УДК 371.3 Русинова И.А.
Формирование текстовой компетентности в проектной деятельности младших школьников
В статье представлен опыт работы педагога по формированию текстовой компетентности у младших школьников через участие в проектной деятельности. В процессе работы над проектом учащиеся начальных классов получают возможность научиться извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию.
Ключевые слова: текстовая компетентность, текстовая деятельность, проект, метод проектов.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» трактует целенаправленный процесс образования как единство воспитания и обучения, отдавая приоритет воспитательному процессу. Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону как процесса обучения, так и процесса воспитания. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребуются такие методы, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении и в воспитании;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки (исследовательские, рефлексивные, самооценочные);
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью;
- формировали бы не просто умения, а компетентности, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности.
Центральное место в перечне образовательных компетентностей в современном
учебном процессе отводится текстовой компетентности.
Текстовая компетентность предполагает:
- знание языковых ресурсов, умение их отбирать и организовывать в процессе текстовой деятельности;
- умение проявить свой взгляд на мир, свою творческую индивидуальность в выборе жизненного материала и его отражение в слове, осознание индивидуального авторского стиля;
- знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразова-нии и понимать содержание прочитанного на основе интерпретационной деятельности;
- знание о ситуациях, условиях общения и умение учитывать их при текстообразова-нии и восприятии текста [10, с. 56].
Текстовая компетентность это знания и умения, нацеленные на первичную и вторичную текстовую деятельность: 1) знание действительности, умение отражать ее в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности; 2) умение проявлять свой взгляд на мир [8, с. 298].
Умение работать с текстом (важнейшим компонентом информационной основы общения и формой трансляции культуры) и создавать собственные тексты (устные и письменные) требуется от учащихся на-
Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)
чальной школы на каждом этапе обучения. Среди инновационных педагогических технологий в формировании текстовой компетентности учащихся особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие их критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проект (по Е.С. Полат) - совокупность действий, направленных на достижение определенной цели в течение ограниченного времени с затратой ограниченных ресурсов [ 4, с. 38].
С помощью метода проектов (одна из личностно ориентированных технологий, направленная на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, презентационные, исследовательские, поисковые подходы) можно формировать основы текстовой компетенции, которые заключаются в умении: -работать с информацией; -находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;
-применять полученную информацию для решения поставленных задач;
Теория и практика организации проектной деятельности школьников в общеобразовательной школе представлены в работах Е.С. Полат, А.Н. Худина, С.Н. Белова, Т.В. Куклина, В.М. Назаренко, И.В. Груздевой.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет не только формировать и развивать текстовую компетентность, но и работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
В подходе к работе над проектами в качестве обязательного этапа проводится сбор информации по одному из направлений общей темы в соответствии с интересами учащегося и по его выбору. Это позволяет осваивать познавательные универсальные учебные действия, которые являются составляющими текстовой компетентности, такие как:
- предполагать, какая информация нужна,
- отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски,
- сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.
В процессе работы над проектом учащиеся начальных классов непроизвольно учатся извлекать, интерпретировать, использовать текстовую информацию. Педагогам в данном виде деятельности необходимо уделить внимание формированию у младших школьников следующих компонентов текстовой компетентности:
- целенаправленно, выборочно читать текст;
- составлять план к прочитанному тексту;
- умение выполнять задания, включающие составление схем, таблиц;
- логично, последовательно излагать ответ на поставленный вопрос, понимать прочитанный текст;
- отвечать на вопросы, имеющиеся в тексте;
- извлекать из источников информации необходимые сведения и обсуждать их;
- обмениваться сведениями, полученными из источников информации;
- находить в тексте описание к иллюстрациям;
- сравнивать объекты, изображенные на иллюстрациях, готовить вопросы к ним; соотносить описываемые события, явления природы с иллюстрациями;
- готовить сообщения на основе используемой литературы (словарей, энциклопедий, справочников, хрестоматий, других книг).
Особенно важно учесть следующее:
- необходимо приучать ученика обращать внимание на непонятные слова в тексте и обращаться в этом случае к справочной литературе;
- познакомить детей с особенностями построения справочной книги (алфавитный порядок, оглавление, указатели и т. п.);
- в классной библиотеке обязательно должна быть справочная литература, к которой ученики могут обратиться в любой момент.
Идея о разработке проекта моими учениками возникла случайно: возник спор о том, как правильно заваривать чай; они обратились ко мне за разъяснением, им было предложено самим поискать информацию в дополнительных источниках. Через небольшой промежуток времени учащиеся подобрали материал о чайной церемонии. Оказалось, что их существует несколько вариантов (есть свой способ заваривания этого напитка в Китае, Индии, Англии, Японии, России, и в каждой стране он разный). Ученикам было предложено создать общеклассный проект «Чайная церемония».
В дальнейшем совместно с учащимися мы определили этапы работы над проектом:
1 этап - сбор материала.
Задача данного этапа: извлекать из источников информации необходимые сведения, обмениваться полученными сведениями.
2 этап - обработка накопленных сведений.
Задача 2-го этапа: целенаправленно,выборочно читать текст.
3 этап - проведение репетиции выступления.
Задачей этого этапа проекта является подготовка сообщения на основе использованной литературы и источников информации (энциклопедий, справочников, хресто-
матий, других книг и интернет-ресурсов), подготовка декораций и атрибутов, костюмов, музыкального сопровождения.
4 этап - выступление.
Задача данного этапа: логично, последовательно излагать прочитанный материал, понимать презентуемый материал.
5 этап - подведение итогов работы через рефлексию.
На заключительном этапе реализовы-валась задача формирования у учащихся умения через слово выражать свои эмоции и впечатления об увиденном или услышанном, описывать свои чувства.
Ученики по собственному желанию распределились на группы в соответствии с выбранной страной. Они не испытывали дискомфорт, потому что в процессе работы каждому из них предстояло сотрудничество с тем человеком, с которым у него в жизни много общих интересов. Каждый понимал, что если кто-то не выполнит свою часть работы, то подведет весь коллектив.
Сбор информации трудностей не вызвал, т.к. в Интернете материала по данному вопросу предостаточно. Трудности появились тогда, когда возникла необходимость проанализировать весь собранный материал и оставить самое ценное и важное. Для создания успешного разрешения проблемы организатор (педагог) предложил создать общий алгоритм исследования каждой церемонии. В ходе коллективного обсуждения появился план, включающий позиции:
- способ заваривания чая,
- популярные сорта,
- атрибуты церемонии,
- интересные факты (необычные сведения).
Когда весь материал был подкорректирован, встал вопрос о способе его презентации. Договорились, что каждую страну ученики будут представлять в виде школьной постановки (в национальных костюмах и под национальную музыку).
Пермский педагогический журнал (№ 7/2015)
На презентацию «Чайной церемонии» была приглашены педагоги гимназии. Для полного антуража на стенах кабинета были развешаны разнообразные коробки из-под чая, на столе располагались необходимые продукты для каждой чайной церемонии и различные чайные атрибуты (самовар, заварники и т.д.).
Выступающие так охарактеризовали свой вклад в общеклассное дело: Алла С.: «Мне не жалко время, которое я потратила на эту работу. Она поможет другим узнать много нового и интересного об истории появления чая в России!».
Максим К.: «Самым сложным в работе оказалось выступление перед публикой (я стеснялся), а самое простое - найти информацию. Но мне нравится то, что у нас получилось!».
Настя С.: «Мне понравилось выбирать нужные сведения из разных статей. Я научилась из большого количества информации выделять самое важное и интересное».
Антон М.: «Мне очень понравилось работать в проекте. Хочу, чтобы в следующем году мы сделали ещё что-нибудь интересное!».
Таким образом, в процессе проектной деятельности учащиеся освоили редактирование текста, приобрели новые знания (как теоретические,так и практические), смогли реализовать себя и даже преодолеть комплексы (выступление перед публикой).
Любое обучение наиболее эффективно тогда, когда оно приносит радость. Чем лучше ребёнок учится, тем интереснее ему учиться. Использование данных заданий помогает формированию текстовой компетентности у младших школьников. Развитие текстовой компетентности также способствует росту сознательного отношения к учению, развитию познавательных процессов, умению ими управлять, сознательно их регулировать. Влиянием на читательский интерес учащегося осуществляется влияние и на успешность обучения и на всю личность школьника в целом.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-Ф3 (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской федерации».
2. Бобиенко О.М. Теоретические подходы к проблеме ключевых компетенций. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.tisbi.ru/science/veatnik/2003/issue2/
3. Нефедова Л.А., Ухова Н.М. Развитие ключевых компетенций в проектном обучении // Школьные технологии. 2006. № 4. С. 61.
4. Полат Е.С. Педагогическое проектирование: от методологии к реалиям // Методология учебного проекта: материалы методического семинара. М., 2001. С. 123.
5. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. М.: АРКТИ, 2003. С. 263.
6. Пахомова Н.Ю. Проектный метод в арсенале массового учителя. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://schooLs.keLdysh.ru/Labmro
7. Голуб Г.Б., Чуракова О.В. Метод проектов как технология формирования ключевых компетент-ностей учащихся. Самара, 2003.
8. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических требований. Изд.4-е, исправ. и доп. Назрань: Пилигрим, 2005. 376с.
9. Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию: материалы семинара / под ред. А.В. Великановой. Самара: Профи, 2001. С. 250.
10. Чуракова О.В. Ключевые компетенции как результат общего образования. Метод проектов в образовательном процессе: дидактические материалы для обучения педагогов // Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Вып. №1. Самара: Профи, 2002. С. 327.