Роза НУРУЛЛИНА
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ КОНФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МУСУЛЬМАНСКОЙ МОЛОДЕЖИ
(на материале Республики Татарстан)
Статья посвящена исследованию конфессиональной социализации учащихся мусульманских учебных заведений Республики Татарстан. В качестве необходимой составляющей данного процесса в современных условиях рассматривается формирование толерантных установок сознания.
The article is dedicated to the study the confessional socialization of Muslim students in the Republic of Tatarstan. Shaping of the tolerance is an integral part of this process.
Ключевые слова:
конфессиональная социализация, ислам, мусульманская молодежь, религиозная толерантность; confessional socialization, Islam, Muslim youth, religion tolerance.
Процесс религиозного возрождения, ставший в последние десятилетия весьма значимым явлением российской действительности, актуализировал проблему конфессиональной социализации молодежи. Конфессиональная социализация — это процесс освоения индивидом догматов, норм, правил, ценностей конкретной религиозной общности, формирование на этой основе собственной духовной культуры и способности реализовать себя в качестве члена конфессии.
Ввиду определенной укорененности в общественном сознании проблемы религиозного экстремизма, необходимой составляющей процесса конфессиональной социализации в современных условиях выступает формирование толерантных установок сознания. Наряду с позитивными личностными свойствами (стремлением к самосовершенствованию, уважением к нравственным ценностям, идеями равенства, позитивным отношением к жизни и пр.) индивидом зачастую усваиваются стереотипы мышления, предрассудки, характерные для представителей данной конкретной общности, идеи превосходства своей религии, пренебрежительное или даже враждебное отношение к представителям других конфессий, неверующим и т.д.
В данной связи для российского и международного сообщества несомненный интерес представляют особенности социализации мусульманской молодежи в Республике Татарстан, зарекомендовавшей себя как регион с устойчиво-стабильными в исторической перспективе толерантными межконфессиональными отношениями. Весьма важна в данном контексте позиция учащихся религиозных учебных заведений, т.к. указанные образовательные учреждения проводят подготовку специалистов в области богословских исследований, профессионального мусульманского духовенства, преподавателей исламских учебных заведений и учреждений непрофессионального образования. Именно от них будут во многом зависеть этноконфес-сиональные отношения в регионе в ближайшие годы.
Исходя их этих положений, отдел истории общественной мысли и исламоведения Института истории Академии наук РТ провел массовый опрос шакирдов — учащихся мусульманских учебных заведений РТ методом социологического анкетирования. Исследование
НУРУЛЛИНА
Роза
Вагизовна —
старший
преподаватель
Камской
государственной
инженерно-
экономичеекой
академии (ИНЭКА),
г. Казани
urnuru@yandex.ru
80
ВЛАСТЬ
201 0’01
проводилось в сентябре-декабре 2008 г., было опрошено 558 респондентов в восьми мусульманских учебных заведениях РТ, из них — три в Казани, в том числе в двух исламских вузах. Также в анкетировании приняли участие пять средних медресе, расположенных в городах и районных центрах РТ: Нижнекамске, Альметьевске, Буинске, Нурлате и Уруссу. Всего в ведении Духовного управления мусульман (ДУМ) РТ находится 11 средних и выс-ших учебных заведений, где на очном (дневном) и очно-заочном (вечернем) отделениях обучается порядка 1 100 шакирдов. Таким образом, было опрошено около половины основного контингента учащихся мусульманских учебных заведений РТ, что обеспечило высокую долю выборочной совокупности в составе генеральной совокупности и гарантировало сведение ошибки репрезентативности до минимума (согласно теории выборки при соблюдении принципа основного массива — не более 5%)'. Для отбора респондентов как единиц наблюдения в ходе исследования была применена квотная выборка. Параметры квот соблюдались по четырем показателям: по курсам (43,6% — 1-й курс, 26% — 2-й курс, 17,2% — 3-й курс, 10,8% — 4-5-й курсы, 2,3% — подготовительное отделение); по отделениям (дневное — 72,8%, вечернее — 27,2%); по национальному составу (татары — 82,8%, другие — 17,2%); по полу (мужской — 69,5%, женский — 30,5%). Возрастной критерий респондентов предопределен их естественным составом в генеральной совокупности, в связи с чем в выборочную совокупность, включившую обследованных шакирдов, вошли юноши и девушки в возрасте от 14 до 30 лет. География проживания респондентов представляется достаточно обширной: преобладает Татарстан (57%), а также области Поволжья и Приуралья, кроме РТ (22,3%). Около 20% респондентов приехали учиться из других регионов России и Ближнего Зарубежья. Детализованная выборочная совокупность, структура которой позволила проконтролировать устойчивость первичной социологической информации практически по всем шкалам (вопросам), включенным в анкету шакирда, обеспечила измерение устойчивых показателей и тенденций и тем самым
1 См.: Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Прикладная социология. Методология и методы : учебное пособие. — М. : Альфа-М; Инфра-М, 2009.
гарантировала достоверные выводы по итогам исследования.
Основная цель исследования — изучение мотивации обучения в медресе, выбора следования духовным принципам ислама, влияния этого выбора на характер религиозной и этнической толерантности шакирдов, взглядов учащейся мусульманской молодежи на межнациональные и межрелигиозные отношения.
Приволжский федеральный округ является регионом тесного взаимодействия тюрко-мусульманской и славяно-христианской культур. Он является одним из самых густонаселенных, в то же время здесь самая низкая доля русских по сравнению с другими округами и здесь же проживает наибольшая часть татар РФ — почти три четверти татар России (73,2%). В совокупности русские и татары — это 82% населения ПФО, составляющие соответственно 69% и 13%. В Татарстане по переписи 2002 г. татары составляют 52,9%, русские — 39,5% населения республики2.
Для того чтобы выяснить отношение учащихся мусульманских учебных заведений к русским (православным) как к доминирующей этноконфессиональ-ной группе в контексте межнациональных и межрелигиозных проблем, была предпринята попытка применения в исследовании шкалы Богардуса (шкалы социальной дистанции). В качестве материала для сравнения использовались данные молодежного проекта, осуществленного в 2001 г. в РТ под руководством Р.Н. Мусиной. Согласно этим данным, более 82% татарской и русской молодежи готовы видеть представителей кон-тактируемого этноса в качестве коллеги, 75—80% — в соседском или дружеском общении, около 75% татар и русских вполне приемлют отношения дружбы с православными и мусульманами3. Наш опрос показал: хотя близких друзей среди православных (русских) готова иметь лишь половина респондентов (48,5%), 74,5% из них готовы работать с христианами в одном коллективе, 86% — общаться с ними
2 Мусина Р.Н. Толерантность/интолерантность этноконфессиональных отношений в полиэтническом регионе // Современные этносоциоло-гические исследования в Республике Татарстан : сборник научных статей / сост. и ред. Р.Н. Мусина, Л.В. Сагитова. — Казань, 2008, с. 172—174.
3 Там же, с. 180.
как с соседями и т.д. Можно констатировать, что уровень толерантности молодых мусульман в целом сопоставим с общим уровнем толерантности в регионе.
Также нами была сделана попытка затронуть правовые аспекты данной проблемы. На вопрос: «Соблюдаются ли, по-вашему, в России права христиан?» — большинство респондентов ответили, что соблюдаются, а на вопрос: «Соблюдаются ли, по-вашему, в России права мусульман?» — самым распространенным стал ответ: «В чем-то соблюдаются, а в чем-то нет».
Тем респондентам, которые выразили сомнение по поводу правового статуса мусульман в РФ, был предложен следующий вопрос: «В чем, по вашему мнению, в России нарушаются права мусульман?» Несмотря на достаточно четкую формулировку, вопрос был понят достаточно широко и стал поводом для размышлений о проблемах российских мусульман в целом. Решение некоторых из них возможно усилиями самого исламского сообщества и не требует вмешательства государства, другие могут быть урегулированы при участии местных, региональных либо центральных органов власти. Наконец, есть проблемы, решение которых в рамках светского государства представляется труднодостижимым.
На первом месте — отсутствие возможности последовательно выполнять предписания ислама (в анкетах — поддержание религии в том виде, в котором она ниспослана). Молодых людей беспокоит армия, т.к. там не созданы условия для мусульман (нет халяльной пищи, нет возможности совершать намаз и т.д.); девушки сетуют на то, что нельзя фотографироваться в платках, что дресс-код на многих предприятиях противоречит хиджабу. На работе мусульмане зачастую не имеют возможности совершать в положенное время намаз, в общественных местах (вокзалы) нет мест для молитвы и пр. На втором месте — недостаточно уважительное, предвзятое отношение к мусульманам, непонимание, чрезмерная подозрительность со стороны общества в целом.
Ю. Хабермас считает, что религиозная толерантность как непредвзятое отношение к людям иной веры в настоящее время расширилась до толерантного отношения к инакомыслящим вообще, в том числе — и неверующим или непрактикующим
верующим1. В связи с этим нас интересовало отношение представителей мусульманской молодежи не только к другим конфессиям, но и к представителям секу-лярной части общества. Доброжелательно и скорее доброжелательно к ним относится примерно половина респондентов, безразлично — 17,5%, скорее отрицательно и отрицательно — 25,5%. Испытывают по отношению к неверующим сочувствие 31% опрошенных, жалость — 30%, равнодушие — 10%, горечь — 14%, опасения и настороженность — 11%. Последнее, возможно, связано с тем, что пятая часть шакирдов, по их утверждению, в течение своей жизни сталкивались с несправедливым отношением по отношению к себе, связанным с их религиозными убеждениями.
В категории «другое» (3%) — широкий спектр характеристик секулярного населения и отношения к ним: адский гнев; не люблю за то, что не поклоняются Аллаху; есть милые люди, но их жаль за то, что они неверные; молюсь за них; от чистого сердца желаю, чтобы они были мусульманами; хочется вывести на правильный путь; им надо помочь познать Творца; я не обращаю на это внимания; не пришло время; мы тоже не с рождения надели платок; верующий человек или нет — я стараюсь на всех смотреть одинаково, Всевышний всех любит одинаково (и нас, и их) (из анкет).
Часть вопросов в анкете обусловлена стремлением исследовать конфликтный национальный и религиозный потенциал молодых мусульман. Как показали результаты исследования, половина респондентов считает, что в любых межнациональных спорах человек должен защищать интересы своей нации (52%), но при этом не согласны с тем, что национальная принадлежность всегда будет разъединять людей (73% опрошенных). На вопрос: «Каковы будут ваши действия, если в том месте, где вы живете, произойдут столкновения на религиозной почве?» 47% респондентов ответили: «Я сделаю все возможное, чтобы уговорить людей прекратить это», а еще 21% вообще не представляют себе подобной ситуации на месте своего проживания.
1 Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социс, 2006, № 1, с. 45—53.