УДК 94 (470.323).084.5 Кузьмина Виолетта Михайловна
кандидат исторических наук, кандидат психологических наук, доцент кафедры международных отношений и государственного управления Юго-Западного государственного университета
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ СОВЕТСКИХ ГРАЖДАН СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОСТИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ В.
Аннотация:
В статье рассматриваются особенности трудовой деятельности советских граждан, управление процессом мотивации трудовой деятельности со стороны власти с помощью материальных и нематериальных методов.
Ключевые слова:
трудовая деятельность, мотивация, управление трудовой деятельностью, средства художественной изобразительности, советские граждане.
Kuzmina Violetta Mikhaylovna
PhD in History, PhD in Psychology, Assistant Professor, International Relations and Public Administration Department, Southwestern State University
DEVELOPMENT OF WORK MOTIVATION OF SOVIET CITIZENS BY MEANS OF ART IN THE FIRST HALF OF THE XX CENTURY
Summary:
The article deals with the special features of the labour activity of Soviet citizens. The author considers the work motivation management by the authorities with application of tangible and intangible tools.
Keywords:
labour activity, motivation, labour management, art means, Soviet citizens.
Сегодня так же остро, как и в годы советской власти, в нашей стране стоит проблема подготовки кадров, стимулирования их трудовой деятельности, мотивации их труда не только для своего блага (в плане материального обеспечения), но и для блага своей страны. Современные специалисты осуществляют планирование, разработку многих инновационных проектов, но и они, как и многие рабочие, нуждаются в определенной мотивации своей трудовой деятельности.
Проблемам мотивации трудовой деятельности личности посвящены многие работы специалистов по управлению человеческими ресурсами, особенно в США. Р. Ликерт, Э. Диси, В. Врум,
A. Маслоу, Д. Макклелланд, Д. Аткинсон, Б. Вайнер, Х. Хекхаузен, Ф. Херцберг, Л. Портер, Э. Лоулер и др. внесли значительный вклад в разработку теории мотивации труда. В отечественной науке различные аспекты мотивации труда рассматривали в своих работах Ф.С. Веселков, Л.С. Выготский, Б.М. Генкин, Н.А. Горелов, Г.Г. Зайцев, А.Г. Здравомыслов, С.А. Кугель, Е.С. Кузьмин, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Наумова, В.М. Маневич, Г.М. Романенкова, А.Л. Свенцицкий,
B.В. Томилов, В.А. Ядов [1, с. 2].
Мы предлагаем рассмотреть отечественный опыт трудовой мотивации с помощью средств художественной изобразительности.
Одной из наиболее широко пропагандируемых как в прессе, так и в литературе, живописи, художественном кинематографе, драматургии было стахановское движение. Такие картины А. Дейнеки, как «Донбасс», «На просторах подмосковных строек», «Трактористы», «Стахановцы», являются ярким тому подтверждением. Ш. Фицпатрик в исследованиях отмечает, что пропаганда стахановского движения в Советском Союзе работала отлично. Как считают и другие исследователи (K. Clark, J. Leyda), «это не только пресса, это художественные и документальные фильмы, это книги и картины о «маленьких героях», простых людях».
Первый и единственный Всесоюзный съезд стахановцев, организованный спонтанно, состоялся приблизительно через десять недель после установления рекорда Стаханова -17 ноября 1935 г. [2, c. 3]. Серго Орджоникидзе, народный комиссар тяжелой промышленности, горячо поддерживавший стахановцев, убедил Сталина принять участие в этом мероприятии и тем самым дать движению идеологические ориентиры. Съезд стал триумфом Сталина. Своей речью на нем он окончательно связал стахановское движение со своим именем. Сталин назвал его «наиболее жизненным и непреодолимым движением современности» и «будущностью нашей индустрии», в которой оно призвано совершить «революцию» [3, c. 99].
Стахановское движение ширилось по всей стране. Докладные записки председателя ВЦСПС Курской области Юрова, секретаря Курского обкома ВКП(б) И.У. Иванова, представителя Воронежского обкома ВКП(б) Виткевич, представителя Липецкого горрайкома ВКП(б) Наумова за
ПОЛИТИКА
вторую половину 1935 г. свидетельствовали о массовом развертывании стахановского движения на территории областей Центрального Черноземья.
В числе первых стахановцев Воронежа были токарь завода имени Ф.Э. Дзержинского Д. Ось-минин, кузнец завода имени Коминтерна П. Кованин, лекальщик завода имени В.И. Ленина В. Ко-пейкин, аппаратчица завода СК-2 А. Данилова. Газета «Коммуна» регулярно публиковала материалы о развитии стахановского движения в Воронеже [4]. 21 июля 1936 г. газета «Коммуна» поместила портреты замечательного советского летчика В.К. Коккинаки и известного авиаконструктора С.В. Ильюшина, которые накануне, 20 июля, прилетели в Воронеж. Отвечая на вопросы корреспондента «Коммуны», В.К. Коккинаки рассказал о рекордном полете, который он совершил за несколько дней до приезда в Воронеж на самолете конструкции С.В. Ильюшина. 21 сентября коллектив завода синтетического каучука имени С.М. Кирова (СК-2) рапортовал о досрочном выполнении заданий второго пятилетнего плана. Успех завода, выполнившего пятилетку за 3 года 8 месяцев 20 дней, был воспринят воронежцами как большая трудовая победа.
В 1936 г. Курск посетил самый знатный шахтер страны - А.Г. Стаханов, выступивший на митингах рабочих и служащих трикотажной и обувной фабрик [5, с. 3]. После этой встречи в Курске также получает очередной импульс распространение стахановского движения. На территории областей Черноземья прошли празднования годовщины стахановского движения, в Курске это был праздник с участием артистов после митингов, с демонстрацией достижений промышленных предприятий.
В народе в это время появляются многочисленные частушки, в которых отражены особенности социалистического соревнования или стахановского движения [6, с. 45]:
Я - стахановка в колхозе,
Получила премию.
Мой миленочек уехал
В сельхозакадемию.
Несмотря на широкую пропаганду стахановского движения, оно оказалось недолговечным, в отличие от социалистического соревнования.
Стахановское движение, широко пропагандируемое представителями творческой интеллигенции, также находит свое отражение в кинематографе, что показало еще один путь к трудовой мобилизации народа в условиях индустриальной модернизации: ударный стахановский труд позволяет крестьянам занять руководящие позиции в своем колхозе [7, с. 141].
Благодаря подобным литературным, кинематографическим произведениям воспитывалось поколение рабочих, чувствовавших единение с индустриальной модернизацией, проходившей в стране, ответственность за ее темпы. Это осознавали видные деятели культуры и искусства, но проблема состояла в том, что нужно было на высоком как профессиональном, так и идейном уровне донести идеи индустриальной модернизации до советских граждан. Эту мысль четко обозначил в своем выступлении А. Довженко на совещании киноработников в редакции «Правды» 23 ноября 1935 г. Для него наиболее важными являются две проблемы: «это вопрос колхозников и стахановцев и вопрос обороны». Именно эти две проблемы было необходимо решать в том числе и творческой интеллигенции, поскольку в то время они являлись важнейшими для государства [8].
Много фильмов, демонстрировавшихся в районах Центрально-Черноземной области, было посвящено различным отраслям промышленности: «От руды к металлу», «От хлопка до ткани», «Постройка железнодорожного вагона», «Нефть», «Марганец», «Производство станков», «Производство электроламп», «Производство шелка», «Как делается газета», «Лесозавод», «Консервные заводы», «Фабрика-кухня», «Стеклянный глаз» (производство фильмов), «Сорок сердец» (электрификация СССР).
В конце концов И.В. Сталин отметил значимость деятельности интеллигенции в условиях индустриальной модернизации следующими словами: «Советская интеллигенция преданно работает на дело обороны нашей страны, непрерывно совершенствует вооружение Красной Армии, технику и организацию производства. Она помогает рабочим и колхозникам в подъеме промышленности и сельского хозяйства, двигает вперед в условиях войны советскую науку и культуру» [9, с. 118]. В 1939 г. правительство наградило орденами 172 литератора. Поэты и писатели, также как и другие представители творческой интеллигенции, обладали реальной возможностью воздействовать на сознание простого крестьянского и рабочего населения, но и без других представителей творческой интеллигенции невозможно было бы достигнуть такого уровня мобилизации населения для решения задач индустриальной модернизации, какой был достигнут к концу 1930-х гг.
Одной из форм связи искусства с жизнью в 1930-е гг. были творческие поездки художников на заводы, фабрики, колхозы. С интересом были приняты зрителями новые работы А. Левшина
и П. Дмитриева, сделанные ими на Тамбовском вагоноремонтном заводе, среди которых было много портретных зарисовок передовиков производства. Как рассказывал А. Левшин, во время их работы на заводе художникам оказывался самый теплый прием. На выставке «Индустрия социализма» среди произведений на колхозную тему метко охарактеризованными образами крестьян выделялось полотно «Колхозный праздник» (1937) С.В. Герасимова. Живописец создал картину настоящего народного празднества, красочного, яркого, жизнерадостного [10, c. 83-84].
В творчестве писателей, поэтов, драматургов, художников нашли отражение тридцатые годы как время бурного индустриального строительства и коллективизации сельского хозяйства. Основным содержанием художественных произведений становится жизнь народа, его героическая борьба за построение социализма. Авторы сосредоточивали все свое внимание на том, как работают их герои на заводе, в колхозе, в научной лаборатории, но обходили их личную жизнь, быт, взаимоотношения с близкими людьми, избегали показывать их во всей полноте человеческих проявлений. В общем литературном процессе предвоенных лет лучшие произведения о деревне, о труде колхозника, о новых приметах времени сыграли свою положительную роль в мотивации трудовой деятельности рабочих и крестьян Советской России.
Ссылки:
1. Синов В.В. Мотивация труда специалистов, занятых инновационной деятельностью : автореф. дис. ... канд. эконом, наук. М., 1997. С. 2.
2. Постышев П.П. Стахановцы - новые люди эпохи социализма. М., 1936. С. 3.
3. Сталин И.В. Соч. Т. 1 (XIV). М„ 1974. С. 99
4. Загоровский В.П. Воронеж: историческая хроника [Электронный ресурс]. URL: http://www.vrn-histpage.ru/in-dex.php?Year=1935 (дата обращения: 01.04.2015).
5. Было такое время: мы шли вперегонку // Курская правда. 2008. 3 фев.
6. Частушки Черноземья / под ред. С.Г. Лазутина. Воронеж, 1970. 312 с.
7. Кузьмина В.М. Государственная политика, соцреализм и творчество курской интеллигенции в 1920-1930-е годы // Вестник Саратовского университета. 2007. № 18. С. 141.
8. Стенограмма совещания киноработников в редакции газеты «Правда» с участием А.П. Довженко [Электронный ресурс]. URL: http://www.archives.gov.ua/Sections/Dovzhenko_2/RGASPI/index.php742 (дата обращения: 01.04.2015).
9. Сталин И.В. О Великой Отечественной войне Советского Союза. 5-е изд. М., 1950. С. 118.
10. Кузьмина В.М. Отражение особенностей индустриального развития страны в XX веке в творчестве литераторов и художников Курского, Тамбовского, Воронежского краев // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 2. С. 82-87.