Научная статья на тему 'Формирование технической культуры курсантов в процессе обучения'

Формирование технической культуры курсантов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / ТЕХНИКА / ТЕХНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ / CULTURE / TECHNIQUE / TECHNICAL CULTURE / FORMATION MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Миронов Алексей Васильевич

В статье рассмотрена проблема формирования технической культуры курсантов военного вуза. Дано авторское определение понятия, выявлены компоненты технической культуры, предложена модель ее формирования в процессе обучения в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Cadets Technical Culture Formation During the Educative Process

The problem of the military institute cadets technical culture formation is considered in the article. The authors definition of the notion is given, technical cultures components are determined; model of its formation during the educative process in the military institution is suggested.

Текст научной работы на тему «Формирование технической культуры курсантов в процессе обучения»

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

В рамках целевого компонента, определяющего границы экспериментального исследования, решаются задачи формирования готовности студентов к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе. Организационный включает основные формы взаимодействия и передачи знаний в процессе обучения, обеспечивающие достижение цели и решение поставленных задач, определяет оптимальный выбор методов, форм и средств работы в ходе профессиональной подготовки студентов. Содержательный компонент включает педагогическое воздействие, объем знаний, умений и навыков, необходимых для достижения целей профессиональной подготовки студентов. Диагностический представлен диагностическими процедурами и уровневыми характеристиками, позволяющими контролировать эффективность реализации программы профессиональной подготовки студентов. С их помощью выявлялись реальность целей, качество учебных и контролирующих программ, объективность

критериев оценки подготовленности студентов. Результативный компонент отражает динамику повышения уровня формирования готовности студентов к реализации программы ОЗОЖ в общеобразовательной школе.

Примечания

1 См.: Вопросы формирования готовности к профессиональной деятельности: экспресс-информация / отв. ред. Ю. К. Васильев. М., 1978. 126 с.

2 См.: Лаврикова Т. В. Подготовка студентов педвуза к применению личностно ориентированных технологий обучения : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 23 с.

3 См.: Янотовская Ю. В. Экспериментальное исследование самостоятельности в трудовой деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1973. 23 с.

4 См.: Госсе О. В. Подготовка будущего учителя к социально-педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 1996. 27 с.

УДК 378

ФОРМИРОВАНИЕ ТЕХНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

А. В. Миронов

Саратовский военный институт внутренних войск МВД России E-mail: [email protected]

В статье рассмотрена проблема формирования технической культуры курсантов военного вуза. Дано авторское определение понятия, выявлены компоненты технической культуры, предложена модель ее формирования в процессе обучения в военном вузе.

Ключевые слова: культура, техника, техническая культура, модель формирования.

The Cadets’ Technical Culture Formation During the Educative Process

A. V. Mironov

The problem of the military institute cadets’ technical culture formation is considered in the article. The author’s definition of the notion is given, technical culture’s components are determined; model of its formation during the educative process in the military institution is suggested.

Key words: culture, technique, technical culture, formation model.

Анализ содержания технической культуры предполагает раскрытие сущностной взаимосвязи культуры и техники, что возможно лишь на основе их системного анализа и роли в жизнеде-

ятельности. Вопросы взаимодействия техники и культуры рассматриваются в философии техники.

В начале XX в. немецкий философ О. Шпенглер опубликовал книгу «Закат Европы», вызвавшую огромный интерес; в ней он заявил, что культура умирает под воздействием технического прогресса, и это её внутренний закон развития. Рассматривая историю общества как путь к цивилизации при помощи техники, О. Шпенглер утверждал, что все явления культуры, кроме технических изобретений как орудия борьбы за власть, постепенно теряют свое значение, общественный прогресс прекращается и культура Запада достигает своей кульминации. Она заключается в том, что человечество вступает в такой цивилизационный период, когда культура покоряется технике и умирает: она «вдруг застывает, ее роль свертывается, силы ее надламываются - она становится цивилизацией»1.

Противоречие, в которое неизбежно вступает техническое и культурное развитие, отмечали многие философы, в частности Н. А. Бердяев в «Конце Европы»2, Г. П. Данилевский. Послед-

© Миронов А. В., 2012

Л. В. Миронов. Формирование технической культуры курсантов в процессе обучения

ний более ста лет назад, еще в 1868 г., написал рассказ «Жизнь через сто лет». При помощи чудодейственного средства его герой переносится во времени через сто лет в Париж. Обращаясь к потомкам, герой с гневом говорит: «Я вас не понимаю и от души сожалею! Вы презираете все, что не ведет к практической, обыденной, незменной пользе! Вы пренебрегаете идеями великого философского цикла и дали развитие одному - практическим, техническим, не идущим далее земли, наукам и ремеслам. Вы отдали луч солнца за кусок удобрения, песню вольного поэтического соловья за мычание упитанной для убоя телушки.»3. При чтении этих строк у нас возникают ассоциации с нашим временем, некоторые черты которого сумел разглядеть Г. П. Данилевский. Последствия конфликта между техническим и культурным прогрессом отражаются в философии техники, представители этого направления стараются понять возникающие коллизии, объяснить их и найти выход.

К началу 1970-х гг. возникает тенденция рассматривать технику в системе культуры в историческом аспекте, в совокупности внетех-нических факторов. Трактуя философию техники как органическую часть культурологии, некоторые авторы считают технику элементом культуры. Технические потребности людей аналогичны всем прочим культурным потребностям, но техника той или иной эпохи является феноменом исторической случайности, независима от предшествующего развития и определяется только данной системой культуры. Она не имеет своих специфических законов развития, и определить ее будущее в системе иной культуры невозможно4.

Примерно в это же время возникает мысль о существовании двух культур, между которыми нет взаимопонимания. «Итак, - писал Ч. П. Сноу в статье «Две культуры и научная революция», - на одном полюсе - художественная интеллигенция, на другом - ученые, и как наиболее яркие представители этой группы - физики. Их разделяет стена непонимания, а иногда - особенно среди молодежи - даже антипатии и вражды. Но главное, конечно, непонимание. У обеих групп странное, извращенное представление друг о друге. Они настолько по-разному относятся к одним и тем же вещам, что не могут найти общего языка даже в плане эмоций»5. Утверждая наличие двух культур, Ч. П. Сноу писал о необходимости их синтеза, что дало бы мощный стимул для интеллектуального рывка во всечеловеческой культуре.

Против разделения единой культуры на два сегмента выступает ряд ученых: как указывает И. А. Негодаев, Ф. Хофман в лекции «Одна культура», прочитанной в Ростовском университете, на материале истории науки продемонстрировал факты, свидетельствующие о том, что ученые в своей деятельности руководствуются не только научными принципами, но и гуманистическими ценностями6. Советский физик-теоретик

Е. Фейнберг в своей книге «Две культуры» вместо конфликта предсказывает плодотворное взаимодействие науки, техники и искусства, их синтез в процессе дальнейшего развития единой культуры7. Еще более категорично утверждение Г. Ропполя: «Таким образом, технические проблемы являются одновременно и моральными проблемами, и поэтому мораль развивающегося мирового сообщества людей не вправе игнорировать условия, возможности и последствия технической деятельности»8. В подавляющем большинстве философских и социальных исследований техника рассматривается во взаимодействии с культурой. Какова же их связь?

Прежде всего техника является важнейшей культурной ценностью. Сфера культуры не ограничивается классическими ценностями искусства, этики, науки. Кроме духовной существует материальная часть культуры, к которой относится и техника как деятельность и средство, воплощающие в себе человеческие знания. Прогресс технических средств, приобретение умения и навыков их использования, их совершенствование являются важнейшим фактором развития и функционирования культуры.

Философ и публицист Г. Н. Волков рассматривал культуру как единство трех аспектов -философского, научного и художественно-эстетического - исследовал теорию и историю культуры, изучал взаимодействие трех составляющих культуры на различных этапах ее развития. Он предложил концепцию развития техники, в которой её внутренние движущие силы рассматривались через призму процессов овеществления трудовых функций человека9.

По мнению И. А. Негодаева, техника воздействует на все другие элементы культуры: через систему общественных связей и отношений она доминирует в культурном прогрессе, является материальным основанием всей культуры. Как важнейшая культурная ценность техника интегрирует все другие культурные ценности той или иной эпохи в определенную систему. Она раскрывает внутреннее богатство культуры, разнообразие ее содержания. В этом смысле можно говорить о технической культуре как характеристике культурного потенциала общества. Техническая культура в каждый исторический период является неотъемлемым компонентом культуры10.

Приведенные высказывания о взаимодействии и взаимопроникновении культуры и техники подтверждают мысль В. П. Зинченко о единстве культуры и ошибочности разделения ее на две, три и т. д. Культура - явление пограничное, она есть везде и всегда, поэтому нецелесообразно искать границы культуры, важнейшим ее признаком является единство11.

Техническая культура проявляется прежде всего в технической, производительной деятельности. Цель, а вместе с ней и техническая аппа-

Педагогика

99

Известия Саратовского университета. 2012. Т. 12. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

ратура являются для сознания первостепенными, а то, что дано природой, отступает. Природа, которую воспринимает человек в своей технической деятельности, - это то механическое и познанное благодаря исследованию невидимое (например, электричество), которым можно оперировать в неизменных рамках механической среды. Тот, кто не постиг этого знания и ограничивается только его практическим применением, совершает действия, не представляя того, что, в сущности, происходит, т. е. люди могут, не вступая в какие-либо отношения с природой, обслуживать непонятную им технику, тогда как в прежние времена для управления техникой необходимы были сноровка, умение и физическая ловкость.

Современная техника требует надлежащей близости к природе и культуре. Ряд технических аппаратов - от пишущей машинки до автомобиля - требует особой физической ловкости. Но это почти всегда односторонняя и ограниченная в своем применении ловкость и физическая выносливость, а не результат физической тренировки. Для того чтобы пользоваться технической аппаратурой, необходимо знание. Техника может либо полностью отдалить человека от природы, оттеснив ее бессмысленным использованием технических достижений, либо приблизить его к познанию природы невидимого. Она открывает перед человеком новый мир и новые возможности существования в нем, а в этом мире - новую близость к природе и культуре.

Сформированная техническая культура позволяет видеть и чувствовать красоту технических изделий (транспортные средства, машины, технические изделия повседневного пользования достигают совершенства своих форм). Техника дает огромное расширение реального видения: благодаря ей в малом и великом становится зримым то, что скрыто от непосредственного восприятия. Микроскоп и телескоп не существуют в природе, но они открывают совершенно новый мир природы. Складывается новое мироощущение: пространственное восприятие с появлением современных средств связи и сообщения расширилось до пределов всей планеты. В техническом мире для человека существуют новые возможности: возникает специфическое удовольствие от достижений техники, благодаря ей расширяются знания о мире.

На основе проведенного анализа можно определить понятие «техническая культура» и выявить его компонентный состав. Под технической культурой мы понимаем интегративное свойство личности, систематизирующее когнитивный, эмоционально-ценностный, технологический и рефлексивный компоненты, уровень сформированности которых обеспечивает эффективное владение техникой (в том числе и военной).

Содержательное наполнение понятия отражается в выявленных компонентах: когнитивный содержит знания о применении материалов, законов и природных процессов, использовании технического прогресса; эмоционально-ценностный отражает эмоциональные переживания и отношение к технике, проявляется в удовлетворении от владения и общения с техникой. Радость достигнутого успеха от установления контакта с различными видами техники сопровождает деятельность личности (курсанта). Этот компонент, кроме того, включает систему жизненных ценностей, характеризуемую такими показателями, как потребность и стремление к овладению новыми образцами военной техники, ориентацию на них; технологический проявляется в умении и навыках решать различные технические задачи; рефлексивный нацелен на формирование развития умений и навыков самоанализа, самокоррекции, определение траектории саморазвития и самообразования, моделирование и проведение экспертизы новых образцов военной техники.

Для формирования технической культуры курсантов военного вуза нами была разработана модель на основе современных средств обучения, построенная на принципах междисциплинарности (взаимосвязь и последовательное соединение данных различных наук, содержания отдельных предметов, изучаемых в военном вузе); интегрированности (взаимопроникновения и взаимоо-богащения основных сфер военно-профессиональной деятельности); ценностного отношения к профессиональной деятельности (совпадения индивидуальной и общественной систем ценностей). Модель формирования включает четыре элемента:

целевой определяется взаимодействием всех целевых установок: добиться оптимального сочетания различных видов технических устройств и дидактических материалов для повышения качества военной подготовки и эффективности формирования технической культуры (основная цель), достичь различных уровней обученности при изучении дисциплины на различных курсах, в учебных семестрах; провести различные виды учебных занятий (тактические цели);

содержательный включает: реализацию инновационных информационных и педагогических приемов, обеспечивающих эффективность и результативность овладения обучаемыми военной и гражданской техникой; оказание пошаговой индивидуальной помощи курсантам в углубленном и творческом овладении учебным материалом по дисциплине в процессе плановых учебных занятий и самостоятельной работы; повышение качества педагогической деятельности по применению средств обучения; активизацию и поддержание на необходимом уровне учебно-познавательной деятельности курсантов по дисциплине; их мотивацию к освоению новых методик самостоятельного овладения знаниями; форми-

100

Научный отдел

рование навыков и умений, профессиональное самосовершенствование; развитие методических навыков и умений использования средств обучения курсантами, которые будут необходимы при подготовке личного состава;

технологический предполагает активное педагогическое взаимодействие (воздействие и влияние) преподавателей и обучаемых для достижения целей и решения задач педагогического процесса; направлен на формирование технической культуры курсантов при комплексном использовании средств обучения; осуществляется на основе создания единства смыслов и целей деятельности, совместной деятельности, отношений педагогического сотрудничества, партнерства, доброжелательности, взаимной ответственности за качество и результаты подготовки к будущей военной деятельности; влияет на сознание, чувства и волю обучаемых, приводит к позитивному изменению их отношения к процессу обучения и воспитания в вузе, овладению ими знаниями, навыками и умениями;

результативный определяет и подытоживает функционирование всех элементов, степень (уровень) сформированности технической культуры в процессе оптимального сочетания различных видов современных технических устройств и дидактических материалов в военной подготовке курсантов в целом, на различных курсах (годах) обучения, при изучении отдельной дисциплины, проведении различных видов учебных занятий

и в других условиях; он включает оказание помощи курсантам в углубленном и творческом овладении содержанием (учебным материалом, программами и пр.).

Обобщая вышеизложенное, можно сказать, что формирование технической культуры курсантов является неотъемлемой частью военной подготовки и направлено на модернизацию военного образования.

Примечания

1 Шпенглер О. Закат Европы. Новосибирск, 1993. С. 30.

2 См.: БердяевН. А. Конец Европы // Судьба России : сб. М., 1918. С. 117-126.

3 Данилевский Г. П. Соч. : в 24 т. СПб., 1901. Т. 19. С. 34.

4 См.: Негодаев И. А. Философия техники. Техника и культура. Ростов н/Д, 1997. С. 425.

5 Сноу Ч. П. Портреты и размышления: художественная публицистика / пер. с англ. М., 1985. С. 197.

6 См.: Негодаев И. А. Указ. соч. С. 426.

7 См.: Фейнберг Е. Л. Две культуры. Интуиция и логика в искусстве и науке. М., 2004. 288 с.

8 Философия техники в ФРГ. М., 1989. С. 195.

9 См.: Волков Г. Н. Три лика культуры : историко-философские очерки. М., 1986. 335 с.

10 См.: Негодаев И. А. Указ. соч. С. 428-429.

11 См.: Зинченко В. П. Культура и техника // Красная книга культуры / под ред. И. Т. Фролова. М., 1989. С. 55-69.

УДК 316.752

СУЩНОСТНЫЕ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЕЖКУЛЬТУРНЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

Т. В. Черватюк

Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]

Статья посвящена исследованию сущности и компонентного состава межкультурных ценностных ориентаций, поэтому его объем и содержание раскрываются через анализ понятий, включенных в него или сопряженных с ним: «культура», «ценность», «ценностные ориентации», «межкультурное взаимодействие». Ключевые слова: культура, ценность, ценностные ориентации, межкультурное взаимодействие, национальное самосознание, толерантность, межкультурная компетенция.

The Essential and Meaningful Characteristics of Cross-Cultural Value Orientations

T. V. Chervatyuk

The paper presents a study of the essence and the component mix of cross-cultural value orientations. The basic meaning of «cross-cultural

value orientations» is rather complicated. So the author explains the essence through the analysis of the elements of its component mix: culture, value, value orientations, cross-cultural interaction.

Key words: culture, value, value orientations, cross-cultural interaction, national self-consciousness, tolerance, cross-cultural competency.

На наш взгляд, система высшего образования должна быть нацелена на формирование личности с глобальным мышлением во всей многогранной полноте интеллектуального, культурного, психологического и социального развития. При этом качество специалиста - выпускника вуза должно определяться не только профессиональной подготовкой, но и знаниями в области истории, философии, социологии, экономики, культурологи и,

© Черватюк Т. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.