу этого субъектом непрерывного образования является личность, постоянно утверждающая себя в мире и формирующая свои ценностные ориентации и культурные качества.
Концепции общекультурного развития личности в современных условиях исходят из идеи взаимообусловленности и взаимодействия культуры и образования, опреде-
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
ляющих сущность человека, его базовые качества, перспективы развития личности на протяжении всей жизни; идеи доминирования общей культуры в современном мире и её отражения в содержании профессионального образования; идеи первичности общекультурного развития в процессе формирования личности специалиста; идеи культур ной пре ем ст вен но сти всех ком по-нентов системы непрерывного образования.
Культурологическая модель образования исходит из того, что глубокое и прочное освоение содержания образования — не самоцель, а лишь средство формирования интеллектуально развитой, духовно богатой, ориентированной на гуманистические ценности, высоконравственной и социально активной личности. В этих условиях воспитания «человек культуры» выступает как сверхзадача и смысл системы непрерывного образования.
Разносторонний анализ совокупного опыта формирования специалистов социально-культурной сферы свидетельствует, что оно сможет стать целостным, если в нем в полной мере реализуются такие тенденции, как:
• всестороннее развитие системы социально-культурных ценностных ориентаций человека и общества, построение новой аксиологии бытия, творчески соотносящей исторический социальный опыт и национальное культурное насле дие, в ко тором он выражен, с задачами модернизации российского образования;
• становление адекватных новым условиям образа жизни, кар ти ны мира, национально-культурной, социально-экономической и государственно-политической, форм духовного самоопределения и самовыражения, общественного и индивидуального социально-культурного сознания;
• всемерное развитие духовно-ценностных социальных интересов и потребностей людей, пре вра щение их культур ного бы тия в фундаментальную основу социального бытия, культур ных по требно стей — в ядро со-
циального заказа на содержание, формы и качество жизни;
• приобщение к знанию и формирование интересов ко всему многообразию культур человечества; духовно-интеллектуальное обо га ще ние через это зна ние, вос пи та ние толерантного отношения к иному, незнакомому, непривычному, воспитание потребностей в доброжелательном культурном взаимодействии, общении, преодолении национальной, кон фес сио нальной и социаль но-политической отчуждённости;
• воспитание демократического и плюралистического миропонимания,осознания взаимосвязи общечеловеческих ценностей с глубинным содержанием любой национальной культу ры, пони ма ние того, что буду щее человечества определяется гармоничным сочетанием личной свободы (как условия самореализации каждого) с культурой (как универсального способа согласования интересов всех).
Постиндустриальная культура характеризуется тем, что основным жизнеобеспечивающим ресурсом становится человек, способный к саморазвитию, самоорганизации, инновационной деятельности, а его творческий потенциал превращается в основную производительную силу.
Креативно-информационная цивилизация утвердила новую систему ценностей, изменяющих статус человека и общества, который определяется уже не количеством на ко п лен ных матери аль ных благ, а уровнем культуры, образованием, сбережением и воспроизводством ресурсов. Эта система может решить три глобальные проблемы, которые ныне встали перед человечеством. Это про бле ма:
• гармоничного единения знания и веры, их мировоззренческого синтеза, возвращения человеку понимания смысла его жизни, ве ры в своё уни кальное пред на значе ние и знания путей наиболее полной жизненной самореализации;
• необходимости единения, конвергенции, духовной интеграции человеческих со-
Ф
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2014 ♦ 1 (57) январь-февраль ^
Ф
обществ, пре одоления их ра зобщён ности, ментальной, мировоззренческой несовместимости, постоянной угрозы конфронтации;
• осознания глубинных, ментальных оснований движущих сил развития цивилизации в це лях ак тив ного воз дей ст вия на эти ментальные основания, на характеристики индивидуального и коллективного менталитета в направлении нравственного, духовного прогресса человечества, толерантности, жизнесохранения и жизнесозидания.
Профессиональное образование в социально-культурной сфере не только заклады ва ет зна ние ос нов наук, ми ровоз зрение, овладение профессией, общее интеллекту-аль ное раз ви тие че лове ка. Оно иг ра ет решаю щую роль в ста нов ле нии лич но сти как субъекта культуры, формируя её ценностные ориен та ции и культурную ком пе тен-цию, в которой проявляется совокупность знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, позволяющих осознанно воспринимать процессы и явления культурной жизни, адекватно учитывать требования общественной регуляции, проявлять социальную адаптивность и психологическую мобильность, эффективно участвовать в общественной жизни. Эта компетентность специа листа на ходит своё вы ра же ние в со-циаль ной аде к ват но сти сре де оби та ния, в усвоении совокупности законов, обычаев, пра вил, образцов и иных средств ре гуля ции поведения, которые приняло общество.
Социальная значимость культурной компетенции человека существенно повысилась в современных условиях, когда личность оценивают не по сословно-классовым, национальным или религиозным характеристикам, а по широте общекультурного кругозора, профессиональному мастерству, толерантности, творческой активности, орга-ни затор ским, ком му ни катив ным и дру гим качествам.
Развитие личности осуществляется в деятельности, управ ляемой сис темой цен но-стей и мотивов, а деятельностно-опосредо-
ванныи тип взаимоотношении является определяющим его фактором. Рассматривая в общем ви де раз ви тие лич но сти как про цесс и результат вхождения человека в новую социально-культурную среду, можно выделить три фазы её становления:
• адаптации, предполагающей усвоение дей ст вую щих цен но стей и норм ов ла де ния соответствующими средствами и формами деятельности;
• индивидуализации, порождаемой обостряющимися противоречиями между необходимостью «быть таким, как все» и стремлением индивида к максимальной персона-лизации;
• интеграции, определяющейся противоречием между стремлением индивида быть идеально представлен ным своими осо бен-ностями и отличиями в обществе и потребно стью общест ва при нять те его осо бен но-сти, которые способст вуют её совершенст-вова нию и тем са мым раз ви тию.
При последовательном или параллельном многократном вхождении индивида в раз ные си туа ции воз ни каю щие лич но ст ные новообразования закрепляются, складывает ся устойчивая структу ра лич ности. При этом зна ния, умения и навыки рассматриваются не как цель, а как средство, обеспе-чи вающее развитие лич ности, её дея тельное включение в новые социально-экономические условия жизни общества.
Рас кры вая категорию «куль тур ная компетентность» специалиста социально-культурной сферы, необходимо отметить, что она включает в се бя сово куп ность зна ний основных этапов истории культуры, литературной классики; ведущих категорий изобразительного искусства, музыкального, хореографического и иных искусств; сово-куп ность зна ний в об лас ти по ли ти че ской, правовой, экономической, нравственной, эстетической культуры; совокупность представ ле ний о со вре мен ном те ат ре, ки но, развлекательно-игровой культуре.
Культурная компетентность также включает в се бя — кроме зна ния не пре лож ных
Ф
Ф
^ Социально-культурная деятельность
Ф
достижений мировой и отечественной культу ры — зна ние ос нов ак ту аль ной культу ры, что позволяет специалисту успешно функционировать в современном обществе; проявлять культуру присущих началу XXI века деловых и межличностных отношений; культуру познания, опирающегося на технические достижения информационного общества; культуру труда, построенного на высоких технологиях; культуру быта, реализующего эстетику гуманизма, красоты и здорового образа жизни; го товность оказывать активное влияние на жизнь социума, формировать и поддерживать социальные отношения.
В понятие «актуальная культура» входит и такой компонент, как профессиональная культу ра, вне ко торой буду щий специа лист не может выпол нять свои про фессиональ-ные функции. Профессиональная культура включает в себя:
• понимание общественной необходимости про фессии, её мес та в жизни общества;
• знание общих закономерностей и принципов профессиональной деятельности, нравственных и эстетических требований к её вы пол нению;
• владение алгоритмом функционального поведения, стилем, мышлением, профессиональным язы ком обще ния;
• понимание тенденций развития профессии и про из вод ст вен ных от ноше ний;
• ценностно-смысловые представления о различных вариантах деятельности, их оценку, осознанный выбор;
• готовность к расширению видов деятельности, овладению новой техникой и технологиями; стремление к самообразованию и повышению уровня квалификации;
• ответственность за качество выполнения про фессиональных обязанностей и понимание последствий внедрения инноваций;
• понятия профессиональной чести; кор-
поративной культуры, отражающие специфику конкретного производства или сферы про фессиональной дея тельности.
Таким образом, культурную компетентность будущего специалиста необходимо рассматривать через освоение им актуальной культуры, и в первую очередь таких её компонентов, как профессиональная культура и культура современного информационного общества.
Совокупность ценностно-ориентированных общекультурных знаний, умений и навыков и постоянной потребности интенсивного освоения актуальной культуры в сочетании с социально-культурной активностью представляется сегодня не просто желательным, а непреложным профессиональным качеством специалиста социально-культурной сферы. Именно это и предопределяет необходимость модернизации базового образования в области культуры, которое при зва но обес печить:
• формирование целостности мировосприятия и способности стать субъектом культур ной дея тель но сти;
• утверждение системы ценностных координат личности и формирование на этой основе соответствующей картины мира;
• психологическую и нравственную под-го тов ку к жиз ни в со вре мен ном ин фор ма ци-онном пространст ве;
• развитие творческих способностей, раскрывающихся в готовности к поиску, открытости к новому, самостоятельности при-ня тия ре ше ний, стрем ле нии к дос ти же нию конструктивных результатов деятельности;
• воспитание дисциплинированности, ответ ст вен ности за при нятие решений, чувства долга, корпоративной культуры, уважения к людям труда;
• формирование ориентиров в мире человеческих ценностей и национальных духовных и матери аль ных цен но стей.
Ф
Ф