Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (на примере социологического исследования «Уровень этнической толерантности студенческой молодежи» г. Казань в рамках проекта TEMPUS)'

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (на примере социологического исследования «Уровень этнической толерантности студенческой молодежи» г. Казань в рамках проекта TEMPUS) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
819
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
толерантность / этническая толерантность / толерантная культура / студенческая молодежь / формирование ценностных ориентаций / образовательная среда вуза / student's youth / tolerance / ethnic tolerance / tolerant culture / formation of valuable orientations / educational environment of higher education institution

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гутман Е. В., Шибанкова Л. А., Захарова П. И.

Статья посвящена вопросу формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза с акцентом на главном участнике этого процесса – студенчестве. Выделяется процесс формирования толерантности, который опирается на гуманитарную образовательную парадигму с обращением к когнитивной, аффективной и конативной сторонам сознания студента. Приводятся эмпирические данные социологического исследования уровня этнической толерантности студенческой молодежи на примере г. Казань. В статье представлен краткий экскурс по эффективным педагогическим практикам, которые используются в университетских курсах, связанных с проблемой толерантности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гутман Е. В., Шибанкова Л. А., Захарова П. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE FORMATION IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION (on the example of the sociological research «Level of Ethnic Tolerance of Student's Youth» Kazan within the TEMPUS project)

Article is devoted to a question to formation of tolerance in the polycultural educational environment of higher education institution with emphasis on the main participant of this process – students. Tolerance formation process which leans on a humanitarian educational paradigm with the appeal to the cognitive, affective and konativny parties of consciousness of the student is allocated. Empirical data of sociological research of level of ethnic tolerance of student's youth on the example of Kazan are provided. Short digression on effective pedagogical practicians who are used in the university courses connected with a tolerance problem is presented in article.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА (на примере социологического исследования «Уровень этнической толерантности студенческой молодежи» г. Казань в рамках проекта TEMPUS)»

УДК: 37.017.4

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА

(на примере социологического исследования «Уровень этнической

толерантности студенческой молодежи» г. Казань в рамках проекта TEMPUS)

Е.В. Гутман, Л.А. Шибанкова, П.И. Захарова

Аннотация. Статья посвящена вопросу формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза с акцентом на главном участнике этого процесса - студенчестве. Выделяется процесс формирования толерантности, который опирается на гуманитарную образовательную парадигму с обращением к когнитивной, аффективной и конативной сторонам сознания студента. Приводятся эмпирические данные социологического исследования уровня этнической толерантности студенческой молодежи на примере г. Казань. В статье представлен краткий экскурс по эффективным педагогическим практикам, которые используются в университетских курсах, связанных с проблемой толерантности.

Ключевые слова: толерантность, этническая толерантность, толерантная культура, студенческая молодежь, формирование ценностных ориентаций, образовательная среда вуза.

TOLERANCE FORMATION IN THE POLYCULTURAL EDUCATIONAL

ENVIRONMENT OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION

(on the example of the sociological research «Level of Ethnic Tolerance of Student's Youth»

Kazan within the TEMPUS project)

E.V. Gutman, L.A. Shibankova, P.I. Zakharova

Abstract. Article is devoted to a question to formation of tolerance in the polycultural educational environment of higher education institution with emphasis on the main participant of this process - students. Tolerance formation process which leans on a humanitarian educational paradigm with the appeal to the cognitive, affective and konativny parties of consciousness of the student is allocated. Empirical data of sociological research of level of ethnic tolerance of student's youth on the example of Kazan are provided. Short digression on effective pedagogical practicians who are used in the university courses connected with a tolerance problem is presented in article.

Keywords: tolerance, ethnic tolerance, tolerant culture, student's youth, formation of valuable orientations, educational environment of higher education institution.

Глобализация как сложнейший процесс, имеющий социальные, политические, экономические, а также культурные аспекты, актуализировала и создала множество дискурсов, среди которых значимое место занимает проблема культурного многообразия, а также сосуществование разнородных культурных традиций в условиях нового мирового порядка. Поэтому одним из ведущих условий жизни человека становится идея мирного сосуществования в поликультурном обществе при сохранении индивидуальности своей и других членов социума, что находит четкое отражение в «Декларации принципов толерантности» [4].

Особую значимость в процессе обучения в вузе занимает проблема толерантности, которая является важным этапом формирования профессиональной и социальной личности, которая способна не только обладать высоким профессиональным уровнем, но и способна конструктивно взаимодействовать с окружающим миром; личности, «воспринимающей себя в качестве субъекта полилога культур, имеющей активную жизненную позицию, обладающей развитым чувством эмпатии и толерантности, эмоциональной устойчивостью, способной к продуктивной профессиональной деятельности в условиях культурного многообразия общества» [1].

Федеральные университеты сегодня являются своего рода образовательными площадками, где обучаются представители многих культур и верований. Рассмотрим роль образовательной среды вуза в формировании и поддержании толерантного сознания обучающихся. Основываясь на социологических исследованиях зарубежных ученых (Г. Олпорт, П. Бергер, Т. Лукман), отметим прямую связь между образованием и толерантностью: чем выше уровень образования, тем более высокую приверженность ценностям толерантности демонстрирует индивид на различных уровнях социальной активности. Так, в зарубежных вузах широко распространена практика командно-групповой подготовки студентов к лабораторным и практическим занятиям, подготовки к докладам, работы над научной темой, участия в университетских «дискуссионных клубах». Такие занятия формируют на микроуровне сознание студентов в сторону достижения коллективных целей, приверженности демократическим идеям, принятию культурных различий на личностном уровне, что необходимо также и для будущей профессиональной деятельности, поскольку только через толерантность индивиды могут успешно соответствовать требованиям современной корпоративной культуры, а также взаимодействовать на профессиональном уровне в контексте культурно-ценностного плюрализма.

Образовательная среда вуза не только влияет на субъект образовательного процесса, транслируя ценностные приоритеты, но и демонстрирует значимость каждого индивида в системе ценностей вуза. Вовлечение студента в образовательную среду вуза осуществляется через его осознание этой среды, обеспечивает интерактивность и положительный психологический эффект, в условиях которого студенты откликаются на поставленные проблемы, предлагают личностно-значимое решение.

По утверждению В.С. Библера, «исходя из особенностей современных форм мышления и деятельности, должен быть по-

новому понят сам смысл образования. В центре его должен стать образ «человека культуры», способного не только включаться в формы деятельности и мышления, но и переформулировать их основы, сопрягать различные культурные смыслы. Такой подход требует изменения как форм организации учебного процесса и методов преподавания, так и самого содержания образования» [2].

Изучение культурного разнообразия окружающей среды индивида, в том числе и знание своей культуры, способствует пониманию культуры других. Существуют общечеловеческие ценности, некоторый общекультурный базис, опираясь на который, мы можем понять друг друга и найти общие точки взаимопонимания. Вместе существует и культурная вариативность -специфические, присущие определенной культуре ценности, которые не противоречат общекультурным: обычаи, традиции, особенности быта и т.д. Толерантность как ценность, признанная обществом, может не совпадать с ценностями личности, что ставит перед образованием задачу формирования ценностного мира человека, выступающего как регулятор ценностных отношений личности не только с представителями различных социокультурных и этнокультурных групп в поликультурном пространстве, но с миром в настоящем, определяющим характер его будущего. В настоящее время возникает потребность в определении ценностных ориентаций личности, которые позволяют представителю одной культуры вникнуть в сущность другой культуры, оценить ее уникальность и красоту, а также принятие другого таким, какой он есть, со всеми его личностными особенностями. Современное поликультурное образование обладает высоким аксиологическим потенциалом, в его рамках, по мнению Х. Т омаса, «... имеет место, когда определенная личность стремится в общении с людьми другой культуры понять их специфическую систему восприятия, познания, мышления, их систему ценностей и поступков, интегрировать новый опыт в собственную культурную сис-

тему, изменить ее в соответствии с чужой культурой» [7].

Формирование ценностных ориентаций, в нашем случае толерантности, опирается на определенные способы воспитания в рамках гуманистической образовательной парадигмы, которые целенаправленно способствуют интериоризации и интеграции этих ценностей. В общеметодологических рамках реализации технологий и методов воспитания студентов отмечается определенная доминанта, обращенная к аффективной, когнитивной и кона-тивной сторонам сознания студента. Аффективный компонент - обогащение эмоционально-чувственной сферы личности посредством проникновения в другую культуру. Когнитивный компонент - это приобщение к знаниям, владение ими, является выражением силы интеллекта. Ко-нативный компонент - демонстрирует практический поступок, поведенческий акт человека, утверждающего себя в новом качестве. Важно, чтобы процесс формирования ценностных ориентаций отвечал внутренним потребностям молодых людей и не вызывал отторжения, побуждал к профессионально-личностному самосовершенствованию [3]. Ценности не принимаются извне, а созидаются в процессе переживаний, кроме рациональных компонентов включают иррациональную составляющую и соответственно имеют прочную эмоциональную основу. Для педагогики из множества эмоциональных процессов и состояний важны те чувства, которые связывают людей друг с другом.

Формирование ценностного отношения является еще недостаточно изученной проблемой. Осуществляется попытка определения и научного обоснования условий, способствующих формированию ценностного отношения личности, педагогического обеспечения решения названной задачи. Установлено, что основным способом и источником реализации ценностного отношения является деятельность. Сущность процесса формирования ценностного отношения отражает переход всеобще значимой ценности в личностно зна-

чимую. Обогащение ценностных характеристик деятельности способствует формированию ценностных отношений ее субъекта, что в свою очередь обусловливает воспроизводство ценностного характера самой деятельности [5]. В структуре ценностных ориентаций выражены в единстве когнитивный, эмоциональный и ценностный компоненты, которые содержательно отражают аксиологическую триаду: ценностные знание, отношение, поведение (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Интеграция толерантной ценности в образовательную среду вуза предполагает формировать в процессе диалога:

• толерантные знания (познание и понимание позиций другого и позиций своего «Я»);

• толерантные отношения (опора на социально-значимые ценности, позитивное отношение);

• толерантное поведение (разумность поведения, соблюдение норм взаимоотношений с другими).

Вхождение студента в толерантную культуру предполагает:

• ориентацию студентов на ценности толерантности с целью осознания ее значимости для осуществления профессиональной и личностной реализации;

• принятие толерантных ценностей через участие в обсуждении-реагировании, понимание чужой точки зрения;

• закрепление толерантных ценностей в процессе включения студентов в интерактивные форумы.

В рамках программы TEMPUS «Организация обучения в течение всей жизни, ориентированного на поликультурное образование и формирование толерантности в России» было проведено социологическое исследование «Уровень этнической толерантности студенческой молодежи», позволяющее выяснить развитие толерантности и отношение к мультикультурному обществу студентов, обучающихся как на гуманитарных, так и на технических специальностях. Исследование было проведено в г. Казань - многонациональной и многоконфессиональной столице

Республики Татарстан, городе студенчества. В исследовании приняли участие студенты Казанского научно-

исследовательского технического университета, Казанской академии ветеринарной медицины и Академии социального образования, выборка составила 500 респондентов.

Изучив уровень этнической и миграционной толерантности студентов, мы получили нижеследующие результаты. Отношение студентов к многонациональности как характеристике города, региона, страны положительное. Большинство респондентов (47%) и технического и гуманитарного профилей довольны, или скорее довольны, чем недовольны многонациональной средой своего региона. Это в свою очередь говорит о грамотно проводимой национальной политике в регионе, которая способствует мирному проживанию представителей разных народов.

Респонденты и гуманитарного (98%) и технического (86%) профилей имеют среди своих друзей и близких представителей других национальностей. Конкретно к представителям других национальностей они относят: туркменов (78%), выходцев из стран Азии (76% тех., 83% гум.), темнокожих (52% тех., 67% гум.).

Вопрос о дискриминации по этническому признаку, по мнению респондентов, стоит следующим образом. Студенты гуманитарного профиля сталкивались с проявлением недоброжелательного отношения по национальному признаку в личном отношении 24,9% и 75% никогда, не сталкивались студенты технического профиля 86%. С дискриминацией в отношении к другим людям иногда сталкивались 52% студентов технического профиля, 14% ответили, что часто. Недоброжелательное отношение к представителям иных национальностей, проживающим на территории нашего региона однозначно не приемлемо для 52% студентов технического профиля и для 32% гуманитарного. Для 15% студентов гуманитарного профиля недоброжелательное отношение является приемлемым в отношении иных национально-

стей, по сравнению с 4% студентов технического профиля.

По вопросу дискриминации каких-либо этнических групп 77% студентов гуманитарного и 63% технического профилей затрудняются ответить, что говорит о следующем: в регионе действительно спокойная обстановка или же средства массовой информации не полностью информируют о дискриминационных конфликтах, или это говорит о безучастии молодого поколения в социальной жизни региона. Студенты (12% гум. и 9% тех.) назвали этнические группы, подвергающиеся дискриминации: таджики, узбеки, туркмены, кавказцы.

Межнациональная ситуация на территории региона, по мнению большинства респондентов (75% тех. и 60% гум.), в целом стабильная, но могут возникнуть локальные межнациональные конфликты на бытовой почве.

Источниками информации о межнациональных конфликтах являются: лидирующие телевидение и Интернет (85%), газеты, журналы, радио (72%), у студентов гуманитарного профиля преимущественно источниками также являются книги (26%) и друзья, соседи (65%). Университет и родители мало информируют о межнациональных отношениях в регионе (79%). Характер информации о межнациональных отношениях, получаемый из приведенных выше источников, по мнению респондентов, в основном положительная: исходит от вуза (41% тех. и 24% гум.), из книг (32% гум.). Нейтральная информация поступает от родителей, друзей, соседей, телевидения, книг (79% тех.), в основном отрицательная из газет, журналов, сети Интернет.

Этническая солидарность и готовность к этнической мобилизации у студентов разных этнических групп развита: «однозначно да» ответили 55% студентов технического профиля и 79% гуманитарного профиля на вопрос о готовности вступить лично в защиту лиц своей национальности, в случае если их права и интересы будут ущемляться.

Вопрос идентичности представляет большой интерес для современного человека в эпоху глобализации, особо он и актуален и в нашем исследовании. В первую очередь респонденты считают себя гражданами России, далее представителем своей религии, гражданином своего региона, представителем своего народа и в конце жителем своего города. К концепту «россияне» респонденты прежде всего относят любого гражданина России, независимо от национальности (76% тех., 47% гум.), далее идет представитель русского или другого коренного народа России и на последнем месте представитель только русского народа. 92% студентов технического профиля считают, что Россия - это государство граждан независимо от национальной принадлежности, что еще раз подчеркивает толерантное отношение к представителям разных народов проживающих на территории Федерации, что связано с историей и территориальным масштабом страны.

В результате изучения данных исследования установлена необходимость во введении целого ряда специальных курсов во всех университетах, связанных с толерантностью и мультикультурализмом. Обычный курс по проблеме толерантности и мультикультурализма представляет собой сочетание теоретических знаний и практических навыков, которые призваны помочь избежать ошибок, стереотипов, передачи неправильных представлений, их тиражирования, оскорбления достоинства людей, связанных чаще всего с незнанием. Тем самым студенты не только узнают больше о различных культурах или, по крайней мере, ставят перед собой такую задачу в дальнейшем, но и учатся более чуткому отношению к ним, что должно помочь им в будущем стать более критическими потребителями массовых стереотипов и мифов, навязываемых им обществом.

Литература:

1. Агранат Ю.В. Формирование поликультурной личности будущих специалистов социальной сферы при обучении иностранному языку в вузе:

Среди эффективных педагогических практик, которые используются в университетских курсах, связанных с проблемой толерантности, выделяется стратегия коллажа или путаницы, представляющая собой разновидность «канонического контрдискурса» [6]. Она состоит в том, что различные европоцентристские «тексты» в газетных статьях до телевизионных программ, от книг до фильмов - анализируются, деконструируются и в результате переворачиваются студентами и преподавателями. Они как бы извлекаются из привычного контекста, из привычной системы координат, которые делают их естественными, и затем перечитываются или даже переписываются заново с целью акцентирования в них проблем, связанных с муль-тикультурализмом, разнообразием и различием, к которым корпоративная культура остается нередко слепой или подвергает их стереотипизации. Тем самым у студентов формируется активная позиция деканонизации привычных моделей, деавтоматизации самого процесса восприятия и пересоздания событий, мифов, рассказов-клише в соответствии с альтернативными точками зрения. Характерными примерами выступают переосмысление жанра вестерна с точки зрения индейцев, голливудских мюзиклов с точки зрения афроамериканцев, ностальгических фильмов о колониальной Индии с точки зрения индийских антиколониалистов.

Формирование толерантности в поликультурной образовательной среде вуза представляет собой актуальный курс политики государства в процессе воспитания достойного молодого поколения, в то время, когда мир поглощен процессом глобализации.. Необходимо акцентировать внимание молодого поколения на культурных наследиях, которые будут способствовать успешной самоидентификации, уважению и принятию других этносов.

Автореф. ... канд. пед. наук. Хабаровск, 2009. 23 с.

2. Библер В.С. Культура. Диалог культур, опыт определения // Вопросы философии. 1989. № 6. С. 31-42.

3. Брагина А.Д. Развитие поликультурных цен-

ностных ориентаций будущих переводчиков в современном языковом образовании // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С.11-17.

4. Декларация принципов толерантности // Век толерантности. 2001. №1. C. 62-68.

5. Сластенин В.А. Педагогическая аксиология. Красноярск: СибГТУ. 2008. 293 с.

6. Stam R., Shohat E. Contested Histories: Eurocentrism, Multiculturalism, and the Media // Multicul-turalism. A Critical Reader. Ed. By D.T. Goldberg. Oxford&Cambridge, 1995.

7. Thomas H. Interculturelles Lernen im Schule-raustaush. Saarbruckenu. Fort Lauderdale, 1988.

References:

1. Agranat Yu.V. Formirovanie polikul'turnoy lichnosti budushchikh spetsialistov sotsial'noy sfery pri obuchenii inostrannomu yazyku v vuze: Avtoref. ...

kand. ped. nauk. Khabarovsk, 2009. 23 s.

2. Bibler V.S. Kul'tura. Dialog kul'tur, opyt opre-deleniya // Voprosy filosofii. 1989. № 6. S. 31-42.

3. Bragina A.D. Razvitie polikul'turnykh tsennost-nykh orientatsiy budushchikh perevodchikov v sovre-mennom yazykovom obrazovanii // Fundamental'nye issledovaniya. 2011. № 4. S.11-17.

4. Deklaratsiya printsipov tolerantnosti // Vek tole-rantnosti. 2001. №1. C. 62-68.

5. Slastenin V.A. Pedagogicheskaya aksiologiya. Krasnoyarsk: SibGTU. 2008. 293 s.

6. Stam R., Shohat E. Contested Histories: Eurocentrism, Multiculturalism, and the Media // Multicul-turalism. A Critical Reader. Ed. By D.T. Goldberg. Oxford&Cambridge, 1995.

7. Thomas H. Interculturelles Lernen im Schule-raustaush. Saarbruckenu. Fort Lauderdale, 1988

Гутман Е.В. (г. Казань), кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Шибанкова Л.А. (г. Казань), кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Захарова П.И. (г. Казань), научный сотрудник, Институт педагогики и психологии профессионального образования РАО.

Gutman E.V. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, senior researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

Shibankova Ь.А. (Kazan), candidate of pedagogical sciences, associate professor, senior researcher, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

Zakharova P.I. (Kazan), research associate, Institute of pedagogy and psychology of professional education RAE.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.