Научная статья на тему 'Формирование стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы на основе оценки инновационной привлекательности'

Формирование стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы на основе оценки инновационной привлекательности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
429
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ / СТРАТЕГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яшин С. Н., Зубояров О. Р.

В статье представлен процесс формирования стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы на основе оценки инновационной привлекательности. Обоснованы границы инновационной активности предприятия, состоящие из факторов, сдерживающих внедрение нововведений и оказывающих благоприятное воздействие на внутреннюю среду. Приведена оценка критериев инновационной привлекательности предприятия. Изложены результаты оценки деятельности предприятия, осуществляющего разработку стратегии инновационного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Яшин С. Н., Зубояров О. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы на основе оценки инновационной привлекательности»

Инновационное развитие

УДК 330.322.2

ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ

НА ОСНОВЕ ОЦЕНКИ ИННОВАЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ

С. Н. ЯШИН, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления инновационной деятельностью Е-mail: [email protected] Нижегородский государственный технический университет им. Р. Е. Алексеева О. Р. ЗУБОЯРОВ, аспирант кафедры менеджмента и маркетинга

Е-mail: lokonn@mail. т Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет

В статье представлен процесс формирования стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы на основе оценки инновационной привлекательности. Обоснованы границы инновационной активности предприятия, состоящие из факторов, сдерживающих внедрение нововведений и оказывающих благоприятное воздействие на внутреннюю среду. Приведена оценка критериев инновационной привлекательности предприятия. Изложены результаты оценки деятельности предприятия, осуществляющего разработку стратегии инновационного развития.

Ключевые слова: инновационная деятельность, инновационное развитие, инновационная привлекательность, эффективность инноваций, стратегия.

В условиях международного разделения труда одной из важных сфер в России является национальная металлургическая промышленность. Продукция российской металлургии составляет значительную долю в мировом производстве и торговле металлами. По подсчетам Росстата, за 2011 г. металлургическими предприятиями РФ произведено 54,3 млн т проката черных металлов и выплавлено 62,5 млн т стали. Доля России в мировом производстве стали составляет 4,74 % (5-е место). При этом из общего объема производства проката черных металлов экспортировалось 45,3 %, что составляет 24,6 млн т, или около 10 % мировой торговли (1-е место).

Однако в общем объеме только 5,5 % российской промышленной продукции является инновационной.

Инновация (нововведение) — это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

В соответствии со стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. «Инновационная Россия — 2020» перед страной ставятся амбициозные, но достижимые цели долгосрочного развития:

— обеспечение высокого уровня благосостояния населения;

— закрепление геополитической роли России как одного из глобальных лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня.

Единственно возможный способ достижения этих целей—переход экономики на инновационную, социально ориентированную модель развития [1].

Подобная постановка задачи означает необходимость формирования экономики лидерства и инноваций. Ее количественные параметры:

— занятие к 2020 г. существенной доли (5— 10 %) на глобальных рынках высокотехнологичных и интеллектуальных услуг по 5—7 позициям;

— увеличение в полтора раза доли высокотехнологичного сектора в валовом внутреннем продукте (с 13 до 17—18 %);

— увеличение в 5—6 раз доли инновационной продукции в выпуске промышленности, в 4—5 раз — доли инновационно активных предприятий (с 9,4 до 40—50 %).

Согласно Стратегии развития металлургической промышленности России на период до 2020 г. реализация инновационного сценария в развитии металлургической промышленности характеризуется обеспечением растущего спроса на металлопродукцию в необходимых номенклатуре, качестве и объемах поставок металлопотребляющим сферам на внутренний рынок (с учетом перспектив их развития), на рынок стран СНГ и мировой рынок. Это в свою очередь будет способствовать развитию новых технологий и производству высокотехнологичных видов продукции [2].

В этих условиях предприятия металлургической промышленности России могут конкурировать лишь на основе стратегии инновационного развития.

Многие вопросы, касающиеся процесса формирования стратегии инновационного развития, все еще требуют совершенствования и теоретического

обоснования. Особенно остро данная проблема встает в современных условиях функционирования предприятий металлургической промышленности РФ. Актуальность ее исследования в разрезе металлургической сферы не вызывает сомнений.

Для осуществления эффективной инновационной деятельности должны быть отлажены механизмы, регулирующие процессы разработки, внедрения и распространения нововведений, т. е. необходима благоприятная среда для инноваций как на макроуровне, так и на уровне предприятия.

Предлагается усовершенствовать схему процесса разработки стратегии инновационного развития путем конкретизации и добавления отдельных этапов для ее формирования металлургическими предприятиями (рис. 1).

Данная схема для таких предприятий является универсальной. Основные блоки подходят также для предприятий любой другой сферы, осуществляющих формирование стратегии инновационного развития.

На основе анализа внешней и внутренней среды предприятия выявляется и оценивается его инновационная активность. После оценки этой активности формулируются стратегические альтернативы, из которых выбирается оптимальная стратегия инновационного развития.

Границы инновационной активности (рис. 2) определяют принятие инновационных решений, на основе которых формируется стратегия инновационного развития предприятия, т. е. согласованная совокупность инновационных решений, оказывающих определенное воздействие на деятельность предприятия и имеющих долгосрочные и нередко необратимые последствия.

Влияющие на инновационную активность факторы образуют инновационную среду и являются границами инновационной активности предприятия.

1. Доля персонала, занятого в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах ДПниокр определяется по следующей формуле:

ДПШ

ЧП н

ЧП с

100 %,

где ЧП — численность персонала, занятого в сфереГНиОКР;

ЧПср — средняя численность персонала. Данный показатель указывает на долю персонала, занимающегося непосредственно разработкой новой продукции и технологий, производственным

1. Определение миссии предприятия

Определить участников создания миссии; установить сроки и время, работы над миссией; создание текста миссии; выработка стиля оформления;

разработка программы ознакомления персонала предприятия с текстом миссии

9. Оценка и мониторинг эффективности реализованной инновационной стратегии

2. Оценка, анализ экономического и инновационного потенциала металлургического предприятия, оценка инновационной активности предприятия

2.1 Анализ внешней среды

Состояние рынка металлопродукции и положение предприятия на рынке; уровень инфляции и платежеспособность спроса; тенденции развития экономики страны; положение поставщиков; процент ставки по кредиту;

государственная инновационная политика

I

2.2 Анализ внутренней среды

Финансовые возможности предприятия;

состояние технической и технологической базы;

инвестиционная привлекательность предприятия;

кадры (сталевары, разливщики канав, операторы); стратегические цели; темпы обновления продукции и производства;

уровень долговых обязательств; уровень оборотных средств; готовность к инновационному развитию

3. Формирование принципов и стратегических целей инновационного развития предприятий металлургической сферы

Рост объемов производства и потребления металлопродукции;

повышение качественных, характеристик продукции и совершенствование ее сортамента; увеличение доли продукции, поставляемой на экспорт;

наличие импортных поставок; ресурсосбережение и снижение негативного экологического воздействия на фоне повышения стоимости энергоресурсов и требований к охране окружающей среды; выход предприятий на IPO; приобретение предприятиями активов смежных металлопотребляющих сфер и объектов инфраструктуры (энергетические мощности, порты и так далее);

укрупнение предприятий-производителей и выход их за пределы России в русле глобализации мировой экономики

4. Планирование инновационной стратегии, разработка и анализ инновационных стратегических альтернатив

Покупка лицензий; имитация инноваций; формирование стратегических альянсов;

слияние и поглощение инновационных предприятий; реализация единичных инновационных проектов; системное инновационное развитие

Анализ результатов реализованной инновационной стратегии в целом, эффективности принятых и выполненных инновационных и экономических решений; корректировка стратегических целей инновационного развития; учет возможных недочетов при разработке последующих стратегий инновационного развития и формирования будущей инновационной политики

8. Реализация инновационной стратегии

Создание прототипа; выработка технологии, способов, методов производства и ноу-хау;

обеспечение патентно-лицензионной защиты; эксплуатация объекта, выпуск инновационной продукции; продажа лицензий

7. Оценка эффективности выбранной инновационной стратегии, формирование бюджета инновации, принятие решения о реализации

Финансово экономическое планирование, показывающее источники формирования и использования денежных средств для целей реализации разработанной инновационной стратегии;

оценка инновационного потенциала предприятия в отношении достаточности у него ресурсов для эффективного обеспечения текущей производственной и стратегической инновационной деятельности

6. Разработка стратегических планов подразделений предприятия, планирование организаци-онно-структурных изменений

Разработка системы планов для каждого подразделения предприятия и проведение технико-экономического и организационно-технического обоснования выбранной инновационной стратегии по срокам, ресурсам и исполнителям; проведение тщательной пофункциональней оценки разработанной инновационной стратегии (поиск резервов повышения эффективности инновационной стратегии и снижения инвестиционных затрат)

5. Отбор инновационной стратегии

Анализ инновационных стратегий; выбор из альтернативных инновационных стратегий наиболее приемлемой для деятельности предприятия

Рис. 1. Схема процесса формирования стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы

ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА

Доля персонала, занятого в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах

Уровень освоения новой техники

Степень освоения новой продукции

Гуанины инновационной активности

ПРЕДПРИЯТИЕ

О

ПРИНЯТИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РЕШЕНИЙ

Граниий инноваииднной активности- - -___

Доля материальных ресурсов предприятия, используемых для НИОКР

Степень обеспеченности предприятия интеллектуальной собственностью

Инновационный потенциал предприятия

Рис. 2. Границы инновационной активности предприятия

и инженерным проектированием, другими видами технологической подготовки производства для выпуска новой продукции или внедрения новых услуг, по отношению к среднесписочному составу всех работников, числящихся на предприятии.

2. Уровень освоения новой техники УО определяется по следующей формуле: ОФв

УО =

н.т

ОФс

100 %,

где ОФвн — стоимость внедренных в текущем году основных фондов;

ОФсрг — среднегодовая стоимость основных фондов предприятия.

3. Степень освоения новой продукции НП определяется по формуле:

НП = 100 %,

общ

где Внп — выручка от продажи новой или усовершенствованной продукции и продукции, изготовленной с использованием новых или улучшенных технологий; Вобщ — выручка от продажи всей продукции. Показатель НП говорит о доле выручки от реализации новой продукции в общей прибыли предприятия.

4. Доля материальных ресурсов предприятия, используемых для НИОКР, ДМниокр определяется

по формуле: ДМР

ниокр

где МР —

^ ниокр

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= МРниокр 100 %,

МР общ

стоимость материальных ресурсов,

в себя расходы, относящиеся к созданию новой или усовершенствованию производимой продукции (товаров, работ, услуг), а также затраты на создание новых или усовершенствование применяемых технологий, методов организации и управления;

МРобщ—общая стоимость материальных ресурсов, которая включает в себя сырье и материалы, запасные части, топливо и энергию, инструмент, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы. 5. Степень обеспеченности предприятия интеллектуальной собственностью Оис определяется по формуле: ИС

О =-100 %,

ис ВА '

где ИС — интеллектуальная собственность предприятия, которая включает в себя изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, правами на которые являются лицензии на использование изобретений, документы исключительного права, патенты и свидетельства о регистрации; ВА — сумма внеоборотных активов, которая включает в себя основные средства, незавершенное строительство, доходные вложения в материальные ценности, долгосрочные финансовые вложения.

Данный показатель указывает на долю интеллектуальной собственности в общей сумме нематериальных активов предприятия.

6. Инновационный потенциал предприятия ИП определяется по формуле:

ИП инн

ИП = -

100 %,

используемых для НИОКР, которая включает

ИП общ

где ИПинн — стоимость инвестиционных проектов инновационного характера; ИПобщ — общая стоимость всех инвестиционных проектов предприятия. Инновационный потенциал предприятия отражает долю инвестиционных проектов инновационного характера в общей стоимости всех инвестиционных проектов.

На основе анализа границ инновационной активности предприятия для активизации инновационной

Рис. 3. Порядок оценки инновационной привлекательности предприятия

деятельности разрабатывается и осуществляется комплекс мероприятий по нейтрализации воздействия сдерживающих факторов, а также ведется оценка инновационной привлекательности предприятия.

Инновационная привлекательность — это совокупность характеристик, определяющих способность предприятия к осуществлению деятельности по созданию и практическому использованию нововведений. Она формируется из двух основных составляющих:

— инновационного потенциала материальных ресурсов;

— интеллектуального потенциала.

Возможности инновационного развития предприятия определяются уровнем инновационной привлекательности. Инновационная привлекательность является важным условием привлечения свободных средств инвесторов для устойчивого развития предприятий.

Оценка инновационной привлекательности предприятия осуществляется в несколько этапов (рис. 3).

Оценка выявленных критериев инновационной привлекательности предприятия проводится на основе поэлементной оценки влияния следующих факторов:

1) факторы, характеризующие эффективность инновационной политики (инновационная политика предприятия представляет собой определенные руководством предприятия и его научно-техническими подразделениями цели инновационной стратегии);

2) факторы, характеризующие деятельность, направленную на повышение эффективности управления инновационной деятельностью (внешние и внутренние факторы).

Агрегация оценок отдельных экспертов, имеющих большой опыт теоретических исследований и практической работы в металлургической сфере, в общую оценку производится методом экспертной

классификации. Вербальные названия для градаций порядковой шкалы выбирались такие, чтобы они примерно одинаково трактовались всеми участниками экспертизы. Преимуществами экспертной классификации являются:

— простота проведения;

— относительно небольшая стоимость;

— возможность осуществлять экспертную оценку десятков и даже сотен объектов.

Для оценки влияния факторов на предприятие была выбрана шкала: положительное влияние, отрицательное влияние.

Результаты экспертных оценок по каждому фактору согласовываются с количеством положительных ответов в процентах от общего количества ответов. Им присваивается определенное цифровое значение:

— «0» — не более 33 % положительных ответов экспертов;

— «0,5» — 34—66 % положительных ответов;

— «1» — 67—100 % положительных ответов.

Затем оценку инновационной привлекательности предприятия Ипр при формировании инновационной стратегии предлагается проводить по следующей формуле:

И=

пр

О + О +О

О

100 %,

общ. макс

где Оип—оценки эффективности инновационной политики предприятия, полученные от экспертов; Овнеш — оценки внешних факторов, воздействующих на предприятие, полученные от экспертов;

Овнутр — оценки внутренних факторов предприятия, полученные от экспертов; Ообщ макс — сумма максимально возможных вариантов оценок эффективности инновационной политики предприятия, внешних и внутренних факторов.

Таблица 1

Оценка инновационной привлекательности предприятия

Уровень инновационной привлекательности Критерии оценки, % Краткая характеристика

Низкий Менее 30 от максимально возможной величины Осуществляемая предприятием деятельность по инновационному управлению фрагментарна и в целом неэффективна

Средний 30—50 Осуществляемая предприятием деятельность по инновационному управлению в целом удовлетворительна, но требует дальнейшего развития и совершенствования

Высокий 50—70 Осуществляемая предприятием деятельность по инновационному управлению в целом достаточно эффективна, и при этом имеются возможности для ее улучшения

Очень высокий Более 70 Осуществляемая предприятием деятельность по инновационному управлению высокоэффективна, сама организация может рассматриваться как лидер в области инновационного менеджмента

Суммирование полученных результатов по всем критериям позволяет получить итоговую оценку инновационной привлекательности предприятия при формировании стратегии инновационного развития (табл. 1).

Приведенная оценка позволяет рассчитать количественные уровни инновационной привлекательности предприятия и определить целесообразность формирования и реализации инновационной стратегии развития.

Предлагаемые критерии оценки могут использоваться при проведении программ как внешнего, так и внутреннего аудита предприятия с разработкой по результатам оценки рекомендаций и предложений по изменению стратегии инновационного развития.

В ходе исследования были проанализированы три крупнейшие металлургические предприятия Нижегородской области: ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Русполимет», ООО «Нижегородский металлообрабатывающий

завод», осуществляющие разработку стратегии инновационного развития.

Основными критериями при выборе предприятий для анализа стали:

— срок функционирования на российском рынке — не менее четырех лет;

—объем основных средств—не менее 10 млн руб. Выбор данных критериев обусловлен результатами исследований, обозначенными в экономической литературе [3].

В качестве примера проанализируем состояние ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» на основе данных из официальной финансовой отчетности предприятия (бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках) за 2009—2011 гг.

Показатели границ инновационной активности ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод», в рамках которых функционирует предприятие, представлены в табл. 2.

Таблица 2

Показатели границ инновационной активности металлургического предприятия в 2009—2011 гг.

Показатель 2009 2010 2011 Изменения (+; —) Темп роста, %

Доля персонала, занятого в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах ДПниокр 6,8 7,7 8,8 +2,0 29,4

Уровень освоения новой техники УО н.т 5,6 6,0 7,5 +1,9 34,8

Степень освоения новой продукции НП 12,9 14,2 16,2 +3,3 25,5

Доля материальных ресурсов предприятия, используемых для НИОКР ДМР ^ ^^ ниокр 6,5 6,5 7,9 +1,4 21,5

Степень обеспеченности предприятия интеллектуальной собственностью Ои с 5,2 5,5 6,2 +1,0 19,2

Инновационный потенциал предприятия ИП 20,5 24,1 25,3 +4,8 23,4

Таблица 3 Оценка инновационной активности предприятия

Уровень инновационной Критерии оценки (среднее

активности значение темпа роста), %

Низкий Менее 25

Средний 25—50

Высокий 50—75

Очень высокий Более 75

В зависимости от среднего значения темпа роста (по рассчитанным показателям границ инновационной активности) возможны следующие варианты оценки (табл. 3).

Результаты расчета показателей границ инновационной активности ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» позволяют говорить о том, что за 2009—2011 гг. уровень инновационной активности — средний.

Для проведения оценки деятельности металлургического предприятия привлекались эксперты, имеющие большой опыт теоретических исследований и практической работы в металлургической сфе-

ре (руководители и специалисты ОАО «Выксунский металлургический завод», ОАО «Русполимет», ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод»). Работа высококвалифицированных экспертов дает высокую достоверность, которая является достаточной для экономических исследований и выводов.

Произведем оценку инновационной привлекательности ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» на основе экспертных оценок, представленных в табл. 4.

= 2 + 3 + 3,5 100 % = 47,2 %. пр 18

Осуществляемая ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» деятельность по инновационному управлению в целом удовлетворительна, но требует дальнейшего развития и совершенствования. Уровень инновационной привлекательности — средний (согласно данным табл. 1).

В зависимости от полученной оценки инновационной активности и инновационной привлекательности ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» была выбрана стратегия

Таблица 4

Оценка инновационной привлекательности металлургического предприятия

Показатель Оценка экспертов

Инновационная политика предприятия: — публичное декларирование основных принципов инновационной деятельности предприятия (декларирование инновационной политики) — наличие и обоснование предприятием целей, направленных на развитие инновационных процессов непрерывного из года в год улучшения достигнутых результатов инновационной деятельности там, где это возможно — использование предприятием программ и методов внешнего и внутреннего аудита для оценки достигнутых результатов и дальнейшего развития инновационной деятельности — деятельность предприятия в области сертификации продукции — оценка и анализ издержек предприятия, связанных с инновационной деятельностью — использование предприятием результатов и планов инновационной деятельности при работе с инвесторами 2

0

0

0,5

0

1

0,5

Внешние факторы: — экономическая ситуация в отрасли — уровень конкуренции — зависимость от покупателей — месторасположение предприятия с учетом сырьевых источников — зависимость от поставщиков — общественное мнение, экологическая ситуация 3

0,5

1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,5

0,5

0,5

0

Внутренние факторы: — финансовое положение предприятия, финансирование инновационной деятельности — доходность инновационной деятельности — соответствие инновационного плана стратегическим задачам — научно-технический потенциал предприятия — уровень инновационной активности — использование новых технологий 3,5

0,5

0,5

0

1

1

0,5

Максимально возможные варианты оценок по всем показателям 18

последователя, которая предполагает внедрение улучшающих технологий. Затем из альтернативных инновационных стратегий отбиралась наиболее приемлемая для деятельности предприятия. На основании исследований ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» принята стратегия инновационного развития продукции электросталеплавильного производства на 2012—2016 гг., которая предполагает решение задачи роста предприятия за счет разработки улучшенной продукции. Реализовываться она будет на уже освоенном рынке металлургии. Внедряемое оборудование и проводимая модернизация позволят увеличить объем производства стали в 3 раза и изготавливать товарные слитки, удовлетворяющие требованиям стандартов ЕЫ (Евросоюз), AISI (США) и JIS (Япония). Европейский рынок спецсталей очень консервативен. Наиболее эффективно внедриться в него можно, поставляя продукцию для дальнейшей реализации известным металлургическим предприятиям.

Стратегия инновационного развития ООО «Нижегородский металлообрабатывающий завод» на 2012—2016 гг. предполагает реализацию следующих нововведений.

1. Внедрение установки печь-ковш, которая позволит разделить два процесса в выплавке стали. Сначала металл расплавляется в дуговой сталеплавильной печи и продувается кислородом. Затем переливается в сталеразливочный ковш и подается на установку внепечного рафинирования, где происходит раскисление металла. Потом добавляются необходимые легирующие вещества. Такая технология позволяет более качественно проводить обе операции и сократить суммарное время плавки с 4 до 2—2,5 часов.

2. Чтобы довести качество стали до мировых стандартов, на предприятии будет установлен вакуумный насос, который станет использоваться при доведении металла в печи-ковше. Это вакууматор нового типа. В настоящее время аналогов в России

он не имеет. Вакуумирование стали позволит выпускать металл для европейского рынка.

3. Проведение трансформации печи в установку печь-ковш, имеющую в своем составе стенды вакуумной и комплексной внепечной обработки стали. Модернизация участка разливки слитков и оборудование его специальной разливочной платформой. Перечисленное оборудование необходимо для производства продукции, удовлетворяющей высоким требованиям покупателей к качеству товарных слитков из специальных марок сталей, а также снижения себестоимости производства данного вида продукции.

В целом в настоящее время в металлургической промышленности России все больше предприятий осознают огромную роль инноваций в успешной организации своей деятельности, завоевании новых рынков.

Приведенный процесс формирования стратегии инновационного развития предприятий металлургической сферы на основе оценки инновационной привлекательности позволяет решить высшему руководству, какие ключевые этапы требуют дополнения и усовершенствования. При разработке каждой инновационной стратегии появляется возможность на корпоративном уровне анализировать и учитывать цели и задачи инновационного развития и своевременно осваивать новые технологии.

Список литературы

1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г.: утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 № 2227-р.

2. Стратегия развития металлургической промышленности России на период до 2020 г.: утверждена приказом Минпромторга России от 18.03.2009 № 150.

3 . Яшин С. Н., Кошелев Е. В. Финансовый и инвестиционный анализ инноваций: учеб. пособие. Нижний Новгород. 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.