УДК 338(045) © Василенко И. А., 2023
Формирование стратегии развития предприятия
Ирина Андреевна Василенко, студентка факультета экономики и права,
Сочинский государственный университет Сочи, Россия
Irina A. Vasilenko, student, Faculty of Economics and Law, Sochi State University,
Sochi, Russia
АННОТАЦИЯ
В настоящее время в условиях высоких темпов изменения внешних экономических и политических обстоятельств, а также как следствие некой неопределенности и возможности возникновения кризисов актуальной проблемой является формирование стратегии развития предприятий. Ключевую роль в решении стратегических задач играет стратегическое планирование: создание стратегического плана подразумевает под собой четкую программу действий в тех или иных обстоятельствах. В данной статье изучены существующие стратегии развития предприятий, рассматривается классификация фирм по типу стратегического поведения в экономике. В век цифровизации всего общества неизбежным является внедрение инновационных и цифровых технологий, поэтому для компаний есть необходимость в разработке инновационной стратегии развития. Анализ этапов формирования стратегии развития фирмы позволяет грамотно и рационально создать программу функционирования предприятия и в условиях кризиса.
Ключевые слова: стратегия развития предприятия; виды стратегий; формирование стратегии развития; типы предприятий; этапы разработки стратегии; инновационная стратегия; антикризисная стратегия; выбор стратегии
Для цитирования: Василенко И. А. Формирование стратегии развития предприятия. Научные записки молодых исследователей. 2023;11(5):75-84.
Given the current uncertainties and potential crises, the focus is on forming a strategy for enterprise development. Strategic planning plays a key role in solving strategic problems. The forming of a strategic plan implies a clear program of action in certain circumstances. The paper analyzes strategies for enterprise development and classifies firms based on their strategic behavior in the economy. In today's digital age, companies must develop an innovative strategy to incorporate new technologies. Analyzing the stages of a company's development strategy helps create a program for a crisis-stricken enterprise.
Formation of an Enterprise Development Strategy
ABSTRACT
Keywords: enterprise development strategy; types of strategies; formation of a development strategy; types of enterprises; stages of strategy development; innovation strategy; anti-crisis strategy; strategy choice
For citation: Vasilenko I. A. Formation of an enterprise development strategy. Nauchnye zapiski molodykh issledovatelei = Scientific notes of young researchers. 2023;11(5):75-84.
Введение
Для каждого предприятия стратегия развития определяется на основе оценки существующих результатов деятельности компании и подразумевает под собой своего рода комплекс действий, направленных на достижение поставленных целей. Формирование стратегии развития предприятия играет важную роль в адаптации бизнеса к постоянно меняющейся экономической и политической обстановке в стране.
Стратегия развития компании должна учитывать все ее особенности: жизненный цикл предприятия (начало деятельности, становление и рост, зрелость), активность заполнения сегмента рынка, спад и вытеснение конкурентами. Поэтому на каждом этапе стратегия развития регламентирует индивидуальные подходы и методики. В этом и заключается научная новизна исследования: в выявлении особенностей всех этапов разработки стратегий развития предприятий в современных условиях.
Системный характер стратегической деятельности фирмы позволяет достигать максимальной эффективности функционирования предприятия, а оптимальная стратегия его развития является одним из способов повышения конкурентоспособности и достижения желаемой цели. Именно этим и объясняется актуальность темы исследования.
Виды стратегии развития предприятия
Современные стратегии развития бизнеса можно разделить на три основных типа [1, с. 120]:
• Базовая стратегия - описание общего направления развития деятельности предприятия. Здесь отражается, как следует управлять бизнесом, чтобы поддерживать сбалансированный набор товаров и услуг. Это самый сложный уровень принятия решений, так как от них зависит деятельность всего предприятия и его перспективы. Именно на этом этапе согласовы-
вается организационная стратегия, связанная с продуктом.
• Конкурентная стратегия (деловая, бизнес-стратегия) - предназначена для получения преимуществ перед конкурентами в сознании потребителей. Она является дополнением к базовой стратегии, позволяет определить сильные стороны продукта компании и оценить, как они повлияют на рентабельность фирмы. Цель разработки стратегии развития предприятия в данном случае - выявление конкурентного преимущества предприятия.
Стратегия развития компании должна учитывать все ее особенности: жизненный цикл предприятия (начало деятельности, становление и рост, зрелость), активность заполнения сегмента рынка, спад и вытеснение конкурентами.
• Функциональная стратегия - план для каждого из отделов компании. Совокупная реализация таких схем приводит к достижению желаемого результата.
Для успешного развития среднего бизнеса необходимо придерживаться специализации определенной ниши. При этом общая стратегия развития предприятия зависит от таких показателей, как темпы роста рыночной ниши и самой компании. В таком случае рассматриваются следующие типы [2, с. 223]:
1. Стратегия сохранения. Направлена на сохранение существующего положения дел. Иногда компания не имеет финансовых возможностей для расширения или это вовсе не является целесообразным, поэтому важно учитывать, что
Таблица
Предприятия по типу стратегического конкурентного инновационного поведения
Показатель Виоленты Патиенты Эксплеренты Коммутанты
Уровень конкуренции Высокий Низкий Средний Средний
Новизна отрасли Новые, зрелые Зрелые Новые Новые, зрелые
Какие потребности обслуживает Массовые, стандартные Массовые, но нестандартные Инновационные Локальные
Профиль производства Массовое Специализированное Экспериментальное Универсальное мелкое
Размер компании Крупные Крупные, средние и мелкие Средние и мелкие Мелкие
Устойчивость компании Высокая Высокая Низкая Низкая
Расходы на НИОКР Высокие Средние Высокие Отсутствуют
Факторы силы в конкурентной борьбе, преимущества Высокая производительность Приспособленность к особому рынку Опережение в нововведениях Гибкость
Динамизм развития Высокий Средний Высокий Низкий
Издержки Низкие Средние Низкие Низкие
Качество продукции Среднее Высокое Среднее Среднее
Ассортимент Средний Узкий Отсутствует Узкий
Тип НИОКР Улучшающий Приспособительный Прорывный Отсутствует
Сбытовая сеть Собственная или контролируемая Собственная или контролируемая Отсутствует Отсутствует
Реклама Массовая Специализированная Отсутствует Отсутствует
Источник: Стратегии развития предприятия. Генеральный директор. Персональный журнал руководителя. URL: https://www.gd.ru/articles/9584-strategiya-razvitiya (дата обращения: 28.05.2023).
показатели эффективности предприятия могут снизиться из-за изменения потребительских предпочтений или усиления конкуренции.
2. Стратегия поиска «захватчика». Актуально для компаний, не располагающих достаточными финансовыми ресурсами для поддержания своих позиций на рынке. В этом случае единственно правильное решение - найти крупный бизнес, который захочет частично выкупить активы организации. При этом она сохраняет автономию
своих подразделений и имеет возможность продолжать свою деятельность за счет привлечения средств покупателей. Компании могут даже менять владельцев, сохраняя при этом профессиональную деятельность и управленческий персонал.
3. Стратегия лидерства в нише. Имеет смысл в двух ситуациях: если предприятие растет так быстро, что может стать монополистом на рынке и нейтрализовать конкурентов и если организа-
1. PESTLE-анализ Анализ состояния внешней среды на макроуровне и её влияния на будущее
8. Карта целей Разработка логики достижения видения и
создание карты стратегических целей
9. Проекты Разработка состава и сроков персональных проектов по достижению целей
2. SWOT-анализ Анализ внутренней и внешней ситуации в применении к личной стратегии
7. Видение Формулирование вашего будущего состояния (через 5-25 и более лет)
10. Ресурсы Планирование и оптимизация ресурсов, необходимых для реализации проектов
3. Протостратегии
Переработка результатов SWOT-анализа и выработка первичного набора
6. Функционал Функции личности, необходимые для реализации миссии
11. Синхронизация Согласование личной
стратегии с заинтересованными лицами и организациями
4. Бизнес-модель Визуализация деловой модели деятельности личности
5. Миссия Формулирование предназначения и смысла существования
Рис. 1. Этапы разработки стратегии развития
Источник: Инновации в управлении. Стратегия развития предприятия: 9 компонентов эффективности. URL: https://strategium.space/lesson/strategiya-razvitiya-sostoit/ (дата обращения: 29.05.2023).
ция располагает финансовыми ресурсами для того, чтобы активно расти и развиваться.
4. Стратегия выхода за рамки ниши. Эта стратегия будет иметь желаемый эффект только в том случае, если компания готова выйти за свои первоначальные рамки. Компания, ставшая лидером рынка в своей нише, может попытаться завоевать другие сферы бизнеса. Следует помнить, что организациям придется столкнуться с жесткой конкуренцией со стороны тех предприятий, которые уже развивают эти направления. Следовательно, необходимо иметь достаточные ресурсы, чтобы новая стратегия принесла дивиденды.
Стратегии также могут рассматриваться в зависимости от типа стратегического конкурентного поведения фирм: виоленты (львы, слоны, бегемоты); патиенты (лисы); эксплеренты (ласточки); коммутанты (мыши) (см. таблицу).
В основу представленной выше классификации положен биологический подход конкурентного поведения, предложенный российским ученым Л. Г. Раменским. Согласно этому подходу стратегическое поведение можно подразделить на четыре вида [3, с. 340]:
• виолентное, характерно для крупных компаний, занимающихся массовым производством, выходящих на массовый рынок с новой собственной или приобретенной продукцией, опережающих конкурентов за счет массового производства и эффекта масштаба;
• патиентное, заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка за счет эксклюзивного выпуска новых или модернизированных продуктов с уникальными характеристиками;
• эксплерентное, которое означает вступление в рынок с радикально новым (инновационным) продуктом и захватом части рынка;
• коммутантное, состоит в адаптации к условиям спроса местного рынка; заполнении ниши рынка, по тем или иным причинам не занятого «виолентами» и «патиентами»; освоении новых продуктов и услуг после появления новых технологий и их продвижение максимально широкому потребительскому классу.
Необходимо учитывать, что стратегии развития предприятия должны состоять из сочетания нескольких типов. Им необходимо тесно взаимодействовать друг с другом и стремиться
к достижению общих результатов. А также все сотрудники в компании должны понимать, как компания позиционирует себя и чего она хочет достичь. Только действуя в таком русле, возможен успех для предприятия.
Разработка стратегии развития предприятия
Для обеспечения высокого качества стратегии в ее разработке необходимо придерживаться определенных этапов. Конечно, у компаний различных сегментов рынка разные требования к стратегиям развития, однако существует определенная универсальная структура, придерживаясь которой фирмы смогут сформировать для себя стратегию развития (рис. 1).
1. Разработка стратегии начинается с того, что необходимо оценить состояние внешней среды на макроуровне и проанализировать влияние отдельных факторов этой среды на будущее компании. Суть PESTLE-анализа состоит в том, что изучается множество факторов: политические, социальные, экономические, технологические и другие. А также оцениваются тенденции их изменения и степень влияния этих изменений на будущее организации.
2. SWOT-анализ - наиболее известный метод стратегического анализа, позволяющий определить внутренние сильные и слабые стороны деятельности фирмы, а также возможности и угрозы внешней среды.
3. Протостратегии - обобщенные результаты проведенного расширенного SWOT-анализа. На данном этапе вырабатываются так называемые прообразы стратегических решений, прототипы, выявляются конкретные решения тех или иных проблем, что требует подхода, ориентированного на конкретный бизнес.
4. Обычно компании редко перестраивают свои бизнес-модели, зачастую их это заставляет делать постоянно меняющийся рынок. Этот этап разработки стратегии подразумевает под собой анализ старой бизнес-модели и поиск новых бизнес-моделей, ведь экономика не стоит на месте: она развивается вместе с научно-техническим прогрессом, расширяются возможности, меняются предпочтения потребителей.
5. После того как определена целевая бизнес-модель, оценены возможности и угрозы, необходимо определить миссию организации,
т.е. каково ее предназначение, цель существования. Предприятия не могут существовать сами по себе, они вливаются в другие социальные системы, общественные отношения и извлекают из этого прибыль в рамках определенной бизнес-модели. Поэтому миссия для организации является неким связующим звеном с внешней средой. Она задает роль организации в этой внешней среде и в мире.
Необходимо учитывать, что стратегии развития предприятия должны состоять из сочетания нескольких типов. Им необходимо тесно взаимодействовать друг с другом и стремиться к достижению общих результатов.
6. Конкретизировав миссию организации, нужно понять какие действия предпринимать на регулярной основе для реализации своих целей, какие функции, т.е. какой должен быть функционал. А функционал довольно обширное понятие для предприятия, поэтому его необходимо структурировать, обычно это происходит через модели бизнес-процессов.
7. Этап видения подразумевает под собой представление конкретного состояния (целевого) через конкретный промежуток времени. То есть, например, какой представляется положение компании в регионе или в стране через 5-10 лет, фактически это состояние предприятия в будущем.
8. Карта целей является средством, позволяющим создать взаимосвязанную, сбалансированную и логически обоснованную стратегию. Здесь разрабатываются детали, за счет которых будет достигаться желаемое состояние фирмы в будущем. Достигая маленьких целей, компании смогут выйти на главную цель и реализацию видения стратегического развития.
9. На этом этапе происходит непосредственно разработка способов достижения целей (это могут быть стратегические проекты, программы, инициативы). Главное, чтобы все способы были
Определение инновационной стратегии развития
Стратегия лидерства
Стратегия сохранения
Стратегия усиления
Стратегия Стратегия
радикальных активного
преобразований бенчмаркинга
Методы реализации стратегий инновационного развития
непрерывные НИОКР; технологическое лидерство; непрерывное совершенствование инновационного потенциала рационализация; поиск выгодных сфер приложения усилий; организация рискового проекта привлечение инвестиций; совершенствование продукции; обучение персонала слияние с другой организацией; реорганизация; закрытие организации
Повышение инновационной активности
Рис. 2. Инновационные стратегии предприятия
Источник: [5, с. 120].
направлены на достижение стратегических целей, реализацию видения и миссии предприятия.
10. Следует учесть, что ресурсы - это не только финансы, люди, материалы, а более широкое понятие для разработки стратегии развития компании. Ресурсы - это еще и знания, компетенции, отношения с контрагентами, динамические способности. Недостаток ресурсов может повлиять на реализацию стратегии, а значит, необходимо заблаговременно создавать и развивать их для обеспечения достижения стратегических целей.
11. Синхронизация - это процесс согласования и утверждения разработанных стратегий развития. На данном этапе предприятия транслируют разработанную стратегию в нижестоящие или смежные подразделения, особенно если планируется использование и «чужих» ресурсов. При наличии замечаний или расхождений в планах возможны корректировки стратегии.
Таким образом, разработка стратегии развития предприятия является трудоемким процессом и требует к себе большого внимания и детального изучения.
Тем не менее стоит отметить, что при внедрении стратегии развития предприятиям необходимо представленный процесс разработки стратегии лучше адаптировать под конкретные условия компании.
Инновационная стратегия развития предприятия
В условиях жесткой конкуренции все предприятия вынуждены идти в ногу со временем и создавать инновационные стратегии. Для достижения этой цели используются организационные ресурсы и новейшие разработки по конкретным направлениям.
Инновационная стратегия - это двигатель будущего развития компании, характеризую-
щийся новизной и высоким качеством производственной деятельности [4, с. 2].
Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она устанавливает инновационные цели, варианты способов их достижения и источники их финансирования.
Необходимость для компаний в формировании инновационной стратегии развития обуславливается комплексным инновационным преобразованием во всех сферах жизнедеятельности общества.
При формировании инновационной стратегии необходимо учитывать цели предприятия, масштабы и характер деятельности, жизненный цикл инноваций, уровень инновационного развития самого предприятия, а также его научно-техническую политику.
Существует несколько вариантов инновационных стратегий развития предприятия (рис. 2).
Стратегия лидерства наиболее актуальна при высоком уровне инновационного развития, поскольку организация может проводить интенсивные НИОКР, поддерживать и укреплять технологическое лидерство, так как обладает достаточными финансовыми, человеческими, техническими и другими видами ресурсов. Кроме того, благоприятный инновационный климат в будущем поможет компании сохранить свое технологическое лидерство и постоянно повышать уровень инновационного потенциала.
При выборе стратегии лидерства необходимо и целесообразно для бизнеса использовать свои финансовые возможности для обучения сотрудников и приобретения новых основных средств.
Стратегии сохранения соответствует средний уровень инновационного развития. При реализации стратегии сохранения следует применять различные меры для поддержания высокого уровня инновационного потенциала и улучшения среднего уровня. Эта версия стратегии направлена на реализацию таких мер, как рационализация, поиск более выгодных областей для прикладных усилий. Это позволит организации избежать возможных угроз со стороны внешней среды и сохранить инновационный потенциал на прежнем уровне.
Стратегия усиления соответствует кризисному уровню инновационного развития компании, наиболее опасному для фирмы. В данном случае, если предприятию не удается повлиять на
инновационный потенциал для его усиления в ближайшее время, может возникнуть ситуация, когда организация выйдет на низкий уровень инновационного развития, что требует коренной трансформации. При стратегии усиления компаниям необходимо укрепить свой инновационный потенциал в благоприятной среде. Финансовая часть инновационного потенциала может быть увеличена за счет привлечения дополнительных инвестиций, которые в условиях благоприятного климата остаются доступными. Кроме того, следует совершенствовать ценовую политику, совершенствовать используемые технологии, повышать качество продукции.
Стратегия радикальных преобразований характеризуются низким уровнем инновационного потенциала и низкими (или средними) показателями инновационной среды. В такой стратегии бизнес должен приложить огромные усилия, чтобы добиться положительных изменений, которые обеспечат непрерывную работу. Крайним средством этой стратегии является закрытие организации.
Стратегия активного бенчмаркинга предполагает, что организация, изучив опыт конкурирующих отраслей, выявляет наиболее жизнеспособные проекты и адаптирует их к собственным условиям производства. Примером может служить активное заимствование различных методов интернет-маркетинга для увеличения продаж. Многие отечественные компании в настоящее время перенимают эту инновационную стратегию. Практика показала, что этот вид инновационной стратегии является наиболее успешной реализацией и приносит ощутимый экономический эффект.
Таким образом для успешного достижения целей предприятия необходимо делать выбор в пользу той стратегии, которая более подходит для использования ресурсов в конкретной ситуации.
Определение инновационной стратегии развития и выбор методов ее реализации для компании будет одним из пунктов повышения ее инновационной активности. А в век цифрови-зации практически всех сфер общества данная тенденция является особо актуальной.
Принятие специального комплекса мер по использованию инновационного потенциала может обеспечить предприятиям долгосрочные
с •Детальный )
поквартальный анализ
не менее чем за 3 года
до отчетной даты,
а лучше с момента 1. Полный финансовы
образования фирмы
V Ш
•Определяется финансовый анализ текущего состояния предприятия
Рис. 3. Стадии выбора антикризисной стратегии фирмы
Источник: [7, с. 1].
стабильные рынки сбыта и поспособствует наиболее эффективному управлению развитием компании.
Приемлемость любой стратегии выражается эффективностью деятельности фирмы, что проявляется в величине прибыли, продаж и рентабельности. Стратегия инновационного развития организации должна устанавливать наилучшую последовательность действий в общей сфере, устанавливать новую систему управления, обновлять производство и т.д., а также контролировать и корректировать выполнение запланированных мероприятий на постоянной основе.
Антикризисная стратегия развития предприятия
В современных условиях экономической и политической нестабильности предприятиям следует обратить внимание на формирование антикризисных стратегий развития.
Антикризисная стратегия представляет собой программный документ, в котором определены цели, ресурсы, а также технология решения задач по выводу организации из кризиса.
Антикризисные стратегии бывают следующих видов [6, с. 204]:
1. Восстановительная - своевременное обнаружение и устранение источников конкуренции и финансовых недостатков предприятия.
2. Стратегия активного приспособления - в ее основе лежит создание нового уникального товара или вытеснение конкурентов с аналогичными товарами.
3. Стратегия консервативного поведения -означает поддерживать и развивать позиции на рынке за счет обновления ассортимента продукции и технологии производства.
На формирование антикризисной стратегии влияет наступающий или наступивший кризис, особенности законодательства, внутренняя и внешняя среда, отражающаяся на деятельности конкретной организации.
Для правильного выбора антикризисной стратегии необходимо следовать определенным этапам (рис. 3).
При корректном выборе стратегии развития в кризисный период для предприятия необходимо произвести глубокий анализ деятельности фирмы и всесторонне изучить пути решения проблем. От того, насколько четко будет проведена оценка и правильно выбрана стратегия, будет зависеть дальнейшее развитие фирмы.
Антикризисные стратегии могут включать несколько направлений: снижение затрат, ликвидация определенных отделов, сокращение производства, привлечение дополнительных ресурсов и т.д. В любом случае этот комплекс мер даст положительный результат только при условии правильной реализации выбранной антикризисной стратегии.
Реализация антикризисной стратегии проходит в несколько стадий. В первую очередь утверждается определенная стратегия и согласовывается с целями компании. Далее происходит информирование персонала и подготовка к эффективной реализации антикризисной стратегии. Следующим этапом будет обеспечение необходимого уровня денежных средств для реализации выбранной стратегии. И последний этап - это приведение всех процессов организации на уровень в соответствии с назначенной стратегией.
Важно в ходе реализации антикризисной стратегии обеспечить постоянный контроль, так как могут возникнуть некоторые препятствия, которые необходимо будет оперативно решить, например нехватка ресурсов или сложности с персоналом.
Антикризисная стратегия - это программа, требующая обширного анализа и проработки. Антикризисные стратегии позволяют подготовиться к кризисным ситуациям, распознать природу слабых сигналов развития кризиса, уменьшить количество тактических ошибок, уверенно решать проблемы, которые могут привести к будущими последствиями, разрабатывать и использовать эффективные методы управления,
находить положительные моменты в сложных кризисных ситуациях.
Выводы
В современном обществе для любого предприятия необходимым является формирование стратегии развития. Данная программа должна включать в себя текущую задачу фирмы (направление новой политики); следующую задачу (применение инновационных технологий или антикризисных мер для эффективной деятельности компании на рынке); будущую задачу (увеличение технологического уровня производства продукта, переход на новый уровень производства).
Конечно, фирмы подбирают стратегию под свои существующие положения и обстоятельства, однако следует учесть, что на деле организация может использовать несколько разных стратегий развития одновременно, особенно, если это многоотраслевая компания. Или же имеет место быть последовательное применение разных стратегий, так как современный рынок не создает условий для выбора одной стратегии: общество не стоит на месте, а развивается, и, как следствие, меняются условия функционирования предприятий.
Стратегический план поможет установить четкие цели, которые проиллюстрируют, как компания будет достигать своей миссии и видения в течение ближайших лет. Именно поэтому для любого предприятия важна грамотно составленная стратегия развития, в том числе если это касается инновационной или антикризисной стратегии.
Список источников
1. Абрамов В. С., Абрамов С. В. Стратегический менеджмент в 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание. Абрамов В. С. ред. М.: Издательство Юрайт; 2021. 270 с. URL: https://urait.ru/bcode/520203 (дата обращения: 28.05.2023).
2. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: понятия, концепции, инструменты принятия решений. М.: ИНФРА-М; 2019. 320 с.
3. Попов С. А. Актуальный стратегический менеджмент. Видение - цели - изменения. М.: Издательство Юрайт; 2021. 447 с.
4. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. Глава 6. Инновационная стратегия. Виды инновационных стратегий. URL: https://www.monographies.ru/ru/book/section?id=3771#:~: text=%D0%98%D0%BD%D0%BD%D0%BE% D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D 1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%2D%20%D1%8D%D1%82%D0%BE%20 %D0%BE%D0%B4%D0%BD%D0%BE%20%D0%B8%D0%B7,%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B
0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D1%87%D0%-B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D0%B9%20 %D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%B8%20 %D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D1%8F (дата обращения: 29.05.2023).
5. Соклакова И. В., Санталова М. С., Борщева А. В. и др. Стратегический менеджмент: российский и зарубежный опыт. Монография. 2-е изд. М.: Дашков и К; 2021. 246 с.
6. Троенко В. О. Разработка стратегии развития организации. Молодой ученый. 2019;41(279):204-207.
7. Андреев Е. Е. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Формирование антикризисной стратегии предприятия (организации). URL: http://www.jurnaL.org/articLes/2016/ekon108.htmL (дата обращения: 29.05.2023).
References
1. Abramov V. S., Abramov S. V. Strategic management in 2 hours. Part 1. Essence and content. Abramov V. S. ed. Moscow: Yurayt Publishing House; 2021. 270 p. URL: https://urait.ru/bcode/520203 (accessed on 28.05.2023). (In Russ.).
2. Markova V. D., Kuznetsova S. A. Strategic management: Theory, concepts, decision-making tools. Moscow: INFRA-M; 2019. 320 p. (In Russ.).
3. Popov S. A. Current strategic management. Vision - goals - changes. Moscow: Yurayt Publishing House; 2021. 447 p. (In Russ.).
4. Agarkov S. A., Kuznetsova E. S., Gryaznova M. O. Innovation management and state innovation policy. Chapter 6. Innovation strategy. Types of innovative strategies. URL: https://inLnk.ru/NDgXZn (accessed on 29.05.2023). (In Russ.).
5. SokLakova I. V., SantaLova M. S., Borscheva A.V. et aL. Strategic management: Russian and foreign experience. Monograph. 2nd ed. Moscow: Dashkov and K; 2021. 246 p. (In Russ.).
6. Troenko V. O. DeveLopment of an organization growth strategy. Molodoj uchenyj = Young scientist. 2019;41(279):204-207. (In Russ.).
7. Andreev E. E. JournaL of scientific pubLications of graduate and doctoraL students. Formation of an anticrisis strategy for a company. URL: http://www.jurnaL.org/articLes/2016/ekon108.htmL (accessed on 29.05.2023). (In Russ.).