Раздел 3 КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Ведущие эксперты раздела:
[лЙдЙЯПАВЛОВНАГЁКМА^] - доктор культурологии, профессор Алтайской государственной академии культуры и искусства (г. Барнаул)
ОЛЬГА ВАСИЛЬЕВНА ПЕРВУШИНА - кандидат культурологии, доцент, проректор по научной работе АлтГАКИ (г. Барнаул)
УДК 009.06
Komlev Y.E. THE STRATEGY FORMATION OF MUSEUM COMMUNICATION MANAGEMENT. In this article the bases of strategies formation of museum communication are discussed. The way of system formation of museum communication management is worked out. The article regards the way of strategy formation. The article points out that the management strategy of museum communications determines the museum development prospects and boundaries of possible actions and management decisions making.
Key words: strategy of management; museum communications; strategies of formation.
Ю.Э. Комлев, докторант, г. Оренбург, Е-mail: [email protected]
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ УПРАВЛЕНИЯ МУЗЕЙНЫМИ КОММУНИКАЦИЯМИ
В статье рассматриваются основы стратегии управления музейными коммуникациями, описывается способ формирования системы управления музейными коммуникациями. Указывается на то, что стратегия управления музейными коммуникациями определяет перспективы развития и границы возможных действий и принятия управленческих решений.
Ключевые слова: стратегия управления, музей связи, стратегии, формация.
Раскрывая потенциал музея на принципах управления музейными коммуникациями, как средства интенсификации процесса вовлечения людей в мир культуры и как механизма стимулирования их социально-культурной активности, мы убедились, что происшедшие в музейном деле за последние два столетия глубокие качественные изменения сделали музей XXI века социальным институтом, который эффективно реализует свои функции по отбору, атрибуции, хранению, экспонированию и представлению ценностей истории и культуры.
Представление о монологическом воздействии музея на аудиторию заменила концепция многостороннего диалога между музеем, посетителем и внешней средой. Более того, в этот диалог включаются не только реалии современной жизни, но и мнения, взгляды, суждения и идеи иных исторических эпох. Сама сущность музея и музейных коммуникаций предопределяет бережное отношение к различным типам культур.
Для музея, как социально-культурного центра, принципиально важно видеть и учитывать глубинные процессы, протекающие в обществе, осознавать необходимость корректировки содержания и форм своей деятельности в соответствии с целевыми установками общества на данном этапе его развития.
При осуществлении в нашей стране рыночных и организационно-правовых преобразований в сфере культуры возникает проблема выработки такой коммуникационной политики и стратегии, которые позволяют музею поддерживать свою эффективность и конкурентоспособность в обозримой перспективе. В работах, посвященных практической деятельности учреждений культуры, можно обнаружить использование термина «стратегии» как принципов, определяющих направление приоритетных областей их развития [1, с. 13; 2, с. 93-97]. Общая концепция стратегического управления музейными коммуникациями основана на принципах новой управленческой парадигмы, которая составляет основу совершенствования управления музеем XXI века.
Культурно-образовательная, культурно-просветительная и воспитательная деятельность музея сегодня невозможна вне
формирования его коммуникационных связей, а это предполагает наличие стратегии управления музейными коммуникациями. Ориентация на создание системы устойчивых и постоянно обновляемых коммуникационных связей позволяет музею четко определять свое место в духовной жизни города, региона, страны, которое во многом зависит от способности адекватно и позитивно реагировать на ключевые проблемы социокультурного развития.
В исследовании отмечается, что в процессе коммуникационного диалога между музеем и посетителем сталкиваются различные концепции. Естественно, каждый участник диалога обладает определенным взглядом на анализируемые проблемы. В одном случае - это сложившиеся, научно обоснованные взгляды, в других - проявление интуиции, в третьих - ложное представление о сути и природе анализируемого объекта. Совокупность этих разносторонних взглядов определяет особенности управления музейными коммуникациями и различные толкования термина «стратегии» [3].
Современная концепция музея как открытой коммуникационной системы, должна основываться на учете требований формирующегося информационного общества к повседневной музейной деятельности, и предполагать:
- усиление дифференцированного подхода к музейной аудитории с учетом ее половозрастных особенностей, общекультурного уровня, семейного положения, профессии и, в первую очередь, реально проявляемых интересов;
- использование интерактивных форм музейной работы, стимулирующих проявление инициативы и самодеятельности аудитории и ее преобразованию из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества;
- повышение роли музея как научно-методического учреждения, оказывающего помощь организациям разных типов, системе самообразования и дополнительного образования, учреждениям клубного типа, лекториям и иным социальным институтам в обогащении содержания и форм историко-культурного просвещения.
Действия музея и их руководителей уже не могут сводиться к простому реагированию на происходящие перемены в сфере культуры. Все шире признается необходимость сознательного управления изменениями на основе научно обоснованной процедуры их предвидения, регулирования, приспособления к целям музея и изменяющимся внешним условиям.
В течение последних 10 лет понятия «стратегия организации», «стратегия развития музея» вошли в теорию и практику управления музеем как интегрированная модель действий, на-
правленных на достижения целей музея. По форме «стратегия» может представлять собой документ; по сути и содержанию -это набор правил, которыми руководствуется музей при понятии управленческих решений. Если миссия определяет глобальную цель музея, то стратегия является инструментом достижения цели музея, предписывающим и определяющим направление и характер движения или путь к достижению цели. Автором разработан алгоритм построения системы управления музейными коммуникациями и представлен на рис. 1.
Постановка целей управления
музеиными коммуникациями
Рис. 1. Алгоритм построения системы управления музейными коммуникациями
Формирование стратегии управления музейными коммуникациями является инструментом, способствующим эффективному развитию всего музея. Задача алгоритма заключается в обеспечении нововведений и организационных изменений в достаточном объеме для адекватной реакции музея на происходящие изменения во внешней среде. Выработка стратегии управления музейными коммуникациями не завершается каким-либо немедленным действием, а направлено на установление эффективных направлений, следование которым обеспечит развитие и укрепление позиций музея в XXI веке.
На основании стратегии управления музейными коммуникациями распределяются ресурсы между выбранными сферами деятельности музея, а для ее осуществления необходима соответствующая коммуникационная программа. Коммуникационную программу музея можно рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой задания с указанием целей по времени, результатам и затратам. Программа музейных коммуникаций начинается в точке, в которой цель коммуникации уже сформулирована, а ресурсы распределены, и заканчивается в точке достижения цели или решения о прекра-
щении коммуникационной работы в данном направлении и перераспределении ресурсов.
Изданные в последние годы учебные пособия по основам менеджмента, коммуникационного менеджмента [4; 5; 6; 7; 8; 9], рассматривающие в числе прочих, проблемы формирования стратегии организации, анализируют ее основу, оказывающее влияние на развитие всей организации. Выбор стратегии управления музейными коммуникациями - это основа развития музея. Стратегия управления музейными коммуникациями в исследовании рассматривается как:
- центральное направление развития музея в XXI веке;
- общий план коммуникационной деятельности музея, обеспечивающий осуществление миссии и достижение целей в развитии музейных коммуникаций;
- определитель коммуникационных целей музея и основных путей их достижения так, что музей получает единое направление всех коммуникационных действий.
В современных экономических условиях существенным элементом в стратегии развития музея является управление инновационными процессами, в которых отправной точкой выступает его инновационная политика. Инновационная политика музея - система идей, задач и направлений, форм и методов инновационного развития музея: выражает основные цели и альтернативные возможности использования музейных коммуникаций в современных экономических условиях. Инновационная политика музея служит основой для разработки коммуникационных прогнозов, программ, проектов и стратегий развития управления музейными коммуникациями.
Более того, стратегии управления музейными коммуникациями определяются исходя из следующего понимания ее сущности:
• стратегия - обобщенная коммуникационная модель долгосрочных действий музея, которые ему необходимо осуществить для достижения поставленных коммуникационных целей;
• стратегия - профессиональная концепция развития музея на заданную стратегическую перспективу, представленная в виде долгосрочной программы коммуникационных действий музея;
• стратегия - коммуникационная система функциональных стратегий музея, например, развития новых услуг, продуктов музея, производства, рекламы и т.д.
Все используемые стратегии управления музейными коммуникациями направлены на эффективное развитие всего музея, развитие рынка музейных услуг города и региона.
Автором в исследовании выделено, что стратегия управления музейными коммуникациями определяет перспективы развития музея, границы возможных действий и принятия управленческих решений. Главная задача формирования стратегии управления музейными коммуникациями состоит в том, чтобы перевести музейное учреждение из его настоящего состояния в желаемое будущее состояние путем достижении коммуникационных целей музея с максимальной эффективностью.
Рассмотрим характеристики понятия «стратегия управления музейными коммуникациями» и дадим определение, которым мы также будем руководствоваться в данном исследовании.
Стратегия управления музейными коммуникациями - генеральный план действий, представляющий собой коммуникационную систему управленческих решений, определяющих перспективные направления развития музея, сферы, формы и способы коммуникационной деятельности в условиях внешней и внутренней среды музея и порядок распределения необходимых ресурсов для достижения поставленных целей музея.
Так, например, стратегия управления музейными коммуникациями, разработанная для музея в целом или для всех подразделений (например, для увеличения количества посетителей), выступают в виде целевых установок.
Методика разработки стратегии управления музейными коммуникациями представлена на рис. 2.
Рис. 2. Методика разработки стратегии управления музейными коммуникациями
Фактически, можно сказать, что, сколько существует музеев, столько же существует конкретных стратегий управления музейными коммуникациями. Сегодня музейные учреждения призваны объединять, сохранять и передавать огромный культурно-исторический опыт отечественного и мирового сообщества, активизируя коммуникационные процессы трансляции и обмена информацией не только между разными поколениями и культурами, но и между отдельными социальными группами, общественными объединениями, политическими движениями. И в этом в значительной мере реализуется коммуникационный потенциал музея XXI века.
Опираясь на возможности открытой коммуникационной системы Оренбургского областного музея изобразительных искусств, позволяющей расширить культурное поле посетителей посредством объединения усилий музея, школы, вуза и иных звеньев социально-культурной инфраструктуры, а также реали-
зовать нетрадиционные формы и методы коммуникационного и эмоционального воздействия на аудиторию, мы в процессе формирующего культурологического эксперимента сумели подтвердить гипотезу о преимуществах формирования духовно богатой личности средствами музейной коммуникации.
Это было достигнуто при помощи:
- наглядности и предметности музейных экспозиций, иллюстрирующих наиболее яркие страницы отечественной истории и художественной культуры, получению возможности для посетителей конкретного общения с предметами ушедших эпох и шедеврами изобразительного искусства;
- доступного, яркого и широко иллюстрированного показа истории мировой и отечественной культуры;
- раскрытия в процессе экскурсии и иных форм работы с посетителями наиболее интересных и конструктивных пози-
ций деятелей науки и культуры по актуальным проблемам духовной жизни общества;
- вовлечения посетителей музея в активное обсуждение пропагандируемых идей, концепций и взглядов на непреходящие ценности мировой и отечественной культуры, традиции духовной жизни народов Российской Федерации.
Значительную роль в проведенном исследовании сыграло использование концепции взаимодействия музея и системы институтов, учреждений, организаций и объединений, входящих в социально-культурную инфраструктуру региона.
Данная концепция управления музейными коммуникациями исходит из того, что стратегическое решение стоящих перед человечеством глобальных проблем требует всемерного использования просветительного, образовательного и воспитательного потенциала этого взаимодействия, которое, образуя благоприятную коммуникационную среду, создает необходимые предпосылки реализации коммуникационного потенциала современного музея. Сама жизнь заставляет осознать необходимость коммуникационного единства культуры и образования, составляющих основу развития всего общества. Обновление содержания и форм коммуникационного взаимодействия образовательно-воспитательных учреждений и музея предопределило актуальность нового уровня их взаимоотношений - координацию и интеграцию коммуникационной деятельности в ХХ! веке.
Взаимодействие коммуникационной системы музея и системы образовательно-воспитательных учреждений позволяет последним обратиться к исконной сущности классической педагогики и к традициям российской школы. Широта, стабильность, последовательность и многоаспектность такого сотрудничества отражает общую тенденцию современной культуры: комплексного коммуникационного воздействия на формирующуюся личность.
Специфика опытно- экспериментальной работы в Оренбургском областном историко-краеведческом музее и в Областном музее изобразительных искусств, проявилась в том, что, опираясь на опыт Русского музея, Эрмитажа, Государственного Исторического музея и иных музейных учреждений, успешно реализующих коммуникационные возможности, широко использовались формы совместной деятельности со школами, профессиональными училищами, гражданскими и военными высшими учебными заведениями, домами творчества юных, клубными учреждениями, туристическими фирмами. Разработанные программы были дифференцированы и рассчитаны на определенные группы населения (от дошкольников до людей пожилого возраста), ориентированы по времени не менее чем на год и реализовывались посредством дополнения системы воспитания, сложившейся в этих центрах образования, культуры и досуга, музейными акциями, направленными на формирование исторического сознания и художественного вкуса, на широкое общекультурное развитие.
Ведущим показателем эффективности нравственно-эстетического воспитания средствами музейной деятельности стало многократное увеличение числа посетителей музеев, на базе которых осуществлялся формирующий музейно-культурологический эксперимент. Создание открытой коммуникационной системы позволило перенести в музеи Оренбургской области многие формы организационно-методического обеспечения экспозиционно-просветительной деятельности из центральных музеев России. Например, сотрудники научно-экспозиционного и экскурсионного отделов Оренбургского областного историко-краеведческого музея постоянно помогали в создании и совершенствовании экспозиций школьных и районных музеев. Два раза в год (в сентябре - октябре и феврале - марте) проводятся семинары для педагогических коллективов школ. Как правило, каждый семинар раскрывает методику реализации воспитательного потенциала музейной работы. Совместно с педагогическим составом школы определяется тематика проведения экскурсий, согласованная со школьной программой.
Опыт Оренбургского областного историко-краеведческого музея и музея изобразительных искусств показал, что эффективность музея как коммуникационной системы находится в прямой зависимости не только от его способности дифференциро-
Библиографический список
вать свое воздействие на разные группы населения, но и от индивидуального подхода к каждому посетителю.
Творческие поиски коллектива Оренбургском областном историко-краеведческом музея позволили апробировать и внедрить в повседневную практику систему формирования стратегии управления музейными коммуникациями методов, доказавших свою высокую эффективность, в том числе использования следующих методов:
- метод индивидуальной работы со школьниками по изучению экспозиции при помощи экскурсионных программ, разработанных для каждой возрастной группы;
- метод работы с одиночными посетителями при помощи обучающих компьютерных программ и виртуальной экспозиции;
- метод стимулирования творческих потенций посетителей на временных выставках посредством специальных развлекательных программ, обновляемых для каждой новой выставки.
Проведенный музейно-культурологический эксперимент показал, что задача формирования стратегии управления коммуникациями заключается в том, чтобы, последовательно вовлекая людей в различные формы музейной деятельности, преобразовывать их из пассивных созерцателей экспозиции в активных участников социально-культурного творчества, которые включаются в непрерывный процесс преемственности знаний от простого к сложному, от конкретного к абстрактному, от элементарного накопления фактов к их логическому осмыслению. В этом проявляется суть музейной коммуникации, вектор которой направлен от музея к посетителю и от посетителя к музею.
Важное место в коммуникационной практике музея занимает реализация принципа доступности, согласно которому обучение и воспитание строится с учетом уровня подготовки обучаемых, их возрастных и индивидуальных особенностей. Например, научная концепция экспозиции Оренбургского областного музея изобразительных искусств, предусматривает ее восприятие на четырех уровнях:
- пассивное созерцание художественной экспозиции;
- осмотр экспозиции с использованием этикетажа;
- осмотр экспозиции с использованием этикетажа, текстов и, желательно, при помощи различных творческих музейных программ;
- глубокое изучение экспозиции с использованием специальных компьютерных программ и музейного экскурсовода.
Проводимое анкетирование, визуальное наблюдение за посетителями, «круглые столы» со школьными преподавателями, искусствоведами позволили убедиться в том, что концептуальная экспозиция музея изобразительных искусств была решена правильно. С ней знакомятся на всех вышеупомянутых уровнях в зависимости от возраста школьника, его цели посещения музея и уровня подготовки.
Современная психология и музейная коммуникация предполагает, что каждому возрасту свойственно свое восприятие одного и того же предмета, поэтому подготовка музейных экскурсоводов проводится многоступенчато. Начинающий экскурсовод каждый раз обязан сдавать методическому совету свою экскурсию, посвященную одной теме, но рассчитанной на разные возрастные группы. Причем наибольшую сложность представляет подготовка экскурсий для самых маленьких посетителей. Здесь надо учитывать известное правило детских писателей: для детей нужно писать как для взрослых, но только еще лучше. Необходимо отметить, что коммуникационные принципы научности, систематичности, преемственности, доступности, прочности знаний и наглядности обоснованы в ряде публикаций директора Дарвиновского музея А.И. Клюкиной [10], которые успешно апробированы и реализуются во многих российских музеях.
Таким образом, каждый музей должен выстраивать всю свою просветительную, образовательную и воспитательную деятельность в соответствии с рядом коммуникационных принципов, реализация которых позволит обеспечивать достаточно высокую эффективность этой работы.
1. Ештокина, И.П. Развитие вариативных педагогических систем и адаптация программы «Здравствуй, музей!» в образовательных учреждениях г Сосновый бор» // Музейная педагогика в школе. - СПб. - 2002. - № 3.
2. Соболева, Е.С. Публикационная политика зарубежных музеев / Е.С. Соболева, М.З. Эпштейн // Музей. Экскурсии. Туризм: сб. материалов конференции. - СПб., 2006.
3. Сапанжа О.С. Стратегии коммуникационных процессов в контексте модернизации музейной деятельности // Триумф музея?: сб. научных трудов.
- СПб., 2005.
4. Кнышева, Е.Н. Менеджмент: уч. пособие. - М., 2005.
5. Марков, А. П. Проектирование маркетинговых коммуникаций. - СПб., 2005.
6. Шепель, В.М. Коммуникационный менеджмент: учебное пособие. - М., 2004.
7. Балашов, А.П. Основы менеджмента: уч. пособие. - М., 2008.
8. Зайцева, О. А. Основы менеджмента: уч. пособие / О.А. Зайцева, А.А. Радугин - М., 2000.
9. Орлов, А. С. Введение в коммуникационный менеджмент: уч. пособие для студентов вузов. - М., 2005.
10. Клюкина, А.И. Как привлечь посетителя: формирование музейной политики на основе анализа посещаемости. - М., 2003. - № 5.
Bibliography
1. Eshtokina, I.P. Razvitie variativnihkh pedagogicheskikh sistem i adaptaciya programmih «Zdravstvuyj, muzeyj!» v obrazovateljnihkh uchrezhdeniyakh g. Sosnovihyj bor» // Muzeyjnaya pedagogika v shkole. - SPb. - 2002. - № 3.
2. Soboleva, E.S. Publikacionnaya politika zarubezhnihkh muzeev / E.S. Soboleva, M.Z. Ehpshteyjn // Muzeyj. Ehkskursii. Turizm: sb. materialov konferencii.
- SPb., 2006.
3. Sapanzha O.S. Strategii kommunikacionnihkh processov v kontekste modernizacii muzeyjnoyj deyateljnosti // Triumf muzeya?: sb. nauchnihkh trudov. -SPb., 2005.
4. Knihsheva, E.N. Menedzhment: uch. posobie. - M., 2005.
5. Markov, A. P. Proektirovanie marketingovihkh kommunikaciyj. - SPb., 2005.
6. 6. Shepelj, V.M. Kommunikacionnihyj menedzhment: uchebnoe posobie. - M., 2004.
7. Balashov, A.P. Osnovih menedzhmenta: uch. posobie. - M., 2008.
8. Zayjceva, O. A. Osnovih menedzhmenta: uch. posobie / O.A. Zayjceva, A.A. Radugin - M., 2000.
9. Orlov, A. S. Vvedenie v kommunikacionnihyj menedzhment: uch. posobie dlya studentov vuzov. - M., 2005.
10. Klyukina, A.I. Kak privlechj posetitelya: formirovanie muzeyjnoyj politiki na osnove analiza posethaemosti. - M., 2003. - № 5.
Статья поступила в редакцию 25.07.11
УДК 1.17.023.36
Shapiro O.V. PERFORMING CULTURE IN THE CONDITIONS OF SOCIETY MODERNIZATION. In article the phenomenon of performing culture as independent sphere of display of cultural anthropology is considered. Problems of a condition of modern domestic performing culture and the reasons of their occurrence are put forward.
Key words: performance, culture, modernization, motivation, dialogue cooperation.
О.В. Шапиро, аспирант НГПУ, г. Нижний Новгород, E-mail: [email protected]
ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
В статье рассматривается феномен исполнительской культуры как самостоятельной сферы проявления культурной антропологии. Выдвигаются проблемы состояния современной отечественной исполнительской культуры и причин их возникновения.
Ключевые слова: исполнительство, культура, модернизация, мотивация, диалоговое сотрудничество.
Модернизация является видом общественного движения, то есть особого, коллективного динамизма. В этих условиях существенным образом возрастает значение исполнительской культуры каждого индивида, отдельного члена общества и всей социальной совокупности людей, представляющих определенный тип ментальности и культуры.
Речь пойдет, конечно, о современной отечественной культуре, стимулирующей развитие тенденции личной ответственности за состояние нации, за перспективы ее дальнейшего развития. Исполнительская культура не относится к числу достоинств русского национального характера, если речь идет о среднедушевом показателе такой культуры. Наш народ, которого часто называют «народом кое-каков», у которого «авось» да «кабы» - любимейшие присловия, отражающие приблизительный характер национального отношения к происходящему [1].
Сегодня исполнительская культура стала доминирующей необходимостью реального воплощения многих универсальных культурных ценностей и, в первую очередь, фактором необходимых изменений социально-экономического развития России. Однако соотношений понятий «исполнительство» и «культура» в научной литературе практически не изучено, - акцент сделан на культуре управления, на отечественный менеджмент, невозможный, на наш взгляд, без мира исполнителей.
Проблема состоит еще и в том, что само понятие исполнительства в нашей ментальности заключает в себе множество негативных аксиологических и нравственных смысловых значений. «Народ рабов», исторически недавно почувствовавший свободу, не признает исполнительство как единственную модель поведения, создающую необходимую устойчивость в обществе, ведущую личность к уважению, а не к унижению со стороны окружающих.
По этой же причине исполнительство и творчество находятся в устойчивой оппозиции друг к другу. Исключение делается только для исполнительской культуры музыкантов и актеров, что
существенно сужает смысловое пространство этого понятия. Вот почему исполнительство необходимо выделить в качестве важнейшей категории социального поведения. Как отмечает Гарри К. Триандис, «категоризация - это функциональный процесс, поскольку позволяет упрощать восприятие окружающей среды» [2, с. 126]. Ученый отмечает также, что значение категории оп -ределяется высокой или низкой кодифицируемостью. В первом случае люди используют слово или словосочетание часто, быстро, поскольку они согласны в том, что это слово обозначает. Если же речь идет о низкой кодифицируемости термина, то очевидно, что у людей нет осознания важности обозначаемого им предмета.
К сожалению, мы можем отнести «исполнительскую культуру» к категориям низкой кодифицируемости, поскольку за исполнительством не признано состояние культурного развития личности, в сознании современников между исполнительством и культурой существует некое противоречие. Объяснить этот феномен можно лишь небрежением к воспитанию исполнительской культуры в человеке с детских лет.
Онтологические основы исполнительства не вполне осмыслены, поэтому исполнительство чаще рассматривается как соци-онормативный фактор нашей повседневной действительности. Между тем в исполнительстве заложены такие сущностные свойства культуры, как отношение к Другому, эмпатия, означающая способность к постижению не только эмоциональных, но и интеллектуальных состояний другого человека в форме и сопереживания, и соучастия, и поведенческой реакции. В исполнительство заложен «динамизм доверия», заставляющий человека вырабатывать систему норм и правил во имя осуществления какого-то замысла, проекта, соблюдая при этом определенные системные ограничения. Трансперсональное пространство исполнительства превращает личность в самостоятельную креативную сущность, сохраняющую свою уникальность, помноженную на талант и творчество других. Бинарная природа исполнительства