ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ В РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ Шипилова Е.В. Email: Shipilova668@scientifictext.ru
Шипилова Елена Владимировна - магистрант, факультет экономики, экономики фирмы и отраслевых рынков, Рязанский государственный университет им. С.А. Есенина, г. Рязань
Аннотация: основной целью написания данной статьи выступило проведение теоретического исследования порядка формирования стратегии развития региона в рамках туристической отрасли Рязанской области. Здесь описаны перечень задач стратегического развития туристической отрасли Рязанской области и перспективы развития данного направления в регионе. Исследование туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области предусматривает его мониторинг, систематизацию, привязку к образовательному процессу и создание на его основе программ для профессионального роста студента, методических рекомендаций для кураторов и преподавателей вузов по использованию туристско-экскурсионного потенциала Рязанской области, выдвижение на основе выявленных данных научно-обоснованных предложений по совершенствованию высшего профессионального образования.
Ключевые слова: стратегический план, туристско-рекреационный, культурно-познавательный, санаторно-оздоровительный, этнографический, развитие, туризм, внутренний туризм.
FORMATION OF THE STRATEGY OF DEVELOPMENT OF THE TOURIST BRANCH IN THE RYAZAN REGION
Shipilova E.V.
Shipilova Elena Vladimirovna - Undergraduate Student, FACULTY OF ECONOMICS, COMPANY ECONOMICS AND INDUSTRY MARKETS, RYAZAN STATE UNIVERSITY NAMED AFTER S.A. YESENIN, RYAZAN
Abstract: the main purpose of writing this article was to conduct a theoretical study of the order of formation of a regional development strategy within the tourism industry of the Ryazan region. Here is a list of the tasks of the strategic development of the tourism industry of the Ryazan region and the prospects for the development of this area in the region. The study of the tourist and excursion potential of the Ryazan region provides for its monitoring, systematization, binding to the educational process and the creation on its basis of programs for the professional growth of the student, methodological recommendations for curators and teachers of universities on the use of the tourist and excursion potential of the Ryazan region, the nomination on the basis of the revealed data of science-based proposals for improving higher education.
Keywords: strategic plan, tourist and recreational, cultural, educational, sanatorium and health, ethnographic, development, tourism, domestic tourism.
УДК 338.486
Реализация стабильного регионального экономического развития является самостоятельной стратегической целью всякого региона, в том числе ведущего обеспечения туристской деятельности. Поэтому довольно значимая роль отводится процессу избрания стратегии, ориентируясь на производственные способности территорий, инициативы и планы местного населения.
С разработкой стратегии имеет прямую непосредственную связь понятие «стратегическое планирование».
В рамках базовой цели формирования плана стратегии развития туристско -рекреационных возможностей региона следует обозначить цели и параметры стабильного развития этого региона, где фундаментальным фактором экономики, целевой функцией этого процесса считается привлекательность туристского продукта либо туристской услуги в границах региона [2].
Целесообразным будет назвать некоторое количество базовых объектов составления стратегического плана развития туристско-рекреационных возможностей регионального уровня, относящихся на сегодняшний день к содержанию стратегии развития туристского региона: распределение новшеств либо инновационных составляющих в рамках туристских технологий, гарантия их туристского интереса, использование систем телекоммуникации и прикладной информатики для отслеживания качественных характеристик, постоянное развитие активов субъектов хозяйствования. В процессе определения стратегических задач основная роль отводится следующим параметрам, которые довольно дифференцированы в российских регионах: транспортные, материальные, трудовые затраты, обеспечение инфраструктурой и принятие во внимание экологических ограничений.
Еще одним фактором, который нуждается в изучении и месте в аппарате формирования планов стратегии, является вынужденное полярное разделение целей и настоящее состояние субъектов социально-экономической работы в рамках исследуемых территориальных границ: органов управления, домовых хозяйств и туристских компаний.
Следующей частью процесса формирования стратегического плана развития туристско-рекреационных возможностей становится инструмент индикативного стратегического планирования. Основной целью использования индикаторов здесь выступает акцентировоние на базовых точках роста региона уплотнившейся структурой конкуренции новых туристских компаний, повсеместное использование технологических инновации во время оказания туристических услуг, применение экологичных технологий, осуществление сберегающих ресурсы мер [4].
Со стороны экономики разработка стратегии развития туристско-рекреационных возможностей должна включать в себя определенное количество элементов, становление которых и образует непосредственно безопасность и экономическую защиту региона.
Стратегический план социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года представляет собой документ, который устанавливает приоритеты, цели, задачи и ориентиры социально-экономического развития Рязанской области в течение длительного периода времени.
Базовыми задачи и путями выступают:
— образование новых объектов показа;
— устройство и осуществление мероприятий по определенным событиям;
— развитие туризма по теме этнографии (центры народных художественных промыслов и ремесел);
— создание неповторимого стиля среды и атмосферы города;
— применение кластерного подхода (например, кластер «Рязанский»);
— улучшение туристских инфраструктуры и комфортной среды;
— формирование инфраструктуры в рамках экологии и активного туризма;
— расширение масштабов применения системы гостевых домов, с ориентацией на сельский туризм;
— обеспечение роста качественных характеристик процесса обслуживания туристов: применение стандартов региона по части гостеприимства, использование учебных процедур и профессиональных состязаний;
— устройство процесса взаимодействия с субъектами индустрии гостеприимства в рамках АНО «Центр развития туризма»;
— совершенствование инфраструктуры круизного и придорожного сервисов;
— использование навигационных систем и ориентирующих сведений;
— расширение сети информационных центров туризма;
— использование современных цифровых технологий (например, аудиогиды, приложения, виртуальные туры);
— улучшение состояния туристских маршрутов;
— расширение системы маршрутов, а также маршрутов велосипедных и пешеходных;
— улучшение и диверсификация туристского продукта региона: увеличение системы предложений по части следующих видов туризма: культурно -познавательного, рекреационного и санаторно-оздоровительного;
— формирование и становление туристического продукта по части таких видов туризма, как детский, медицинский, деловой, экологический, гастрономический, сельский и военно-технический;
— применение современного инструментария в цифровой формате в процессе проведения работ по продвижению ресурсов туризма на территории Рязанской области при помощи технологий виртуальной и дополненной реальности, создание интерактивной туристской карты региона;
— популяризация региональных ресурсов туризма: участие в международных и российских туристских выставках, road-show и иных мероприятиях, которые ориентированы на популярность региона, как туристического направления;
— устройство и осуществление имиджевых событий и процедур с привлечением российского и зарубежного туристического сообщества (бизнеса, СМИ);
— рост использования информационных материалов о туристском потенциале Рязанской области в сети «Интернет», в том числе расширение туристского портала региона и современных мобильных систем;
— участие в федеральных проектах «Русские усадьбы», «Россия - Родина космонавтики», «Моя Россия», «Живые уроки»;
— применение системы выдачи субсидий и грантов в рамках поддержки и развития сферы туризма в регионе;
— оценка и отслеживание состояния отрасли туризма, формирование концепций туристского развития на региональном уровне, осуществление аналитических процедур, социологических опросов и мониторинга [1].
По итогам последних четырех лет величина инвестиций в туристскую индустрию на территории Рязанской области превысила 3,5 млрд рублей. В сфере туризма образовано примерно тысяча рабочих мест тогда, как поток туристов увеличился на 88%. Численность предложений в секторе рекреационного и событийного туризма возросла на 60%. Реализации этих результатов в большинстве своем помогло участие Рязанской области в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» с проектом по организации туристско-рекреационного кластера «Рязанский». На конец 2018 года итоговая величина инвестиционных вложений в деятельность кластера насчитывает свыше 4 млрд рублей, в том числе 77% - ресурсные вливания частных инвесторов, 23% - ресурсы федерального и областного бюджетов.
В 2018 году было окончено осуществление проекта по формированию туристско-рекреационного кластера «Рязанский» по цене свыше 3 млрд рублей. Образовано семь комплексов с целью проведения семейного и активного отдыха, делового туризма, которые имеют разные возможности в интересах одновременного приема больше 1500 гостей. Из-за воплощения в жизнь проекта на сегодняшний день Рязанская область способно выдержать конкурентную борьбу с иными российскими субъектами за право являться площадкой для осуществления крупных мероприятий всероссийского и международного масштаба [3].
В 2019 году деятельность по развитию и расширению инфраструктуры туризма региона продолжится. Основным направлением стал туристский кластер «Касимовский».
В течение несколько лет туристский поток на территории Рязанской области вдвое увеличился, поэтому данный регион включен в федеральную программу по развитию туризма, деятельность которой будет происходить с 2019 по 2025 годы [5].
В интересах формирования грамотного стратегического плана развития туризма региона нужно проводить постоянную оценку рыночного положения и прогнозировать его развитие, что не представляется возможным без правдивых сведений статистики. Исходя из этого Ростуризмом вместе с Росстатом ведется деятельность по созданию современной статистической информации о туризме, которая отвечает международным требованиям.
Список литературы /References
1. Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Рязанской области до 2030 года: [Электронный ресурс]: Постановление № 418 от 25.12.2018: принято Правительством Рязанской области 25.12.2018 // Режим доступа: docs.cntd.ru>document/550304077/ (дата обращения: 23.05.2019).
2. Владыкина Ю.О. Стратегии развития туризма в российских регионах // Сервис в России и за рубежом, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: cyberiemnka.m>Грнти>...-razvitiya-tшrizma-v.../ (дата обращения: 21.05.2019).
3. Рязанцам представили концепцию развития области до 2030 года // Без формата, 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ryazan.BezFormata.com>/ (дата обращения: 20.05.2019).
4. Саранча М.А. Туристский потенциал территории: проблематика определения сущности и структуры // Вестник Удмуртского университета, 2017. № 25. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.../turistskiy-potentsial-territorii-problematika opredeleniya-sus/ (дата обращения: 25.05.2019).
5. Туризм в субъектах Российской Федерации: региональные особенности и перспективы развития // Круглые столы, 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: council.gov.ru>/ (дата обращения: 22.05.2019).