3. Асаул А.Н. Повышение роли государства в развитии национальных систем высшего образования // Экономическое возрождение России. - 2006. -№4(10).-3-10 с.
4. Асаул А.Н. Проблемы инновационного развития отечественной экономики // Экономическое возрождение России. - 2009. - № 4(22). -3-6 с.
5. Беляев М.К. Преемственность научного знания // Экономическое возрождение России. -2008. - № 4(18). - 82-87 с.
6. Гринберг Р. С. Гуманитарные и экономические аспекты взаимодействия стран СНГ - миграция, образование, права человека // Экономическое возрождение России. - 2006. - №3(9). - 7-16 с.
7. Капаров Б.М. Актуальность сотрудничества журнала «Экономическое возрождение России» и научной строительной школы // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4(18). - 3-11с.
8. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул [и др.].: - СПб.: АЛО ИПЭВ. -2008. - 606с.
9. Пастухов А. Л. Теоретические аспекты управления знаниями в университетском комплексе // Экономическое возрождение России. - 2010. -№3(25). -62-71 с.
10. Петров А. А., Аристова М. В. Наука и образование как элементы стратегии экономического роста России//Экономическое возрождение России. - 2010. -№1(23).-45-50 с.
11. Платонов А.М. Деятельность научной школы «методологические проблемы эффективности региональных инвестиционно-строительных комплексов как самоорганизующейся и самоуправляемой системы // Экономическое возрождение России. - 2008. - № 4(18). - 73-80 с.
12. Управление высшим учебным заведением в условиях инновационной экономики /А.Н, Асаул, Б.М. Капаров. - СПб.: Гуманистика. - 2007. - 280 с.
Горбачева М.Н.
Формирование стратегии вуза на основе системы сбалансированных показателей
В начале XXI века перед человечеством стоит важнейшая задача создания такой системы образования, которая представляла бы возможность для интеллектуального творческого развития каждого человека в условиях быстро эволюционирующего информационно-технологического общества.
Изменения в структуре образовательной системы и развитие рыночных принципов взаимодействия в сфере образовательных услуг оказывают существенное влияние на условия деятельности государственных вузов. Динамика изменений внешней среды вуза определяет повышение степени неопределенности и риска, сопутствующих деятельности образовательного учреждения. Поэтому все чаще говорят о необходимости стратегического подхода куправлению современным вузом.
Одним из наиболее важных способов формулирования стратегии организации, оформления ее в систему, направляющую деятельность всей организации на достижение единых стратегических целей и механизмов распространения стратегии на все уровни организации (что и составляет существо стратегического процесса) является формирование сбалансированной системы показателей (ССП).
Этот подход к организации стратегического процесса был впервые предложен Робертом Каштаном и Дэвидом Нортоном [1] разработавшим систему оценки деятельности компаний, основанную не только на финансовых показателях, но и на маркетинговых характеристиках, параметрах бизнес-процессов, результатах развития персонала и инновационных достижениях. Каплан и Нортон предложили сбалансированную систему показателей, связанных между собой причинно - следственными отношениями.
Привлекает в этой концепции то, что, по рекомендациям Р.Оаплана и Д.Нортона, существующие сотни индикаторов и критериев вообще не стоит включать в систему показателей, позволяющую эффективно управлять любой организацией. Идея этой системы была в том, чтобы превратить стратегию в определенный формат и сильно ограничить количество метрик.
Важнейшей чертой этого формата является идея «движущих сил» и «результатов», значит, система показателей - это описание бизнес-логики. Она представляет набор гипотез на которых построен бизнес. Например, как исправить бизнес-процесс, чтобы получить больше клиентов и увеличить доход. Сами по себе такие отношения не будут ничем новым, но если бы не они, появился бы обычный отчет, состоящий из числовых показателей.
ССП не заменяет систему оценки принятых традиционных повседневных параметров, являющихся оценочными, но формирует набор стратегических показателей, которые подбираются так, чтобы внимание управленческого состава было сосредоточено на факторах, приводящих к достижению стратегических целей.
Создатели ССП предложили для предприятия четыре основополагающих перспективы: финансовая; клиентская; внутреннего бизнес-процесса; обучения и развития. Схематически данная модель представлена на рисунке 1. В каждой перспективе разрабатываются цели, показатели, нормы, инициативы. При изменении приоритетов заинтересованных сторон причинно - следственная последовательность показателей изменится.
Возможно формирование дополнительных перспектив, что не противоречит общей концепции Нортона и Оаплана, которые утверждают, что в отдельных случаях состав перспектив может быть расширен для отражения спецификации деятельности субъекта [2].
Для ВУЗа характерна важность обеспечения условий деятельности -приоритетность интересов государства в организации образовательной деятельности и учредителей, осуществивших создание образовательной организации. Далее, безусловно, важно удовлетворение потребностей и предпочтений обучающихся и работодателей. Но в равной степени важно
Ч>11Н АНСЬ. лпеоилагае гсг^здпрнлтзг дс~.~.апо произвести ЛГ1 г.ъргоие^оъ.
КШШЫЫ ■; кззо г плеч ат.ге] I е г
до. .¡хин мр.1г:1н£1.~.н: ч.хйи: .1 *1К:.1 и
Л
ВЛУТРЬ.ШкЫ
ШППГУС-ГРППРГ.ГЫ
Гкскнс ¡"¡нхнсс-
НИДКН1-1И ц
пхлют-м ч кл.уст .посети .по геперллктпр.,
■с кое кг/и'н -и ¡Ч1,:^ ш: т!
I
ПГОЭи ^^¡ООЛПЗОЭЕП
чышь л илчии.иь
I I ы::нш| нщ, ч I |:Г?ы
ы Iк ^ II г и)
Рис. 1 - Сущность сбалансированной системы показателей по Р.Каплану и Д.Нортону
развитие ключевых технологий образовательного учреждения и обеспечение интересов персонала (преподавательского состава). Важно подчеркнуть это принципиальное отличие. При реализации целого ряда образовательных программ потребности обучающихся стандартизованы и на первое место выступают уникальные предложения самого образовательного учреждения, являющиеся результатом развития особых ключевых технологий этой организации.
Так, например, ВУЗ может предлагать уникальные по качеству программы изучения иностранных языков с последующей сдачей международных экзаменов. Конечно, ключевые технологии развиваются с ориентацией на тенденции рынка, но о жесткой односторонней причинно - следственной связи говорить уже не приходится. В известном смысле профессорско-преподавательский состав определяет свою деятельность, не только исходя из сегодняшних требований образовательного рынка, но также исходя из логики развития собственных уникальных компетенций. Скорее эти показатели взаимообусловлены.
В основе образовательной деятельности лежит процесс предоставления образовательной услуги, объединяющий в себе совместную деятельность учреждения образования (бизнес-процессы - в терминологии Р. Каплана и Д. Нортона) и обучающихся (конечных потребителей), то есть определяющий маркетинговые параметры (элементы клиентской составляющей).
Конечная ценность образовательной услуги для обучающегося проявляется инерционно, только в процессе его практической деятельности после получения образовательной услуги, и информация об этом должна учитываться при развитии ключевых компетенций учреждения образования.
Развитие ключевых компетенций учреждения образования состоит не только в создании образовательных услуг, но и в динамике инновационных процессов и научно-исследовательских работ (в том числе, и фундаментальных), что также не вписывается в простую причинно-следственную цепочку: потребности новых образовательных услуг - развитие человеческих и других ресурсов.
ISNN 1029-3388
Следовательно, сбалансированная система показателей для образовательного учреждения будет отличаться от классической «линейной» схемы Каплана - Нортона.
Чтобы начать двигаться, надо выбрать направление. На современном этапе это направление, выраженное в миссии, - подготовка конкурентоспособных, профессионально мобильных специалистов, необходимых инновационной экономике.
Чтобы знать, куда двигаться, надо поставить себе цель, отражающую видение, т.е. определить результаты, какие в перспективе следует достичь и когда. С НФ СПбГУСЭ такими главными целями являются: внедрение системы инноваций, повышение качества учебного процесса, создание новых видов услуг Какой путь, который должен пройти филиал от нынешнего состояния до того целевого, какую траекторию выбрать, чтобы достичь цели, устанавливает стратегия [3].
На основе анализа целей основных заинтересованных сторон и определения приоритетов, с учетом результатов стратегического анализа ключевых факторов успеха и требований развития ключевых компетенций СУЗа, осуществляется стратегический выбор в виде формирования сбалансированной системы показателей. С помощью данных показателей филиала следует ответить на поставленные вопросы по схеме, представленной на рисунке 2.
Одной из задач ССП является перевод миссии и общей стратегии филиала в систему четко поставленных целей и задач, а также показателей, определяющих достижения в рамках четырех основных составляющих, финансов, клиентов, внутренних - бизнес процессов, общения и роста.
Завоевание лидирующих позиций для вуза становится возможным при запуске комплекса программ, с помощью которых будут получены все намеченные показатели. Для каждого показателя ССП следует определить стратегические инициативы, необходимые для достижения целей. План действий, который обеспечивает ресурсы для стратегических инициатив, должен рассматриваться как комплекс инвестиций, а не перечень обособленных проектов.
Таким образом, сбалансированная система показателей является не только удобной методикой оформления стратегии СУЗа, но может играть роль основы всей системы стратегического менеджмента, реализующей итерационный и непрерывный стратегический процесс и фокусирующей всю деятельность СУЗа на реализацию избранной стратегии и достижение поставленных целей.
Литература
1. Каплан Роберт С., Нортон Дейвид П. Сбалансированная система показателей: от стратегии к действию. - 2-е изд., испр. и доп./ [пер. с англ. М.Павловой]. -М.:ЗАО «Олимп-Бизнес». - 2008. - 320с.
2. Кормановская И.Р Система сбалансированных показателей - эффективный инструмент стратегического и оперативного управления регионом / Региональная экономика: теория и практика. № 18 (201) - 2011 - с.42-47
наше
вуаущво)?
Саис-раикваюшиЗся предпринимательский инновационный
Рис.2- Стратегическая карта целей НФ СП6ГУГСЭ
3. Берансовская Л.И.,Кормановская И.Р. Стратегическое управление НФ СПбГУСЭ на основе ССП./ Опыт интеграции Российских ВУЗов в европейскую систему высшего образования// Сборник материалов IV научной конференции преподавателей и студентов. -В.Новгород: СпбГУСЭ. -2009- 198с.