Научная статья на тему 'Формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи в условиях воздействия современной социальнокультурной среды'

Формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи в условиях воздействия современной социальнокультурной среды Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1114
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ / СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ / VALUES OF TEENAGERS AND YOUTH / PSYCHOLOGY AND SOCIAL FACTORS OF THE CULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ершова О. Б.

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи в современных социальных условиях, вскрывается ряд противоречий и подчеркивается роль педагогического сопровождения в этом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF VALUES OF TEENAGERS AND YOUTOF MORAL CULTURE OF THE RISING GENERATION

The article considers welfare aspects of formation of values of teenagers and youth, and also possibilities of influence of welfare environment on formation of moral culture of the rising generation.

Текст научной работы на тему «Формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи в условиях воздействия современной социальнокультурной среды»

4. Хаснулин, В.И. Введение в полярную медицину. - Новосибирск: СО РАМН. - 1998.

5. Кривощеков, С.Г. Психофизиологические аспекты незавершенных адаптаций / С.Г. Кривощеков, В.П. Леутин, М.Г. Чухрова. - Новосибирск: СО РАМН. - 1998.

6. Семке, В.Я. Психическое здоровье коренного населения Восточного региона России / В.Я. Семке, М.Г. Чухрова, Н.А. Бохан, И.Е. Куприянова, Л.Д. Рахмазова. - Томск; Новосибирск: ООО «Альфа Виста», 2009.

7. Панин, Л.Е. Стресс, сердце и сосуды // Вопросы атерогенеза. - Новосибирск, 2005.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 373.41+377.4

Ершова О.Б., канд. пед. наук, декан фак-та психологии Сибирского независимого института,

E-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ВОЗДЕЙСТВИЯ СОВРЕМЕННОЙ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ

В статье рассматриваются вопросы формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи в современных социальных условиях, вскрывается ряд противоречий и подчеркивается роль педагогического сопровождения в этом процессе.

Ключевые слова: ценностные ориентации подростков и молодежи, социальные и культурные факторы, эволюция культурной среды.

Концептуально главной содержательной составляющей государственной политики в сфере культуры, разрабатываемой Министерством культуры России, является развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы ее устойчивости, целостности, динамики; формирование социально активной личности, что особенно важно в становлении гражданской и духовно-нравственной позиции российской молодежи.

Молодым людям, подросткам предстоит нелегкая задача в нахождении и удержании определенной позиции в социальной структуре общества, учитывая сложившуюся тревожную обстановку на экономической, политической, социально-культурной арене в России.

Социально-культурная среда, окружающая каждого человека на всех возрастных этапах его жизни, оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на возникновение и формирование сознательного осмысления им своего пребывания в данном обществе. При этом особое значение приобретает развитие стратегии и тактики педагогической науки в решении данной проблемы.

Социально-педагогические и психолого-педагогические исследования, проведенные среди подростков и учащейся молодежи, свидетельствуют о тревожном положении в системе социально-культурного воспитания подрастающего поколения, достаточно слабой обеспеченности условий для духовного развития, утрачиваемой связи поколений, низком уровне развития ценностных ориентаций.

В условиях качественного обновления во всех сферах жизни современного общества необычайно возросла роль нравственности. Личность и общество - два исторически конкретных субъекта морали. В процессе своего взаимодействия они осуществляют нравственную деятельность, создают, осваивают, хранят и передают нравственную культуру. Мораль не передается человеку путем биологического наследования. Передача личности основных ценностей нравственной культуры общества есть процесс социальный.

Социальная среда - окружающие человека общественные, материальные и духовные условия его существования, представляет собой сложный организм уже на момент его рождения, постоянно меняется. Дети, появившись на свет, вливаются сразу в несколько социальных групп - семью, общину, социальный класс, расу или этнос, религиозную группу. Представители каждого из этих социальных организмов разделяют общие взгляды, верования и ожидания, придерживаются определенных моделей поведения. Эти общие ценности формируют культуру данной группы.

Подростковый возраст наиболее восприимчив и подвержен влиянию социальной среды, а особенно - открытой микросреды, окружающей подростков вне официальных, государственно-учрежденных институтов. Это объясняется тем, что в период данного возраста происходит гражданское становление личности, осознание и усвоение норм человеческих взаимоотношений. Подросток придает особую значимость лично-

стному утверждению в социальной деятельности, которая воспринимается им как способ войти в мир взрослых на правах «равных».

Социально - экономическая ситуация страны существенно влияет на психологический облик молодых людей. Подростки, молодежь больше других групп населения пострадали от нестабильности социальной, экономической и моральной обстановки в стране, потеряв необходимую ориентацию. Вместе с тем, у молодых людей остро встает вопрос о занятии определенного положения в обществе, о путях самореализации. Молодое поколение нашего времени отличает недоверие к социальным и нравственным идеалам общества, несформированность альтернативных ценностей, в соответствии с которыми можно планировать свою дальнейшую жизнь.

Неравномерность влияния различных сфер, факторов микросреды на формирующееся сознание ребенка; отсутствие одинакового и постоянного влияния семьи, школы, двора, улицы на личность на различных стадиях возрастного развития; неравномерность развития различных сторон индивидуального сознания подростка придает определенное своеобразие поведению личности в различных, многоплановых микро-социальных условиях.

Характерной особенностью микросоциума как сферы воспитания является одновременная непосредственная причастность к этому процессу всех основных групп воспитателей, социальных институтов. Установление взаимодействия в деятельности воспитателей, единого подхода, прежде всего, на личностном уровне, то есть устранение по отношению к подростку узковедомственных позиций, соответствующих профессиональной компетенции каждого, будет определяющим показателем результативности воспитательных усилий. Являясь сферой непосредственного соприкосновения педагогов-профессионалов, общественно-воспитательных сил с семьей, микросоциум представляет особую ценность для обеспечения взаимосвязи семейного и общественного воспитания, взаимодействия всех социальных институтов. В этой среде они наиболее естественным образом объединены между собой не только по целям и задачам воспитания, но и по месту и времени их реализации.

Сфера взаимоотношения ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности. В ходе взросления подростка, отношения к родителям и семье в целом изменяются. В подростковом возрасте эти изменения происходят интенсивно и особенно заметно. Этому способствует:

10. созревание когнитивных и эмоциональных функций, которое ведет к тому, что молодые люди могут использовать новые способности в форме критики, сомнений и противодействия ценностям, установкам и образу действий взрослых. Часто это ведет к конфликту с родителями, особенно, если в семье господствует авторитарный и ограничительный стиль воспитания;

- перенос центра социализации из семьи в группу сверстников, которая в значительной степени замещает родителей и становится референтной группой;

- ослабление эмоциональных связей с родителями, замена их взаимоотношениями со многими людьми, менее влияющими на личность как целое, но формирующими определенные формы ее поведения. Особую роль здесь играют особенности, связанные с внешним видом и производимым впечатлением. Хотя у многих подростков родители как центр ориентации и идентификации отступают на второй план, данный факт наблюдается далеко не во всех областям его жизни, отражается не на всех формах поведения.

В социально - бытовой среде, в семье, сфере ее более широкого социального общения и культурного развития протекает основная часть досуга взрослых и детей. Отсутствие необходимого круга общения отрицательно сказывается на реализации притязаний школьников (особенно подросткового возраста) в плане их повышенной взрослости, что нередко приводит к конфликтам, разрыву между подростками и взрослыми. Очень важно проявлять со стороны взрослых больше внимания, понимания, уважения к личности подрастающего поколения.

Социальная активность как общественное качество человека развивается тем интенсивнее, чем шире возможность для проявления инициативности, самостоятельности, самодеятельности, элементов творчества, чем многообразнее связи и общение индивида, чем чаще он находится в ситуации выбора, принятия решения. Для подростка микросоциум может быть своеобразным тренингом, позволяющим ему (при условии педагогически направленной инфраструктуры этого социума) упражняться, отрабатывать качественные характеристики социальной активности, формировать опыт общения, отношений и социального поведения в реальных условиях и ситуациях.

Многие ученые концентрируют свои усилия на проблематике нравственного начала в сфере социальных взаимодействий как фундамента гуманизации, паритетности субъектных позиций человека и культуры, приоритета общечеловеческих ценностей в системе социально-культурных отношений. При социокультурном подходе к данной проблеме в центре внимания исследователя находится человек активный (homo activus) - «многомерное био-социо-культурное существо и субъект действия» [1], «его нравственность, составляющая основание любой культуры» [2].

В настоящее время понятие «культура» все чаще употребляется в значении просвещенности, образованности, воспитанности человека. Самореализация человека осуществляется в культуре. Личностный процесс - это процесс культуры. Личность в культуре не просто приспосабливается к окружающей среде, а сама создает свой собственный «микромир». В определенных сферах развития культуры младшее поколение является более адаптированным и активно взаимодействует с изменяющейся средой.

Стать личностью - значит не только освоить достижения культуры человечества, но и выработать собственные отношения-знания к ней, иметь свои суждения, убеждения, идеалы, следовать им в повседневной жизни. В данном случае необходима активизация социально-педагогических воздействий на формирование активной гражданской позиции, определенной социальной мобильности, гуманистического мировоззрения, нравственно-этических идеалов подрастающего поколения.

Образовательно-воспитательная система выступает своеобразным инструментом эволюции культурной среды. Институты, факторы и субъекты социализации представляют ее внешнюю сторону, а содержание знаний, норм, ценностей, педагогических концепций, теорий - внутреннюю.

Специалисты в области культурологии, теории и методики социально-культурной деятельности научно обосновали различные аспекты СКД как деятельности общественнопедагогической: разработали ее теоретические основы -А.И. Арнольдов, Т.И. Бакланова, Н.К. Бакланова, Г.Я. Никитина, Ю.А. Стрельцов, В.И. Черниченко; основы культурнодосуговой деятельности - Т.Г. Киселева, Ю.Д. Красильни-

ков, В.С. Садовская; проанализировали особенности педагогического руководства отдельными ее видами - А. Д. Жарков, В.М. Чижиков.

В современных условиях важным представляется осмысление проблем, обозначенных в сфере образования и культуры. Инновации в производственно-технологической сфере способствуют рождению новой культуры жизнедеятельности, постановке и определению задач в образовательной среде.

Исследования последних лет позволили выявить новые профессионально значимые качества педагогов: гуманитарная культура, гуманистическая ориентация личности и деятельности, системное мышление, способность к эффективным действиям в нестандартных новых педагогических ситуациях, владение современными информационными технологиями, коммуникативная и информационная культура, способность к интеграции положительно значимых компонентов исторического и современного опыта [3].

Самоизменение личности происходит через призму субъективно оцениваемых отношений и взаимоотношений, объективных результатов деятельности. «Проблема самосознания и самоопределения педагога является одной из актуальных проблем, рефлексирующихся сегодня в методологическом, методическом и социокультурном аспектах. Учительство, взятое в самом широком понимании, - это тот «пласт» профессионально подготовленных людей в обществе, чья деятельность имеет особое - социальнопедагогическое и социокультурное - предназначение» [4].

Уровень сформированности ценностных ориентаций подростков и молодежи может служить критерием оценки нравственной культуры, а также определения жизненных перспектив личности. Социально-культурная среда - это реальная действительность макро- и микро- условий жизнедеятельности и развития личности, изменяемая действиями и поступками самого человека в процессе его творческого и духовного роста, приобщения к культурным ценностям, формирования нравственной и духовной культуры.

Задача педагога - развитие творческого потенциала личности и ее нравственной сферы, развитие интеллекта (формирование познавательных процессов, общее развитие учащихся, раскрытие потенциальных возможностей). Общепрофессиональные ценности и притязания играют большую роль не только в выборе предстоящей специальности или профессии, но и в складывании целостного образа жизни выпускника, его профессиональной и личной жизненной траектории.

Социально-культурная среда способствует созданию определенной предпосылки для успешности социального и профессионального самоопределения старшеклассников, реализации их жизненных планов. Данная проблема рассматривается в работах Н.А. Бердяева, А. А. Галочкина, Н.В. Кирий, Е.А. Климова, Н.И. Орлянской, Н.С. Пряжникова, С.И. Тюшляевой, С.Н. Чистяковой и др.

В работах Кузнецовой Ю.И., Львовой В.Ю., Михайлен-ко В.Я. и др. сделаны попытки обосновать формирование экологической культуры в учебно-воспитательном процессе, ценностного отношения к экологическим знаниям, формирование жизненных и профессиональных планов школьников в условиях экологического образования.

Рассмотрение социально-культурных аспектов формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи привело к выявлению ряда противоречий и несоответствий в социокультурной практике, требующих научного решения:

• возрастающие образовательные и культурные потребности подрастающего поколения не удовлетворяются реальной структурой и содержанием деятельности социально-культурных институтов;

• социально-педагогический потенциал досуговой сферы в повышении культурного уровня подростков и молодежи сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением;

• формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи затруднено слабыми духовными и нравс-

твенными ориентирами на современном этапе развития общества;

• коммерциализация социально-культурной сферы в период рыночной экономики проходит на фоне прогрессирующего обнищания значительной части населения, прежде всего молодежи.

Следовательно, необходимо конструктивное решение обозначенных проблем, позволяющее в значительной мере способствовать продуктивному гуманистическому влиянию социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи не только на современном этапе развития российского общества, но и в перспективе на будущее.

Библиографический список

1. Лапин, Н.И. Пути России: Социокультурные трансформации. - М., 2000.

2. Ахиезер, А.С. Россия: критика исторического опыта.- Новосибирск, 1997. - Т.1.

3. Чоросова, О. М. Методология и практика формирования поликультурной компетентности у субъектов образовательного процесса // Методист.- 2006. - № 9.

4. Батракова, С.Н. Проблема самосознания учителя как «человека культуры» // Мир психологии.- 2002. - № 2.

Статья поступила в редакцию 19.10.09

УДК 159.9

О.А. Кожемякина, соискатель НГПУ, г. Новосибирск, E-mail:[email protected] ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ДЕПРИВИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Проблема психологической реабилитации депривированных подростков предполагает комплексный подход в решении психологических проблем личности. На основании наблюдений, сделанных среди подростков, воспитывающихся в условиях реабилитационных центров, высказано предположение, что одним из этапов реабилитации является коррекция эмоциональной сферы. Была выявлена и описана специфика эмоционального состояния и развития депривированных подростков. Разработана специальная коррекционная программа, которая способствует развитию эмоциональной сферы и улучшению эмоционального состояния данной категории.

Ключевые слова: эмоциональные нарушения, эмоциональная сфера, депривация, депривированные подростки.

На современном этапе развития российского общества многие исследователи и практики говорят об усложнении условий, обеспечивающих развитие детей, увеличении пограничных состояний и сочетанных нарушений в развитии с проявлениями бродяжничества, асоциальности и делинквентности. Особая проблема - «психическая депривация», формирующаяся в результате неудовлетворения жизненно важных потребностей и во многом определяющая жизнедеятельность. По данным Госкомстата наблюдается постоянное увеличение числа детей, оставшихся без попечения родителей (в 1992 году в России насчитывалось 426 тысяч таких детей, к началу 1997 года их количество составило 572,4 тысячи, 1998 - 620,0, 2000 - 639,9) стимулирует поиск новых форм устройства детей, совершенствование имеющихся возможностей общества и государства в воспитании и содержании детей [1; 2; 3; 4]. Численность детей в России в возрасте до 14 лет все эти годы уменьшалась (с 1990 по 1998 годы на 5 миллионов), а доля детей и подростков, выявленных как оставшихся без попечения родителей в составе детского населения, увеличивалась. В 1990 году дети-сироты, физически утратившие кровных родителей, составляли среди всех детей-сирот 9,4%, остальные -социальные сироты. Доля детей, потерявших обоих родителей, в начале 90-х годов составляла примерно 5% от общей численности детей-сирот, в 1998 году этот показатель в некоторых регионах достигал 25-30% [4]. Наблюдения показывают, что в условиях сиротства или воспитания детей в ситуациях семейного неблагополучия неудовлетворение основных потребностей (органических, потребностей в принадлежности и любви, в безопасности, в новых впечатлений) и сужение на ранних этапах онтогенеза социального поля активности влекут формирование депривированной личности (состояния психической депривации) со специфическим отношением к миру, деятельности, окружающим, себе. При этом отягощенная и часто неясная наследственность, неблагоприятное протекание внутриутробного созревания организма, тяжелые условия жизни в раннем детстве повышают риск возникновения у детей из неблагополучной ситуации развития психических расстройств и соматических заболеваний. Соматические и нервно-психические болезни сопровождаются астеническими и церебрастеническими состояниями; искажение или задержка развития затрудняют процессы усвоения знаний, формирования школьных и трудовых умений и навыков, и осложняют процесс адаптации к среде [2].

Если ситуация не будет изменена, и детям и подросткам, проживающим в обстановке семейного неблагополучия, не будет оказана радикальная поддержка, то в условиях нестабильности в обществе в последующих поколениях есть вероятность увеличения численности дезадаптированного слоя населения и явлений субклинической депривации, состоящей в стертых проявлениях болезней и неприспособленности. В связи с этим проблема личностных и эмоциональных возможностей подростков-сирот претендует на обязательное рассмотрение.

Изучение научно-практической литературы и анализ общих подходов к исследованию особенностей развития и возможностей адаптации этого контингента детей показали, что проблема разрабатывается неравномерно. Так, если психологический аспект развития исследован достаточно, то проблема психологической реабилитации требуют дальнейшей научной разработки.

По данным многих авторов (Дубровиной И.В., Божович Л.И., Лисиной М.И., Прихожан А.М., Толстых Н.Н., Басило-вой Т.А. и др.) основными проявлениями особенностей развития детей подростков выступают деформация самосознания и коммуникативных навыков; узость ценностно-нормативных представлений; дисгармоничность эмоционально-волевой сферы; снижение интеллектуального развития; ограниченность резервов психической деятельности и функциональных возможностей организма, которые обнаруживаются, помимо прочих условий, вне зависимости от сезонных изменений [1].

Развитие эмоциональной сферы подростков, оказавшихся в условиях депривации, может рассматриваться как приоритетная реабилитационная задача. Известно, что многие трудности адаптации у этих детей обусловлены незрелостью их переживаний и своеобразием эмоциональной регуляции поведения. Многие из них имеют низкий или нестойкий интерес к различным видам деятельности, склонны к отказу от нее из-за неуверенности в собственных силах, при необходимости действовать самостоятельно и целенаправленно. Они своеобразно переживают ситуацию оценки их деятельности.

Поверхностность привязанностей, легкая пресыщае-мость, эмоциональная возбудимость и лабильность, частая смена настроений, явления аффекта приводят к сложностям в общении со сверстниками и взрослыми. Негативизм, боязнь, агрессивность не способствуют благоприятному развитию личности ребенка, поэтому каждый, кто занимается воспита-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.