автоматизированной системы взаимодействия между владельцами и заказчиками беспилотников» Андрея Тарасенко. Второй проект магистранта УГНТУ Д. Чатуровой называется «Разработка системы дистанционного контроля состояния морских нефтегазовых сооружений». Третий проект связан с созданием алгоритмов прогнозирования поведения персонала на газораспределительной станции. Все три победителя получили гранты в размере 500 тыс. руб. с целью реализации своих проектов в течение 2 лет. Например, Тарасенок реализовал грант, создав сайт DRONE4.ME, который в настоящее время объединяет владельцев дронов и заказчиков услуг беспилотников.
Таким образом, Фонд содействия инновациям является важнейшим элементом инновационной системы России, его деятельность направлена на появление новых инновационных продуктов на рынке, увеличение числа успешно работающих предприятий и объектов интеллектуальной собственности. Стратегической задачей Фонда является завоевание лидерских позиций России на мировом рынке технологий. Ресурсы для достижения такой задачи есть - это и потенциал развития малого бизнеса в высокотехнологичном и инновационном секторах, и широкая научно-исследовательская база вузов, академий наук, исследовательских институтов, и государственная поддержка, и финансирование технологичных стартапов.
Список использованной литературы: 1. Стратегическое развитие малого бизнеса и формы поддержки индивидуального предпринимательства [Электронный ресурс]: монография. - Эл. изд. - Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 302 с.). - Нижний Новгород: НОО "Профессиональная наука", 2018 - Режим доступа: http://scipro.ru/conf/monographbusiness.pdf.
© Яковлева А.И., Нагимова А. З., 2018
УДК 338.512
Д. С. Яркина
Студентка 3 курса направления 38.03.01 «Экономика» ФГБОУ ВО «КубГАУ имени И. Т. Трубилина»,
г. Краснодар, РФ [email protected] Г.В. Махонько Д.э.н., профессор кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО «КубГАУ имени И. Т. Трубилина» г. Краснодар, Российская Федерация [email protected] А.Ф. Инюкин К.э.н., доцент кафедры экономики и внешнеэкономической деятельности ФГБОУ ВО «КубГАУ имени И. Т. Трубилина» г. Краснодар, Российская Федерация [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕН НА ИННОВАЦИОННУЮ ПРОДУКЦИЮ
Аннотация
Рассмотрены методы формирования цен на инновационную продукцию. Рассмотрены особенности
методов формирования цен.
Ключевые слова:
Инновационная продукция, методы, стратегии, ценообразование, концепции.
Так как цены определяют структуру производства, влияют на движение материальных потоков, распределяют товары и определяют уровень благосостояния населения, то в условиях рыночных отношений цены оказывают большое влияние.
Ценовая политика организации - один из важнейших элементов стратегии в борьбе с конкуренцией. Именно поэтому в системе подготовки кадров, которым в будущем придется работать в экономической сфере одно из важнейших мест отводится ценообразованию. Значительный вклад в изучение и развитие данных вопросов внесли ученые - экономисты такие как: П. Котлер, П. Друкер и так далее.
Инновационный продукт призван удовлетворить общественную потребность при помощи перенесения своей стоимости на выбранный продукту и принимая участие в формировании его потребительской цены. При использовании инновационного продукта снижается стоимость единицы продукции, созданной на его основе. Можно сделать вывод, что стоимость такого продукта может быть определена только тогда, когда продукт, созданный на основе инновационного продукта, будет признан на рынке продукции.
В инновационной сфере очень важное место выделяется ценообразованию на продукты инновационной деятельности. Это связано с тем, что цена очень часто выступает как критерий оценки целесообразности проведения разработки или исследования.
Применительно к инновации цену целесообразно рассматривать как сложную экономическую категорию. Цена инновации - это многогранная категория, особенность которой заключается в разнохарактерности самой инновации. Цена инновации включает цену вещи, процентные ставки по банковским операциям, тарифы взносов различного рода, а также курс валюты.
Одним из важнейших факторов, оказывающим влияние на назначение цены на продукт являются: конкуренция на рынке, уровень издержек производства, вид товара или же услуги, уникальность товара, деловая репутация компании, соотношение спроса и предложения и т.д.
Существует несколько этапов от замысла товара до его реализации, которые неизбежно влекут за собой затраты (табл. 1).
Таблица 1
Структура затрат на инновационную продукцию
Этап цикла Структура затрат
НИОКР
1. НИ 1. Фундаментальные и прикладные исследования, гипотезы, моделирование, документация, отчетность 2. Определение характеристик, создание проекта.
2. ОКР + подготовка рынка
Результаты НИОКР
3. Промышленный образец 3. Создание, испытание, патентование образца. 4.Технологическая подготовка, производство, работа с
4. Малая серия персоналом.
5. Рыночный тест 6. Промышленная серия 5. Логистика, анализирование полученных результатов, маркетинг 6. Производство, поддержка сбыта, сервис.
Можно сделать вывод, что наиболее важной политикой ценообразования является ценообразование, ориентированное на затраты. При использовании стратегии «Снятия сливок» затраты окупаются быстро и формируется монопольно высокая прибыль. Но также следует отметить, что существует риск плагиата со стороны конкурентов. При низких ценах «Стратегия захвата рынка» затраты на инновационную продукцию окупаются более долго и с меньшей вероятностью появления на рынке конкурентов.
Цена на новую продукцию должна устанавливаться после проведения подробного анализа, с учетом
ее восприятия покупателями, цен других производителей и производственных затрат.
Затраты на инновации являются неизбежными по ряду причин:
1. Жизненный цикл любого товара лимитирован во времени и для продолжения существования бизнеса следует заблаговременно разрабатывать новый товар на замену старому.
2. По мере роста объемов продаж нового продукта возрастает потребность в его изменении как внешне, так и на техническом уровне.
3. В условиях роста экономики многие предприятия пользуются стратегией диверсификации, пытаясь завоевать товарные рынки.
Как свидетельствует практика деятельности отечественных предприятий, большинство из них изначально рассчитывают «базовую цену», которая учитывает специфику рынка на момент выхода на него. При определении уровня этой цены производитель должен сделать исследование по следующим направлениям[3]:
1. Определение вида и уровня спроса на продукт.
2. Исследование факторов эластичности спроса.
3. Обоснование экономических и психологических пределов цен.
4. Анализ уровня расходов населения (как качественного, так и количественного).
5. Корректировка базового уровня цен и зависимости от динамики конъюнктуры рынка.
Основой ценностного подхода является ориентация не на желательную величину прибыли организации, а на уровень цены, при которой товару оказывают внимание потребители, в соответствии с его потребительскими характеристиками.
Любое новшество представляет собой продукт (товар), на который в процессе производства были произведены затраты, и который, в конечном результате, должен продаться. Сложность заключается в определении цены и издержек, так как с одной стороны это может быть некий новый продукт, имеющий физическую форму, а может быть в виде усовершенствования какого-то процесса производства путем внесения изменений в условия работы.
В настоящее время имеют место спросы исследования по поводу определения цены интеллектуального труда. В литературе освещен следующий подход к определению цены новшества. Смысл подхода заключается в формуле:
Црез. = И + Рн + Рдоб.(доп.) , (1)
где Црез - конечная или так называемая контрактная цена инновации;
И - издержки (затраты) капитала переменного и постоянного на создание;
Рн - нормативная прибыль, т. е. рассчитанная на основании действительной стоимости проекта;
Рдоб. - доля добавочной прибыли, которая рассчитывается пропорционально заработной плате персонала, занятого в работе над проектом, и согласованной с условиями контракта.
Во многих развитых странах, где рынки инновационной продукции имеют большое развитие, проект, который дает покупающему предприятию его для своего производства, огромные преимущества. В процессе ценообразования на инновационную продукцию большой ошибкой является игнорирование жизненного цикла приразработке стратегии обновления ассортимента предприятия.
Чтобы достичь стабильных продаж, следует начинать разрабатывать новый товар до вступления предыдущего товара в стадию зрелости. Иначе предприятие будет ожидать потерю времени и конкурентоспособности.
Ценообразование инновационной продукции приемлемо проводить на основе методики:
Первый шаг - выбор методики ценообразования (с ориентацией на спрос, на основе издержек, с ориентацией на уровень конкуренции)
Наиболее часто используемым методом ценообразования является метод на основе издержек. Это объясняется следующими факторами:
- инновационная продукция является новой или более усовершенствованной, чем та продукция, на базе которой она была создана.
- спрос на инновационные товары еще не формировался, что в свою очередь затрудняет формирование ее цены с ориентацией на спрос.
Вторым шагом является расчетная часть. Следует рассчитать экономию инвестиционных затрат потребителя. Величина определяется путем сравнения затрат потребителя на покупку базовой и инновационной продукции.
Третьим шагом является определение изменения уровня текущего дохода, получаемого потребителем в течение всего периода использования инновационной продукции. Данная величина определяется путем сравнения текущих доходов потребителя, получаемых при использовании инновационной и базовой продукции.
Далее сравнивается уровень изменения инвестиционных затрат потребителя, т.е. разницы цен инновационной и базовой продукции и величины суммарного экономического эффекта от применения инновационного продукта.
Итак, эффективное ценообразование на инновационную продукцию дает возможность предприятию получить дополнительную прибыли и быть в долгосрочной перспективе конкурентоспособным. Важное отличие такой методики ценообразования инновационной продукции состоит в возможности учета аспектов использования продукции для всех, на ком отразятся ее свойства.
Можем сделать вывод, что при решении задачи выхода на стабильное развитие с использованием ценообразования необходим такой уровень абстракции, когда рассматривается все народное хозяйство в целом, всю страну, и необходимо определить, как развиваются инновационные звенья. Если не учесть экономический фактор на макроуровне, то это не позволит решить задачи рационализации политики ценообразования.
Для частичного решения данной проблемы в нашем государстве следует создать свободный рынок инноваций, и лишь немного корректировать его действия в процессе становления, чтобы инноваторы не потерпели неудачу.
Список использованной литературы:
1. Большая экономическая энциклопедия. - М.: Эксмо - 2013. - С. 742-746.
2. Слепов, В.А. Ценообразование: учебное пособие. 3-е изд. / В.А. Слепов, Т.Е. Николаева. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, - 2015. - С. 57-59.
3. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, - 2014. - С. 1067-1068.
4. Экономический словарь / Сост. А.Ф. Никитина. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2014. - С. 637.
5. Зайкина К. А., Насретдинова Э. С. Стратегия ценообразования как инструмент конкурентной борьбы // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 742-744
© Яркина Д.С., Маханько Г.В., Инюкин А.Ф., 2018
УДК 658
Н.В. Яшина, магистрант, университет ИТМО, г. Санкт-Петербург, Россия [email protected]
АУДИТ КАЧЕСТВА КАК ИНСТРУМЕНТ ПОСТОЯННОГО УЛУЧШЕНИЯ
Аннотация
Необходимость проведения аудита качества в процессе работы организации обуславливается