_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 159.9
Е. В. Васильева
студентка 3 курса отделения педагогического, социального и специального образования
Иркутский государственный университет г. Иркутск, Российская Федерация
ФОРМИРОВАНИЕ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА У ОПЕКАЕМЫХ ПОДРОСТКОВ
Значимость проблемы формирования субъективной картины мира опекаемых подростков, обусловлена сложившейся ситуацией в обществе. Не смотря на увеличение в последние годы числа детей, переданных на воспитание в семью, отпечаток, наложенный на них нахождением в интернатных учреждениях, дает о себе знать [5,6]. Для таких детей, как отмечают Г. Д. Простак и Г. И. Руденкова, характерно отсутствие социальных контактов, трудности в общении, несформированность потребности и способности трудиться, иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, отношений к собственности, отсутствие опыта нормальной жизни в семье и множество других проблем [4]. Данные трудности воспитанники не в состоянии решить самостоятельно, считая их нормой.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях, отсутствуют представления о своем будущем, они живут только сегодняшним днем. Таким образом, перед педагогами и приемными родителями стоит задача - организовать психолого-педагогическую деятельность по формированию субъективной картины мира у опекаемых подростков, для обеспечения их успешной интеграции в общество.
Согласно А. Н. Леонтьеву, субъективная картина мира - это понятие, характеризующее субъективную системность восприятия и мироощущения человека: целостную, многоуровневую систему представлений о мире и его взаимосвязях, о других людях, о себе и своей деятельности, о пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значениях и целях [2]. Содержание картины мира - отражение реальности, пропущенной сквозь призму эмоций, привычек и предрассудков. Личность видит чаще всего то, что она хочет видеть, то, что определено образованием и опытом. Комплекс социальных условий влияет на представления об окружающем мире. Как отмечает Мухина В. С., в первую очередь социальное окружение (семья или взрослые, заменившие семью; национальные традиции ближайшего окружения; место жительства и другие факторы) влияет на сведения, особые представления, которыми обладает ребенок о нашем мире [3].
Субъективная картина мира представляет собой основу, фундамент мировосприятия [1]. Поэтому, только принимая ее во внимание получится сформировать у опекаемых подростков осмысленное представление о мире и месте человека в нем, о его взаимоотношениях с действительностью (с природой, обществом, другим человеком и с самим собой), о своей роли и своем месте в мире, пространственной и временной последовательности событий, их причинах, значениях и целях.
Наше исследование посвящено изучению проявлений особенностей субъективной картины мира у опекаемых подростков. Базой проведения исследования стало Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Уховская средняя общеобразовательная школа» Иркутской области.
На первом этапе исследования нами был определен уровень сформированности субъективной картины мира подростков. Для этого нами было сформировано две группы. В выборку вошли 46 человек обучающихся, с 6 по 9 класс, из которых 23 изначально воспитываются в семье, а 23 - находятся под опекой.
В качестве диагностического инструментария использовался тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО), разработанный Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптирован Д.А. Леонтьевым.
Обратимся к результатам исследования. Анализ результатов теста «Смысложизненные ориентации» позволил получить данные, представленные в таблице 1.
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
Таблица 1
Данные психодиагностики по методике «Смысложизненные ориентации» (в %)
Субшкала Опекаемые подростки / Подростки, изначально воспитывающиеся в семье
Высокий уровень,% (чел.) Средний уровень,% (чел.) Низкий уровень,% (чел.)
Цели в жизни 17,4% (4 чел.)/ 56,5% (13 чел.), 60,9% (14 чел.)/ 43,5% (10 чел.), 21,7% (5 чел.)/ 0%(0 чел.);
Процесс жизни 17,4% (4 чел.)/ 52,2% (12 чел.), 78,3% (18 чел.)/ 47,8% (11 чел.), 4,3% (1 чел.)/ 0% (0 чел.);
Результативность жизни 43,5% (10 чел.)/ 78,3% (18 чел.), 34,8% (8 чел.)/ 21,7% (5 чел.), 21,7% (5 чел.)/ 0% (0 чел.);
Локус контроля - Я (Я -хозяин жизни) 21,7% (5 чел.)/ 43,5% (10 чел.), 60,9% (14 чел.)/ 56,5 (13 чел.), 17,4% (4 чел.)/ 0% (0 чел.);
Локус контроля - жизнь 8,7% (2 чел.)/ 34,8% (8 чел.), 60,9% (14 чел.)/ 65,2% (15 чел.), 30,4% (7 чел.)/ 0% (0 чел.);
Общий показатель - ОЖ 69,6% (16 чел.)/ 95,7% (22 чел.) 26,1% (6 чел.)/ 4,3% (1 чел.), 4,3% (1 чел.)/ 0% (0 чел.).
Охарактеризуем уровни смысложизненных ориентаций - высокий, средний и низкий. Так, данные психодиагностики по шкале «Цели в жизни» позволили нам установить, что высокий уровень СЖО выявлен у 17% опекаемых подростков и у 56% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Он проявляется в том, что в жизни испытуемых присутствуют четкие цели, при этом у них может отсутствовать реальная опора в настоящем и личная ответственность за их реализацию.
Средний уровень СЖО установлен у 61% опекаемых подростков и у 43% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Уровень характеризуется наличием у респондентов целей в жизни.
Низкий уровень выявлен только у опекаемых подростков (22%). Можем предположить, что данный показатель проявляется отсутствием у подростков целей, они живут сегодняшним или вчерашним днем.
Данные по шкале «Процесс жизни» позволили определить, что высокий уровень выявлен у 17% опекаемых подростков и 52% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Для данного уровня характерно то, что сам процесс своей жизни подростки воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом, но вместе с тем, могут характеризоваться как люди, живущие сегодняшним днем.
Средний уровень СЖО отмечается у 78% опекаемых подростков и 48% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Он проявляется в том, что сам процесс своей жизни испытуемые воспринимают как достаточно интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Низкий уровень СЖО выявлен только у опекаемых подростков и составляет 4%. Можно предположить, что данный уровень характеризуется наличием у подростков неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
Данные по шкале «Результативность жизни» позволили установить, что высокий уровень наблюдается у 43% опекаемых подростков и 78% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Он характеризуется свойственной испытуемым полной удовлетворенностью самореализацией.
Средний уровень СЖО установлен у 35% опекаемых подростков и 21% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Данный уровень выражается в том, что подростки оценивают пройденный отрезок жизни как продуктивный.
Низкий уровень СЖО наблюдается только у опекаемых подростков и составляет 22%. Он отличается свойственной испытуемым неудовлетворенностью прожитой частью жизни.
Данные по шкале «Локус контроля - Я» (Я - хозяин жизни) позволили выявить, что высокий уровень наблюдается у 22% опекаемых подростков и 43% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Уровень характеризуется тем, что подростки имеют представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.
Средний уровень СЖО установлен у 61% опекаемых подростков и 56% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Он проявляется в том, что у респондентов присутствует вера в свои силы
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
строить свою жизнь в соответствии со своими целями, задачами и представлениями о ее смысле.
Низкий уровень СЖО выявлен только у опекаемых подростков и составляет 30%. Данный уровень проявляется в наличии у подростков неверия в свои силы контролировать события собственной жизни.
Полученные данные по шкале «Локус контроля - жизнь» позволили определить, что высокий уровень выявлен у 9% опекаемых подростков и 35% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Он выражается в наличии у подростков убеждения в том, что человеку дано контролировать свою жизнь.
Средний уровень СЖО установлен у 61% опекаемых подростков и 65% подростков, изначально воспитывающихся в семьях. Данный уровень характеризуется наличием у данных испытуемых веры в то, что человеку дано свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Низкий уровень СЖО наблюдается только у опекаемых подростков и составляет 30%. Уровень проявляется в присутствии у подростков фатализма, убежденности в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода иллюзорна, и бессмысленно что-либо загадывать на будущее.
Анализ полученных результатов полученных в результате исследования позволил установить, что в группе подростков, изначально воспитывающихся в семье, уровень направленности на будущее выше, чем в группе опекаемых подростков. Изучаемые показатели значительно отличаются друг от друга по шкале «Цели в жизни» (Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО)): в группе подростков, изначально воспитывающихся в семье, преобладает высокий (56%) и средний уровни (43%), тогда как в группе опекаемых подростков - средний (61%) и низкий (22%). Список использованной литературы:
1. Бубнова И.С., Рерке В.И. Специфика современных условий семейного воспитания подростков и ее влияние на формирование их я-концепции//Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. № 1 (72). С. 211-214.
2. Василюк, Ф.Е. Подросток в отношениях с социумом / Ф.Е. Василюк. - СПб.: Питер, 2001.
3. Леонтьев, А.Н. Психология смысла / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003.
4. Мухина В.С. Картина мира: индивидуальные различия // Феноменология развития и бытия личности. Избранные психологич. труды. М.; Воронеж, 1999.
5. Рерке В.И. Изучение жизненной перспективы личности воспитанников интернатного учреждения в контексте субъективной картины мира//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21). С. 174-176.
6. Социализация воспитанников интернатных учреждений : учеб-метод. сост. Г. Д. Простак, Г. И. Руденкова ; ГУО «Акад. последиплом. образования». Минск: АПО, 2007. — 79 с.
7. http://famiïy-advisor.m/deti-i-roditeП/deti-siroty/Проект «Семейный консультант».
8. М1р://минобрнауки.рф/новости/8330Министерство образования и науки Российской Федерации.
© Васильева Е.В., 2017
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №06/2017 ISSN 2410-6070_
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 316
Г. К.Казибекова
к.филос.н., доцент Южный федеральный университет, филиал в г. Махачкале, Российская Федерация
КУЛЬТУРА КАК МЕРА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Аннотация
Статья посвящена изучению культуры как меры развития личности.
В ней автор акцентирует внимание читателя на значимости культуры и ее ценностей в современном обществе. Автора тревожит современное состояние духовной культуры. По итогам проведенного социологического исследования предлагает ряд обобщающих рекомендаций по повышению роли культуры в обществе.
Ключевые слова
Культура, мера, развитие, личность, общество, духовность, религия, традиция, ценности, гуманизм, нравственность, культурное наследие, молодежь, поколение, опыт, социальное, гармония
Культура - это сложное и многоуровневое явление. Насущной проблемой культуры является духовное совершенствование человека. По мысли Л.И. Шевцова: « Подлинная культура - это, прежде всего, высокая духовность, гуманизм, истинные знания и ценности, это форма и способ познания и освоения человеком всей безграничности и богатства окружающего мира»23.
Определяющее значение имеет высокая духовность в проявлении человеком чувства меры во всех сферах деятельности. Ибо без первой невозможно осуществление второго.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. определяют несколько значений понятия меры. Мера - единица измерения.2. Граница, предел проявления чего - н.3.Средство осуществления чего - н, мероприятие. 4. Старая русская единица емкости сыпучих тел, а также сосуд для измерения их»24.
Здесь мера выступает как качество культуры, которое способствует определению границ во всем.
Определяя сущность культуры, нужно исходить из того, что любое внешнее выражение культуры есть проявление степени развития самого человека. Сам человек формирует себя в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо. Его человеческие качества есть результат усвоения им языка, приобщения к существующим в обществе ценностям, традициям, овладения присущими данной культуре приёмами и навыками деятельности. От природы человек имеет своё материальное тело, которое наделено, через свои органы, способностью к практической и сознательной деятельности необходимой для его жизни. По мысли Карла Маркса: «Культура - это мера человечности в человеке25».
С уверенностью можно сказать, что культура представляет собой меру человеческого в человеке, граница измерения его действий и поступков, характеристику развития человека как общественного существа. Следовательно, культура существует в постоянном взаимодействии своего внешнего материализованного выражения с самим человеком. Это взаимодействие состоит в том, что человек усваивает созданную ранее культуру, отмечает её многообразие, делая тем самым предпосылкой своей деятельности, и творит культуру, с учетом данной особенности.
Человек, конечно, воспринимает культуру избирательно под влиянием предпочтений, определяемых многими обстоятельствами. И лишь на основе этой усвоенной им культуры он оказывается способным развиваться дальше.
23 Ирхин Ю.В. Социология культуры. - М.: Экзамен, - 2006. - С. 12.
24Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва.: «Азбукович», - 1997. - С. 350 . 25 Лавриненко В. Н. Социология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - С. 265