альному благу (потому что вас каждую минуту хотят и могут убить), губящую ваше доброе имя, потому что уже по теперешней вашей деятельности вы уже заслужили ту ужасную славу, при которой всегда, покуда будет история, имя ваше будет повторяться как образец грубости, жестокости и лжи. Губит же, главное, ваша деятельность, что важнее всего, вашу душу». Горечь разочарования усиливала праведный толстовский гнев. В тот же день, немного остыв, Толстой сказал, что ему непонятно, «как можно серьезно обращаться к царю или Столыпину», — ибросилне-оконченное письмо.
С тех пор Толстой редко говорил о Столыпине. В «Яснополянских записках» отмечено, что 12 марта 1910 г. в толстовской гостиной зашел разговор о главе правительства. Татьяна Львовна, дочь писателя, заметила, что «Столыпин влюблен в закон 9 ноября». — «Столыпин влюблен в виселицу, этот сукин сын», — резко ответилЛев Николаевич.
Отчуждение было полным и обоюдным. Дочь Столыпина вспоминала, что отец, рассказывая о письмах Толстого, «лишь руками разводил, говоря, что отказывается понять, как человек, которому дана была
прозорливость Толстого, его знание души человеческой и глубокое понимание жизни, как мог этот гений лепетать детски-беспомощные фразы этих якобы «политических» писем. Папа еще прибавлял, до чего ему тяжело не иметь возможности удовлетворить Льва Николаевича, но исполнение его просьб всегда должно было повести за собой неминуемое зло». Как видно, Столыпина раздражали просьбы Толстого об освобождении того или иного арестованного.
Они резко разошлись, хотя могли достичь большего понимания друг друга. В поиске встречных путей Толстой оказался снисходительнее, терпеливее и настойчивей. Со своей стороны Столыпин, как видно, не придал большого значения своим отношениям с Толстым. А между тем достичь взаимопонимания с Толстым означало достичь взаимопонимания и с крестьянством, чьи настроения чувствовал великий писатель и чьи интересы защищал.
КРЯЖЕВ Юрий Николаевич, доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории.
УДК 008 (571.1) Л д ПРОХОРОВА
Омский государственный технический университет
ФОРМИРОВАНИЕ ТЕАТРАЛЬНОЙ СЕТИ В ЗАПАДНОЙ СИБИРИ (20-30-е гг. XX в.)
В статье рассматривается проблема становления театральной сети в Западной Сибири в период 20-30-х гг. XX в. Определены основные направления государственной политики в этой сфере: формирование материальной базы театров в крае, обеспечение их специально подготовленными кадрами, руководство репертуарной политикой и превращение театра в важное средство воспитания молодежи.
Весьма актуальным представляется сегодня, на фоне грозящей приватизации театров в России, обращение к истории 20-30-х гг. XX в., когда развитие театральной сети в стране рассматривалось как одно из важных направлений государственной политики. Такой экскурс в прошлое дает возможность увидеть не только процесс грандиозного культурного строительства, но и оценить его главный результат — использование театра как уникального средства эстетического, нравственного и гражданского воспитания молодежи. Спустя 15-20 лет именно эта молодежь пройдет через самое страшное испытание XX века — войну с фашизмом. Беспримерный массовый героизм, мужество, патриотизм и высокая нравственность — вот истинные ценности того поколения. Большая заслуга в формировании их принадлежала, в том числе, театру.
Общеизвестно, что в начале прошлого века подавляющее большинство учреждений культуры (театры, музеи, издательства, кинозалы, библиотеки) были сосредоточены в европейской части Российского государства. Сибирь воспринималась как глухая про-
винция, поэтому особенно важно проследить становление театральной сети именно здесь, где все приходилось начинать почти с нуля.
К 20-м гг. прошлого века в Западной Сибири существовало всего пять драматических театров: в Новосибирске, Омске, Томске, Бийске и Барнауле. Театры, как правило, размещались в неприспособленных и неподходящих д ля этого помещениях (бывшее тюремное здание в Барнауле, здание купеческого собрания в Новосибирске и т.д.). Проблем для их существования было немало: материальное обеспечение, кадры и условия их содержания, репертуар, работа со зрителем. За первое десятилетие Советской власти ситуация изменилась незначительно. По финансовым планам первой пятилетки на развитие театров в крае отпускалось лишь 7 329 млн руб., т.е. гораздо меньше, чем на развитие других учреждений культуры. |1] По решению Западно-Сибирских партийных и государственных органов часть этих средств направлялась на ремонт и восстановление уже имеющихся помещений, часть - на организацию новых. Тем не менее к концу первого пятилетия на террито-
рии края насчитывалось уже не 5, а 10 театральных площадок, а к концу 1934 г. — 13. Крупнейшими среди них были Новосибирский театр на 778 мест, Омский — на 800, Томский — 1064, Сталинский — 1206, Кемеровский — 820, Барнаульский — 683, Бийский — 775, Ачинский — 750 и два национальных: Ойротский на 420 и Хакасский на 400 мест. [2]
Особым направлением в театральной политике того времени было создание специализированных театров для детей и юношества. К1922 г. по всей стране их насчитывалось всего 5, к исходу первой пятилетки — 51, а к 1940 г. — до 70 театров с аудиторией 10 216 млн человек. [3] Это свидетельствовало о возросшем внимании к проблемам воспитания подрастающего поколения средствами театрального искусства.
Первый детский театр в Сибири был открыт в 1930 г. в Новосибирске. Неоценимую помощь в его организации оказал ленинградский ТЮЗ, который с первых лет своего существования справедливо считался кузницей творческих кадров. Из его недр вышли целые творческие коллективы: областной ТЮЗ и Новый ТЮЗ в Ленинграде, астраханский, петрозаводский, наконец, новосибирский ТЮЗы.
Театру приходилось работать в сложных условиях: отсутствовала твердая финансовая база, стояла острая необходимость повысить ставки и улучшить бытовое обслуживание актеров. Для начала, в апреле того же года, театр получил в свое распоряжение здание бывшего клуба и бюджетные ассигнования в сумме 59 тыс. руб. [4] Все практические и организационные вопросы, связанные с развитием детского театра, рассматривались на заседаниях бюро и секретариата Сибкрайкома ВКП(б). Так, 6 февраля 1931 г. было принято постановление «О положении краевого ТЮЗа», в котором отмечалось совершенно недостаточное внимание театру со стороны ряда краевых организаций и недостаточные ассигнования со стороны краевого бюджета. Постановление предусматривало увеличение дотаций за счет следующих источников: краевой бюджет - 50 тыс. руб., Новосибирский горсовет - 30 тыс. руб., Крайсовпроф - 50 тыс. руб., органы народного образования - 10 тыс. руб. [5] Реализация принятых решений стабилизировала финансовое положение театра, что позволило ему развернуть широкую и плодотворную работу по художественному воспитанию сибирской молодежи.
Вслед за Новосибирском вскоре были организованы еще два ТЮЗа в Сибири — в Сталинске (Новокузнецк) и Омске.
В годы второй пятилетки удельный вес затрат государственного бюджета на нужды театров Западной Сибири несколько увеличивался, но по-прежнему значительно уступал затратам, например, на кинофикацию края. Это наглядно демонстрирует таблица (тыс. руб.).
Это объяснялось рациональностью подхода государства: кино представлялось более мобильным и бо-
лее массовым видом искусства, значит, более доступным средством воспитания молодежи. Но театр все же сохранялся и постепенно укреплял свои позиции, что во многом обеспечивалось поддержкой краевых и областных органов власти, а также общественных организаций Западной Сибири.
Значительную работу по культурному обслуживанию сельской молодежи проводили колхозно-совхозные театры, организация которых была ускорена опубликованным в 1933 г. постановлением Нарком-проса «О развертывании колхозно-совхозных театров в РСФСР».
Первые театры такого типа на территории Западной Сибири появились в последние месяцы 1933 г. Каждый из них являлся филиалом стационарных театров: Новосибирского, Омского, Барнаульского. Система филиалов позволяла значительно уменьшить постановочные расходы в сметах новых театров, которые пользовались режиссурой, художниками, поделочными мастерскими и костюмерной стационаров. Дотация на них за 1934 г. составила 141 тыс. руб. [6]
В течение 1934 г. дополнительно появились Сталинский, Ордынский, Венгеровский, Каменский, Латгальский колхозно-совхозные театры, а также передвижной театр с бюджетом 6500 руб. в месяц при Тюменском городском театре. [7] В условиях обширных территорий края посещение городских театров сельскими жителями было явлением крайне редким. Отсюда вновь организованный театр способен был решить чрезвычайно важную задачу воспитания и образования сельской молодежи. Только за вторую половину 1936 г. колхозно-совхозные театры побывали в 33 районах Западной Сибири и собрали на свои спектакли около 90 тысяч зрителей. [8]
Одновременно укреплялась материальная база профессиональных Театров края. Весной 1935 г. из местного бюджета г. Омска было выделено 200 тыс. руб. на нужды областного драмтеатра (в том числе 85 тыс. руб. - на ремонт помещения и 185 тыс. руб. на строительство нового летнего театра на 1000 мест.) [9] В сентябре того же года - 450 тыс. руб. на реконструкцию помещения Новосибирского театра «Красный факел», а через год еще дополнительно 125 405 руб. на оформление его внешнего фасада. (10] Помимо этого, в годы второй пятилетки успешно осуществлялось возведение крупнейшего в Сибири оперного театра на 2200 месттам же в Новосибирске. Так, всего за 20 лет в Западной Сибири была создана целая сеть театров — важнейших центров культуры края.
Появление новых театров требовало немедленного решения проблемы кадров - одной из основных в годы первых пятилеток.
1 ноября 1928 г. коллегия Наркомпроса рассмотрела вопрос о реорганизации Главпрофобра, в ведении которого находились вопросы профессионального образования в стране. При Главпрофобре уч-
Таблица
1933 1934 1935 1936 1937 Всего
Всего капиталовложений по всем видам искусства 11095 14150 17874 22296 18620 84035
Капиталовложения на кинофикацию храя 5657.6 7393 9443,5 10886 13210 46590,1
Капиталовложения в театральную сеть 1650 3350 4400 8550 8050 26000
(Составлено по: РГАЛИ. Ф.962. 0п.20. Д.З. Л. 125. 129, 45-46 Д.4. Л. 16-18.96.114.!
реждался совет по профессиональному образованию, а в целях координации деятельности родственных учебных заведений в системе Главпрофобра было организовано шесть отделов, в том числе отдел художественного образования. В их функции входила разработка учебных планов, программ, специальной литературы, методов преподавания и проведения практики, обследование учебно-методической работы, укрепление связи с производствами и т.д.
Реорганизация Главпрофобра явилась лишь первым шагом на пути решения проблемы обеспечения учреждений культуры квалифицированными кадрами. В 1 930 г. при Главискусстве был создан специальный сектор, осуществлявший все методическое руководство подготовкой художественных кадров. Аналогичные секторы создавались и на местах, при всех управлениях театрально-зрелищными предприятиями.
Однако в целом художественное образование оставалось еще слабым местом в решении кадровой проблемы. Сеть учебных заведений создавалась географически неравномерно. На 50% художественные вузы и техникумы находились в Ленинградской и Московской областях. При этом из всех учебных заведений данного профиля лишь 9% приходилось на театральное образование. [11]
Особенно остро кадровая проблема стояла в Сибири. При крайне скудной базе художественного образования в крае (всего лишь три техникума) театральные кадры здесь в эти годы не готовились вообще. Первым шагом к решению проблемы стало открытие при Новосибирском ТЮЗе театральной студии с трехгодичным сроком обучения. Ядро театра составляли профессиональные актеры - воспитанники Ленинградского ТЮЗа: Агаронова, Арене, Во-ронкова, Горюнова, Зуховицкий, Михайлов, Мокша-нов, Никитина, Павлович, Розенсер. Набор в студию они объявили одновременно с открытием театра. «Главная организационная задача, - вспоминал Н.Михайлов, - состояла в том, чтобы воспитать в Сибири свои кадры, которые в дальнейшем будут основные и поведут ТЮЗ дальше». [12] Приказом крайоно от 10 сентября 1931 г. студия была преобразована в учебно-производственную мастерскую, что приобретало большое значение в связи с предстоящим открытием ТЮЗов в Сталинске и Омске. Среди воспитанников мастерской былиЗ. Ф. Булгакова и В. И. Макаров - впоследствии ведущие актеры театра. Их игра и профессиональное мастерство были высоко оценены на проходившем в 1939 г. всесоюзном смотре ТЮЗов.
Немалую помощь в решении проблемы кадров оказывал сибирский Пролеткульт. Практически во всех крупных городах края им организовывались театральные студии. Только в Новосибирске осенью 1930 г. в такую студию было принято 38 человек в возрасте от 17 до 26 лет. По социальному положению 82,4% из них являлись рабочими, 13% — служащими, остальные — из крестьян. [13] Аналогичные мастерские существовали в Барнауле, Щегловске, Прокопьевске, Омске и других городах. Набор слушателей осуществлялся специально созданными комиссиями, в состав которых входили работники ОНО и Пролеткульта. В большинстве своем это были молодые рабочие, занимавшиеся в студиях в свое свободное время. Театральную мастерскую Барнаульского пролеткульта посещало 45 человек, Щегловского — 43, Про-копьевского - 50. [14) Причем, учитывая занятость студийцев на своей основной работе, в Прокопьевске было открыто две студии - дневная и вечерняя.
Хотя уровень подготовки через мастерские Пролеткульта был довольно слаб, они вносили немалый вклад в решение задачи художественного воспитания сибирской молодежи. Многие слушатели студий в дальнейшем совершенствовали свое мастерство в профессиональных творческих коллективах. Остальные становились активными организаторами и руководителями многочисленных кружков художественной самодеятельности, настоящими популяризаторами и проводниками искусства в массы подрастающего поколения.
В годы второй пятилетки ситуация значительно изменилась. На содержание художественных учебных заведений Западной Сибири было выделено 3 150 млн руб. [15] Это в значительной степени позволило расширить и укрепить систему художественного образования в крае. Были организованы школа театрального ученичества (ТЕУЧ) при Омском драм-театре, театральное отделение при Томском музыкальном техникуме, театральная студия при Сталинском городском театре и первая в Сибири хореографическая студия при театре «Красный факел» в Новосибирске.
Совершенствовалось также организационное и методическое руководство театральными учебными заведениями. В 1934 г. Западно-Сибирским управлением театрально-зрелищных предприятий впервые были разработаны и утверждены стабильные учебные планы училищ и «Положение о производственной практике». Были составлены программы по спецкурсам: история театра, музыкальное воспитание, режиссура, актерское мастерство и др., а также утверждено «Положение о теучах» - средних театральных учебных заведениях, готовящих в течение трех лет артистов драмы низшей квалификации. Тогда же было выделено 48 тыс. руб. на содержание Омского теуча и 30 тыс. руб. - Новосибирского. [16]
Одновременно с ростом сети художественных учебных заведений в крае проводились и дополнительные мероприятия, направленные на решение кадровой проблемы: выдвижение активистов самодеятельности и профессионализация самодеятельных коллективов. В связи с этим большое внимание уделялось повышению профессионального мастерства коллективов колхозно-совхозных театров. К 1935 г. в пяти ведущих колхозно-совхозных театрах края (Новосибирском, Барнаульском, Венгеровском, Знаменском и Латгальском) было занято 86 актеров; 37 из них имели стаж работы до 5 лет, 32 - от 5 до 10 лет и только 17 обладали более значительным опытом театральной работы. [17] В целях повышения квалификации молодых актеров здесь были организованы специальные занятия по 120- и 160-часовой программам: 7 человек заочно учились в Государственном институте театрального искусства в Москве (3 на режиссерском факультете и 4 на актерском). [18] Однако в целом по колхозным театрам края положение с кадрами вплоть до конца рассматриваемого периода оставалось очень сложным. Если проанализировать уровень профессиональной подготовки их актерского состава, то становится ясно: к концу второй пятилетки в Западной Сибири существовала лишь своеобразная начальная подготовка кадров для колхозно-совхозных театров через организации Пролеткульта и специальные курсы при Домах самодеятельного искусства (ДИСК). Так, из 14 актеров Новосибирского колхозного театра трое закончили студию Пролеткульта, один - курсы ДИСКа, трое имели музыкальное образование (школа и техникум); в труппе Барнаульского театра, состоящей из 17 человек, лишь
двое получили образование через Пролеткульт и один был выпускником студии ТЮЗа. Остальные не имели специального образования совсем. [ 19] Конечно, выпускники театральной студии ТЮЗа получали более высокую профессиональную подготовку, но они, как правило, распределялись по ведущим городским театрам края. Подобное положение наблюдалось и в других колхозно-совхозных театрах. В этом, очевидно, была одна из причин утверждения за ними статуса самодеятельных коллективов, которым так и не удалось подняться до уровня профессиональных театров.
Таким образом, анализ состояния кадровой проблемы, стоявшей перед театрами Западной Сибири в 30-е гг., показал, что решение ее шло, в основном, с опорой на собственные силы. К концу второй пятилетки здесь наметились лишь некоторые положительные результаты. На полное ее решение требовалось время и значительные ресурсы в будущем.
Успешное решение театрами главной задачи — воспитание зрителя — зависело не только от профессионализма исполнителей, но и от качества репертуара театров. Именно здесь ситуация будет складываться наиболее остро и порой трагично, а сам театр из храма искусств превратится в арену борьбы мнений и идеологических приоритетов.
Подчеркнем три важных проблемы того времени:
— на уровне государства — утверждение господства новой идеологии, которой подчинялось все вокруг, в том числе и культура;
— на внешнем уровне театра — зрительская аудитория (при самой высокой массовости ее за всю историю театров в прошлом — низкий образовательный и культурный потенциал);
— внутри самого театра — слабый профессиональный состав трупп, особенно там, где театры только начинают формироваться.
На этом фоне становится понятным, почему именно репертуарная политика становится самой сложной задачей в развитии театров, почему именно в этой сфере контроль со стороны государства будет практически тотальным.
Впервые это нашло отражение в ряде резолюций Всесоюзного театрального совещания 1927 г. В одной из них определялись три основных направления в репертуарной политике государства на весь последующий период: а) способствование росту репертуара, отвечающего запросам современности; б) отбор произведений русских и иностранных классиков, сохранивших свое художественное и социальное значение; в) отбор художественно и идеологически ценных произведений современных советских и иностранных драматургов.
Большое значение в реализации этой политики приобретала печать. Так, в передовице первого номера журнала «Омский зритель» основные задачи журнала определялись следующим образом: борьба против реакционного направления в искусстве, разоблачение «всяких халтурщиков, дающих под видом пролетарского искусства чистейшую халтуру, извращающих понятие трудящихся о подлинном искусстве», помощь школам, техникумам, клубам и избам-читальням в организации художественного воспитания молодежи. [20] Неопытность и молодость сибирской театральной критики часто приводили к революционному нигилизму и ребячеству. Показателен в этом плане скандал в печати, спровоцированный газетой «Советская Сибирь» в 1928 г. Онавыступила тогда против оперных спектаклей на Новосибирской сцене. «Беспринципная, идеологически беспомощ-
ная опера, - писала газета,- задушила у нас драму». [21 ] Как «империалистическая» критиковалась опера Пуччини «Чио-Чио-сан», как «густая эротика» -опера Сен-Санса «Самсон и Далила». Стиль заметок позволяет остро ощутить дух того времени. При этом газета постоянно подчеркивала ненужность и бесполезность оперы в современных условиях. Театр тогда был вынужден защищаться, для чего использовал уникальное средство, также отражающее своеобразие эпохи: на следующий же день после скандальной публикации была созвана первая Производственная конференция организованного зрителя. Уникальное мероприятие уникальной эпохи массовой активности и энтузиазма, когда никто не оставался в стороне от происходящего. В результате большинство рабочих высказалось за сохранение оперных постановок. В принятой на конференции резолюции отмечалось: необходимо «продолжать приближение оперы к рабочим». Для этого предлагалось организовать предварительные популярные объяснения содержания либретто и музыки, и проводить «общественные просмотры опер представителями различных предприятий». [22]
С осуждением проводимой газетой линии выступил нарком просвещения А. В. Луначарский. В течение месяца в 1929 г. он изучал положение дел в Сибири. «Новосибирская опера, - писал он, - не только вполне удовлетворительно проводит некоторые оперные спектакли, но даже с несомненным вкусом и хорошей артистичностью, чему я сам был свидетелем, воспроизводит такую сложную постановочную вещь, как балет «Красный мак». [23] В репертуаре Новосибирского театра действительно значились такие шедевры мирового оперного искусства, как «Аида», «Севильский цирюльник», «Кармен», «Русалка», «Майскаяночь», «Пиковая дама» и «Царская невеста». Сохранение его явилось важным событием в истории культуры края. Необходимость строительства нового здания театра, возникшая к середине 30-х гг., свидетельствовала о значительном росте аудитории почитателей музыкального искусства.
Несомненно, государство вмешивалось в жизнь театра, При этом вопрос о профессионализме тех, кто принимал решение при утверждении реперту-аров, не обсуждался. Здесь все решала партийность, «пролетарская сознательность», а не художественное образование и вкус.
В январе 1929 г. вопросам репертуарной политики было посвящено первое краевое совещание директоров и художественных руководителей сибирских театров, за которым вскоре последовало специальное обследование театральных репертуаров в двух крупнейших городах края - Омске и Новосибирске. Вывод комиссии: из 149 пьес, поставленных за сезон 1928-1929 гг., лишь 53 обладали идеологической и художественной ценностью; 53 были просто приемлемы, 29 требовали осторожного подхода, ибо при неправильной режиссерской трактовке могли превратиться во вредные; 4 пьесы были из числа запрещенных, 10 принадлежали перу неизвестных авторов, чьи имена не значились в списках, утвержденных Главреперткомом. [24] Итоги очень красноречивы, но, к сожалению, не удалось обнаружить перечень этих 149 пьес, чтобы прокомментировать качество, профессионализм и объективность этих оценок.
В начале июля 1929 г. крайоно, в чье ведомство входили театры, разослал по округам циркулярное письмо, где отмечал целый ряд упущений со стороны окружных органов народного образования в деле осуществления контроля за содержанием репертуаров
и за деятельностью театров вообще. В связи с этим возникла необходимость создания краевого управления зрелищными предприятиями, которое бы отвечало за театр, в частности, за качество репертуара. Первые итоги работы управления были подведены на совещании в секторе искусств НКП РСФСР 25 февраля 1932 г., где был заслушан доклад о состоянии Западно-Сибирского УЗП. В докладе отмечался рост сети зрелищных предприятий в крае и увеличение общих бюджетных ассигнований, но указывалось на слабую работу художественно-политических советов. [25] Совершенствование деятельности советов и УЗП были определены совещанием в качестве одного из основных средств повышения идейного и художественного уровня театральной работы в крае.
Реорганизация в 1934 г. сектора искусств, объединявшего все отрасли художественной работы, и выделение отраслевого управления театрами явилось началом коренной перестройки аппарата НКП. Тогда же СНК РСФСР утвердил положение об организации краевых (областных) управлений театрально-зрелищными предприятиями (УТЗП), на которые возлагалось организационно-хозяйственное, идеологическое и художественное руководство всеми театрами края (области). Западно-Сибирское УТЗП было организовано к концу 1934 г.
Первые успехи театрального развития Западной Сибири были продемонстрированы в июне 1935 г., во время гастролей Новосибирского театра «Красный факел» в Москве. В помещении Камерного театра были показаны четыре пьесы: «Скутаревский» А.Леонова, «Вишневый сад» А. П. Чехова, «Егор Булычев» А. М. Горького, «Аристократы» Н.Ф. Погодина. Центральная печать («Правда», «Советский театр ») отметила достижения театра в области режиссуры и с похвалой отозвалась о талантливых исполнителях: Г.П. Полежаеве, В. Р.Барановой, С. Д. Иловайском и других. Значительный творческий рост театра был отмечен в приказе НКП РСФСР; артисту Полежаеву присвоено знание заслуженного артиста республики. Серьезные изменения произошли и в других театрах края. Прежде всего это было связано с утверждением в их репертуарах лучших произведений русской и зарубежной классики, а также современной драматургии.
Таким образом, исследование проблемы становления театральной сети в Западной Сибири в период 20-30-х гг. XX в. позволяет определить основные направления государственной политики в этой сфере: формирование материальной базы театров в крае, обеспечение их специально подготовленными кадрами, руководство репертуарной политикой и превра-
щение театра в мощное средство воспитания молодежи. Несомненно, в правительственной политике по отношению к театру был и прямой диктат, и мелочная опека, и откровенная цензура, и репрессии. Но театральная сеть, включая полупрофессиональные или самодеятельные коллективы передвижных и колхозно-совхозных театров, все же была создана. Всего за два десятилетия Западная Сибирь из глухой провинции превратилась в край активного культурного строительства. Все созданное в эти годы является ныне частью национального достояния России. Разумно ли разорение или превращение в рынок того, что всегда призвано было поддерживать духовность общества? Работа театра видна не по суточным сборам в кассе, а в истории поколений. За несколько лет можно преодолеть кризис в экономике, создать новую политическую систему, но утраченная духовность грозит потерей будущего нации.
Библиографический список
1. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 3293. Л. 38.
2. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 22. Д. 38.Л. 22.
3. Аронов С. О. Театр юного зрителя в СССР. М.-Л, 1940. С. 10.
4. Сибирские огни. 1930. №5. С. 140.
5. ПАНО. ф. 3. Оп. 3. Д.519. л. 60-61.
6. РГАЛИ.Ф.2310. Оп.1.Д. бО. Л. 50.
7. Там же. Д. 45. Л. 187.
8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 21. Д. 3200. Л.67.
9. РГАСПИ.Ф. 17.On.21.Д. 3307.Л. 76.
10. ГАНО.ф. 1404.Оп.1.Д. 2.Л.31.46.
11. РГАЛИ. Ф. 2723. Оп.1. Д. 418. Л. 153.
12. ГАНО.ф. 1491. Оп. 1.Д. 14.Л. 4.
13. РГАЛИ.ф. 1230.Оп.I.Д. 1500.Л. 130.
14. РГАЛИ. Ф. 1230. Оп. 1. Д. 1503.Л. 58, 108
15. РГАЛИ. Ф. 1230. Оп. 20. Д. З.Л. 116.
16. РГАЛИ. Ф. 962. Оп. 22. Д. 38. Л. 28.
17,.ГАНО.ф.896. оп.1. Д. 366.Л. 52.
18. Там же. Л. 53.
19. РГАЛИ. Ф.645. Оп. 1. Д. 111. Л. 85.
20. Омский зритель. 1928. №1. С. 1.
21. Советская Сибирь. 1928.27 марта.
22. Г АРФ, Ф. 5508. Оп. 1.Д. 1418. Л. 165.
23. Луначарский A.B. Месяцпо Сибири. Л., 1929. С. 92.
24. На ленинском пути. 1927. № 17. С. 20.
25. РГАЛИ. Ф.2310. Оп.1. Д. 8. Л. 38.
ПРОХОРОВА Людмила Дмитриевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории.
Книжная полка
Как говорить с кем угодно. Психология успешного общения. Технологии эффективных коммуникаций. - М.: Добрая книга, 2005. ISBN 594015-006-3. - 400 с.
Восхищались ли вы когда-нибудь теми удачливыми людьми, которые, кажется, имеют все, о чем только можно мечтать? Эта книга познакомит вас с приемами эффективного общения из арсенала успешных людей, чтобы и вы смогли достичь совершенства в игре, которая называется жизнью, и получить в ней то, чего вы хотите. Вы узнаете: Как сделать даже небольшой разговор большим событием. Как установить контакт с собеседником и произвести неизгладимое первое впечатление. Как научиться завязывать разговор и успешные отношения с незнакомыми людьми и многое, многое другое...