УДК 93(571.61/62)
ФОРМИРОВАНИЕ территориальной структуры хозяйства НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОГО ЮГА ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА
Е.С. Харчевникова
Институт комплексного анализа региональных проблем ДВО РАН, г. Биробиджан
В данной статье рассматривается более подробно процесс хозяйственного освоения Приамурья на этапе с 1850-х гг. XIX в. — 1917 г. Он был разбит на три стадии, которые отражают специфику формирования территориальной структуры региона: 1. узловая (1850 — начало 60-х гг. XIX в.); 2. ареально-ядерная (60-х гг. XIX в. — середина 90-х гг. XIX в.); 3. линейноядерная (середина 90-х гг. XIX в. — начало XX в.).
В основе их выделения лежит процесс образования основных структурных элементов, относящихся к различным топологическим классам.
Открытие и присоединение к России дальневосточных территорий явилось завершающим этапом продвижения русских землепроходцев на восток.
В течение всего XVII в. (а особенно второй его половины) шел довольно интенсивный процесс освоения русскими людьми Дальнего Востока. Первыми вошли в состав русского государства северные территории: Камчатка, Чукотка. В их освоении исключительно важную роль сыграли экспедиции таких первооткрывателей, как Иван Москвитин, Владимир Атласов, Семён Шелковский, Семён Дежнёв. В результате этих походов за очень короткий период времени редко населённая кочевыми и полукочевыми племенами территория северной части Дальнего Востока оказались в составе России.
Первые попытки освоить территорию Приамурья были предприняты в первой половине XIX в., особо следует отметить походы Василия Пояркова, Ерофея Хабарова.
Вторая, уже более успешная попытка была предпринята во второй половине XIX в. До прихода русских эта территория представляла собой слабо заселённый край, численность населения которого не превышала 15-20 тыс. чел. В основном это были племена тунгусов и нивхов, главными видами хозяйственной деятельности которых являлось рыболовство, охота, земледелие [2].
Главная причина, побудившая царское правительство на освоение территории, лежащей к востоку от европейской части государства, заключалась, прежде всего, в реализации новой экономической политики, суть которой сводилась к освоению плодородных земель Приамурья с целью обеспечения северных территорий сельскохозяйственной продукцией. Имелись и военно-политические мотивы: обеспечение безопасности границ, строительство портов в незамерзающих морях Тихого океана, усиление военного присутствия в регионе.
Процесс хозяйственного освоения Приамурья на этапе с 1850-х гг. XIX в. - 1917 г. XX в. можно разбить на три стадии, которые отражают специфику формирования территориальной структуры региона.
1. Узловая (1850 - начало 60-х гг. XIX в.);
2. Ареально-ядерная (60-х гг. XIX в. - середина 90-х гг. XIX в.);
3. Линейно-ядерная (середина 90-х гг. XIX в - начало XX в.).
В основе выделения данных стадий лежит процесс строительства (образования) основных структурных элементов, относящихся к различным топологическим классам: города, рабочие поселки, сельскохозяйственные населённые пункты, сухопутные, речные и морские пути сообщения и др.
1. Узловые элементы (УЗ) представляют собой компактные образования, относительно небольшие по площади, но принимающие на себя ряд структурообразующих и структуроорганизующих функций. В зависимости от уровня развития выделяются следующие разновидности: протоузел, первичный узел, узел, субядро, ядро, мега ядро. Примером узловых элементов могут служить рабочие посёлки, деревни, города, наделенные, как правило, определёнными управленческими функциями. Существование подобных образований предполагает наличие им противостоящего и их дополняющего остального пространства, которое обычно именуется периферией и относится к следующему типу структурных элементов.
2. Ареальные элементы (АЭ) представляют собой относительно-крупные площадные образования, без ярко выраженного ядра, главная роль которых заключается в формировании пространственной опоры для узловых и линейных элементов территориальной структуры. Они подразделяются на следующие разновидности: очаговое ареальное пространство, сегментное ареальное пространство, сплошное ареальное пространство. В отличие от предыдущего типа АЭ не обладают высокой плотностью географических явлений, чем, собственно, и объясняется снижение интенсивности внутрисистемных контактов. В известном смысле, ареальные элементы служат пространственным резервом развития каркасной конструкции.
3. Линейные элементы (ЛЭ) представляют собой географические объекты, функции которых сводятся к перемещению материальных, людских и информационных потоков от узла к узлу с помощью соответствующих транспортных средств. Можно выделить следующие разновидности ЛЭ: вектор проникновения, первичная ось,
собственно-структурная ось (может быть затухающей и магистральной осью). Примером могут служить различные виды дорог, магистрали. Обычно их функции ограничены обеспечением взаимодействия между узловыми и ареальными элементами. Однако значение ЛЭ гораздо шире, чем осуществление стандартных транспортировок вещества, энергии и информации. С их помощью оформляется пространственное единство территории, которая приобретает определенную черту системы - управляемость [7].
Отличительной чертой первой стадии колонизации стало формирование узлов. Отдалённость Приамурья от экономически развитых районов центральной России создавало проблему в снабжении восточных окраин продовольствием. Поэтому правительство сразу же оказалось перед необходимостью насытить дальневосточный край людьми, способными, с одной стороны, обеспечить неприкосновенность государственных границ и, с другой - образовать на данной территории основные виды сельскохозяйственного производства. Лучше всего для этой роли подходили казаки. Таким образом, начальный этап освоения территории юга российского Дальнего Востока, по сути, является военно-административной колонизацией, которая началась с освоения устьевой части Амура и осуществлялась гораздо раньше формального присоединения к России Приамурья. Здесь были образованы следующие первичные узлы: военные посты -Николаевский, Мариинский, Александровский в зал. де-Кастри, Константиновский в Императорской Гавани, а также Софийск, Хабаровск, Благовещенск; сельские поселения - Иркутское, Богородское, Михайловское, Сергеевское, расположенные между Мариинском и Николаевском, Воронежское, Петропавловское, Малышев-ское, Вятское, Малмыжское, Курун. Троицкое, Орловское, Оханское, Пермское, Тамбовское и Жеребцовское между Софийском и Хабаровском; казачьи станицы -Сучи. Корсакова, Казакевича, Невельского, Дьяченко, Покровское, Амазар, Игнатинская, Албазино, Бетоновс-кий, Толбузинская, Ольгинская, Кузнецкая, Ермаковская, Черняева, Ушаковская, Кумарская, Ново-Кумарская, Кор-саковская, Петропавловская, Бибиковская, Екатеринская,
Таблица 1
Численная характеристика станичных округов
Станичные округа Кол-во сёл Кол-во дворої Кол-во душ
Игнатинский 6 165 1110
Албазинский 5 204 1159
Черняевский 8 134 814
Кумарский 10 330 2397
Екатеринский 4 314 2100
Покровский 7 401 3264
Иннокентьевский 10 231 1987
Раддевский 6 139 1011
Екатерино- Никольский 9 532 2835
Михайло- 15 597 4828
Семёновский
Итого: 80 3041 21505
‘Таблица составлена по материалам Географического статистического словаря Амурской и Приморской областей 1894 г.
Игнатьевская, Куприяновская, Никольская, Иннокенть-евская, Михайловская, Пашково, Раддевская, Екатерино-Никольская, Пузино, Михайло-Семёновская [3].
По данным А.И. Алексеева, из Забайкалья было переселено 3095 семейств, в количестве 13889 чел. (7140 муж. пола и 6749 жен. пола), из отдельного корпуса внутренней стражи - 2514 человек (2233 муж. пола и 281 жен. пола). Из 9373 переселенных мужчин 5640 составили основное ядро Амурского казачьего войска. Казачеству, как военной организации, вменялась в обязанность защита восточной границы России. Кроме того, обязательным условием водворения казачьих поселений было «в первое лето обстроиться, запастись сеном и даже распахать пашню» [1].
Таким образом, к концу 1860 г. на территории российского Дальнего Востока было образовано 10 казачьих округов. Их функции сводились к обеспечению безопасности границ и несению военной службы.
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что на территории юга российского Дальнего Востока принудительно было переселено свыше 21 тыс. казаков. Ими были образованы первичные узлы от границ Забайкалья до морского побережья Тихого океана.
Таким образом, возникшие на первой стадии колонизации узловые элементы территориальной структуры были ориентированы, прежде всего, на формирование линии государственной границы.
Вторая стадия колонизации юга российского Дальнего Востока имела ареально-ядерное направление развития. Особенность его заключалась в том, что источником к заселению ареального пространства служили возникшие изначально первичные формы, расположенные вдоль южной границы. Они являлись отправными точками освоения, которое было направленно вглубь территории, где формировались узлы сельскохозяйственной специализации, а также рабочие посёлки в местах добычи полезных ископаемых и заготовки древесины.
Так была образована вторая линия узловых элементов каркасной конструкции. Между первой и второй линией наблюдаются значительные площади ареального пространства, в пределах которых велась сельскохозяйственная и горная добыча.
Особая роль в данной стадии отводилась крестьянской колонизации, которая проходила параллельно казачьей. Главная причина, побудившая крестьян к переселению из Европейской части России на Дальний Восток, заключалась в их обезземеливании и разорении. Первые крестьяне поселились в Амурской области в 1859 г. в количестве 110 чел. Год спустя на берегах Амура поселилось ещё 251 семейство. Ещё через год число крестьян увеличилось до 2223 чел. Однако соотношение переселенцев казаков и крестьян ещё некоторое время оставалось более предпочтительным для казаков [1].
Важным переломным моментом в заселении Приамурья стала проведённая в России крестьянская реформа 1861 г., практические результаты которой несколько увеличили поток переселенцев. Если в дореформный период основное значение имела казачья колонизация, то в послереформный период - крестьянская.
Таблица 2
Динамика численности населения территории Российского Дальнего Востока
Годы Число переселенцев Общее число жителеи Годы Число переселенцев Общее число жителеи
казаков крестьян казаков крестьян
1857 1850 - 2950 1874 - 29 26396
1858 2350 - 7495 1975 - 15 26239
1859 1649 110 8572 1876 - 85 27100
1860 1884 524 11629 1877 - 350 27960
1861 1291 249 13629 1878 - 46 34859
1862 743 76 15107 1879 - 52 37052
1863 - 1258 16721 1880 - 136 38483
1864 - 1224 18199 1881 - 173 40533
1865 - 138 19477 1882 - - 42816
1866 - 914 21336 1883 - 1179 43965
1867 - 103 22615 1884 - 2341 47226
1868 - 508 2327 1885 - 151 48140
1869 - 70 23517 1886 - 321 59264
1870 - 80 24415 1887 898 62526
1871 - 149 24328 1888 1593 65401
1872 - 93 24847 1889 3062 70789
1873 - 72 25204
*Таблица составлена по материалам Географического-статистического словаря Амурской и Приморской областей 1894 г.
Из данных таблицы видно, что крестьян переселилось на территорию юга российского Дальнего Востока с 1859 по 1889 гг. в количестве 70789 чел. Благодаря значительному приливу колонистов в последнее десятилетие, а также ежегодному приросту от преобладания рождаемости над смертностью, население Амурской области увеличилось в значительной степени, и колонизация её шла довольно успешно. К 1 января 1890 г. здесь уже числилось 163 населённых пункта [3]: г. Благовещенск по количеству выполняемых им функций приравнивался к ядру [7]. Именно здесь начался формироваться центр промышленного производства. Таким образом, во второй стадии на территории Приамурья было образованно 60 казачьих станиц и 102 крестьянских поселения с населением в 70789 душ обоего пола (42682 муж. и 28107 жен. пола). Кроме этого, в пределах территории Приамурья проживало 3000 душ бродячих инородцев и 14000 осёдлого китайского населения, оставшегося в России на основании Айгунского договора [3].
Иная картина наблюдалась на территории Приморской области: удельный вес численности крестьянского населения в 60-х гг. XIX в. был меньшим. Такое положение объясняется, прежде всего, тем, что до 1883 г. крестьянское переселение осуществлялось в основном сухопутным путём, поэтому основная масса переселенцев оседала преимущественно на плодородной Зейско-Бу-реинской равнине, которая к этому времени стала «главной житницей всего Дальневосточного края» [4].
По существу, заселение Приморья осуществлялось за счёт переселенцев из Амурской области, они основали такие первичные узлы, как: Никольское при реке Ра-ковке, Астрахановку на берегу озера Ханка и Романов-ку по реке Уссури [3]. Но уже к 1883 г. XIX в. из Европейской части России переселенцев доставляли морем. Поэтому они в основной своей массе оседали именно в Приморской области. Здесь ими были образованы следующие первичные узлы: Турий Рог (Воронежское) на западном берегу оз. Ханки, Новинка в окрестностях зал. св. Ольги, Арзамасовка и Пермское в долине р. Авваку-
мовки, Александровское в долине Сучана, Шкотово близ устья Цемухэ и Владимировка на Сучане, Троицкое на берегу оз. Ханки, Тарубарское в Тихой гавани [3]. Дальнейшее формирование территориальных структур ознаменовалось возникновением на территории Приморья ядра - города-порта Владивостока.
Таким образом, ко второй половине 1890 г. в освоении территории юга российского Дальнего Востока Приморская область значительно продвинулась вперёд. К этому времени создано было 4 города, из них Хабаровск, Николаевск по выполняемым функциям приравнивались к субъядру [7]. На территории Приморья было образовано 37 казачьих станиц, 106 крестьянских селений, 200 поородческих деревень. Они представляли собой первичные узлы с количеством жителей 107451 обоего пола, в число которых входили войска -18364, горожане-19480, казаки - 6188, крестьяне - 21144 [3].
Анализ таблицы показывает, что основная масса крестьян оседала в Приморской области, главным образом около озера Ханки, в верховьях Уссури, формируя при
Таблица 3
Количество переселенцев Приморской области
Годы Число переселенц. -крестьян Годы Число переселенц. -крестьян
1855 481 1868 133
1857 100 1869 817
1858 18 1883 1927
1859 300 1884 2042
1860 1806 1885 2742
1862 38 1886 2799
1863 9 1887 1122
1864 33 1888 445
1865 9 1889 2238
1866 424 1890 1092
1867 238
‘Таблица составлена по материалам Географического статистического словаря Амурской и Приморской областей 1894 г.
этом в 80-99 гг. XIX в. второй по величине на российском Дальнем Востоке район земледелия.
Вторая стадия формирования территориальных структур происходила в основном за счет освоения месторождений полезных ископаемых - золота, угля. В местах разработок возникали небольшие населенные пункты (часто временные) - протоузлы: Васильевский прииск, Те-тюхинское полиметаллическое месторождение и др.
Причем, вторая стадия не отменяет собой предыдущую, а наслаивается, используя её как основу для своего дальнейшего развития. В этой связи происходит делегирование функций и наблюдается процесс преобразования узловых элементов в вышестоящие таксоны (узлы, субъядра, ядра).
На территории Приамурья освоенчнским импульсом служила первичная линия узловых элементов, расположенная вдоль южной границы. Однако в Приморье эту функцию выполняет Приханкайская низменность, и направление развития каркасной конструкции шло с побережья.
Третья стадия хозяйственного освоения территории Дальневосточного края связана непосредственно с интенсификацией строительства линейных элементов, которая заключалась в постройке сети железных дорог. Первой из них была Уссурийская магистраль. Она строилась в два этапа. Отдельно возводили Южно-Уссурийс-кий участок от Владивостока до станции Муравьёв-Амурский. Он был построен в 1891-1894 гг. Сооружение Се-веро-Уссурийского участка от станции Муравьёв-Амурский до Хабаровска завершилось в 1897 г. Первоначально она играла лишь местное значение в освоении Приморья, что выражалось в заселении юга Хабаровского округа и верховья Уссури. Функционирование железных дорог было сопряжено с возникновением на всем их протяжении узлов - станций: Муравьёв-Амурская. Вяземс-кое, Бикин и др. [5].
Россия укрепляла создавшуюся на её Дальневосточной окраине структурную конструкцию за счет зарубежного строительства. Правительством рассматривалось два варианта прокладки железнодорожного полотна на Восток. Первое по русской территории от Сретенска до Хабаровска параллельно Амуру (Амурская железная дорога) и второе по иностранной, кратчайшим путём на соединение Забайкалья с Приморьем. Российское правительство склонилось к последнему варианту. Дело в том, что конфигурация юго-восточной границы Российского государства имела форму внутреннего прогиба, что значительно увеличивало дистанцию между крайними восточными русскими районами и районами Сибири. Территория, вклинившаяся между двумя российскими районами, - Манчжурия. Для изменения негативного территориального положения России необходимо было закрепиться в Манчжурии, тем самым, срезав территориальный выступ, обеспечить себе более надежную связь с Приморьем. В 1896 г. началось строительство Китайской восточной железной дороги (КВЖД), которая по завершению работ связала напрямую Читу и Владивосток, сократив путь на 1400 км.
За время строительства КВЖД на всём её протяжении возникали узловые элементы территориальной структуры, которые по количеству выполняемых ими функций приравниваются нами к узлам: станция Маньчжурия, станция Пограничная, станция Гродеково и субъядро город Харбин.
Первые годы XX в. ознаменовались усилением противоречий между Российской империей и Японией. Островное государство не устраивало быстрое усиление русского влияния на территории Приамурья вообще и в Северной Манчжурии в частности. В 1905 г. произошла русско-японская война, которая закончилась для России поражением. Влияние России в Северной Манчжурии было подорвано.
В 1904-1905 гг. движение переселенцев в связи с началом Русско-японской войны почти прекратилось, и механический прирост его происходил в основном за счёт оседавших на российском Дальнем Востоке запасных чинов.
С начала XX в. картина изменилась. Приамурский край заселялся уже на основании общих для всех районов правил «О переселении на казённые земли». В условиях новой политики 1906-1917 гг., в период проведения столыпинской реформы, темпы переселения из Европейкой России на Дальний Восток значительно возрасли.
При ухудшении внешнеполитического положения России на данной территории и в связи с возросшей уязвимостью КВЖД русское правительство приступает к строительству «Амурской железной дороги». Её сооружение началось с 1909 г. и закончилось в 1916 г. Оно проходило в 3 этапа: это Западно-Амурский, Средне-Амурский и Восточный участок магистрали. От станции Бочкарёво (ныне Белогорск) шла отдельно ветка к Благовещенску [6]. На всем протяжении Амурской железной дороги возникают населённые пункты - узлы: станции - Бочкарево, Урюм, Керак, Бурея, Ерофей Павлович, Свободный и др.
В целом, главной особенностью третьего этапа колонизации российского Дальнего Востока (середина 90-х гг. XIX в. - начало XX в.) явилось строительство и ввод в эксплуатацию линейных элементов территориальной структуры (Уссурийская железная дорога, КВЖД и Амурский участок Транссиба). Они внесли значительные изменения в формирование территориальной структуры хозяйства. Если до строительства железных дорог населённые пункты, в основном, были привязаны к рекам (Амур, Зея, Селемджа, Бурея, Уссури), то со строительством железнодорожных линий новые узловые элементы (уже промышленной специализации) размещались вдоль магистралей. Таким образом, третий этап освоения приобрел специфические черты линейно-ядерной колонизации. Её суть заключалась в том, что сооружение линейных элементов территориальной структуры сопровождалось возникновением на них узловых форм различных рангов.
В то же время процесс развития образованных ранее элементов территориальной структуры хозяйства сопровождался увеличением количества выполняемых ими
функций и приводил к преобразованию одних видов элементов в другие.
Данный этап заселения юга российского Дальнего Востока имеет чёткую структурность. Она проявляется в наличии трёх стадий - узловой, ариально-ядерной и линейно-ядерной, которые, распространяясь по данной территории, формируют отличительные друг от друга топологические единицы, причём каждый тип имеет четкую локализацию во времени и не отменяет собой предыдущую.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Алексеев П.А., Морозов Б.Н. Освоение русского Дальнего Востока (конецXIX в. - 1917 г.). М.: Наука, 1989. 224 с.
2. Гладышев А.Н., Николаев Н.И., Снегур Н.М., Шаталин Б.Ф. Экономическая география Дальнего Востока: проблемы, перспективы. Хабаровск: ХКИ, 1971. 405 с.
3. Географическо-статистический словарь Амурской и Приморской областей / Под ред. А. Кириллова. Бла-
говещенск: Д.О. Мокиц и Ко. Зейская - 148, 1894. 542 с.
4. Кабузан В.М. Как заселялся Дальний Восток (вторая половина XVII - начало XX века). Хабаровск: ХКИ, 1976. 200 с.
5. Ковальчук М. А. История транспорта Дальневосточной России (вторая половина XIX в. - июнь 1941 г.). Кн. 1. Технические и социально-правовые аспекты развития транспорта региона. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1997. 167 с.
6. Ковальчук М. А. История транспорта Дальневосточной России (вторая половина XIX в. - июнь 1941 г.) Кн. 2. Исторические аспекты транспортного освоения региона. Хабаровск: Приамурское географическое общество, 1997. 155 с.
7. Харчевникова Е.С. К вопросу выделения узловых элементов территориальной структуры / Территориальные исследования Дальнего Востока: Мат-лы III региональной школы-семинара молодых ученых, аспирантов и студентов. Биробиджан: ИКАРП ДВО РАН - ДВГСГА, 2005. С. 15-17.
In this article the process of Priamurian region economic development for the period from the 50th of XIX century to 1917 is considered in detail. It has been divided into three stages, that reflect the formation specificity of region’s territorial structure: 1. Central (the 1850 — beginning of 60th, XIX c.); 2. Area-nuclear (60th, XIX c. — the middle of 90th XIX c.); 3. Linear-nuclear (the middle of 90th XIX c. — the beginning of the XX c.).
In the basis of their allocation there is the process of the main structural elements formation, referring to various topological classes.