in modern society. Characteristic features of the formation of tolerance in the education system are identified and described, and the processes of forming tolerance among future educators of a pre-school educational organization are also disclosed. Considerable attention is paid to the preparation of future educators for professional activities in accordance with the moral benchmarks of which are humanity and mercy, aimed at the restoration of social justice and social equality.
Key words: vocational training, educator, formation of tolerance, vocational training of future educators, process, pre-school educational organization.
Л.И. Аббасоеа, доц. каф. дошкольного образования и педагогики, ГБОУ ВО Республики Крым «Крымский инженерно-педагогический университет»,
г. Симферополь, E-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
В данной статье рассматривается проблема формирования толерантности будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки. Изменения, которые происходят в системе образования России, влияют на характер и особенности процесса формирования толерантности будущих воспитателей ДОО, а также определенным образом обусловливают процесс подготовки специалистов к работе в условиях поликультурности современного общества. В статье выделяются и описываются характерные особенности формирования толерантности в системе образования, а также раскрываются процессы формирование толерантности среди будущих воспитателей дошкольной образовательной организации. Значительное внимание уделяется подготовку будущих воспитателей к профессиональной деятельности в соответствие с нравственными ориентирами которыми являются гуманность и милосердие, направленные на восстановление социальной справедливости, социального равенства.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитатель, формирование толерантности, профессиональная подготовка будущих воспитателей, дошкольное образовательная организация.
Вступление человечества на современном этапе в систему социальных, экономических, политических и культурных связей означает глобализацию этих процессов, объединение в единую систему. Несмотря на совершенно разные культурные, социальные, политические предпочтения представителей разных регионов и народов, все чаще встает вопрос о создании единой цивилизации, о необходимости изменения мышления населения земли. Для осуществления гуманизации общества необходимо сформировать такую личность, в которой будет гармонично сочетаться высокая квалификация, сопровождаемая профессиональными компетенциями, социальная ответственность и общечеловеческие ценности. В тоже время, наблюдаемый в последнее время конфликт в социально-экономической сфере общества приводит к разрушению принципов социальной справедливости, к невозможности удовлетворить базовые, первоочередные потребности населения. В результате - рост конфликтных ситуаций, который ведёт к конфронтации, дестабилизации и разрушению общества [1].
Системе образования отводится ведущая роль в процессе воспитания личности, которая должна соответствовать современным требованиям (быть трудолюбивым, честным, отзывчивым, иметь высокий уровень развития способностей). Наряду с вышеперечисленным, будущий воспитатель ДОО должен обладать и сугубо специфическими качествами личности, необходимыми в его профессиональной деятельности, среди которых приоритетная роль отводится толерантности. Потребность в толерантной личности проявляется при ситуации столкновения различных взглядов нате или иные процессы, в оценке добра и зла, понимании понятий свободы, чести, совести, в отношении к традициям и обычаям других людей [3]. Научить быть толерантным, уметь быть терпимым, принимать людей такими, какие они есть, уважать право на свободу взглядов и действий окружающих - такова гуманистическая роль воспитателя ДОО.
Именно поэтому процесс формирования толерантности у будущих воспитателей в процессе профессиональной подготовки актуален в современном обществе и заключается в разрешении противоречия между, с одной стороны, воспитанием на принципах традиционной культуры, а с другой - способностью толерантного восприятия ценностей других культур.
Исследователи проблемы формирования толерантности в системе образования Б.С. Гершунский [2] и А.В. Коржуев [3] выделяют несколько особенностей данного педагогического феномена, прежде всего, таких как: содержание образования (содержание разных культур и особенностей социальных групп, история культур, их взаимоотношения); педагогика сотрудничества (организация деятельности на основе сотрудничества, что помогает развивать терпимое отношение к представителям разных культур); преодоление предубеждений (работа со стереотипами и установками на негативное отношение к представителям других культур); изменения коммуникативных установок (формирование положительных взаимоотношений); гармонизация влияния социальной среды и образовательной установки (обеспечение возможности получения равного опыта, равного статуса всем, кто учится, независимо от национальности, вероисповедания, социального статуса).
Формирование толерантности будущих воспитателей ДОО в процессе профессиональной подготовки - серьезный интеллектуальный и эмоциональный труд, направленный на изменение сознания обучаемого, его стереотипов. Педагог включенный в процесс формирования толерантности у обучающихся, должен показывать примеры осмысленного практического применения принципов культуры толерантности, при этом обеспечивая качественное управление этим процессом. Необходимым условием формирования толерантности является включение будущих воспитателей в профессиональную деятельность, во время которой они не только будут передавать полученные знания, формы поведения, но и приобретать практический опыт. В тоже время следует отметить, что при
формировании толерантности у будущих воспитателей присутствует ряд факторов, препятствующих этому процессу, а именно:
- националистические идеи, оказывающие влияние на молодежь и подростков;
- нежелание принимать личность с учетом ее особенностей;
- дифференциация по религиозным убеждениям, национальной принадлежности, социальному положению;
- влияние средств массовой информации, различного рода общественных, религиозных организаций на появление стереотипов, предрассудков, взглядов.
Вышеизложенное позволяет выстраивать траекторию государственной образовательной политики, направленную на создание единого социокультурного пространства страны, преодоление напряженности, социальных конфликтов, ограничение социального неравенства.
Исходя из этого, содержание процесса формирования толерантности строится вокруг четырех ориентиров: социокультурная идентификация личности, усвоение системы понятий и представлений о толерантной среде, воспитание положительного отношения к диверсифицированному культурному окружению, развитие навыков межнационального общения.
Надо также обратить внимание на то, что одним из основных противоречий в процессе профессионализации современного воспитателя дошкольной образовательной организации, становятся противоречия между универсальным общечеловеческим характером современного образования и национальным характером жизни личности.
Кроме того, необходимо отметить, что во время процесса формирования толерантности среди будущих воспитателей, специалисты отмечают, значительную «тормозящую» роль этнофобий, которые сформировались в результате негативной оценки своей этнической группы. Формирование позитивной оценки своей этнической группы является одной из основных и важных составляющих комплекса мероприятий, направленных на формирование необходимых качеств будущих воспитателей ДОО. Особенностью российской системы высшего образования является опора преимущественно на общемировые образцы культуры. Ее задача - воспитывать личность на уровне достижений мировой культуры (приобщить, научить пользоваться). Задачей педагогики является создать такую систему воспитания, которая бы обеспечивала функционирование механизмов развития культуры личности, формирование положительного образа человека [4].
На процесс формирования толерантности влияет также и студенческая среда. Поэтому особенностью формирования толерантности является существенная государственная поддержка в виде национальной образовательной политики. Именно в условиях государственной образовательной политики становится возможным формирование общей системы ценностей и установок, обеспечивающих единство многонационального современного общества [4; 5].
Важную роль в корректировке особенностей процесса формирования толерантности среди будущих воспитателей ДОО, играют следующие социальные, демографические и этнические процессы:
- существенное увеличение доли мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья, особенно обучающихся-иностранцев;
- изменения социальной структуры современного общества, соотношение различных этнических и возрастных групп, продолжающееся социальное расслоение населения;
- рост этноцентричных настроений в студенческой среде, выражающихся в реальном функционировании многочисленных национальных студенческих обществ, в выдвижении требований от различных национальных групп, предъявления взаимных претензий представителями этнических групп.
В свою очередь, современные образовательные организации высшего образования подвергаются значительным социальным трансформациям, влияющим на особенности подготовки будущих воспитателей ДОО в целом, и процесса формирования у них толерантности, в частности:
- усиление национального компонента в содержании социально-педагогического воспитания, поддержка национальных традиций среди этноса, изучение национальной истории, культивирование национальных идеалов;
- увеличение религиозного влияния на процесс воспитания в образовательной организации высшего образования через различные формы религиозного просвещения, СМИ, содержание образования в средней и общеобразовательной школах, образовательных организациях высшего образования, различные формы дополнительного образования;
- государственная программа развития идей национального воспитания (детей, молодежи, семьи), которая в свою очередь, и это закономерно, коснулась и университетское образование;
- реализация специальных программ в области гражданского, патриотического, интернационального воспитания, которые создают открытое гражданское общество;
Библиографический список
- взаимовлияние этнокультурных, национальных, государственных, глобальных аспектов воспитания.
Теоретический анализ проблемы формирования толерантности будущих воспитателей ДОО в процессе профессиональной подготовки позволил нам выделить следующие ее особенности: ценность личности и культуры, личностно-о-риентированный подход, терпимость в отношениях между субъектами процесса образования, гармоничное сочетание общечеловеческих ценностей с национальными и региональными.
Резюмируя вышеизложенное, подведем итог Рассматривая подготовку будущих воспитателей к профессиональной деятельности призвана формировать у них определенные, специфические качества личности в соответствии с нравственными ориентирами. Специфической особенностью деятельности воспитателя является содействие полноценному включению личности в социальную жизнь, нормализации ее жизнедеятельности. Основой профессиональной деятельности будущего воспитателя являются гуманность и милосердие, направленные на восстановление социальной справедливости, социального равенства, привить которые невозможно без формирования толерантности.
1. Бондырева С.К. Толерантность (введение е проблему). Москва, 2003.
2. Гершунский Б.С. Образовательно-педагогическая прогностика. Теория, методология, практика. Москва, 2003.
3. Коржуев А.В. и др. Толерантность в контексте педагогической культуры преподавателя вуза. Педагогика. 2003; 5: 44 - 49.
4. Гуров В.Н. Формирование толерантной личности е полиэтнической образовательной среде: учебное пособие. Москва, 2004.
5. Жуковский И.В. Этнокультурное образование в многонациональном регионе. Педагогика. 2001; 9: 37 - 40.
References
1. Bondyreva S.K. Tolerantnost' (vvedenie v problemu). Moskva, 2003.
2. Gershunskij B.S. Obrazovatel'no-pedagogicheskaya prognostika. Teoriya, metodologiya, praktika. Moskva, 2003.
3. Korzhuev A.V. i dr. Tolerantnost' v kontekste pedagogicheskoj kul'tury prepodavatelya vuza. Pedagogika. 2003; 5: 44 - 49.
4. Gurov V.N. Formirovanie tolerantnojlichnosti vpoli'etnicheskojobrazovatel'nojsrede: uchebnoe posobie. Moskva, 2004.
5. Zhukovskij I.V. 'Etnokul'turnoe obrazovanie v mnogonacional'nom regione. Pedagogika. 2001; 9: 37 - 40.
Статья поступила в редакцию 29.01.19
УДК 378
Zapisnykh O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
CHARACTERISTICS OF FORMATION OF FOREIGN LANGUAGE DISCURSIVE COMPETENCE OF STUDENTS AT LINGUISTIC UNIVERSITY. The article discusses characteristics of how foreign language discursive competence of students at a linguistic university forms and develops. The author pays considerable attention to the study of the basics and structure of discursive competence. The main peculiarity of the content of this competence is the selection of discourses that makes up the professional-oriented communication of future specialists. The article provides an analysis of the views of linguists on the essential characteristics of such a phenomenon as discourse. The author determines the basic principles of the formation of foreign language discursive competence of students at linguistic university and reveals their content, names the main stages of the formation of this competence and presents the content of each stage and concludes that the quality of foreign language communicative competence of students as a whole will increase provided that the characteristics of the formation of foreign language discursive competence of students are taken into account.
Key words: discursive competence, communicative competence, learning principles, learning technologies, learning content, knowledge, skills, abilities.
О.В. Записных, канд. пед. наук, зав. каф., Алтайский государственный педагогический университет, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ДИСКУРСИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ВУЗА
В данной статье рассматриваются особенности формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов языкового вуза. Значительное внимание автор уделяет исследованию сущности и структуры дискурсивной компетенции. Главной особенностью содержания данной компетенции является отбор дискурсов, составляющих профессионально-ориентированное общение будущих специалистов. В статье приведён анализ взглядов ученых-лингвистов на сущностные характеристики такого явления как дискурс. Автор определяет базовые принципы формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов языкового вуза и раскрывает их содержание, называет основные этапы формирования данной компетенции и определяет содержание каждого и приходит к выводу, что при условии учета особенностей формирования иноязычной дискурсивной компетенции студентов повысится качество иноязычной коммуникативной компетенции студентов в целом.
Ключевые слова: дискурсивная компетенция, коммуникативная компетенция, принципы обучения, технологии обучения, содержание обучения, знания, навыки, умения.
На современном этапе языкового образования одним из главных требований к подготовке будущего специалиста является знание преподаваемого предмета в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, а также его истории и места в мировой культуре и науке. Главной задачей в обучении иностранному языку является формирование иноязычной коммуникативной компетенции, т. е. умения осуществлять общение в устной и письменной форме с представителями иных культур. Относительно процесса формирования данной компетенции в языковом вузе, речь идет об умениях профессионального общения в рамках тем, ограниченных спецификой будущей профессии. В этой связи возрастают требования к уровню языковой подготовки студентов лингвистических вузов. Поэтому
важное значение сегодня приобретают вопросы, касающиеся повышения качества иноязычной дискурсивной компетенции студентов. В процессе подготовки будущих учителей иностранного языка данная проблема представляется важной и требующей скорейшего решения. Современные специалисты имеют широкие возможности письменного и устного общения. Это может быть деловая переписка с коллегами, написание резюме или запроса по поводу повышения квалификации или смены места работы. В устной форме мы часто беседуем, дискутируем по определенным вопросам на конференциях, встречах, делаем сообщения по профессиональной тематике. Важно при этом знать и учитывать все нормы иноязычной коммуникации, с тем чтобы достигнуть своего речевого намерения и избежать коммуникативных неудач.