ПЕДАГОГИКА
© КОЗЛОВА Н.М., КУЗЬМИН М.Ю. - 2014 УДК: 378.147.88
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ КАК ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ В СИМУЛЯЦИОННОМ ЦЕНТРЕ
Наталья Михайловна Козлова1, Михаил Юрьевич Кузьмин2 ('Иркутский государственный медицинский университет, ректор - д.м.н., проф. И.В. Малов, кафедра факультетской терапии, Иркутск, зав. - д.м.н., проф. Н.М. Козлова; 2Иркутский государственный университет,
ректор - д.мат.н., проф. А.В. Аргучинцев)
Резюме. В статье проанализирована динамика ценностных ориентаций студентов до и после работы в симуля-ционном центре. При помощи методики М. Рокича показано, что работа в Симуляционном центре способствует развитию ключевых для профессиональных компетенций студента медицинского университета ценностных ориентаций. Обнаружилось, что у студентов, обучавшихся в Симуляционном центре, сравнительно более выраженной оказывается ценность Спасения.
Ключевые слова: ценностные ориентации, профессиональные компетенции, Симуляционный центр.
FORMING THE VALUE ORIENTATIONS AS THE BASIS FOR PROFESSIONAL COMPETENCE OF MEDICAL STUDENTS IN THE COURSE OF THEIR WORK IN CENTER OF SIMULATION
N.M. Kozlova1, M.U. Kuzmin2 ('Irkutsk State Medicine University; 2Irkutsk State University, Russia)
Summary. The article analyzes the dynamic of value orientations of students before and after their work in the Simulation Center. M.Rokin's methods were used and it was demonstrated that the work in the Center promotes the development of key value orientations for professional competences of medical students. The students who studied in this Center showed that the value of Saving is the most expressed in them.
Key words: value orientations, professional competences, the center of simulation.
В современном мире высшее образование является основным фактором развития не только медицины, но и общества в целом. Как пишет Ж. Делор, образование «должно превратиться в процесс непрерывного развития человеческой личности, знаний и навыков, а также способности выносить суждение и предпринимать различные действия. Оно должно позволить человеку понять самого себя и окружающую его среду и содействовать выполнению его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе» [1].
Не является исключением и высшее медицинское образование. Как показали результаты исследования Н.А. Селезневой, В.И. Байденко [4] представления студентов о качественном образовании связаны с возможностью развития их личностных сил и благоприятными перспективами профессиональной карьеры. Вместе с тем, для академического сообщества приоритетный показатель качества образования Н культуросообразность. Работодатель от высшего образования ожидает получить компетентного работника, государство - правопослушного гражданина, общество - личность, способную к эффективному социальному жизнетворчеству.
Согласовать все эти противоречивые требования к образованию может переход к компетентностно-ориентированному его содержанию.
Понятия «компетенция» и «компетентность» широко использовались в быту и литературе уже в 60-х годах прошлого века, их толкование также приводится в различных словарях. По поводу соотношения этих понятий в научной литературе существует два подхода: они либо отождествляются, либо дифференцируются [2].
Анализ исследований подходов к определениям категорий компетенция и компетентность позволил нам сделать следующие выводы. Компетенция рассматривается как:
1) круг полномочий, делегированных субъекту (должностному лицу, органу управления, группе и т.д.);
2) предметная область, в которой субъект имеет опыт, информационный ресурс, знания и проявляет готовность к выполнению деятельности;
3) индикатор эффективности деятельности, показателями которой могут выступать соотношение ценности результатов и затрат на их достижение или степень успешности разрешения проблем, значимых для субъекта или организации.
Таким образом, отличие компетентности от традиционных понятий - знания, умения, навыки, заключается в том, что компетентность, во-первых, обладает интегративным характером; во-вторых, соотносится с ценностно-смысловыми характеристиками личности; в-третьих, имеет практико-ориентированную направленность.
Вместе с тем, формирование компетентностей требует от современной высшей школы новых подходов в образовании. Не является исключением и Иркутский государственный медицинский университет. В частности, на базе кафедры факультетской терапии ИГМУ для обучения студентов функционирует симуляционный центр №1. Основными видами деятельности симуляционного центра являются повышение уровня теоретических знаний и совершенствование мануальных навыков. В процессе обучения проводится обследование стандартизированного больного (симулятора) с пневмонией; бронхиальной астмой; бронхитом; приобретенными пороками сердца (митральными, аортальными); артериальной гипертензией; перикардитами; аритмиями.
Однако, открытым остается вопрос, насколько обучение студентов при помощи симуляционного центра влияет на развитие их компетенций - как профессиональных, так и общекультурных. В частности, представляет интерес, насколько использование данного центра влияет на развитие моральной стороны личности студента-медика.
В связи с этим, мы поставили целью работы изучить, какие отличия существуют в ценностно-смысловой сфере студентов, у которых проходили занятия в симуляционном центре, и студентов, у которых таких занятий не было.
Материалы и методы
Для изучения ценностно-смысловой сферы личности мы использовали методику «Ценностные ориентации» М. Рокича [4]. Информацию об адаптации методики см. Леонтьев Д.А [3].
Выборку исследования составили студенты 4-го курса лечебного факультета в количестве 62 человек. Такая выборка, с одной стороны, достаточно компактна для изучения, а, с другой стороны, является репрезентативной, так как включает отобранных случайным образом студентов, занимав-
шихся в симуляционном центре.
Поскольку занятия в симуляционном центре начались только с 2011 года, а мониторинг ценностных ориентаций студентов проводился и раньше, у нас была возможность сопоставить особенности ценностных ориентаций студентов, обучавшихся в симуляционном центре и проходивших обучение ещё до начала его эксплуатации.
Все студенты, участвовавшие в исследовании, дали свое согласие на участие в нем. После получения согласия студентам предлагалось заполнить бланк методики Рокича. По окончании обучения по данной дисциплине им предлагалось повторно выполнить методику Рокича.
Анализ ценностных ориентаций студентов проводился при помощи U-критерия Манна-Уитни и критерия Вилкоксона. Проверка на нормальность осуществлялась при помощи критерия Колмогорова-Смирнова. Все расчеты проводились в программе SPSS 20.0. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез р<0,05.
Результаты и обсуждение
В начале обучения на 4-м курсе в различные годы студенты лечебного факультета демонстрировали в целом сходную систему ценностей. Наиболее значимыми для них терминальными ценностями являлись Интересная жизнь (77% студентов), Мудрость (67%), Достижения (62%). Наиболее значимыми инструментальными ценностями у студентов лечебного факультета были такие ценности, как Ответственность (65%), Исполнительность (59%), Чистоплотность (55%).
К концу обучения на 4-м курсе в различные годы студенты лечебного факультета демонстрировали значимое увеличение такой терминальной ценности, как Достижения (z=3,8, p<0,01), структура же других ценностей оставалась неизменной. В частности, такая важная для медицинского работника ценность, как Спасение, не входила в наиболее значимые для
ЛИТЕРАТУРА
1. Будяк Л.В. Компетентностный подход в высшем образовании // Вестник Черкасского национального университета им. Б. Хмельницкого. - 2011. - №1 - С.35-38.
2. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как регуляционно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. -213 с.
3. Леонтьев Д.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. - 1998. - №1. - С.103-112.
4. Рокич М. Тест ценностных ориентаций // Карелин А. Большая энциклопедия психологических тестов. - М.: Эксмо. 2007. - 416 с.
5. Шишов С.Е., Агапов И.И. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2005. - №4. - С.41-43.
студентов ценности.
Однако с началом работы в Симуляционном центре структура ценностей студентов изменилась. Согласно полученным данным, в 2010-2011 годах если значимых различий в структуре ценностей студентов 4-го курса различных лет не обнаружилось, то уже к концу обучения на 4-м курсе они есть. И присутствуют в таких ценностях, как Спасение (U=257, p<0,01), Достижение (U=280, p<0,01), Признание (U=307, p<0,01). Таким образом, студенты, прошедшие обучение в симуляционном центре, значимо отличаются от тех в своей системе ценностей, кто не проходил такого обучения.
Дополнительный анализ показал, что к концу обучения на 4-м курсе такие студенты имеют следующую иерархию ценностей: Мудрость (71% студентов), Спасение (64%), Достижения (61%). Таким образом, ценность Спасения оказалась для студентов, обучавшихся в Симуляционном центре, более значимой, чем для тех, кто не проходил такого обучения. Возможно, это связано с тем, что именно при работе в симуляционном центре студент получает практический опыт помощи, который значимо изменяет иерархию его ценностно-смысловой сферы.
Таким образом, по результатам проведенного исследования, можно сделать следующие выводы. Согласно полученным данным, перед началом обучения в симуляционном центре большинство студентов лечебного факультета имели ценности, не вполне отвечающих врачебным. В частности, среди ведущих ценностей отсутствовала ценность Спасения, которая, по нашему мнению, необходима для профессионального становления врача. Однако затем у студентов в ходе обучения в симуляционном центре структура ценностей значительной мере поменялась. И если инструментальные ценности в целом не поменяли свою структуру, то среди терминальных ценностей на первый план вышла ценность Спасения. У студентов, не обучавшихся в симуляционном центре, таких изменений не обнаружено.
REFERENCES
1. Budyak L.V Competence approach in higher education // Vestnik Cherkasskogo nacional'nogo universitata im. B. Hmelnickogo. - 2011. - №1. - P.35-38. (in Russian)
2. Zimnyaa I.A. Key competences as objective basis of competence approach in education - M.: Research center of the problems of training of highly qualified specialists, 2004. - 213 p. (in Russian).
3. Leontev D.A. Notions of values in individual and collective (group) consciousness: kinds, determinants and changes in time // Psihologicheskoye obozreniye. - 1998. - №1. - P.103-112. (in Russian)
4. Rokich M. Test cennostnih orientaciy / Karelin A., Bolchaya enciklopediya psihologicheskih testov. - M.: Eksmo, 2007. -416 p. (in Russian)
5. Shishov C.E., AgapovI.I. Competence approach in education as a necessity // Mir obrazovaniya - obrazovaniye v mire. - 2005. - №4. — P.41-43. (in Russian)
Информация об авторах:
Козлова Наталья Михайловна - д.м.н., профессор, заведующий кафедрой, 664003,. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1, e-mail: [email protected]; Кузьмин Михаил Юрьевич - к.псих.н., старший преподаватель, 664027, г. Иркутск, ул. Чкалова, 2,
e-mail: [email protected]
Information About the Authors:
Kozlova Natalia Mikhailovna - MD, PhD, Professor, the Head of the Department, 664003, Irkutsk, Krasnogo Vosstania st., 1, e-mail [email protected]; Kuzmin Mikhail Yuryevitch - PhD, senior teacher, 664027, Irkutsk, Chkalov str. 2,
e-mail: [email protected]