Кардио зона в среднем занимает 31,51% от общей площади тренажерного зала и комплектуется беговыми дорожками, адаптивными тренажерами, саммит тренажерами, велотренажерами с горизонтальной и вертикальной посадкой, орбитреками, степперами и гребными тренажерами.
Зона стрейчинга предназначена для выполнения упражнений в ходе вводной и заключительной частях тренировки. Эта зона позволяет выполнить разминку и упражнения успокаивающего характера в специальном месте, где их выполнение не помешает другим занимающимся, которые могут выполнять упражнения на тренажерах и со свободными весами. Площадь, занимаемая данной зоной, в среднем составляет 3,40% от общей площади тренажерного зала. В этой зоне находятся места хранения ковриков для выполнения упражнений на полу, фитболы, медболы.
Специальная зона в среднем занимает 6,98% от общей площади тренажерного зала. В этой зоне могут располагаться новинки фитнес индустрии, то есть такое оборудование, которое появилось как опытный образец и которое проходит своеобразное испытание и если оно выдержит испытание временем, то возможно перейдет в одну из вышеперечисленных зон или может быть выделено в отдельную зону. Примером такого оборудования могут быть виброплатформы, петли тренировочные TRX и другие. Однако в нескольких тренажерных залах эта зона отсутствует, вынесена в отдельное помещение или слита с другими зонами.
В абсолютных величинах: общая площадь тренажерного зала располагается на 530,00±80,60 м2; зона расположения силовых тренажеров 237,00±25,11 м2; зона свободных весов 71,00±12,40 м2; кардио зона 167,00±28,60 м2; зона для стрейчинга и разминки 18,00±5,50 м2; специальная зона 37,00±9,14 м2 (табл. 1).
Таблица 1
Зоны тренажерного зала.
Название зоны Средние абсолютные значения, м2 Х(абс) Среднее квадратичное значение, а Средние относительные значения, % Х(отн)
Общая площадь тренажерного зала 530,00 80,60 100,00
Зона расположения силовых тренажеров 237,00 25,11 44,72
Зона свободных весов 71,00 12,40 13,40
Кардиозона 167,00 28,60 31,51
Зона стрейчинга 18,00 5,50 3,40
Специальная зона 37,00 9,14 6,98
© К.Г. Терзи, 2015
УДК 37.035.3
Тулобердиев Калыбек Кемелович
соискатель Бишкекского государственного университета им. К. Карасаева, доцент, г.Бишкек, Кыргызская Республика е-mail: 18 [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕКЛАССНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Аннотация
В данной статье рассматриваются вопросы формирования трудовой активности сельских школьников.
Рассмотрены специфика организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы в сельской школе и в сельских клубных учреждениях. Определены педагогические условия реализация которых в наибольшей степени будут способствовать формированию трудовой активности учащихся. Автором предложена модель формирования трудовой активности сельских школьников.
Ключевые слова
Трудовая активность сельских школьников, внеклассная и внешкольная воспитательная работа, этапы
формирования.
Сложность и многоаспектность трудовой активности как социально-педагогического явления требуют определения критериальных показателей данного феномена. Наиболее удачными на наш взгляд являются следующие показатели трудовой активности, содержащие два компонента: постоянный - ценностное отношение к деятельности - и переменный - любая характеристика процесса деятельности или её результата. [3, с.109-112]
Формирование трудовой активности сельских школьников должно осуществляться как в стенах школы, так и в рамках деятельности клубных учреждений, что подчёркивает значимость внеклассной и внешкольной воспитательной работы в данном процессе.
Любой воспитательный процесс предполагает наличие субъекта, объекта и программы воспитания. Последняя включает в себя цели, задачи и содержание воспитательного процесса, а также формы, методы и средства. Поэтому важнейшим звеном в воспитании трудовой активности является школа. Широкий спектр задач, стоящий перед сельской школой, нацелил проведение нашего исследования в контексте специфики организации внеклассной воспитательной работы по формированию трудовой активности школьников, это тесная взаимосвязь с сельским сообществом, приближённость к сельскохозяйственным предприятиям и нацеленность на сельскохозяйственный труд, активное участие сельских школьников в трудовой деятельности. В то же время сельской школе приходится сталкиваться с рядом проблем в организации внеклассной воспитательной работы. Это: недостаточно высокий культурный уровень окружающей среды, в которой осуществляется личностное развитие школьника за пределами школы; недостаточное использование обычаев, традиций, ценностей национального трудового воспитания в формировании трудовой активности; отсутствие целенаправленной работы педагогов по развитию инициативы и самостоятельной активности учащихся и др. В то же время практика показывает, что в сельской школе воспитательная работа ведётся по самым разным направлениям.
Помимо внеклассной воспитательной работы в условиях сельской местности осуществляется и внешкольная воспитательная работа, которая проводится в учреждениях дополнительного образования, каковыми в условиях сельской местности являются в первую очередь клубные учреждения. Проведенные исследования выявило те формы организации внешкольной работы, которые осуществляются современными сельскими клубами (циклы лекций по различным вопросам, тематические кинопоказы, вечера и выставки, диспуты по социально-экономическим проблемам, пропаганда прогрессивных сельскохозяйственных технологий и др). Естественным образом, данные формы организации не могут не влиять на формирование трудовой активности сельских школьников, однако данная работа должна ещё в большей степени учитывать современные экономические реалии и значимость тех преобразований, которые должны происходить в жизни современного села.
Базовые составляющие организации внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой в условиях сельской местности являются проектирование работы, проводимой на основе принципов системности и саморазвития, организация трудовой деятельности школьников и соответствующая мотивация.
Любая деятельность, в том числе внеклассная и внешкольная воспитательная работа, начинается с её проектирования. Рассматривая проектирование как часть деятельности по организации внеклассной и
внешкольной работы на селе с целью формирования трудовой активности школьников, можно говорить о создании определённого прообраза организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы в условиях сельской школы и сельского клуба. При этом наше исследование основывалась на базовых положениях проектирования, разработанных Ю. Г. Татуром (три последовательных этапа: предварительный, концептуальный, экспериментальный) [1, с.12].
Что касается непосредственной организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы в условиях сельской местности, то её субъектами являются ученики, учителя и клубные работники. Роль учителя и клубного работника всё больше смещается в сферу организации условий творческой трудовой деятельности школьников, развития у них трудовой активности в совокупности всех её компонентов. Таким образом, речь идёт о непосредственной организации внеклассной и внешкольной работы по формированию трудовой активности школьников (организация труда школьников, прежде всего физического, организация общественных работ и производительного труда и т.д.)
Следующим элементом формирования трудовой активности является мотивация. По мнению зарубежных исследователей Хекмана Дж.Р. и Олдхэма Г.Р. для эффективности выполняемой работы необходимы следующие мотивационные условия: воспринимаемая значимость работы, т.е. степень, в которой человек воспринимает свой труд как нечто ценное; ощущаемая ответственность, т.е. степень, в которой человек чувствует ответственность за результаты своего труда; значимость результатов, т.е. степень понимания человеком эффективности [2, с.168]. Другими словами организация внеклассной и внешкольной воспитательной работы по формированию трудовой активности школьников должна быть внутренне и внешне мотивирована, и результативности своего труда.
Выявленное поэтапное формирование трудовой активности сельских школьников в процессе внеклассной и внешкольной воспитательной работы (планирование, организация, мотивация), а также специфика организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы в условиях сельской школы, сельских клубов, а также сельского социума в целом позволили выявить те педагогические условия, при которых данная работа становится наиболее эффективной. Это полноценное использование возможностей сельской школы и сельского клуба в формировании трудовой активности, интеграция внеклассной и внешкольной работы в условиях сельской местности, оптимальная организация трудовой деятельности учащихся.
Проводимая экспериментальная работа заключалась в соблюдении педагогических условий формирования трудовой активности сельских школьников. В первую очередь обращалось внимание на интеграцию внеклассной и внешкольной работы, осуществляемой в сельских школах и сельских клубах. С этой целью в рамках эксперимента был создан координационный совет, позволивший осуществить управление интеграционными процессами по формированию трудовой активности. Создание координационного совета обеспечило, на наш взгляд, возникновение и укрепление двухсторонних связей между школьной и клубной деятельностью. С одной стороны происходило совершенствование форм и методов внеклассной и внешкольной работы, с другой стороны - обогащение данной деятельности педагогическими методами. При этом клубные работники стремились быть ближе к школе, участвовали в мероприятиях, проводимых вне рамок клуба, включались в круг школьных проблем и задач. Управление педагогическим процессом силами координационного совета способствовало, на наш взгляд, объективизации подхода к проблеме формирования трудовой активности. Оно позволило комплексно подойти к её решению с учётом всего объёма экономических, социальных, производственных и духовных факторов. Об этом и говорят данные опроса педагогов сельских школ и клубных работников, о деятельности координационного совета (см. таблицу 1).
Таблица 1
Участие актива в работе школы и клубных учреждений по формированию трудовой активности школьников
Звенья системы Помогает в работе Место в ряду
школы и клуба в % предпочтении
1 Руководители хозяйств 18 11
2. Специалисты сельского хозяйства 9 6
3. Специалисты непроизводственной сферы (работники здравоохранения, торговли, бытового обслуживания и др.) 9 6
4. Учителя, педагоги 32 1
5. Родительский комитет школы 3 7
6. Бизнесмены 4 3
7. Профсоюзная организация 7 5
8. Органы местного самоуправления 7 5
9. Пенсионеры, ветераны труда, передовики производства 11 4
ИТОГО 100
В рамках интеграции школы и клубных учреждений был проведён целый ряд совместных мероприятий. Важным педагогическим условием формирования трудовой активности сельских школьников была обозначена организация их трудовой деятельности. Был обозначен целый ряд трудовых дел, организованных со школьниками с определённым акцентированием внимания на трудовых традициях.
Важнейшим педагогическим условием мы считаем также поэтапное формирование трудовой активности сельских школьников в процессе организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы. На этапе проектирования был разработан совместный план работы школы и клубного учреждения по приобщению сельской молодёжи к трудовой деятельности посредством организации внеклассной и внешкольной воспитательной работы. Следующий этап - организация деятельности сельской молодёжи, для чего был проведён расширенный педагогический совет школы и клубных работников. В этапе мотивации важным компонентом стали отзывы односельчан, поскольку общественное мнение на селе играет большую роль.
Таким образом, в систему формирования трудовой активности сельских школьников было вовлечено всё социокультурное пространство современного села, важнейшим элементом которого является специально организованная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Опираясь на данные позиции мы разработали модель формирования трудовой активности сельских школьников в процессе организации внеклассной и внешкольной работы (рис.1).
Рисунок 1 - Модель формирования трудовой активности школьников
Модель формирования трудовой активности школьников нацеливает на полноценное использование возможностей сельской школы и сельского клуба в формировании трудовой активности, интеграция внеклассной и внешкольной работы в условиях сельской местности, оптимальная организация трудовой деятельности учащихся с учетом выявленных педагогических условий. Список использованной литературы:
1. Татур, Ю.Г. Высшее образование: методология и опыт проектирования. Учебно-методическое пособие [Текст] / Ю.Г. Татур - М.: Университетская книга: Логос, 2006. - 256с.
2. Хэкман, Дж.Р. Теория характеристик работы [Текст] / Дж.Р. Хэкман, Г.Р. Олдхэм /По Н.В. Прусовой «Психология труда». - М.: Эксмо, 2008. - 160с.
3. Широкалова, Г.С. К вопросу о показателях трудовой активности. [Текст] / Г.С. Широкалова // Социологические исследования. - 1985, №1. - С. 109-112.
© К.К. Тулобердиев, 2015
УДК 37.013
Фалей Марина Владимировна
кандидат педагогических наук, доцент г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация Email: faley-marina@mail. Ru
РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕОРИЙ В РОССИИ В КОНЦЕ 19 - НАЧАЛЕ 20 ВЕКА.
Аннотация
Прогрессивные педагогические концепции, сформировавшиеся в конце XIX - начале XX веков, способствовали реформированию российского образования, внедрению в школьную практику индивидуального подхода, поисковых форм и методов обучения, способствующих развитию познавательной активности детей.
Ключевые слова
прогрессивные педагогические течения, свободное воспитание, экспериментальная педагогика, философско- религиозный подход в образовании, всесторонне развитие личности ребенка, индивидуальные подход, познавательная активность.
Теоретическое обоснование и практическое внедрение инновационных процессов в практику современных школ невозможно вне исторического контекста. Изучение развития педагогических теорий позволит на основе сравнительного анализа выделить актуальные аспекты для современного образования.
Особое внимание в истории отечественной педагогики заслуживает период формирования и развития прогрессивных педагогических теорий, оказавших влияние на теорию и практику отечественной педагогики конца 19 начала 20 веков. В данный период отмечались противоречия между традиционной, официальной установкой на образование в духе «самодержавия, православия, народности» и подходами, бравшими за образец западную педагогику и опыт европейской школы. В целом отличительной чертой русской прогрессивной педагогики того времени были ее гуманистическая направленность и демократизм. Уважительное отношение к личности ребенка, его интересам и потребностям, стремление постигнуть его внутренний мир, создать условия для всестороннего развития были общими для различных педагогических течений рассматриваемого периода.