ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЫБОРА СПОСОБА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
УДК 338
Екатерина Дмитриевна Кузина,
аспирант каф. менеджмента и маркетинга Нижегородского государственного архитектурно строительного университета (ННГАСУ), инженер планово-экономического отдела ОАО «Домостроительного комбината № 2» (ОАО «ДСК № 2») Тел.: 8 (930) 708-03-94 Эл. почта: [email protected]
В статье предложена технология выбора способа осуществления инновационного проекта на предприятии на основании ключевых принципов обеспечения конкурентоспособности инновационного проекта. Показаны механизм расчета основных критериев уровня конкурентоспособности и различные способы осуществления инновационного проекта в зависимости от уровней рассчитанных критериев. Ключевые слова: конкурентоспособность, инновационный проект, относительная рыночная привлекательность инновационного проекта, относительный инновационный потенциал инновационного проекта.
Ekaterina D. Kuzina,
Postgraduate student of the Department of Management and Marketing of Nizhny Novgorod State University of Architecture and Civil Engineering (NNGASU), engineer of planning and economic department of house-building company № 2 (JSC «DSK №2») Tel.: 8 (930) 708-03-94 E-mail: [email protected]
FORMING OF TECHNOLOGY FOR SELECTION OF METHOD OF IMPLEMENTATION OF INNOVATIVE PROJECT BASED ON PRINCIPLES OF MAINTENANCE OF ITS COMPETITIVENESS
The paper proposes a technology for performing selection of method of implementation of innovation project in the company on the basis of the key principles of competitiveness of the innovation project. The mechanism of calculating the basic criteria of the competitiveness and various ways to implement innovative project depending on the values of calculated criteria are presented. Keywords: competitiveness, innovation project, relative market attractiveness of innovation project, relative innovation potential of the innovative project.
1. Введение
Современные ориентиры экономической стабильности государства с акцентом на перспективы долгосрочного развития в мировой практике принято оценивать на базе исследования факторов, способствующих становлению и гармоничному поддержанию страной уверенных позиций на мировом рынке. Важнейшие тенденции и направления стратегического развития государства на сегодняшний день нашли широкое освещение в практической и научной литературе.
Среди наиболее важных факторов, отражающих уровень экономического развития страны, принято выделять степень развитости инновационной деятельности. Авторы книг и публикаций, а также эксперты, работающие в сфере изучения макроэкономических основ развития государства, в своём большинстве придерживаются мнения о том, что именно инновационная составляющая в условиях постиндустриального характера экономики способствует динамичному развитию страны.
В связи с вышеизложенным, в основе деятельности предприятий все более доминирует такой фактор экономического развития, как инновационный рост, проявляющийся в модернизации направленности финансовых потоков и технологических усилий в сторону максимизации размера интеллектуальной собственности. Реализация научно-исследовательских работ и перспективных разработок в форме инновационных проектов обеспечивает предприятию предпосылки для удержания существующего положения на рынке и создания новых конкурентных преимуществ.
Под конкурентоспособностью инновационного проекта целесообразно рассматривать способность предприятия разработать и вывести на рынок инновационный продукт, который может быть выгодно проданным, на основе наиболее полной реализации ресурсов предприятия, т.е. его инновационного потенциала.
2. Обоснование принципов обеспечения конкурентоспособности инновационного проекта предприятия
Инструментарий повышения уровня конкурентоспособности инновационного проекта предприятия включает следующие элементы:
1. Принципы повышения конкурентоспособности инновационного проекта предприятия;
2. Оценка ключевых критериев конкурентоспособности инновационного проекта предприятия;
3. Технология выбора способа осуществления инновационного проекта.
Прежде чем сформировать инструментарий повышения уровня конкурентоспособности инновационного проекта, необходимо задать его основные направления и границы. Для этого необходимо сформулировать ключевые принципы обеспечения конкурентоспособности инновационных проектов предприятия. На основе углубленного анализа литературы автором обоснованы следующие принципы:
1. Гибкость.
Инновационные проекты должны быть способны немедленно реагировать на изменения первоначальных гипотез, которые вызывает непостоянство факторов внешней среды.
Реализация предложенного принципа должна заключаться в разработке предприятием таких инновационных проектов, которые легко можно было
бы корректировать в зависимости от изменения внешних инновационных факторов.
2. Комплексность.
Мероприятия по обеспечению
конкурентоспособности инновационных проектов должны носить комплексный характер и основываться на развитии инновационного потенциала предприятия таким образом, чтобы он соответствовал факторам внешней инновационной среды.
3. Реализация инновационного потенциала.
В инновационных проектах должны наиболее полно использоваться все ключевые составляющие инновационного потенциала предприятия (кадровый, технологический, инвестиционный, маркетинговый и информационный потенциалы) с целью создания востребованных на рынке товаров.
4. Оценка привлекательности проекта на основе соотнесения с конкурентами.
Данный принцип проявляется в том, что оценка инновационного потенциала предприятия должна осуществляться не независимо, а в сравнении с конкурентами и аналогичными товарами.
5. Диверсификация способов осуществления инновационных проектов.
Реализация инновационных проектов должна осуществляться различными методами, в зависимости от сочетания значений показателей внутренней и внешней инновационных сред.
Сформулированные принципы должны лечь в основу формирования инструментария повышения уровня конкурентоспособности инновационных проектов.
Исследования показывают, что при разработке и реализации инновационных проектов и программ должны быть учтены не только внутренние ресурсы и возможности предприятия. Это объясняется тем, что инновационные проекты должны быть адекватны факторам внешней среды и положительно приняты потребителями.
Любое предприятие можно представить как открытую систе-
му, встроенную во внешний мир, имеющую вход, выход и обратную связь между ними. Элемент экономической системы, осуществляющий инновационный проект с целью производства и реализации инновационных товаров и услуг, находится во взаимоотношениях с другими субъектами экономической системы, а также с элементами внешней среды. Факторы внутренней инновационной среды предприятия должны изменяться и подстраиваться под изменения факторов внешней инновационной среды.
Вышеизложенное соответствует принципу гибкости.
Для предприятия принцип гибкости в планировании и реализации инновационного проекта в наиболь-
шей степени должен проявляться в отношении двух элементов внешней инновационной среды: покупателей и конкурентов.
Это означает, что каждому предприятию, во-первых, следует учитывать требования и ожидания покупателей при разработке и внедрении инновационной продукции. Кроме того, организация должна быстро реагировать на изменение вкусов и поведение потребителей, внося соответствующие корректировки в инновационный проект.
Во-вторых, предприятию целесообразно вести постоянный мониторинг деятельности конкурентов в целях завоевания лучшей рыночной позиции и повышения собственного инновационного потенциала.
Рис. 1. Внешняя и внутренняя инновационная среда предприятия
Важнейшие взаимодействия внутренней инновационной среды предприятия с выделенными ключевыми субъектами внешней инновационной среды, определяющими конкурентоспособность инновационного проекта (конкуренты и потребители), отражены в упрощенном виде на рисунке 1.
Представленная на рисунке 1 модель инновационной среды предприятия служит основой дальнейшего исследования и раскрывает реализацию принципа гибкости: предприятие рассматривается в процессе планирования и реализации инновационного проекта как открытая система, которая на входе и на выходе взаимодействует с конкурентами и потребителями.
Взаимодействия, осуществляющиеся на выходе известны и понятны - предприятие ведет борьбу с конкурентами за выход на рынок, а потребители приобретают (или не приобретают) продукт предприятия. Повлиять на исход конкурентной борьбы и на решение потребителей можно и на этом этапе (в первую очередь, методами маркетинга). Но в соответствии с принципом гибкости, повысить вероятность успешной реализации проекта или даже обеспечить ее можно, уделив максимум внимания взаимодействиям, которые начинаются на входе.
На входе потребители предъявляют свои требования, воплощающиеся в потребности. Конкуренты же ведут конкурентную борьбы на основе имеющихся у них конкурентных преимуществ. И потребности, и конкурентные преимущества должны служить своего рода точкой отсчета при планировании инновационного проекта - создавать новый продукт, не соответствующий потребностям, или работать в условиях отставания от конкурентов по ключевым для реализации инновационного проекта элементам инновационного потенциала не целесообразно - вероятность успешного осуществления такого проекта крайне низка.
Влияние потребителей на инновационный проект предлагается учитывать в разрабатываемом инструментарии повышения уровня
конкурентоспособности инновационных проектов через показатель относительной рыночной привлекательности, а влияние конкурентов - через показатель относительного инновационного потенциала.
Итак, в соответствии с принципом относительности оценки, управленческие решения по формированию конкурентных преимуществ инновационных проектов основываются на сравнительном анализе инновационных потенциалов исследуемой компании и конкурентов, а также исследовании рыночной привлекательности инновационного проекта предприятия в сравнении с аналогами. Данный анализ подразумевает изучение относительного инновационного потенциала проекта, под которым понимаются превосходства или слабые по сравнению с рыночными соперниками стороны задействованных в инновационном проекте кадровых, инвестиционных, технологических, маркетинговых и информационных ресурсов.
Для эффективной адаптации инновационных проектов к факторам внешней среды и обеспечения их конкурентоспособности необходимо осуществление интеграционных процессов в деятельности предприятий по двум направлениям. С одной стороны, необходима активизация собственных исследований и разработок, которая позволит повысить и реализовать инновационный потенциал предприятия при внедрении инновационных проектов. С другой стороны, обеспечение конкурентоспособности инновационных проектов предприятия реализуется на основе формирования рыночной привлекательности инновационных проектов. Это отражается в принципе комплексности.
Совершенствовать и активизировать собственные исследования и разработки возможно благодаря реализации следующих мероприятий:
- рост инвестиций в НИОКР;
- модернизация оборудования опытно-приборного характера;
- интенсификация технологической подготовки инновационных продуктов к внедрению в производство;
- обучение и стажировка персонала, занятого в исследованиях и разработках;
- рост патентного портфеля предприятия.
Обеспечивать рыночную привлекательность инновационных проектов возможно, реализуя следующие мероприятия:
- отбор проектов на стадии их инициации по критериям целесообразности реализации в рамках, имеющихся у предприятия производственных и маркетинговых возможностей;
- нацеленность инноваций на массовый востребованный потребительский спрос;
- привлечение инновационного потенциала от внешних партнеров по инновационной деятельности в рамках инновационных кластеров.
Таким образом, ключевым средством повышения конкурентоспособности инновационных проектов является развитие инновационного потенциала предприятия. Это отражается в принципе реализации инновационного потенциала.
Кроме того, в соответствии с принципом диверсификации способов осуществления инновационных проектов, автором сформулирована технология выбора способов осуществления инновационного проекта и предложены разные методы его реализации в зависимости от ключевых показателей инновационного проекта.
3. Технология выбора способа осуществления инновационного проекта
Определение относительных показателей конкурентоспособности можно свести к следующей общей формуле 1:
хг отн , (1)
х
г конк
где х,отн - относительный показатель конкурентоспособности предприятия по г-тому параметру;
хо - г-тый параметр обследуемого предприятия;
Х конк - г-тый параметр конкурента.
Экономический смысл представленной формулы заключается
Рис. 2. Матрица выбора способа осуществления инновационного проекта
в том, что если х, = 1, то это означает, что обследуемое предприятие и предприятие-конкурент обладают одинаковыми параметрами конкурентоспособности.
Если х, > 1, то обследуемое предприятие обладает лучшими, по сравнению с конкурентом, параметрами конкурентоспособности, то есть имеет высокий уровень показателей относительного инновационного потенциала и относительной рыночной привлекательности.
Если х, < 1, то обследуемое предприятие обладает худшими, по сравнению с конкурентом, параметрами конкурентоспособности, то есть имеет низкий уровень показателей относительного инновационного потенциала и относительной рыночной привлекательности.
Предложенная формула 1 помогает осуществить расчет основных критериев повышения уровня конкурентоспособности: относительного инновационного потенциала предприятия для реализации инновационного проекта (ОИП) и относительной рыночной привлекательности инновационного проекта предприятия (ОРП). В зависимости от уровней рассчитанных критериев возможны различные способы осуществления инновационного проекта.
1. ОИП < 1; ОРП < 1.
Предприятие обладает низким
уровнем относительного инновационного потенциала и низким уровнем относительной рыночной привлекательности.
Управленческие решения:
- отказ от реализации инновационного проекта в связи с его низкой конкурентоспособностью по сравнению с рыночными соперниками;
- переключение на другие инновационные проекты, в которых компания имеет большие компетенции и инновационный потенциал, а уровень конкуренции значительно ниже.
2. ОИП > 1; ОРП < 1.
Предприятие обладает высоким
уровнем относительного инновационного потенциала и низким уровнем относительной рыночной привлекательности.
Управленческие решения:
- маркетинговая поддержка инновационных проектов;
- определение возможностей более активного использования инновационного потенциала предприятия в рамках других инновационных проектов;
- реализация инновационных проектов под внешних заказчиков, при условии сохранения ключевых компетенций в области передовых технологий.
3. ОИП > 1; ОРП < 1.
Предприятие обладает низким уровнем относительного инновационного потенциала и высоким уровнем относительной рыночной привлекательности.
Управленческие решения:
- привлечение в инновационные проекты внешних партнеров по исследованиям и разработкам, с целью получения доступа к ранее недоступному инновационную потенциалу. Такая интеграция усилий представляется возможной в рамках участия в инновационных кластерах или в рамках стратегических альянсов;
- выявление слабых сторон в сферах используемого инноваци-
онного потенциала (кадрового, финансового, технологического, маркетингового, информационного), и преодоление отставание от конкурентов путем привлечения дополнительных собственных ресурсов на предприятии;
- привлечение внешних ресурсов для сокращения сроков реализации инновационного проекта, с целью опережения конкурентов в выводе инновационного товара на рынок. Привлечение таких ресурсов возможно на основе: получения дополнительного финансирования в виде кредитов или венчурных инвестиций; аутстаффинга; консалтинговой поддержки проектов.
- непрерывный мониторинг относительного инновационного потенциала, задействованного в инновационном проекте и его коррекция на основе привлечения внутренних источников.
4. ОИП > 1; ОРП > 1.
Предприятие обладает высоким уровнем относительного инновационного потенциала и высоким
_
уровнем относительной рыночной привлекательности.
Управленческие решения:
- реализация проекта собственными силами;
- использование опыта, накопленного в ходе реализации проекта, для других инновационных проектов предприятия.
Более наглядно выбор способов осуществления инновационного проекта представлен на рис. 2.
4. Заключение
Таким образом, предложенные принципы являются основой разработки технологии выбора способа осуществления инновационных проектов и повышения их конкурентоспособности. Управленческие решения по формированию конкурентных преимуществ инновационных проектов основываются на сравнительном анализе инновационных потенциалов исследуемой компании и конкурентов, а также исследовании рыночной привлекательности инновационного проекта предприятия в сравнении с аналогами. Такой подход обеспечивает возможность выбора наиболее при-
емлемых способов осуществления инновационного проекта.
Литература
1. Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития: Учебное пособие // В.М. Аньшин, А. А. Дагаев. - М.: Дело, 2006
2. Барсуков Д.П. Конкурентоспособность инновационного проекта: содержание, факторы, оценка // Д.П. Барсуков, Д.С. Скорчеллетти // Российское предпринимательство - 2012. - № 4 (202)
3. Вершинина М. В. Стратегии инновационного развития компаний низкотехнологичных отраслей промышленности // М. В. Вершинина, М. А. Шушкин // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - №19
4. Заглумина Н.А. Управление инновационными процессами на предприятии на основе оценки совокупного инновационного потенциала / Н.А.Заглумина // Инновации. - 2010. -№2 (136)
5. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент как система по-
вышения конкурентоспособности // Р.А. Фатхутдинов. // Управление персоналом. - 2002. - №1.
References
1. Anshin VM. Innovation Management: Concepts, multi-level strategies and mechanisms for innovation development: Textbook // V.M. Anshin, A.A. Dagaev. - M.: Delo, 2006.
2. Barsukov D.P. Competitiveness of the innovative project: content, factors, evaluation // D.P. Barsukov, D.S. Skorchelletti // Rossijskoe predprini-matelstvo - 2012. - № 4 (202)
3. Vershinina M.V. Strategy of innovative development of companies of low-tech industries // M.V. Vershinina, M.A. Shushkin // Vestnyk Kazansko-go tehnologicheskogo universiteta. -2013. - №19
4. Zaglumina N.A. Management of innovation processes in the company on the basis of estimates of the total potential of the innovation / N.A. Zaglumina / / Innovacii. - 2010. - № 2 (136).
5. Fatkhutdinov R.A. Innovation management as a system for improving the competitiveness // R.A. Fatkhutdinov. - Upravlenie personalom. -2002. - №1.